Днимационная деятельность в компонентной составляющей культурно-досугового комплекса_
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь
Аннотация. В работе рассмотрена анимационная деятельность как компонентная составляющая культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: анимация, анимационная деятельность, культурно-досуговый комплекс.
Современное общество в ходе политических, социально-экономических, культурных преобразований остро нуждается в новых формах досуга. Одним из новых направлений досуговой деятельности и является анимация.
Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (лат. anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. «Термин «анимация» появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству» [1, с. 14].
Сегодня анимация - это одно из средств стимулирования полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой деятельности человека.
Анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса.
Анимационная деятельность - это инновационная деятельность по вовлечению участников образовательного, социального или культурного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения. Это уникальная область деятельности, которая отличается широким разнообразием связей с действительностью, сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры, носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов людей.
Анимация имеет характерные черты: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер [2].
Реализация потребностей и интересов участников анимационного процесса предполагает наличие культурно-досугового комплекса, в структуре которого главными составляющими компонентами являются: субъект организации досуга, объект и среда (рис.1).
Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект; человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности. Если же речь идет об анимации, то в этом случае субъект - это аниматор.
Субъектами организации досуга могут быть:
- специализированные фирмы, предоставляющие услуги развлекательного характера на коммерческой основе для широкого круга потребителей;
УДК 378.147 Воронина А.Б.
- государственные специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, учреждения социокультурного профиля государственных, региональных или муниципальных органов власти - музеи, центры, клубы и т.п.), ориентированные на широкую или на целевую аудиторию;
- негосударственные специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, учреждения социокультурного профиля различных форм собственности), ориентированные на широкую или на целевую аудиторию;
- общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, организации различного характера на международном, региональном, национальном уровнях, общественные движения, культурные сообщества и др.), организующие досуговые мероприятия для социально значимых целей, а также для своих сторонников;
- административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующих досуг своих сотрудников;
- добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные и танцевальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);
- сотрудники туристических фирм;
- профессиональные анимационные команды при отелях, развлекательных центрах, парках и т.п. [3].
СТРУКТУРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО КОМПЛЕКСА
СРЕДА
СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЪЕКТ
(индивид, различные социальные группы людей)
СРЕДА
Рис.1. Структура культурно-досугового комплекса.
Для организации досуга данные субъекты могут образовывать между собой различные количественные и качественные сочетания. Например, государственные
специализированные культурно-досуговые структуры могут привлекать специализированные коммерческие фирмы по предоставлению развлекательных услуг для реализации социальных проектов, программ, конкурсов и др.
Деятельность субъекта является необходимым условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности может выступать уже как объект, на который направлена его (субъекта) деятельность.
В культурно-досуговом комплексе подобный объект - это индивид (человек), различные социальные группы людей, на которые направлена анимационная деятельность.
Субъект и объект не существуют сами по себе, они окружены средой.
Термин «среда» происходит от старофранцузского и переводится приблизительно, как окружать, следовательно, среда - это то, что окружает. (Оксфордский толковый словарь по психологии под редакцией А. Ребера, 2002).
В культурно-досуговом комплексе среда - это не только феномены (объекты и явления) социокультурного характера (созданные в результате хозяйственной деятельности человека), но и компоненты природы, используемые для организации досуга.
Анимационная деятельность предполагает взаимодействие указанных структурных компонентов. Что же будет являться предметом анимационной деятельности?
Предмет деятельности - это то, на что направлена деятельность субъекта. Предметом анимационной деятельности будут являться анимационные программы, анимационные мероприятия.
Для более эффективного воздействия на объект организации досуга создателям подобных программ и мероприятий необходимо учитывать особенности всех компонентов структуры культурно-досугового комплекса. Решению подобных задач может способствовать систематизация анимационных программ и мероприятий по различным признакам. Так (по [3], с изм. и доп.) можно предложить следующие классификации:
• классификация по масштабу: мероприятия регионального (местного), национального, международного и всемирного (глобального) уровней. Однако это разделение не постоянно, поскольку мелкие малозначимые мероприятия могут постепенно развиваться и переходить на более высокий уровень;
• классификация анимации по социальному составу участников: возрастному, гендерному, национальному;
• классификация анимации по месту проведения: в зонах рекреации, в санаторно-курортных учреждениях, в детско-юношеских лагерях, в развлекательных клубах, на семейных праздниках, в досуговых центрах, в игровых заведениях, на открытом пространстве, на специально оборудованных зрелищных местах и площадках - стадионе, ипподроме, летном поле, выделенном под авиа-шоу, в парках (зоопарках) и скверах, на городских улицах, в пунктах общественного питания - в кафе, баре, ресторане;
• классификация по числу участников - небольшая группа участников досуга (2-7 чел.); средняя группа (до 30 чел.); большая группа (30-100 чел.); сверхкрупная группа (более 100 чел.);
• классификация анимационных мероприятий по сложности организации и наличию технического оснащения: несложное мероприятие, не требующее особых условий и оборудования для реализации задуманного проекта (например, акваджим, пляжный волейбол, массовое разучивание танцев и т.п.); мероприятие, требующее оборудования для озвучивания и светотехнических эффектов действий отдыхающих (дискотека, посещение ресторана, аттракционов); сложное по структуре анимационное мероприятие, состоящее из нескольких мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом. Каждое из них собирает свою аудиторию (например, праздник на городских улицах - аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, выставки, демонстрирующие предметы искусства или продукцию, приобретение сувениров, еды, напитков и т. п.);
• классификация анимации по типу мероприятия: природно-рекреационный тип, санаторно-оздоровительный и туристский тип, спортивно-зрелищный тип, культурно-развивающий тип, зрелищно-развлекательный тип;
• классификация по видам анимационных программ: пикник на природе; общение с домашними и экзотическими животными и наблюдение за дикими животными;
зоотерапия; путешествия; специальные оздоровительные программы в игровой форме; непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями; спартакиады; исторический, культурный и музейный туризм - обращение к произведениям искусства; знакомство с историческими памятниками; посещение международных кинофестивалей, театрально-зрелищных мероприятий и др.); кинотуризм - путешествия по тем местам, где снимались любимые фильмы; событийный туризм -карнавалы, фестивали, шоу, праздничные гулянья и мероприятия; развлекательные мероприятия; шоу в помещениях; развлекательные жанры искусства; зрелищные виды художественной продукции, легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, бардовские вечера; жанровые композиции, анимационные мероприятия на городских улицах, в парках, в развлекательных центрах.
Таким образом, анимационная деятельность - это деятельность, направленная на удовлетворение релаксационно-оздоровительных, культурно-образовательных, культурно-творческих потребностей и интересов человека посредством совместного специфического процесса взаимодействия между ним и специалистом в сфере анимации.
Реализация потребностей и интересов участников анимационного процесса предполагает наличие культурно-досугового комплекса, в структуре которого главными составляющими компонентами являются: субъект организации досуга, объект, среда.
Анимационная деятельность осуществляется в результате совместного специфического процесса взаимодействия данных структурных компонентов. Предметом анимационной деятельности являются анимационные программы, анимационные мероприятия. Систематизация подобных программ и мероприятий, должна учитывать особенности структуры культурно-досугового комплекса, что в конечном итоге способствует достижению эффективных результатов в удовлетворении потребностей человека в досуге.
Литература
1. Драгтчевич-Шешич М. Культура / М. Драгтчевич-Шешич, Б. Стойкович. - Новосибирск, 2000. - С. 14.
2. Курило Л. В. Теория и практика анимации : Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации :учебное пособие / Л. В. Курило. - М. : Советский спорт, 2006. - 195 с.
3. Пядушкина И. И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / И. И. Пядушкина. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. - 192 с.
Анотаця. А.Б. Воронна Ан/'мацшна д/'яльнСть в компонентнй складовй культурно-дозвльного комплексу. В роботi розглянута ан1мац1йна дяльнсть як компонентна складова культурно-дозвтьно/ д1яльност1.
Ключовi слова: ан/'мац'я, ан1мац1йна д1яльнють, культурно-дозвльний комплекс.
Abstract. A. Voronina Animated activities in a component of the cultural-leisure complex. The article considers the animation activity as component of the cultural and leisure activities Keywords: animation, animation activities, cultural and leisure complex.
Поступила в редакцию 15.01.2013