поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Берем во внимание самостроительство и самореализацию как путь развития личности во время обучения, где самореализация побуждает учащихся к действиям и активности, а самостроительство как вектор к внутреннему личностному росту направлено на улучшение самообладания, самодисциплины, самовоспитания учащихся. Реализуя данные процессы в образовательном процессе, формируется личность, готовая к саморазвитию и непрерывному образованию, как это требует ФГОС ООО.
Выводы. Таким образом, реализуя стандарт в образовании, становится актуальным личностно-ориентированный подход для воспитания личности, отвечающей вызовам времени и требованиям современного государства. Учащиеся нуждаются в индивидуальной поддержке со стороны учителя, которая заключается в реализации ориентированного на учащихся подхода к обучению и отслеживания результатов обучения.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта [Текст] / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. - Л. - 1967. - Вып.2. - С. 235-249.
3. Качуровская Е.Н. Формирование мотивации учащихся 5-6 классов к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математики: дис. ...канд. пед. Наук / Е.Н. Качуровская. - Омск, 2010. - 182 с.
4. Пойманова О.В. Использование идей личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы [Текст] / О.В. Пойманова // Вестник ТГУ. - 2010. - № 3 (83). - С. 181-185.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл. Р. Роджерс. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 479 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - Москва: Логос,1999. - 272 с.
8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / В.В. Сериков. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
9. Шавалиева В.Р. Личностно-ориентированный подход в обучении школьников [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Солнечный свет». 2021. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-o/ (дата обращения: 12. 02. 2021).
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование [Текст] / И.С. Якиманская // Новые ценности образования. - М. - 1995. - С. 55.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат медицинских наук, доцент, проректор по стратегическому развитию, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Мажаров Виктор Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ставрополь); доктор медицинских наук, профессор, и.о. ректора, проректор по учебной деятельности Ходжаян Анна Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ставрополь); доктор медицинских наук, профессор, директор Института дополнительного профессионального образования, заведующая кафедрой поликлинической терапии Агранович Надежда Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела Института дополнительного профессионального образования, доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин Колесникова Инна Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ставрополь)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулось дополнительное профессиональное медицинское образование в период пандемии COVID-19. Важными реалиями сегодняшнего дня стали не только необходимость продолжения обучения на высоком уровне по программам ДПО, но и обеспечение безопасности и здоровья обучающихся и сотрудников вуза. Сложности обучения специалистов практического здравоохранения в период пандемии потребовали перестройки всего образовательного процесса. В качестве нового формата обучения реализованы разработанные алгоритмы бесконтактного дистанционного образования с применением современных методов электронного обучения. Авторами описаны возможности, проблемы и перспективы ДОТ, показана их роль в организации непрерывного профессионального медицинского образования.
Ключевые слова: медицинское дополнительное профессиональное образование, пандемия COVID-19, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Annotation. The article examines the problems faced by additional professional medical education during the COVID-19 pandemic. The important realities of today are not only the need to continue training at a high level in the programs of DPO, but also to ensure the safety and health of students and employees of the university. The difficulties of training practical health professionals during the pandemic required a restructuring of the entire educational process. As a new learning format, the developed algorithms of contactless distance education with the use of modern e-learning methods are implemented. The authors describe the opportunities, problems and prospects for the implementation of DOT, show their role in the organization of continuing education.
Keywords: Medical additional professional education, COVID-19 pandemic, distance education technologies, e-learning.
Введение. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в мире в 2019-20 годах затронула все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и систему образования. Усилия по пресечению распространения COVID-19 с помощью профилактических мер и немедикаментозных вмешательств, таких как самоизоляция и социальное дистанцирование, привели к повсеместному закрытию образовательных учреждений, в том числе вузов [2; 3; 7 и др.]. В условиях пандемии коронавируса (COVID-19) система образования во всем мире была переведена на дистанционное обучение, так, более полутора миллиардов обучающихся почти в двухстах странах мира (это - 91,3%) стали учиться с применением дистанционных образовательных технологий [4; 6, ; 10; 11]. До объявления пандемии COVID-19 большинство относилось к электронному медицинскому образованию как к далекому будущему, введение же на территории России режима самоизоляции (с 16 марта 2020 г.) подтолкнуло внедрение и развитие дистанционного образования к более быстрым темпам. Пандемия стала испытанием и внезапной проверкой готовности не только для мирового здравоохранения, социальной сферы, но и всей современной системы образования.
Изложение основного материала статьи. Сложность обучения специалистов практического здравоохранения в рамках ДПО (также как и будущих врачей - студентов, ординаторов) заключается в том, что им крайне необходимы именно практические занятия. Ввиду высокой контагиозности SARS-CoV-2 [4; 5; 6; 7] обучающиеся, проходящие практическую подготовку на клинических базах могут не только заболеть, но также стать бессимптомными пассивными переносчиками инфекции, что представляет очевидную угрозу для всех контактирующих с ними людей. В этой связи в большинстве медицинских образовательных учреждениях теоретические и практические занятия приостановлены и перенесены в дистанционный онлайн-формат. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [17] и приказом МЗ РФ от 19.03.2020 г. №198н [13] в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19 институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) ФГБОУ ВО Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ) все программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для врачей и среднего медицинского персонала с 25.03.2020 г. реализовывал дистанционно.
В условиях пандемии министром здравоохранения России Мурашко М.А. [16] была подчеркнута необходимость участия медицинских вузов в реализации первостепенных задач здравоохранения регионов, которое предполагало: на развертывание коек для пациентов с COVID-19, организацию на базе вузов ресурсно-консультативных центров в целях сопровождения оказания медицинской помощи таким пациентам, реализацию подготовки медицинских работников региона по специализированным программам дополнительного профессионального образования (ДПО). Актуальность разработки и реализации специализированных программ определялась острой необходимостью обучения медицинских работников (и др. категорий обучающихся медицинских вузов) по различным практическим вопросам, связанным с COVID-19, в частности - вопросы ее ранней диагностики и профилактики; лечения вирусных пневмоний и органов дыхания при COVID-19; оказания медицинской помощи пациентам, зараженным COVID-19 и остро нуждающихся в неинвазивной/инвазивной искусственной вентиляции легких с использованием наркозно-дыхательных аппаратов, аппаратов экстракорпоральной мембранной оксигинации, искусственной вентиляции легких и др.; лечения различного рода осложнений после перенесенной COVID-19; принципам обеспечения персональной защиты медицинских работников в условиях пандемии и мн. др. С этой целью кафедрами ИДПО разработаны и реализованы более 15 краткосрочных программ повышения квалификации (18, 36 ч.), по которым с 2020 г. по настоящий день прошло обучение около 7 000 тыс. человек (клинические ординаторы, студенты, преподаватели, волонтеры, средний медицинский персонал, врачи различных медицинских организаций СКФО, Ставропольского края (СК) и других регионов России).
Обучение с использованием средств ДОТ проводили ведущие специалисты университета, практического здравоохранения СК (реаниматологи, инфекционисты, пульмонологи, терапевты, трансфузиологи, педиатры и мн. др.). Реализация обучения по программ ДПО в университете осуществлялась с помощью современных средств ДО а именно: программ для видеоконференцсвязи «Skype», «Zoom», «Facebook Messenger», «TrueConf», «Cisco Webex Meetings» и др.; обучающих платформ «Google Classroom», «iSpringOnline», «Edmodo» [14; 15] и т.п., ведущая из которых ЭО среда СтГМУ «Moodle». «Moodle» используется крупнейшими вузами мира и России и считается надежной, адаптированной под разнообразные устройства средой, позволяющей на усмотрение учебного заведения проектировать и структурировать любые образовательные курсы [1; 2; 9; 14].
Организация занятий на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации ИДПО предполагала сочетанность синхронного и асинхронного обучения с использованием следующих разновидностей ДОТ [1; 3; 8; 9; 12]:
- онлайн-лекции/интерактивные видеолекции - при которых рассказ преподавателя сопровождается видеофрагментами, слайдами, заданиями (является наиболее востребованным у слушателей форматом взаимодействия, общения);
- студийные видеолекции, представляющие собой отредактированный материал с визуальным сопровождением (оптимально подобранным под конкретную тему);
- видео-семинары/видеоконференции - во время которого лектор не просто воспроизводит изучаемый материал, но и интерактивно взаимодействует с обучающимися в прямом эфире;
- видеозапись монолога лектора, позволяющая в отведенное время передать максимальный объем информации по теме, получение обратной связи от обучающихся после окончания лекции (в чате, по электронной почте и др.);
- документальные видеолекции, записанные вузовские лекции непосредственно в лекционной аудитории, для создания эффекта нахождения в учебной аудитории СтГМУ;
- слайд-фильмы/учебный видеофильм - последовательный видеоряд, сопровождающийся закадровыми комментариями преподавателя, не предполагающий непосредственно взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- вебинары, форумы по актуальным темам для каждой специальности слушателей;
- текущий, промежуточный и итоговой контроль знаний обучающихся путем решения поставленных клинических задач, тестовых заданий в онлайн режиме и мн. др.
В ЭО среде СтГМУ «МооШе» каждой кафедрой ИДПО, в целях организации самостоятельного обучения слушателей представлены все необходимые учебно-методические материалы: постановления, приказы, распоряжения и др. правительства и министерств здравоохранения и образования СК и РФ; типовые образовательные программы в соответствие с конкретной специальностью; всевозможные версии временных рекомендаций, методичек по диагностике, лечению, профилактике пациентов с COVID-19, а также ведению больных с заболеваниями внутренних органов и сопутствующей СОУГО-19 и др.; текстовые, аудио-, видео-, слайд- материалы по учебным темам; актуальные статьи отечественных и зарубежных ученых, посвященные конкретным практическим задачам, осваиваемым в рамках программы ДПО; разнообразные варианты заданий для самоконтроля знаний слушателями и мн. др.
В целях оценки результативности организации образовательного процесса с применением ДОТ в СтГМУ отделом внутреннего мониторинга был проведен опрос обучающихся и сотрудников, задействованных в реализации ЭО. Так, по данным анкетирования:
- 90% слушателей позитивно оценивают ДОТ не только как возможную альтернативу традиционному обучению в случае форс-мажорных обстоятельств, но и как ведущую форму обучения в принципе, 87,3% преподавателей считают возможным использование ДОТ только частично, не в ущерб традиционному образованию, при этом 100% преподавательского состава высказывают опасения о нивелировании роли, потере авторитета «учителя», в случае полного перехода на ДОТ;
- 92,4% слушателей считают ЭО оправданным даже в случае онлайн-разбора клинических случаев, особенно для обучающихся, живущих далеко, 76% преподавателей считают ДОТ удобным для проведения онлайн-консультаций и организации самостоятельной работы учащихся, формирования модулей учебных программ в соответствие с индивидуальными и групповыми запросами слушателей и др.;
- 78,6% обучающихся указывают на снижение учебной мотивации, поясняя это тем, что не хватает силы-воли для самоорганизации в плане самостоятельного освоения учебного материала, респонденты отмечают наличие сложностей в освоении отдельных тем, требующих пояснения преподавателя, увеличение времени на подготовку к занятиям, хотя тут же отмечают удобство совмещения обучения с основной работой и др.;
- большой процент преподавателей отмечает, что с введением ДОТ увеличилось время потраченное на разработку учебных и оценочных материалов, их размещение в системе, сотрудники выразили беспокойство о том, что ДОТ могут заменить традиционно-сложившиеся в РФ формы обучения, что в свою очередь повлечет за собой сокращение учебной нагрузки;
- и слушатели, и преподаватели в качестве минусов ДОТ обозначили: трудности «бесконтактного» взаимодействия, отсутствие ситуации «прямого реагирования» по принципу «здесь и сейчас», некоторую «обезличенность» процесса обучения; наличие технических сложностей и перебоев в работе интернета при организации ЭО и др.;
- к позитивным сторонам использования ДОТ опрошенными были отнесены: возможность обучения на расстоянии, в любое время, в любом местонахождении; параллельное обучение по разным программам, а также «без отрыва от производства»; экономическая выгода (не нужно тратиться на проживание, транспорт и др.); доступность и разнообразие форм предоставления материала; широкий охват аудитории и мн. др.
Выводы. Таким образом, оценивая первые результаты ДО можно выделить его положительные стороны и сложности, с которыми пришлось столкнуться. Экстренный переход на ДО сопряжен с очевидными проблемами, главным образом обусловленными недостаточным техническим оснащением (неготовность инфраструктуры массового ДО), слабой подготовкой (или ее отсутствием) педагогов к работе в новых условиях и др.
Одновременно, наряду с очевидными проблемами и вызовами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр перспектив и возможностей я изменения и усовершенствования образовательных систем [2; 8]. Главные вызовы ДО - это, прежде всего, пациенториентированная и практическая направленность дополнительных профессиональных образовательных программ для медицинских работников, необходимость адаптации профессорско-преподавательского состава к вхождению в режим бесконтактного ДО. В будущем, вероятно, онлайн-обучение станет, если не фундаментом общемирового образования, то неотъемлемой и быстро развивающейся его частью.
Университет всеми силами расширяет возможности своих информационных платформ, увеличивает возможности доступа своих обучающихся и сотрудников к системе ЭО, а также делятся уже имеющимися в этом плане наработками с другими вузами. На сегодняшний день СтГМУ располагает всеми необходимыми ресурсами по организации и продолжению дальнейшего внедрения ДОТ в систему дополнительной профессиональной подготовки медицинских работников не только Ставропольского края, но других территорий России, видя в ЭО перспективу реализации непрерывного профессионального медицинского образования.
Литература:
1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. - С. 102-111.
2. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути
решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 2. -С. 73-84.
3. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Ермолаева Н.Ю., Анопченко А.С. Совершенствование процесса обучения и практической подготовки молодого врача в условиях перехода к аккредитации специалистов здравоохранения// Вестник молодого ученого. 2019. Том 8. № 3. - С. 98-102.
4. Антропова А.О. Влияние коронавируса (COVID-19) на международный туризм // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2 (54). - С. 16-18.
5. Белоцерковская Ю.Г., Романовских А.Г., Смирнов И.П. COVID-19: респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов // Consilium Medicum. 2020. № 22 (3). - С. 12-20.
6. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернявская О.П., Полежаева Н.А. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19. № 2. - С. 4-12.
7. Булдакова А.А. Влияние коронавируса на экономику России // Вестник научных конференций. 2020. № 2-2 (54). - С. 32-34.
8. Колесникова И.А., Лилиенталь И.Е. Подготовка современного специалиста в системе многоуровневого профессионального образования // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2015. № 2 (3). - С. 90-95.
9. Колесникова И.А. Проблемы в реализации идей непрерывного профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 7. - С. 37-39.
10. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России // Human Рrogress. 2020. Т. 6. Выпуск 1. - С. 5.
11. Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я., Янковская Я.Д., Бурова С.В. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): клинико-эпидемиологические аспекты // Архив внутренней медицины. 2020. Т. 10. № 2. - С. 87-93.
12. Новоселова Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. № 3 (11). - С. 35-39.
13. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348101.
14. Смирнова А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2020. № 4 (41). С. 93-100.
15. Солдатова С.С., Солдатова В.В. Российский рынок труда в условиях нарастания экономического кризиса вследствие пандемии // StudNet. 2020. Т. 3. № 2. - С. 424-429.
16. Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217.
Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Макарова Вера Владимировна
Мытищинский филиал ФГБОУ ВО Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (г. Москва)
формирование компетенции социального взаимодействия в условиях
ДИСТАНИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Проблема формирования компетенции социального взаимодействия волнует многих теоретиков и практиков педагогической, психологической, управленческой деятельности. Однако данный вопрос усложняется для вузов посредством внедрения в педагогическую практику дистанционного обучения. В статье рассмотрены методы и технологии формирования компетенции социального взаимодействия в условиях дистанционного обучения, которые представлены разнообразием методов активного обучения, а так же инновационными технологиями электронной коммуникации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, компетенция социального взаимодействия, методы и технологии обучения.
Annotation. The problem of the formation of the competence of social interaction is of concern to many theorists and practitioners of pedagogical, psychological, and managerial activities. However, this issue becomes more complicated for universities through the introduction of distance learning into pedagogical practice. The article discusses the methods and technologies for the formation of the competence of social interaction in the conditions of distance learning, which are represented by a variety of methods of active learning, as well as innovative technologies of electronic communication.
Keywords: distance learning, social interaction competence, teaching methods and technologies.
Введение. Развитие и формирование цифровой экономики, необходимость мгновенного реагирования на потребности и запросы, формируемые новым укладом общества, требуют изменения традиционных форм и методов образования на более инновационные, которые позволят удовлетворить выдвигаемые требования к процессу и качеству образовательных услуг, повышая уровень благополучия и безопасности граждан. Получение качественного образования, включающего в себя формирование не только профессиональных навыков и умений, но так же и развитие современной компетентной личности остается важной ценностной ориентировкой каждого человека, ориентированной на социальную справедливость [1, 10].