ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ КРЕАТИВНЫХ ЦЕНТРОВ
DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10214
Виктория Анатольевна КАВЕРА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: [email protected]
Александра Ильинична ДЕХАНОВА,
магистрант кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены возможности организации досуга детей на базе креативных центров, ориентированных на определенную возрастную группу школьного возраста. Даны определения досуговых технологий и креативности в редакции признанных зарубежных и отечественных социологов и психологов, а также изучен их вклад в развитие теоретических основ явления креативности и его применения в педагогике. Описано влияние нестандартного подхода для формирования всесторонне развитого, образованного молодого человека, а также дан прогноз перспектив развития креативных центров как одной из форм воспитания детей с участием родителей, сверстников и педагогов. Ключевые слова: креативные центры, креативность, культурно-досуговые технологии, креативная среда, креативное пространство.
THE POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE TECHNOLOGY IN ORGANIZING THE ACTIVITIES OF CHILDREN'S CREATIVE CENTERS
Victoria A. Kavera, Ph.D. (Pedagogical Sciences), associate Professor of the Department of social and cultural activities, Saint Petersburg state Institute of culture, Saint Petersburg, Russia
e-mail: [email protected]
Alexandra I. Dekhanova, master's degree of the Department of social and cultural activities, Saint Petersburg state Institute of culture, Saint Petersburg, Russia
e-mail: [email protected]
The article discusses the possibilities of organizing children's leisure on the basis of creative centers focused on a certain age group of school age. The definitions of leisure technologies and creativity are given in the editorship of recognized foreign and domestic sociologists and psychologists, and their contribution to the development
of the theoretical foundations of the phenomenon of creativity and its application in pedagogy is studied. The influence of a non-standard approach to the formation of a comprehensively developed, educated young man is described, and the forecast of the prospects for the development of creative centers as one of the forms of raising children with the participation of parents, peers and teachers is given. Keywords: creative centers, creativity, cultural and leisure technologies, creative environment, creative space.
Несмотря на единые цели — сформировать к совершеннолетию всесторонне развитого, образованного человека, — подходы и методы их достижения у заинтересованных сторон могут быть различные. Это особо остро ощущается в современном обществе, когда растущий человек начиная с раннего детства подвержен влиянию не только семьи и школы, но и глобального информационного пространства через сеть Интернет, СМИ, разговоры взрослых и сверстников.
Привычные формы образования и воспитания становятся всё менее результативными, их замещают альтернативные источники знаний и информационные ресурсы с сомнительной репутацией, а иногда прямо противоположной развивающей направленности. Навязчивые способы склонить к деструктивному развитию детей всё шире противопоставляются общепринятым нормам морали и традиционным ценностям. В данной ситуации педагоги и родители ищут новые, современные, интересные методы обучения и всестороннего развития детей.
Креативные центры, ориентированные на подрастающее поколение, — одна из форм времяпрепровождения детей совместно с родителями и сверстниками. Не стоит полагать, что данные организации заменят школу или сформируют идеальное педагогическое пространство. Скорее, они заполнят вакуум между посещением школьных уроков и вечерними семейными посиделками, а также помогут в формировании интересов и увлечений детей с потенциалом профессиональной ориентации. Речь идет о досуге — свободном времяпрепровождении детей с родителями, друзьями и педагогами-новаторами. Но, чтобы не запутаться в понятиях, причинах и следствиях, необходимо рассмотреть каждый элемент досуга детей в креативных центрах по отдельности, а именно:
• определить явление досуга и его влияние на образование, развитие и культуру человека, рассмотреть досуг как процесс с определенными ожидаемыми результатами;
• разобраться с понятием креативности и его роли в современном образовании и воспитании;
• описать явление креативного пространства как места для дополнительного развития детей, раскрытия их потенциала с использованием социально-культурных мероприятий, проводимых в свободное от учебы время.
Культурно-досуговые технологии подразумевают совокупность развлекательных, образовательных, культурных, развивающих предварительно подготовленных мероприятий, проводимых в свободное от основной работы время. Основой проводимых мероприятий является их методичность, подверженность определенным установленным правилам и заранее запланированный результат [2, с. 67].
Первые теоретические труды, посвященные досугу как закономерному процессу, принадлежат Д.М.Генкину, А.Д.Жаркову, Е.М.Клюско. На основе именно их трудов в 90-х годах XX века сформировалось понятие «технологии культурно-досуговой деятельности», включающее в себя:
• организационную составляющую, в которую входит планирование, управление, финансирование, распределение работы;
• методическую составляющую, заключающуюся в написании сценария мероприятия, в формировании режиссерского видения, в проведении репетиций и представлений, в анализе результатов, в обобщении и распространении опыта;
• психологическую составляющую, которая регламентирует профессиональные отношения сотрудников, стимулирует повышение профессионального мастерства, формирует профессиональные мотивации.
В свою очередь культурно-досуговые мероприятия отличаются широким спектром разнообразной деятельности, такой как:
• игровая — участие в народных и современных играх, в том числе с использованием современных электронных устройств;
• театрализованная — участие в постановках как исполнитель роли или работник сцены;
• музыкальная — пение, игра на музыкальных инструментах индивидуально и в коллективе;
• изобразительное искусство — рисование, лепка, аппликация и т. п.;
• праздничные программы — участие в праздниках различного уровня, в том числе организация этих праздников;
• познавательные мероприятия — экскурсии, походы по историческим местам;
• конкурсы и соревнования — как в каком-либо мастерстве, так и спортивные;
• хобби — увлечения отдельных групп людей.
А также нетрадиционные формы и практики, такие как йога, медитации, некоторые формы оздоровления и полезного развивающего времяпрепровождения [4, с. 55].
Задача современных педагогов-организаторов — привлечь к современным формам досуга как можно большее количество семей, и одну из форм такого привлечения они видят в интеграции социально культурных техно-
логий в креативные центры как пространства, объединяющие творческих людей с новыми нестандартными взглядами и подходами.
Креативные центры представляют из себя комплексы, зачатую расположенные под одной крышей. Объединяющие тематические выставки, театрализованные студии, кружки по интересам, кинотеатры, заведения общественного питания, иногда с узко направленным меню (например вегетарианские), а также клубы, творческие студии и другие пространства для встреч единомышленников, их самовыражения, а также ищущих, творческих людей [3, с. 83].
Само же понятие креативность и его определение занимало многих ученых ХХ века. Наиболее известные из них — американские психологи Д.Гилфорд и Э.Торренс и экономист Р.Флорида. Но наибольшую актуальность получила формулировка Джона Као, профессора из Стэнфорда: «Креативность — это целостный процесс генерирования идей, их развития и превращения в ценности. Он означает одновременно искусство порождения новых идей и науку оттачивания этих идей до стадии воплощения в ценности» [6, с. 201].
Не удивительно, что признанная ценность креативности — в потенциальной монетизации идеи. Но в рассматриваемом контексте большее внимание следует уделить образовательной и воспитательной функции нестандартного подхода к решению поставленной задачи и творческой самореализации человека. Наиболее близок к данной теме оказался Э.Торренс, он трактовал креативность как процесс проявления чувствительности (эмпатии) к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний, к источнику этих проблем, к поиску их решений, выдвижению гипотез, к проверкам и перепроверкам гипотез, к формулированию результата решения.
В тестах Э.Торренса на креативность использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности. Тесты оценивают креативность в показателях количества идей в единицу времени, скорости переключения с одной идеи на другую, способности генерировать новые идеи, а также живой интерес к проблемам и независимость реакций от стимулов.
Именно теоретические работы Э.Торренса наиболее ценны для создания креативного пространства, ориентированного на развитие детей.
Создание креативной среды с использованием социально культурных технологий, в которой ребенок будет чувствовать себя в центре внимания и в то же время родители и учителя смогут результативно проводить время, — основная задача современных социологов и педагогов совместно с представителями бизнеса и муниципальными властями.
Креативные центры призваны объединить технологии досуга с возможностью творческой реализации родителей и детей при совместном время-
препровождении [1, с. 122]. Так, наиболее результативными видами досуга в креативных центрах были бы совместные занятия живописью, народными промыслами, чтением занимательной художественной и образовательной литературы и многое другое. При этом важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно и живо реагировать на полученную информацию и имел личный опыт участия в мероприятии. Детям необходимо предлагать не просто участвовать в мероприятии, а ставить перед ними задачи, давая при этом широкие возможности для их самостоятельного решения, не ограничивая общепринятыми или признанными методами. Истинная ценность креативного пространства — в индивидуальном самовыражении человека независимо от возраста и статуса.
Потенциал технологий досуга, используемых в креативных центрах для детей. Сегодня технический прогресс является драйвером трансформации досуга и даже мировоззрения человека. Всеобщая информатизация и ускорение процессов обмена данными создают новую реальность, в которой для принятия решения достаточно очень короткого промежутка времени, а искусственный интеллект облегчает решение громоздких организационных задач. Широкое распространение получило понятие виртуального досуга, к которому можно отнести компьютерные онлайн-игры, ведение аккаунтов в социальных сетях, виртуальную реальность, а также другие виды деятельности, связанные с пребыванием в киберпространстве [5, с. 118]. Описанные инновации прочно вошли не только в семейный быт, но и в образовательное и развивающее пространство. Дальнейшая интеграция информационных технологий в традиционные формы культурного времяпрепровождения создают условия для интерактивного посещения музеев и выставок, виртуального участия в конференциях и обсуждении общих проблем человека и общества. Сегодня многие подростки ведут собственные блоги в социальных сетях, формируя свою среду общения. Потенциал современных креативных центров заключается в объединении единомышленников для живого общения, встреч, дискуссий и самовыражения с использованием современных информационных технологий.
Рассматривая различные аспекты формирования креативного пространства как среды для реализации культурно-досуговых мероприятий, можно сделать вывод о значительном потенциале интеграции традиционных форм досуга с современными информационными технологиями и использовании результатов для всестороннего развития детей различных возрастных категорий, предоставляя подрастающему поколению широкие возможности для творческой инициативы и самореализации.
Литература
1. Абрамова Н.В., Железовская Г.И., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования.
2014. № 1 (7). С. 120-125.
2. Генкин Б.М. Человек и его потребности. М.: Инфра-М, Норма, 2013. 187 с.
3. Дюмазедье Ж.Р. На пути к цивилизации досуга // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12 «Социально-политические исследования». 1993. № 1. С. 83-88.
4. Литвинцева Г.Ю. Культурология досуга: учеб. пособие. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2018. 268 с.
5. Кавера В.А. Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. СПб., 2019. № 3 (40). С. 114-119.
6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Класси-ка-ХХ1 Арт-транзит, 2011. 419 с.