УДК 74.20
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
© Р. Р. Фаткуллин
Филиал Уфимского государственного технического университета в г. Ишимбае Россия, г. Ишимбай, 453213, ул. Губкина, 15.
Тел.+ 7 (3476) 45 05 15.
Е-шаИ: Ы11уке11о@уа^ех. ги
В статье автора показано, что в условиях учреждений интернатного типа необходимо специально вести профориентационную работу с учащимися. Она обусловлена специфическими условиями: дети круглосуточно живут и учатся в интернате, оторваны от семьи. Поэтому подготовка их к выбору профессии является неотъемлимой частью учебного процесса.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, учреждения интернатного типа, особенности учреждений интернатного типа, профессии, профильное обучение, профориентационная работа.
Проблемы профессиональной ориентации подрастающего поколения отечественной наукой изучены достаточно глубоко.
Методологические и теоретические основы профессиональной ориентации рассматриваются в исследованиях А. П. Вояковского, П. П. Захарова, А. Д. Сазонова, В. Д. Симоненко, С. Т. Щацкого,
А. И. Щербакова, С. И. Чистяковой и др. Методические основы профориентации раскрыты в трудах Л. В. Ботяковой, А. Е. Голомштока, В. И. Журавлева, Л. А. Йовайши, Л. Л. Кондратьева, В. Ф. Сахарова, А. Д. Сазонова, В. Д. Симоненко, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой и др.
Психологическая сущность профессиональной оритентации раскрыта в исследованиях Б. Г. Анна-ньева, Л. И. Божович, К. Н. Гуревича, Е. Л. Климова, А. Г. Ковалева, Л. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой, П. А. Шави-ра, В. Д. Щадрикова и др.
Социально-экономические и философские аспекты подготовки подрастающего поколения к социально-профессиональному самоопределению
раскрыты в работах В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, И. С. Кона, А. В. Мудрика, А. К. Муте, И. А. Сасо-вой, В. И. Шубкина, В. Я. Ядова, М. А. Хациевой и др.
Целесообразность профориентации школьников и формирование долговременных личных профессиональных планов на основе развития профессиональных интересов, предпочтений и намерений изучают И. Н. Загорец Л. Ю. Ковалева, Э. Г. Кос-тяшкин, Н. Ф. Остапенко, М. П. Пальянов,
М. Н. Скаткин и др.
Проблема профориентации учащейся молодежи в инновационных учебных заведениях посвящены исследования Н. Э. Касаткиной, Т. И. Ша-лавиной, И. Д. Чечель.
Исследованию проблемы детей в условиях домов и школ-интернатов посвящены работы М. К. Бардышевской, Н. В. Дубровиной, П. П. Ивановой, Л. М. Митиной, В. С. Мухиной, М. А. Ха-циевой и др.
На основе анализа философской, психологопедагогической литературы и изучения опыта работы общеобразовательных школ были выявлены следующие противоречиями между:
- выбором профессии учащихся учреждений интернатного типа и потребностью организации соответствующей профориентационной работы с учащимися;
- потребностью общества в совершенствовании процесса формирования готовности учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих эффективность данного процесса.
С учётом состояния теории и практики в решении вопроса профориентационной работы с учащимися определена тема нашего исследования, которая требует исторического анализа и теоретического обобщения опыта прошлого.
Истории известно существование интернатных учреждений еще в древние времена, но большое распространение они получили в два последних столетия. Учебные заведения интернатного типа ведут свою историю от детских сиротских домов, домов приюта. Первые упоминания о заведениях такого типа датируются IV веком нашей эры (335 год, Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Так, в средневековой Англии образуются так называемые грамматические школы с интернатом для нуждающегося неимущего населения при монастырях и церковных центрах, которые изначально готовили будущих церковнослужителей. Но позднее они не только переименовываются в «public schools» (общественные школы с интернатом), но и приобретают более закрытый характер и полностью переориентируются. Они начинают готовить будущих государственных деятелей, превращаясь в интернаты для имущих.
В капиталистических странах рост интернатных детских учреждений был вызван обнищанием трудящихся масс или связанным с ним появлением на улице огромного количества детей, брошенных родителями или потерявших кормильцев. Интернаты для бедняков, обычно называемые приютами или воспитательными домами, являлись благотворительными или филантропическими учреждениями, имеющими убогое оборудование. Учебновоспитательная работа в них находилась обычно в запущенном состоянии и чаще всего носила «гос-
питальный» характер, в какой-то мере поддерживающий физические силы ребенка и мало помогающий его умственному развитию.
В России первые учреждения интернатного типа стали открываться в конце XVII - начале XVIII века (лицеи, приюты, училища). Первыми из них были школа математических и навигационных наук в Москве и Морская академия в Петербурге. Во второй половине XVIII столетия открылись кадетские корпуса, Институт благородных девиц в Смольном, Воспитательный Дом в Москве, частные дворянские пансионы и другие учреждения.
Воспитательное общество благородных девиц Смольного института положило начало женскому образованию в России. В 1764 г. Всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу каждый дворянин мог отдавать своих дочерей для воспитания в это учреждение.
Ведущее место среди школ интернатного типа принадлежало кадетским корпусам, в которых воспитывались сыновья дворян. Кадетский корпус заменял дворянам гимназию и университет. Корпус открывал дворянству широкие возможности для быстрого выдвижения в государстве, получения чинов и видных мест в управлении страной. В корпус принимались грамотные юноши от 13 до 17 лет. Следовательно, в одном классе могли находиться ученики со значительной разницей в возрасте и в своем развитии. Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный.
Одним из серьезных недостатков в работе кадетских корпусов и военных гимназий являлась перегрузка учащихся учебными занятиями, которая особенно стала проявляться с конца первой половины прошлого столетия. Попытки лучших учителей решить эту проблему не давали существенных результатов потому, что в кадетских корпусах преследовалась двоякая цель: дать общее и военное образование молодежи.
Таким образом, история данных учебных заведений показывает, что достижение поставленных перед ними задач сталкивалось со многими трудностями. Прежде всего, кадетские учреждения не имели подготовленного состава воспитателей. Обязанности их выполняли офицеры, часть которых с успехом занималась своими обязанностями, но основная масса сводила все усилия к поддержанию у юношей требований воинской дисциплины и ограничивалась военно-строевыми занятиями.
Идея общественного интернатного воспитания горячо поддерживалась многими работниками народного образования и в последующие годы (В. М. Познер, Д Лазуркина, Н. А. Полянский,
В. Г. Шульгин, Л. Г. Шапиро).
Знакомясь с педагогическим наследием А. С. Макаренко, мы можем увидеть, как происходит в нашей стране становление школ-колоний, школ-коммун.
Становление сети интернатных учреждений начиналось с решения организационно-педагогических проблем. Можно, утверждать, что перед дет-
скими школьными учреждениями интернатного типа в этот период стояли следующие задачи:
1) спасение детей от голодной, беспризорной жизни, т.е. решение проблемы сиротства;
2) получение образования детьми беднейших слоев населения;
3) ликвидация неграмотности;
4) подготовка детей к трудовой жизни.
Тогда же, в 20-е годы, формируются в нашей стране санаторно-лесные школы интернатного типа и специальные (коррекционные) школы-интернаты.
Детские интернатные учреждения являлись ведущими в решении целого ряда вопросов: спасения жизни детей, охвата их образованием, связи школы с жизнью, активизации методов обучения, трудового воспитания, организации коллектива, самоуправления учащихся и др. Они играли роль методических центров в своих районах и сделали немало полезного в деле распространения опыта, повышения квалификации учительства.
В ряде школ данного типа педагогический процесс протекал на демократических началах. Осуществлялись различные эксперименты, внедрялись новшества и др. Отмечалась повышенная активность детей, которая имела большие возможности для ее проявления в интернатных учреждениях.
Совершенно иная картина характеризует 30-е годы, когда наблюдалось отступление от демократических завоеваний предыдущего десятилетия, переход к авторитарному стилю управления, что не могло не коснуться школы.
В Республике Башкортостан становление и развитие сети учреждений интернатного типа не отличается от подобных российских. В 1918 году в городе Уфе открывается школа-коммуна III Коминтерна для детей-сирот и трудновоспитуемых детей. В 1921 году открываются школы-коммуны для детей колхозников и рабочих-подростков в городах Уфе (школа-интернат имени В. И. Ленина), Бирске, селе Языково (Благоварский район).
Во время голода 1921 года в Уфимскую губернию как наиболее обеспеченную продуктами питания вывозились дети из районов Поволжья. Тем самым в 1921 году наблюдается резкий рост школ-коммун. В 1920 году в городе Уфе Губздрав-отделом открывается лесная школа-интернат для детей с ослабленным здоровьем, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. В 1943 году открывается лесная школа-интернат в Белорецком районе. А в 1956 году в Стерлитамакском районе открывается санаторно-лесная школа-интернат для детей, страдающих заболеваниями нервной системы.
Но уже в 50-е годы, столкнувшись с проблемой перехода на всеобщее образование и политехническое образование, республика нуждается в средних школах и интернатах при них, для охвата учащихся 8-10 классов. Особая необходимость интернатов для БАССР диктуется обилием мелких населенных пунктов, слабой плотностью, разнонациональным составом населения и другими природно-географическими условиями. Насущная необходимость в интернатах обуславливается также
бурным развитием в республике нефтяной и лесной промышленности, которые создают все новые и новые производственные участки, промыслы, неизбежно приводящие к появлению новых небольших населенных пунктов.
Невозможность приближения средней школы к каждому из этих мелких поселков увеличивает потребности в интернатах. Таким образом, создание новых школ-интернатов в России было обусловлено доступностью для учащихся средней школы. В этих интернатах уже обучаются не дети-сироты, а дети из семей, чьи дома находятся в значительном отдалении от средней школы. В Башкортостане система образовательных учреждений интернатного типа представлена всеми видами данных учебных заведений, такими, как общеобразовательные школы-интернаты (лицеи, гимназии), санаторные общеобразовательные школы-интернаты, спортивные общеобразовательные школы-интернаты, художественные, музыкальные общеобразовательные школы-интернаты специальные (коррекционные) школы-интернаты представлены не только в крупных городах республики, но и в сельской местности. Наряду с детскими домами, общеобразовательными школами-интернатами в республике существуют специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Современные учреждения интернатного типа в стране стали создаваться с 1956 года и выполняют функции школьного и внешкольного воспитания детей.
Обновление социальных ориентиров, связанные с этим кардинальные преобразования во всех сферах российского общества, законодательное оформление в нашей стране системы демократиче-ски-вариативного образования (Закон РФ «Об образовании») обусловили возникновение в начале 90-х годов ХХ столетия разных видов образовательных учреждений интернатного типа (гимназий, лицеев и т.д.). Такие общеобразовательные учреждения способны гибко реагировать на изменение характера социального заказа, возрастание запросов тех или иных социальных и профессиональных групп, потребностей региональной социокультурной сферы в смысле воспитания свободных, ответственных, толерантных людей, ориентированных на активное социальное взаимодействие и готовых к самореализации в быстро меняющемся мире, нацеленных на обогащение интеллектуального и духовного потенциала общества. Эти учреждения отличаются некоторыми особенностями.
Так, лицей характеризуется как общеобразовательное учреждение с углубленным изучением предметов по определенному профилю, реализующее принцип непрерывного образования.
Таким образом, лицей-интернат является по-лифункциональным социально-педагогическим институтом и выполняет по отношению к своим воспитанникам наряду с образовательной функцией воспитательную и ряд других.
Условия детских учреждений интернатного типа специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.
Особенностями детских учреждений интернатного типа и свойственной им воспитательной системы являются: длительное совместное пребывание довольно значительно числа детей, ограниченный круг общения с учебно-воспитательным персоналом, дефицит интимно-личностного общения со взрослыми и сверстниками, отсутствие возможности обособления, уединения, формализованность большинства форм общения, частая смена педагогического персонала и недостаточный досмотр за детьми, недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей, безучастное и равнодушное отношение к детям, недостаток программ обучения и воспитания, компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи, недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения, переполненность групп, перегруженность педагогов бытовыми проблемами и др.; часто встречающиеся неудовлетворительные условия бытовых помещений, нехватка достаточной площади, необходимого количества мебели, канцелярских принадлежностей, учебного оборудования, соответствующего росту детей, не всегда достаточная освещенность рабочих мест, температура и влажность воздуха в помещениях, не всегда удовлетворительная организация питания детей. Причина большинства этих бед - общее недостаточное финансирование.
Анализ результатов позволил нам прийти к выводу, что необходима специально организованная профориентационная работа с учащимися. Цель такой работы - помочь учащимся к концу 11 класса определиться с выбором профессии или с областью будущей трудовой деятельности. Задачами для учителей являются:
1) создание педагогических условий для учащихся по профессиональному самоопределению (организация спецкурсов по востребованным учебным дисциплинам, консультация специалистов для учащихся по выбранным ими профессиям, встречи с людьми различных профессий, организация пред-профильного обучения и т.д.);
2) разработка программы по профориентационной работе;
3) мониторинг процесса профессионального самоопределения учащихся;
4) методическое обеспечение процесса профессионального самоопределения учащихся (изучение и применение различных методик, разработка материалов для бесед, дискуссий и др.).
По отношению к учащимся нами выделены следующие задачи, реализация которых требует целенаправленной, систематической профориентационной работы с учащимися:
1) формирование у учащихся учреждений интернатного типа интереса к различным профессиям, к трудовой деятельности;
2) развитие у учащихся устойчивых навыков к выполнению различных трудовых поручений;
3) вовлечение учащихся к занятиям по профориентационной работе;
4) моральная и психологическая поддержка учащихся в процессе их профессионального самоопределения.
Основными направлениями профориентационной работы являются такие направления, как учебная деятельность и внеучебная деятельность. В учебной работе основной формой профориентационной работы стала учебная информация в содержании каждого предмета и профильное обучение учащихся. Во внеучебной работе - консультации, классные часы, воспитательные мероприятия с привлечением специалистов из различных сфер деятельности, ярмарка учебных мест и т.д.
Ежегодно в конце учебного года нами проводился рейтинг мероприятий, помогающих в профессиональном самоопределении учащихся. 93% учащихся, учителей и воспитателей считают, что наиболее эффективная форма профориентации -ярмарка учебных мест.
78% учащихся считают эффективным трудовое обучение в школе; 67% - родительские собрания в школе по вопросам профориентации; 63% -профдиагностика и экскурсии; 48% - консультации специалистов; 37% - профстенды (профкабинеты); 26% - методическое обеспечение.
Таким образом, результаты экспериментального исследования по профориентационной работе с учащимися подтвердили нашу гипотезу: профессиональное самоопределение учащихся протекает эффективно, если в школе ведется целенаправленная, систематическая профориентационная работа.
Анализ опытно-экспериментальной работы позволил нам выделить четыре уровня сформиро-ванности профессионального самоопределения учащихся: высокий уровень оказался у 75.5%; достаточный уровень у 67%; средний уровень у 10.9%, низкий уровень - 2.3%.
Изменения в профессиональном самоопределении учащихся учреждений интернатного типа произошли действительно большие. На низком уровне остались всего 3% учащихся, когда на высоком уровне оказались в среднем 48.5% учащихся.
В заключение мы представим выводы.
1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы профориентационной работы с учащимися учреждений интернатного типа. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и требует дальнейшего теоретического осмысления. Подтверждена необходимость и возможность формирования профессионального само-
определения учащихся специально организованной профориентационной работой с ними.
2. Определено содержание понятий «профориентационная работа», «профдиагностика», «проф-просвещение», «профконсультация» на основе анализа и интеграции различных точек зрения.
3. Выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессионального самоопределения учащихся учреждений интернатного типа:
* комплексная диагностика интересов, склонностей, способностей учащихся;
* формирование знаний учащихся о мире и содержании профессионального труда, о необходимых практических умениях и личностных качествах, требуемых в выбранной ими профессии;
* профильное обучение в контексте среднего образования.
3. В исследовании были выделены уровни сформированности профессионального самоопределения учащихся: низкий, средний, достаточный, высокий. Каждый из указанных уровней наполнен содержанием, основными признаками, критериями и их показателями.
4. Разработана система профориентационной работы с учащимися учреждений интернатного типа, включающая профдиагностику, профпросве-щение и профконсультацию.
5. В процессе экспериментальной работы рабочая гипотеза подтвердилась. Было установлено, что процесс профессионального самоопределения учащихся учреждений интернатного типа будет осуществляться успешно, при условиях:
- профориентационная работа с учащимися будет организована с учетом особенностей учреждений интернатного типа;
- разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися учреждений интернатного типа;
- реализовать комплекс педагогических условий (профильное обучение в контексте среднего образования, внедрение системы профориентационной работы с учащимися, организация факультативных курсов по выбору, профдиагностика, профпросве-щение, профвыбор и др.);
- разработать и внедрить методические рекомендации по профориентационной работе с учащимися учреждений интернатного типа.
Поступила в редакцию 23.03.2007 г.