Научная статья на тему 'Формирование мотивационной готовности будущих специалистов в области информационных технологий к межпрофессиональному взаимодействию'

Формирование мотивационной готовности будущих специалистов в области информационных технологий к межпрофессиональному взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / INTERPROFESSIONAL INTERACTION / IT-EXPERTS / MOTIVATIONAL READINESS FOR INTERPROFESSIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лежнева Мария Сергеевна

Дается авторское определение понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию», выделяется ее структура применительно к специалистам в области информационных технологий (ИТ-специалистам), дается анализ ФГОС ВПО в аспекте формирования мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов, определяются особенности организации педагогического содействия этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лежнева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF FUTURE INFORMATION TECHNOLOGIES EXPERTS FOR INTERACTION

Author’s definition of the notion «motivational readiness for interprofessional interaction» is given. Its structure concerning IT-experts is singled out. The analysis of new Federal State Educational Standards of higher professional education in the aspect of forming motivational readiness of future IT-experts is made. Peculiarities of organizing pedagogical assistance in this process are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационной готовности будущих специалистов в области информационных технологий к межпрофессиональному взаимодействию»

УДК 378.03+378.016:004 ББК Ч481.23

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

М.С. Лежнева

Челябинский государственный университет, филиал в г. Троицке

FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF FUTURE INFORMATION TECHNOLOGIES EXPERTS FOR INTERACTION

M. Lezhneva Troitsk branch of Chelyabinsk State University

Дается авторское определение понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию», выделяется ее структура применительно к специалистам в области информационных технологий (ИТ-специалистам), дается анализ ФГОС ВПО в аспекте формирования мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов, определяются особенности организации педагогического содействия этому процессу.

Ключевые слова: межпрофессиональное взаимодействие, специалисты в области информационных технологий, мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию.

Author’s definition of the notion «motivational readiness for interprofessional interaction» is given. Its structure concerning IT-experts is singled out. The analysis of new Federal State Educational Standards of higher professional education in the aspect of forming motivational readiness of future IT-experts is made. Peculiarities of organizing pedagogical assistance in this process are determined.

Keywords: interprofessional interaction, IT-experts, motivational readiness for interprofessional interaction.

Успешность развития отечественной экономики во многом зависит от реализации крупных многофункциональных проектов, в выполнении которых ведущую роль играют специалисты в области информационных технологий (ИТ-специалисты). По мнению многих ученых и практиков [6], эффективность выполнения таких проектов зависит от готовности ИТ-специалистов к профессиональному взаимодействию с представителями других специальностей, и особенно от их мотивационной готовности к такому взаимодействию.

Неслучайно в Государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС ВПО) данной проблеме уделяется особое внимание.

Она находит свое отражение в таких компетенциях, как: способность в составе научноисследовательского и производственного кол-

лектива решать задачи профессиональной деятельности (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5); способность взаимодействовать и сотрудничать с профессиональными сетевыми сообществами и международными консорциумами, отслеживать динамику развития выбранных направлений области информационных технологий (ПК-6); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-8) и других [9]. Однако конкретных рекомендаций по поводу того, как именно и в рамках каких дисциплин должно происходить формирование данных компетенций в ФГОС ВПО, не содержится.

Прежде чем рассмотреть особенности организации педагогического содействия фор-

мированию мотивационной готовности к меж-профессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий, мы считаем необходимым уточнить, что в исследовании мы в качестве рабочих принимаем следующие определения.

Взаимодействие - одна из сторон общения, характеризующая организацию совместной деятельности [1, 3]. Межпрофессиональ-ное взаимодействие мы рассматриваем, опираясь на работы В.А. Маликовой [5], как интеграцию индивидуальной деятельности специалистов различных специальностей в динамическую целостность на основе общих целей и ценностей, обеспечивающую решение сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства. Мотивация рассматривается нами как совокупность устойчивых мотивов, определяющаяся содержание, направленность и характер деятельности личности, а мотив - как устойчивая характеристика личности, определяющая её активность [4]. Готовность, опираясь на труды Д.Н. Узнадзе [8], рассматриваем как качество личности, определяющее устойчивость деятельности человека в поли-мотивированном пространстве.

Исходя из этого, готовность к межпро-фессиональному взаимодействию определяется нами как качество личности, способствующее продуктивной интеграции индивидуальной деятельности специалистов различных сфер деятельности при решении сложных, многоаспектных проблем в межпредметных областях науки и производства. Мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию понимается как качество личности, определяющее направленность и характер её действий при решении сложных, многоаспектных проблем в межпредметных областях науки и производства на основе интеграции деятельности специалистов различных профессий. Следует заметить, что мотивационная готовность рассматривается нами как более сложный конструкт, чем мотивация, содержащий в своей структуре не только установочный, но и когнитивный, личностный и деятельностный компоненты.

Для уточнения понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов» и выявления содержания компонентов мотивационной готовности применительно к теме исследования мы выделили качества ИТ-специалистов, в большей степени значимых для нашего исследо-

вания. При этом мы опирались на анализ работ в интересующей нас области [2, 6, 7], а также опыт общения с представителями профессий, связанными с информационными технологиями:

- высокий уровень интеллекта, в ряде случаев приводящий к осознанию собственной уникальности; погруженность в собственные интеллектуальные переживания, отношение «свысока» к «неумелым пользователям»; стремление создать свой мир в пределах компьютерной среды;

- высокая «погруженность» в профессию, создающая особую среду, для которой характерна специфическая терминология и юмор, определяющая стремление измерить все через компьютерные аналогии;

- недостаточно высокие профессиональные коммуникативные качества, «дополненные» такими характеристиками, как радикализм, низкая нормативность поведения, нонконформизм, определяют предпочтение общения с компьютером, а не с человеком;

- высокий уровень логического мышления, осознанной регуляции своей деятельности, внутренний локус контроля, позволяющие принимать обдуманные решения и последовательно их выполнять;

- высокий уровень дивергентного мышления, креативность, эмоциональная стабильность, сдержанность, доминантность, определяющие возможность успешного формирования готовности к межпрофессиональному взаимодействию.

Рассмотрение личностных особенностей ИТ-специалистов и специфики их деятельности позволяют определить:

- готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, способствующее интеграции деятельности ИТ-специалистов с представителями других профессий - будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов -с целью повышения продуктивности совместно выполняемой работы как на этапе проектирования новых ИТ-систем, так и на этапах разработки конкретных программных модулей и интерфейсов;

- мотивационную готовность к меж-профессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, определяющее направленность и характер её взаимодействия с представителями других профессий - будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов, с целью повышения

Теория и методика профессионального образования

продуктивности совместно выполняемой работы на всех её этапах.

Также конкретизируется содержание каждого из компонентов мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию применительно к студентам вуза - будущим специалистам в области ИТ-технологий: установочный компонент отражает намерения студентов и их мотивационные установки, связанные с будущей межпрофессиональной деятельностью (мотивация профессионального взаимодействия, познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха); когнитивный компонент раскрывает содержательную основу мотивационной готовности и интеллектуальные способности, позволяющие гибко изменять мотивы, определяющие деятельность под воздействием значимой информации (психологопедагогические и технологические основы мотивационной готовности личности к меж-профессиональному взаимодействию; творческое и критическое мышление); личностный компонент отражает те качества личности, которые не только позволяют создать мотивационную основу межпрофессионального взаимодействия, но и гибко её корректировать на основе анализа изменившихся условий (флек-сибильность, рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим); деятельностный компонент является интегрирующим, так как связан с практической деятельностью, в которой проявляются указанные выше параметры. Он отражает способность человека в ситуации значимого изменения внешних условий активизировать свой мотивационный потенциал с целью изменения содержания и характера деятельности (умения целепологания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы).

Уточнение понятийного поля исследования и выделение структуры мотивационной готовности применительно к предмету исследования позволили нам организовать педагогическое содействие формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов, включающее:

- разработку и поэтапную реализацию содержания гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, ориентированного на развитие мировоззренческих ценностей, свя-

занных с межпрофессиональным общением, адаптивности, креативности, саморегуляции;

- использование при реализации содержания образования диалогических методов, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития мотивационной готовности студентов через активизацию их субъектного опыта и стимуляцию выхода в рефлексивную позицию;

- организацию и проведение учебных проблемно-деловых игр, способствующих осознанию будущими ИТ-специалистами целесообразности и продуктивности совместной деятельности с представителями других специальностей при выполнении сложных проектов на основе включения их в квазипрофес-сиональную деятельность.

Данные положения остаются значимыми в течение всего процесса развития мотивационной готовности, однако на каждом из этапов они имеют свои особенности.

Цель ориентационного этапа - заложить основу построения индивидуальной траектории развития мотивационной готовности к меж-профессиональному взаимодействию. В связи с этим он ориентирован на проведение диагностики и самодиагностики студентов и содействие формированию у студента на этой основе адекватных представлений о своих возможностях и способностях в рассматриваемой области, развитию ценностно-смысловой позиции в области межпрофессионального взаимодействия. Студент осознает существующие возможности в области совместной деятельности.

Цель базового этапа - сформировать теоретическую и инструментальную основу саморегуляции деятельности при совместной работе, развить на рефлексивной основе флек-сибильность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим - качества, существенно влияющие на мотивационную готовность к межпрофессиональному взаимодействию. На этом этапе продолжает развиваться ценностно-смысловая позиция в области межпрофессионального взаимодействия. Студент приходит к выводу о возможности продуктивного взаимодействия со специалистами в других областях.

Цель рефлексивно-регулятивного этапа -содействие развитию способности студентов управлять своей деятельностью в процессе межпрофессионального общения на основе рефлексии событий и активизации мотивацион-

ного потенциала. На этом этапе происходит укрепление ценностно-смысловой позиции в области межпрофессионального общения -студент приходит к выводу о необходимости тесного межпрофессионального, видит реальные пути повышения эффективности своей работы посредством использования потенциала такого взаимодействия.

Кроме того, содержание компонентов педагогического содействия может существенно варьироваться в зависимости от рассматриваемых дисциплин, условий вуза, кадрового обеспечения, тем не менее принципы его построения остаются значимыми при всех условиях.

Эффективность педагогического содействия была проверена в ходе эксперимента, проводимого с 2008 по 2011 гг. в Троицком филиале Челябинского государственного университета. При этом выделенные компоненты мотивационной готовности не только ориентировали нас в процессе организации педагогического содействия, но и послужили основой для разработки критериально-оценочного аппарата исследования.

По всем выделенным критериям (установочный, когнитивный, личностный, деятельностный) у студентов ИТ-специальностей в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения по сравнению с контрольной - на 21-32 %. Наибольшие отличия (29-32 %) были отмечены в экспериментальных группах по установочному и когнитивному критериям.

Исходя из этого, можно сделать вывод о правильности выдвинутых теоретических положений формирования мотивационной

готовности будущих ИТ-специалистов к меж-профессиональному взаимодействию и эффективности их реализации.

Литература

1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 328 с.

2. Брукс, Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы / Ф. Брукс. - СПб.: Символ-Плюс, 2001. - 304 с.

3. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. - М. : Ин-т психологии РАН, 1994. - 235 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с.

5. Маликова, В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога (Теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук /В.А. Маликова. - М., 1999. - 331 с.

6. Сборник избранных трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-образование» / под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М. : ИНТУИТ, 2009. - 848 с.

7. Сухомлин, В.А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации / В.А. Сухомлин. - М. : Горячая линия - Телеком, 2005. -175 с.

8. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с.

9. Федеральный государственный образо-

вательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки. 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии». -

www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm

Поступила в редакцию 23 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.