УДК 37.018.3
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
© Р. Р. Фаткуллин
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
E-mail litlyhello@yandex. ru
Содержание профориентационной работы по формированию готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии представляет собой комплекс их общетеоретических и специальных знаний, личных представлений о профессиях, совокупность умений, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности. В статье изложен практический опыт автора формирования готовности у старшеклассников к выбору профессии на научной основе.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии, критерии и показатели, учреждения интернатного типа, структурные компоненты.
Современный этап общественного развития характеризуется глубинными социальными изменениями, связанными, прежде всего, с обновлением системы ценностей. За несколько последних лет изменились смысловые значения общественнополитических отношений и структур, произошли существенные сдвиги в области культурных ориентаций. То, что представлялось ранее значимым и важным, перестало быть таковым в условиях ценностного кризиса, который проявляет себя как кризис рациональности. Целое поколение людей оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностям или не захотело принять их [1, с. 136]. В такой ситуации оказались специалисты во всех областях. Поэтому проблема профессионального самоопределения старшеклассников приобретает особую актуальность.
Структурными компонентами профессионального самоопределения учащихся мы выделили мотивационно-ценностный, личностный, волевой, операционный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент в
профессиональном самоопределении учащихся проявляется в гуманистической направленности личности.
Критериальными показателями его наличия явлются: осознание необходимости трудиться, личностное осмысление ценности труда, признание значимости своей профессиональной трудовой деятельности, принятие творческого характера профессиональной деятельности.
Личностный компонент формирования готовности к выбору профессии сводится к овладению совокупностью знаний о выбранной профессии, наличию представления о необходимых практических умениях данной профессии, организации обучения по овладению будущей специальностью; адекватной самолоценке личностью своих важных качеств, развитию индивидуального стиля принятия решений.
Критериальным показателем является наличие перечисленных знаний, их личностный смысл, аналитические и практические умения.
Операционный компонент формирования готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в выбранной профессии: конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские.
Их критериальными показателями служат:
• степень сформированности умений прогнозировать будущую профессиональную деятельность, моделировать всевозможные трудовые ситуации с учетом особенностей выбранной профессии;
• опора на положительное в трудовой деятельности.
Волевой компонент сводится к желанию овладеть любимой профессией, потребности к положительному эмоциональному настрою трудиться.
Критериальными его показателями являются: психологическая установка к овладению профессией, положительные эмоции, выражающие удовлетворенность от трудовой деятельности, стремление к преодолению препятствий на пути к овладению профессий.
Для выявления уровня сформированности готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии была использована комплексная методика с учетом каждого элемента [2, с. 6-22].
С целью корректировки, дополнения, уточнения данных использовались различные методики.
Применение комплексной методики дало возможность выявить и описать уровни сформированности готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии: низкий, средний, достаточный, высокий.
При этом к группе старшеклассников с высоким уровнем сформированности готовности к выбору профессии были отнесены учащиеся, у которых все перечисленные критериальные показатели наблюдаются
430
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
в наибольшем проявлении, т.е. сформированы представления о разных профессиях; осознается значимость профессиональной деятельности в жизни каждого человека и общества в целом; наблюдается устойчивый интерес к определенной профессии, имеется четкое представление о ней.
Ко второй группе старшеклассников с достаточным уровнем сформированности готовности к выбору профессии мы отнесли учащихся, имеющих в целом правильные представления о профессиях. Необходимость формирования готовности к выбору профессии старшеклассниками учреждений интернатного типа осознается недостаточно высоко.
К третьей группе старшеклассников со среднем уровнем сформированности готовности к выбору профессии относятся учащиеся, имеющие упрощенные представления о профессиях, о профессиональной деятельности. Их представления о будущей профессии носят неконкретный характер. У них недостаточные теоретические знания о профессиях, об их особенностях. Отсутствуют мотивационные требования к формированию готовности к выбору профессии. Тем не менее, ими признается необходимость трудиться во взрослой жизни.
К четвертой группе учащихся с низким уровнем готовности к профессиональному самоопределению относятся старшеклассники, которые не признают профессиональную деятельность как социальную ценность. Они не желают трудиться по окончании школы. Поверхностно их знание о профессиях. Интерес к овладению какой-либо профессией вообще отсутствует.
Таблица
Уровень профессионального самоопределения учащихся на констатирующем этапе эксперимента, %
Учебные Высокий Доста- точный Средний Низкий
годы уровень уровень уровень уровень
Белорецкий башкирский лицей-интернат
20032004 гг. 12 39 35 14
(52 чел.)
Башкирский муниципальный лицей-интернат .№ 3 г. Стерлитамака 20032004 гг. 21 25 49 5
(76 чел.)
В связи со сказанным, мы пришли к выводу, что необходима специально организованная работа по формированию готовности старшеклассников к выбору профессии. Цель такой работы - помочь учащимся к концу 11 класса определиться с выбором профессии или с областью будущей трудовой деятельности. Задачами для учителей являются:
1) создание педагогических условий для учащихся по формированию готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии: организация спецкурсов по востребованным учебным дисциплинам, консультация учащихся специалистами по выбранным ими профессиям, встречи с людьми различных профессий, организация предпрофильного обучения и т. д.;
2) разработка программы по формированию готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии;
3) мониторинг процесса формирования готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии;
4) методическое обеспечение процесса формирования готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии (изучение и применение различных методик, разработка материалов для бесед, дискуссий и др.).
По отношению к учащимся нами выделены следующие задачи, реализация которых требует целенаправленной, систематической работы по формированию готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии:
1) формирование у учащихся учреждений интернатного типа интереса к различным профессиям, к трудовой деятельности;
2) развитие у старшеклассников устойчивых навыков к выполнению различных трудовых поручений;
3) вовлечение учащихся в занятия по профориентационной работе;
4) моральная и психологическая поддержка учащихся в процессе их профессионального самоопределения.
Основными направлениями профориентационной работы являются учебная деятельность и внеучебная деятельность.
Педагогическими факторами формирования готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии являются профдиаг-ностика, создание специальных условий (в нашей ситуации - формирующий эксперимент) и др., в которые входят факультативные курсы, профильное обучение, классные часы, связь вузов со школами, ярмарка учебных мест и т.д.
а) Факультативные курсы. Для выработки у учащихся сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими способностями, возможностями и с учетом рынка труда, нами была разработана программа факультативных курсов. Достижение указанной цели предполагает последовательное решение целого ряда образовательных задач. Необходимо:
1) научить учащихся объективно выявлять специфику и уровень развития своих психических качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой деятельности человека.
2) ознакомить учащихся с основными этапами профориентационной работы.
3) вооружить старшеклассников с методами диагностирования своих интересов, способностей, профессиональных намерений при выборе профессии.
б) Следующей формой профориентационной работы является профильное обучение учащихся. В Концепции профильного обучения говорится о том, что реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор -предварительно самоопределиться в отношении
профилирующего направления собственной деятельности [3]. Выделим основные задачи профильной подготовки учащихся:
• подготовка ученика к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения;
• организация проб выбора;
• организация знакомства учащихся с миром профессий.
Исходя из действующих (БУП - 98) и экспериментальных учебных планов, базовый объем профильной подготовки определялся нами в объеме 102 часа, по 3 учебных часа в среднем на 34 учебные недели в году.
Примерно 2/3 времени, т.е. 2 часа в неделю, отводится специально организованным, краткосрочным курсам по выбору. Эти курсы ориентированы не только на то, чтобы расширить знания ученика по тому или иному предмету (образовательной области), но и на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
Анализ состояния и запросов рынка труда города с учетом образовательных интересов учащихся 10-11 классов позволил создать следующие профили обучения:
• гуманитарный (в нем выделяются: филологический, общественных наук и права, психологический, экономический, культурологический);
• естественно-научный (физико-математический, экономико-математический, биолого-химический, медицинский);
• технический профиль (компьютерное моделирование, курс пользователя ПК);
• другие профили (искусствоведческий, физкультурно-биологический, художественный, журналистики, театральный, кадетский, допрофес-сиональный: автодело, слесарный, швейный и т. п.).
К составлению курсов по профильному обучению мы с учителями экспериментальных школ использовали различные подходы.
в) Перспективными формами курсов по выбору могут быть дистанционные виды обучения -кейсовые, Интернет-обучение в режимах on-line, off-line и др. Функции учителя в таком случае смещаются в сторону менеджера образовательного процесса, консультанта по вопросам и затруднениям продвижения учащихся по индивидуальной образовательной траектории.
г) Следует отметить, что сотрудничество школ с вузами в последние годы получило широкое распространение в России. Вуз может воздействовать на профессиональную ориентацию школьников путем проведения викторин, олимпиад и научных конференций - как по предметам вступительных экзаменов, так и по основным профессиональным предметам
различных специальностей. Именно участие в олимпиадах позволяло учащимся глубже вникать в предметы, выходить за рамки школьных программ в поисках ответов на поставленные вопросы. Ежегодно, например, Башкирский государственный университет, Стерлитамакская государственная педагогическая академия, Белорецкий медицинский колледж организовывали выездные вступительные экзамены в Бело-рецкий башкирский лицей-интернат, проводили совместные научно-практические конференции для учащихся и олимпиады по восьми предметам: математике, физике, химии, русскому языку и литературе, башкирскому языку и литературе, истории, биологии. Подобный поиск повышает уровень самообразования, усиливает или гасит интерес к определенной области знаний. Проведение подобных мероприятий не является принципиально новым направлением в укреплении связи вуза и школ по профориентационной работе.
Опыт работы экспериментальных лицеев-интернатов показал действенность такого направления работы со школьниками, как олимпиады и научные конференции. Три года подряд в лицеях-интернатах для учащихся 10-11-х классов проводились научные конференции по теме «Молодежь познает тайны экономики», «Научные исследования учащихся - путь к профессиональному самоопределению». Для оценки научной деятельности учащихся в жюри был привлечен высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав двух вузов: Башкирского государственного университета, Стер-литамакской государственной педагогической академии. По результатам олимпиад и конференции участников, занявших первые места, жюри рекомендует принять их вне конкурса в соответствующие вузы
Связь с вузами также имеет такие формы, как посещение учащимися дней открытых дверей, проведение на факультетах вузов экскурсий для учащихся, организация спортивных соревнований между старшеклассниками и первокурсниками, организация на факультетах вузов консультационных пунктов для потенциальных абитуриентов и их родителей, размещение рекламных материалов вузов в школах и т. п.
По нашему мнению, профориентация учащихся нашей экспериментальной базы является важнейшим направлением, как вузов так и школ особенно в условиях жесткой конкуренции образовательных структур.
Таким образом, мероприятия, направленные на повышение действенности профориентационной работы и качества подготовки абитуриентов взаимообусловлены и должны объединяться в систему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валеева А. С. Вестник Башкирского университета. 2007. № 4. С. 136.
2. Касаткина Н. О. // Психологопедагогические основы непрерывного образования: Кемерово: Обл ИУУ, 1966. С. 6-22 .
3. Броневщук С. Г. Профильное обучение в школе: вопросы организации и содержания. (В помощь руководителям и учителям) М.: Дрофа, 2004. -220 с.
Поступила в редакцию 25.09.2007 г.