ISSN 2304-120X
ниег
научно-методический электронный журнал
2023, № 05 (май)
Раздел 5.8. Педагогика
ART 231034
DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11034
УДК 371.38
Анализ внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при формировании коммуникативной компетентности медицинских сестер
Analysis of simulation technologies integration in the educational process during formation of communication competence in nursing
Автор статьи
L
Author of the article
L
Лашина Гузель Владимировна,
аспирант ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»; директор, преподаватель гАу ДПО РБ «Центр повышения квалификации», г. Уфа, Российская Федерация [email protected]
ОКСЮ: 0009-0009-1555-1861
Guzel V. Lashina,
Postgraduate Student, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,; Director, Lecturer of Advanced Training Center, Ufa, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0009-0009-1555-1861
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Лашина Г. В. Анализ внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при формировании коммуникативной компетентности медицинских сестер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05. - С. 66-79. - и И11рБ://в-koncept.ru/2023/231034.htm. ЭО1: 10.24412/2304-120Х-2023-11034
G. V. Lashina, Analysis of simulation technologies integration in the educational process during formation of communication competence in nursing // Scientific-methodological electronic journal «Koncept». - 2023. - No. 05. -P. 66-79. - URL: https://e-kon-
cept.ru/2023/231034.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11034
Поступила в редакцию Received 15.03.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.04.23
Принята к публикации Accepted for publication 13.04.23 Опубликована Published 31.05.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Лашина Г. В., 2023
Аннотация
Abstract
L
На сегодняшний день, в условиях стремительного развития инновационных медицинских технологий, остро ощутима потребность в высокопрофессиональных медицинских специалистах, в том числе обладающих коммуникативными компетенциями. Закономерным является то, что медицинским сестрам, для поддержания и повышения своей статусности, на протяжении всей трудовой деятельности следует заниматься развитием своих профессиональных компетенций. Требуется уделять особое внимание не только освоению практических навыков и приобретению умений по специальности, но и формированию коммуникативных, лидерских качеств медицинской сестры. С учетом того что процессы с отработкой и закреплением коммуникативных компетенций с использованием симуляционных технологий на этапе последипломного образования среднего медицинского звена не прогрессируют, внедрение в дополнительные профессиональные программы симуляцион-ных форм обучения предоставляет возможность решить обозначенную проблему. Это определяет актуальность темы исследования. Целью статьи является проведение анализа внедрения симуляционных технологий в программы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием. В качестве эмпирических методов исследования были использованы наблюдение, эксперимент, опрос, сравнение. Проведение тренингов с использованием симуляционных технологий позволяет расширить траекторию современного обучения и предоставить медицинским работникам право выбора развития своих компетенций в условиях симуляционной среды. Результатом проведенной работы является увеличение количества слушателей с продвинутым уровнем коммуникативной компетентности по окончании тренинга. На основании анализа анонимного анкетирования слушателей циклов повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» были выделены преимущества и недостатки проведения тренингов с использованием симуляционных технологий; доказано, что в мобильной практической деятельности медицинской сестры коммуникативные навыки являются профессионально необходимыми наравне с другими востребованными компетенциями и процесс обучения должен обеспечивать непрерывное профессиональное развитие медицинского специалиста в преемственности с другими формами обучения. Данная статья будет полезна для исследователей, специалистов медицинского симуляционного обучения, педагогов дополнительного профессионального образования и может использоваться на симуляционных занятиях со слушателями циклов повышения квалификации, направленных на развитие коммуникативной компетентности.
There is an urgent need for highly professional medical specialists today including those with communicative competences in the context of rapid development of innovative medical technologies. It is obvious that nurses should develop their professional competences throughout their career in order to maintain and improve their professional authority. Development of professional practical skills and abilities as well as communicative and leadership qualities of a nurse requires particular attention. Since the process of developing and retaining communicative competences with the use of simulation technologies does not progress at the stage of postgraduate education of nurses, introduction of simulation forms of training into additional professional programs gives an opportunity to solve the identified problem. This determines the relevance of the research project. The purpose of the article is to analyze implementation of simulation technologies in postgraduate educational programs for specialists with secondary medical education. Observation, experiment and comparison were used as empirical research methods. Conducting trainings using simulation technologies allows expanding the trajectory of modern training and gives medical personnel the right to choose the development of their competences in a simulation environment. The result of our work is an increase in the number of students with an advanced level of communicative competence at the end of the training. The advantages and disadvantages of conducting trainings using simulation technologies have been revealed based on the analysis of an anonymous survey of advanced training courses students in the specialty "Nursing". Communication skills, along with other essential competences, proved to be professionally necessary in the mobile practice of a nurse, while the learning process should ensure continuous professional development of a medical specialist together with other forms of education. This article will be useful for researchers, specialists in medical simulation training, teachers of additional professional education, and can be used in simulation classes with students in advanced training courses aimed at developing communicative competence.
Ключевые слова
Key words
симуляционные технологии, тренинг, коммуникативные компетенции, коммуникативная компетентность, медицинские сестры, последипломное образование
Благодарности
simulation technologies, training, communicative competences, communicative competency, nurses, postgraduate education
Acknowledgements
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи научному руководителю Андрею Викторовичу Дорофееву, доктору педагогических наук, профессору кафедры программирования и вычислительной математики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация
The author expresses her gratitude for the help in the preparation of the article to the scientific supervisor Andrey V. Dorofeev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Programming and Computational Mathematics, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russian Federation
Введение / Introduction
В системе дополнительного профессионального образования медицинских специалистов среднего звена происходит постепенная интеграция симуляционных технологий в традиционное обучение, не так стремительно, как у врачей. Широко используется симуляционное оборудование разных уровней по степени реалистичности: фантомы, муляжи, манекены, интерактивные роботы, которые позволяют достигать основной цели симуляционного обучения - отработки профессиональных навыков и умений до автоматизма. При этом не уделяется должного внимания освоению коммуникативных навыков медицинскими сестрами. Формирование коммуникативных навыков должно начинаться еще на этапе среднего профессионального образования и продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста. С целью удовлетворения образовательных потребностей медицинских сестер следует тщательно подходить к разработке практико-ориентированных модулей формирования и развития компетенций. Новые инновационные технологии в образовании помогают решить поставленную задачу, сохраняя требования к качеству последипломного медицинского образования.
При появлении COVID-19, в период режима самоизоляции, произошли изменения в системе дополнительного профессионального образования. Все занятия, включая и практическую часть, были переведены в онлайн-режим. Вынужденная мера, дистанционное обучение, помогла не прерывать процесс повышения квалификации медицинских сестер, но пострадала другая сторона образования - коммуникативная, которая и так была не в лучшем состоянии. Изучение модулей развития коммуникативных навыков медсестер проводилось дистанционно, отмечалось стремление специалистов к повышению мобильности ключевых компетенций, но чувствовались технические сложности и компьютерная неграмотность части слушателей.
По истечение времени, когда произошло послабление введенных ковид-ограни-чений, система образования медицинских специалистов начала восстанавливаться, но значительное влияние дистанционных образовательных технологий осталось. Тем актуальнее становится проблема обучения медицинских сестер деловому общению. Коммуникативную компетентность медсестры следует рассматривать с позиции мно-гокомпонентности, которая состоит из коммуникативных знаний, коммуникативных навыков, коммуникативных способностей, личностных свойств [1]. Надо понимать, что уровень развития коммуникативной компетентности специалиста напрямую отражается на его повседневной работе и помогает держать высокую планку медицинского работника, в том числе в направлении профилактики выгорания. В сравнении с врачами средний персонал медицинских организаций подвергается выгоранию через 4-5 лет [2]. Уровень эмпатии специалиста выражается в гуманном отношении к пациенту в процессе оказания медицинской помощи, позволяет оценить и увидеть ситуацию со стороны пациента [3]. Наблюдение за профессиональной средой медицинских сестер свидетельствует о наличии постоянных стресс-факторов и психологического напряжения, связанных отчасти с дефицитом коммуникативных навыков. Психологические трудности при проведении двусторонней коммуникации могут привести к тому, что специалист может не получить работу, даже если он и вполне квалифицирован [4].
Становится очевидной необходимость развития обучения коммуникативным компетенциям с применением симуляционных технологий. В медицинской педагогике высшего образования используется методика «стандартизированный пациент»,
которая широко применяется за рубежом. Но имеются некоторые ограничения, возникающие при внедрении методики «стандартизированный пациент» в область среднего и дополнительного профессионального образования медсестер. В большинстве своем это связано с привлечением в образовательный процесс людей-актеров в качестве «стандартизированных пациентов», не привязанных ко времени и месту, подходящих под определенные требования, которым требуется специальное обучение не менее одного года. Минус этого - нерешенным остается вопрос оплаты с учетом того, что должность «стандартизированный пациент» отсутствует в штатном расписании учреждений образования.
Как вариант решения проблемы можно привлечь медицинских специалистов к исполнению роли «симулированный пациент», имеющих определенный профессиональный стаж по специальности и обладающих определенными психологическими, лидерскими качествами. Подготовка таких «симулированных пациентов» не требует много времени, достаточно провести инструктаж по теме занятия. Имитация «симулированным пациентом» симптомов заболевания, демонстрация типов характера больного обучает слушателей элементам психологии [5], способствует повышению уровня межличностного и профессионального опыта специалиста, что повышает качество оказания медицинской помощи населению.
Следует уделить внимание анализу мнения медицинских сестер - слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, об уровне удовлетворенности обучением. Результаты опроса рекомендуется учитывать при пересмотре образовательных программ, включая в них коммуникативные модули, создании отдельных программ, касающихся данной тематики, в том числе в системе непрерывного профессионального образования медицинских сестер.
Обзор литературы / Literature review
На сегодняшний день проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности с использованием симуляционных технологий в системе дополнительного профессионального образования широко отражены как в отечественной, так и зарубежной научно-педагогической литературе.
Понятие «коммуникативная компетентность» активно используется в современной гуманитарной науке, особенно в тех исследованиях, которые посвящены межкультурному, поликультурному, межнациональному и международному общению и пониманию.
Существует ряд исследований, посвященных коммуникативной компетентности, критериям, показателям и оценке уровня сформированности коммуникативных компетенций. При этом между авторами нет единого мнения о термине «коммуникативная компетентность» и единого подхода к его определению. Так, некоторые ученые вместо оценочных предлагают использовать какие-то другие категории, например, О. Б. Сиротинина выделяет типы речевой культуры: полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный типы [6].
Медицинские работники являются представителями типа профессий «человек -человек», поэтому для них коммуникативные навыки являются приоритетными на протяжении всей профессиональной деятельности. Важность коммуникативного компонента специалиста описывается в статье С. Ю. Леоновой и проявляется в речи, мимике, жестикуляции, стиле общения, а коммуникация осуществляется через реализацию мо-тивационной, информационной, контрольной и экспрессивной функций [7].
По мнению Т. Л. Мироновой, коммуникативная компетентность - это система коммуникативной культуры и в деловом общении, включающая коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную стороны. Медицинский специалист использует личностные ресурсы: личностные диспозиции, знания личности, умения, личностные качества. При общении с пациентом следует соблюдать следующие принципы биомедицинской этики: принцип «не навреди», принцип милосердия «делай благо», принцип уважения, автономии пациента, принцип справедливости [8].
Н. В. Громова отмечает, что успешность профессиональной деятельности специалиста в значительной мере определяется профессиональной компетентностью, являющейся результатом профессионального образования [9].
В своей монографии Л. В. Фарисенкова дает теоретические основы и описание уровней коммуникативной компетенции [10].
Пути формирования коммуникативной компетентности предлагает О. В. Журавлева и считает, что традиционное и активное обучение определяет констатирующую (обмен информацией), интерактивную (организация взаимодействия) и перцептивную (восприятие и формирование образа другого человека для установления взаимодействия) функции и виды коммуникативной компетентности. В статье автор рассматривает развитие показателей коммуникативной компетентности с предложением измерять их с помощью анкет и тестов [11].
Необходимость применения системного подхода к развитию коммуникативной компетентности медицинских специалистов с применением симуляционных технологий в обучении обозначали в своих работах М. П. Гринберг, А. Н. Архипова, Т. А. Кузнецова с предложением внедрения в программу дополнительного профессионального образования медицинских специалистов курса по развитию коммуникативной компетентности с использованием методики симуляционных технологий «стандартизированный пациент». Пристальное внимание авторами уделено формированию профессионального образа специалиста и профилактике профессионального выгорания медицинских работников в рамках коммуникативного тренинга [12].
Эффективность специального тренинга показана в публикации Н. С. Давыдовой, С. А. Чернядьева, Е. В. Дьяченко и др. Результаты пилотного исследования «Оценка практических навыков в первичной аккредитации специалиста по методике "симулированный пациент"» показали, что аккредитуемые, прошедшие тренинг по навыкам общения, имели более высокий уровень коммуникации с пациентами. Это позволило сделать вывод о целесообразности интегрирования специальных тренингов по коммуникативным навыкам со специально подготовленными симулированными пациентами, валидными методами оценки по предмету [13].
Опыт внедрения в основные программы междисциплинарного модуля «Коммуникативные навыки врача», базирующегося на пациент-ориентированной модели общения врача с пациентом Калгари-Кембриджского руководства, представлен Н. С. Давыдовой, Е. В. Дьяченко, Н. В. Самойленко [14].
В условиях глобальной пандемии, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, С. А. Булатов разработал и внедрил 36-часовой востребованный тренинговый курс по подготовке студентов IV курса медицинского университета с применением методики «стандартизированный пациент» и «виртуальный пациент» на комплексе БодиИнтеракт (Россия), проведением интернет-анкетирования (n = 48). В исследовании доказана большая степень достоверности имитирования работы врача с акцентом на важности психологического взаимодействия с пациентом и достижения поставленной педагогической цели [15].
При всем этом З. А. Зарипова, Н. С. Сляднева отмечают, что доктрина качественного образования еще не устоялась и наблюдается крен в сторону «легких», зачастую неэффективных образовательных услуг. Как перспективный метод обучения авторы предлагают модель формирования навыка работы в команде и указывают на возможные сложности этого процесса в виде временного лимита, личности преподавателя, базового уровня и менталитета слушателей, актуальности и применимости образовательной программы, способа подачи материала [16].
Зарубежные авторы А. Блэкмор, Е. В. Касфики и М. Пурва, с целью влияния в процессе обучения на основе моделирования на развитие коммуникативных навыков медицинских работников, в исследованиях MEDLINE, CINAHL, EMBASE и PsycINFO проанализировали и дали оценку статей по навыкам общения. В результате обращается внимание на проблемные вопросы, касающиеся недостатка информации для разработки эффективной симуля-ционной программы, данных в обзоре литературы. Предложено тщательно продумать надежную систему оценки навыков общения в сфере здравоохранения [17].
Особо обращают внимание Г. С. Кемелова, С. Т. Тулеутаева, Д. Б. Аимбетова на то, что при проведении симуляционного курса важна отработка межличностного взаимодействия в командной работе студентов, при этом следует увеличивать продолжительность обучения коммуникативным навыкам, в том числе навыкам общения с пациентами [18].
Джон Д. Митчелл с соавторами на основании исследования с использованием CG-CAHPS в качестве инструмента оценки результатов рекомендует разрабатывать программы с проведением коммуникативных тренингов по общению с пациентами, персоналом по уходу за пациентами с целью демонстрации навыков и улучшения результатов. При этом обучение коммуникации должно состоять из серии образовательных сценариев для каждого обучающегося, а не из одного симуляционного занятия [19].
Преобразование медицинского образования в Казахстане особо отчетливо видно в работах В. Риклефса, Г. Абакасовой, А. Букеевой и соавторов, где происходит адаптация учебных программ в области общественного здравоохранения и сестринского дела на проблемном, командном обучении с использованием симуляционных технологий [20].
Связь низкого уровня навыков общения с качеством ухода за пациентами отмечают Сю Хуэй Тан, Малия Александра Фу, Шон Ли Хе Лим и др. Проблемой является то, что нестандартизированным программам обучения навыкам общения не уделяется должного внимания на медицинских кафедрах последипломного образования [21].
Основываясь на принципах руководства BEME (Best Evidence in Medical Education), И. Мотола, Л. А. Девайн, Х. С. Чунг, Дж. Е. Салливан, С. Б. Айзенберг провели выборочный обзор передовых практик и описали практические рекомендации для преподавателей по эффективному использованию симуляции на практических занятиях с фокусом на принципах образования и включением в том числе таких тем, как обратная связь и опрос после выполнения задания [22].
Приведенный анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что при обучении медицинских работников все больше внимания уделяется формированию и развитию коммуникативных навыков.
Накоплены теоретические материалы и данные клинических исследований по навыкам общения, которые следует включать в учебные программы по коммуникации [23], но нерешенной остается проблема создания единого подхода к разработке и внедрению образовательных программ, методик, критериев и оценочных средств по формированию и развитию коммуникативной компетентности медицинских специалистов с использованием симуляционных технологий.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра аккредитации и симуляционного обучения государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации».
В исследовании использовались следующие методологические принципы:
- принцип единства теории и практики;
- принцип творческий;
- принцип комплексности;
- принцип системности;
- принцип детерминизма;
- принцип активной деятельности личности;
- принцип развития личности.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие медицинские сестры по специальности «Сестринское дело», обучающиеся по программе повышения квалификации. Контрольная группа - 102 человека, женского пола, с разным профессиональным стажем, в возрасте от 20 до 68 лет. Экспериментальная группа - 102 человека женского пола, с разным профессиональным стажем, в возрасте от 20 до 68 лет. Всего в исследовании приняли участие 204 человека с профессиональным стажем от 1 до 48 лет.
Цель тренинга определялась в развитии имеющихся профессиональных коммуникативных компетенций медицинских сестер. Контрольная группа проходила обучение с использованием традиционных методов обучения, экспериментальная группа - с применением симуляционных методов обучения. Экспериментальная группа проходила симуляционный тренинг по разработанному стандартному имитационному модулю на станции «Общение с трудным пациентом» с участием 1012 слушателей в группе.
В задачи симуляционного тренинга входило:
- развитие эффективного взаимодействия в коллективе, в команде;
- умение определять психологические типы пациентов;
- отработка навыков общения с пациентами;
- отработка навыков управления конфликтами в медицинской деятельности;
- отработка навыков управления стрессом в профессиональной деятельности медсестры.
При проведении тренинга для слушателей экспериментальной группы были использованы: методика «Симулированный пациент», тренажерная симуляция. Симуляция представляла собой средство оценки эффективности обучения [24]. В задачи симулированного пациента входило не только исполнение роли пациента из особой группы хронических заболеваний, с которыми важно обсуждать вопросы мотивации и приверженности к лечению и образу жизни [25], но и оценка действий слушателя - медицинской сестры по разработанному чек-листу. В качестве профессионального общения с пациентом использовалась ролевая игра с развитием коммуникативных навыков [26].
Тренажерная симуляция включала в себя применение манекенов с целью создания реалистичности клинического случая. Так, для оснащения станции «Навыки общения с трудным пациентом» использовался манекен Nursing Kelly VitalSim, предназначенный для освоения навыков ухода с имитацией жизненных признаков и мониторингом жизненно важных показателей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Основная практическая направленность тренажерной станции заключалась в
оценке действий слушателей в клинической ситуации с упором на отработку soft skills («мягких навыков»), командного взаимодействия и коммуникации с «симулированным пациентом» [27].
Анонимный анкетный опрос слушателей контрольной и экспериментальной групп проводился на формирующем этапе научно-экспериментальной работы. Опрос осуществлялся по анкете, разработанной преподавателями, входящими в состав комиссии по медицинскому симуляционному обучению. Анкета состояла из трех частей: вводной, содержательной и заключительной. Вводная часть включала в себя инструктаж: «Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для проведения самооценки сформированности коммуникативных навыков. Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. На каждый вопрос выберите один из вариантов ответа "Да", "Нет", "Не в полной мере". На вопросы 1, 2, 3 предлагается ответить "Да" или "Нет"». Далее слушатель указывал свой возраст, пол, стаж работы в медицинском учреждении. Содержательная часть состояла из 10 вопросов, направленных на определение самооценки коммуникативных компетенций, которые должны быть сформированы у слушателя по завершении обучения: готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК-1), готовность осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК-2), готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1), готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2), готовность повышать стрессоустойчи-вость (ПК-3). Заключительная часть содержала слова благодарности респонденту.
Для оценки надежности вариантам ответов были присвоены баллы за ответ: «Нет» - 1 балл, «Не в полной мере» - 2 балла, «Да» - 3 балла. Тремя экспертами была определена валидизация анкеты с применением критерия альфа Кронбаха, который составил 0,994. Содержание вопросов соответствовало тематике анкеты. На основании полученного результата можно предполагать, что внутренняя согласованность анкетного опроса является «превосходной».
Результаты исследования / Research results
В результате анкетного опроса сформулированы следующие выводы.
Исходя из ответов, все анкетируемые (100%) были нацелены на развитие soft skills («мягких навыков»), что показывает осознание необходимости обучения по образовательным программам развития коммуникативной компетентности медицинскими сестрами на этапе последипломного образования (см. таблицу).
Достаточные знания для выполнения клинической ситуации имел 51 человек (50,00%) контрольной группы и 53 человека (51,96%) экспериментальной группы. Причинами недостаточной теоретической подготовки можно назвать не только значительную, монотонную переработку медицинского персонала, но и то, что многие медицинские сестры, в том числе и главные медсестры, хотят работать по-старому, не меняя и не развивая профессиональные компетенции.
Выяснилось, что гораздо хуже обстоят дела с тренингами по коммуникации. Опыт участия в них отметили всего лишь 70 человек (68,63%) в контрольной группе и 67 человек (65,69%) в экспериментальной группе. Проблема заключается в недостаточном методическом и симуляционном оснащении, финансовом обеспечении баз симуляционных центров учреждений дополнительного профессионального образо-
вании, в том числе малом количестве модулей по формированию и развитию коммуникативных компетенций студентов в среднем профессиональном образовании, а также на этапе последипломного образования медицинских сестер.
По итогам тренинга выявлено, что в экспериментальной группе большинству слушателей было комфортно работать в команде, 100 человек (98,04%), они чувствовали ответственность за проведенные действия, открыто и активно обсуждали выполнение заданий. При этом в контрольной группе показатель комфорта в команде составил 73,53% (75 человек) и ответственность за проведенные действия - 59,80% (61 человек).
Анализ анонимного анкетного опроса контрольных (102 человека) и экспериментальных групп (102 человека) слушателей в % по завершении симуляционного тренинга
n/n Вопрос анонимного анкетирования Количество слушателей контрольной группы, чел. (%) Количество слушателей экспериментальной группы, чел. (%)
Да Нет Не в полной мере Да Нет Не в полной мере
1 Вы считаете, что развивать soft skills («мягкие навыки»), коммуникативные навыки необходимо в течение профессиональной деятельности? 102 (100%) 0 0 102 (100%) 0 0
2 Вы имели достаточные знания для выполнения клинической ситуации? 51 (50,00%) 51 (50,0%) 0 53 (51,96%) 49 (48,04%) 0
3 Вы принимали раньше участие в симуляционных тренингах? 70 (68,63%) 32 (31,37%) 0 67 (65,69%) 35 (34,31%) 0
4 Вам было комфортно работать в команде? 75 (73,53%) 12 (11,76%) 15 (14,71%) 100 (98,04%) 0 2 (1,96%)
5 Вы чувствовали ответственность за свои действия во время выполнения задания в команде? 61 (59,80%) 19 (18,63%) 22 (21,57%) 100 (98,04%) 0 2 (1,96%)
6 Вы удовлетворены действиями в ходе выполнения заданий? 64 (62,74%) 15 (14,71%) 23 (22,55%) 97 (95,10%) 0 5 (4,90%)
7 Вы считаете себя готовым к принятию решения в конфликтной, стрессовой ситуации? 71 (69,61%) 16 (15,69%) 15 (14,71%) 99 (97,10%) 0 3 (2,94%)
8 У вас появилась уверенность, что сможете самостоятельно справиться в реальной трудной ситуации? 60 (58,82%) 19 (18,63%) 23 (22,55%) 100 (98,04%) 0 2 (1,96%)
9 Хватило ли вам времени на выполнение задания? 61 (59,80%) 0 41 (4,20%) 97 (95,10%) 0 5 (4,90%)
10 У вас есть желание обучаться в дальнейшем в симуляцион-ном классе на тренингах по коммуникативным навыкам? 100 (98,04%) 0 2 (1,96%) 102 (100%) 0 0
В части удовлетворенности своими действиями в ходе выполнения задания слушатели экспериментальной группы оценили себя выше, 95,10% (97 человек), чем слушатели контрольной группы, 62,74% (64 человека). Отметили, что стали готовыми к принятию решения в конфликтной, стрессовой ситуации, 99 человек (97,10%) экспериментальной группы при показателях 69,61% (71 человек) контрольной группы.
Высокую оценку дали слушатели экспериментальной группы, ответив, насколько уверены они в принятии решения при возникновении трудной ситуации в реальной профессиональной среде, 98,04% (100 человек), что говорит об уверенности в себе, в своем эмоциональном интеллекте. Слушатели отметили, что в условиях регулярных перегрузок, постоянной эмоциональной напряженности отработка коммуникативного аспекта крайне важна и требует систематического совершенствования, по крайней мере раз в 2-3 года. С этим стоит согласиться: «натренированный» мозг человека в стрессовой ситуации запускает эмоциональную систему навыков, что позволяет справиться с трудной ситуацией и принять правильное решение на данный момент времени.
Часть слушателей контрольной группы, 41 человек (4,20%), и 5 человек (4,90%) экспериментальной группы указали на недостаточность времени при выполнении задания. Возраст слушателей, не уложившихся в установленное время для выполнения симуляционной задачи, был от 55 лет и старше. Возможно, данный факт связан со снижением когнитивной функции мозга, темпа психической деятельности в целом у слушателей пожилого возраста. При этом слушатели старше 55 лет проявили больший коллективизм, командную сплоченность и оптимизм - такие качества, которые тоже ведут к успеху, профессиональному развитию.
По анализу анкетного опроса слушателей станция «Общение с трудным пациентом» оценена положительно большинством участников; слушателями экспериментальной группы дана оценка как наиболее реалистичной и приближенной к основной деятельности медицинской сестры. Симулированные пациенты в полном объеме исполнили свои роли, изображая психические изменения на фоне соматической патологии. Симуляция помогла слушателям создать позитивную установку на восприятие ее пациентом, распознать тип характера пациента и определить особенности коммуникативного подхода к нему, установить взаимопонимание и взаимную ответственность.
Желание обучаться в дальнейшем в симуляционном классе на тренингах по коммуникативным навыкам выразили большинство слушателей как контрольной (98,04%), так и экспериментальной групп (100%). По итогам проведенного занятия большинство медсестер рассматривали симуляционный тренинг как один из векторов, направленных на разностороннее развитие профессионализма на всех уровнях медицинского образования. Применение методики «симулированный пациент», тренажерной симуляции дает основание думать о более грамотном выстраивании общения на разных уровнях развития конфликта и его урегулирования, меньшем страхе взаимодействия между участниками коммуникативного тренинга.
Автоматизированная обработка полученных данных осуществлялась на платформе системы для статистического анализа данных Statistica 10. Проанализировано 204 анкеты. Надежность анкеты определялась при помощи расчета коэффициента альфа Кронбаха. Для экспериментальной группы коэффициент альфа Кронбаха составил 0,8 и для контрольной группы - 0,9. Высокая корреляционная связь между вопросами анкеты была показана полученными значениями коэффициента Пирсона, равного 0,85, и коэффициента Спирмена, равного 0,97. Проведенная оценка на надежность показала, что анкета может использоваться для опроса слушателей, прошедших обучение по формированию коммуникативной компетентности.
Заключение / Conclusion
Таким образом, по итогам анкетирования в полном объеме достигнута обратная связь от слушателей о практической ценности коммуникативных тренингов, об эффективных методах симуляционного обучения. При проведении симуляционного тренинга одним из основных условий являлась возможность создания на станции моделей реальных клинических ситуаций с использованием симуляционных технологий, таких как «симулированный пациент», тренажерная симуляция. Из потребностей, перечисленных в теории Маслоу, по нашему мнению, у слушателей страдает потребность в познании. Частичное неудовлетворение слушателей своими действиями при выполнении задания, возможно, связано с нехваткой времени, связанной с проблемой самоорганизации, недостаточным уровнем адаптации в социальной среде, слабой теоретической подготовкой. Однако надо учитывать, что сами потребности не могут быть удовлетворены полностью, поэтому у слушателя есть повод для мотивации к дальнейшему профессиональному и личностному развитию. Необходимо учитывать, что отличительной чертой медицинских сестер на этапе последипломного образования выступает их принадлежность к периоду взрослости. Это определяет мотивацию к непрерывному обучению при наличии уже сформировавшихся личностных компетенций, в том числе и коммуникативных [28].
Результаты анкетирования показывают эффективность применения симуляцион-ных технологий в процессе формирования коммуникативной компетентности специалиста, способного и готового решать нестандартные задачи при общении с пациентами. Эффективное взаимодействие в социуме тесным образом связано с социально-перцептивной компетентностью человека [29]. Общительность как свойство личности медицинской сестры позволяет поддерживать эффективные, доверительные взаимоотношения с пациентами, коллегами, что положительно отражается на качестве оказываемой медицинской помощи [30]. Умение выслушать, улыбнуться, вовремя вставить нужное слово, установить доверительные отношения - это должно характеризовать профессионализм медицинской сестры и быть его первостепенными качествами, так как в большинстве случаев контакт пациента начинается с общения с ней.
Изложенное выше подтверждает важность применения анкетного опроса как одного из элементов анализа внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при реализации дополнительных профессиональных программ. Симуляци-онный тренинг по формированию soft skills способствовал развитию hard skills («жестких навыков»), профессиональных навыков медсестры, необходимых при выполнении ухода за пациентом в амбулаторных условиях.
Представляется возможным и необходимым дальнейшее развитие и интеграция современных симуляционных форм обучения в традиционные схемы учебного процесса дополнительного профессионального образования медицинских сестер с целью их личностного роста, развития коммуникативных навыков с отработкой на тренингах.
Ссылки на источники / References
1. Кривуть М. Л. Коммуникативная компетентность педагога: критериально-диагностический инструментарий // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1(76). - С. 50-56. DOI: 10.26105/SSPU.2022.76.1.006. EDN QUGNNU.
2. Очирова Л. И., Мудрова И. В. Личностные особенности медицинских работников и синдром эмоционального выгорания // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 1(150). - С. 227-234. EDN KQRTOA.
3. Савицкая Т. В., Шабанова Н. Э. Эмпатия как компонент коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов социальной сферы // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного
общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Белорусского государственного университета, Минск, 19 ноября 2021 года. - Минск: Белорусский государственный университет, 2022. - С. 323-328. EDN YTLCCO.
4. Абуева Н. Н. Межкультурная коммуникация в контексте мировой культуры / Н. Н. Абуева // Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы междунар. науч.-практ. онлайн-конф., Ростов н/Д, 20 апреля 2022 года. - Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. - С. 143-146. EDN NQAQKK.
5. Использование симуляционных образовательных технологий как необходимый способ повышения компетентности бакалавров медицины / К. Т. Тусупбекова, Е. М. Ларюшина, Г. С. Кемелова [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. - 2021. - № 2. - С. 31-35. EDN YNJWHL.
6. Дзялошинский И. М. Медиаобразование в системе формирования коммуникативной компетентности // Ме-диаобразование: стратегии развития - 2021: материалы XII междунар. науч.-практ. конф. памяти И. В. Жи-лавской, Москва, 24-25 сентября 2021 года / под общ. ред. Т. Н. Владимировой, И. А. Купцовой. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. - С. 27-47. EDN LDXEGR.
7. Леонова С. Ю. Коммуникативные способности у представителей разных профессий // Инновационные научные исследования 2022: психология и педагогика: сб. материалов IX междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф., Москва, 25 ноября 2022 года. - М.: Научно-издательский центр «Империя», 2022. - С. 111-120. EDN RUEKPS.
8. Миронова Т. Л. Профессиональное общение врача с пациентом // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, 10 июня 2022 года / отв. ред. Н. С. Антонова. - Ulan-Ude: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2022. - С. 117122. DOI: 10.18101/978-5-9793-1764-9-117-122. EDN CKNLNP.
9. Громакова Н. В. Динамика формирования коммуникативной культуры студентов-медиков // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. - 2022. - № 12(141). - С. 176-179. EDN MOBLRS.
10. Фарисенкова Л. В. Уровни коммуникативной компетенции в теории на практике. - М., 2000, 268 с.
11. Журавлева О. В. Критерии и показатели развития коммуникативной компетентности у студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 56-59.
12. Комууникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент» / М. П. Гринберг, А. Н. Архипов, Т. А. Кузнецова. - М.: Литтерра, 2015. - 176 с.: ил.
13. Оценка практических навыков в первичной аккредитации специалиста по методике «симулированный пациент»: результаты пилотирования станции «сбор анамнеза на первичном амбулаторном врачебном приеме» / Н. С. Давыдова, С. А. Чернядьев, Е. В. Дьяченко [и др.] // Вестник УГМУ. - 2017. - № 3. - С. 8-10. EDN BXXDWW.
14. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство / Н. С. Давыдова, Е. В. Дьяченко, Н. В. Самойленко и др. - М.: Общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине», 2020. - 128 с.
15. Булатов С. А. Тренинговая подготовка студентов 4 курса медицинского университета к клинической практике в условиях COVID-19 настороженности // Вестник НЦБЖД. - 2021. - № 2(48). - С. 12-18. EDN SHGGWN.
16. Зарипова З. А., Сляднева Н. С. Тренинги командообразования // Виртуальные технологии в медицине. -2017. - № 1(17). - С. 32-42. DOI: 10.46594/2687-0037_2017_1_32. EDN FFMAQZ.
17. Blackmore A., Kasfiki E. V., Purva M. Simulation-based education to improve communication skills: a systematic review and identification of current best practice // BMJ Simul Technol Enhanc Learn. - 2018. - 4(4). - Р. 159-164. Published 2018 Oct 4. DOI: 10.1136/bmjstel-2017-000220
18. Assessment Dentistry students' performance in emergency care / G. Kemelova, S. Tuleutaeva, D. Aimbetova [et al.] // Norwegian Journal of development of the International Science. - 2018. - No. 18-1. - P. 22-27. EDN YXADWP.
19. Mitchell J. D., Ku C., Wong V. et al. The Impact of a Resident Communication Skills Curriculum on Patients' Experiences of Care // A Case Rep. - 2016. - 6(3). - Р. 65-75. DOI: 10.1213/XAA.0000000000000277. PMID: 26669651
20. Transforming medical education in Kazakhstan: Successful case of internationalization from Karaganda State Medical University / V. Riklefs, G. Abakassova, A. Bukeyeva [et al.] // Medical Teacher. - 2018. - Vol. 40. - No. 5. -P. 481-487. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1441989. EDN YBLGDB.
21. Tan X. H., Foo M. A., Lim S. L. H. et al. Teaching and assessing communication skills in the postgraduate medical setting: a systematic scoping review // BMC Med Educ. - 2021. - 21(1). - Р. 483. DOI: 10.1186/s12909-021-02892-5. PMID: 34503497; PMCID: PMC8431930.
22. Руководство AMEE № 82. Симуляционные технологии в медицинском образовании. Практическое руководство, основанное на лучших доказательствах (под ред. З. З. Балкизова и М. Ю. Спасской) / И. Мотола, Л. А. Девайн, X. С. Чунг [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2014. - № 4(18). -С. 14-58. EDN TNAJKN.
23. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. - М.: ГАРАНТ, 2018. - 304 с.
24. Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: руководство AMEE № 50 (пер. с англ. под ред. З. З. Балкизова) / К. Кан, С. Толхюрст-Кливер, С. Уайт, У. Симпсон // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - № 3(5). - С. 26. EDN NFAIYO.
25. Сонькина А. А., Дьяченко Е. В. Чему учит курс «общение с пациентами»? Диалг экспертов о задачах и содержании обучения врачей навыкам общения // Медицинское образование и профессиональное развитие. -2020. - Т. 11. - № 3. - С. 118-131.
26. Сурмач Е. М., Малкин М. Г. Симуляционные технологии в медицинском образовании - за и против // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2019. - Т. 17. - № 6. - С. 713-719. DOI: 10.25298/2221-8785-2019-17-6-713-719. EDN TCHVHJ.
27. Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. М. Д. Горшкова. — М.: РОСОМЕД, 2021. - 500 с., ил.
28. Маленов А. А., Маленова А. Ю. Модель оценки коммуникативных компетенций в процессе получения психологического образования // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2020. - № 1. - С. 53-62. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.53-62.
29. Недбаева С. В., Недбаев Д. Н., Ткаченко В. В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 12. - С. 353-357. EDN ZXXPRB.
30. Фомина Н. А., Шатакшвили Д. А. Т. К вопросу о необходимости развития у медицинских работников общительности как профессионально важного свойства личности // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов III Всерос. симпозиума психологов с междунар. участием, посвящ. 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России, Рязань, 08-09 апреля 2021 года. Ч. III. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. - С. 279-283. EDN BLVUUR.
1. Krivut', M. L. (2022). "Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga: kriterial'no-diagnosticheskij instrumentarij" [Communicative competence of a teacher: criteria-diagnostic tools], Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta, № 1(76), pp. 50-56. DOI: 10.26105/SSPU.2022.76.1.006. EDN QUGNNU (in Russian).
2. Ochirova, L. I., & Mudrova, I. V. (2022). "Lichnostnye osobennosti medicinskih rabotnikov i sindrom emocion-al'nogo vygoraniya" [Personal characteristics of medical professionals and emotional burnout syndrome], Kazan-skijpedagogicheskijzhurnal, № 1(150), pp. 227-234. EDN KQRTOA (in Russian).
3. Savickaya, T. V., & Shabanova, N. E. (2022). "Empatiya kak komponent kommunikativnoj kompetentnosti studentov - bu-dushchih specialistov social'noj sfery" [Empathy as a component of the communicative competence of students - future specialists in the social sphere], Diversifikaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah razvitiya informacionnogo ob-shchestva: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 100-letiyu Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, Minsk, 19 noyabrya 2021 goda, Belorusskij gosudarstvennyj universitet, Minsk, pp. 323-328. EDN YTLCCO (in Russian).
4. Abueva, N. N. (2022). "Mezhkul'turnaya kommunikaciya v kontekste mirovoj kul'tury" [Intercultural communication in the context of world culture], Yazyk i kommunikaciya v kontekste kul'tury: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. onlajn-konf., Rostov n/D, 20 aprelya 2022 goda, Rostovskij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet "RINH", Rostov n/D, pp. 143-146. EDN NQAQKK (in Russian).
5. Tusupbekova, K. T. et al. (2021). "Ispol'zovanie simulyacionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij kak neobhodimyj sposob povysheniya kompetentnosti bakalavrov mediciny" [The use of simulation educational technologies as a necessary way to improve the competence of bachelors of medicine], Mezhdunarodnyj zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniya, № 2, pp. 31-35. EDN YNJWHL (in Russian).
6. Dzyaloshinskij, I. M. (2022). "Mediaobrazovanie v sisteme formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti" [Media education in the system of communicative competence formation], Mediaobrazovanie: strategii razvitiya -2021: materialy HII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. pamyati I. V. Zhilavskoj, Moskva, 24-25 sentyabrya 2021 goda, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, Moscow, pp. 27-47. EDN LDXEGR (in Russian).
7. Leonova, S. Yu. (2022). "Kommunikativnye sposobnosti u predstavitelej raznyh professij" [Communication skills of representatives of different professions], Innovacionnye nauchnye issledovaniya 2022: psihologiya i pedagogika: sb. materialov IX mezhdunar. ochno-zaoch. nauch.-prakt. konf., Moskva, 25 noyabrya 2022 goda, Nauchno-iz-datel'skij centr "Imperiya", Moscow, pp. 111-120. EDN RUEKPS (in Russian).
8. Mironova, T. L. (2022). "Professional'noe obshchenie vracha s pacientom" [Professional communication between a doctor and a patient], Social'naya bezopasnost' i social'naya zashchita naseleniya vsovremennyh usloviyah: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 90-letiyu Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Dorzhi Banzarova, Ulan-Ude, 10iyunya 2022 goda, Buryatskij gosudarstvennyj universitet imeni Dorzhi Banzarova, Ulan-Ude, pp. 117-122. DOI: 10.18101/978-5-9793-1764-9-117-122. EDN CKNLNP (in Russian).
9. Gromakova, N. V. (2022). "Dinamika formirovaniya kommunikativnoj kul'tury studentov-medikov" [The dynamics of the communicative culture formation in medical students], Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy, № 12(141), pp. 176-179. EDN MOBLRS (in Russian).
10. Farisenkova, L. V. (2000). Urovni kommunikativnoj kompetencii v teorii na praktike [Levels of communicative competence in theory and in practice], Moscow, 268 p. (in Russian).
11. Zhuravleva, O. V. (2017). "Kriterii i pokazateli razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti u studentov tekhnich-eskogo vuza" [Criteria and indicators of communicative competence development among students of an engineering university], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 6, № 2 (19), pp. 56-59 (in Russian).
12. Grinberg, M. P. et al. (2015). Komuunikativnaya kompetentnost' vracha. Simulyacionnoe obuchenie. Metodika "standartizirovannyj pacient" [The communicative competence of the doctor. Simulation training. The "standardized patient "methodology], Litterra, Moscow, 176 p.: il. (in Russian).
13. Davydova, N. S. et al. (2017). "Ocenka prakticheskih navykov v pervichnoj akkreditacii specialista po metodike "simulirovannyj pacient": rezul'taty pilotirovaniya stancii "sbor anamneza na pervichnom ambulatornom vrache-bnom prieme" [Evaluation of practical skills in the primary accreditation of a specialist using the "simulated patient" method: the results of piloting the station "taking anamnesis at the primary outpatient medical appointment"], Vestnik UGMU, № 3, pp. 8-10. EDN BXXDWW (in Russian).
14. Davydova, N. S. et al. (2020). Navyki obshcheniya s pacientami: simulyacionnoe obuchenie i ocenka kommu-nikativnyh navykov v medicinskom vuze: metodicheskoe rukovodstvo [Skills of communication with patients: simulation training and assessment of communication skills at a medical university: methodological guide], Ob-shcherossijskaya obshchestvennaya organizaciya "Rossijskoe obshchestvo simulyacionnogo obucheniya v medicine", Moscow, 128 p. (in Russian).
15. Bulatov, S. A. (2021). "Treningovaya podgotovka studentov 4 kursa medicinskogo universiteta k klinicheskoj prak-tike v usloviyah COVID-19 nastorozhennosti" [Training of 4th year students of the Medical University for clinical practice in the context of COVID-19 alertness], Vestnik NCBZhD, № 2(48), pp. 12-18. EDN ShGGWN (in Russian).
16. Zaripova, Z. A., & Slyadneva, N. S. (2017). "Treningi komandoobrazovaniya" [Team building trainings], Virtual'nye tekhnologii vmedicine, № 1(17), pp. 32-42. DOI: 10.46594/2687-0037_2017_1_32. EDN FFMAQZ (in Russian).
17. Blackmore, A., Kasfiki, E. V., & Purva, M. (2018). "Simulation-based education to improve communication skills: a systematic review and identification of current best practice", BMJSimul Technol Enhanc Learn, 4(4), pp. 159-164. Published 2018 Oct 4. DOI: 10.1136/bmjstel-2017-000220 (in English).
18. Kemelova, G. et al. (2018). "Assessment Dentistry students' performance in emergency care", Norwegian Journal of development of the International Science, No. 18-1, pp. 22-27. EDN YXADWP (in English).
19. Mitchell, J. D., Ku, C., Wong, V. et al. (2016). "The Impact of a Resident Communication Skills Curriculum on Patients' Experiences of Care", A Case Rep, 6(3), pp. 65-75. DOI: 10.1213/XAA.0000000000000277. PMID: 26669651 (in English).
20. Riklefs, V. et al. (2018). "Transforming medical education in Kazakhstan: Successful case of internationalization from Karaganda State Medical University", Medical Teacher, vol. 40, No. 5, pp. 481-487. DOI: 10.1080/0142159X.2018.1441989. EDN YBLGDB (in English).
21. Tan, X. H., Foo, M. A., Lim, S. L. H. et al. (2021). "Teaching and assessing communication skills in the postgraduate medical setting: a systematic scoping review", BMC Med Educ, 21(1), p. 483. DOI: 10.1186/s12909-021-02892-5. PMID: 34503497; PMCID: PMC8431930 (in English).
22. Motola, I. et al. (2014). "Rukovodstvo AMEE № 82. Simulyacionnye tekhnologii v medicinskom obrazovanii. Prak-ticheskoe rukovodstvo, osnovannoe na luchshih dokazatel'stvah [Simulation technologies in medical education. Practical guidance based on the best evidence] (pod red. Z. Z. Balkizova i M. Yu. Spasskoj) / L. A. Devajn, H. S. Chung [i dr.]", Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie, № 4(18), pp. 14-58. EDN TNAJKN (in Russian).
23. Sil'verman, Dzh., Kyorc, S., & Drejper, Dzh. (2018). Navyki obshcheniya s pacientami [Patient communication skills], GARANT, Moscow, 304 p. (in Russian).
24. Kan, K. et al. (2011). "Simulyacii v sisteme medicinskogo obrazovaniya. Sozdanie programmy simulyacionnogo obucheniya: Rukovodstvo AMEE № 50 [Simulations in the system of medical education. Creating a Simulation Training Program: AMEE Guide No.50](per. s angl. pod red. Z. Z. Balkizova/', Medicinskoe obrazovanie iprofessional'noe razvitie, № 3(5), p. 26. EDN NFAIYO (in Russian).
25. Son'kina, A. A., & D'yachenko, E. V. (2020). "Chemu uchit kurs "obshchenie s pacientami"? Dialog ekspertov o zadachah i soderzhanii obucheniya vrachej navykam obshcheniya" [What does the course "communication with patients" teach? Dialogue of experts on the tasks and content of teaching doctors communication skills], Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie, t. 11, № 3, pp. 118-131 (in Russian).
26. Surmach, E. M., & Malkin, M. G. (2019). "Simulyacionnye tekhnologii v medicinskom obrazovanii - za i protiv" [Simulation technologies in medical education - pros and cons], Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, t. 17, № 6, pp. 713-719. DOI: 10.25298/2221-8785-2019-17-6-713-719. EDN TChVHJ (in Russian).
27. Gorshkov, M. D. (ed.) (2021). Specialist medicinskogo simulyacionnogo obucheniya [Specialist of medical simulation training], ROSOMED, Moscow, 500 p., il.
28. Malenov, A. A., & Malenova, A. Yu. (2020). "Model' ocenki kommunikativnyh kompetencij v processe polucheniya psihologicheskogo obrazovaniya" [A model for assessing communicative competences in the process of getting a degree in Psychology], Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psihologiya, № 1, pp. 53-62. DOI: 10.24147/24106364.2020.1.53-62 (in Russian).
29. Nedbaeva, S. V., Nedbaev, D. N., & Tkachenko, V. V. (2017). "Kommunikativnaya kompetentnost': soderzhanie i struktura" [Communicative competence: content and structure], Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, t. 19, № 12, pp. 353-357. EDN ZXXPRB (in Russian).
30. Fomina, N. A., & Shatakshvili, D. A. T. (2022). "K voprosu o neobhodimosti razvitiya u medicinskih rabotnikov ob-shchitel'nosti kak professional'no vazhnogo svojstva lichnosti" [On the issue of the need to develop sociability among medical personnel as a professionally important personality trait], Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: sb. materialov III Vseros. simpoziuma psihologov s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. 30-letiyu so dnya obrazovaniya psihologicheskogo fakul'teta Akademii FSIN Rossii, Ryazan', 08-09 aprelya 2021 goda. Ch. III, Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, Ryazan', pp. 279-283. EDN BLVUUR (in Russian).