Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЛ / КАЧЕСТВА МУЖЕСТВЕННОСТИ / КАЧЕСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Денисенко Алёна Витальевна

В современных условиях российского образования особое значение приобретает развитие качеств мужественности и женственности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В статье рассматривается проблема влияния организационно-педагогических условий на формирование этих качеств у детей 5-го года жизни. Изучены и проанализированы взгляды специалистов на сущность понятия «качества мужественности и женственности». Целью работы стало исследование формирующих условий и их влияния на эффективность развития необходимых качеств у детей. В ходе аналитической работы изучены развивающая предметно-пространственная среда (РППС), степень профессиональной компетенции педагогов и отношение к проблеме родителей как факторы, влияющие на полоролевые модели поведения детей этого возраста. Проведена диагностика сформировавшихся качеств у детей. В исследовании принимали участие 40 детей, 8 педагогов, 20 родителей. Использованы методы исследования: анализ, моделирование, беседа, эксперимент, анкетирование, диагностика. В статье приведены результаты исследования, проведенного на базе детского сада «Сказка» села Карымск, Иркутской области. Экспертиза РППС установила недостаточную оснащенность тематическими игровыми комплектами, а анализ планов работы и опрос педагогов показал отсутствие учета необходимых направлений и различную степень их подготовленности. Результатом изучения уровней компетентности и готовности родителей стала выявленная их неоднородность. Диагностика показала, что 35% детей имеют высокий, 45% - средний, а 20% - низкий уровни развития качеств. Выработаны направления и рекомендации для решения поставленных в работе задач и целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Денисенко Алёна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF MASCULINITY QUALITIES IN BOYS AND FEMININITY QUALITIES IN GIRLS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

In modern conditions of Russian education qualities of development femininity and masculinity in pre-school educational institutions is of particular importance. The article deals with the problem of development qualities femininity and masculinity of in boys and girls of the fifth year of life. The authors ' views on the essential of the concept of "qualities of masculinity and femininity are studied and analyzed. As the ascertaining stage of the work the goals have been formulated and then on their basis, the tasks were developed and methods proposed in the context of the problem under the study. In the course of the analytical work, the developing subject-spatial environment, the degree of professional competence of teachers and the attitude to the problem of parents as the factor affecting the gender-role models children’s behavior of this age have been studied. The study involved teachers in the number of 40 children, 8 teachers, and 20 parents of pupils. Were used research methods: conversation, observation, and questioning, diagnostic. The article contains the results of studying conducted on the basis of the kindergarten "Fairy Tale" in the village of Karymsk, Irkutsk region are presented. The examination of the organizational ve pedagogical conditions insufficient equipment with thematic game sets, and the analysis of work plans and a survey of teachers showed a lack of consideration of the necessary directions and a different degree of their readiness are found. As a result of studying the levels of competence and readiness of parents, their heterogeneity was revealed. Diagnostics showed that 35% of children have high, 45% - average, and 20% - low levels of development of qualities. Directions and recommendations for solving the tasks and goals set in the work have been developed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

VTTk" Ч7Ч IH fTl 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

-'A14 J 1-> |(сс) iTfnsis an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0018 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК

ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 798950 SPIN: 7031-1335 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-7392-9318

ДЕНИСЕНКО Алёна Витальевна, бакалавр

Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: denisenkoalena.71@mail.ru) Аннотация. В современных условиях российского образования особое значение приобретает развитие качеств мужественности и женственности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

В статье рассматривается проблема влияния организационно-педагогических условий на формирование этих качеств у детей 5-го года жизни. Изучены и проанализированы взгляды специалистов на сущность понятия «качества мужественности и женственности». Целью работы стало исследование формирующих условий и их влияния на эффективность развития необходимых качеств у детей. В ходе аналитической работы изучены развивающая предметно-пространственная среда (РППС), степень профессиональной компетенции педагогов и отношение к проблеме родителей как факторы, влияющие на полоролевые модели поведения детей этого возраста. Проведена диагностика сформировавшихся качеств у детей. В исследовании принимали участие 40 детей, 8 педагогов, 20 родителей. Использованы методы исследования: анализ, моделирование, беседа, эксперимент, анкетирование, диагностика. В статье приведены результаты исследования, проведенного на базе детского сада «Сказка» села Карымск, Иркутской области. Экспертиза РППС установила недостаточную оснащенность тематическими игровыми комплектами, а анализ планов работы и опрос педагогов показал отсутствие учета необходимых направлений и различную степень их подготовленности. Результатом изучения уровней компетентности и готовности родителей стала выявленная их неоднородность. Диагностика показала, что 35% детей имеют высокий, 45% - средний, а 20% - низкий уровни развития качеств. Выработаны направления и рекомендации для решения поставленных в работе задач и целей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, пол, качества мужественности, качества женственности, феминность, маскулиность педагогические условия, поведение, полоролевое поведение, педагог, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.

ANALYSIS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF MASCULINITY QUALITIES IN BOYS AND FEMININITY QUALITIES IN GIRLS

OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education"

Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) DENISENKO Alena Vitalievna, bachelor's degree

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: denisenkoalena.71@mail.ru) Abstract. In modern conditions of Russian education qualities of development femininity and masculinity in pre-school educational institutions is of particular importance. The article deals with the problem of development qualities femininity and masculinity of in boys and girls of the fifth year of life. The authors ' views on the essential of the concept of "qualities of masculinity and femininity are studied and analyzed. As the ascertaining stage of the work the goals have been formulated and then on their basis, the tasks were developed and methods proposed in the context of the problem under the study. In the course of the analytical work, the developing subject-spatial environment, the degree of professional competence of teachers and the attitude to the problem of parents as the factor affecting the gender-role models children's behavior of this age have been studied. The study involved teachers in the number of 40 children, 8 teachers, and 20 parents of pupils. Were used research methods: conversation, observation, and questioning, diagnostic. The article contains the results of studying conducted on the basis of the kindergarten "Fairy Tale" in the village of Karymsk, Irkutsk region are presented. The examination of the organizational ve pedagogical conditions insufficient equipment with thematic game sets, and the analysis of work plans and a survey of teachers showed a lack of consideration of the necessary directions and a different degree of their readiness are found. As a result of studying the levels of competence and readiness of parents, their heterogeneity was revealed. Diagnostics showed that 35% of children have high, 45% - average, and 20% - low levels of development of qualities. Directions and recommendations for solving the tasks and goals set in the work have been developed.

Keywords: preschool age, gender, qualities of masculinity, quality of femininity, femininity, masculinity, pedagogical conditions, behavior, role-playing behavior, teacher, cognitive component, emotional component, behavioral component.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно определению, сформулированному В.Е. Каган, совокупность признаков, квалифицирующая человека как мужчину (мальчика) или женщину (девочку), складывающаяся из поведенческих и социальных проявлений, - это пол [1].

Половая идентификация имеет начало с момента по-

явления ребенка на свет, а в дальнейшем, с развитием складываются специфические маскулинные или фемининные признаки индивида, чему предшествует возникновение личностного ощущения, определяемого ученым понятием «чувство пола». Личностные ощущения пола могут ему не соответствовать, что подразумевает наличие фемининных качеств у мужчин и наоборот, а также

соединяться в нестандартные комплексы с различными другими признаками. Roy Benaroch [2].

По мнению, Н.Е. Татаринцевой, выражающаяся в отличительных проявлениях полоролевая идентификация, как комплекс, образованный из восприятия и ощущения себя в характерной гендерной роли, формируется у ребенка к старшему дошкольному возрасту, что подтверждают данные современных теорий [4].

Было определено, что мужчина должен характеризоваться целеустремленностью, напористостью, энергичностью, предрасположенностью к интеллектуальной деятельности (А.В. Цветков, Holloway, D., Green, L. & Livingstone [5, 6]). Т.е. личностными качествами и признаками характера, направленными на активные действия, чтобы добиться определенного социального и профессионального статуса.

Женщина должна быть доброй, скромной, заботливой, сдержанной, аккуратной, уступчивой. (Д.В. Долгих, М.И. Федосеева, Л.С. Самсоненко [7, 8, 9]). Как можно раньше нужно прививать девочкам следующие способности: к состраданию, к заботе, к нежности, к сердечности, любви к детям, к ласке, кротости, эмоциональности и др. [10].

Социокультурные изменения в обществе, повлиявшие на суть брачно-семейных отношений, укрепили позицию о равном участии отца и матери в воспитании ребенка, что уменьшает радикальность в различиях между качествами полов [11]. Это меняет функции мужчины как отца и требует развития таких качеств, как понимание, терпение, взаимопомощь, т.е. требования к личностному развитию даже интенсифицировались. Virginia Tech [12]. К формированию образа современной женщины существует множество различных по своей сути представлений, также связанных с постоянной динамикой характерных свойств и качеств. Connell S.L. [13]. Смещение границ между традиционными характерными качествами требует укрепления у детей обоих полов создания общих положительных устоев: способности сделать выбор, быть ответственным, уважение, толерантность, аккуратность. Genc Z. [14].

По нашему мнению, разносторонность в развитии, выражающаяся в наличии многих качеств, пусть даже отличающихся от традиционных, позволяющих быть успешной личностью в любых условиях современного общества, является наиболее верным решением.

Но для того, чтобы предотвратить становление неадекватных для определенного пола привычек, особенностей психики и моделей поведения, необходимы четкие ориентиры в содержании женских и мужских ролей. Afflerbach P. [15].

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Развитие качеств мужественности и женственности, направлено на формирование у детей, как представителей пола, начал мужественности и женственности.

Обсуждение специалистами в педагогике и психологии условий и их специфики становления у детей дошкольного возраста гендерных качеств как проблемы, возникшей и актуальной как никогда, - широко распространенное явление. Истоком для него стало смещение параметров в оценке проявления гендерных различий в плане уменьшения несходства между ними, появление андрогинности, выявленных исследованиями, устанавливающими психофизиологические характеристики у детей наряду с изменениями в способе организации общества, когда на смену исторически сложившимся устоям и связанным с ним понятиям пришли новые. Самый важный этап в развитии соответствующих качеств у детей разных полов, фиксирующий образы мужчины и женщины, определяющий сценарий будущих проявлений, проходит с 2 до 6 лет.

В настоящее время тенденция учета психологических особенностей пола ребенка для реализации индивидуального подхода к формированию личности в целом задается большим числом отечественных и зарубежных

ученых современности, таких как Roy Benaroch, Н.А. Шинкарева, Holloway D., Е.О. Смирнова [2, 3, 4, 6, 9]. Индивидуальный подход или дифференцированное воспитание, гуманизирующие педагогический процесс, по мнению Д.В. Долгих является фундаментом для образования задатков определенных качеств, которые проявятся в дальнейшем в социуме, а генетические задатки, определенные природой, не получив должного развития, смогут выйти только на низший уровень развития [7].

Перспективой развития процесса формирования полоролевых моделей поведения является комплексный подход, означающий воздействие на ребенка совокупности воспитательных и просветительских мер. Имеющиеся по созданию такого комплекса социальные и психолого-педагогические задачи следует решать, применяя комбинацию из различных видов деятельности внутри педагогического процесса [11].

Для создания основной ценностной направленности прививаемых представлений об образе на рефлекторном уровне, которая в дальнейшем только укрепиться за счет осмысления и рефлексии, необходимы условия, повышающие эффективность восприятия, как то: РППС, ситуации, творчество [8]. С учетом того, что каждый педагог передает и часть своего субъективного восприятия и, тем самым, оказывает непосредственное влияние на результативность используемых мер, то поиск новых подходов к их реализации остается открытым вопросом в настоящий момент. Это подтверждает актуальность темы исследования.

Реализация привитых в детстве полоролевых моделей поведения не менее важна, чем формирование. У детей должна быть мотивация, что бы созданные навыки были внутренним регулятором. Для результативной реализации необходимо использовать естественные и организовывать ситуации, понятные на уровне жизненного опыта детей, развивать трудовые навыки и умения. Большое значение придется влиянию взрослых, а также создание взаимосвязи между разнополыми детьми. Virginia Tech [12].

Нельзя отрицать и очевидного влияния иностранной культуры, меняющей стереотипы в современном обществе. Большая доступность медиа и интернет ведут к сложно контролируемой популяризации чуждых нам стереотипов. Connell S.L., Genc Z. [13, 14]. Приоритет одного пола перед другим, как в Японии или Китае, когда важнейшая роль в обществе и первостепенность воспитания отданы мальчикам, или вовсе половое обезличивание ребенка, как во многих странах Европы ведут к смещению ценностей и замедлению развития у детей. Afflerbach P. [15].

Все изложенное подтверждает актуальность обновления концепций в исследовании заданной темы. Теоретическая и практическая значимость исследования складывается из обобщений, выводов и предложений, которые могут использоваться при определении дальнейшего вектора развития качеств мужественности и женственности у детей 5-го года жизни. Цель констатирующего этапа исследования - изучение организационно-педагогических условий развития качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни в ДОУ.

МЕТОДОЛОГИЯ

Опираясь на знание специфических качеств психической активности личности детей старшего дошкольного возраста, нами была выдвинута гипотеза о неравнозначности в представлении сути когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В связи с этим, все компоненты рассматривались по-отдельности в безусловном сравнении с остальными.

Для проведения исследования применялись эмпирические методы: эксперимент, анкетирование и беседа. Эксперимент заключался в последовательном изучении объекта в экспериментальных и контрольных группах, наряду с использованием анкетирования и беседы, по-

зволивших получить необходимое количество данных, была выстроена логическая цепочка и выделены причинно-следственные связи, позволившие наметить пути достижения поставленной в работе цели.

Исследование было осуществлено в 3 этапа: организационный (подбор методик обследования и первичная диагностика уровня развития качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни); основной (утверждение и апробация комплекса мероприятий, направленных на изучение уровня развития качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни); заключительный (оценка результативности проделанной работы).

Исследование, участие в котором приняли 40 детей, 8 педагогов, а также 20 человек родителей, проводилось в МКДОУ Детский сад «Сказка», Иркутской области. Участвующие были разделены на экспериментальную и контрольную группы количеством по 20 человек, в каждой из которых было по 10 мальчиков и девочек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На основе проведенного нами теоретического анализа влияющих факторов на полоролевое поведение у детей пятого года жизни, описания особенностей формирования качеств, свойственных определенному полу, мы выделили следующие компоненты развития качеств мужественности и женственности: когнитивный, выражается в самопонимании ребенком своего пола; эмоциональный, проявляется в самоотношении ребенка к своему полу; поведенческий, характеризуется соответствующим наличием фемининных или маскулинных качеств у детей и спецификой проявлений в жизни и в играх. Этот новый подход в классификации инициировал начало исследовательской части работы.

Экспертиза Р1II 1С. созданной в контрольной группе, показала (авторские наблюдения), что игровое помещение группы представляет собой две отдельных зоны: для мальчиков и девочек соответственно. Там же организовано пространство для их совместных игр и общения друг с другом. Игровые пространства в обеих зонах можно охарактеризовать как абсолютно эквивалентные. Разделение на указанные зоны произведено за счет коврового покрытия. Так же в группе создана зона ряжения, игровые комплексы «Кухня», «Салон красоты», но для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», где дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость, оснащенность недостаточная.

Анализ календарных планов педагогов, относящихся к когнитивному компоненту, показал, что педагоги не учитывают работу по развитию мужественности и женственности у детей пятого года жизни и не создают условия для развития этих качеств. В планах отсутствует разделение девочек и мальчиков для организации сю-жетно-ролевых игр, поручений, а так же не планируется работа отдельно с мальчиками и девочками.

Педагоги, согласно базовой или критической степеней их подготовленности, были квалифицированы как не имеющие теоретических и профессиональных познаний и навыков на необходимом уровне, наряду с отсутствием планомерной рефлексии в должном объеме, для создания условий по оценке специфики и путей формирования половой принадлежности у дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Проанализировали уровни компетентности и готовности родителей по развитию качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни методом анкетирования. По его итогам установили, что уровни форсированности компонентов компетентности родителей также неоднородны: с преобладанием показателей со средними и низкими значениями.

Результаты анализа итогов диагностики развития мужественности и женственности у детей пятого года жизни приводятся ниже.

Из двадцати испытуемых нами детей пятого года

жизни на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень нами был выявлен у 4 девочек (40%) и у 4 мальчиков (40%). В контрольной группе: высокий уровень нами был выявлен у 3 девочек (30%) и у 3 мальчиков (30%). Средний результат показали 3 девочки (30%) и 3 мальчика (30%) экспериментальной группы, 3 девочки (30%) и 4 мальчика (40%) контрольной группы. Низкий уровень был выявлен для 3-х девочек (30%) и 3-х мальчиков (30%) экспериментальной, 4-х девочек (40%) и 3-х мальчиков (30%) из всех детей контрольной группы. На диаграмме Рисунок 1 представлены данные количественным характеристикам согласно уровню развития качеств.

■ Дао.

■ Малы

Эксп. Гр. Контр. Г р. Экггт. Гр. Контр. Iр Энгп, Гр, Контр, Гр, Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 1 - Диаграмма изменений количества детей с соответствующим уровнем развития качеств мужественности и женственности Характеристики (концепция) особенностей развития качеств мужественности и женственности у детей 5-го года жизни, обобщенные по результатам проведенных эксперимента, анкетирования, беседы и диагностики сведены в таблицу 1.

Таблица 1 - Особенностей развития качеств мужественности и женственности у детей 5-го года жизни

Уровень

Качества

Высокий

Эти дети характеризуются устойчивым интересом к образам женщин и мужчин, а также хорошо информированы об идеалах как женщин, которым

свойственны заботливость, эмоциональность, нежность, уступчивость, отзывчивость, терпеливость, ласковость, так и мужчин, обладающих энергичностью, уверенностью в себе и своих силах, стремлением к соперничеству, агрессивностью, смелостью, щедростью, твердостью, решительностью. Они имеют навык различать эстетические и нравственные качества, свойственные образам определенного пола, а также способны к их эмоционально-ценностному отражению, то есть к переживанию и обдумыванию сквозь призму принятых морально-нравственных параметров собственных проявлений, реакций, чувств,

принципов. Это позволяет детям понимать окружающих, создавать с ними позитивные или негативные связи, выделять их специфические черты, что соответствует нормам половозрастных проявлений, установленных для детей данного возраста.

Средний

Этих детей можно квалифицировать,

как умеренно интересующихся образами существующих противоположных полов, малоосведомленных об устоявшихся понятиях женственности и мужественности, а также о свойственных им моральных, умственных, душевных качеств и характеристик темперамента. У них слабо развит навык различать эстетические и нравственные особенности, и осложнено эмоционально-ценностное

оценивание для каждого из образов

сравнения, что ведет к снижению эффективности во взаимопонимании, создании взаимосвязей с другими детьми, что ведет к неосознанной направленности к нормам половозрастных проявлений в редких случаях.

Низкий

Отличительная особенность этих детей в том, что они не проявляют интереса к образам женщин и мужчин; не имеют знаний об общепринятых характеристиках устойчивых понятий феминности и маскулинности и связанных с этим различиях или сходствах между ними, формирующих определенный пол. У выявленных детей отсутствуют навыки эмоци-онально-цен-ностного оценивания и способности различать эстетические и нравственные качества, свойственные образам определенного пола, а в проявлениях они не направлены на нормы половозрастных отношений.

ОБСУЖДЕНИЕ

Для проведения исследования нами были применены как теоретические - анализ, моделирование, так и эмпирические - беседа, анкетирование, эксперимент, диагностика. В сравнении каждый из этих методов имеет неоспоримые преимущества: анализ специализирован-

ной литературы и периодических источников позволяет создать научную базу для исследования, моделирование раскрывает процессы для получения результатов, беседа и анкетирование обеспечивают сбор необходимого объема информации, эксперимент и диагностика дают количественные данные и конкретизируют результат. Использование их как единой системы в исследовании создают комплексный подход.

Сравнивая полученные результаты исследования с аналогичными, было обнаружено, что по количественным показателям у мальчиков в экспериментальных группах, по уровню отношений к каждому сверстнику, показана более выраженная динамика [3]. Диагностика по методике Н.Л. Белопольской выявила сформирован-ность модели полоролевого поведения в 90%, по методике В.В. Абраменковой - 75%, по методике Ю.Е. Гусевой и М.Л. Сабунаевой - 75% [16]. При экспериментальном исследовании качеств женственности только девочек 5-го года жизни средние результаты для экспериментальной и контрольной групп показали: 25% - высокий уровень, 30% - средний уровень, 45% - низкий уровень [4]. Результаты изучения полового самосознания среди детей 5-го года жизни: высокий уровень - 20%, средний уровень - 45%, низкий уровень - 35% [17]. Положительное отношение ребенка 5-го года жизни к собственному и противоположному полу показали в среднем 10% детей на высоком, 28% на среднем, 33% на низком уровнях [18].

Сходство полученных нами результатов с аналогичными в исследованиях других авторов заключается в выявленном различии уровней развития качеств мужественности и женственности: у детей полоролевое самосознание может быть развито на недостаточном уровне [18]. Степень подготовленности педагогов и компетенции родителей тоже разнородна и недостаточна [17]. Также в том, что соотношение этих уровней зависит от степени подготовленности организационно-педагогических условий: обогащение РППС необходимо для достижения результата [3, 4]. При внедрении специально разработанного с учетом РППС научно-методического пособия, использовании дидактических и сюжетно-ро-левых игр, процент детей с высоким и средним уровнем полоролевых моделей поведения увеличивался [16].

Различия заключаются в том, что авторами других исследований диагностика проводилась по итогам внедрения какой-то определенной педагогической технологии [9], либо же только для детей какого-то определенного пола: для мальчиков или для девочек [3, 4]. В некоторых исследованиях изучался только механизм формирования фемининных или маскулинных качеств, без рассмотрения влияния организационно-педагогических условий [17,18]. Разберем и поясним полученные нами результаты. Из анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы следует, что уделяется недостаточное внимание к проблеме усвоения ребенком половой роли как проявления индивидуальности, и отсутствуют методы воспитания качеств мужественности и женственности. Эта недостаточность и послужила базой для установленной нами проблемы по исследованию особенностей развития гендерных качеств.

Для диагностики развития качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни нами использовались наиболее результативные методики познания, такие как: выбор игрушки, наблюдение за поведением, беседа, половозрастная идентификация, авторов, являющихся ведущими исследователями вопросов в этой сфере - Н.Е. Татаринцевой, А.М. Щетининой, О.И. Ивановой, Н.Л. Белопольской [1, 3, 10].

Обобщая и оценивая результаты всех проведенных диагностических процедур, мы скомпоновали нижеследующие сочетания специфичных критериев для определения особенностей развития качеств мужественности и женственности у детей 5-го года жизни.

Высокий или рефлексивный уровень развития ха-

рактеристик мужественности и женственности у детей соответствующего пола старшего дошкольного возраста складывается из адекватной направленности на характерные черты людей ближайшего окружения; верного полового самоопределения и восприятия собственного пола; хороших понимания внешних отличий между полами и способности их дифференцировать; различение профессий для людей разного пола; соответствующего освоения минимальных норм половозрастного поведения; демонстрации специфики своего пола в игровых и реальных условиях; способности к взаимодействию со сверстниками и восприятию проявляемых ими качеств; выражении интереса к другому полу.

Средний или идентификационный уровень развития необходимых качеств у дошкольников формируется из отчасти верной направленности на характерные черты людей ближайшего окружения, не всегда соответствующего полового самоопределения, неполного понятия половозрастных особенностей, умении заметить различия в поведении сверстников разного пола, слабого освоения минимальных норм половозрастного поведения, изменяющихся проявлений специфики своего пола в игровых и реальных условиях, частичного выражения интереса к другому полу.

Начальный или пропедевтический уровень развития характеристик мужественности и женственности у детей соответствующего пола старшего дошкольного возраста складывается из неадекватной направленности на характерные черты людей ближайшего окружения; непонимания внешних отличий между полами и неспособности их дифференцировать; безразличия или отрицания собственного пола; изменчивой демонстрации специфики своего пола в игровых и реальных условиях; противоречивое половозрастное поведение; неспособности к взаимодействию со сверстниками и восприятию проявляемых ими качеств; отсутствие интереса к противоположному полу.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и соответствием методов теоретического и эмпирического исследования, согласно предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.

Проведенное исследование дополнит психолого-педагогическую теорию по развитию качеств женственности и мужественности у детей 5-го года жизни: характеристикой организационно-педагогических условий, критериями и параметрами, характеристикой уровней развития.

Выявленные особенности и необходимые условия по организации РППС позволят применять ее для разработки различного вида материалов для использования в профессиональной деятельности: диагностические материалы, этапы и содержание при осуществлении комплекса организационно-педагогических условий.

ВЫВОД

На основе теоретического анализа были выделены 3 подхода к исследованию заданной темы: экспертиза РППС, беседы и анкетирование педагогов и родителей, диагностика качеств у детей в экспериментальных и контрольных группах. Каждый из этих подходов, имея преимущества и ориентацию на достижение цели исследования, стал основой для получения результатов, приводимых нами.

Экспертиза РППС как организационно-педагогического условия развития качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни показала, что ее создание ведет к высокой результативности в реализации личностного потенциала, способностей и самовыражения детей вне зависимости от их половой принадлежности. В построении пространства и его наполнении содержанием не учтено соотношение количества мальчиков и девочек. При анализе РППС, созданной в экс-

периментальной группе, мы отметили, что пространство представляющее интерес для девочек, невелико.

Для устранения названного недостатка и формирования развивающей женственные и мужественные особенности у детей соответствующего пола среды, руководству и педагогам образовательного учреждения следует регулярно насыщать и обогащать ее.

Различная степень подготовленности педагогов детского сада к созданию у детей старшего дошкольного возраста полоролевых моделей поведения стала результатом ее направленного изучения, а превалирующие между ними средние и низкие показатели создают необходимость введения эффективных мероприятий для их роста. Основываясь на вышесказанном, было принято решение организовать специальную работу с педагогами по повышению готовности к развитию представлений о качествах мужественности и женственности у детей пятого года жизни. Например, организовать обучающий семинар, семинар-практикум, консультацию.

Анализ итогов работы с родителями создает необходимость по организации эффективного взаимодействия с родителями, чтобы оптимизировать компетентности по проблеме развития качеств мужественности и женственности у детей пятого года жизни.

Изучение итогов констатирующего эксперимента по количественным показателям выявило, что 35 % (7 человек) детей группы, которые приняли участие в нем, можно квалифицировать как обладателей высокого уровня развития феминности и маскулинности. Они характеризуются устойчивым интересом к образам женщин и мужчин и имеют четкое представление об их идеалах, которым свойственны определенные и принятые в обществе моральные, интеллектуальные, духовные качества и свойства темперамента. Дети с высоким уровнем развития мужественности и женственности способны акцентировать эстетические и нравственные особенности, относящиеся к образу женщин и мужчин. Имеют навык эмоционально-ценностного суждения обоих полов, могут составить представление о собственных проявлениях, чувствах и принципах, опираясь на этические нормы. Стремятся познать других людей, особенности вступления в отношения и формирования связей. В их проявлениях прослеживается направленность на нормы половозрастных отношений.

Для среднего уровня сформированности полороле-вых моделей поведения было выявлено 45 % (9 человек) детей-участников от всей группы. Отличительной чертой дошкольников, относящихся к данной группе, является обыденный интерес к образам мужчины и женщины, к тому же они слабо информированы об их идеалах и характерных для них, ставших устойчивыми и нарицательными, качественных понятий и специфических особенностей. Дети с подобной степенью выраженности мужественности и женственности с затруднениями способны выделить эстетические и нравственные характеристики и оценить эмоционально - ценностные параметры, относящиеся к образам разных полов. Направленность на нормы половозрастных отношений в их проявлениях бывает, что устанавливается неосознанно.

К начальному уровню выраженности свойств феми-нинности и маскулинности было отнесено 20% (4 ребенка) из детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании. Главными характеристиками их специфических особенностей являются отсутствие внимания к образам, и какой бы то ни было осведомленности о ключевых свойствах личности женщин и мужчин, присущих для них в идеальном проявлении. Они не умеют оценивать представителей двух полов, с точки зрения эмоционально - ценностных сторон, а также не показывают направленность проявлений на нормы половозрастных отношений.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения формирующего этапа исследования, планирования и организации работы с педагогами по 76

развитию когнитивного, деятельностного, эмоционального компонентов, готовности к развитию представлений о свойствах мужественности и женственности среди детей 5-го года. Необходимо также насыщение РППС в подразделениях ДОУ, способствующей развитию качеств мужественности и женственности у мальчиков и девочек, а также проведение работы по развитию качеств мужественности и женственности с детьми 5 года жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет /В.Е. Ка-ган //Вопросы психологии № 2,

2010. - С. 18-22.

2. Roy Benaroch, American Academy of Pediatrics. Social Development in Preschoolers Caring for Your Ba-by and Young Child: Birth to Age 5 / Roy Benaroch // Copyright № 3, 2009. - Р. 13.

3. Шинкарева Н.А. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий и уровня развития качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни / Н.А. Шинкарева, О.А. Прядехина //Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 7. № 4(25), 2018. - С.185-188.

4. Шинкарева Н.А. Организационно-педагогические условия и особенности проявления качеств жен-ственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы /Н.А. Шинкарева, А.В. Поло-винкина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 8. № 3(28), 2019. - С. 211-214.

5. Цветков А.В. О подходах к изучению образа «я» в отечественной и зарубежной психологии /А.В. Цветков //Психология и психотехника № 2, 2012. - С. 34-42.

6. Holloway D. Zero to Eight: Young Children /Holloway D., Green L. & Livingstone //LSE, London and EUKids Online, 2013. - Р.10-13.

7. Долгих Д.В. Формирование начал мужественности и женственности в ходе полоролевого воспитания дошкольников / Д.В. Долгих // Педпроспект, 2015. [Электронный ресурс] URL:http://pedprospekt.ru/ doshkolnoe/index?nomer_publ=505 (дата обращения: 01.07.2021).

8. Федосеева М. И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей до-школьного возраста / М.И. Федосеева //Молодой ученый № 6, 2015. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/86/16191/ (дата обращения: 01.07.2021).

9. Самсоненко Л.С. Основные условия формирования полороле-вого поведения у детей в системе до-школьного образования / Л.С. Самсоненко, Ю.А. Загайнова //Наука, образование, общество № 3 (5), 2015. - С. 58-64.

10. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства /Е.О. Смирнова //Национальный психологический журнал № 2 (34), 2019. - С. 25-32.

11. Евтушенко И.Н. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста / И.Н. Евтушенко, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артёменко // Самарский научный вестник Т. 7. № 2 (23), 2018. - С. 239-245.

12. Virginia Tech. Strong early education equals better long-term relationships with parents, research shows: 40-year study continues, produces new findings about child care / Virginia Tech // Science Daily, 6 April 2017. [Electronic resource] URL: www.sciencedaily.com/ releases/2017/04/170406121607 (Accessed 01.07.2021).

13. Connell S.L. Parental Co-Use of Media Technology with their Young Children in the USA / Connell S.L, Lauricella A.R, & Wartella E. // Journal of Children and Media, 9(1), 2015. - Р. 1-17.

14. Genc Z. Parents' Perceptions about the Mobile Technology Use of Preschool Aged Children / Genc Z. // Scaland Behavioral Sciences. [Electronic resource] URL: https://www.researchgate.net/ publication/265415913_Parents'_Perceptions_about_the_Mobile_ Tec.... doi: 10.1016/j.sbspro.2014.08.086. (Accessed 01.07.2021).

15. Afflerbach P. The assessment of higher order thinking skills in reading. Assessment of higher order thinking skills/Afflerbach P., Cho B-Y., Kim J. //In G. Schraw & H. Robinson (Eds.). Information Age Publishing,

2011. - P. 185-215.

16. Самсоненко Л.С. Формирование полоролевого поведения старших дошкольников в условиях до-школьной образовательной организации / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. № 3(20), 2017. - С. 220-223.

17. Корепанова А.Ш. Гендерный подход в воспитании детей 4-7 лет /А.Ш. Корепанова //Образование в Кировской области № 4, 2019. - С. 75-79.

18. Деркунская В.А. Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре /В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова //Дошкольная педагогика № 10, 2019. - С. 10-13.

Статья поступила в редакцию 10.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.