В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. ГАГАЧ М.Г., КОРОЛЕВА О.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА В СЕМЕЙНЫХ КЛУБАХ-РЕСТОРАНАХ
В статье подчеркивается актуальность совместного проведения досуга детей и родителей, характеризуются понятия «организационные условия» и «педагогические условия», а также дается подробная характеристика термина «организационно - педагогические условия». На основе анализа научных статей, диссертаций, методических материалов выявлены эффективные условия организации мероприятий для детей и родителей в заведениях общественного питания. Представлена модель организации досуговых мероприятий в семейных клубах-ресторанах.
Ключевые слова: индустрия семейного отдыха, кафе, рестораны, досуг детей и родителей, организационно-педагогические условия.
Gagach M. G., Koroleva O. A.
Organizational and pedagogical conditions of leisure activities in family clubs-restaurants
The article emphasizes the relevance of joint leisure activities of children and parents, characterizes the concepts of "organizational conditions" and "pedagogical conditions", and also gives a detailed description of the term "organizational and pedagogical conditions". Based on the analysis of scientific articles, dissertations, and methodological materials, effective conditions for organizing events for children and parents in public catering establishments are identified. The model of organization of leisure activities in family clubs and restaurants is presented.
Keywords: family recreation industry, cafes, restaurants, leisure of children and parents, organizational and pedagogical conditions.
В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. ГАГАЧ М.Г., КОРОЛЕВА О.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА В СЕМЕЙНЫХ КЛУБАХ-РЕСТОРАНАХ_
Семейные клубы-рестораны приобретают всё большую популярность в России и в мире. Так называются заведения общественного питания, в которых проводятся досуговые программы семейной направленности. Становятся распространенными мероприятия, соединяющие питание и развлечения на одной площадке. В досуговых учреждениях появились точки общепита, а в заведениях питания активно используются иные виды отдыха. О.В. Ануфриев в своей диссертации разделил организации общепита на две группы: «По характеру обслуживания и предоставляемым услугам предприятия могут объединять прием пищи с организацией досуга (рестораны, бары, кафе), либо относительно быстрое обслуживание (столовые, закусочные, буфеты) [1, С. 79]». Так, к примеру, во всех кинотеатрах имеются кино-бары, где зрителям предлагаются напитки, попкорн и другие закуски, разрешенные в заведении. Исключение составляют малые кинозалы, открытые на базе муниципальных учреждений культуры при поддержке Фонда кино в рамках национального
проекта «Культура». Другим ярким примером являются детские кафе, где можно занять ребенка походом в детскую комнату с аттракционами, а иногда и аниматорами.
По данным Росстата, согласно отчету «Сведения о наличии объектов общественного питания на 31 декабря 2019 года», в Российской Федерации насчитывается 34 141 общедоступных столовых и закусочных, 63 205 столовых учебных заведений, организаций и предприятий, 88 050 ресторанов, кафе и баров (сведения приводятся без данных по г.Санкт-Петербургу и г. Севастополю - данные отсутствуют в связи с особенностями организации местного самоуправления) [10]. Самыми востребованными из организаций общепита на данный момент являются клубы и рестораны, которые заняли первое место среди подобных учреждений.
Безусловно, организация досуга в заведениях общепита имеет свою специфику. Если говорить о ресторанах, где основными клиентами являются молодые люди и граждане старшего возраста, то развлечения в таких заведениях чаще связаны с демонстрацией особенностей приготовления блюд (кулинарные шоу: приготовление фондю, транширование, фламбирование). Для посетителей проводятся различные программы, не требующие активной деятельности, например, выступления вокалистов, инструменталистов, комиков. В кафе, где основными клиентами являются дети, всегда есть игровые зоны и/или аниматоры. Досуговые программы данных заведений связаны с активной деятельностью, поскольку дети, в силу своих возрастных особенностей, неусидчивы, любопытны и требуют особого внимания. Заведения, которые объединяют две данные возрастные категории, представляют себя как семейные клубы-рестораны.
В целом, ресторанный бизнес - один из самых привлекательных в сфере социально-культурного сервиса и туризма, доля которого ежегодно вырастает на 15-17% [5, С. 74]. Сегментация данного рынка происходит по различиям в продуктах, маркетинговым комплексам, разнице в группах потребителей. С появлением спроса на заведения семейной направленности образовался такой сегмент этого бизнеса, как семейные клубы-рестораны.
Целью создания таких заведений можно назвать оборудование пространства, в котором родители и дети смогли бы получить разнообразное питание, разнообразить досуг вне дома, получить позитивные эмоции и яркие впечатления, что послужит в дальнейшем формированию клиентской базы клуба-ресторана. Данный сегмент рынка, по сравнению с другими организациями семейной направленности, имеет свои плюсы и минусы. Из плюсов можно отметить объединение членов семьи в свободное время для совместного общения, получение новой информации в доступной, интересной форме, облегчение быта семьи за счет возможности выбора, как взрослых блюд, так и детских. Отрицательным моментом может быть возможность употребления родителями алкогольных напитков в присутствии детей, девиантное поведение родителей на семейных праздниках. К сожалению, далеко не все клубы-рестораны препятствуют этому. На наш взгляд, на время семейных занятий и мероприятий должны вводиться ограничительные меры,
такие как запрет алкоголя и контроль поведения присутствующих. Поскольку закон данную сторону ресторанного бизнеса не контролирует, то специалисты, работающие в клубах-ресторанах, должны уметь разрешать конфликтные ситуации и занимать родителей так, чтобы подобное поведение случалось как можно реже. Поэтому специфика организации досуга детей и родителей в семейных клубах-ресторанах отличается от других сегментов ресторанного бизнеса и требует детального рассмотрения.
Т.В. Мамченко в своей научной статье «Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений» определила 4 ценности проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности:
1. приобщение к духовным традициям и эстетическое воспитание;
2. формирование у детей отзывчивости, открытости, контактности;
3. поддержание семьи как целостной системы;
4. физическое развитие и оздоровление всех членов семьи [8, С. 248].
Таким образом, в процессе организации семейного досуга на базе клуба-
ресторана необходимо учитывать не только интересы детей и родителей, но и ценность проводимого мероприятия, что возможно с учетом выполнения организационно-педагогических условий проведения семейного отдыха.
Значительную работу по уточнению термина «организационно-педагогические условия» провели А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко. Проанализировав научно-педагогическую литературу, они пришли к выводу, что данное понятие сформировано из двух терминов:
- «организационные условия» - существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены, и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен [3, С. 144];
- «педагогические условия» - характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы [3, С. 146].
В результате своего исследования А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко дали следующее определение термина «организационно-педагогические условия»: это «характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а так же развитие педагогической системы [3, С. 147]».
Обращаясь к работе О.В. Галкиной, можно увидеть следующее определение данного термина: «совокупность взаимосвязанных информационных комплексов (предпосылок, обстановки, требований), создаваемых субъектом на управленческом уровне и обеспечивающих управление педагогами и их профессиональной деятельностью, а так же обучаемыми и их деятельностью по достижению образовательных целей... [4, С. 34]». С точки зрения Е.И. Козыревой, организационно-педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [6, С. 49].
В.А. Беликов определяет данное понятие как совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [2, С. 235].
В сфере культуры понятие «организационно - педагогические условия» можно интерпретировать так: это создание пространственно-образовательной среды с учетом возможностей, форм и методов организации досуга, направленных на эффективное решение поставленных образовательных задач в рамках мероприятия. Поскольку организация семейного досуга в большей степени связана с творческими способностями участников, работой с воображением, фантазией и активной деятельностью, при подготовке мероприятия необходимо учитывать те организационно-педагогические условия, которые напрямую бы затрагивали всестороннее и творческое развитие детей и родителей.
К таким условиям можно отнести:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья участников мероприятий, обеспечивает их эмоциональное и морально-нравственное благополучие, создает условия для развивающего вариативного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер [9, С. 16]». Другими словами, необходимо создание такой развивающей среды, в которой усвоение преподносимого материала было бы комфортным, не перегружало психику детей и родителей, имело бы мотивацию к действию и развивало бы всех участников деятельности.
2. Формирование профессиональных компетенций организаторов мероприятий, необходимое для заблаговременного изучения того материала, который вложен в основу предстоящего развлекательно-образовательного процесса, а так же внедрение современных методов организации мероприятий. Очень важно помнить, что «изучение инновационной практики определяет границы предметного поля подготовки специалистов сферы культуры [11, С. 252]». Например, химическое шоу может демонстрировать только обученный аниматор, это напрямую связано с безопасностью участников действия. В тоже время викторину может провести любой человек, имеющий навыки ораторского искусства, хорошей дикцией и актерскими способностями. Для формирования профессиональных компетенций необходимо проведение мастер-классов, семинаров и других видов обучения
3. Объединение преподаваемых знаний с активной игровой деятельностью. Один из известных педагогов-теоретиков XIX века К.Д. Ушинский писал: «если ученик знает много, но интересуется малым, пустым, если он талантлив, но не активен, не интересуется ни чем, значит, воспитание не достигло своей цели [7, С. 42]». Руководствуясь данным высказыванием, необходимо понимать, что если ребенок будет заинтересован в происходящем, он будет активен, внимателен, эмоционален. Чтобы активизировать его познавательную деятельность, необходимо слить воедино обучающий материал с игрой. Так знания будут впитываться лучше, а ребенок останется заинтересованным на протяжении всего мероприятия.
4. Контроль и безопасность участников мероприятий обусловлены спецификой площадки (клуба-ресторана). Ребенок, несмотря на создание отдельной безопасной среды для проведения мероприятия, всегда может отделиться от общей массы участников и зайти в небезопасную зону общепита. В данном случае контроль организаторов и родителей должен осуществляться совместно. Во-вторых, необходим контроль за активностью и заинтересованностью каждого участника. Результат обучающей программы будет достигнут лишь в том случае, если каждый участник выполнит свою часть процесса. Поэтому компетентным сотрудникам в ходе проведения мастер-класса, шоу или игры необходимо анализировать состояние внимания зрителей, вовлекать в процесс тех, кто по каким-либо причинам недостаточно внимателен или активен. Желательно чередовать действие и перерыв для поддержания интереса, возможности перекуса, пополнения сил и стабильного эмоционального фона. Не менее важно контролировать состояние родителей на детском празднике, недопущение девиантного поведения в присутствии детей, своевременное решение конфликтных ситуаций.
Обобщая сформулированные нами организационно - педагогические условия проведения мероприятий для детей и родителей в клубах-ресторанах, можно разработать алгоритм действий, направленный на эффективное поэтапное создание и проведение мероприятий, обладающих несомненным педагогическим и развивающим потенциалом. Для лучшего понимания и наглядности этапы разработки, проведения мероприятий и организационно-педагогические условия были объединены в таблицу.
Таблица 1. Организационно-педагогические условия
Номер п/п Этап создания Организационно - педагогические
условия
1. Подготовительный. Разработка темы, Создание развивающей и безопасной
идеи мероприятия. предметно-пространственной среды
Изучение материала. Написание (подготовка части помещения клуба-
сценария. Подготовка материально- ресторана для активной деятельности технической базы. детей и родителей).
Подготовка необходимых профессиональных компетенций (обучение организаторов и аниматоров).
Соединение преподаваемых знаний с развлекательной (игровой) формой в рамках написания сценария.
2. Этап реализации.
Проведение мероприятия
Создание развивающей и безопасной предметно-пространственной среды (совмещение деятельности родителей и детей для наибольшей эмоциональной стабильности).
Соединение преподаваемых знаний с развлекательной (игровой) формой (в ходе осуществления представления по ранее разработанному сценарию, при необходимости с включением импровизационных элементов). Контроль (анализ вовлеченности всех участников процесса, привлечение внимания, активизация зрителей).
3. Аналитический этап. Анализ данных, полученных в ходе
проведения мероприятия.
Таким образом, организационно - педагогические условия организации мероприятий для детей и родителей в клубах - ресторанах включают в себя создание пространственно-образовательной среды для всех участников процесса с учетом разнообразных возможностей, форм и методов организации досуга (а именно игровых, шоу - программ, мастер-классов и других видов активной деятельности), направленных на эффективное решение поставленных образовательных задач в рамках мероприятия.
При выполнении названных условий можно создать такую среду, в которой любой материал будет усваиваться легко и детьми, и взрослыми, будут развиваться эстетические чувства, фантазия, воображение, образное мышление и творческие способности всех участников мероприятия. Помимо этого, совместная деятельность детей и родителей будет способствовать укреплению внутрисемейных отношений, формированию психической и эмоциональной устойчивости.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ануфриев О.В. Особенности малых и средних форм предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг. - Тольятти, 2011. - 246 с.
2. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. - 357 с.
3. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / Володин А.А. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 143-152.
4. Гагач М.Г. Развивающий потенциал интерактивных технологий обучения // Оптимизация образовательного процесса в современном университете: Сб. статей международной учебно-методической конференции / Под общ. ред. А.Г. Казаковой. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 95-100.
5. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно - педагогического исследования / Галкина О.В. // Известия Самарского научного центра российской Академии наук. - 2008. - Т. 10 № 6 - 2. - С. 30 - 36.
6. Золотарева Ю.В. Сегментация рынка ресторанных услуг / Ю.В. Золотарева // Вестник РУДН, серия: Экономика. - 2008 - №3 - С. 74 - 81.
7. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. трудов. - Вып. 4. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
8. Лимонцева Г.В. К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формировании личности / Лимонцева Г.В. //Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - 64 с.
9. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений / Т.В. Мамченко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 246-250.
10. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова - М: Новая школа, 1993. - 192 с.
11. Сведения о наличии объектов питания / Розничная торговля, услуги населению, туризм // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - М.: 2020 -URL: https://rosstat.gov.ru/folder/234577printH (Дата обращения: 18.12.2020)
12. Ярошенко Н.Н., Культура и образование: векторы научного осмысления / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №4 (60). С. 250 - 255.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гагач Мария Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры
E-mail: [email protected]
Королева Оксана Александровна, магистрантка кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры E-mail: roksanakoroleva@gmail. com