Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВАХ ЖЕНСТВЕННОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / СТРУКТУРА ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Скрябикова Елизавета Олеговна

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста, на современном этапе, является наиболее актуальным и необходимым. В обществе наблюдается снижение уровня развития женственности и мужественности у детей дошкольного возраста. В дошкольных образовательных организациях педагоги не уделяют должного внимания вопросу полоролевого воспитания дошкольников. В статье рассматривается вопрос развития представлений о формировании у детей среднего дошкольного возраста качеств женственности в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи включает раскрытие актуальности, теоретических основ, представление результатов исследований на базе детского сада. Описываются особенности развития представлений о полоролевом воспитании у детей среднего дошкольного возраста, выдвинутые в работах российских исследователей Т. А. Репина, Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцева, О. И. Иванова, А. М. Щетинина и др. Исследование организационно-педагогических условий в дошкольной образовательной организации представлено в четырех направлениях: изучение детей среднего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос педагогов на сформированность готовности к развитию представлений о полоролевом воспитании детей среднего дошкольного возраста и изучение сформированности представлений у родителей воспитанников в вопросах полоролевого воспитания. В конце статьи анализируется состояние дошкольной организации по развитию качеств женственности у детей среднего дошкольного возраста и представлены рекомендации по совершенствованию организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Скрябикова Елизавета Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CONCEPTS OF THE DEVELOPMENT OF FEMINITY IN CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

Sex-role education of preschool children, at the present stage, is the most relevant and necessary. In society, there is a decrease in the level of development of femininity and masculinity in preschool children. In preschool educational organizations, teachers do not pay little attention to the issue of gender-role education of pre-schoolers. The article deals with the development of ideas about the formation of the qualities of femininity in children of middle pre-school age in the conditions of a pre-school educational organizations. The content of the article includes disclosure of relevance, theoretical foundations, presentation of research results based on a kindergarten. The features of the development of ideas about sex-role education in children of middle pre-school age, put forward in the works of Russian researchers T.A. Repin, L.V. Kolomiichenko, N.E. Tatarintsev, O.I. Ivanov, A.M. Shchetinin, and others, are described. The study of organizational and pedagogical conditions in a pre-school educational organization is presented in four directions: the study of children of middle pre-school age, an analysis of the developing subject-spatial environment, a survey of teachers for the formation of readiness for the development of ideas about sex-role education of children of middle pre-school age and the study of the formation of ideas among the parents of pupils in issues of gender-role education. At the end of the article, the state of the pre-school organization for the development of the qualities of femininity in children of middle pre-school age is analyzed and recommendations for improving the organizational and pedagogical conditions are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

V7TK" 474 l/^ч iTi ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> a14 J ' J |(сс) vxj с5у TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0064 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ

У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

©Автор(ы) 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorlD: 798950 ORCID: 0000-0003-3708-4925

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0003-3708-4925

СКРЯБИКОВА Елизавета Олеговна, бакалавр

Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:Skryabikova.liza@mail.ru) Аннотация. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста, на современном этапе, является наиболее актуальным и необходимым. В обществе наблюдается снижение уровня развития женственности и мужественности у детей дошкольного возраста. В дошкольных образовательных организациях педагоги не уделяют должного внимания вопросу полоролевого воспитания дошкольников. В статье рассматривается вопрос развития представлений о формировании у детей среднего дошкольного возраста качеств женственности в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи включает раскрытие актуальности, теоретических основ, представление результатов исследований на базе детского сада. Описываются особенности развития представлений о полоролевом воспитании у детей среднего дошкольного возраста, выдвинутые в работах российских исследователей Т. А. Репина, Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцева, О. И. Иванова, А. М. Щетинина и др. Исследование организационно-педагогических условий в дошкольной образовательной организации представлено в четырех направлениях: изучение детей среднего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос педагогов на сформированность готовности к развитию представлений о полоролевом воспитании детей среднего дошкольного возраста и изучение сформированности представлений у родителей воспитанников в вопросах полоролевого воспитания. В конце статьи анализируется состояние дошкольной организации по развитию качеств женственности у детей среднего дошкольного возраста и представлены рекомендации по совершенствованию организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: полоролевое воспитание, женственность, мужественность, средний дошкольный возраст, представления о качествах женственности, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, предметно-развивающая среда, структура полоролевого развития, возрастные особенности, сюжетно-ролевая игра.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CONCEPTS OF THE DEVELOPMENT OF FEMINITY IN CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education"

Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) SKRYABIKOVA Elizaveta Olegovna, bachelor's degree

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: Skryabikova.liza@mail.ru) Abstract. Sex-role education of preschool children, at the present stage, is the most relevant and necessary. In society, there is a decrease in the level of development of femininity and masculinity in preschool children. In preschool educational organizations, teachers do not pay little attention to the issue of gender-role education of pre-schoolers. The article deals with the development of ideas about the formation of the qualities of femininity in children of middle pre-school age in the conditions of a pre-school educational organizations. The content of the article includes disclosure of relevance, theoretical foundations, presentation of research results based on a kindergarten. The features of the development of ideas about sex-role education in children of middle pre-school age, put forward in the works of Russian researchers T.A. Repin, L.V. Kolomiichenko, N.E. Tatarintsev, O.I. Ivanov, A.M. Shchetinin, and others, are described. The study of organizational and pedagogical conditions in a pre-school educational organization is presented in four directions: the study of children of middle pre-school age, an analysis of the developing subject-spatial environment, a survey of teachers for the formation of readiness for the development of ideas about sex-role education of children of middle pre-school age and the study of the formation of ideas among the parents of pupils in issues of gender-role education. At the end of the article, the state of the pre-school organization for the development of the qualities of femininity in children of middle pre-school age is analyzed and recommendations for improving the organizational and pedagogical conditions are presented.

Keywords: sex education, femininity, masculinity, middle pre-school age, ideas about the qualities of femininity, federal educational standard of pre-school education, subject-developing environment, structure of sex-role development, age characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Важным компонентом в формировании личности является полоролевая идентичность, которая показывает принятие ребенком своего пола и осознание его как представителя данного пола. На этой основе возникают представления о женственности, развитие этих качеств и формирование соответствующей модели поведения.

В настоящее время развитие женственности приобретает огромную популярность в связи с изменением

стереотипов, изменением о мужской и женской роли в обществе. Вследствие чего, происходит затрудненность процесса формирования полоролевой идентичности у ребенка.

Проблема развития качеств женственности из-за отсутствия точных ориентиров женских и мужских ролей приводит к отрицательному влиянию на личностное развитие ребенка. В итоге наблюдается не только смешение ролей, размытие идентичности у девочек, которые

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

приводят к неправильному формированию полоролевых установок, психологических качеств и моделей поведения, но и нарушение процесса самоопределения.

В педагогике важное место формированию качеств женственности в полоролевом воспитании отдают Т. А. Репина, Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцева и другие. Авторы считают, что данная проблема рассматривается недостаточно в научной литературе, в своих работах они выделяют главной целью полоролевого воспитания - подготовку детей к выполнению будущих социальных ролей, так же они рассмотрели понятие «женственности» и специфику её развития [1].

А. К. Юрцини считает, что женственность - это качество, выражающее эстетические ценности женщины. Выделяет понятие «внутренняя женственность» и понимает его как «особые черты внутренней культуры личности женщины: тонкость чувств, материнская любовь и альтруизм, сдержанность и скромность». Автор предполагает, что особенность поведения и внутренняя составляющая личности женщины состоит из мягкости, красоты в движениях, аккуратности, чистоплотности и умения создавать красоту вокруг себя.

Именно на пятом году жизни происходит осознанное представление о половой роли у детей, и начинают формироваться основы для осознания необратимой принадлежности к своему полу. Поэтому этот этап является важным для детей, для представления о разном поведении мужчин и женщин, развития качеств женственности.

Организации дошкольного образования, являясь начальным звеном или уровнем системы образования в нашей стране, призваны формировать и развивать у детей дошкольного возраста первичные представления об полоролевом воспитании, развитие качеств женственности и мужественности, соответствующее поведение их половой принадлежности. Данное содержание находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2].

В последнее время исследователи заинтересовались вопросами ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью. Ими были рассмотрены основные направления по ознакомлению детей с окружающей действительностью, содержание, возрастные особенности применения детьми полученных знаний, и, конечно же, их актуальность для самих детей. Изучая теоретические положения, связанные с проблемой нашего исследования, мы отметили недостаточную научную разработанность основ процесса полоролевого воспитания детей среднего дошкольного возраста, что оказало неблагоприятное влияние на работу организаций дошкольного образования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Идеи полоролевого развития Т. Р. Репиной и Е. А. Кудрявцевой говорят о том, что сейчас теряется ценность пола, мужские и женские роли смешиваются. Поэтому у ребёнка, начиная с раннего возраста надо формировать представление о принадлежности к своему полу, чтобы он мог идентифицировать себя со своим полом. Особое внимание в развитии женственности необходимо уделять девочкам [3].

Такие авторы как В. Д. Еремеева, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. Г. Хрипкова, Л. А. Арутюнова и др. занимались изучением особенностей формирования качеств женственности у девочек дошкольного возраста [4; 5; 6].

М. Буракова отмечала первоначальное формирование о собственной принадлежности у ребенка, начинается в полтора года, что является стержнем компонента самосознания. С возрастом структура полоролевой идентификации усложняется и расширяется: двухлетний ребёнок знает свой пол, но не понимает, почему именно так.

Н. Л. Белопольская отмечает, что в 3 - 4 года ребёнок сам может определять принадлежность других, к какому полу они относятся, но для них эта характеристика способна изменяться. Ребенок самостоятельно пытается без помощи взрослых разделять роли, в соответствии со сво-256

им полом. У детей закладываются ценностные ориентиры, предпочтения в той или иной деятельности и способы поведения, качества женственности и мужественности. Формируется первые представления о социальной роли мужчины и женщины в социуме на основе модели поведения мамы и папы. А так же именно в этот период появляется интерес к своей половой принадлежности с физической точки зрения.

В возрасте 4 - 6 лет формируются отношения между девочкой и мальчиком, дети уже способны распределять роли в играх по половому принципу. Характерной особенностью поведения среднего дошкольного возраста является то, что ребенок действует под влиянием чувств и желаний, которые зависят от внешних обстоятельств [6].

С. Бэм рассматривала половое поведение как поло-ролевую схему, которая формируется в сознании у детей 6 - 7 лет очень активно, что позволяет ребенку составить правильную картину своего поведения в соответствии со своей половой ролью.

Именно проблема развития качеств женственности у дошкольников актуальна и исследуется многими педагогами и психологами. Так как для воспитания половой принадлежности необходимо обладать знаниями об особенностях женского или мужского пола, характерные для каждого интересы, действия или реакции. Нельзя допустить, чтобы девочки перенимали повадки и манеры мальчиков, с раннего возраста процесс формирования качеств женственности должен контролироваться и в случае чего направляет его в нужное русло. Всё это сложная и трудоёмкая задача, которую в современном социуме практически игнорируют.

Педагоги И. В. Атюскина, С. Г. Ашикова, Н. Е. Татаринцева, О.А. Андриенко и др., изучив условия полоролевой социализации детей дошкольного возраста, отмечают большое значение социокультурной среды, так как она помогает ребёнку проявить мужские и женские качества, свойственные мальчик и девочкам [7; 8].

Н.Е. Татаринцева считает необходимым для девочек подготовить центр сюжетно-ролевой игры, где будут куклы, мебель для кукол, наборы кухонной посуды, кукольные коляски, гладильная доска и игрушечный утюг и т.д. Далее для раскрытия у каждой девочки индивидуальности и неповторимости предлагаем нарисовать каждой девочке любимого персонажа, с которым они себя олицетворяют [7].

А. П. Коваленко, значительным условием для полной идентичности, считал сюжетно-ролевую игру. Благодаря, игре закрепляются полоролевые стереотипы, которые зарождают положительное отношение к социальной женской или мужской роли. Целью проведения сюжетно-ролевой игры является формирование умений для создания самостоятельной игры, где мальчик и девочка реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. При педагогическом сопровождении сюжетно-роле-вой игры гарантирует успешное освоение половой идентичности. Воспитатель должен учитывать особенности задачи игры, понимать развивающие возможности сю-жетно-ролевой игры о социально половых ролях в обществе и закрепления у детей полоролевых стандартов. Обязательно не допускать негативных оценок, играть совместно с детьми, подчеркивая правильное поведение мальчиков и девочек с точки зрения полоролевой идентичности [9].

Уровень насколько успешно развились у ребенка качества женственности и мужественности, полоролевое поведение при проведении сюжетно-ролевой игры усваиваются полоролевые ценности. Потому что именно в игре символической формы ребенок может реализовать отношения взрослого быта [10].

Педагоги-практики А.М. Щетинина, О.И. Иванова, Ю.А. Початкова, З.А. Запорожцева, М.Ю. Бурмистрова выделяют ещё один важный компонент для формирова-

ния полоролевого поведения - чтение специальной художественной литературы [10; 11].

Активное влияние на формирование полоролевой идентичности оказывает семья. Без влияния родителей, любая деятельность педагогов не будет плодотворной, по мнению А. М. Щетининой, так как именно родители и воспитатели осуществляют главную роль в развитии у детей полового развития. Потому что семья первая закладывает основы развития личности и поведения ребенка в будущем. Ребенок с самого рождения отождествляет себя с родителями своего пола и подражает их поведению. Дочь анализирует поведение матери и подражает ей, отец является прообразом для выбора будущего избранника. Мальчики берут за образец поведение отца, а образ матери - прообраз будущей избранницы. Чтобы полоролевое развитие было совершено успешно, желательно в семь наличие двух родителей, т. е. гармония и любовь в полной семье - это способствует правильному формированию основ представлений о роли противоположного пола [11].

Изучив работы Т. А. Репиной, А. М. Щетининой, В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман и др., мы пришли к выводу, что деятельность воспитателя будет эффективной только тогда, когда родители станут для него помощником и единомышленником в воспитании детей. Следовательно, главная задача педагога - повысить знания родителей в вопросах формирования у ребенка полоролевого воспитания [5; 6].

Воспитание качеств мужественности и женственности в настоящее время поможет детям создать счастливую и полноценную семейную жизнь, когда они станут взрослыми.

Таким образом, для успешной педагогической организации полоролевого развития личности ребенка необходимы такие условия как, создание предметно-развивающей среды, инициативность родителей в процессе формировании качеств женственности и мужественности, благоприятный психологический климат моделей поведения для пола, направленность формирование общечеловеческих качеств у девочек, направленные на развитие качеств женственности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью выявления исходного уровня развития представлений о полоролевом развитии у детей среднего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий нами были подобраны диагностические методики, разработаны опросники для педагогов и родителей, экспертные листы оценки развивающей предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Ангарск. В исследовании приняли участие 10 девочек из средней группы. Возрастной диапазон составляет 5 лет.

Для изучения уровня развития качеств женственности у девочек пятого года были подобраны следующие методики: диагностика метода наблюдения за поведением ребёнка Н. Е. Татаринцева, беседа (А.М. Щетинина, О.И. Иванова) на основе полустандартизированного интервью В.Е. Кагана «Гендерная идентификация ребенка», диагностическая методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и Василяускайте, методика «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольская.

Сопоставив данные по трем критериям когнитивному, поведенческому, мотивационно-ценностному, и проанализировав их, мы получили следующие результаты:

- средний уровень сформированности качеств женственности преобладает среди девочек пятого года жизни - 50%. Девочки способны определять необратимость своего пола, частично распределяют полоролевые функции в семье, обществе и в будущем; называют качества и черты женственности или мужественности.

- 30% девочек пятого года жизни относятся к высокому уровню сформированности представлений о качествах женственности. Такие дети способны ответить на любые вопросы с уверенность и правильно о различи-

ях между мальчиком и девочкой, даже если возникают трудности, то с небольшой подсказкой воспитателя, они дальше развивают мысль в нужном направлении. Отдают отчёт о необратимости своей половой принадлежности, ценят себя как представителя данного пола. В центрах развития качеств женственности проявляют огромный интерес, в играх самостоятельно могут определить свою полоролевую функцию.

- у 20% девочек пятого года жизни находятся на низком уровне. Дети плохо ориентируются в своей половой принадлежности, могут составить под сомнение необратимость пола. Они более пассивны по отношению к другим сверстникам, а так же к играм и другим деятель-ностям. Постоянно путаются в характеристиках полоро-левого поведения.

Представим ответы детей по когнитивному компоненту.

Низкий уровень сформированности у девочек качеств женственности составляет 22%, на основе анализа беседы и рисунка: их рисунки не имеют четкого представления о своем поле, идеалах мужских и женских качествах, не может самостоятельно анализировать характеристики, принадлежащие мужчине или женщине. При разговоре дети затруднялись назвать особенности своего пола, его характеристики. В рисунке отсутствуют важные части фигуры человек, не бывает дополнительных аксессуаров и может присваивать признаки противоположного пола. Например, один из двух воспитанников, нарисовал фигуру мальчика без ноги, и нарисовал ему женскую сумочку. А вторая девочка, нарисовала просто женскую фигуру без каких-либо дополнений, соответствующую женскому полу и её признакам.

На среднем уровне находится 67%, большее количество девочек пятого года жизни относится к этой группе. Во время разговора, ребенок может самостоятельно относить себя к своему полу, но возникают ошибки в восприятии идеалов качеств женственности и мужественности, редко с помощью воспитателя могут сформулировать ответ. Девочки пятого года жизни в нашем эксперименте смогли идентифицировать себя со своим полом, но постоянно путали те или иные качества, присуще для определенного пола. С помощью педагога соотнесли свои увлечения и признаки со своим полом. У двоих отсутствуют мелкие детали: нос и рот. У других нарисовано всего лишь 1 - 2 аксессуара, советующие их полу.

Повышенный уровень был выявлен только у одной девочки в экспериментальной группе среди девочек -11%. Её рисунок полностью соответствует анатомическому и половому строению, она нарисовала яркое желтое платьице, туфельки, бусы и сумочку, а также длинные волосы. Во время беседы она уверенно ответила на все вопросы, которые задавал ей воспитатель, небольшой незначительный недочет - назвала мало признаков, присуще женскому полу, но с помощью педагога смогла ответить еще несколько.

С целью определения уровня готовности педагогов к развитию качеств женственности у девочек дошкольного среднего возраста нами был проведен опрос.

Из этого следует, что 5% педагогов находятся на повышенном уровне подготовки к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни и характеризуются:

- наличием высокого уровня теоретических знаний об основах полоролевого развития у детей пятого года жизни;

- способностью планировать и реализовать деятельность с детьми, их родителями, используя для этого предметно-развивающую среду;

- владением технологий различных авторов о развитии качеств женственности у девочек пятого года жизни;

- способностью к самостоятельному анализу своей педагогической деятельности по формированию и развитию полоролевого поведения.__

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

На данном уровне педагоги имеют достаточный уровень представлений о женственности, полоролевом воспитании у девочек пятого года жизни. Знают, какие применять средства и как, технологии необходимо применять, организация работы с родителями, создание условий для эффективного полоролевого развития. Обязательно проводит рефлексию к методам, календар-но-тематическим планированиям, своей и деятельности детей, чтобы в дальнейшем сконструировать индивидуальную работу по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни.

35% находятся на базовом уровне подготовки к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни и характеризуются:

- наличием неполноценных теоретических знаний об основах полоролевого развития у детей пятого года жизни;

- отсутствием способностью планировать и реализовать деятельность с детьми, их родителями, используя для этого предметно-развивающую среду;

- недостаточный уровень владением технологий различных авторов о развитии качеств женственности у девочек пятого года жизни;

- отсутствием анализа своей педагогической деятельности по формированию и развитию полоролевого поведения.

Критический уровень подготовки к развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни составляет 60% и характеризуется:

- отсутствием теоретических знаний об основах по-лоролевого развития у детей пятого года жизни;

- неправильным распределением между детьми уровня сформированности в области полоролевого развития у детей и родителей;

- низким уровень владением технологий различных авторов о развитии качеств женственности у девочек пятого года жизни;

- отсутствием анализа своей педагогической деятельности по формированию и развитию полоролевого поведения.

7% родителей имеют достаточное представление о полоролевом развитии, качеств женственности и мужественности у детей пятого года жизни. Такие родители знают о понятиях женственность и мужественность, возраст, с которого их необходимо начинать формировать, особенности проявления у определенного пола, и главное, это создание ими условий в домашней обстановке.

Частичное представление наблюдается у 14% родителей в области развития качеств женственности и мужественности у детей пятого года жизни. Они могут сформулировать понятия о женственности и мужественности, но не знают когда и как начинать формировать их у детей. Родители понимают важность данного развития у детей, но не знают и не могут создать необходимые условия дома.

И последний критерий «недостаточное преставление» оценивания уровня в области развития качеств женственности и мужественности пятого года жизни наблюдается у 79% родителей. Такие родители не могут сформировать ни одно из понятий, либо пропускаю, либо пишут «женственность нужна девочка, а мальчика мужественность». О возрасте они тоже не имеют представления, пишут «5 лет, возможно», «неважно когда» и т.д. Родитель не считает нужным создавать условия для формирования качеств женственности и мужественности дома.

Одним из важных условий полоролевого развития у детей среднего дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Качественная и количественная оценка РППС проводилась в соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространствен-

ной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Также анализ предметно-пространственной среды осуществляется на основе общих принципов, предъявляемых федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, таких как насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.

В результате нашего исследования, анализ РППС детей пятого года жизни показал, что необходимые принципы ФГОС ДО в меньшей степени соответствуют нашей предметно-пространственной среде. Безопасность центров и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, а также правила пожарной безопасности соответствует принципам. Центры по развитию качеств женственности не слишком насыщенны, но принцип транспортируемости возможен. Среда является полифункциональной и возможна для реализации в центрах еще и общих основ полоролевого развития. Художественная литература плохо подобрана и мало насыщена иллюстрациями по нашей теме. Игры и игрушки в большей степени соответствуют нормам ФГОС.

ОБСУЖДЕНИЕ

Основываясь на анализ статьи Шинкаревой Н. А «Организационно-педагогические условия и особенности проявления качеств женственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы» в которой используются методики: «Беседа о половой роли», «Сортировка качеств», а так же сравним наши методики: диагностика метода наблюдения за повелением ребёнка Н. Е. Татаринцева, беседа на основе полустандартизированного интервью В. Е. Каган «Гендерная индентифи-кация ребёнка», методика «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольская и диагностическая методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, Василяускайте, где наблюдается соответствие результатов наших исследований с небольшими погрешностями, что является возможным. В статье отсутствуют результаты исследования педагогов, родителей и предметно-развивающей среды.

ВЫВОДЫ

Полученные данные свидетельствуют о необходимости планирования и организации работы с педагогами по развитию когнитивного, деятельностного, мотивацион-ного компонента готовности к развитию представлений о полоролевом воспитании у детей дошкольного возраста, работы с родителями по формированию представлений в области развития качеств женственности и мужественности у детей среднего дошкольного возраста, с детьми пятого года жизни по развитию представлений о полоролевом воспитании и работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коваленко А. П. Особенности развития качеств женственности у девочек дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст]: инновационные педагогические технологии: материалы 5 Межд. науч. конф. /Коваленко А. П., Н. А. Шинкарёва. — Казань: Бук, 2016. — с. 33-35.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] //Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Сфера, 2016. — 96 с.

3. Коломийченко Л. В. Реализация системно-деятельностного подхода в половом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко, Ю. С. Григорьева /Пермский педагогический журнал. — 2016.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества [Текст] /В.С. Мухина. — М.: Академия, 2017. — 456с.

5. Репина Т.А. Межличностные отношения в группе детского сада [Текст]: Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». — 2016. С. 26-29.

6. Шинкарёва Н.А., Цевелева М.В. Особенности развития по-лоролевого самосознания детей пятого года жизни [Текст] / Н. А. Шинкарева, М. В. Цевелева // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7. № 2 (23). — С. 363-366.

7. Татаринцева Н.Е. Воспитание детей разного пола в многона-

циональном детском [Текст] / Н. Е Татаринцева, М.Г. Зелинская // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. № 5. С. 3032.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.

9. Коваленко А.П. Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста [Текст] /А.П. Коваленко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 42-44.

10. Щетинина А.М., Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. — 124 с.

11. Щетинина А.М., Иванова О.И., Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. — 124 с.

Статья поступила в редакцию 18.03.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.