УДК 371.3
Лашина Г.В.
аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы (Россия, г. Уфа)
Научный руководитель: Дорофеев А.В.
д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы (Россия, г. Уфа)
СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Аннотация: в данной статье рассматривается роль симуляционных технологий в развитии коммуникативной компетентности медицинских сестёр в процессе обучения в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, медицинские сестры, симуляционные технологии, стандартизированный пациент, повышение квалификации, последипломное образование.
Симуляционное обучение введено в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации медицинских работников образовательных учреждений России практически со дня создания общественного объединения в 2012 году в России - Российского общества симуляционого обучения в медицине (РОСОМЕД).
С этого времени обучение врачей с использованием симуляционных технологий активно развивается, но не так быстро продвигается в развитии компетентности медицинских сестер.
Однако следует помнить, что профессиональное взаимодействие медицинской сестры и пациента является залогом успешного исхода не только лечения уже имеющегося заболевания, но и профилактике множества заболеваний, в том числе и инфекционного характера, как пример, новой коронавирусной инфекции.
Уметь установить контакт, правильно объяснить, найти подход, по необходимости, показать определенные манипуляции пациенту - есть залог успеха в лечении и профилактике заболеваний. Необходимо, чтобы медицинская сестра обладала навыками общения и постоянно развивала свою коммуникативную компетентность. Изучение в учебных заведениях таких дисциплин, как этика и деонтология медицинской деятельности и биоэтика, как показывает практика, не может в полной мере подготовить специалистов к грамотному поведению в различных практических ситуациях [1, с. 8].
Формой симуляционного обучения является проведение практических занятий в виде тренингов по определенной тематике в соответствии со стандартными имитационными модулями (СИМ).
В программы повышения квалификации на сегодняшний день входят СИМы по темам, таким как «Сердечно-легочная реанимация», «Технология внутривенной инъекции», «Подготовка набора для проведения спинальной анестезии» и др. Таким образом отрабатываются в большей части определенные навыки и умения. В некоторые сценарии симуляционных занятий включаются элементы навыков общения с пациентами.
Но этого недостаточно для углубленного развития коммуникативной компетентности медицинской сестры.
Данная проблема есть во всех учреждениях последипломного образования средних медицинских работников России. Требуется создать и внедрить единый подход к обучению навыкам общения на курсах повышения квалификации в разных регионах России.
Есть потребность в разработке отдельных программ повышения квалификации по развитию коммуникативных навыков медицинских сестер средствами симуляционных технологий, которые будут проводиться специально подготовленными для тренировки коммуникативной компетенции преподавателями.
Основой в преподавании коммуникативной компетенции при помощи симуляционных технологий является методика «стандартизированный пациент» (СП). Основным инструментом этого подхода стала шкала АС1Я (Аризонская шкала коммуникативных навыков или просто шкала Аризоны) - первая шкала Ликерта, оценивающая поведенческие и коммуникативные навыки врача (Паула Штильман). Была создана система обучения коммуникативным навыкам и искусству общения и их оценке (Роберт Крецшмар) [2, с. 99].
Выражение «стандартизированный пациент» было предложено психиатром Джеффри Норманом, который подбирал подходящее определение, отражающее одну из наиболее сильных сторон этой техники обучения - пациент разыгрывает абсолютно идентичную клиническую ситуацию для каждого студента [1, с. 14].
Применение методики СП имеет целый ряд преимуществ: удобная - доступно в любое время, в любом месте; надежная - пациенты являются стандартизированными и воспроизводимыми; достоверная - сопоставимо с реальными пациентами; контролируемая - преподаватели приводят в соответствие с целями обучения; реалистичная - преподаватели интегрируют психосоциальные проблемы в клинический случай; корректирующая - студент немедленно получает обратную реакцию; измеряемая - результаты студентов можно сравнивать; практическая - студенты отрабатывают на практике инвазивные методы обследования; повторяемая - студенты могут многократно повторять клинические ситуации, в которых они не готовы работать самостоятельно; безопасная - не причиняет неудобства, дискомфорта и не несет потенциального вреда для реальных пациентов; эффективная - обеспечивает непрерывное накопление опыта в сжатые временные рамки и сокращает нагрузку на преподавателей [2, с. 102].
Таким образом, использование симуляционных технологий в обучении
медицинских сестер необходимо для совершенствования коммуникативной
47
компетенции для обеспечения безопасности и качества при оказании ими медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А.// Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М. РОСОМЕД, 2015.- 176 с.;
Кубышкин В.А., Свистунов А.А., Горшков М.Д., Балкизов З.З. Составитель: Горшков М.Д. Специалист медицинского симуляционного обучения: учеб. пособие.// РОСОМЕД, 2016 г.- 320 с.;
Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами. //Пер. с анг. М.: ГАРАНТ, 2018. - 304 с.