Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАЧЕСТВА МУЖЕСТВЕННОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / КРИТЕРИИ МУЖЕСТВЕННОСТИ / ПОЛ / ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Егорова Алена Александровна

Полоролевое воспитание у мальчиков пятого года жизни в современное время считается актуальной проблемой. С каждым годом в обществе наблюдается снижение уровня сформированности качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях не уделяют особого внимания к данной проблеме по формированию качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни. В данной статье представлены основные вопросы по развитию качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Так же в статье показаны основные методики для выявления уровня развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни таких авторов, как Н.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, О.И. Иванова. В данной статье расписаны актуальность исследования, теоретическая основа и результаты исследования, которые были проведены на базе дошкольной образовательной организации. Исследование организационно-педагогических условий развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни в статье расписаны по четырем пунктам: изучение уровня развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос и анкетирование педагогов на сформированность готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, опрос родителей воспитанников на выявление готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста. В конце статьи представлен анализ дошкольной организации по развитию качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни и рекомендации по улучшению организационно педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Егорова Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MASCULINITY QUALITIES IN BOYS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

Gender-role education in boys of the fifth year of life in modern times is considered an urgent problem. Every year in society, there is a decrease in the level of formation of masculinity qualities in preschool-age boys. Teachers in preschool educational institutions do not pay much attention to this problem of forming the qualities of masculinity in boys of the fifth year of life. This article presents the main questions on the development of the qualities of masculinity in boys of the fifth year of life in the conditions of a preschool educational organization. The article also shows the main methods for identifying the level of development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life of such authors as N. E. Tatarintseva, A.M. Shchetinina, O. I. Ivanova. This article describes the relevance of the study, the theoretical basis and the results of the study, which were conducted on the basis of a preschool educational organization. The study of organizational and pedagogical conditions for the development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life in the article is described in four points: the study of the level of development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the survey and questionnaire of teachers on the formation of readiness for the development of masculinity qualities in preschool boys, the survey of parents of pupils to identify readiness for the development of masculinity qualities in preschool boys. At the end of the article, an analysis of the preschool organization for the development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life and recommendations for improving organizational and pedagogical conditions are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

V7TK" 474 l/^ч ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' J |(сс) VXJ С5у TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0025 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorID:798950 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0003-4841-1880

ЕГОРОВА Алена Александровна, бакалавр

Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: egoro.1993@list.ru) Аннотация. Полоролевое воспитание у мальчиков пятого года жизни в современное время считается актуальной проблемой. С каждым годом в обществе наблюдается снижение уровня сформированности качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях не уделяют особого внимания к данной проблеме по формированию качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни. В данной статье представлены основные вопросы по развитию качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Так же в статье показаны основные методики для выявления уровня развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни таких авторов, как Н.Е. Татаринцева, А.М. Щетинина, О.И. Иванова. В данной статье расписаны актуальность исследования, теоретическая основа и результаты исследования, которые были проведены на базе дошкольной образовательной организации. Исследование организационно-педагогических условий развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни в статье расписаны по четырем пунктам: изучение уровня развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос и анкетирование педагогов на сформированность готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, опрос родителей воспитанников на выявление готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста. В конце статьи представлен анализ дошкольной организации по развитию качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни и рекомендации по улучшению организационно педагогических условий.

Ключевые слова: полоролевое воспитание, качества мужественности, дошкольный возраст, развивающая предметно-пространственная среда, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, мужественность, критерии мужественности, пол, чувствительный период, формирование.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MASCULINITY QUALITIES IN BOYS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) YEGOROVA Alyona Aleksandrovna, bachelor's degree Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail:egoro.1993@list.ru) Abstract. Gender-role education in boys of the fifth year of life in modern times is considered an urgent problem. Every year in society, there is a decrease in the level of formation of masculinity qualities in preschool-age boys. Teachers in preschool educational institutions do not pay much attention to this problem of forming the qualities of masculinity in boys of the fifth year of life. This article presents the main questions on the development of the qualities of masculinity in boys of the fifth year of life in the conditions of a preschool educational organization. The article also shows the main methods for identifying the level of development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life of such authors as N. E. Tatarintseva, A.M. Shchetinina, O. I. Ivanova. This article describes the relevance of the study, the theoretical basis and the results of the study, which were conducted on the basis of a preschool educational organization. The study of organizational and pedagogical conditions for the development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life in the article is described in four points: the study of the level of development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the survey and questionnaire of teachers on the formation of readiness for the development of masculinity qualities in preschool boys, the survey of parents of pupils to identify readiness for the development of masculinity qualities in preschool boys. At the end of the article, an analysis of the preschool organization for the development of masculinity qualities in boys of the fifth year of life and recommendations for improving organizational and pedagogical conditions are presented.

Keywords: gender role education, qualities of masculinity, preschool age, developing subject-spatial environment, federal educational standard of preschool education, masculinity, criteria of masculinity, gender, sensitive period, formation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования мужских качеств у мальчиков дошкольного возраста, является на сегодняшний день очень актуальной, это отмечают В. А. Сухомлинский, В.Е. Каган, К.Д. Ушинский, Т.А. Репина, А.А. Чекалина, Ш. Берн [1].

Данная проблема обусловлена тем, что грань между свойствами качеств мужественности у мальчиков становятся нечеткими, что в формировании мужских качеств у

мальчика большую роль играет отец, именно он является для ребенка примером в воспитании мужских качеств.

В.А. Сухомлинский, подчеркивая важность воспитания качеств мужественности отмечает, что уже в дошкольном возрасте нужно воспитывать настоящего мужчину. Так как именно в этом возрасте закладываются элементы психологического пола и также в этом возрасте формируется базовая полоролевая идентичность, которое способствует дальнейшему развитию личности

[2].

Но в настоящее время все больше происходят разводы между родителями, и мальчики воспитываются в неполных семьях, где воспитанием занимаются в основном мамы, и у мальчиков нет определенного образца для развития мужской модели. Это же отмечает А.А. Чекалина, что нарастают ряды женщин-феминисток, люди всё больше отказываются от создания браков и деторождения, и наблюдается рост однополых браков [3].

Т.А. Репина указывает на то, что качества мужественности и женственности не возникли просто так. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое нужно начинать с раннего детства

[4].

Нами были выделены объективно следующие противоречия:

- между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, ориентирующими на учет индивидуальных особенностей детей и их развитие и недостаточным вниманием к проблеме усвоения ребенком половой роли как проявления индивидуальности;

- между потенциалом развитии качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий развития качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста ДОО.

Так же нами выделены задачи исследования:

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития качеств мужественности у мальчиков на пятом году жизни.

- Определить критерии и методики исследования, выявить особенности развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни и условия их развития в Дошкольной Общеобразовательной Организации.

- Апробировать комплекс педагогических условий развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи: изучить, и проанализировать проблему организационно-педагогических условий развития качеств мужественности у мальчиков в дошкольном учреждении.

По мнению В.Е. Кагана, пол - это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочка) [5].

В.В. Абраменкова отмечает, что «Мужчина», «Мальчик», «Муж», «Мужество» все эти слова считаются однокоренными, они родные в лексическом и духовном смысле [2].

По мнению Д.В. Колесова в последнее время очень сильно изменилось понимание таких вечных понятий, как: мужественность, женственность. Нельзя точно сказать, что такое «мужественность», данное понятие с каждым годом меняется, наполняется новым содержанием [4].

М.Ф. Шабаева указывает, что длительное время, еще с древних времен, в обществе было четкое разделение мужских и женских ролей, в бытовых условиях разделение труда. Мужчины были добытчики, охотники, защитники. Сейчас всё изменилось быть воином необязательно, и в производстве, и в труде, и в политике наступило равенство между мужчинами и женщинами. Повышение роли женщины в современном обществе повлияло на половую дифференциацию, феминизацию мужчин [6].

Многие ученые и исследователи дают разные характеристики к понятию «мужественность».

Так, например, И.С. Кон к данному понятию относит такие характеристики, как: преобладание в достижения, быть не похожим на женщину, стараться получить авторитетный статус среди группы мужчин, наличие определенной цели и врожденной мужской агрессивности [2].

По мнению А. Сенельникова, понятие «мужествен-

ность» включает в себя структуру представлений, характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре предписывается мужчинам [7].

В.В. Сухомлинский писал, что «мужественность» - это некий долг мужчины, другими словами Сухомлинский под данным понятием понимал какую-то определенную направленность личности [7].

Д. Гилмор считает, что мужественность - это способ одобрения обществом быть мужчиной. По его мнению, «настоящие» мужчины это те, кто больше дают, чем получают, дарят, помогают [8].

О.В. Муромцева утверждает, что качества мужественности не возникают сами по себе, ведь мужчинами не рождаются, ими становятся в результате воспитания, которое важно начинать с самого рождения [8].

Н.А. Шинкарева отмечает в своих работах такие мужские качества, как: уверенность, энергичность, стремление к соперничеству, смелость, агрессивность, доминантность, решительность и т.д. Автор подчеркивает, что у мальчиков с самого раннего возраста нужно воспитывать такие качества, как: самостоятельность, активность, смелость, решительность, инициативность [9].

Т.А. Репина в своих исследованиях указывает, что дошкольный возраст является чувствительным периодом (или же его еще называют сензитивным) в полороле-вом развитии и социализации. У ребенка формируются представления о половой принадлежности, развиваются полоролевые предпочтения, потребности т.д. В данном случае на формирование полового развития влияют несколько факторов: в первую очередь это наследственность, среда, в которой проживает ребенок, воспитание мальчика и личность ребенка (активный в развитии ребенок или пассивен) [7].

А.С. Цветков писал, что в формировании мужественных качеств ребенка немалую роль играет его семья. Об этом и утверждают современные психологи. С самого раннего детства в мальчике нужно воспитывать будущего мужчину. Ребенок должен осознавать себя представителем определенного пола и проявлять это в своем поведении. При правильном воспитании ребенок узнает нравственную культуру во взаимоотношении разных полов, культурно-исторические традиции в той семье, в которой он воспитывается [2].

И. С. Кон утверждает, что в возрасте двух лет ребенок уже знает свой пол, но пока еще не может обосновать свои знания. Для детей четырех лет главным отличающим признаком является внешность детей, именно по ней они отличают половую принадлежность, у девочек обычно это косички, платья, а у мальчиков короткая прическа, брюки или шорты. Спокойно начинаю распознавать себя с представителями своего пола, девочки включаются в игру с девочками, а мальчики находят общие игры друг с другом. По мимо этого, дети начинают в данном возрасте обращать внимание на деятельность мужчин и женщин в семье или профессии [9].

А.А. Чекалина утверждает, что после четырех лет дети начинают осознанно ориентироваться в различии половых принадлежностях девочек и мальчиков, осваивают интересы и ценностные ориентации мальчиков. Дети пяти лет могут спокойно назвать несколько признаков, которым они различают мальчиков от девочек. В основном это внешние признаки. Но в этом возрасте дети до сих пор не осознают постоянство половой принадлежности и могут задавать вопросы, по поводу изменения пола. Дети также продолжают думать, что когда вырастут, половая принадлежность может изменится. В возрасте 5-6 лет в ребенке отчетливо начинает проявляться и просматриваться будущий взрослый [10].

Анализ литературы показывает, что в полороле-вом воспитании Г.А. Урунтаева, Н.Г. Татаринцева, Т.А. Репина и др. делают акцент на различные методы, которые могут послужить формированию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста. Самое главное нужно отметить, что формированию качеств му-

жественности у мальчиков служит осознание своей половой принадлежности, знания качеств мужественности и их проявления [10].

Е.Н. Татаринцева утверждает, что нужно использовать метод беседы в формировании мужественности у мальчиков (дети ищут друг в друге различия, обсуждают что значит быть девочкой и мальчиком) [10].

Т.А. Репина рекомендует чтение художественной литературы (мальчики обычно ассоциируют себя с мужскими героями, проведения анализа главного героя, перечисление его мужских качеств. Чтобы разобраться во всем этом помогает ребенку воспитатель.). При выборе художественной литературы Т.А. Репина рекомендует делать акцент на воспитание представлений смелости, силе, защита Родины. В основном сюда входят былины, старинные сказки о богатырях («Добрыня Никитич», «Алеша Попович» и т.д.), рассказы о мужественных поступках («Конек-Горбунок», «Летучий корабль», «Доктор Айболит») [4].

Е.Н. Татаринцева утверждает, что первый пункт, который считается главным и необходимым для формирования мужских качеств - предметно-развивающая среда, ребенку нужно больше общаться и заниматься разными видами деятельности: трудовая, познавательная, игровая и т.д., и в этом может помочь предметно-развивающая среда детского сада [4].

Е.О. Смирнова рекомендует для формирования качеств мужественности у мальчиков можно использовать ролевые игры, чтобы ребенок мог пережить поведение и образ своего героя. В сюжетно-ролевых играх мальчики определяют себя в мужских образах, они стараются подражать поведению своего героя. Ребенок переживает по настоящему эмоции, чувства, когда мальчик побеждает врага в игре, он чувствует себя героем, сильным и смелым. Так же предлагается воспитателю учитывать атрибуты для мальчиков для ролевых игр-драматизаций: военные костюмы, атрибутика богатырей, рыцарей, меч, щит и т.д [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для объективной оценки педагогических условий в дошкольной образовательной организации в области развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни мы использовали следующие методы: опрос педагогов, самоанализ, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды в группе (РППС), беседа и анкетирование для диагностики мальчиков пятого года жизни, анкетирование родителей.

Исследовательская работа проводилась на базе Муниципального Казенного Дошкольного Образовательного Учреждения «Коноваловский детский сад». В нем принимали участие мальчики пятого года жизни в количестве 18 человек.

Для изучения уровня развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни были выделены методики: диагностика развития качеств мужественности «Наблюдение за поведением», практическое задание «Красивый мужской и женский поступок» автор методик Н.Е. Татаринцева [11], методика «Беседа с ребенком» А.М. Щетинина, О.И. Иванова [12].

Изучив критерии уровня развития качеств мужественности у мальчиков пятого года жизни когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов и сделав анализ полученных данных, мы получили результаты:

Средний уровень составляет 44,5% мальчиков экспериментальной группы, такой же процент детей составляет в контрольной группе. Мальчики не могут четко разделять женские и мужские обязанности, не имеют точные представления о мужских и женских поступках, но свой пол назвать могут, только аргументов мало (в основном все мальчики говорили о внешнем виде - у девочек косички, юбки, платья, а у мальчиков брюки, шорты и короткие волосы). Не имеют представление о своем будущем, не знают кем хотят стать, у детей смешанные

взгляды на внешние признаки мальчиков и девочек. В различной детской деятельности мальчики выбирают роли и деятельность не только мужскую, но и женскую. Мальчики данного уровня предпочитают играть не только с мальчиками, но и с девочками. Игры и игрушки выбирают в равной степени, мальчики могут поиграть и в машинки, и в куклы. Придумывают и строят разные домики для кукол, помогают девчонкам надевать кукол. В сюжетно-ролевых играх мальчики могут выбрать как женские, так и мужские роли, например, Петя играл с девчонками в игру «Дочки матери» в роли мамы, а Саша в роли тети, но также они не отказываются от мужских ролей и могут спокойно быть в роли папы или сына. Делая выбор в книгах, что интереснее, то мальчики выбирают сказки про богатырей, мультфильмы про машинки, но и так же выбирают мультфильмы про царевн, про фей.

Низкий уровень составляет 33% мальчиков экспериментальной группы и такой же процент мальчиков контрольной группы. Мальчики не знают красоту мужских и женских поступков, присутствует смешение представлений о полоролевом поведении, мужские поступки относят к женским поступкам, а женские к мужским, отсутствуют аргументы. Мальчиков пятого года жизни только с помощью взрослого могут точно аргументировать свои ответы на вопросы, не знают признаки мужских и женских отличий и не могут их перечислить. На вопрос «Кто ты мальчик ли девочка» один ребенок Витя С. затруднялся ответить, его ответ был такой: «Наверное, мальчик», на вопрос «точно мальчик?», Витя ответил: «Не знаю, может девочка». Мальчики не смогли сказать каким мужчиной в будущем хотят вырасти, вполне верят, что можно проснуться утром другим полом. Мальчики с низким уровнем полоролевого поведения предпочитают играть с девочками. Игрушки выбирают в основном куклы, помогают девочкам обустраивать кукольные домики, заплетают и одевают кукол. В сюжетно-ролевых играх мальчики выбирают женские роли, например, Паша, Костя выбирают роли только мамы, дочки, тети и т.д. Мужские роли они играть не хотят и если воспитатель просит их, то играют они не с удовольствием.

Высокий уровень составляет 22,5% мальчиков в экспериментальной и контрольной группах. Мальчики хорошо знают свою половую принадлежность, имеют правильное представление о полоролевом поведении, правильно называют мужские и женские качества, свои ответы о полоролевом поведении могут аргументировать, вид деятельности выбирают соответственно своей половой принадлежности-игры в машинки, самолеты, роботы, предпочитают играть в основном с мальчиками, но также хорошо ведут себя по отношению к противоположному полу. Сюжетно - ролевые игры, в которых выбирают роль - строителя, футболиста, шофера, отца, сына и т.д. Выполняют мужскую трудовую деятельность - расчистка дорожек от снега, вывоз мусора на тележке и т.д. Нравятся книги про машинки, особенно энциклопедии, мультфильмы про роботов, трансформеров, про самолеты. Мальчики даже называли названия любимых мультфильмов «Робокар Поли», «Трансформеры», «Щенячий патруль» и т.д.

Результаты опроса педагогов и анализ календарных планов по раскрытию уровня готовности педагогов к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста покажем по компонентам: когнитивный, практический и рефлексивный:

Низкий уровень, 62,5%, составляют педагоги, которые никогда не проводят самоанализ своей деятельности в работе с мальчиками или родителями, нет знаний по воспитанию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, не имеют представления с какого возраста надо начинать развивать качества мужественности у мальчиков дошкольного возраста, в планах не просматривается работа с мальчиками по развитию качеств мужественности._

Средний уровень, 25%, составляю педагоги, которые имеют недостаточное представление по вопросу развития качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, отсутствуют или крайне редко проводятся работы с родителями и с мальчиками дошкольного возраста по развитию качеств мужественности, очень редко анализируют свою деятельность в работе с мальчиками или родителями по развитию качеств мужественности, не организовывают предметно-пространственную деятельность по развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста.

Высший уровень готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста составляют 12,5% педагогов: имеют теоретические знания об определении мужества, о правильном воспитании развития качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, педагоги правильно организовывают и планируют работу с мальчиками и предметно-пространственную среду по развитию качеств мужественности, проводят работу с родителями, умеют проводить самоанализ своей деятельности по развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, чтобы в дальнейшем выбирать более эффективные методы для развития качеств мужественности.

Данные, которые мы получили во время анкетирования родителей, по оценке готовности родителей к развитию качеств мужественности у мальчиков среднего дошкольного возраста по когнитивному и деятельност-ному компонентам говорят нам о том, что:

Численность родителей с низким уровнем готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста составляет 55,5%. Родители данной группы не могут ответить на вопрос «Что такое мужественность?». Не знают с какого возраста нужно начинать работу по развитию качеств мужественности, на этот вопрос в основном у многих стоит прочерк, но некоторые попытались ответить таким образом: «Не знаю», «С 7 лет», «В школе». На вопрос об организации работы по формированию качеств мужественности у мальчика в семье родители ответили не пониманием, зачем это нужно дома. Родители не уделяют должного внимания полоролевому воспитанию.

Средний уровень готовности родителей к развитию качеств мужественности у мальчиков среднего дошкольного возраста составляет - 28%. Не все родители могут дать характеристику «мужественности», не знают с какого возраста нужно начинать работу по развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, знают каким образом нужно развивать представление у ребенка о мужественности, но не проводят эту работу и не серьезно подходят к организации домашних условий для развития качеств мужественности у мальчика. Родители пишут: «Ребенок сам выбирает чем и как играть дома», «Не знаю какие условия должны быть», «Не провожу беседы с ребенком, он самостоятельный, не знаю, чем играет дома», а кто-то пишет, что просто беседует с ребенком о его половой принадлежности и этого достаточно. На вопрос с какого возраста нужно начинать работу по развитию представлений о мужественности, родители отвечаю: «Не знаю», «Наверное, с 4», «С 7 лет», а кто-то просто ставит прочерк.

Численность родителей с высоким уровнем готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков среднего дошкольного возраста составляет 16,5%. Родители имеют представление о мужественности и могут перечислить качества мужественности, знают с какого возраста необходимо начинать работу по развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, знают каким образом развивать представление у ребенка о мужественности и для этого создают все необходимые условия (игрушки - машинки, роботы, самолеты, меч, футбол, чтение книг про рыцарей, богатырей, просмотр мультфильмов и сказок - про машинки, про богатырей, про солдат и т.д.), стараются как можно боль-110

ше времени и внимания уделять полоролевому воспитанию ребенка.

Во время исследования была проведена экспертиза оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы. Оценка развивающей предметно-пространственной среды проводилась в соответствии принципам ФГОС ДОО [13]. В анализе развивающей предметно-пространственной среды принималось во внимание: доступность, безопасность, насыщенность группы. Элементы центров безопасны, они соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и пожарной безопасности. Центры средней дошкольной группы насыщены недостаточно, не хватает игрушек (например, солдат, машин, театральных игрушек и т.д.), недостаточно книг для развития качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста, недостаточно спортивного инвентаря для физических упражнений. Некоторые игрушки и книги находятся в недоступном для детей месте, а именно на верхних полках.

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье Н.А. Шинкаревой и О.А. Прядёхиной «Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни» были использованы так же три методики, но отличаются по содержанию исследования и авторству, а именно «Беседа» В.Е. Каган и И.П. Шелухина. «Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой» В.А. Дергунский и А.Н. Харчевникова, «Выбор игрушек» Т.А. Репина. Сравнив результаты исследования, мы пришли к выводу, что для мальчиков присуще средний и низкий уровень развития качеств мужественности. Сходство в полученных результатах в том, что мальчики аргументируют свою половую принадлежность по внешним признакам. У авторов статьи отсутствуют результаты исследования педагогов, родителей, развивающей предметно-пространственной среды.

ВЫВОДЫ

Результаты, которые мы извлекли во время исследования, указывают нам на обязательное планирование и организацию работы с педагогами по развитию трех компонентов готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста: когнитивного, рефлексивного и практического; работу с родителями по развитию когнитивного и практического компонентов готовности к развитию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста; проведение работы с мальчиками пятого года жизни по развитию качеств мужественности; правильную организацию работы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васина Ю.М. Формирование половой идентификации детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019 - № 2 (18). - С. 24-28.

2. Шинкарёва Н.А., ЦевелеваМ.В. Особенности развития полоро-левого самосознания детей пятого года жизни //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 363-366.

3. Влияние родителей на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика современной науки. 2017 - № 2 (20). - С. 14-17.

4. Доценко Л.И. Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в педагогике [Текст] // Наука и образование сегодня. 2019. - №5 (40) - С. 99-101.

5. Бурнашева С.А. Формирование основ мужественности у мальчиков [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. - Т. 26- С. 259-260.

6. Бут И.А. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО [Текст] // Молодой ученый. 2018. - №22 (208) - С. 304-306.

7. Шинкарева Н.А. Женственность и мужественность начинается с детского сада [Текст] //Образование и наука в современных условиях. 2016. - №2-1 (7) - С. 221-223.

8. Грудинина Е.В. Особенности полоролевого развития детей пятого года жизни в ДОО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы 6 международной научной конференции. 2017. - С. 23-25.

9. Шинкарёва Н.А. Научно-теоретический подход к проблеме формирование качеств женственности [Текст] // Вектор науки

Тольяттинского государственного университета № 4- 2012. -333с

10. Урунтаева Г.А. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы [Текст] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. - №5 — С. 18-27.

11. ПолящоваН.В. Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] Наука и образование: новое время. 2016. - № 5 (16) — С. 161-167.

12. Заборина Л.Г. Половая идентификация дошкольников с ОВЗ [Текст] // Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС». 2020. — С. 209-211.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

- URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана

14. Щетинина А.М., Иванова, О.И., Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. — 124 с.

15. Абдуева П.К. Влияние родителей на формирование половой идентичности у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика современной науки. 2017. - № 2 (20) — С. 14-17.

16. Пекина О.В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте [Текст] // Молодой ученый. 2016.

- №10 — С. 1270-1272.

Статья поступила в редакцию 12.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.