ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
© И В. Шульгина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация
В современном мире наиболее значимая социальная ценность - это психическое здоровье населения. Потребность системы здравоохранения в психиатрической службе достаточно высока по причине высоких показателей числа душевных болезней, которые, как правило, переходят в хроническую форму. Вследствие этого можно предположить, что роль среднего медицинского персонала в оказании лечебных и профилактических мероприятий достаточно высока. На качество предоставления медицинских услуг психиатрической службой оказывает существенное влияние совокупность образовательных технологий и форм организации учебной деятельности в структуре последипломного обучения сестринского персонала. В системе последипломного образования средних медицинских работников, совершенствуются общие и профессиональные компетенции, развиваются индивидуальные, личностные и психологические особенности, необходимые для выполнения профессиональных задач, повышения имеющейся квалификации с применением целенаправленных принципов обучения и инновационных технологий учебно-познавательной деятельности. На сегодняшний день обучающие технологии в образовательном процессе способствуют развитию творческих и аналитических возможностей сестринского персонала при работе с пациентами психиатрического профиля, учитывая современное состояние науки и потребности общества. При планировании учебной деятельности, следует учитывать возрастные особенности и опыт обучающихся для достижения поставленных целей образовательного процесса. Совершенствование общих и профессиональных компетенций, в результате реализации дополнительных профессиональных программ, специалистов системы здравоохранения среднего звена, способствует развитию инновационного типа мышления, принятия нестандартных решений при оказании медицинской помощи душевнобольным пациентам, а также быстрой адаптации к изменяющимся условиям в профессиональной деятельности. Усовершенствование компетенций в системе последипломного образования способствуют самореализации медицинской сестры в профессии и обществе.
Ключевые слова: средний медицинский персонал; медицинская помощь; психические расстройства; дополнительное профессиональное образование.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MIDDLE-LEVEL SPECIALISTS AS INSTRUMENT OF HIGH QUALITY MEDICAL ASSISTANCE TO PATIENTS WITH MENTAL DISORDERS
I V. Shulgina
G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation
In the modern world, of the most significant social value is the mental health of the population. The need of the health care system for the psychiatric service is rather high due to the high rate of mental illnesses, which, as a rule, acquire chronic forms. As a result, one can suggest a high role of nursing staff in the provision of therapeutic and preventive measures. The quality of the provision of medical services by the psychiatric service is significantly influenced by the totality of educational technologies and forms of organization of educational activities in the structure of postgraduate training of nursing staff. The system of postgraduate education of nurses improves general and professional competencies, develops individual, personal and psychological characteristics necessary for performing professional tasks, for improvement of existing skills with use of targeted educational principles and innovative technologies of educational and cognitive activity. Today, training technologies in the educational process contribute to the development of creative and analytical abilities of nursing staff in their work with psychiatric patients, taking into account the current state of science and needs of the society. When planning educational activities, one should take into account age-related characteristics and experience of learners in order to achieve the goals of the educational process. Improvement of general and professional competencies of mid-level health care professionals, as a result of the implementation of additional professional programs, contributes to the development of innovative thinking, making non-standard decisions in the provision of medical care to mentally ill patients, as well as rapid adaptation to changing conditions in their professional activities. Improving competencies in the system of postgraduate education contributes to the self-realization of a nurse in the profession and society. Keywords: nursing staff; medical care; mental disorders; additional professional education.
Согласно статье 76 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», дополнительное профессиональное образование создает условия для повышения квалификации сотрудников системы государственной отрасли, организующей и обеспечивающей охрану здоровья населения, учитывая особенности и потребности специалистов, выполняющих трудовые обязанности на рабочем месте. Учитывая возможности медицинского работника и спроса работодателя, в концепции последипломного образования используются программы различной продолжительностью обучения, для обеспечения усовершенствования профессиональных качеств, с применением передового опыта и успешных результатов научных достижений.
Для того чтобы учебно-воспитательный и самообразовательный процесс предоставлял возможности для развития и совершенствования компетенций обучающихся, он должен соответствовать обязательным требованиям при реализации образовательных программ, и потребностям работникам среднего звена
системы учреждений, целью которых является улучшение физического, психического и социального благополучия пациентов [1]. Трудовая функция медицинских сестер психиатрического профиля определяется грамотным использованием результатов познавательной деятельности, умений и навыков, а также развитием индивидуальных, личностных, психологических особенностей, которые приобретаются при реализации программ последипломного обучения и являются рычагом качественно оказанной лечебно-профилактической помощи.
Необходимо отметить, что эффективность услуг, предоставляемых специалистами среднего звена, в структуре службы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь при различных формах нарушений сознания, это многогранное понятие, складывающееся из нижеуказанных составляющих:
1. Профессиональной компетенции - применение имеющихся знаний и опыта в предоставлении комплекса лечебно-профилактических мероприятий душевнобольному человеку.
НАУКА МОЛОДЫХ (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637 SCIENCE OF THE YOUNG (Eruditio Juvenium). 2019;7(4):631-7
2. Доступности - оказание медицинской помощи, не используя негативного отношения, предвзятости, несправедливости [2].
3. Результативности - достижение поставленных целей при выполнении должностных обязанностей.
4. Межличностных взаимоотношений - применение эмоционально-личностного аспекта, общаясь с коллегами и пациентами [3].
5. Непрерывности - оказание медицинской помощи человеку с расстройством психики последовательно и преемственно.
6. Эффективности - сравнивание запланированных действий с результатом.
7. Безопасности - предоставление условий комфорта и защищенности, позволяющие удовлетворять зависимость от ситуационных факторов пациента.
8. Удобства - обеспечение самостоятельности лица, нуждающегося в оказании медицинской помощи в осуществлении физиологических потребностей.
Для качественного выполнения трудовых обязательств на рабочем месте, медицинским сестрам психиатрического профиля, необходимо использовать компетенции, совершенствующиеся при усвоении дополнительных профессиональных программ, включающие следующие принципы:
1. Коммуникабельности - для выстраивания отношений с пациентами, расположения к себе.
2. Контроля чувств и эмоций - для исключения конфликтной ситуации.
3. Мотивации - для побуждения к осознанному выполнению действий, направленных на достижение целей и результата.
4. Организованности - для создания условий совершенствования практических навыков и умений при исполнении должностных обязанностей.
5. Познавательности - для расширения кругозора и понимания душевного состояния пациента [4].
Поскольку результативность предоставляемых услуг медицинскими сестрами, в организациях, оказывающих лечебно-профилактическую помощь при нарушениях психической функции, недостаточно изучено, следует это принимать во внимание, разрабатывая дополнительные профессиональные программы «Сестринское дело в психиатрии» в обеспечении последипломной подготовки, для того, чтобы повысить уровень запаса знаний в проводимых мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья пациента с душевными болезнями, что приведет к благоденствию и реализации собственного потенциала человека в социальной сфере общества, получающего лечебную и профилактическую помощь.
Модернизация структуры государственной отрасли, организующей и реализующей охрану здоровья населения, обеспечение эффективности оказываемой помощи сестринским персоналом, в организациях психиатрического профиля, на этапе стремительного развития научно-технического прогресса предусматривает повышение эффективности деятельности организационных структур, оказывающих комплекс лечебно-профилактических мероприятий, а также усовершенствование системного подхода в последипломном образовании [5]. Соответственно, повышение эффективности образовательной деятельности, приносящей результат, сотрудников среднего звена, оказывающих помощь при психических расстройствах, на последипломном уровне, является одной из задач государственной политики. На этапе обучения взрослых имеются специфичные особенности, которые необходимо учитывать при планировании учебной деятельности:
1. В освоении дополнительных профессиональных программ основная роль отводится лицам, осваивающим образовательную программу.
2. Ключевым ресурсом последипломного обучения является опыт обучающихся.
НАУКА МОЛОДЫХ (Егийю 1отешиш). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637 8С1ЕКСЕ ОР ТНЕ УОТОО (ЕгиаШо 1отешиш). 2019;7(4):631-7
3. Внутренняя обусловленная необходимость медицинских сестер в самореализации, самостоятельности.
4. Образовательный процесс используется как механизм для достижения поставленной цели.
5. Проецирование взрослым человеком полученных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность без отлагательств.
6. Содержание образовательного процесса является элементом открытой проблемности между обучаемым и обучающимся.
7. Изменения качественных границ, совокупности деятельности преподавателя и обучающегося, с учетом временных, пространственных, бытовых, профессиональных и социальных факторов [6].
Качество неразрывно взаимосвязано с количеством, еще немецкий философ Гегель изложил закон перехода количественных категорий в качественные, используя понимание меры, иначе говоря, единство качества и количества [7]. Мера может изменить качество, в зависимости от количества, одновременно сохраняя основные особенности. На этапе накапливания и усовершенствования знаний, умений, навыков сестринского персонала, можно наблюдать взаимосвязь качества и количества на следующем примере. Для работников организаций, целью которых является сохранение и стимулирование подержания здоровья населения, с уровнем квалификации не соответствующих квалификационным требованиям, имеющих непрерывный стаж работы по специальности более 10 лет, максимальный срок подготовки, по обучающим программам, составляет от 100 до 500 часов, а у специалистов, со стажем работы от 5 до 10 лет, срок учебного процесса - более 500 часов [8]. Проанализировав вышеуказанные данные, можно сделать вывод, что какие-либо преобразования, в данном случае при усовершенствовании знаний и навыков путем активизирования познавательных ресурсов, начинаются с количественных нарастаний, то есть увеличения
количества часов на учебно-познавательную работу, что в свою очередь приведет к изменению эффективности оказания лечебных и профилактических мероприятий в лучшую сторону.
Фундаментальными особенностями усовершенствования имеющегося образования среднего персонала является педагогически переработанное сочетание результатов познавательной деятельности, способов их выполнения и доведение до автоматизма процесса труда при решении профессиональных задач, соответствующих современному состоянию медицинской науки и потребностям общества. С целью реализации качественных, целенаправленных принципов обучения, необходимо использовать:
1. Преемственность и непрерывность комплекса важнейших характеристик обучения, доведенных до автоматизма, для формирования у сестринского персонала творческих способностей и самообразования, а также решение нестандартных задач.
2. Единую организационную структуру - использование дополнительных профессиональных программ с целью развития практических навыков и умений, а также приобретения дополнительных компетенций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти [9].
3. Высококвалифицированный научно-педагогический состав, является одним из критериев, обуславливающих результативность использования запаса знаний, полученных на этапе обучения специалистами среднего звена службы здравоохранения, имеющих научное представление о мире и обладающие широким кругозором.
В концепции последипломного приобретения компетенций, одно из важных направлений - совершенствование имеющегося образования. Специалистам, работающим с пациентами психиатрического профиля, в рамках усовершенствования системы государственной отрасли обеспечивающей охрану здоровья населения, последипломное обучение помогает адап-
НАУКА МОЛОДЫХ (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637
тироваться в информационном пространстве, освежить и получить знания, а также повысить свою квалификацию. Для увеличения максимального результата в период обучения, необходимо использовать инновационные технологии с целью интеграции образовательного, научного и практического труда. Применение усовершенствованных документов, регламентирующих типы и способы использования содержания учебно-познавательного процесса, рационализация педагогических технологий, сочетание приемов, методов и средств педагогического процесса в организации и стимулировании познавательной сферы, являются средствами усиления эффективности педагогических условий в формате инновационных ресурсов.
В активизации учебно-познавательной деятельности специалистов здравоохранения со средним образованием необходимо использовать инновационные технологии с целью:
1. Приобретения интереса обучающихся к получению и совершенствованию знаний, умений.
2. Повышения квалификации при освоении образовательной программы.
3. Улучшения качества оказываемых медицинских услуг.
4. Развития личностных и профессиональных способностей специалистов в области сестринского дела.
5. Активизации самообразования.
6. Использования творческого подхода при выполнении трудовых обязанностей.
Эффективному преобразованию процесса последипломного стимулирования учебной деятельности специалистов со средним специальным образованием в области укрепления здоровья и профилактики психических расстройств, способствует внедрение инновационных технологий формирования знаний, умений и навыков таких как: симуляционных, электронных, дистанционных. Симуляцион-ные технологии в учебном процессе способствуют приобретению способности интерактивности, сформированной путём
повторения и доведения до автоматизма навыков работы с людьми, имеющих душевные болезни, также позволяет имитировать различные клинические сценарии с максимальной степенью реальности и использованием тренажеров, что позволяет впоследствии повысить качество лечебно-профилактических мероприятий. В концепции имитированного освоения знаний специалистов, работающих в организациях по оказанию медицинских услуг пациентам с психическими расстройствами, для увеличения результативности образовательного процесса могут использоваться различные ситуационные задачи с моделирующими заданиями и применением игровых методов стимулирования активной и познавательной сферы деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками.
Моделированное обучение является одной из инновационных технологий, которая применяется с целью высокопрофессиональной подготовки кадрового состава отрасли, предоставляющей услуги по охране здоровья населения, формирует у обучающихся систему знаний при различных клинических ситуациях.
Использование информационных и электронных технологий, дистанционных методик в концепции последипломного образования обусловлено ускоренным развитием современных инноваций, позволяет осваивать программы дополнительного профессионального образования без отрыва от места работы с использованием телекоммуникационных технологий, доступа к электронным библиотекам и источникам научной информации, что способствует совершенствованию творческих и аналитических возможностей медсестер при работе с пациентами психиатрического профиля, в результате управления собственным временем.
Применение инновационных технологий в усовершенствовании познавательной активности сестринского персонала психиатрической службы ориентировано на достижение высоких результатов в структуре оказания комплекса меди-
НАУКА МОЛОДЫХ (Егийю 1отешиш). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637
8С1ЕКСЕ ОР ТНЕ УОТОО (ЕгиёШо 1иуешиш). 2019;7(4):631-7
цинских мероприятий пациентам с душевными болезнями.
Заключение Таким образом, внедрение современных обучающих технологий в образовательной деятельности последипломного развития кадрового состава организаций, оказывающих психиатрическую помощь,
педалирует на эффективность предоставления услуг системой здравоохранения посредством повышения уровня стимулирования учебно-познавательного процесса, успешного формирования и совершенствования компетенций медицинского персонала среднего звена.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №502 от 12 мая 2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело». Доступно по: https://base.garant.ruy 70683786/ Ссылка активна на 15 апреля 2019.
2. Федеральный закон Российской Федерации №323-Ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны граждан в Российской Федерации». Доступно по: http://base.garant.ru/57428163/ Ссылка активна на 15 апреля 2019.
3. Ястребов В.С., Митина О.А. Специалисты психиатрического коллектива: особенности работы. Профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения. М.: МАКС Пресс; 2012.
4. Лысуенко С.А., Власкина И.В. Диагностика коммуникативной компетенции как профессионально важного качества медицинских сестер психиатрического профиля // Педагогическое образование в России. 2015. №2. С. 48-53.
5. Виноградов С.В. Совершенствование профессиональной деятельности среднего медицинского персонала стационарного звена психиатрической службы на основе ресурсно-потенциального подхода. Дис. ... канд. мед. наук. Иваново; 2007. Доступно по: http://medical-diss.com/medicina/sovershenstvo-vanie-professio-nalnoy-deyatelnosti-srednego-meditsinskogo-per-sonala-statsionarnogo-zvena-psihiatricheskoy-sl. Ссылка активна на 15 марта 2019.
6. Моисеенко Ю.Ю. Особенности взрослых обучающихся // Молодой ученый. 2009. №5. С. 189-191.
7. Гегель Г. Сочинения: в 14-ти томах. Т. XIV. Кн. 3. Лекции по эстетике. М.: Полиграфкнига; 1958.
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №66н от 3 августа 2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». Доступно по: https://base.garant.ru/ 70222886/ Ссылка активна на 15 марта 2019.
9. Федеральный закон Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Доступно по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Ссылка активна на15 апреля 2019.
References
1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation №502 of 12 May 2014. «Ob utverzhdenii federal'nogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 34.02.01. Sestrinskoe delo». Available at: https://base.garant.ru/70683786/ Accessed: 2019 Apr 15. (In Russ).
2. Federal Law of Russian Federation №323-FL of 21 November 2011 «Ob osnovakh okhrany zdoro-v'ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii». Available at: http://base.garant.ru/57428163/ Accessed: 2019 Apr 15. (In Russ).
3. Yastrebov VS, Mitina OA. Spetsialisty psikhiatri-cheskogo kollektiva: osobennosti raboty. Professional 'noye vzaimodeystviye, lichnostnyye kharak-teristiki i mezhlichnostnyye otnoshen. Moscow: MAKS Press; 2012. (In Russ).
4. Lysuenko SA, Vlaskina IV. Assessment of communicative competence as a professionally relevant quality of psychiatric hospital nurses. Pedagogical Education in Russia. 2015;(2):48-53. (In Russ).
5. Vinogradov SV. Sovershenstvovanie profession-nal'noi deyatel'nosti srednego meditsinskogo per-sonala statsionarnogo zvena psikhiatricheskoi sluzhby na osnove resursno-potentsial'nogo pod-khoda [dissertation]. Ivanovo; 2007. Available at: http://medical-diss.com/medicina/sovershenstvo-vanie-professionalnoy-deyatelnosti-srednego-me-ditsinskogo-personala-statsionarnogo-zvena-psi-hiatricheskoy-sl. Accessed: 2019 Mar 15. (In Russ).
6. Moiseyenko YuYu. Osobennosti vzroslykh obu-chayushchikhsya. Molodoy uchenyy. 2009;(5):189-91. (In Russ).
7. Gegel' G. Sochineniya: v 14th tomakh. Tom XIV. Kniga 3. Lektsii po estetike. Moscow: Gosudarst-vennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo «Poligrafkniga»; 1958. (In Russ).
8. Order of the Ministry of health of the Russian Federation №66n of 3 August 2012 «Ob utverzhdenii Poryadka i srokov sovershenstvovaniya meditsinskimi rabotnikami i farmatsevticheskimi rabotnikami profes-
DOI:10.23888/HMJ201974631-637 , НАУКА МОЛОДЫХ (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637
636
sional'nykh znaniy i navykov putem obucheniya po dopolnitel'nym professional'nym obrazovatel'nym programmam v obrazovatel'nykh i nauchnykh organizatsiyakh». Available at: https://base.garant.ru/ 70222886/ Accessed: 2019 Mar 15. (In Russ).
9. Federal Law of Russian Federation №273 of December 2012. «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Fede-ratsii». Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ Accessed: 2019 Apr 15. (In Russ).
Информация об авторе [Author Info]
Шульгина Ирина Владимировна - аспирант первого года обучения, кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация. e-mail: [email protected] SPIN: 6363-1839, ORCID ID: 0000-0002-0247-4846.
Irina V. Shulgina - PhD-student, Department of Public Health and Public Health Protection; G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. e-mail: [email protected] SPIN: 6363-1839, ORCID ID: 0000-0002-0247-4846.
Цитировать: Шульгина И.В. Образовательная среда специалистов среднего звена как инструмент качественно оказанной медицинской помощи пациентам с психическими расстройствами // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637. doi:10.23888/HMJ201974631-637
To cite this article: Shulgina IV. Educational environment of middle-level specialists as instrument of high quality medical assistance to patients with mental disorders. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2019;7(4):631-7. doi:10.23888/HMJ201974631-637
Поступила / Received: 17.03.2019 Принята в печать / Accepted: 20.12.2019
НАУКА МОЛОДЫХ (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 631-637 SCIENCE OF THE YOUNG (Eruditio Juvenium). 2019;7(4):631-7