Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ГЕНДЕР / МАСКУЛИННОСТЬ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ПОЛ / GENDER / PRESCHOOL AGE / ROLE-PLAYING GAME / MASCULINITY / ФЕМИННОСТЬ / FEMININITY / MANHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Людмила Владимировна

В статье рассмотрена проблема развития качеств женственности у девочек шестого года жизни. Актуальность данной проблемы обусловлена глубокими изменениями в обществе, поскольку происходит интенсивное смешение гендерных представлений о мужских и женских ролях, утрачивается ценность пола. Женственность представляет собой сложное образование. На шестом году жизни у детей уже сформировано представление о своей половой принадлежности, и дети способны характеризовать ее определенными признаками. В тоже время, достаточно трудно для детей этого возраста обозначить содержательные характеристики, выделить качества, которые характеризуют детей, как представителей определенного пола. Представлен анализ возможностей сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития женственности.The article deals with the problem of developing the qualities of femininity in girls of the sixth year of life. The urgency of this problem is due to profound changes in society, as there is an intensive confusion of gender ideas about male and female roles, the value of gender is lost. Femininity is a complex formation. In the sixth year of life, children have already formed an idea of ​​their gender, and children are able to characterize it by certain signs. At the same time, it is quite difficult for children of this age to identify meaningful characteristics, to highlight the qualities that characterize children as representatives of a certain gender. The analysis of the possibilities of the plot-role-playing game as a means of developing femininity is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Pedagogy

УДК 373.2.016:177 DOI 10.21661/r-474233

Л.В. Седых, Н.А. Шинкарева

Сюжетно-ролевая игра как средство развития качеств женственности у девочек шестого года жизни

Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития качеств женственности у девочек шестого года жизни. Актуальность данной проблемы обусловлена глубокими изменениями в обществе, поскольку происходит интенсивное смешение тендерных представлений о мужских и женских ролях, утрачивается ценность пола. Женственность представляет собой сложное образование. На шестом году жизни у детей уже сформировано представление о своей половой принадлежности, и дети способны характеризовать ее определенными признаками. В то же время достаточно трудно для детей этого возраста обозначить содержательные характеристики, выделить качества, которые характеризуют детей как представителей определенного пола. Представлен анализ возможностей сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития женственности.

I Ключевые слова: гендер, дошкольный возраст, женственность, мужественность, маскулинность, пол, сюжет-но-ролевая игра, феминность.

L.V. Sedykh, N.A. Shinkareva

Plot-role game as a means of femininity development

in girls of the sixth year of life

Abstract

The article deals with the problem of developing the qualities of femininity in girls of the sixth year of life. The urgency of this problem is due to profound changes in society, as there is an intensive confusion of gender ideas about male and female roles, the value of gender is lost. Femininity is a complex formation. In the sixth year of life children have already formed an idea of their gender, and children are able to characterize it by certain signs. At the same time, it is quite difficult for children of this age to identify meaningful characteristics, to highlight the qualities that characterize children as representatives of a certain gender. The analysis of the possibilities of the plot-role-playing game as a means of developing femininity is presented.

| Keywords: gender, preschool age, femininity, manhood, masculinity, gender, role-playing game, femininity.

Одной из важнейших задач, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте, является задача обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их индивидуальными возрастными и психологическими особенностями. В соответствии с этим, большое внимание уделяется многими современными исследователям и учету полоролевых особенностей детей, реализации тендерного подхода в образовательном процессе.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема развития женственности у девочек рассматривается многими исследователями, в частности И.С. Коном, Т.А, Репиной и другими [3; 5]. Повышенный интерес к данной проблеме обусловлен тем, что полоролевые особенности ребенка оказывают серьезное влияние на становление его личности, на его поведение. По мнению ряда авторов, важнейшими современными приоритетами воспитания качеств жен-

Педагогика

ственности является не привитие девочкам жестких стандартов женственности, а формирование системы представлений о женственности, которая будет способствовать развитию поведения, соответствующего женскому.

В дошкольном возрасте происходит формирование самосознания ребенка. Одним из важнейших его компонентов является развитие представлений о себе, как о человеке определенного пола.

В работах многих авторов, в частности Т. А. Репиной и другими подчеркивается важность формирования качеств женственности на современном этапе, поскольку в наши дни общество характеризуется смешением гендерных представлений мужских и женских ролей, утрачивается ценность пола. Формирование правильной полоролевой идентификации является важной составляющей гармоничного развития ребенка [5].

В разные эпохи и в разных культурах понятие «женственность» рассматривалось по-разному, но, несмотря на это в этом понятии можно выделить общие, универсальные представления. Такие качества, как чувствительность, сострадание, заботливость, скромность, нежность и т. д. традиционно рассматриваются как исключительно «женские» качества, свойственные лишь женской природе.

Д.Н. Исаев, В.Е. Каган рассматривают понятие женственность как комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу. Как утверждают авторы, женственность в старшем дошкольном возрасте уже активно формируется и находится уже не на бытовом уровне, а на более возвышенном - ценностном отношении к женщине. Авторы говорят и о том, что женственность - это с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой - социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. Также данными авторами это понятие трактуется как совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины. Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других, отсутствием доминирования в отношениях [1].

Женственность представляет собой сложный, психологический феномен, отражающий комплекс психологических характеристик, социальных установок и стереотипов, определяющих поведение женщины в обществе и ожидания по отношению к ней со стороны других людей. Формирование женственности происходит под влиянием разных социальных институтов, важнейшим из которых является семья.

Понятие «женственность» отражает черты характера, отношение к людям, качества, связанные с выполнением супружеских и родительских ролей женщины, особенности внешнего женского облика, интеллектуальные особенности и интересы, коммуникативные способности.

Развитие качеств женственности характеризуется повышенной значимостью еще и в силу того, что сейчас мы наблюдаем изменение отношения к женственности в целом, повышение значимости проявления

женщиной мужских качеств, в результате чего происходит незаметное, на первый взгляд, но очень серьезное влияние на развитие полоролевой идентификации в целом, формирование половых ролей и в дальнейшем дисгармонию взаимоотношений между полами.

На шестом году жизни у детей уже сформировано представление о своей половой принадлежности и дети способны характеризовать ее определенными признаками. В то же время, достаточно трудно для детей этого возраста обозначить содержательные характеристики, выделить качества, которые характеризуют детей, как представителей определенного пола. Обогащение представлений девочек о качествах женственности, развитие умений вести себя соответственно своему полу приобретает первостепенное значение.

Л.В. Градусова, Л.В. Коломийченко Н.Е. Татарин-цева и другие авторы отмечают, что в формировании качеств женственности в дошкольном возрасте одним из важнейших средств выступает сюжетно-ролевая игра, поскольку в ней создаются условия для проявления качеств женственности, моделирования отношения в рамках гендерной роли, усвоение моделей «женственного» поведения и т. д. [1; 2; 7].

В сюжетно-ролевых играх происходит воспроизведение взаимоотношений взрослых, выполняется определенная социальная функция, дифференцированная по полу. Поэтому эти игры называют еще социосексу-альными, поскольку они отражают процесс освоения половой роли. В плане психосексуального развития в дошкольном возрасте игра характеризуется инициативой, усвоением полоролевого поведения, проигрыванием ролей родителей, формированием взаимоотношений между представителями разного пола.

В играх детей, особенно по мере их взросления, все больше проявляются гендерные черты. Они связаны с игровыми предпочтениями детей, выбором игрушек и теми ролями, которыми дети начинают играть в игре.

Игра отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В сюжетно-ролевой игре происходит формирование основ нравственности и качеств женственности и мужественности.

Сюжетно-ролевые игры являются важным способом преодоления негативных ролевых стереотипов. В процессе игры под руководством воспитателя могут быть скорректированы те негативные качества или характеристики, которые проявляют дети.

Возможность моделировать разные ситуации в значительной степени способствует обогащению представлений детей о поведении, характерном для них, как представителя определенного пола, а также соответствует особенностям проявления качеств женственности и мужественности. В контексте данного исследования для нас наибольшее значение приобретает рассмотрение возможности развития качеств женственности у девочек посредством сюжетно-ролевой игры.

Необходимо раскрыть эти возможность и охарактеризовать условия, при которых данные возможности игры максимально раскрываются.

Pedagogy

В ходе анализа в структуре женского образа мы выделили, вслед за Н.И. Федосеевой, ряд компонентов в структуре женственности. Сюжетно-ролевые игры позволяют формировать каждый из этих компонентов. Например, здоровьесберегающий компонент формируется у девочек активно в играх такой тематики, как «Семейный вечер», «Маленький малыш», «Семья на отдыхе», «Парикмахерская» и т. д. В этих играх девочки учатся проявлять заботу о здоровье близких, учатся выполнять культурно-гигиенические навыки, ухаживать за собой [8].

Эмоциональный компонент женского образа, для которого характерны эмпатия, эстетический вкус, воображение, могут формироваться у девочек посредством сюжетно-ролевых игр, связанных с уборкой дома, ремонтом, заботы о старших членах семьи, заботах о детях и т. д.

Поведенческий компонент, связанный с умением управлять своим поведением и регулировать свои действия, реализуется абсолютно во всех сюжетно-ро-левых играх, поскольку любая игра учит ребенка подчинять свои действия определенной роли. Развитию когнитивного компонента способствуют сюжетно-ро-левые игры, в которых сюжет строится на возникновении каких-либо проблемных ситуаций в семье и необходимости их разрешать.

В соответствии с данными компонентами мы видим, что посредством изменения тематики и содержания сюжетно-ролевых игр, можно в значительной степени формировать представления девочек о женственности и женском поведении, которые будут отражать компоненты идеального женского образа, и, соответственно, формировать его у девочек.

Н.В. Сыроватская отмечает, что одной из серьезных проблем развития качеств женственности у современных девочек в сюжетно-ролевой игре, является то, что сами девочки практически не играют в игры, в которых бы широко моделировались ситуации семейного взаимодействия. Чаще всего в играх современных девочек, как и мальчиков, преобладает тематика сюжетов по мотивам мультфильмов и сказочных персонажей, в результате чего отношения в семье не моделируются, девочки не приобретают в достаточном объеме опыта ролевого взаимодействия с учетом своей половой принадлежности [6].

Для преодоления данных затруднений, как считает Н.В. Краснощекова, важное значение имеет обучение девочек сюжетно-ролевым играм, отражающим тематику взаимоотношений в семье, связанную с разными сторонами жизни семьи и общения в семье. В связи с этим, ведущая роль в развитии качеств женственности у девочек в сюжетно-ролевой игре, безусловно, принадлежит педагогу, который продумывает и отбирает сюжеты игр, формулирует их тематику и создает условия для формирования интереса у девочек к этим играм, формирование у них необходимого опыта [4].

Еще одной сложностью, с которой можно столкнуться в процессе подготовки и проведения сюжет-

но-ролевых игр, способствующих развитию качеств женственности, это то, что в связи с значительными трансформациями представлений о женственности и мужественности в современном обществе, в поведении родителей качества женственности и мужественности также не всегда транслируются достаточно отчетливо, в результате чего в семье у ребенка также не формируются необходимые представления.

Поэтому важно, осуществляя подготовительную работу к сюжетно-ролевой игре, расширять представления девочек о качествах женственности, подбирать образы, понятные и доступные девочкам этого возраста, и в то же время, вызывающее симпатию. Такими образами могут выступать женские образы русских народных сказок или мультфильмов советского периода.

Расширяя представления о качествах женственности и формируя положительное отношение к проявлению качеств женственности, тем самым в игре мы создаем благоприятную основу для того, чтобы у девочек появилось желание получить данный опыт проживания такой роли и затем «присвоить» этот опыт себе, чтобы он стал основой для женственного поведения.

Кроме того, необходимо отметить, что развитие качеств женственности у девочек идет в тесной взаимосвязи с дифференцировкой представлений о женских качествах и мужских качествах. В соответствии с этим, очень важно, чтобы в сюжетно-ролевых играх, присутствовал и образец мужского поведения, который можно моделировать только при участии мальчиков в данных играх.

По мнению Л.В. Градусовой, совместные игры в значительной степени позволят обогатить представления детей о качествах мужественности и женственности, лучше усвоить различия между данными ролями и сформировать необходимые навыки организации собственного поведения в соответствии с данной ролью [1].

Для того, чтобы сформировать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, как считает Ю.Р. Чувасова, необходимо в значительной степени уделить внимание продумыванию основы сюжетной линии и содержания игры. Важно, чтобы игра с одной стороны, отвечала имеющимся у детей представлениям, а с другой стороны, помогала детям приобрести новый, незнакомый им опыт. В подборе тематики игр можно опираться на построение более современных сюжетных линий, таких, как, например, семья отправляется в путешествие или пикник с бабушкой и дедушкой и т. д. [9].

Важно, чтобы в процессе данных игр связывался воедино имеющийся опыт детей и новый опыт детей в актуальной для детей социальной ситуации развития. Часто интерес к сюжетно-ролевым играм у девочек, как и у мальчиков снижается, посредством того, что сюжеты игр являются достаточно устаревшими и не отражают актуальную ситуацию развития для ребенка.

Для того, чтобы развивать качества женственности у девочек в сюжетно-ролевых играх, на наш взгляд, необходимо осуществлять подготовительную рабо-

Педагогика

ту, в ходе которой уделять внимание формированию представлений девочек о качествах женственности и формировать у них некий идеальный образ женственности, затем отбирать более тщательно сюжеты и тема-

тику игр в соответствии с актуальными интересами и потребностями детей, организовывать взаимодействие с семьей по формированию представлений о воспитании качеств мужественности и женственности в семье.

Литература

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика [Текст]: Учеб. пособие I Л.В. Градусова. - М.: Флинта: Наука, 2011. -179 с.

2. Коломийченко Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] I Л. Коломийченко II Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - С. 12-25.

3. Кон И.С. Половые различия и дифференциация половых ролей II Соотношение биологического и социального в человеке [Текст] I И.С. Кон; под ред. В. Банщикова. - М., 1975. - 120 с.

4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] I Н.В. Краснощекова. -8-е изд. - Ростов н7Д: Феникс, 2014. - 251 с.

5. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] I Т.А. Репина. - М.; Воронеж, 2004. - 300 с.

6. Сыроватская Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников [Текст] I Н.И. Сыроватская II Современные наукоемкие технологии. - 2010. - №2 - С. 62-63.

7. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук I Н.Е. Татаринцева. - Ростов нУД, 1999. - 16 с.

8. Федосеева М.И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста [Текст] I М.И. Федосеева II Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 710-713.

9. Чувасова Ю.Р. Условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] I Ю.Р. Чувасова, О.Ю. Багадаева II Развитие современного образования: теория, методика и практика: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) I Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (7). - С. 150-155.

References

1. Gradusova L.V (2011). Gendernaia pedagogika: Ucheb. posobie, 179. M.: Flinta; M.: Nauka.

2. Kolomiichenko L. (2006). Dinamika i osobennosti polorolevoi sotsializatsii mal'chikov i devochek doshkol'nogo vozrasta. Detskii sadotA do Ia, 1, 12-25.

3. Banshchikova V, & Kon I.S. (1975). Polovye razlichiia i differentsiatsiia polovykh rolei. Sootnoshenie biologicheskogo i sotsial'nogo v cheloveke, 120. Kon; M.

4. Krasnoshchekova N.V (2014). Siuzhetno-rolevye igry dlia detei doshkol'nogo vozrasta, 251. Rostov nID: Feniks.

5. Repina, T.A. (2004). Problema polorolevoi sotsializatsii detei, 300. M.; Voronezh.

6. Syrovatskaia N.I. (2010). Vliianie sovremennykh uslovii na razvitie siuzhetno-rolevoi igry doshkol'nikov. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2, 62-63.

7. Tatarintseva N.E. (1999). Pedagogicheskie usloviia vospitaniia osnov polorolevogo povedeniia detei mladshego doshkol'nogo vozrasta: Avtoref. dis., 16. Rostov nID.

8. Fedoseeva M.I. (2015). Formirovanie predstavlenii o zhenstvennosti i muzhestvennosti u detei doshkol'nogo vozrasta. Molodoi uchenyi, 6, 710-713.

9. Chuvasova Iu.R., & Bagadaeva O.Iu. (2016). Usloviia razvitiia siuzhetno-rolevoi igry u detei starshego doshkol'nogo vozrasta. Razvitie sovremennogo obrazovaniia: teoriia, metodika ipraktika, 1 (7), 150-155. Cheboksary: TsNS "Interaktiv plius".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.