Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАЧЕСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ ЖЕНСТВЕННОСТИ / ПОЛ / ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ФОРМИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Коваленко Наталья Михайловна

В нашей современности понятие женственности затруднительно. Данное понятие достаточно сложно не только для подрастающих девочек, но для взрослых женщин, потому как самые простые и во все времена понятные женские качества, к сожалению, стали постепенно стираться. Ярким моментом в нашей жизни выделяется полоролевое воспитание у девочек пятого года жизни, что является актуальной проблемой. В данной статье рассматривается проблема развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Представлены основные методики для выявления уровня развития качеств женственности у девочек пятого года жизни таких авторов, как H.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, O.И. Иванова, В.В. Абраменкова. Исследование организационно-педагогических условий развития качеств женственности у девочек пятого года жизни в статье представлено по четырем пунктам: изучение уровня развития качеств женственности у девочек пятого года жизни, изучение готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды, определение уровня сформированности представлений родителей в области развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Представлен подробный анализ проделанной работы дошкольной организации по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Коваленко Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE QUALITIES OF FEMININITY IN GIRLS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

In our modern world, the concept of femininity is difficult. This concept is quite difficult not only for growing girls, but for adult women, because the most simple and at all times understandable female qualities, unfortunately, have gradually become erased. A bright moment in our life is sex-role education in girls of the fifth year of life, which is an urgent problem. This article deals with the problem of developing the qualities of femininity in girls of the fifth year of life. The main methods for identifying the level of development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life of such authors as H. E. Tatarintseva, A.M. Shchetinina, O. I. Ivanova, V. V. Abramenkova are presented. The study of organizational and pedagogical conditions for the development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life is presented in the article on four points: the study of the level of development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life, the study of the readiness of teachers to develop the qualities of femininity in girls, the examination of the developing subject-spatial environment, the determination of the level of formation of parents ' ideas in the field of the development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life. A detailed analysis of the work done by the preschool organization on the development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life is presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

V7TK" 474 l/^ч ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' J |(сс) VXJ С5у TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0033 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ

У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Авторы 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorlD: 798950 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0001-9600-9859

КОВАЛЕНКО Наталья Михайловна, бакалавр

Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: natalja_1971) Аннотация. В нашей современности понятие женственности затруднительно. Данное понятие достаточно сложно не только для подрастающих девочек, но для взрослых женщин, потому как самые простые и во все времена понятные женские качества, к сожалению, стали постепенно стираться. Ярким моментом в нашей жизни выделяется полоролевое воспитание у девочек пятого года жизни, что является актуальной проблемой. В данной статье рассматривается проблема развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Представлены основные методики для выявления уровня развития качеств женственности у девочек пятого года жизни таких авторов, как Н.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, О.И. Иванова, В.В. Абраменкова. Исследование организационно-педагогических условий развития качеств женственности у девочек пятого года жизни в статье представлено по четырем пунктам: изучение уровня развития качеств женственности у девочек пятого года жизни, изучение готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды, определение уровня сформированности представлений родителей в области развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Представлен подробный анализ проделанной работы дошкольной организации по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

Ключевые слова: полоролевое воспитание, качества женственности, женственность, критерии женственности, пол, чувствительный период, формирование дошкольный возраст, развивающая предметно-пространственная среда, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE QUALITIES OF FEMININITY IN GIRLS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

© The Authors 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk state University, (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) KOVALENKO Natalia Mikhailovna, bachelor's degree Irkutsk state University, (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya stree, e-mail: natalja_1971) Abstract. In our modern world, the concept of femininity is difficult. This concept is quite difficult not only for growing girls, but for adult women, because the most simple and at all times understandable female qualities, unfortunately, have gradually become erased. A bright moment in our life is sex-role education in girls of the fifth year of life, which is an urgent problem. This article deals with the problem of developing the qualities of femininity in girls of the fifth year of life. The main methods for identifying the level of development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life of such authors as H. E. Tatarintseva, A.M. Shchetinina, 0. I. Ivanova, V V Abramenkova are presented. The study of organizational and pedagogical conditions for the development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life is presented in the article on four points: the study of the level of development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life, the study of the readiness of teachers to develop the qualities of femininity in girls, the examination of the developing subject-spatial environment, the determination of the level of formation of parents ' ideas in the field of the development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life. A detailed analysis of the work done by the preschool organization on the development of the qualities of femininity in girls of the fifth year of life is presented.

Keywords: gender role education, qualities of femininity, femininity, preschool age, developing subject-spatial environment, federal educational standard of preschool education, criteria of femininity, sensitive period, formation.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших характеристик личности человека является принадлежность к определенному полу. Каждый человек рождается как представитель определенного пола, в соответствии с которым формируется половая идентификация - мужская или женская. Следует отметить, что основной вклад в формирование половой идентификации вносят родители ребенка, ведь именно они являются самыми важными людьми для малыша, но воспринимают их дети по-разному. Именно на родителях лежит ответственность за формирование воспитательных основ, среди которых особо выделяются следующие:

- демонстрация женственности мамой, т.к. в 5 лет девочка подражает именно маме (если в семье есть ма-

ленькая девочка, роль мамы очень важна);

- твердое ощущение того, что папа любит дочку (самые трудные моменты осознания женственности у девочки появляются тогда, когда она растет без отцовского внимания);

- гардероб девочки и уход за собой и своими вещами (девочка должна иметь свои личные вещи, которые куплены именно для нее, т.е. она не должна донашивать одежду, например, брата). Культуру выбора и ношения одежды формирует мама, потому как именно она является первым примером женственности для дочери.

В современной дошкольной педагогике необходимость осуществлять подход с учетом пола является одним из наиболее развиваемых. Важность формирования личности с учетом половой принадлежности все в

большей степени осознается исследователями. Качества мужественности и женственности у детей нуждаются в целенаправленном воспитании, так как они не возникают стихийно.

Проблема полоролевого воспитания в дошкольном возрасте рассматривается в работах таких авторов, как Т.А. Репина, В.Е. Каган, Н.Е. Татаринцева, Д.Н. Исаев и других авторов. В них конкретизируется положение о том, что воспитание женственности должно осуществляться с раннего детства, поскольку впоследствии некоторые аспекты воспитания женственности уже невозможно скорректировать. Формированию качеств, соответствующих полу ребенка необходимо уделять большое внимание [1;2;3;4].

Дошкольный период рассматривается как важный период для формирования психического пола, а также закладки качеств женственности и мужественности.

Ранее нами было отмечено, что формирование качеств женственности происходит под влиянием, прежде всего, семьи, окружающей среды. Также важно уделить внимание тому, что дошкольное образовательное учреждение несет на себе не менее важную функцию по формированию женственности у девочек пятого года жизни.

В исследовании нами была определена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития качеств женственности у девочек пятого года жизни.

Для достижения цели исследования поставлены задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «женственность» в психолого-педагогической литературе;

2. Охарактеризовать возрастные особенности качеств женственности у девочек пятого года жизни;

3. Изучить особенности проявления качеств женственности у девочек пятого года жизни;

4. Изучить педагогические условия, способствующие развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи: изучить и проанализировать проблему организационно - педагогических условий развития качеств женственности у девочек пятого года жизни в дошкольной образовательной организации.

Теоретико-методологической основой исследования выступали: концепция социализации (В.С. Мухина); концепция половых различий в социальном поведении (С. Кросс); теория половой типизации (В. Мишель); теория полоролевого воспитания дошкольников на народных традициях (Н.Е. Татаринцева).

В.Е. Каган считает, что пол представляет собой совокупность признаков, в числе которых репродуктивные, телесные, поведенческие, социальные, которые определяют индивида как представителя мужского или женского пола. Рассматривая аспекты формирования женственности В.Н. Кардапольцева отмечает, что большую роль в этом играет общество, которое задает социальную модель женщины и женственности и благодаря социальным институтам реализует данную модель. По мнению автора, качества женственности и мужественности являются культурно-специфическими убеждениями индивида, на основании которых формируются их социальной опыт. Ведущую роль в формировании женственности и мужественности играют именно социальные факторы, а не биологические [5].

В. Даль характеризует качества женственности, как традиционные, относящиеся только для женщин, это: мягкость, нежность, изящество [6].

И.С. Кон, В.В. Абраменкова, и многие другие исследователи дают нам понять, что женственность основывается на материнском инстинкте, врожденных потребностях в опеке и в заботе, которые развиваются под влиянием социума [7; 8].

Как считает И.С. Кон, формирование качеств мужественности и женственности является аспектом половой 130

идентичности, которая опирается на поведенческие, соматические, характерологические и другие свойства, которые оцениваются по степени их соответствия стереотипам фемининности и маскулинности. В работах

A.К. Юрцини женственность раскрывается как характерная черта личности женщины, которая объединяет в себе эстетические и этические ценности. Автором разделяется женственность на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя женственность раскрывается через такие аспекты индивидуальности женщины, как качество: тонкость чувств, материнская любовь, скромность, сердечность, трепетность, сдержанность, альтруизм. Внешняя женственность включает в себя черты поведения внешней культуры, красота которой проявляется в движениях, мягкости, аккуратности, мастерстве, умениях, связанных с созданием уюта, красоты в быту. С точки зрения традиций истинной женственности, которые рассматриваются в исследованиях, то можно выделить такие характеристики подлинной женственности, как покорность, послушность, вежливость, уступчивость, доброта, аккуратность, опрятность, мягкость, нежность. Именно эти качества составляют традиционный женский образ, который просматривается в культуре [9].

С точки зрения С.Л. Алмазовой, критериями женственности современной женщины выступают, в большей степени, решительность, независимость, целеустремленность, самостоятельность, стремление к равноправию в социуме, социальная активность, умение отстаивать свое мнение [10].

С. Томпсон с твердой уверенностью пишет, что в разные эпохи и в международных культурах термин «женственность» представляется по-разному, не смотря на это в понятии выделяются общие, индивидуальные представления. Чувствительность, сочувствие, доброжелательность, тактичность, нежность и многие другие качества, традиционно выступают как «женские» качества, свойственные лишь женщине и ее природе. Это четко прослеживается в стиле мышления, в речи, чувствах и поведении женщины. Особое впечатление женщина производит при помощи этих черт и качеств, также вызывает интерес у социума, успешно создает себя.

Д.Н. Исаев, В.Е. Каган указывают, что формирование женственности на этапе дошкольного возраста связано с закладыванием основополагающих качеств женственности и их дальнейшим укреплением, формированием модели поведения, в котором проявляются качества женственности. Выделяя сущностные характеристики женственности, как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают отсутствие четких границ и составляющих этого понятия, поскольку оно является динамическим и культура, которая характеризует общество, накладывает отпечаток на проявления женственности. В связи с этим, образ женщины на протяжении истории имеет разные проявления. По мнению

B.Н. Кардапольцевой, формирование качеств женственности опирается, прежде всего, на психологические, социально- психологические и социальные позиции и роли женщины, что является следствием деятельности исторических, культурных и общественных институтов. Ю.Б. Рюриков сравнивает женственность с понятием «Женское достоинство» и выделяет женственность как ключевую ценность, в которой отождествлены истина, справедливость, доброта и красота [9].

Т.А. Репина утверждает, что женственность-это доброта, заботливость, милосердие, трудолюбие, почитание и уважение родни мужа. Она соотносит эти перечисленные понятия и ставит их на один уровень, что имеет важное значение для формирования личности. Также она считает, что воспитание и формирование в девочке женственности необходимо начинать еще в раннем дошкольном возрасте. Важно воспитывать в маленькой девочке стремление к заботе, формировать уважение к тем, кто ее окружает. А особенно по отношению к малышам, к своему отцу и сверстникам противоположного пола.

Как указывает Н.Д. Линде одно и тоже качество может относиться как к мужчине, так и к женщине, но формировать это качество будут разные механизмы и проявляться оно будет по-разному. В частности, у мужчин гордость может проявляться в стремлении доказать что-либо миру, добиться результатов. Женская гордость является проявлением реализации женственности, когда гордость является проявлением радости за своего мужчину. В. Михневич обращает внимание на то, что женщины, которые обладают высоким статусом и престижем, чувством власти, они во многом утрачивают истинную женственность и в большей степени характеризуются проявлениями мужественности. Традиционно женственность связывается, прежде всего, с материнством, воспитанием детей, созданием домашнего очага, эмоциональной и моральной поддержкой для своих близких функционально женственность связана, прежде всего, с самовыражением через свой опыт, заботу о других [11].

B. Иваницкий связывает женственность с материнством, чадолюбием, ролью созидательницы и надежной хранительницы домашнего очага, опорой семьи, моральной и физической поддержкой и помощью мужчине, сострадательностью, милосердием. Эти социокультурные установки предписаны гендерными ролями женщины [12].

А.А. Чекалина представляет нам «женственность», как осознанное удовлетворение самой женщиной своих личных врожденных потребностей, которое, прослеживаются, реализуются в ее поведении, качествах, манерах

[13].

В работе Н.А. Шинкаревой, качества разделяются на три группы качества человека, качества мужественности, качества женственности [14]. М.И. Федосеева считает, что в структуре женственности представлены три компонента: эмоциональный, здоровьесберегающий и поведенческий. Эмоциональный компонент включает в себя проявление толерантности, эмпатии, эстетического вкуса, эмоциональности, воображения. Содержание здоровьесберегающего компонента строится на проявлении заботы о здоровье тех, кто окружает женщину и о своем здоровье, красоте и внешнем облике. Сущность поведенческого компонента состоит в том, что женщина управляет своим поведением, характером общения, регулирует свои действия и отношения. Качества женственности соотносятся и с определенными качествами характера, такими, как послушность, аккуратность, нежность, уступчивость, мягкость, доброта.

C. Л. Алмазова в своих трудах рассуждает над темой характеристик поступков современной женственности. В процессе своих убеждений она приравнивает к женственности твердость, целеустремленность, выносливость, решительность, независимость, самостоятельность. На первый взгляд может показаться, что речь идет о сугубо мужских качествах, но С.Л. Алмазова считает, что современная женщина должна обладать равными правами при взаимоотношениях с противоположным полом, быть социально активной, уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, быть образованной, интеллектуальной, с хорошим развитием всех психических функций.

Таким образом, изучив работы Д.Н. Исаева, И.С. Кона, Т.А. Репиной и др. мы можем лишь подтвердить, подготовленные выводы по исследованиям, что понятие «женственность» многогранно. Необходимо помнить о том, что в разные времена представление о понятии «женственность» менялось. Далее, с течением времени он также будет неумолимо меняться и в разных культурах, многогранность будет лишь расти.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для объективной оценки педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении в области развития представлений о качествах женственности у девочек пятого года жизни на констатирующем этапе исследования, мы использовали следующие методы:

анкета для педагогов, анализ календарных планов, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды (центр сюжетно-ролевой игры, центр художественной литературы и центр дидактической игры), беседа (А.М. Щетинина, О.И. Иванова), методика «Красивый мужской и женский поступок» (Н.Е. Татаринцева), методика «Ассоциативный эксперимент с картинками» (В.В. Абраменкова, 1987), анкетирование родителей.

Исследование проводилось на базе МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида» города Иркутска. В исследовании приняли участие девочки в возрасте пяти лет, родители и педагоги.

Для изучения готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни, была составлена анкета.

Критерии анализа: содержание в календарно-темати-ческих планах видов деятельности по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни, постановка задач направленных на развитие качеств женственности у девочек, частота планируемых мероприятий, наличие работы с родителями в данном направлении, планирование сюжетно-ролевых игра как средства развития качеств женственности у девочек пятого года жизни, использование художественной литературы, дидактических игр направленных для развития качеств женственности девочек.

Также была проведена работа по анкетированию родителей.

Критерии анализа: заинтересованность родителей в развитии качеств женственности у девочек пятого года жизни, наличие у них теоретических знаний, организация родителями условий и деятельности с детьми в данной области.

Экспертиза развивающей предметно пространственной среды.

Критерии анализа: качественная и количественная оценка; насыщенность, трансформируемость, полуфункциональность, вариативность, доступность, безопасность развивающей предметно-пространственной среды.

Процедура проведения: качественная и количественная оценка развивающей предметно-пространственной среды центра для сюжетно-ролевой игры, центра художественной литературы, центра дидактической игры в соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования». А также по выделенным принципам организации развивающей предметно пространственной среды в соответствии с п.3.3.4. ФГОС ДО.

Представим уровень сформированности когнитивного компонента готовности педагога к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

Педагоги с критичным уровнем сформированности когнитивного компонента готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни отсутствуют.

У 40% педагогов находятся на базовом уровне (педагоги имеют представление о развитии качеств женственности у девочек дошкольного возраста, знают, что к качествам женственности у девочек должно относиться не только ее внешний вид, но и поведение. Девочка должна быть доброй, ласковой, нежной, заботливой, внимательной. Для девочек в игре характерны такие роли как: мама, дочь, швея, модельер, продавец и т.п. Понимают что это сложный процесс, требующий много подготовки от педагогов, могут перечислить некоторые средства способствующие развитию качеств женственности у девочек, но не могут назвать технологии развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Педагогам сложно спланировать систематическую и целенаправ-

ленную деятельность для развития качеств женственности у девочек);

К повышенному уровню сформированности когнитивного компонента готовности развития качеств женственности у девочек пятого года жизни было отнесено 60% педагогов (считают целесообразным осуществлять дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков).

Педагоги знают, что относится к качествам женственности, с какого возраста необходимо начинать работу по развитию качеств женственности, перечисляют разнообразные средства развития качеств женственности, знают какие технологии можно использовать с данной целью. Например, двое педагогов называя технологии, способствующие формированию представлений детей о различии полов, рекомендуют использовать специально организованные проблемные ситуации, в которых детям необходимо определить модель поведения девочки или мальчика. Один из педагогов предлагает вовлекать детей в совместную трудовую деятельность. Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Еще один из педагогов считает, что развития качеств женственности быстрее происходит в сюжетно-ролевой игре целью, которой является овладение поло-ролевым репертуаром, способами женского и мужского поведения.

Далее представим уровень сформированности дея-тельностного компонента готовности педагога к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

На критическом уровне сформированности деятель-ностного компонента находится 38% педагогов (в календарных планах педагогов не отражается работа по развитию качеств у девочек пятого года жизни. Не используют технологии способствующие развитию качеств женственности у девочек. В группе созданы недостаточные условия в игровых центрах. Например, в центре сю-жетно-ролевой игры для девочек нет шляпок, сумочек, бижутерии. У кукол нет сменной одежды для того чтобы девочки могли их наряжать, стирать им одежду, гладить. Педагоги не повышают свою компетентность в вопросах дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в ДОУ, не проводят работу в данном направлении с родителями.

У 62% педагогов был выявлен достаточный уровень сформированности деятельностного компонента. Деятельность по развитию представлений о развитии качествах женственности у девочек встречается в календарных планах. Педагог создает необходимые условия для развития качеств женственности у девочек пятого года жизни, владеет технологиями способствующими развитию качеств женственности, систематически организует работу с родителями. Например, педагог планирует и проводит мероприятия: досуг «Один час с мамой», рубрика «Мамины советы», развлечение «Удивительный мир шляпок», сюжетно-ролевая игра «Маленькая модница». Другой педагог совместно с родителями изготовил книгу советов по воспитанию девочек в семье.

Представим теперь уровень сформированности рефлексивного компонента готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

У 62% педагогов находятся на критическом уровне сформированности рефлексивного компонента готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни. Педагоги на данном уровне не используют рефлексию в своей профессиональной деятельности. Для оценки уровня развития качеств женственности у девочек пятого года жизни диагностики педагогами не используются, не смогли выделить показатели для оценки. Педагоги не смогли вспомнить ни одной методики способствующих развитию качеств женственности у девочек.

На базовом уровне находится 25% педагогов. Педагоги периодически проводят рефлексивный анализ 132

по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни, но только в рамках тематических недель посвященных дню матери и дню восьмое марта. Результаты и траектории дальнейшего развития детей наблюдаются фрагментарно.

На повышенном уровне сформированности рефлексивного компонента готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни находится 13%педагогов. Педагоги систематически проводит рефлексивный анализ и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых траекторий работы развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. В качестве методов используют познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, театральные игры, сюжетно-ролевые, дидактические.

Далее представим результаты, полученные по трем компонентам готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

У 42% педагогов выявлен базовый уровень сформи-рованности готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни; у 34% педагогов - критический уровень; у 24% педагогов - повышенный уровень сформированности готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод: 24% педагогов, находящихся на повышенном уровне сформированности готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни характеризуются: знанием теоретических основ качеств женственности девочек дошкольного возраста; умением планировать и организовывать деятельность с детьми, родителями, организовывать для этого развивающую предметно-пространственную среду; владением технологиями развития качеств женственности у девочек пятого года жизни; способностью анализировать собственную деятельность по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

Таким образом, результаты исследования показали, что сформирована готовность педагогов к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни на разном уровне. Преобладание показателей критического и базового уровня говорят о необходимости планирования и организации работы с педагогами по формированию готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни по каждому компоненту: когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

С целью определения уровня сформированности представлений родителей в области развития качеств женственности у девочек пятого года жизни был проведен опрос родителей воспитанников МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида».

У 20% родителей обладают достаточными представлениями в области развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Родители знают, что такое женственность, с какого возраста необходимо начинать работу по развитию качеств женственности у девочек. Родители знают с помощью чего, и какие мероприятия будут способствовать развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни. Родители готовы участвовать в организации и проведении этих мероприятий и могут поделиться своим личным опытом развития качеств женственности у девочек в семье.

У 30% родителей, принимавших участие в исследовании, нами были выявлены частичные представления в области развития качеств женственности у девочек. Родители перечисляют достаточно много качеств женственности, видят необходимость развития качеств женственности у девочек дошкольного возраста, осознают важность семьи в воспитании качеств женственности у девочек.

У 50% родителей недостаточные представления в области развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Эти родители называют лишь некоторые

качества женственности. Например, «Добрая, ласковая, красивая», «Хорошая хозяюшка». Считают, что педагоги сами должны придумывать мероприятия для развития качеств женственности и давать родителям необходимые рекомендации.

Также нами была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда группы, которая соответствовала бы потребностям самовыражения девочек, проявлению их качеств женственности.

Качественная и количественная оценка развивающей предметно-пространственной среды осуществлялась на основе общих принципов, предъявляемых федеральным образовательным стандартом дошкольного образования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность. Анализируя игровые центры в группе, мы видим, что в группе создан игровой центр для девочек. В центре имеется шкафчик, в котором находятся корзинки с игрушечными фруктами, овощами, посуда, маленький столик, кроватка для кукол, четыре куклы среднего размера, одна коляска, гладильная доска. Контейнеры для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Скорая помощь». В игровом центре отсутствуют такие атрибуты как: шляпки, сумочки, украшения для причесок, бусы, зеркальце, игрушечная косметика и т.п. для кукол нет дополнительной одежды, нет сменного белья в кроватке, не для всех сюжетно-ро-левых игр есть атрибуты.

Таким образом, необходимо пополнить уголки необходимым материалом, атрибутами (шляпки, сумочки, украшения для причесок, бусы, дополнительная одежда для кукол, дополнительный комплект постельного белья для игрушечной кроватки и т.д.) для естественного процесса развития качеств женственности у девочек во время игровой деятельности.

Характеристика особенностей развития качеств женственности у девочек пятого года жизни

В соответствии с темой исследования, нами были подобраны, модифицированы и проведены диагностики по выявлению уровня развития качеств женственности у девочек пятого года жизни на базе МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида» группа старшая.

Детей, находящихся на высоком уровне сформиро-ванности когнитивного компонента в развитии представлений о половых ролях выявлено 10% (дети характеризуются уверенностью в себе, ведут себя свободно, используют жесты мимику в разговорах. Они более манерные. Умеют отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Рассуждают и высказывают свое мнение).

К среднему уровню развития мы отнесли 40% девочек (девочки более сдержаны, контролируют речь, думают, прежде чем ответить, они практически не используют жестикуляцию. Эти дети испытывают трудности в общении, в социализации, им сложно давать развернутые ответы на вопросы взрослого).

Представления низкого уровня выявлены у 50% девочек (дети характеризуются тем, что им сложно представить свою женственность. Проявляют себя зажатыми, испытывают стеснение. Они задумчивы, нерешительны, боятся ответить неправильно. Очень частое употребление слова «не знаю» свидетельствует об их непонимании вопроса).

Таким образом, можно сделать, что в группе больше преобладает низкий уровень сформированности когнитивного компонента в развитии представлений детей о половых ролях.

Для определения уровня сформированности миро-воззренческо-ценностного компонента была использована диагностика на основе методики «Красивый мужской и женский поступок» (Татаринцева Н.Е.). Анализируя работу, мы можем констатировать что: 20% девочек контрольной группы и 20% девочек экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности мировоззренческо-ценностного компонента в развитии

представлений о мужском и женском поведении у девочек пятого года жизни (дети характеризуются уверенностью в себе, ведут себя свободно, используют жесты мимику в разговорах. Они более манерные. Умеют отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Рассуждают и высказывают свое мнение).

К среднему уровню развития мы отнесли 30% девочек экспериментальной группы и 30% девочек контрольной группы (дети характеризуются более сдержанным поведением в разговоре, они практически не используют жестикуляцию. Контролируют речь, думают, прежде чем ответить. Эти дети испытывают трудности в общении, им сложно давать развернутые ответы на вопросы взрослого).

Низкий уровень имеют 50% девочек экспериментальной группы и 50% девочек контрольной группы (им сложно представить свою женственность, проявляют себя зажатыми, испытывают стеснение. Очень частое употребление слова «не знаю» свидетельствует об их непонимании вопроса).

Таким образом, можно сделать вывод по данной диагностики, что в группах больше приволирует низкий уровень развития представлений о мужском и женском поведении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения уровня сформированности мотива-ционно-потребностного компонента в развитии качеств женственности у девочек пятого года жизни была использована диагностика по методике «Ассоциативный эксперимент с картинками», предпочтения полоролевого поведения у девочек пятого года жизни:

Низкий уровень выявлен у 50% девочек контрольной группы и у 50% девочек экспериментальной группы (дети характеризуются неуверенностью в своих действиях, ответах, задумчивостью, нерешительностью, боязнью ответить неправильно. Очень частое употребление слова «не знаю» свидетельствует об их непонимании вопроса).

Средний уровень выявлен у 30% девочек контрольной группы и у 30% девочек экспериментальной группы (дети характеризуются неуверенностью своих действий, сдержанным поведением в разговоре. Прежде чем соотнести картинку с нужной группой думают. Ждут подсказку от взрослого).

Высокий уровень развития выявлен у 20% девочек контрольной группы и у 20% девочек экспериментальной группы (дети характеризуются уверенностью в себе, ведут себя свободно, используют жесты мимику в разговорах. Они более манерные. Умеют отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Рассуждают и высказывают свое мнение, приводят примеры).

Представим общий уровень представлений о качествах женственности у девочек пятого года жизни.

Низкий уровень представлений о качествах женственности у девочек пятого года жизни - 50% (присутствует эмоциональная нестабильность по отношению к себе. Дети допускают возможность превращения девочки в мальчика и наоборот. Неправильное представление полоролевого поведения мамы и папы, представлений о красоте поступков женских и мужских. У детей имеются выраженные неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек не только в среде сверстников, но в их и семьях).

У 33% детей выявлен средний уровень развития представлений о качествах женственности (знают отличительные внешние признаки девочек и мальчиков. Знают, что пол необратим, но предполагают возможность проснуться мальчиком. Правильно распределяют картинки, на которых изображены красивые поступки мужчин и женщин. Наблюдается непонимание своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие. Дети имеют слабое представление о том, что в по-лоролевом поведении может быть взаимозаменяемость. Затрудняются при распределении семейных ролей, специфики содержания труда, при соотнесении картинок

имеющих нейтральный контекст, например книга, стол, пылесос, стиральная машинка).

Высокий уровень развития представлений о качествах женственности выявлен у 17% девочек пятого года жизни (девочки знают, что они девочки, что пол необратим. Наблюдается хороший уровень сформированности знаний своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие. Имеют представление о том, что в полоролевом поведении может быть взаимозаменяемость).

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье Н.А. Шинкаревой, А.В. Половинкиной рассматриваются организационно-педагогические условия и особенности проявления качества женственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы. В этой статье рассматривается интересный аспект формирования качеств женственности через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую и интеграцию с народной культурой, как с источником передачи социокультурного опыта. Авторами статьи приводятся обоснования актуальности проблемы, конкретизируются компоненты женственности, которые включают в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий, анализируются полученные результаты, на основании которых делается вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию качеств женственности. В тоже время, в рамках данной статьи, не описывается содержание самой работы по формированию качеств женственности на основе использования народной куклы. Поэтому, статья позволяет в большей степени уточнить представления о том, каковы особенности и уровневые характеристики сформированности качеств женственности у девочек пятого года жизни.

ВЫВОДЫ

В ходе нашего исследования, мы сделали вывод, что на формирование женственности у девочек пятого года жизни большое влияние имеет организация педагогических условий, которые обеспечивают успешность осуществляемой деятельности, например: создание центров для сюжетно-ролевых игр детей, чтение сказок, проигрывание в игре любимых героев сказок.

Для повышения у педагогов уровня готовности к процессу развития качеств женственности у девочек пятого года жизни по всем компонентам, был грамотно подобран список литературы по развитию качеств женственности у девочек дошкольного возраста. Были разработаны консультации для педагогов и родителей детей, семинары-практикумы, мастер-класс, консультации и др., а также даны рекомендации по формированию и обогащению учебно-методических комплексов, для пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.

Следовательно, можно сделать вывод, что система занятий в форме сюжетно-ролевой игры и бесед важна для развития качеств женственности у девочек пятого года жизни. Также проведение работы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды в рамках тем недели и темы нашего исследования, организация мероприятий для педагогов и родителей по формированию готовности к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни путем выполнения задач, обеспечивает достижение поставленной нами цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж, 2014. 300 с.

2. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков //Вопросы психологии. 2009. № 3. 16-19 с.

3. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ по-лоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 16 с.

4. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 2000. 160 с.

5. Кардапольцева В.Н. Женственность как социокультурный конструктор //Вестник РУДН, серия Социология 2005. 1 (8) 62-76 с.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989. 533 с.

7. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М.: Academia, 2003. 334 с.

8. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. 210 с.

9. Юрцини А. К. Сказка как средство воспитания женственности // Фундаментальные исследования. 2010. № 8. 56-62 с.

10. Алмазова С.Л. Влияние стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола // Специальное образование. 2010. №1. С.66-69.

11. Линде Н.Д. С утра о женственности и мужественности // Семейная психология и семейная терапия. 2010. № 4. 17 с.

12. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С.17-20.

13. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины //Мир психо—ло—гии. 2012. №4. С.110-117.

14. Шинкарёва Н.А. Формирование основ гендерной культуры у воспитанников детского дома: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Улан - Удэ, 2010. 23 с.

Статья поступила в редакцию 26.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.