Дополнительное образование
УДК 371.38
Организационно-педагогические условия использования симуляционных технологий в развитии коммуникативной компетентности медицинских сестер
Organizational and Pedagogical Conditions for Applying Simulation Technology in the Development of Communicative Competence in Nursing
Лашина Г.В., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, lgv26@mail. ru
Дорофеев А.В., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, [email protected]
Lashina G., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, [email protected] Dorofeev A., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.028
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, коммуникативная компетентность, симуляционные технологии, последипломное образование, медицинские сестры, навыки общения.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, communicative competency, simulation technology, postgraduate education, nurses, communication skills.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения организационно-педагогических условий, в которых возможно максимальное развитие коммуникативных навыков, высокого уровня эмпатии медицинских сестер на этапе последипломного образования. Проблема общения медицинских работников и пациентов на сегодняшний день является одним из острых и обсуждаемых тем общества. Недопонимание, конфликтные ситуации вполне могли бы разрешиться на фазе их контакта. Требуется создание условий для медицинских специалистов, способствующих их профессиональному росту и саморазвитию посредством непрерывного медицинского обучения коммуникативным компетенциям. Цель статьи заключается в описании исследования по оценке эффективности комплекса организационно-педагогических условий развития коммуникативных компетенций медицинских сестер с использованием симуляционных технологий. Доказано, что выявленный авторами комплекс организационно-педагогических условий обеспечивает развитие коммуникативной компетентности, достоверно повышает качество коммуникативной подготовки слушателей. Статья предназначена для специалистов в области медицинской педагогики, исследователей, педагогов-практиков дополнительного профессионального образования.
Abstract. The present research article details the study of organizational and pedagogical conditions providing highest possible development of communication skills, a high level of empathy of nurses at the stage of postgraduate education. The problem of communication between medical workers and patients is one of actual, and hotly debated issues today. Misunderstanding or conflict situations could well be resolved at the phase of their contact. Thus, creation of conditions for medical specialists contributing to their professional growth and self-development through continuous medical training in communicative competencies is required. The goal of the article is to describe the study on evaluating the effectiveness of a set of organizational and pedagogical conditions for the development of communicative competency in nursing applying simulation technology. The set of organizational and pedagogical conditions discussed by the authors proved to ensure development of communicative competency, to significantly improve the quality of communicative training of students. The article is intended for specialists in the field of medical pedagogy, researchers, and practitioners of additional professional education.
Введение. В последнее время в медицинских научных кругах активно обсуждаются вопросы, касающиеся организации условий обучения медицинских специалистов коммуникативным навыкам в симулированных условиях, максимально приближающие образовательный процесс к специальности. В большинстве случаев затрагиваются проблемы симуляционного обучения высшего медицинского образования и, следствием этого, объектом исследований становятся студенты ВУЗов. В Паспорте Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы
здравоохранения квалифицированными кадрами» обозначена задача создания аккредитационно-симуляционных центров подведомственных образовательных организаций Минздраву России и оснащение, дооснащение их симуляционным оборудованием из федерального бюджета. Региональные автономные учреждения дополнительного профессионального
образования для специалистов среднего звена, к сожалению, не входят в перечень организаций, указанных в Паспорте и вынуждены создавать, развивать и поддерживать центр аккредитации и симуляционного обучения своими силами и средствами.
Спорным остается вопрос - одинаковые ли организационно-педагогические условия
формирования и развития коммуникативных навыков в симуляционном обучении должны быть у специалистов с высшим и средним медицинским образованием? В России, где проблемы общения врача и пациента обсуждаются достаточно давно и активно, в медицинском образовательном сообществе не было предпринято достаточно согласованных усилий для преподавания этих навыков и их оценки.
Изменения, происходящие в системе образования России, в условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг соответствующим образом отражаются и в сфере дополнительного профессионального
образования в сфере здравоохранения. Требуется постоянно внедрять передовой педагогический опыт в практико-ориентированные программы; разрабатывать, поддерживать и развивать симуляционные технологии, методологические подходы организации симуляционных тренингов, проводить подбор и обучение педагогических кадров.
Для учреждений дополнительного профессионального образования важным является определение организационно-
педагогических условий с учетом внедрения новых, симуляционных технологий в образовательный процесс.
Анализ научно-педагогических источников показывает, что единой конвенционально принятой дефиниции понятия организационно-педагогические условия не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях [1].
По мнению Н.Н. Двуличанской, организационно-педагогические условия - это совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающая успешное решение поставленных дидактических задач [2].
По Е.И. Козыревой организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [3]. В.А. Беликов предлагает рассматривать
организационно - педагогические условия, как совокупность возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [4]. А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко под организационно-педагогическими условиями понимают характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы. [2]. Согласно точке зрения М.В. Зверевой, педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание,
организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [5].
В системе дополнительного
профессионального образования, с нашей точки зрения, предложенный комплекс педагогических условий А.В. Качаловым может быть направлен на достижение цели исследования, развития коммуникативной компетенции медицинских сестер средствами симуляционных технологий, и определяется как эффективное развитие самостоятельности слушателей с созданием комфортной образовательной среды, рефлексивной самоорганизации
самостоятельности и включенности слушателей в симуляционный тренинг.
Одной из важных составляющих профессиональной компетенции медицинской сестры является коммуникативная
компетентность, которая определяет место человека, как личности в профессиональном сообществе, способная устанавливать и поддерживать конструктивный контакт с пациентами с целью проведения успешного лечения и профилактических бесед.
Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности выполняет три функции: констатирующую (обмен
информацией), интерактивную (организация взаимодействия) и перцептивную (восприятие и формирование образа другого человека для установления взаимодействия) [6].
Готовность медицинского работника к профессиональной деятельности во многом зависит от коммуникации. Эффективная коммуникация значительно повышает:
- точность, результативность, умение поддержать;
- воздействие на здоровье пациента;
- удовлетворенность пациента и медицинского работника [7].
Новые педагогические инновационные технологии дают возможность повысить эффективность и результативность обучения практикующих медицинских сестер с позиции формирования единого симуляционного пространства образовательного учреждения. Для того чтобы закрепить уже имеющиеся знания и приступить к отработке навыков и умений задействуются симуляционные технологии, являющиеся предварительным этапом профессиональной среды. Для специалистов последипломного образования для развития коммуникативных навыков недостаточно только лекций и вебинаров. Требуется воссоздание реальной рабочей среды - симуляции общения медицинской среды с пациентом при помощи симуляционных технологий, таких как симулированный пациент, ролевые игры, компьютерное моделирование и симулированные роботы. Учитывая, что компьютерное моделирование и симулированные роботы достаточно дорогое оборудование, то наиболее приемлемым и доступным в условиях последипломного образования является использование симуляции с участием человека, к которой относится симулированный пациент.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось методом
педагогического эксперимента на базе Центра аккредитации и симуляционного обучения Государственного автономного учреждения
дополнительного профессионального
образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации». Всего в исследовании приняло участие 124 слушателя цикла повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело», все лица женского пола в возрасте от 20 до 66 лет.
Методологической основой исследования является развитие коммуникативной
компетенции медицинских сестер средствами симуляционных технологий с позиций компетентностного, личностно-
ориентированного, субъектно-деятельностного подходов.
Исследование основывалось на применении демократического стиля управления и позиции андрагогической модели М.Ш. Ноулза, в которой ведущая роль принадлежит самому слушателю, одному из равноправных субъектов процесса обучения.
Модель андрагогики М.Ш. Ноулза предполагает построение деятельности по обучению взрослых, главными характеристиками которых является активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении программ обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающего, с другой.
В андрагогической модели готовность обучающегося учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных жизненных проблем. Учебные программы должны быть построены на основе их возможного применения в жизни, а их последовательность и время изучения определяются не только системными принципами, но и готовностью обучающихся к дальнейшему обучению. Курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции и ориентируется на решение их конкретных задач [8].
Использовалась методика педагогического исследования с соблюдением следующих условий:
1. Один и тот же преподаватель, прошедший специальную подготовку по программе «Специалист медицинского симуляционного обучения».
2. Роль симулированного пациента выполняется слушателем-медицинским специалистом с достаточным профессиональным опытом (стаж не менее 10 лет).
3. В экспериментальной группе один и тот же комплекс организационно-методических средств в соответствии с направленностью на
развитие коммуникативных навыков у слушателей.
4. Регламентированное и одинаковое время, отведенное на решение симуляционной задачи.
5. Материально-техническое оснащение тренинга соответствует требованиям по отработке коммуникативных компетенций специалиста.
Для исследования слушатели разделялись на группы: контрольную и экспериментальную, равные по количеству и возрастному составу.
Результаты исследования. Определим комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических условий, способствующий развитию коммуникативной компетентности медицинских сестер последипломного образования средствами симуляционных технологий в процессе осуществления формирующего этапа эксперимента:
- Организационно-управленческие условия. В первую очередь к ним отнесем концепцию симуляционного центра.
Традиционно участниками любого проекта (процесса) являются заказчики, поставщики (производители) и объект процесса [9]. В нашем случае заказчиками являются работодатели-медицинские организации, подведомственные Минздраву Республики Башкортостан, поставщиком являются сотрудники Центра аккредитации и симуляционного обучения и преподаватели Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации», объектом -слушатели - специалисты со средним медицинским образованием. При этом каждый участник процесса преследует свои цели. Естественно, что работодатель нацелен на высокое качество подготовки специалистов с экономически меньшими затратами на обучение кадров. Объекту обучения, слушателям, важно получить компетенции, соответствующие требованиям профессиональных стандартов и стать конкурентоспособным профессиональным специалистом с высоким уровнем коммуникативных компетенций. Нашей целью, как поставщиков реализации программ дополнительного профессионального
образования, является обучение, гарантирующее повышение уровня компетентности слушателей.
Организационно-управленческие условия, в тоже время, охватывают и систему внутренней симуляционной среды учреждения,
индивидуальные интеллектуальные и
психологические особенности слушателей, готовность и способность их к работе развития коммуникативной компетентности; процедуру
согласования разработанных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с учебным планом учреждения; документирование образовательного процесса с применением симуляционных технологий на основании организационных документов учреждения, таких как стратегия развития Центра аккредитации и симуляционного обучения, правила внутреннего распорядка, штатное расписание, закупки оборудования и расходных материалов, заявки от специалиста медицинского симуляционного обучения на оснащение тренинга и иных локальных актов; материально-техническое оснащение симуляционных тренингов, соответствующее высокому уровню отработки коммуникативных навыков медицинских сестер в контексте с требованиями профессионального стандарта «Медицинская сестра/медицинский брат» и «Фельдшер».
- Организационно-методическими условиями являются:
а) наличие симуляционных модулей по коммуникативным навыкам в рамках программ повышения квалификации учебной дисциплины; дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по навыкам общения для медицинских специалистов среднего звена, учебно-методических указаний и пособий;
б) организация учебных мероприятий, система наставничества, направленные на развитие педагогов в области симуляционного обучения с применением симуляционных технологий. Допуск преподавателей к проведению симуляционных тренингов средствами симуляционных технологий оформляется только после полноценного успешного обучения по программе повышения квалификации «Специалист медицинского симуляционного обучения». Только в этом случае преподаватель сможет построить занятие с использованием симуляционных методик и технологий, провести тренинг командного взаимодействия, объективно оценить уровень коммуникативного мастерства слушателей должным образом по всем правилам и принципам симуляционного обучения медицинских работников.
Применение симуляционных
технологических условий дает в процессе последипломного обучения медицинских сестер ряд основных преимуществ: межличностное доверие, снижение и регуляция эмоционального напряжения в общении с пациентами и их родственниками, устранение коммуникативного стресса в условиях симуляции профессиональной деятельности слушателей, развитие
коммуникативной толерантности. Уровень коммуникативной компетентности медицинский работник должен поддерживать, в том числе, обучаясь средствами симуляционных технологий, на протяжении всей своей профессиональной деятельности посредством самообразования.
в) организация проведения тренингов на станции «Коммуникативная компетентность специалиста со средним медицинским образованием» по утвержденному стандартному имитационному модулю (СИМ) «Трудный пациент. Вызов на дом к пациенту с ХОБЛ» с клиническими кейсами (образовательная ситуация), репрезентативными оценочными чек-листами по навыкам общения для симулированного пациента, эксперта; в) разработанная критерийно-оценочная база для анализа и оценки эксперимента.
Для измерения уровня развития операционного и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности слушателей, в ходе симуляционного тренинга, использовалась шкала «Техника общения» Творогова, а также определялась личностная предрасположенность к той или иной тенденции поведения слушателей по методике К. Томаса «Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте» (в адаптации Гришиной Н.Г.). В ходе исследования выявлено, что превалирующим стилем поведения в конфликтной ситуации у слушателей являлись сотрудничество и компромисс. Скорее всего, это связано с тем, что участие в исследовании принимали только лица женского пола со сложившимся общественным сознанием и жизненным опытом.
- Социопсихологические условия,
способствующие эффективной организации межличностного взаимодействия слушателей в группе на основе «субъект-субъектных» отношений (слушатель-симулированный
пациент, слушатель-эксперт, слушатель-слушатель). На рефлексивно-оценочном этапе каждого симуляционного тренинга, в процессе которого происходит оценка и самооценка деятельности слушателя, группы слушателей и преподавателя, учитываются достижение целей занятия, качество полученного результата, делаются обобщения и выводы, что ведет к планированию и коррекции последующей образовательной деятельности [10].
При реализации всего комплекса организационно-педагогических условий в конечном итоге образуется субъективное пространство отношений слушателей и педагога с
симуляционной реалистичной средой коммуникации и включения этих условий в неё в качестве средств повышения уровня коммуникативной компетенции медицинского специалиста среднего звена.
Эффективность применения организационно-педагогических условий закономерно отражается на результатах исследования.
Среди детерминант, способствующих развитию высокого уровня коммуникативной компетентности медицинской сестры можно выделить: социальную перцепцию - восприятие и познание друг друга медицинской сестрой и пациентом, наблюдение действий с построением стратегии персонального поведения; эмпатию -проявление сопереживания и эмоционального сочувствия медицинской сестры к пациенту, понимание внутреннего состояния,
нуждающегося в медицинской помощи человека; рефлексию - адекватную самооценку медицинской сестры с уровня специалиста, восприятие пациентом, обращение на самого себя; акцептацию - принятие медицинской сестрой пациента такого как он есть с положительной стороны; самоконгруэнтность -внутреннее состояние должно быть согласованным с внешними действиями, поведением медицинской сестры.
На рисунке 1 представлена динамика усредненных экспериментальных цифр контрольных групп. Как видно из средних значений проведенного эксперимента уровень развития составляющих коммуникативной компетентности слушателей, такие как перцептивность, рефлексия, эмпатия, акцептация, самоконгруэнтность, увеличились в среднем на 12,5%.
Полученные цифры в экспериментальных группах, в которых проходило обучение средствами симуляционных технологий, указывают на явно положительные изменения в развитии коммуникативных навыков. Средние значения проведенного эксперимента уровня развития составляющих коммуникативной компетентности слушателей увеличились в среднем на 35,7%, см. рисунок 2. Слушатели экспериментальной группы, согласно
полученным показателям коммуникативной компетентности медицинских сестер, после завершения тренинга с использованием симуляционных технологий, показали лучшие результаты в процессе выполнения поставленной задачи по сравнению со слушателями контрольной группы.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
61,3
46,8
64,5
53,2
43,5 43,5
41,9
ш
■ перцептивность в рефлексия
□ эмпатия
В акцептация
□ самоконгруэнтность
до
после
Рисунок 1. - Сравнительные данные уровня развития коммуникативной компетентности слушателей контрольных групп (62 чел.) (по результатам контрольного этапа эксперимента), в %
□ перцептивность
□ рефлексия
□ эмпатия
□ акцептация
□ самоконгруэнтность
до
после
Рисунок 2. - Сравнительные данные уровня развития коммуникативной компетентности слушателей экспериментальных групп (62 чел.) (по результатам контрольного этапа эксперимента), в %
Результаты анкетирования слушателей экспериментальной группы отметили следующие положительные стороны предложенного обучения:
1. возможность активного участия в принятии решения;
2. открыто высказывать свое мнение о тех или иных способах решения разного рода проблем;
3. развитие аналитического мышления;
4. умение устанавливать деловые и профессиональные контакты;
5. принимать коллективные решения;
6. устранять конфликты;
7. самооценка личностных и профессиональных достижений, «точек» роста.
Исследование показывает, что навыкам профессионального общения можно научить, они не являются чем-то, просто присущим специалисту как личности; пройденное обучение
имеет долгосрочный эффект в клинической практике специалиста [11].
Заключение. На основе полученных экспериментальных данных, можно сделать вывод, что организационно-педагогические условия с использованием симуляционных технологий способствуют развитию высокого уровня коммуникативной компетентности у практикующих медицинских сестер и могут быть предложены для включения и реализации в концепцию развития дополнительного профессионального образования средних медицинских работников. Создание
соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на этапе последипломного образования позволяет медицинским сестрам эффективно развивать коммуникативную компетентность и становиться все более успешными в своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2014. - № 2. - С. 143-152.
2. Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование. - 2011. - № 3. -Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html
3. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры: сб. науч. тр. / Е.И. Козырева // Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
4. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
5. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - 1987. - № 1. - С. 29-32.
6. Журавлева О.В. Критерии и показатели развития коммуникативной компетентности у студентов технического вуза / О.В. Журавлева // Азимут научных
исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2(19). - С. 56-59.
7. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер; пер. с анг. - М.: ГАРАНТ, 2018. - 304 с.
8. Педагогические основы обучения взрослых: учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. А.Ф. Амиров, Л.А. Амирова, В.А. Борисов и др. - Уфа: НП «УНЦДО», 2007. -120 с.
9. Специалист медицинского симуляционного обучения; под ред. М.Д. Горшкова. - М.: РОСОМЕД, 2021. - 500 с., ил.
10. Карасева Л.М. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов: сб. науч. тр. / Л.М. Карасева // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе; Башкирский государственный университет. -Стерлитамак, 2014. - С. 79-86.
11. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство / Н.С Давыдова, Е.В. Дьяченко, Н.В. Самойленко и др. - М.: Общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине», 2020. -128 с.
References:
1. Volodin A.A. Analysis of the content of the concept of "organizational and pedagogical conditions" / A.A. Volodin, N.G. Bondarenko // Proceedings of the Tula State University. Humanitarian sciences. - 2014. - № 2. - P. 143-152.
2. Dvulichanskaya N.N. Organizational and pedagogical conditions for increasing the professional competency of students in the system of continuous natural science education [Electronic resource] / N.N. Dvulichanskaya // Science and education. - 2011. - № 3. - Access mode: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html
3. Kozyreva E.I. School of a teacher-researcher as a condition for the development of pedagogical culture: Sat. scientific tr. / E.I. Kozyreva // Methodology and methods of natural sciences. - Issue. 4. - Omsk: Publishing House of OmGPU, 1999. - 24 p.
4. Belikov V.A. Philosophy of personality education: activity aspect: monograph / V.A. Belikov. - M.: Vlados, 2004.
- 357 p.
5. Zvereva M.V. To the concept of "didactic conditions" / M.V. Zvereva // New research in pedagogical sciences. - 1987.
- № 1. - P. 29-32.
6. Zhuravleva O.V. Criteria and indicators of the development of communicative competency among students
of a technical university / O.V. Zhuravleva // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2017. - V. 6. -№ 2(19). - P. 56-59.
7. Silverman J., Kurtz S., Draper J. Patient Communication Skills / J. Silverman, S. Kurtz, J. Draper; trans. from eng. - M.: GARANT, 2018. - 304 p.
8. Pedagogical foundations of adult education: study method. guide / Authors-comp. A.F. Amirov, L.A. Amirova, V.A. Borisov and etc.- Ufa: NP "UNCDO", 2007. - 120 p.
9. Specialist in medical simulation training; ed. M.D. Gorshkov. - M. : ROSOMED, 2021. - 500 p., ill.
10. Karaseva L.M. Organizational and pedagogical conditions for the formation of information competency of students: Collection of scientific articles/ L.M. Karaseva // Actual problems of mathematical education at school and university; Bashkir State University. - Sterlitamak, 2014. - P. 79-86.
11. Skills of communication with patients: simulation training and assessment of communication skills in a medical university: a methodological guide / N.S. Davydova, E.V. Dyachenko, N.V. Samoylenko, and etc. - M.: All-Russian public organization "Russian Society for Simulation Education in Medicine", 2020. - 128 p.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Сведения об авторах:
Лашина Гузель Владимировна (г. Уфа, Россия), аспирант кафедры «Профессионального и социального образования», Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]
Дорофеев Андрей Викторович (г. Уфа, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры программирования и вычислительной математики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, e-mail: [email protected]