Научная статья на тему 'СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР'

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашина Г.В.

В данной статье рассматривается роль симуляционных технологий в развитии коммуникативной компетентности медицинских сестёр в процессе обучения в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР»

УДК 371.3

Лашина Г.В.

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы (Россия, г. Уфа)

Научный руководитель: Дорофеев А.В.

д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы (Россия, г. Уфа)

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Аннотация: в данной статье рассматривается роль симуляционных технологий в развитии коммуникативной компетентности медицинских сестёр в процессе обучения в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, медицинские сестры, симуляционные технологии, стандартизированный пациент, повышение квалификации, последипломное образование.

Симуляционное обучение введено в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации медицинских работников образовательных учреждений России практически со дня создания общественного объединения в 2012 году в России - Российского общества симуляционого обучения в медицине (РОСОМЕД).

С этого времени обучение врачей с использованием симуляционных технологий активно развивается, но не так быстро продвигается в развитии компетентности медицинских сестер.

Однако следует помнить, что профессиональное взаимодействие медицинской сестры и пациента является залогом успешного исхода не только лечения уже имеющегося заболевания, но и профилактике множества заболеваний, в том числе и инфекционного характера, как пример, новой коронавирусной инфекции.

Уметь установить контакт, правильно объяснить, найти подход, по необходимости, показать определенные манипуляции пациенту - есть залог успеха в лечении и профилактике заболеваний. Необходимо, чтобы медицинская сестра обладала навыками общения и постоянно развивала свою коммуникативную компетентность. Изучение в учебных заведениях таких дисциплин, как этика и деонтология медицинской деятельности и биоэтика, как показывает практика, не может в полной мере подготовить специалистов к грамотному поведению в различных практических ситуациях [1, с. 8].

Формой симуляционного обучения является проведение практических занятий в виде тренингов по определенной тематике в соответствии со стандартными имитационными модулями (СИМ).

В программы повышения квалификации на сегодняшний день входят СИМы по темам, таким как «Сердечно-легочная реанимация», «Технология внутривенной инъекции», «Подготовка набора для проведения спинальной анестезии» и др. Таким образом отрабатываются в большей части определенные навыки и умения. В некоторые сценарии симуляционных занятий включаются элементы навыков общения с пациентами.

Но этого недостаточно для углубленного развития коммуникативной компетентности медицинской сестры.

Данная проблема есть во всех учреждениях последипломного образования средних медицинских работников России. Требуется создать и внедрить единый подход к обучению навыкам общения на курсах повышения квалификации в разных регионах России.

Есть потребность в разработке отдельных программ повышения квалификации по развитию коммуникативных навыков медицинских сестер средствами симуляционных технологий, которые будут проводиться специально подготовленными для тренировки коммуникативной компетенции преподавателями.

Основой в преподавании коммуникативной компетенции при помощи симуляционных технологий является методика «стандартизированный пациент» (СП). Основным инструментом этого подхода стала шкала АС1Я (Аризонская шкала коммуникативных навыков или просто шкала Аризоны) - первая шкала Ликерта, оценивающая поведенческие и коммуникативные навыки врача (Паула Штильман). Была создана система обучения коммуникативным навыкам и искусству общения и их оценке (Роберт Крецшмар) [2, с. 99].

Выражение «стандартизированный пациент» было предложено психиатром Джеффри Норманом, который подбирал подходящее определение, отражающее одну из наиболее сильных сторон этой техники обучения - пациент разыгрывает абсолютно идентичную клиническую ситуацию для каждого студента [1, с. 14].

Применение методики СП имеет целый ряд преимуществ: удобная - доступно в любое время, в любом месте; надежная - пациенты являются стандартизированными и воспроизводимыми; достоверная - сопоставимо с реальными пациентами; контролируемая - преподаватели приводят в соответствие с целями обучения; реалистичная - преподаватели интегрируют психосоциальные проблемы в клинический случай; корректирующая - студент немедленно получает обратную реакцию; измеряемая - результаты студентов можно сравнивать; практическая - студенты отрабатывают на практике инвазивные методы обследования; повторяемая - студенты могут многократно повторять клинические ситуации, в которых они не готовы работать самостоятельно; безопасная - не причиняет неудобства, дискомфорта и не несет потенциального вреда для реальных пациентов; эффективная - обеспечивает непрерывное накопление опыта в сжатые временные рамки и сокращает нагрузку на преподавателей [2, с. 102].

Таким образом, использование симуляционных технологий в обучении

медицинских сестер необходимо для совершенствования коммуникативной

47

компетенции для обеспечения безопасности и качества при оказании ими медицинской помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А.// Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М. РОСОМЕД, 2015.- 176 с.;

Кубышкин В.А., Свистунов А.А., Горшков М.Д., Балкизов З.З. Составитель: Горшков М.Д. Специалист медицинского симуляционного обучения: учеб. пособие.// РОСОМЕД, 2016 г.- 320 с.;

Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами. //Пер. с анг. М.: ГАРАНТ, 2018. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.