УДК 378.03+378.016:004 ББК Ч481.23
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
М.С. Лежнева
Челябинский государственный университет, филиал в г. Троицке
FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF FUTURE INFORMATION TECHNOLOGIES EXPERTS FOR INTERACTION
M. Lezhneva Troitsk branch of Chelyabinsk State University
Дается авторское определение понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию», выделяется ее структура применительно к специалистам в области информационных технологий (ИТ-специалистам), дается анализ ФГОС ВПО в аспекте формирования мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов, определяются особенности организации педагогического содействия этому процессу.
Ключевые слова: межпрофессиональное взаимодействие, специалисты в области информационных технологий, мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию.
Author’s definition of the notion «motivational readiness for interprofessional interaction» is given. Its structure concerning IT-experts is singled out. The analysis of new Federal State Educational Standards of higher professional education in the aspect of forming motivational readiness of future IT-experts is made. Peculiarities of organizing pedagogical assistance in this process are determined.
Keywords: interprofessional interaction, IT-experts, motivational readiness for interprofessional interaction.
Успешность развития отечественной экономики во многом зависит от реализации крупных многофункциональных проектов, в выполнении которых ведущую роль играют специалисты в области информационных технологий (ИТ-специалисты). По мнению многих ученых и практиков [6], эффективность выполнения таких проектов зависит от готовности ИТ-специалистов к профессиональному взаимодействию с представителями других специальностей, и особенно от их мотивационной готовности к такому взаимодействию.
Неслучайно в Государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС ВПО) данной проблеме уделяется особое внимание.
Она находит свое отражение в таких компетенциях, как: способность в составе научноисследовательского и производственного кол-
лектива решать задачи профессиональной деятельности (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5); способность взаимодействовать и сотрудничать с профессиональными сетевыми сообществами и международными консорциумами, отслеживать динамику развития выбранных направлений области информационных технологий (ПК-6); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-8) и других [9]. Однако конкретных рекомендаций по поводу того, как именно и в рамках каких дисциплин должно происходить формирование данных компетенций в ФГОС ВПО, не содержится.
Прежде чем рассмотреть особенности организации педагогического содействия фор-
мированию мотивационной готовности к меж-профессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий, мы считаем необходимым уточнить, что в исследовании мы в качестве рабочих принимаем следующие определения.
Взаимодействие - одна из сторон общения, характеризующая организацию совместной деятельности [1, 3]. Межпрофессиональ-ное взаимодействие мы рассматриваем, опираясь на работы В.А. Маликовой [5], как интеграцию индивидуальной деятельности специалистов различных специальностей в динамическую целостность на основе общих целей и ценностей, обеспечивающую решение сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства. Мотивация рассматривается нами как совокупность устойчивых мотивов, определяющаяся содержание, направленность и характер деятельности личности, а мотив - как устойчивая характеристика личности, определяющая её активность [4]. Готовность, опираясь на труды Д.Н. Узнадзе [8], рассматриваем как качество личности, определяющее устойчивость деятельности человека в поли-мотивированном пространстве.
Исходя из этого, готовность к межпро-фессиональному взаимодействию определяется нами как качество личности, способствующее продуктивной интеграции индивидуальной деятельности специалистов различных сфер деятельности при решении сложных, многоаспектных проблем в межпредметных областях науки и производства. Мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию понимается как качество личности, определяющее направленность и характер её действий при решении сложных, многоаспектных проблем в межпредметных областях науки и производства на основе интеграции деятельности специалистов различных профессий. Следует заметить, что мотивационная готовность рассматривается нами как более сложный конструкт, чем мотивация, содержащий в своей структуре не только установочный, но и когнитивный, личностный и деятельностный компоненты.
Для уточнения понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов» и выявления содержания компонентов мотивационной готовности применительно к теме исследования мы выделили качества ИТ-специалистов, в большей степени значимых для нашего исследо-
вания. При этом мы опирались на анализ работ в интересующей нас области [2, 6, 7], а также опыт общения с представителями профессий, связанными с информационными технологиями:
- высокий уровень интеллекта, в ряде случаев приводящий к осознанию собственной уникальности; погруженность в собственные интеллектуальные переживания, отношение «свысока» к «неумелым пользователям»; стремление создать свой мир в пределах компьютерной среды;
- высокая «погруженность» в профессию, создающая особую среду, для которой характерна специфическая терминология и юмор, определяющая стремление измерить все через компьютерные аналогии;
- недостаточно высокие профессиональные коммуникативные качества, «дополненные» такими характеристиками, как радикализм, низкая нормативность поведения, нонконформизм, определяют предпочтение общения с компьютером, а не с человеком;
- высокий уровень логического мышления, осознанной регуляции своей деятельности, внутренний локус контроля, позволяющие принимать обдуманные решения и последовательно их выполнять;
- высокий уровень дивергентного мышления, креативность, эмоциональная стабильность, сдержанность, доминантность, определяющие возможность успешного формирования готовности к межпрофессиональному взаимодействию.
Рассмотрение личностных особенностей ИТ-специалистов и специфики их деятельности позволяют определить:
- готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, способствующее интеграции деятельности ИТ-специалистов с представителями других профессий - будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов -с целью повышения продуктивности совместно выполняемой работы как на этапе проектирования новых ИТ-систем, так и на этапах разработки конкретных программных модулей и интерфейсов;
- мотивационную готовность к меж-профессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, определяющее направленность и характер её взаимодействия с представителями других профессий - будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов, с целью повышения
Теория и методика профессионального образования
продуктивности совместно выполняемой работы на всех её этапах.
Также конкретизируется содержание каждого из компонентов мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию применительно к студентам вуза - будущим специалистам в области ИТ-технологий: установочный компонент отражает намерения студентов и их мотивационные установки, связанные с будущей межпрофессиональной деятельностью (мотивация профессионального взаимодействия, познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха); когнитивный компонент раскрывает содержательную основу мотивационной готовности и интеллектуальные способности, позволяющие гибко изменять мотивы, определяющие деятельность под воздействием значимой информации (психологопедагогические и технологические основы мотивационной готовности личности к меж-профессиональному взаимодействию; творческое и критическое мышление); личностный компонент отражает те качества личности, которые не только позволяют создать мотивационную основу межпрофессионального взаимодействия, но и гибко её корректировать на основе анализа изменившихся условий (флек-сибильность, рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим); деятельностный компонент является интегрирующим, так как связан с практической деятельностью, в которой проявляются указанные выше параметры. Он отражает способность человека в ситуации значимого изменения внешних условий активизировать свой мотивационный потенциал с целью изменения содержания и характера деятельности (умения целепологания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы).
Уточнение понятийного поля исследования и выделение структуры мотивационной готовности применительно к предмету исследования позволили нам организовать педагогическое содействие формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов, включающее:
- разработку и поэтапную реализацию содержания гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, ориентированного на развитие мировоззренческих ценностей, свя-
занных с межпрофессиональным общением, адаптивности, креативности, саморегуляции;
- использование при реализации содержания образования диалогических методов, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития мотивационной готовности студентов через активизацию их субъектного опыта и стимуляцию выхода в рефлексивную позицию;
- организацию и проведение учебных проблемно-деловых игр, способствующих осознанию будущими ИТ-специалистами целесообразности и продуктивности совместной деятельности с представителями других специальностей при выполнении сложных проектов на основе включения их в квазипрофес-сиональную деятельность.
Данные положения остаются значимыми в течение всего процесса развития мотивационной готовности, однако на каждом из этапов они имеют свои особенности.
Цель ориентационного этапа - заложить основу построения индивидуальной траектории развития мотивационной готовности к меж-профессиональному взаимодействию. В связи с этим он ориентирован на проведение диагностики и самодиагностики студентов и содействие формированию у студента на этой основе адекватных представлений о своих возможностях и способностях в рассматриваемой области, развитию ценностно-смысловой позиции в области межпрофессионального взаимодействия. Студент осознает существующие возможности в области совместной деятельности.
Цель базового этапа - сформировать теоретическую и инструментальную основу саморегуляции деятельности при совместной работе, развить на рефлексивной основе флек-сибильность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим - качества, существенно влияющие на мотивационную готовность к межпрофессиональному взаимодействию. На этом этапе продолжает развиваться ценностно-смысловая позиция в области межпрофессионального взаимодействия. Студент приходит к выводу о возможности продуктивного взаимодействия со специалистами в других областях.
Цель рефлексивно-регулятивного этапа -содействие развитию способности студентов управлять своей деятельностью в процессе межпрофессионального общения на основе рефлексии событий и активизации мотивацион-
ного потенциала. На этом этапе происходит укрепление ценностно-смысловой позиции в области межпрофессионального общения -студент приходит к выводу о необходимости тесного межпрофессионального, видит реальные пути повышения эффективности своей работы посредством использования потенциала такого взаимодействия.
Кроме того, содержание компонентов педагогического содействия может существенно варьироваться в зависимости от рассматриваемых дисциплин, условий вуза, кадрового обеспечения, тем не менее принципы его построения остаются значимыми при всех условиях.
Эффективность педагогического содействия была проверена в ходе эксперимента, проводимого с 2008 по 2011 гг. в Троицком филиале Челябинского государственного университета. При этом выделенные компоненты мотивационной готовности не только ориентировали нас в процессе организации педагогического содействия, но и послужили основой для разработки критериально-оценочного аппарата исследования.
По всем выделенным критериям (установочный, когнитивный, личностный, деятельностный) у студентов ИТ-специальностей в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения по сравнению с контрольной - на 21-32 %. Наибольшие отличия (29-32 %) были отмечены в экспериментальных группах по установочному и когнитивному критериям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о правильности выдвинутых теоретических положений формирования мотивационной
готовности будущих ИТ-специалистов к меж-профессиональному взаимодействию и эффективности их реализации.
Литература
1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 328 с.
2. Брукс, Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы / Ф. Брукс. - СПб.: Символ-Плюс, 2001. - 304 с.
3. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. - М. : Ин-т психологии РАН, 1994. - 235 с.
4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с.
5. Маликова, В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога (Теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук /В.А. Маликова. - М., 1999. - 331 с.
6. Сборник избранных трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-образование» / под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М. : ИНТУИТ, 2009. - 848 с.
7. Сухомлин, В.А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации / В.А. Сухомлин. - М. : Горячая линия - Телеком, 2005. -175 с.
8. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с.
9. Федеральный государственный образо-
вательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки. 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии». -
www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm
Поступила в редакцию 23 сентября 2011 г.