УДК 378.03
Лежнева Мария Сергеевна
Преподаватель кафедры педагогики и психологии Троицкого филиала Челябинского государственного университета, [email protected], Троицк
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Дается авторское определение понятия «мотивационная готовность к межпро-фессиональному взаимодействию» для специалистов в области информационных технологий (ИТ-специалистов) и выделяется структура мотивационной готовности; определяются специфические трудности в области межпрофессионального взаимодействия для ИТ-специалистов; предлагается авторский вариант педагогического содействия эффективному формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов.
Ключевые слова: межпрофессиональное взаимодействие, специалисты в области информационных технологий, мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию, педагогическое содействие.
Lezhneva Maria Sergeevna
The teacher of chair of pedagogics and psychology of Troitsk branch of Che-Ljabinsky state university, [email protected], Troitsk, the Chelyabinsk region
PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS FOR INTERPROFESSIONAL INTERACTION AT THE FUTURE EXPERTS IN THE FIELD OF COMPUTER TECHNOLOGIES
Abstract. Author’s definition of concept «motivational readiness for interprofessional interaction» for experts in the field of information technology (IT Experts) is made and the structure of motivational readiness is allocated; specific difficulties in the field of interprofessional interaction for IT Experts are defined; the author’s variant of pedagogical assistance is offered to effective formation of motivational readiness for interprofessional interaction at the future IT Experts.
Keywords: interprofessional interaction, experts in the field of information technology, motivational readiness for interprofessional interaction, pedagogical assistance.
Особенностью современной экономики являются сложные проекты, выполненные в межпрофессиональных областях науки и техники. Ключевую роль в планировании и реализации этих проектов играют специалисты в области информационных технологий (ИТ-специалисты). Однако, как показывает анализ литературы [см. например 7; 9] и обобщение практического опыта, часто качество проектов значительно снижается из-за неготовности (часто в мотивационном плане) ИТ-специалистов к продуктивному
взаимодействию с представителями других профессий. Приходится констатировать, что в большинстве случаев, как на этапе проектирования новой системы и подготовки спецификаций, так и на этапах разработки конкретных программных модулей и интерфейсов взаимодействие с заказчиками проводится не самими программистами, а специализирующимися в выполнении подобных прикладных исследований методологами (usability engineering - юзабилити-эксперт). В качестве таковых могут выступать систе-
мотехники либо гуманитарии (этнографы, социальные психологи, специалисты по эргономике и т. д.), участвующие в проекте. Однако при этом возникаю существенные трудности: высококвалифицированного
специалиста (юзабилити-эксперта) - для конкретной области найти крайне трудно и их работа оплачивается очень высоко, что приводит к существенному удорожанию проекта; при работе над сравнительно небольшими проектами специалисты-юзабилити чаще всего не приглашаются, поэтому подобная работа все равно ложится на плечи ИТ-специалиста; часть креативных решений может быть утеряна в связи с тем, что приглашенный юзабилити-эксперта, какой бы высокой квалификацией он не обладал, ориентируется «настраивается» на клиента, а не на ИТ-специалиста, который будет разрабатывать программу, и не знает его потенциальных возможностей; дополнительное связующее звено ведет к утере части исходных данных, которые могли являться для ИТ-специалиста значимыми.
Сказанное выше позволяет говорить о том, что наиболее успешными в содержательном плане и востребованными со стороны заказчиков окажутся те группы ИТ-специалистов, в которых указанные трудности будут преодолены посредством решения вопросов межпрофессионального взаимодействия своими силами. Сказанное выше служит доказательством актуальности выбранной нами проблемы, одним из вариантов решения которой может стать реализация разработанного нами педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности у будущих ИТ-специалистов.
Прежде чем раскрыть содержание педагогического содействия, уточним, что в работе мы рассматриваем межпрофессиональ-ное взаимодействие, опираясь на работы В. А. Маликовой [6], как интеграцию индивидуальной деятельности специалистов различных специальностей в динамическую целостность на основе общих целей и ценностей, обеспечивающую решении сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства; готовность, опираясь на труды Д. Н. Узнадзе [10], - как качество личности, определяющее устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве. Ис-
ходя из этого, мотивационную готовность к межпрофессиональному взаимодействию -как качество личности, определяющее направленность и характер её действий, при решении сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства на основе интеграции деятельности специалистов различных профессий. При этом мотивационная готовность рассматривается нами как более сложный конструкт, чем мотивация, содержащий в своей структуре не только установочный, но и когнитивный, личностный и деятельностный компоненты.
Для уточнения понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов» и выявления содержания компонентов мотивационной готовности применительно к теме исследования мы выделили качества ИТ-специалистов, значимых для нашего исследования: высокий уровень интеллекта, в ряде случаев приводящий к осознанию собственной уникальности; зацикленность на собственных интеллектуальных переживаниях; отношение «свысока» к «неумелым пользователям»; стремление создать свой мир в пределах компьютерной среды; высокая «погруженность» в профессию, создающая особую среду, для которой характерна специфическая терминология и юмор; стремление измерить все через компьютерные аналогии; недостаточно высокие профессиональные коммуникативные качества, «дополненные» такими характеристиками, как радикализм, низкая нормативность поведения, нонконформизм, определяют предпочтение общения с компьютером, а не с человеком; высокий уровень логического мышления, осознанной регуляции своей деятельности, внутренний локус контроля, позволяющие принимать обдуманные решения и последовательно их выполнять; высокий уровень дивергентного мышления, креативность, эмоциональная стабильность, сдержанность, доминантность, определяющие возможность успешного формирования готовности к межпофессиональному взаимодействию.
Опираясь на выше сказанное, мотивационную готовность к межпрофессиональ-ному взаимодействию ИТ-специалистов мы рассматриваем как качество личности,
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2012
ill
определяющее направленность и характер её взаимодействия с представителями других профессий - будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов, с целью повышения продуктивности совестной выполняемой работы на всех её этапах. В структуре мотивационной готовности мы выделили следующие компоненты: установочный
компонент (мотивация межпрофессио-
нального взаимодействия, познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха); когнитивный компонент (психолого-педагогические и технологические основы мотивационной готовности личности к межпрофессиональ-ному взаимодействию; творческое и критическое мышление); личностный компонент (флексибильность, рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим); деятельностный компонент (умения: целепологания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы) .
Уточнение понятийного поля и выделение структуры мотивационной готовности применительно к предмету исследования позволили нам организовать педагогическое содействие формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов. При этом под педагогическим содействием мы будем понимать педагогическую деятельность, направленную на обеспечение многовариантного развития мотивационной готовности студентов ИТ-специальностей к межпрофессиональному взаимодействию на основе активизации их внутреннего потенциала.
К основным принципам построения содержания педагогического содействия мы отнесли:
- направленность на формирование мировоззренческих ценностей, связанных с межпрофессиональным взаимодействием. Ориентация на этот принцип позволит сформировать у студентов систему ценностей [2; 5 и др.], которая, определит внутреннюю мотивацию будущего ИТ-специалиста к профессиональному взаимодействию. К таким ценностям мы относим профессиональные ценности, ценности межпрофесси-онального взаимодействия, корпоративные
ценности. Кроме того, как показывает практика, большое значение при формировании мотивационной готовности к межпрофес-сиональному взаимодействию имеют такие ценности как «новаторство», «инициатива», «творчество», «профессиональная самореализация», заставляющие искать новые пути и решения при выполнении межпрофессио-нальных проектов;
- принцип адаптивности при формировании мотивационной готовности к меж-профессиональному взаимодействию реализуется через личностную значимость отбираемого для занятия материала, т. е. материал изучаемых дисциплин должен касаться тех проблем, которые волнуют студентов в настоящее время, рождать вопросы к себе, затрагивают эмоциональную сферу. При этом содержание образования должно опираться на предшествующий субъектный опыт обучаемого и предусматривать возможности его преобразования;
- выбор принципа креативности при формировании мотивационной готовности вытекает из самой деятельности по созданию сложных межпрофессиональных проектов, основанной на новаторстве, инициативе, изобретательстве, принятии нестандартных решений. Испытав радость творчества еще в студенческие годы, будущий специалист, как правило, испытывает потребность в осуществлении её в различных жизненных ситуациях, в том числе и в межпрофессио-нальном взаимодействии;
-исходя их выделенной структуры мотивационной готовности к межпрофесси-ональному взаимодействию, куда входят такие компоненты как умения целеполо-гания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий, мы сочли необходимым при отборе материала ориентироваться на принцип саморегуляции. Данный принцип нацеливает на поэтапное формирование осознанной саморегуляции своей деятельности при совместной работе на основе управления своей мотивационной сферой.
Данные положения остаются значимыми в течение всего процесса развития мотивационной готовности, однако на каждом из этапов они имеют свои особенности:
- цель ориентационного этапа заложить основу построения индивидуальной траек-
тории развития мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию. В связи с этим он ориентирован на проведение диагностики и самодиагностики студентов и содействие формированию у студента на этой основе адекватных представлений о своих возможностях и способностях в рассматриваемой области, развитию ценностно-смысловой позиции в области межпро-фессионального взаимодействия. Студент осознает существующие возможности в области совместной деятельности;
- цель базового этапа - сформировать теоретическую и инструментальную основу саморегуляции деятельности при совместной работе, развить на рефлексивной основе флексибильность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим -качества, существенно влияющие на мотивационную готовность к межпрофессио-нальному взаимодействию. На этом этапе продолжает развиваться ценностно-смысловая позиции в области межпрофессиональ-ного взаимодействия. Студент приходит к выводу, о возможности продуктивного взаимодействия со специалистами в других областях;
- цель рефлексивно-регулятивного этапа
- содействие развитию способности студентов управлять своей деятельностью в процессе межпрофессионального общения на основе рефлексии событий и активизации мотивационного потенциала. На этом этапе происходит укрепление ценностно-смысловой позиции в области межпрофессиональ-ного общения - студент приходит к выводу о необходимости тесного межпрофессио-нального, видит реальные пути повышения эффективности своей работы посредством использования потенциала такого взаимодействия.
Таким образом, содействие формированию мотивационной готовности к межпро-фессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов будет эффективным, если оно осуществляется поэтапно в процессе изучения гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, содержание которых ориентировано на развитие мировоззренчи-ских ценностей, связанных с межпрофесси-ональным общением, адаптивность, креативность, саморегуляцию.
Использование в нашем исследовании
антропологического, акмеологического и синергетического подходов предопределяет выбор технологий реализации содержания дисциплин, ориентированных на развитие мотивационной готовности к межпро-фессиональному взаимодействию. Интерес вызывают технологии, позволяющие стимулировать внутреннюю мотивацию межпрофессионального взаимодействия и осуществить поэтапное наращивание само-управляющих функций студентов в мотивационной сфере. Анализ научной литературы показывает, что необходимо, прежде всего, обратиться к личностно ориентированным технологиям [1; 3; 4; 5; 8 и др.]. Предлагаемая нами технология основывается на:
- использование при реализации содержания образования диалогических методов, обеспечивающие индивидуальную траекторию развития мотивационной готовности студентов через активизацию их субъектного опыта и стимуляцию выхода в рефлексивную позицию;
- организацию и проведение учебных проблемно-деловых игр, способствующих осознанию будущими ИТ-специалистами целесообразности и продуктивности совместной деятельности с представителями других специальностей при выполнении сложных проектов на основе включения их в квази-профессиональную деятельность.
Эффективность педагогического содействия была проверена в ходе эксперимента, проводимого с 2008 по 2011 гг. в Троицком филиале Челябинского государственного университета. При этом выделенные компоненты мотивационной готовности не только ориентировали нас в процессе организации педагогического содействия, но и послужили основой для разработки кретериально-оценочного аппарата исследования.
По всем выделенным критериям (установочный, когнитивный, личностный, деятельностный) у студентов ИТ-специальностей в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения по сравнению с контрольной на 21-32 %. Наибольшие отличия 29-32 % были отмечены в экспериментальных группах по установочному и когнитивному критериям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о правильности выдвинутых теоретических положений формирования мотивационной
Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2012
113
готовности будущих ИТ-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию и эффективности их реализации.
Библиографический список
1. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. - Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. - 170 с.
2. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 3. - С. 44-54.
3. Лежнева Н. В. Личностно ориентированная университетская образовательная система: синергетический подход // Личностно ориентированное профессиональное образование: Сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2002. - С. 19-23.
4. Кузьмина Н. Н. Методическая реализация модели развития готовности будущих менеджеров к деловой коммуникации в образовательном процессе университета // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 388-397.
5. Лазарева И. И. Интеллектуально-развивающий потенциал технологий активного обучения // Сибирский педагогический журнал. -2010. - № 8. - С. 283-289.
6. Маликова В. А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога (Теория и практика): дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. - 331 с.
7. Сборник избранных трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-образование» / Под ред. проф. В. А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ, 2009. - 848 с.
8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
9. Сухомлин В. А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. - М.: Горячая линия - Телеком, 2005. -175 с.
10. Узнадзе Д. Н. Психология установки. -СПб.: Питер, 2001. - 416 с.