УДК 378.4 / 371(075.8) Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.39.06
А. Г. Михайлова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИХАЙЛОВА Алла Григорьевна - старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»;
Севастопольский государственный университет.
ул. Университетская 33, г. Севастополь, 299053, Россия.
e-mail: [email protected]
MIKHAYLOVA Alla G. - Sevastopol State University. Universitetskaya str. 33, Sevastopol, 299053, Russia. e-mail: [email protected]
Автором раскрыты методические аспекты организации процесса инклюзивного образования. Для этой цели проанализированы нормативные документы: «Декларация о правах инвалидов», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Саламанкская декларация», Федеральный закон (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и государственная программа РФ «Доступная среда». Рассмотрены эффективные стратегии, позволяющие сконструировать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей с учетом дефицитов развития и характеристик заболевания: включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общую образовательную систему; повышение мотивации к взаимодействию; контроль и изменение уровня поддержки. Определены основополагающие факторы в успешности процесса инклюзии с помощью SWOT анализа как метода оценки возможностей и угроз. Представлены специальные условия, обеспечиваемые в образовательном процессе и технологии для повышения мотивации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Отмечено, что соотношение внутренних факторов с внешними позволит запланировать будущие стратегии развития, без ограничения как профессионального, так и личностного развития. Проведенный анализ позволил определить возможности противостоять угрозам в условиях инклюзивного образования. Проведенное исследование позволяет дать рекомендации по регулированию вопросов образования лиц с ОВЗ, связанных с равным доступом для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, реализовать адаптированную образовательную программу для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить социальную адаптацию указанных лиц.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ; «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»; АДАПТАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ; МОТИВАЦИЯ; SWOT АНАЛИЗ; MOODLE LEARNING MANAGEMENT
Ссылка при цитировании: Михайлова А.Г. Организационно-педагогические условия повышения мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте инклюзивного образования // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 39. С. 67-77. Б01: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.39.06
Введение. Представители ряда международных организаций провели Всемирную конференцию по образованию для лиц с особыми потребностями, на которой призвали «действовать таким образом, чтобы образование для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно наиболее уязвимых и наиболее нуждающихся в нем» [1].
Важнейшие права и свободы лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отражены в законодательных Актах международного и регионального уровня: «Декларация о правах инвалидов», одобренная и утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года [2], «Всеобщая декларация прав человека» [3, www]. "Convention on the Rights of the Child" («Конвенция ООН о правах ребенка») имеет особое значение в защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная конвенция была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ключевые положения документа сводятся к требованиям с целью обеспечения детям права на развитие и активное участие в жизни общества [4]. Признание достоинства, а также равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и мира во всем мирев соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций. Также значимую роль для защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья на образование играет "The UNESCO Salamanca Statement" («Саламанкская декларация») [1]. В этом отчете образовательного агентства ООН содержится призыв к международному сообществу поддержать подход инклюзивных школ путем реализации практических и стратегических изменений. Подчеркнута важность приверженности образованию для
всех, необходимость и безотлагательность предоставления образования всем детям, молодежи и взрослым в рамках обычной системы образования как средство борьбы с дискриминационным отношением, построение инклюзивного доброжелательных общества и достижение образования для всех [1].
«Всеобщая декларация прав человека» является основой для международно-правовых документов в области защиты прав личности: "All human beings are born free and equal in dignity and rights. They are endowed with reason and conscience and should act towards one another in a spirit of brotherhood' [3, www], что подразумевает следующее: все люди имеют равные права и свободы. Они наделены разумом и совестью. По отношению друг к другу люди должны действовать в духе братства. В истории прав человека это один из наиболее значимых документов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ. Отмечен равный доступ для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для этого следует реализовать адаптированную образовательную программу для обучения лиц с ОВЗ и обеспечить коррекцию социальную адаптацию [5]. Именно поэтому мы рассматриваем адаптацию обучающихся с ОВЗ к новой образовательной среде в качестве основной проблемы работы.
В образовательных учреждениях должны создаваться специальные условия для обучения, воспитания и развития студентов с ОВЗ, включающие в себя использование специальных методов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, направленных на адаптацию лиц с ОВЗ к новой образовательной среде. Во-
просы повышения мотивации в условиях организации специальных условий для обучения приобретают особую актуальность для социальной адаптации обучающихся независимо от их физических, эмоциональных, социальных, интеллектуальных, языковых или других условий.
Внедрение в практику вуза идей инклюзивного образования дает возможность предоставить равные возможности получения образования студентам с ОВЗ при создании адаптационных условий обучения, что предполагает внедрение-различных моделей обучения, позволяющих максимально реализовать право обучающихся на получение адекватного их возможностям и способностям образования. «Для улучшения качества сотрудничества между обучающимися, необходимо создать больше возможностей для реализации творческого потенциала студентов (создание видеороликов, презентаций, групповые проектные задания, геймифи-кация процесса обучения)...» [6: 100].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросам инклюзивного образования было уделено немало внимания (А.А. Наумов [7], О.С. Мишина, Г.А. Романова, Т.В. Тимохи-на, О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова [8], Н.Н. Малофеев, О. С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова [9], Д.Ф. Рома-ненкова [10], Е.А. Мартынова [11], Е.Н. Ку-тепова [12], А.И. Ахулкова, Е.Г. Самарцева [13], ОН. Усанова [14], А.П. Сманцер, И.А. Югфельд [15], АС. Сунцова [12; 16], Ю.М. Эрц-Нафтульева [17] и др.).
В своей монографии И.Л. Федотенко, А.А. Яковлева, И.А. Югфельд представили результаты исследования по проблемам подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Знание возможностей и особенностей детей с различными проблемами в развитии, по мнению ученых, дает возможность соста-
вить индивидуальный образовательный маршрут и разработать продуктивную программу оказания поддержки [18].
Целью данного исследования является анализ организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ, определение основополагающих факторов для повышения мотивации в процессе инклюзии.
Важными аспектами успешности процесса инклюзии является понимание сути заболевания и выбор педагогических методов обучения. Поэтому были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать современные подходы к решению проблемы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ.
2. Рассмотреть характерные особенности обучающихся с ОВЗ, связанные с мо-тивационным аспектом.
3. Подобрать методы и технологии обучения, способствующие эффективному взаимодействию, развитию мотивации к успеху.
Методы исследования: раскрыты методические аспекты отечественного и аналогичного зарубежного опыта по проблеме инклюзивного образования. В данной работе применялись общенаучные приемы и методы обобщения, стилистического анализа и синтеза.
В образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, а именно условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование особых методов обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий влияют на результат.
Целью реализации государственной программы РФ «Доступная среда» является формирование условий для устранения барьеров во взаимоотношениях, а также беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сфере образова-
ния [19]. Анализ существующих подходов к организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ показал, что наиболее эффективным является акмеологический подход, который рассматривает человека как субъект совершенствования, что предусматривает свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов в новой среде [20]. «Взаимообусловленность уровня профессиональной деятельности педагога как субъекта образовательной практики и обучающегося как субъекта саморазвития давно доказано в акмеологии» [21: 90]. Поскольку современному инклюзивному образовательному учреждению нужен педагог - профессионал с устойчивой гуманной позицией, который владеет индивидуальными стратегиями обучения и умеет работать в команде, компетенции преподавателя выступают условием и средством развития компетенций его студентов [21].
Как показывает практика, в условиях перехода к обучению в вузе развитие личности является результатом вхождения в новую социальную среду посредством овладения ценностями, знаниями и навыками [20]. На фоне такого перехода есть вероятность возникновения стрессов и эмоциональных барьеров общения, что выражено в низком уровне мотивации к успеху, повышенном уровне мотивации к неудачам, низком уровне саморегуляции, конфликтности, затрудненной коммуникации, поскольку студенты оказываются «в совершенно новой и беспрецедентной позиции, вызывающей для многих из них беспокойство, неуверенность, психологические проблемы» [22: 25].
Процесс инклюзивного образования в вузе может способствовать психологическому и эмоциональному развитию личности, если продуктивные стратегии будут реализованы [23]. «Данный процесс должен быть ориентирован только на опыт,
доказавший свою эффективность и оказавший позитивное влияние на оформление инновационных технологий организации учебной деятельности в условиях любого вуза» [24: 20].
Эффективные стратегии инклюзии, которые следует применять в рамках обучения обучающихся с ОВЗ, позволяют сконструировать и реализовать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей с учетом дефицитов развития и характеристик заболевания [25].
Цель изучения внутренних ресурсов заключается в выявлении сильных и слабых сторон участников образовательного процесса. В свою очередь, анализ внешней среды представляет собой исследование возможностей и угроз для инклюзивного образования с учетом особенностей уже сформированной и реализуемой стратегии вуза. Другими словами, анализируется связь между текущими стратегиями и спецификой возможностей и угроз в инклюзивной образовательной среде. Таким образом, стратегический анализ позволяет выявить четкие приоритеты при выборе из имеющихся стратегических альтернатив дальнейшей реализации процесса инклюзии.
Одним из продуктивных способов преодоления ограничений и прогнозирования возможных путей решений проблем является SWOT анализ как метод оценки (табл. 1), который дает возможность установить сильные и слабые стороны в деятельности обучающихся с ОВЗ с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды (табл. 2).
SWOT анализ включает блоки: Strengths (S) - сильные (положительные характеристики), Weaknesses (W) - слабости (недостатки), Opportunities (O) - возможности применения, Threats (T) - угрозы (риски).
Таблица 1
SWOT анализ особенностей обучающихся с ОВЗ
Внутренние ресурсы Внешние факторы
Сильные стороны Возможности
Хорошая память, сохранный интеллект, визуальное восприятие Возможность успешно осваивать академический материал
Математические способности Применение Moodle learning management system, Mind Map, сказкотератии
Желание работать со сверстниками на одном уровне Применение коррекционно-развивающих технологий, психологическая и эмоциональная поддержка
Слабые стороны Угрозы
Инклюзивная среда обучения - среда, в которой сенсорные особенности обучающихся с ОВЗ могут не найти поддержки Сенсорные проблемы связаны с трудностями координации движений, что ведет к неудачам. Отсутствие мотивации к успеху, сотрудничеству
Большое количество студентов в группе и небольшое пространство могут усилить желание избежать контактов Реакция на контакты, чувствительность к громким звукам, шуму приводит к, отказу выполнять задания
SWOT анализ дает возможность сосредоточиться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать выявленных угроз и пользоваться существующими возможностями. По итогам SWOT мы обозначили проблемы в работе с обучающимися с ОВЗ. Для устранения слабых сторон необходимо применение способов и средств организации педагогического процесса в условиях оформления инклюзивной образовательной среды.
На основании положения № 02/08-307 от 06.12.2017 об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, а также плана мероприятий («Дорожной карты») на 2016-2030 гг. «Севастопольский государственный университет» обеспечивает безбарьерное пространство, комплексный подход в организации доступной среды, морально-этические аспекты общения с людьми с ОВЗ.
Для организации эффективной системы психолого-педагогического сопровождения
инклюзивной практики в образовательном учреждении соблюдаются условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. В университете формируется профессиональная и социокультурная среда, способствующая формированию готовности всех участников образовательного процесса к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Основополагающими факторами организации педагогического процесса в условиях оформления инклюзивной образовательной среды являются следующие: повышение квалификации преподавателей в области инклюзивного образования; реализация программ освоения дисциплин; тьюторское сопровождение студентов с ОВЗ; применение адаптационных и вспомогательных технологий (табл. 2). Для осуществления индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ОВЗ используется такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студентов.
Таблица 2
Адаптационные технологии, применяемые в процессе инклюзивного образования
Лица с ОВЗ Специальные условия Адаптационные и вспомогательные технологии
Студенты с нарушениями зрения предоставление контента в электронном текстовом формате, позволяющем переводить информацию плоскопечатную в аудиальную или тактильную форму; озвучивание визуальной информации; применение инструментов «лупа»; использование индивидуальных устройств и средств, позволяющих адаптировать материалы; возможность предкурсово-го ознакомления с материалом; увеличенный по размеру шрифт и графические объекты в мультимедийных презентациях; особый речевой режим преподавания; увеличение методов социальной стимуляции (обращение внимания, групповые задания и др.); исключение заданий, требующих активного использования зрительной памяти и внимания технологии здоровьесбережения: применение интерактивных досок с функцией «прожектора» и «лупы»; соблюдение требований к экранному тексту; технологии озвучивания текста: применение компьютерных программ с возможностью озвучивать плоскопечатную информацию; технологии дистанционного обучения: корпоративный образовательный портал; технологии индивидуализации обучения: применение индивидуальных устройств и средств, ПК
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата применение особого программного обеспечения, использование оборудования, позволяющего компенсировать двигательное нарушение (коляски, ходунки, трости и др.) ;использование индивидуальных устройств и средств (подставки, специальные подушки и др.); использование для иллюстрации примеров; предкурсовое ознакомление с содержанием материала; опора на определенные и точные понятия; разделение материала на небольшие логические блоки; методы социальной стимуляции; беспрепятственный доступ в помещения ИКТ технологии: применение ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств; технологии здоро-вьесбережения: соблюдение ортопедического режима; технологии индивидуализации обучения: возможностьп рименения индивидуальных устройств и средств; технологии дистанционного обучения: образовательный портал
Студенты с нарушениями речи использование индивидуальных устройств и средств, позволяющих осуществлять приём и передачу информации; применение письменных и устных средств коммуникации при работе в группе; наглядное сопровождение материала; вербальный материал, таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий; опережающее чтение, т. е. студенты заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые слова; соотношение вербального и графического материала; сочетание всех видов речевой деятельности активизация речевой деятельности: использование различных видов коммуникации, соблюдение режима слу-хо-зрительного восприятия речи; технологии индивидуализации обучения: применение ПК, индивидуальных устройств, предоставление дополнительных консультаций; дистанционное обучение; технологии визуализации: дублирование аудиальной информации зрительной
Студенты с нарушениями слуха образовательный контент в текстовом электронном формате, позволяющий переводить аудиальную форму занятия в плоскопечатную; вербальный материал, таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий; использование индивидуальных звукоусиливающих устройств и сурдотехнических средств; взаимообратный перевод текстов и аудиофайлов (специальный блокнотдля речевого ввода); индивидуальный речевой режим работы (отказ от сложныхпредложе-ний, артикуляция); четкость изложения без лишних слов; зрительный контакт и медленный темп речи, разбивка текста; выделение опорных смысловых пунктов; использование наглядных средств технологии активизации речевой деятельности: режим слухо-зрительного восприятия речи; активизация всех видов словесной речи (устная, письменная); технологии визуализации: дублирование аудиальной информации зрительной; технологии перевода устной речи в письменную: программа «коммуникатор», компьютерный синтезатор речи; технологии дистанционного обучения
Соотношение внутренних факторов с внешними позволит запланировать будущие стратегии развития, без ограничения как профессионального, так и личностного развития. Проанализировав характерные особенности обучающихся с ОВЗ, специальные условия обучения, определили наиболее эффективные инновационные технологии, повышающие уровень мотивации к успеху:
- поскольку некоторые студенты с ОВЗ имеют хорошую память, визуальное восприятие, сохранный интеллект, это дает возможность успешно осваивать академический материал. При введении нового материала можно использовать схемы, таблицы, Mind Map. Также рекомендуем применение сказкотерапии, нацеленной на развитие самосознания и обеспечивающей взаимопонимание между окружающим миром и усвоение необходимых моделей поведения. Сказкотерапия успешно применяется в индивидуальной и групповой терапии.
- большинство студентов с ОВЗ преуспевает в математике. Для изучения многих дисциплин будет эффективным применение информационных технологий (Moodle learning management system, Anime Studio - программное обеспечение для создания векторной 2D анимации и графики) [26]. «Также преподаватели могут проводить вебинары с использованием демонстрационных материалов или размещать уже готовые записи видеоконтента на образовательном портале университета» [6: 93].
Таким образом, реализация предложенных технологий позволяет сконструировать и реализовать процесс инклюзии на основе индивидуальных способностей, учитывая характеристики заболевания [17]. Применение акмеологического подхода к образовательному процессу будет целесообразным, поскольку «именно акмеология
призвана изучать закономерности индивидных и личностных достижений у развивающейся личности, как субъекта деятельности» [27: 152], причем субъектность определяет возможности человека. Взаимообусловленность профессионального уровня преподавателя как субъекта образовательной деятельности и обучающегося как субъекта саморазвития доказано в акмеоло-гии. «Моделирование мотиваций происходит через вторичные потребности - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию» [27: 152] в ходе познания и обретения жизненного опыта. «Грамотно разработанные компетенции в образовательном процессе - это основа развития будущих профессионалов» [28: 103].
Выводы. Процесс обучения в инклюзивной среде - приобретение обучающимися с ОВЗ академических навыков. Методическими подходами инклюзии могут быть: организация обучающей среды, структурализация учебной деятельности и реализации адаптированных образовательных программ [29]; обучение основным навыкам, использование поощрений, моделирующих подсказок для приобретения навыков проявления инициативы; включение обучающихся с ОВЗ в общую образовательную систему с целью повышения уровня речевых и коммуникативных навыков, социализации и интеллектуального уровня; оказание специализированной помощи; повышение мотивации к взаимодействию, сотрудничеству; контроль уровня предоставляемого сопровождения, который должен варьироваться сучетом тяжести диагностических симптомов в развитии обучающихся с ОВЗ.
Перспективы дальнейших исследований представляют стратегии создания эффективной развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях изучения иностранного языка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. The UNESCO Salamanca Statement. URL: http://www.csie.org.uk/inclusion/unesco-salamanca. shtml (date of access: 14.12.2020)
2. Declaration on the Rights of Disabled Persons. UN. General Assembly (30th sess: 1975-1976) URL: https://digitallibrary.un.org/record/189608 (date of access: 13.12.2020)
3. Universal Declaration of Human Rights. URL: https://clck.ru/URcim (date of access: 13.12.2020)
4. Convention on the Rights of the Child. Human Rights Office of the High Commissioner.URL: https://clck.ru/Yw6be (дата обращения: 20.12.2020)
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://clck.ru/C7fwL (дата обращения: 13.12.2020).
6. Курышева Д. Д., Мещанова Д. Д., Шерги-на В.Д. Анализ готовности студентов и преподавателей к учебному сотрудничеству в условиях дистанционного обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9.№ 35.C. 91-103. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.35.09
7. Наумов А.А. Современные проблемы готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в России и за рубежом // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-1. С. 110-114. ISSN: 2308-7218eISSN: 2308-717X
8. Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ.конф. «Инклюзивное образование: теория и практика», Орехово-Зуево, 14 июня 2019 г. /отв. ред. О.С. Мишина, Г.А. Романова, Т.В. Тимохина, О.С. Кузьмина, Т. Ю. Четверикова - Орехово-Зуево: 2019. - 309 с. ISBN: 978-5-87471-354-6
9. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Вестник практической психологии образования.2011.№1 (26). С. 22-29. eISSN: 2658-3100
10. Романенкова Д.Ф. Дидактические условия дистанционного обучения студентов-инвалидов: дисс.... канд. пед. наук. -13.00.01. - Челябинск, 2004. - 192 с.
11. Мартынова Е.А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: дисс...д-ра пед. наук -13.00.01. - Челябинск, 2003. - 346 с.
12. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2(71). С. 105-110. ISSN: 1994-0637
13. Ахулкова А.И., Самарцева Е.Г. Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 2(91). С. 153-158.
14. Усанова О.Н. Социально-психологический контекст инклюзивного образования // Специальное образование .2021.№ 1(61).С .85-99.DOI 10.12345/1999-6993_2021_01_07.
15. Сманцер А.П., Федотенко И.Л., Югфельд И.А. Теоретические и методологические основы инклюзивного образования // Российский научный журнал. 2013. № 5(36). С. 104-110.ISSN: 1995-4417
16. Сунцова А.С. Педагогические условия применения дистанционных технологий при обучении студентов с особыми образовательными потребностями // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 75. С. 104-109. DOI 10.37313/2413-9645-2020-22-75-104-109.
17. Эрц-Нафтульева Ю.М. Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную систему: обзор целей и стратегий. URL: https://neu ronews.com.ua/ru/archive/2012/9%2844%29/article-723/inklyuziya-detey-s-autizmom-v-obshcheobrazov atelnuyu-sistemu-obzor-celey-i-strategiy#gsc.tab=0 (дата обращения: 10.12.2020).
18. Федотенко И.Л., Яковлева А.А., Югфельд И.А. Педагогика и психология инклюзивного образования: монография. - Тула: Тульский полиграфист, 2015. - 209 с. - ISBN 978-5-88422-606-7.
19. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федера-
ции "Доступная среда"» URL: https://clck.ru /Yw76t (дата обращения: 13.12.2020)
20. Михайлова А.Г., Бессонова Т.И., Коко-дей Т.А., Строкина С.П. Организация инклюзивного образования для студентов с расстройствами аутистического спектра // Гуманитарно-педагогическое образование.2020.Т. 6. № 3-4. С. 144 -149. ISSN: 2413-1180
21. Тюнин А.И., Корнеев Д.Н., Семченко А А. Инклюзивное образование в профессиональном образовании: теория и практика: монография - Челябинск: 2021. - 218 с. ISBN: 978-5-93162-458-7
22. Воздвиженская А.В., Королева Н.Г., Липатова Е.Г. Анализ практики перехода на дистанционное обучение: психологические и методологические аспекты // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 34. С. 24-32. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 22278591.34.02
23. Mikhaylova A. G., Kokodey T. A., Kolesni-
kov A.M. Providing accessibility of task in the process of foreign language learning in the context of inclusive education //Актуальные проблемы экономики и управления. 2021. №3 (31). С. 82-88. ISSN: 2409-0778
24. Онищенко Э.В. Традиции и новации в развитии современной высшей школы: интеграция или оппозиция? // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 21. С. 1825. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.21.2
25. Csongor A., Hambuch A., Németh T.,
Hild G. The Motives and Benefits of Peer Teaching for Medical Students in Language Classes. Teaching Methodology in Higher Education. 2020. Vol. 9. No 34. P. 42-52. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.34.04
26. Михайлова А.Г., Кокодей Т.А., Строкина С.П., Кира Р. В. Изучение иностранного языка в контексте инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2020. Т. 6. № 1. С.124-131. ISSN: 2413-1180
27. Михайлова А.Г., Бессонова Т.И., Кокодей Т.А., Ерина И.А. Повышение мотивации обучающихся с расстройствами аутистического спектра с помощью обучающей среды Moodle // Гуманитарно-педагогическое образование. 2020. Т. 6. № 3-4. С.150-154. ISSN: 2413-1180
28. Колоскова Г.А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. C. 99-106 DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.08
29. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 122-134. ISSN: 1999-6993
REFERENCES
1. The UNESCO Salamanca Statement. URL: http://www.csie.org.uk/inclusion/unesco-salamanca. shtml (date of access: 14.12.2020)
2. Declaration on the Rights of Disabled Persons .UN. General Assembly (30th sess: 1975-1976) URL: https://digitallibrary.un.org/record/189608 (date of access: 13.12.2020)
3. Universal Declaration of Human Rights. URL: https://clck.ru/Yw6aV (date of access: 13.12.2020)
4. Convention on the Rights of the Child.Human Rights Office of the High Commissioner. URL: https://clck.ru/Yw6be (date of access: 20.12.2020)
5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyayaredakciya). [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. December 29, 2012 N 273-FZ (last edition) URL: https://clck.ru/C7fwL (date of access: 12/13/2020)
6. Kurysheva D.D., Metshanova D.D., Shergina V.D. Analysis of the preparedness of students and teachers for collaborative learning in the context of distance learning. Teaching Methods in Higher Education. 2020.Vol. 9. No 35. P. 91-103 DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.35.09
7. Naumov A.A.(2017). Modern problems of teachers' readiness to implement inclusive education in Russia and abroad. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series 1. Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 2-1. P. 110-114.
8. Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriyaipraktika (2019). [Inclusive education: theory and practice]: materials of the IV International scientific and practical conference / ed. O.S. Mishina,G. A.
Romanova, T.V. Timokhina, O.S. Kuzmina, T.Yu. Chetverikova. Orekhovo-Zuevo: 309 p.
9. Malofeev N.N., Nikolskaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. (2011).
Development of a special federal state educational standard for children with disabilities: the main provisions of the concept. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya [Bulletin of practical psychology of education] No. 1 (26). P. 22-29.
10. Romanenkova D.F. (2004). Didakticheskie usloviya distancionnogo obucheniya studentov-invalidov: dissertation for the Candidate Degree of pedagogical sciences. - 13.00.01. - Chelyabinsk.192 p.
11. Martynova E.A. (2003). Teoreticheskie osnovy postroeniya i funkcionirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya dlya lic s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami [Theoretical foundations of the construction and functioning of the higher education system for persons with disabilities]: dissertation for Doctor Degree of pedagogical sciences - 13.00.01. - Chelyabinsk. 346 p.
12. Kutepova E. N. Suntsova A. S. (2016). Theoretical analysis of the problem of inclusive education in modern scientific research. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University]. No. 2 (71). P. 105-110. ISSN: 1994-0637
13. Akhulkova A.I., Samartseva E.G. (2021). Inclusive education as a social and pedagogical phenomenon Inklyuzivnoe obrazovanie kak social'no-pedagogicheskij fenomen. Uchenye zapiski Oryol State University [Scientific notes of the Oryol State University]. No. 2 (91). P. 153-158.
14. Usanova O.N. (2021). Socio-psychological context of inclusive education. Special'noe obrazovanie [Special education]. No. 1 (61). P. 85-99. DOI 10.12345 / 1999-6993_2021_01_07.
15. Smantser A.P., Fedotenko I.L., YugfeldI. A. (2013). Theoretical and methodological foundations of inclusive education. Rossijskij nauchnyj zhurnal. [Russian scientific journal]. No. 5 (36). P. 104-110.
16. Suntsova A.S. (2020). Pedagogical conditions for the use of distance technologies in teaching students with special educational needs. Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskienauki. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskienauki. [Social, humanitarian, biomedical sciences]. No. 75. P.
104-109. DOI 10.37313 / 2413-9645-2020-22-75104-109.
17. Erts-Naftuleva Yu.M. Inklyuziyadetej s autizmom v obshcheobrazovatel'nuyu sistemu: obzor celej i strategij [Inclusion of children with autism in the general education system: a review of goals and strategies] URL: https://neuronews.com.ua/ru/archive /2012/9%2844%29/article-723/inklyuziya-detey-s-aut izmom-v-%20obshcheobrazovatelnuyu-sistemu-obz or-celey-i-strategiy%20#%20gsc.tab%20=%200 (date of accessed: 10.12. 2020)
18. Fedotenko I.L.,Yakovleva A.A., Yugfeld I.A. (2015). Pedagogika i psihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya [Pedagogy and psychology of inclusive education: monograph]. Tula: Tula polygraphist. 209 p. ISBN 978-5-88422-606-7.
19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 marta 2019 g. No. 363 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmyRossijskoj Federacii 'Dostupnaya sreda' [Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 No. 363 "On approval of the state program of the Russian Federation"'Accessible Environment'"]. URL: https://clck.ru/Yw76t (date of access: 12.12.2020).
20. Mikhaylova A.G., Bessonova T.I., Kokodey T.A., Strokina S.P. (2020). Inclusive education organization for students with autism spectrum disorders. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. [Humanities and pedagogical education]. vol. 6, no. 3, pp. 144-149.
21. Tyunin A.I. Korneev D.N., Semchenko A.A. (2021). Inklyuzivnoe obrazovanie v professional'nom obrazovanii: teoriyaipraktika [Inclusive education in vocational education: theory and practice]: monograph. Chelyabinsk: 218 p. ISBN: 978-593162-458-7
22. Vozdvizhenskaya A.V., Koroleva N.G., Lipatova E.G. Analysis of transition to a totally remote classroom: psychological and methodological aspects. Teaching Methodology in Higher Education. 2020. Vol. 9. No 34. P. 24-32. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.34.02
23. Mikhaylova A.G., Kokodey T.A., Kolesnikov A.M. (2021). Providing accessibility of task in the process of foreign language learning in the context of inclusive education. Aktual'nye problem ekonomiki i upravleniya. [Actual problems of economics and management .n. 3 (31). P. 82-88.
24. Onishchenko E.V. Traditions and innovations in development of modern higher
education: integration or opposition? Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 21. P. 18-25. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.21.2
25. Csongor A., Hambuch A., Nemeth T., Hild G. The Motives and Benefits of Peer Teaching for Medical Students in Language Classes. Teaching Methodology in Higher Education. 2020. Vol. 9. No 34. P. 42-52. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.34.04
26. Mikhaylova A.G., Kokodey T.A., Strokina S.P., Kira R.V. (2020). Learning a foreign language in the context of inclusive education. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. [Humanities and pedagogical education]. vol. 6, no. 1. P. 124-131.
27. Mikhaylova A.G., Bessonova T.I., Kokodey T.A., Erina I.A. (2020). Increasing the
motivation of students with autism spectrum disorders using the Moodle Learning Environment Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. [Humanities and pedagogical education]. vol. 6. no. 3, P. 150-154.
28. Koloskova G.A. Digital educational environment and its role in the formation of professional competencies of students. Teaching Methods in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 37. P. 99-106. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 22278591.37.08
29. Martynova E.A., Romanenkova D.F. (2016). Principles of development and implementation of adapted educational programs for vocational education and a review analysis of their implementation in universities and colleges in Russia. Special'noe obrazovanie [Special education]. No. 2 (42). P. 122-134.
Mikhaylova Alla G. Organizational and pedagogical conditions for motivation increase of students with disabilities in the context of inclusive education. The author presents the methodological aspects of inclusive education organization. For this purpose, the following regulatory documents have been analyzed: "Declaration on the Rights of Persons with Disabilities", "Universal Declaration of Human Rights", "Convention on the Rights of the Child", "The UNESCO Salamanca Statement", Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FL and the State Program of the Russian Federation" Accessible Environment". The article considers effective strategies that make it possible to design the process of inclusion based on individual abilities, taking into account developmental deficits and characteristics of the disease: inclusion of students with disabilities in the educational system; increasing motivation to interact; monitoring and changing the level of support. The fundamental factors in the success of the inclusion process were determined using SWOT analysis as a method for assessing opportunities and threats. The special conditions provided in the educational process and technologies for increasing the motivation of students with disabilities are presented. It is noted that the ratio of internal and external factors provide future development strategies planning, including both professional and personal development. The analysis made it possible to determine the possibilities to predict threats in the conditions of inclusive education. The study provides the recommendations on regulating the issues of persons with disabilities education related to equal access for all students, taking into account the variety of special educational needs and individual opportunities, and, thus, to implement an adapted educational program for training persons with disabilities and ensure their social adaptation.
STUDENTS WITH DISABILITIES; "ACCESSIBLE ENVIRONMENT"; ADAPTATION CONDITIONS; MOTIVATION; SWOT ANALYSIS; MOODLE LEARNING MANAGEMENT
Статья поступила в редакцию 20.11.2021; одобрена после рецензирования 05.12.2021 принята к публикации 28.12.2021.
The article was submitted 20.11.2021; approved after reviewing 05.12.2021; accepted for publication 28.12.2021
Citation: Mikhaylova A.G. Organizational and pedagogical conditions for motivation increase of students with disabilities in the context of inclusive education. Teaching Methodology in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 39. P. 67-77. DOI: f0.f8720/HUM/ISSN 2227-8591.39.06
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021