DOI: 10.23888/humJ2022103243-254
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
В УСЛОВИЯХ COVID-19
DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN POSTGRADUATE EDUCATION AS A MEANS OF TEACHING NURSES IN THE CONDITIONS OF COVID-19
Шульгина И. В.
Тамбовский государственный университет имени Г. Державина, Тамбов, Российская Федерация
Shul'gina I. V.
Tambov State University named after G. Derzhavin, Tambov, Russian Federation
Аннотация:
На современном этапе развития системы здравоохранения и в связи с пандемией новой корона-вирусной инфекции COVID-19 последипломное образование специалистов со средним медицинским образованием претерпевает значительные изменения. Использование дистанционной формы обучения в реализации образовательного процесса является эффективным механизмом последипломного образования, который способствует формированию высокого уровня общих и профессиональных компетенцией, а также продуктивной модели карьерного роста медицинского работника. Особенностью обучения медицинских сестер в условиях пандемии COVID-19 стала интенсификация использования дистанционных образовательных технологий. Это обеспечивает доступность образования, создавая возможность поддерживать и повышать свой профессиональный уровень независимо от места нахождения и в удобное время, что уменьшает количество социальных контактов между слушателями, расширяет географические границы и охватывает большое количество специалистов. Специфические особенности медицинского образования заключаются в том, что основная часть совершенст-
Abstract:
At the present stage of healthcare system development, due to the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19, postgraduate education of specialists with secondary vocational medical education is undergoing significant changes. Nurses are faced with new realities of our time — training on additional professional training programs with the use of distance learning technologies. The use of distance learning in the implementation of the educational process is an effective mechanism of postgraduate education, which contributes to the formation of a high level of general and professional competencies, as well as a productive career model of a medical worker. A characteristics of nurses training in the conditions of COVID-19 was the intensification of the use of distance learning technologies, which ensures the availability of education, creating the opportunity to maintain and improve their professional level regardless of location and at a convenient time, in turn reducing the number of social contacts of students, expanding geographical boundaries, covering a large number of specialists. The specific features of medical education are that the main part of the competencies being improved and formed is inextricably linked with forms of training that
вуемых и формируемых компетенцией неразрывно связана с формами обучения, требующими личного присутствия, например, практические манипуляции и коммуникативные навыки. Поэтому для реализации комплекса основных характеристик последипломного образования средних медицинских работников внедряются и используются элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Они совмещаются с освоением практических навыков при использовании инновационного подхода «образование-наука-практика» с учетом современного развития передовых технологий медицинской науки и приоритета безопасности пациентов.
Ключевые слова:
медицинская сестра; дополнительное профессиональное образование; дистанционные образовательные технологии
Актуальность
Медицинские сестры являются многочисленным профессиональным звеном системы здравоохранения. В их задачу входит не только выполнение назначений врачей, но и уход, профилактические и реабилитационные мероприятия, облегчение страдания пациентов. Вследствие этого возможно предположить, что роль специалистов со средним медицинским образованием в оказании комплекса мероприятий, направленных на поддержание и/или восстановление здоровья, профилактику, диагностику, лечение заболеваний и реабилитацию, весьма значительна. Для предоставления качественных услуг требуются квалифицированные и компетентные трудовые ресурсы, которые укрепляют свой профессиональный потенциал в формате последипломного обучения через современные образовательные технологии. Значимость последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием в условиях пандемии COVID-19 повысилась, так как возрастающие требования к профессиональной компетентности сделали обучение условием их конкурентоспособности.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что ситуация, связанная с пандемией COVID-19, внесла коррективы в систему последипломного образования медицинских сестер, выйдя на качественно новый уровень развития. Это предопределило использование принципиально новых современных обучающих технологий с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на потребности пользователей услуг и практического здравоохранения. Как правило, эти виртуальные взаимодействия происходят в Интернете, при этом Интернет используется для обеспечения связи в обучении. Хотя то,
requires personal presence, for example, practical manipulations and communication skills. Therefore, to implement the complex of basic characteristics of postgraduate education of secondary medical workers, elements of e-learning and distance learning technologies are introduced and used together with the development of practical skills, using the innovative approach "education-science-practice", taking into account the modern development of advanced medical science technologies and the priority of patient safety. Distance learning technologies in postgraduate training of medical workers allow us to effectively solve current educational tasks, taking into account the needs of the healthcare system.
Keywords:
nurse; additional professional education; distance learning technologies
чему учат, существенно не изменилось, способы преподавания с использованием дистанционных технологий обучения изменились и расширились.
Проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров — медицинских сестер — на современном этапе представляется очень важной, поэтому, на наш взгляд, необходимо продолжить поиски наиболее приемлемых и усовершенствованных методик преподавания и подходов к обучению в период пандемии [1].
Новые образовательные системы профессиональной подготовки должны уделять существенное внимание качеству услуг здравоохранения [2], учитывая в совокупности следующие элементы:
- эффективность;
- безопасность;
- ориентация на потребности пациентов;
- своевременность;
- справедливость;
- интегрированность;
- действенность.
Эффективность предоставления комплекса мероприятий, направленных на поддержание и/или восстановление здоровья, зависит от своевременности, правильности выбора методов, степени достижения запланированного результата, а также от совокупности, состоящей из образовательных технологий и форм организации учебной деятельности в структуре последипломного образования работников системы здравоохранения [3].
В современных условиях содержание разных форм программ дополнительного профессионального образования медицинских сестер требует активного использования дистанционных технологий, проблемного обучения в малых группах, обучения в составе группы специалистов, которые объединены решением одной задачи на совместно согласованных принципах.
Таким образом, новизна работы обусловлена проведенным анализом и обобщением новейшего практического опыта использования дистанционных технологий для организации последипломного образования медсестер.
Результаты исследования могут быть использованы при организации последипломного образования медсестер в условиях сохранении и приумножения высоких профессиональных навыков при отсутствии возможности очного обучения.
Материалы и методы
В данной статье проведен анализ теоретико-методологических источников за период 2019-2021 гг., затрагивающих вопросы последипломного образования среднего медицинского персонала, а также нормативно-правовых источников по теме работы.
Результаты и их обсуждение
На основании изученных данных, можно говорить, что дистанционные технологии в обучении, рефлексируя на современные изменения в системе здравоохранения,
уверенно внедряется в сектор последипломного образования медицинских работников, тем самым расширяя границы целевой аудитории, обеспечивая ценностно-ориентированный подход, что создает гармонизацию отношений между медицинской организацией и общественностью [4].
Обратимся к нормативно-правовой базе данного метода обучения. Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дистанционные образовательные технологии реализуются в большинстве случаев с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при предопределенной взаимосвязи обучающихся и педагогических работников [5]. В свою очередь, информационно-телекоммуникационная сеть — это совокупность методов и технологий, используемых для получения необходимой информации, которая способна удовлетворить личные потребности пользователей.
Новые образовательные технологии, с использованием дистанционных форм обучения, ориентированы на трансформацию личности медицинского работника как специалиста. Данные технологии способствуют достижению соответствия имеющегося мастерства условиям профессиональной деятельности, удовлетворению потребностей в получении новых знаний для реализации в практическом здравоохранении и педалируют на эффективность образовательной деятельности.
Последипломное образование медицинских работников среднего звена через призму новых образовательных технологий, как считает большинство исследователей [6, 7], способствует:
- приобретению интереса к формированию и совершенствованию знаний;
- совершенствованию общих и профессиональных компетенцией;
- усилению и развитию трудовой мотивации;
- улучшению качества предоставляемых медицинских услуг;
- развитию индивидуальных, личностных и психологических особенностей слушателей;
- активизации самообразования;
- использованию созидательного подхода в трудовой деятельности;
- повышению имеющейся квалификации.
В настоящее время введен режим повышенной опасности из-за распространения коронавируса. Для обеспечения безопасности слушателей и педагогического состава сокращено до минимума присутствие в учебных классах, что является вынужденной необходимостью.
Совокупность дистанционных технологий, применяемых при реализации программ повышения квалификации медицинских работников среднего звена, преодоление формализма и стандарта в построении учебного занятия, а также повышение познавательной активности и самостоятельности слушателей, являются направляющим вектором в формировании знаний, умений и навыков.
На этапе стремительного развития научно-технического прогресса специалист, работающий в системе здравоохранения, обязан молниеносно овладевать меняющейся информацией в области медицины с учётом приоритета безопасности пациентов.
Исследователи полагают, что использование нового формата обучения с применением дистанционных образовательных технологий является ключом к решению многих задач, касающихся организации последипломного образования. Применение технологий дистанционного обучения направлено на формирование современной мотивированной модели медицинского работника, который способен быстро освоиться в динамично развивающемся информационном пространстве на базе имеющихся общих и профессиональных компетенций [8, 9].
Использование нового формата обучения сестринского персонала, с учетом современного состояния медицинской науки и потребности общества, дает возможность:
- развития нестандартного типа мышления;
- формирования творческой и аналитической личности;
- стремительной адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Обучение медицинских сестер в рамках дополнительного профессионального образования через использование дистанционных образовательных технологий имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при планировании образовательного процесса [10]:
- важнейшим ресурсом обучения является опыт слушателей;
- ведущая роль отводится обучающимся;
- образовательный процесс является инструментом достижения поставленной цели;
- внутренняя потребность медсестер в самореализации, независимости;
- проецирование глубоко и прочно усвоенных знаний, умений и навыков на профессиональную деятельность;
- содержание образовательного процесса является компонентом проблематики между слушателем и преподавателем;
- модификация деятельности обучаемых и обучающих с учетом временных, профессиональных и социальных факторов.
Основополагающим фактором реализации образовательного процесса с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий является системно-деятельный подход, который создает условия для:
- генерирования непрерывного образования;
- стимулирования познавательной активности;
- проецирования социальной среды слушателей в учебном процессе;
- выстраивания процесса обучения с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей слушателей.
Грамотная организация учебного процесса через системно-деятельный подход формирует комплекс компетенцией, основываясь на знаниях, умениях, навыках, индивидуальных качествах, которыми должна обладать медицинская сестра, одновременно делая акцент на результатах обучения, с целью продуктивного выполнения своих профессиональных обязанностей [11].
В ходе изучения имеющихся источников нами было определено, что для получения высокого результата от обучения с применением современных технологий требуется
регулярно контролировать организацию, содержание, результаты и условия реализации программ дополнительного профессионального образования, одновременно оперативно реагируя на запросы практического здравоохранения, обеспечивая совершенствование имеющихся профессиональных компетенцией, базирующихся на развитии познавательной деятельности, активном вовлечении в учебный процесс, гарантируя качественную и безопасную деятельность в рамках своей профессии [12].
Существует утвержденный перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым не допускается применять только электронное и дистанционное обучение, так как невозможно, обучаясь только дистанционно, овладеть практическими навыками, которые включены в профессиональные компетенции, необходимые для выполнения профессиональной деятельности, что является целью дополнительного профессионального образования средних медицинских работников [13]. Поэтому для реализации комплекса основных характеристик последипломного образования средних медицинских работников внедряются и используются элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий совокупно с освоением практических навыков, используя инновационный подход «образование-наука-практика» [14].
Данный подход, являясь мощным регуляторным механизмом, предполагает формирование новых компетенцией и развитие имеющихся с помощью интегрирования классической фундаментальной науки в образовательный процесс путем использования симбиоза современной материально-технической базы, эффективных средств формирования познавательной, коммуникативной, личностной деятельности слушателей, методов обучения, интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Особенностями инновационного подхода является, с одной стороны, углубление аналитического направления, и развитие интегративной направленности последипломного обучения медиков — с другой [15].
Эксклюзивностью инновационного подхода «образование-наука-практика» в последипломном обучении медицинских сестер в условиях COVID-19 является формирование нового типа специалиста, способного быстро принимать решения в нетипичной совокупности обстоятельств, гибко приспосабливаться к модифицирующимся условиям практической деятельности, применяя единый, интегративный подход к современному образовательному процессу, с использованием следующих составляющих:
- информированность — расширение кругозора;
- технологичность — осознанное выполнение действий, направленных на достижение целей и результата;
- организованность — создание условий совершенствования практических навыков и умений;
-коммуникабельность — выстраивание отношений, расположение к себе на основе этических норм.
Одним из признаков инновационного подхода является интенсивное развитие качественных связей и отношений внутри образовательного процесса, побуждая и координируя деятельность слушателей на получение максимального результата от обучения.
Естественно-научной основой совершенствования и развития клинического мышления медицинских сестер является практическая составляющая инновационного подхода, которая ставит задачу всестороннего использования богатого инструментария системного подхода, накопленного современной наукой. Данный подход позволяет создавать и оптимизировать различные клинические сценарии с максимальной степенью реалистичности с использованием симуляционных технологий; ситуационные задачи с моделирующими заданиями; игровые методы стимулирования активной и познавательной сферы деятельности слушателей, предоставляя возможность повысить эффективность и качество медицинских вмешательств, параллельно углубляя имеющиеся знания, умения, навыки.
В этой связи, исследователи-методисты в практико-ориентированных исследованиях говорят о том, какая выгода может быть получена при внедрении инновационных технологий, в частности — дистанционного образования. Безусловный плюс для работника — возможность проходить обучение в любое время в любом месте.
Новые подходы к организации дистанционного обучения предполагают применение образовательных платформ для общения и выполнения заданий. В России наиболее популярными стали MOODLE, ZOOM, Jitsi Meet [16]. Через платформу MOODLE обучающиеся на курсе повышения квалификации медсестры получают консультацию, проводятся дискуссии. Для каждого практического занятия рекомендуют разрабатывать мультимедийные материалы. Обучающийся, зайдя на курс, самостоятельно изучает теоретическую часть дисциплины; осуществляет самоконтроль, регулярно решая тестовый контроль; решает ситуационные задачи. Преимуществом данной платформы является то, что медицинский работник может сам определять временной промежуток, но при этом от него требуется самодисциплина.
Использование платформ Jitsi Meet, Zoom позволяет проводить семинары, дискуссии, видео-уроки, демонстрировать практические навыки. Практические занятия через средства телекоммуникационной связи Jitsi Meet, Zoom позволяют использовать ролевые игры. В результате реализации ролевых игр слушатели приобретают навыки коммуникации, умения собирать анамнез, правильно оценивать полученную информацию, учатся принятию решения.
Рассмотрим зарубежный опыт обучения медсестер в условиях пандемии. В Сингапуре для того, чтобы медсестры могли взаимодействовать с пациентом при обучении, была организована встреча в режиме реального времени через Zoom. Чтобы имитировать аутентичную клиническую среду, пациенты носили больничную одежду и наручные бирки в кампусе, а студенты носили халаты дома. Кроме того, медсестры могли ознакомиться с записанными видео различных клинических ситуаций, после чего в режиме онлайн проводилось их обсуждение. Это обеспечило разнообразие стратегий обучения в развитии многогранных сестринских компетенций. Кроме того, обучающиеся представили письменные журналы рефлексии, чтобы закрепить свое очное обучение, основанное на моделировании, посредством рефлексивной практики [17].
При организации учебных занятий на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки среднего медицинского персонала могут быть
использованы следующие современные формы работы:
1) студийные видео-лекции, которые совмещают в себе голосовое сопровождение и видеоряд;
2) видео-семинар — происходит не только воспроизведение лектором изучаемого материала, но и непосредственное общение с обучающимися в прямом эфире на базе «облачной» платформы для проведения видеоконференций;
3) видеозапись монолога лектора, который в отведенное время зачитывает большой объем информации, а общение при этом может происходить в чате;
4) консультации в формате онлайн, на которых может производиться разбор клинических случаев, особенностей диагностики, лечения и проведения манипуляций.
Довольно острым в сфере дистанционного образования остается вопрос практической подготовки медсестер. Данный вопрос может решаться созданием симуляционных центров, применением программ 3D-визуализации, разбором отдельных клинических ситуаций.
Также нерешенными до конца остаются вопросы обеспечения доступа в сеть Интернет по всей территории страны, обновление материально-технической базы образовательных организаций, реализующих последипломную подготовку, и создания методологической базы для внедрения инновационных технологий обучения.
Однако применение дистанционных технологий в повышении квалификации среднего медицинского персонала обладает и множеством достоинств: рациональное распределение и экономия времени, особенно в условиях обучения, сопряженного с продолжением трудовой деятельности; оптимизация материальных затрат, имеющих место при офлайн-обучении; незамедлительное получение квалифицированной консультации преподавателей, поскольку есть постоянная обратная связь посредством видео-мессенджеров, чата и электронной почты [18].
Таким образом, реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации с применением инновационного подхода «образование-наука-практика» в системе последипломного обучения специалистов со средним медицинским образованием, ориентирована на формирование высокого уровня профессиональной компетенции и продуктивной модели карьерного роста, на внутренние ресурсы личности взрослого обучающегося и базируется на следующих принципах:
- практической направленности — понимание обучающимися связей и зависимостей между познанием действительности, следствием которой является теория, и практикой.
- деятельности — слушатели выступают активными участниками учебного процесса;
- системности — преподаватели используют межпредметные связи в учебном процессе;
- психологического комфорта — способствует формированию и развитию требуемых компетенцией на достаточно высоком уровне;
- вариативности — содействует развитию у слушателей понимания возможности различных вариантов решения клинических ситуаций, умений осуществлять систематический перебор возможных вариантов, сравнивать и находить оптимальный;
- творчества — формирует способность самостоятельного нахождения решения нестандартных задач.
Применение вышеуказанного подхода в развитии совокупности взаимосвязанных знаний, умений и навыков медсестры конъюгированно с использованием гибкой формы организации учебного процесса, принятием во внимание личностных качеств слушателя, структурированием стратегии развития профессиональной деятельности [19].
Выводы
2020 год ознаменовался повсеместным внедрением дистанционного образования для повышения квалификации и последипломного образования среднего медицинского персонала. Это стало основой для выработки новых решений и подходов к методологическому обеспечению дистанционного образования. Дистанционное образование при его грамотном методологическом обеспечении может предоставить большие возможности для обучения медицинского персонала, в том числе, даже после завершения пандемии и снятии социальных ограничений.
Соответствуя современному состоянию науки и потребностям общества, основополагающим звеном повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием является педагогически грамотно преобразованный учебный процесс, направленный на повышение познавательной деятельности слушателей, доведение до безукоризненности процесса труда в рамках решения профессиональных задач. Для обеспечения качественного, целенаправленного последипломного обучения медицинских сестер, необходимо иметь единую организационную структуру, утвержденную органом государственного управления, высококвалифицированные научно-педагогические кадры, имеющие научное представление о мире и обладающие широким кругозором, а также использовать преемственность и непрерывность в образовательном процессе.
Обучение происходит как в синхронном (online), так и в асинхронном (offline) режимах. Практические занятия, которые имеют особенное значение, в дистанционной форме могут проходить в различных форматах, в том числе и в виде симуляций с применением метода активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на решении конкретных кейсов. Переход на онлайн-обучение и электронные образовательные ресурсы через проблемно-ориентированное обучение способствует более глубокому обучению, что открывает широкие перспективы для улучшения качества образования, а также формирования и совершенствования различных компетенций медсестрами.
Разрушительные последствия COVID-19 представляют собой беспрецедентную возможность для преобразований в рамках последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием. Крайне важно использовать инновационные подходы для обучения на основе доказательной базы не только во время COVID-19, но и в последующий период.
В нашей статье мы обобщили имеющийся опыт внедрения новых способов обучения и повышения квалификации медсестер в условиях дистанционного
образования, что может служить методологической базой при организации дополнительного профессионального образования медсестер.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. De Corvalho Lira A.L.B., Adamy E.K., Teixeira E., et al. Nursing education: challenges and perspectives in times of the COVID-19 pandemic // Revista Brasileira de Enfermagem. 2020. Vol. 73, Suppl. 2. P. e20200683. doi: 10.1590/0034-7167-2020-0683
2. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2 (38). С. 8-24. doi: 10.24411/2220-8453-2020-12001
3. Шульгина И.В. Образовательная среда специалистов среднего звена как инструмент качественно оказанной медицинской помощи пациентам с психическими расстройствами // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, № 4. С. 631-637. doi: 10.23888/HMJ201974631-637
4. Мусина Н.З., Омельяновский В.В., Гостищев Р.В., и др. Концепция ценностноориентированного здравоохранения // ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэ-пидемиология. 2020. Т. 13, № 4. С. 438-451. doi: 10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2020.042
5. Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons doc LA W 140174/. Ссылка активна на 29.04.2022.
6. Гостеева О.В., Шульгина И.В. Дистанционное обучение медицинских сестер в период пандемии COVID-19 при реализации последипломного образования // Global and Regional Research. 2020. Т. 2, № 4. С. 130-135.
7. Cardoso Tavares A.P., Leite B.S., Silveira I.A., et al. Analysis of Brazilian publications on distance education in nursing: integrative review // Revista Brasileira de Enfermagem. 2018. Vol. 71, № 1. P. 214-222. doi: 10.1590/0034-7167-2016-0454
8. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 131-140.
9. Мажаров В.Н., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., и др. Организация дополнительного профессио-
REFERENCES:
1. De Corvalho Lira ALB, Adamy EK, Teixeira E, et al. Nursing education: challenges and perspectives in times of the COVID-19 pandemic. Revista Brasileira de Enfermagem. 2020;73(2):e20200683. doi: 10.1590/0034-7167-2020-0683
2. Alekseeva AYu, Balkizov ZZ. Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions. Meditsinskoe Obrazovanie i Professional'noe Razvitie. 2020;11(2):8-24. (In Russ). doi: 10.24411/2220-8453-2020-12001
3. Shulgina IV. Educational environment of middle-level specialists as instrument of high quality medical assistance to patients with mental disorders. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2 0 1 9 ; 7 ( 4 ) : 6 3 1 - 7 . ( I n R u s s ) . d o i : 10.23888/HMT201974631-637
4. Musina NZ, Omelyanovskiy VV, Gostischev RV, et al. Concept of value-based healthcare. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmaco-economics and Pharmacoepidemiology. 2020;13(4):438-51. (In Russ). doi: 10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2020.042
5. Federal Law of Russian Federation No. 273 dated December 29, 2012. "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174/. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
6. Gosteeva OV, Shulgina IV. Distance training of nurses in the pandemic COVID-19 period in the implementation of postgraduate education. Global and Regional Research. 2020;2(4):130-5. (In Russ).
7. Cardoso Tavares AP, Leite BS, Silveira IA, et al. Analysis of Brazilian publications on distance education in nursing: integrative review. Revista Brasileira de Enfermagem. 2018;71(1):214-22. doi: 10.1590/0034-7167-2016-0454
8. Shestak NV, Podzolkova NM. Implementation of educational programs using distance learning technologies. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2015; (7):131-40. (In Russ).
9. Mazharov VN, Khojayan AB, Agranovich NV, et al. Organization of additional vocational education
нального образования в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 235-238.
10. Потемкина Н.В. Дистанционное образование в системе непрерывного медицинского образования // Московская медицина. 2020. № 4 (38). С. 64-67.
11. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения. В сб.: VIII Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики»; Самара, 20-23 Марта 2016. Самара; 2016. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id =25685918. Ссылка активна на 29.04.2022.
12. Агранович Н.В., Агранович О.В., Анопченко А.С., и др. Реализация дополнительного профессионального образования в медицинском вузе в период пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 26. Доступно по: https://science-education.ru/ аг^-de/view?id=30600. Ссылка активна на 29.04.2022.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Доступно по: https://base.garant.ru/70600458/. Ссылка активна на 29.04.2022.
14. Ломоносова Г.Г., Борисов Ю.Ю. Использование инновационных образовательных технологий при подготовке будущих бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 173-176.
15. Бакирова Р.Е., Нурсултанова С.Д., Муравлёва Л.Е., и др. Инновационные технологии в обучении студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 69. Доступно по: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=27703. Ссылка активна на 29.04.2022.
16. Роббек К.В., Дмитриева В.А. Преимущество и недостатки в организации практического обучения в дистанционном формате в ГБПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж». В сб.: II дистанционная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в современном образовании: практики, технологии, решения»; Москва, 17-19 Июня 2021. М.; 2021. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=46460682&pff=1. Ссылка активна на 29.04.2022.
in medical university during pandemic COVID-19: problems and prospects. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya. 2021;(70-4):235-8. (In Russ).
10. Potemkina NV. Distantsionnoye obrazovaniye v sisteme nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniya. Moskovskaya Meditsina. 2020;(4):64-7. (In Russ).
11. Shumeyko ON. Realizatsiya sistemno-deyatel'nostnogo podkhoda v protsesse obucheniya. In: VIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Aktual'nyye voprosy sovremennoy pedagogiki»; Samara, 20-23 March 2016. Samara; 2016. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id =25685918. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
12. Agranovich NV, Agranovich OV, Anopchenko AS, et al. Implementation of additional professional education at a medical university during the COVID-19 pandemic. Modern Problems of Science and Education. 2021;(2):26. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=30600. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
13. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated January 20, 2014 No. 22 "Ob utverzhdenii perechney professiy i spetsial'nostey srednego professional'nogo obrazovaniya, realizatsiya obrazovatel'nykh programm po kotorym ne dopuskayetsya s primeneniyem isklyuchitel'no elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy". Available at: https://base.garant.ru/70600458/. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
14. Lomonosova GG, Borisov YuYu. Ispol'zovaniye innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri podgotovke budushchikh bakalavrov sestrinskogo dela. International Journal of Experimental Education. 2015;(4):173-6. (In Russ).
15. Bakirova RE, Nursultanova SD, Muravleva LE, et al. Innovative technologies in training of students of medicine. Modern Problems of Science and Education. 2018;(3):69. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27703. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
16. Robbek KV, Dmitriyeva VA. Preimushchestvo i nedostatki v organizatsii prakticheskogo obucheniya v distantsionnom formate v GBPOU RS (Ya) «Yakutskiy meditsinskiy kolledzh». In: II
distantsionnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Innovatsionnyye protsessy v sovremennom obrazovanii: praktiki, tekhnologii, resheniya»; Moscow, 17-19 June 2 02 1. Moscow; 202 1. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46460682&pff=1. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
253
17. Seah B., Ang E.N.K., Liaw S.Y., et al. Curriculum changes for pre-registration nursing education in times of COVID-19: For the better or worse? // Nurse Education Today. 2021. Vol. 98. P. 104743. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104743
18. Шестопалов Е.В., Суворова Е.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 61. Доступно по: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30349. Ссылка активна на 29.04.2022.
19. Османов И.М., Борзакова С.Н., Винокуров А.В., и др. Особенности повышения квалификации врачей педиатрического профиля в условиях пандемии COVID-19 в г. Москве // Практика педиатра. 2021. № 1. С. 3-11.
17. Seah B, Ang ENK, Liaw SY, et al. Curriculum changes for pre-registration nursing education in times of COVID-19: For the better or worse? Nurse Education Today. 2021;98:104743. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104743
18. Shestopalov EV, Suvorova EV. The advantages and disadvantages of distant teaching. Modern Problems of Science and Education. 2020;(6):61. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30349. Accessed: 2022 April 29. (In Russ).
19. Osmanov IM, Borzakova SN, Vinokurov AV, et al. Osobennosti povysheniya kvalifikatsii vrachey pediatricheskogo profilya v usloviyakh pandemii COVID-19 v Moskve. Praktika Pediatra. 2021;(1):3-11. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Шульгина Ирина Владимировна — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-024 7-4846. E-mail: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 29.04.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 21.08.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2022.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шульгина И.В. Дистанционные образовательные технологии в последипломном образовании как средство обучения медицинских сестер в условиях COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 243-254. Доступно по: Ы^р://Ьит|оигпа1. rzgmu.ш/art&id=536. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/Ыт12022103243-254
INFORMATION ABOUT AUTHOR:
Irina V. Shul'gina — Graduate Student of the Department of Public Health and Healthcare. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0247-4846. E-mail: [email protected]
PAPER RECEIVED: 29.04.2022. PAPER REVISED: 21.08.2022. PAPER ACCEPTED: 01.09.2022.
FOR CITATION:
Shul'gina IV. Distance educational technologies in postgraduate education as a means of teaching nurses in the conditions of COVID-19. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 20 22; 1 0 (3 ) : 243-2 54. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=536. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022103243-254