Научная статья на тему 'Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся медицинского университета'

Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ СИМУЛИРОВАННЫЙ ПАЦИЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА / COMPETENCE-BASED APPROACH / STANDARDIZED SIMULATED PATIENT / PROFESSIONAL COMPETENCE (COMPETENCE WRITTEN IN THE PICTURE) / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ELECTIVE COURSE / MEDICAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липатова Е.Е., Кудашкина О.В., Нелюбина Е.В.

В статье рассматриваются вопросы подготовки обучающихся медицинского вуза к профессиональной деятельности в аспекте коммуникативной компетентности. Анализируются результаты исследования удовлетворенности населения (жители Республики Башкортостан) медицинской помощью в вопросах личностных качеств (доброжелательности, вежливости), компетентности участковых терапевтов и узких специалистов. На основе данного анализа разработана структура профессиональной компетенции в аспекте эффективных межличностных отношений, базирующихся на коммуникативной компетентности специалиста. Кратко раскрывается вопрос истории возникновения и развития методики (технологии) «Стандартизированный пациент» в контексте создания и внедрения в педагогическую медицинскую практику симуляционных центров. Анализируется актуальность данной методики в рамках компетентностного подхода к образовательному процессу. В работе также представлены составляющие коммуникативного мастерства: коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, коммуникативная компетентность, коммуникативное мастерство в иерархической взаимосвязи. Раскрываются аспекты развития коммуникативной компетентности обучающихся, выраженные в гностическом (знания) и поведенческо-процессуаль-ном (умения) компонентах. Предлагается краткое содержание элективного курса, включающее такие виды деятельности, как: деловые игры; разнообразные упражнения на развитие аспектов коммуникативной компетентности (развитие рефлексии, эмпатии, наблюдательности, умения слушать и проч.). Они имеют общие цели: изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия; содействие личностному развитию обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липатова Е.Е., Кудашкина О.В., Нелюбина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the preparation of students of medical university for professional activities in the aspect of communicative competence. It analyzes the results of research ofpopulation’s satisfaction (residents of the Republic of Bashkortostan) with medical assistance in matters of personal qualities (goodwill, courtesy), competence of district therapists and sub subspecialists. Based on this analysis has been developed a structure of professional competence in the aspect of effective interpersonal relations in aspect of the communicative competence of a specialist. The question of the history of the emergence and development of the «Standardized Patient» technique (technology) is briefly disclosed in the context of creating and introducing simulation centers into the pedagogical medical practice. The relevance of this methodology within the framework of the competence-based approach to the educational process is analyzed. The work also presents the components of communicative skills: communication skills, communication skills, communication skills, communication skills, communication competence, and communication skills in a hierarchical relationship. The aspects of the development of communicative competence of future doctors, expressed in the gnostic (knowledge) and behavioral-procedural (skills) components are revealed. A brief summary of the elective course is offered, including such activities as: business games and a variety of exercises on the development of aspects of communicative competence (the development of reflection, empathy, observation, listening skills, etc.). All of those activities have common goals: the study of psychological patterns, mechanisms and effective ways of interpersonal interaction; promoting the personal development of students.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся медицинского университета»

Since 1999

«-ISSN 2226-7417

Oi) liijo SefeiHlf'u & Rdiiutiiiopul ^¡Й^ Элашрротшый научцо-оврпзоващельный

B ulletin I r>ccn?iiMK

"Healtt) & education itfiliuiriiiuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI иске"

.....Л-....... Jf^'

2018, том 20 [12]

УДК 378.1

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-12-40-45

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Липатова Е.Е., Кудашкина О.В., Нелюбина Е.В.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки обучающихся медицинского вуза к профессиональной деятельности в аспекте коммуникативной компетентности. Анализируются результаты исследования удовлетворенности населения (жители Республики Башкортостан) медицинской помощью в вопросах личностных качеств (доброжелательности, вежливости), компетентности участковых терапевтов и узких специалистов. На основе данного анализа разработана структура профессиональной компетенции в аспекте эффективных межличностных отношений, базирующихся на коммуникативной компетентности специалиста. Кратко раскрывается вопрос истории возникновения и развития методики (технологии) «Стандартизированный пациент» в контексте создания и внедрения в педагогическую медицинскую практику симуляционных центров. Анализируется актуальность данной методики в рамках компетентностного подхода к образовательному процессу. В работе также представлены составляющие коммуникативного мастерства: коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, коммуникативная компетентность, коммуникативное мастерство в иерархической взаимосвязи. Раскрываются аспекты развития коммуникативной компетентности обучающихся, выраженные в гностическом (знания) и поведенческо-процессуаль-ном (умения) компонентах. Предлагается краткое содержание элективного курса, включающее такие виды деятельности, как: деловые игры; разнообразные упражнения на развитие аспектов коммуникативной компетентности (развитие рефлексии, эмпа-тии, наблюдательности, умения слушать и проч.).

FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Lipatova E.E., Kudashkina O. V., Nelyubina E. V.

Bashkir state medical university, Ufa, Russian Federation

Annotation. The article deals with the preparation of students of medical university for professional activities in the aspect of communicative competence. It analyzes the results of research ofpopulation's satisfaction (residents of the Republic of Bashkortostan) with medical assistance in matters of personal qualities (goodwill, courtesy), competence of district therapists and sub subspecialists. Based on this analysis has been developed a structure of professional competence in the aspect of effective interpersonal relations in aspect of the communicative competence of a specialist. The question of the history of the emergence and development of the «Standardized Patient» technique (technology) is briefly disclosed in the context of creating and introducing simulation centers into the pedagogical medical practice. The relevance of this methodology within the framework of the competence-based approach to the educational process is analyzed. The work also presents the components of communicative skills: communication skills, communication skills, communication skills, communication skills, communication competence, and communication skills in a hierarchical relationship. The aspects of the development of communicative competence of future doctors, expressed in the gnostic (knowledge) and behavioral-procedural (skills) components are revealed. A brief summary of the elective course is offered, including such activities as: business games and a variety of exercises on the development of aspects of communicative competence (the development of reflection, empathy, observation, listening skills, etc.). All of those activities have common goals: the study of psychological patterns, mechanisms and effective ways of interpersonal interaction; promoting the personal development of students.

~ 40 ~

—--

Они имеют общие цели: изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия; содействие личностному развитию обучающихся. Ключевые слова: компетентностный подход, стандартизированный симулированный пациент, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, элективный курс, медицинская педагогика.

Key words: competence-based approach, standardized simulated patient, professional competence (competence written in the picture), communicative competence, elective course, medical pedagogy.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Амиров А.Ф. Использование технологии управляемого самообучения в контексте решения задач успешной профессиональной социализации будущих врачей // Вестник оренбургского государственного университета. - 2017. - №10 (210). - С. 9-13.

[2] Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. Влияние педагогического воздействия на психическое здоровье обучающихся. // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. - Уфа, 2017. - №5. - С. 257-261.

[3] Булатов С.А. Стандартизированный пациент. Симуляционное обучение в медицине. Пол редакцией Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. - Москва: Издательство Первое МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. -С. 126-143.

[4] Кудашкина О.В. Коммуникативная компетентность в контексте проблемы содержания профессионального образования // Актуальные проблемы современной педагогики: Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2010.

[5] Липатова Е.Е, Кудашкина О.В. Условия внедрения методики стандартизированный/симулированный пациент в образовательный процесс университета // Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском вузе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ: материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. - Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. - С. 231-234.

REFERENCES

[1] Amirov A.F. IspoFzovanie texnologii upravlyae-mogo samoobucheniya v kontekste resheniya zadach uspeshnoj professional'noj socializacii bu-dushhix vrachej // Vestnik orenburgskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2017. - №10 (210). - p. 913.

[2] Kudashkina O.V., Lipatova E.E. Vliyanie pedagog-icheskogo vozdejstviya na psixicheskoe zdorov'e obuchayushhixsya. // Vestnik Bashkirskogo gosu-darstvennogo medicinskogo universiteta. - Ufa, 2017. - №5. - p. 257-261.

[3] Bulatov S.A. Standartizirovanny'j pacient. Simulya-cionnoe obuchenie v medicine. Pol redakciej Svistunova A.A. SostaviteF Gorshkov M.D. - Moskva: Izdatel'stvo Pervoe MGMU im. I.M. Sechenova, 2013. -p. 126-143.

[4] Kudashkina O.V. Kommunikativnaya kompetent-nost' v kontekste problemy' soderzhaniya profes-sional'nogo obrazovaniya // Aktual'ny'e problemy' sovremennoj pedagogiki: Materialy' mezhdunarod-noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Novosibirsk, 2010.

[5] Lipatova E.E, Kudashkina O.V. Usloviya vnedreniya metodiki standartizirovanny'j/simuliro-vanny'j pacient v obrazovatel'ny'j process universiteta // Tradicii i novacii v podgotovke kadrov v medicinskom vuze: posvyashhaetsya 85-letnemu yubileyu BGMU: materialy' mezhvuzovskoj uchebno-metodicheskoj konferencii s mezhdu-narodny'm uchastiem. - Ufa: Izd-vo FGBOU VO BGMU Minzdrava Rossii, 2017. - p. 231-234.

Приоритетными положениями медицинской педагогики XXI века, в основе которой лежит компетентностная парадигма, являются - совершенствование системы практической подготовки обучающихся, формирование единых подходов к определению уровня освоенности компетенций, необходимых для профессиональной деятельности [1, с.9-13]. Особый акцент, на наш взгляд, необходимо поставить на измерение/оценивание обученности и сформированности компетенций у

обучающихся в медицинских вузах, в частности коммуникативной компетентности [2]. Актуальность изучения данной проблемы подчеркивается и количеством жалоб пациентов на процесс взаимодействия с ними врачей. На данный вопрос не первый год обращает внимание медицинской общественности Министерство здравоохранения Российской Федерации. Министр здравоохранения В. Скворцова в своем выступлении на Всероссийском конгрессе союза пациентов отмечает, что

—--—

~ 41 ~

—--

Лига защиты пациентов при анализе структуры жалоб выявляет следующее: «90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания врача объяснить пациенту или его близким информацию о состоянии здоровья». Следует отметить, что доступность информации для пациента является одним из обязательных его прав, которые закрепляет ВОЗ.

Так, в 2016 году на сайте Минздрава РФ была опубликована анкета для пациентов. Вопросы касались оценки качества обслуживания в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. В исследовании приняло участие 779 человек (данные по Республике Башкортостан). Наряду с прочими, в анкете присутствовали следующие вопросы: удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации в помещениях медицинской организации? Положительный ответ дали 238 респондентов, отрицательный - 200; вы удовлетворены обслуживанием у участкового терапевта (доброжелательность, вежливость, компетентность)? Положительный вариант ответа

Результаты мнений пациентов о качестве в

выбрали 407 респондентов, ответ нет 372 респондента. При конкретизации данного вопроса из выбравших отрицательный ответ (372 респондента) на недостаточную доброжелательность врача указало 173 человека, недостаток вежливости отметили 147 респондентов, 336 анкетируемых недовольны в целом компетентностью специалиста. Также в анкету были включены вопросы, касающиеся взаимодействия пациента с узкими специалистами. Здесь ответы анкетируемых распределились несколько иначе. На вопрос «Вы удовлетворены обслуживанием у узких специалистов?» Ответ «да» выбрали 393, «нет» 386 респондентов. Из ответивших «нет» (386 респондентов) на недостаточную доброжелательность врача указало 177, недостаточную вежливость - 183, недостаточную компетентность врача - 335 участников исследования, указавших на неудовлетворенность взаимодействия с узкими специалистами. Результаты анализа мнений пациентов о качестве взаимодействия с медицинскими работниками в процентном соотношении представлены нами в таблице 1.

Таблица 1

имодействия с медицинскими работниками

№ п/п Вопросы Варианты ответов (%)

да нет

1. Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации в помещениях медицинской организации? 44,34 45, 66

2. Вы удовлетворены обслуживанием у участкового терапевта? 52,24 47,76

3. Вы удовлетворены обслуживанием у узких специалистов? 50,44 49,56

Данные по респондентам, отрицательно ответившим на вопрос об удовлетворенности взаимодействия с врачом (участковым терапевтом - 372, узким специалистом - 386 человек), представлены в таблице 2.

~ 42 ~

—--

Таблица 2

Удовлетворенности взаимодействия с врачом

Вопрос Качества/характеристики врача Участковый терапевт Узкий специалист

Вы удовлетворены обслуживанием у врача? недостаточная доброжелательность 46,50% 45,85%

недостаточная вежливость 39,51% 47,40%

недостаточная компетентность 90,32% 86,78%

Таким образом, на наш взгляд, качество медицинской помощи помимо показателей непрерывности, безопасности, результативности, доступности, эффективности в целом предполагают профессионально проработанные, психологически

грамотные, педагогически выверенные межличностные отношения, которые базируются на коммуникативной компетентности и включаются в профессиональную компетентность. Для лучшей наглядности информация представлена на Рис. 1.

оммуникативная компетентность

Рис.1. Структура профессиональной компетенции

Всемирная Медицинская Ассамблея (ВМА) в своих декларациях акцентирует внимание педагогов медицинских учебных заведений на подчеркивание уважительного и гуманного отношения к пациенту при преподавании «у постели больного». Howard Barrows вводит инновационную методику обучения, в отечественном медицинском образовании методика «стандартизированный пациент» применяется около 20 лет. Первопроходцами являются КГМУ, Первый МГМУ им. Сеченова. Образовательная программа с использованием пациента-«актера», разработанная профессором Булатовым С.А. [3, с.126-143], стала

стартовой для отечественной медицинской педагогики с использованием методики «Стандартизированный пациент». Компетентностный подход, принятый на сегодняшний день как основной, требует от образовательного процесса организации самостоятельности обучающихся [4].

Формирование коммуникативного мастерства является одной из базовых задач преподавателя у будущего специалиста. Составляющие коммуникативного мастерства в иерархической взаимосвязи представлены в наглядном виде на Рис. 2.

~ 43 ~

—--—

Рис.2. Составляющие коммуникативного мастерства

Мы подразумеваем, что обучающиеся, приходящие в медицинский вуз (БГМУ), обладают определенной сформированностью коммуникативной компетентности, имея разную степень выраженности коммуникативных способностей. Коммуникативные знания, касающиеся взаимоотношений «врач-пациент», обучающиеся начинают получать с младших курсов как на базовых, вариативных дисциплинах, так и на элективных курсах, например, «Психология и педагогика», «Биоэтика», «Коммуникативная деятельность» и прочие. Развитие коммуникативной компетентности будущего врача рассматривается нами как процесс получения соответствующей системы знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков, определяющих успешность взаимодействия в профессиональном общении. Так, содержание элективного курса «Коммуникативная деятельность» включает в себя информацию, способствующую оптимизации коммуникативного поведения индивида: знание сущности феномена общения; основы взаимодействия врача и пациента; представление о степени значимости коммуникативного компонента в структуре профессиональной деятельности медицинского работника; знание функций, структуры, видов, форм, типов, закономерностей общения в существующей и предполагаемой деятельности; эффективное управление конфликтом.

Знания основ психологии общения могут реализоваться посредством овладения коммуникативной техникой, соответствующими умениями и навыками, что, по нашему мнению, находит свое

отражение в поведенческо-процессуальных аспектах деятельности медицинского работника. Содержание данного аспекта составляет, на наш взгляд, следующую систему практических умений: вербальные умения (психологически и педагогически грамотное владение словом); умения невербального взаимодействия; умения эффективного межличностного восприятия; умение управлять процессом коммуникации в целом.

В элективном курсе предлагаются следующие виды деятельности: деловые игры; упражнения; разнообразные упражнения на развитие различных аспектов коммуникативной компетентности и проч. Они имеют общие цели: изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия; содействие личностному развитию обучающихся, реализации творческого потенциала. Указанные виды деятельности помогают снимать психологические барьеры, устанавливать благоприятный психологический климат в группе и стимулировать самостоятельную познавательную, творческую деятельность обучающихся; способствуют развитию умения слушать, задавать вопросы, грамотно вести диалог, активно общаться вербально и невербально, поскольку в ходе таких занятий с помощью специально разработанных и подобранных упражнений участники получают информацию о том, как их воспринимают другие, насколько точно их собственное самовосприятие, формируются их рефлексивные умения.

—--—

~ 44 ~

—--—

Формирование коммуникативных умений и навыков продолжается, расширяется и углубляется, проходя непрерывной линией на протяжении всех лет обучения, способствуя становлению коммуникативной компетентности, а позже - и коммуникативного мастерства, развитие которых продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста.

Для расширения и углубления информации, касающейся психологии общения, обучающимся (ординаторы 2 год обучения, дисциплина «Педагогика»), в рамках раздела «Анализ проведенного занятия» было предложено разработать макет и, защищая его, продемонстрировать элемент деловой игры «Симулированный пациент» (выбор темы, педагогической и клинической задачи по профилю обучения ординатора) [5, с.231-234]. Проведенная деловая игра и ее последующий анализ позволили сделать ряд выводов и рекомендаций по оптимизации образовательного процесса. Следует отметить, что данная форма проведения занятия рассчитана не только на формирование конкретных профессиональных знаний, но и на приобретение обучающимися коммуникативных компетенций, эмоционального опыта и возможность их коррекции без ущерба для больного. Причем, ординаторы, не прошедшие элективные

курсы, включающие психологию общения, испытывали трудности при участии в деловой игре, как в теоретической, так и практической ее части. Таким образом, включение в систему обучения элементов методики «Стандартизированный, симулированный пациент» позволит, на наш взгляд, обучающимся отработать и усовершенствовать не только коммуникативные и профессиональные навыки в условиях приближенных к реалиям медицинской деятельности, но и приобрести определенный эмоциональный опыт и опыт регуляции эмоциональной сферы.

В заключение следует отметить, что проводимая работа способствует формированию компетенций, как будущего специалиста, так и врача, заключающихся, например, в выборе верной тактики профессионального общения, максимально адаптированной для личностных характеристик каждого пациента. К факторам такого выбора относятся знание этических и деонтологических основ профессионального взаимодействия врача и пациента; знания о ролевом поведении и невербальном общении; способы коммуникации с больным, основанные на технике активного слушания; умение ориентироваться в потребностях пациента; знание о психологических механизмах защиты личности; умения управлять коммуникативным процессом в целом.

~ 45 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.