Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР: УРОКИ ПАНДЕМИИ COVID-19'

МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР: УРОКИ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / HEALTH LITERACY / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Котляров Станислав Николаевич, Шумова Александра Львовна, Клишунова Лариса Викторовна

В статье раскрыты современные вызовы сестринскому образованию в части повышения медицинской грамотности населения с учетом высокой доступности информации и быстро развивающихся технологий электронного здравоохранения. Медицинская грамотность -health literacy - признана мировым сообществом стратегическим элементом общественного здравоохранения, особенно в связи с тяжелым бременем пандемии COVID-19. Пандемию COVID-19 сопровождают новые фактические данные, появляющиеся в доступной среде Интернета, часто меняющиеся рекомендации и указания, в том числе, дезинформация. Основным источников информации для населения становятся СМИ. Электронная медицинская грамотность для работы со слишком большим количеством и неточной информацией о текущей инфодемике COVID-19 требует уникального набора навыков. Они включают способность находить, оценивать, интегрировать и применять медицинскую информацию из онлайн-среды для определения приоритетов в решении собственных проблем. Новый вызов медицинской грамотности -медиаграмотность в области электронного здравоохранения. Это понимание информации, способность различать явный и неявный смысл сообщений и извлекать пользу из сообщений СМИ. Наиболее надежными источниками необходимой информации для пациентов в большинстве случаев являются сайты медицинских организаций. Подготовка и размещение на сайтах медицинских организаций информационного и обучающего материалов для населения неразрывно связаны с освоением медиаграмотности самими медицинскими сестрами. Поэтому одним из приоритетных направлений в подготовке медицинских сестер является формирование медиаграмотности для повышения электронной медицинской грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Котляров Станислав Николаевич, Шумова Александра Львовна, Клишунова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH LITERACY OF THE POPULATION AS A PRIORITY EDUCATIONAL TASK IN THE TRAINING OF NURSES: LESSONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

This review reveals the current challenges to nursing education in improving health literacy given the high availability of information and rapidly developing e-health technologies. Health literacy is recognized by the global community as a strategic element of public health, especially with the heavy burden of the COVID-19 pandemic. The COVID-19 pandemic is accompanied by new factual data appearing in the available Internet environment, frequently changing recommendations and guidelines, including misinformation. The main source of information for the public is becoming the media. E-health literacy for dealing with too much and inaccurate information about current COVID-19 infodemics requires a unique set of skills. These include the ability to find, evaluate, integrate, and apply health information from the online environment to prioritize their own problems. The new health literacy challenge is e-health media literacy. This is the understanding of information, the ability to distinguish between explicit and implicit meaning of messages, and to benefit from media messages. The most reliable sources of relevant information for patients are, in most cases, the websites of medical organizations. Preparing and posting informational and educational materials for the public on health care providers' Web sites is inextricably linked to the development of media literacy by the nurses themselves. Therefore, one of the priority areas in the training of nurses is the formation of media literacy to improve electronic health literacy of the population.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР: УРОКИ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ20214366-376

МЕДИЦИНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР: УРОКИ ПАНДЕМИИ COVID-19

HEALTH LITERACY OF THE POPULATION AS A PRIORITY EDUCATIONAL TASK IN THE TRAINING OF NURSES: LESSONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

Котляров С.Н., Шумова А.Л., Клишунова Л.В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация:

В статье раскрыты современные вызовы сестринскому образованию в части повышения медицинской грамотности населения с учетом высокой доступности информации и быстро развивающихся технологий электронного здравоохранения. Медицинская грамотность -health literacy - признана мировым сообществом стратегическим элементом общественного здравоохранения, особенно в связи с тяжелым бременем пандемии COVID-19. Пандемию COVID-19 сопровождают новые фактические данные, появляющиеся в доступной среде Интернета, часто меняющиеся рекомендации и указания, в том числе, дезинформация. Основным источников информации для населения становятся СМИ. Электронная медицинская грамотность для работы со слишком большим количеством и неточной информацией о текущей инфодемике COVID-19 требует уникального набора навыков.

Kotlyarov S.N., Shumova A.L., Klishunova L.V.

Ryazan State Medical University Abstract:

This review reveals the current challenges to nursing education in improving health literacy given the high availability of information and rapidly developing e-health technologies. Health literacy is recognized by the global community as a strategic element of public health, especially with the heavy burden of the COVID-19 pandemic. The COVID-19 pandemic is accompanied by new factual data appearing in the available Internet environment, frequently changing recommendations and guidelines, including misinformation. The main source of information for the public is becoming the media. E-health literacy for dealing with too much and inaccurate information about current COVID-19 infodemics requires a unique set of skills. These include the ability to find, evaluate, integrate, and apply health information from the online environment to prioritize their own problems. The new health literacy challenge is e-health media

Они включают способность находить, оценивать, интегрировать и применять медицинскую информацию из онлайн-среды для определения приоритетов в решении собственных проблем. Новый вызов медицинской грамотности -медиаграмотность в области электронного здравоохранения. Это понимание информации, способность различать явный и неявный смысл сообщений и извлекать пользу из сообщений СМИ. Наиболее надежными источниками необходимой информации для пациентов в большинстве случаев являются сайты медицинских организаций. Подготовка и размещение на сайтах медицинских организаций информационного и обучающего материалов для населения неразрывно связаны с освоением медиаграмотности самими медицинскими сестрами. Поэтому одним из приоритетных направлений в подготовке медицинских сестер является формирование медиаграмотности для повышения электронной медицинской грамотности населения.

literacy. This is the understanding of information, the ability to distinguish between explicit and implicit meaning of messages, and to benefit from media messages. The most reliable sources of relevant information for patients are, in most cases, the websites of medical organizations. Preparing and posting informational and educational materials for the public on health care providers' Web sites is inextricably linked to the development of media literacy by the nurses themselves. Therefore, one of the priority areas in the training of nurses is the formation of media literacy to improve electronic health literacy of the population.

Ключевые слова:

пандемия COVID-19, образование медицинских сестер, медицинская грамотность, health literacy, электронная медицинская грамотность, медиа-грамотность

Keywords:

COVID-19 pandemic, nursing education, health literacy, electronic health literacy, media literacy

Цифровизация сферы здравоохранения не только реальность, но и быстро трансформирующееся будущее медицинской практической деятельности и новый вызов для сестринской практики и сестринского образования. Это направление напрямую коснулось одного из самых сложных видов работы медицинских сестер -повышения медицинской грамотности населения [1].

Медицинская грамотность населения, т.е. способность правильно понимать и интерпретировать связанные со здоровьем данные, является итоговым результатом информационных и просветительских программ, а также инструментом для оценки эффективности образовательных программ. Медицинская грамотность указана как одна из ключевых компетенций сестринского персонала первичной медико-санитарной помощи [2]. Повышение медицинской грамотности населения является важной государственной задачей, от которой во многом зависит приверженность населения к участию как в профилактических программах, так и к ответственному отношению к лечению.

В зарубежной литературе для описания медицинской грамотности обычно используется термин Health literacy, который в русскоязычном переводе различными

367

авторами обозначается как грамотность в вопросах здоровья, медико-санитарная грамотность, санитарная грамотность.

Необходимость лучшего изучения всех аспектов медицинской грамотности населения связана с тем, что параллельно с появлением множества информационных потоков, цифровой ландшафт медицинской информации усложнился до такой степени, что возникла острая потребность у населения в овладении навыками не только поиска информации, но и оценки и определения ее достоверности и адекватности. Именно расширение каналов, технологий, доступность и неконтролируемая аудитория участников диалогов о здоровье, с одной стороны, расширили возможности, но с другой - создали дополнительные, порой очень острые проблемы, связанные с принятием человеком решения о собственном здоровье [3].

Пандемия COVID-19 - это первая ситуация в истории, при которой информационные технологии и социальные сети используются в мировом масштабе для обеспечения безопасности и информирования населения. В связи с этим медицинская грамотность и грамотность в области электронного здравоохранения населения признаны мировым сообществом стратегическими элементами общественного здравоохранения в связи с тяжелым бременем пандемии COVID-19.

Для медицинских сестер на первый план вышла новая задача - создание просветительского и обучающего материала для новой реальности, освоение новых технологий коммуникации [4].

Пандемию сопровождают быстро появляющиеся новые фактические данные, меняющиеся рекомендации и указания и, в том числе, дезинформация, которая создает новые проблемы для медицинской грамотности. В то же время усиливается инфодемия, которая дезинформирует население, подрывает ответные меры и ставит под угрозу эффективность мер по борьбе с пандемией. Инфодемия - это переизбыток информации - как точной, так и нет - которая возникает во время эпидемии, может привести к путанице и, в конечном счете, к недоверию медицинским работникам [5].

Работа со сложной и специфической медицинской информацией требует адекватной медицинской грамотности, а цифровая медицинская грамотность требует, кроме того, уникального набора навыков, включая способность находить, оценивать, интегрировать и применять медицинскую информацию из онлайн-среды для определения приоритетов в решении проблем, связанных со слишком большим количеством и неточной информацией о текущей инфодемике COVID-19 [6].

Цель

Проанализировать современные проблемы электронной медицинской грамотности для приоритизации образовательных задач в подготовке медицинских сестер по повышению медицинской грамотности населения.

Одна из задач деятельности медицинских сестер в области профилактики - это подготовка информационных материалов для просвещения и обучения населения по вопросам профилактики заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Медицинская грамотность - это термин, введенный в 1970-е годы и имеющий все большее значение в сестринской практике и общественном здравоохранении. Она связана со способностью людей удовлетворять сложные потребности здоровья в современном обществе и означает включение собственного здоровья, здоровья своей семьи и общества в индивидуальный контекст здоровья, понимание того, какие факторы влияют на него, и знание того, как ими управлять. Человек с высоким уровнем медицинской грамотности имеет возможность взять на себя ответственность за собственное здоровье, а также за здоровье своей семьи и общества. Мероприятия, направленные на повышение медицинской грамотности населения, учитывают сложную сеть взаимосвязанных детерминант, которые в итоге формируют возможности человека принимать оптимальные решения в отношении собственного здоровья и оптимально использовать ресурсы здравоохранения, в том числе электронного здравоохранения. В интегрированной модели медицинская грамотность рассматривается как актив для расширения прав и возможностей людей в области здравоохранения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья [7].

В ряде исследований были проанализированы современные технологии повышения грамотности в вопросах здоровья, и показано, что медицинская грамотность пациентов улучшает результаты лечения и повышает качество жизни больных, например, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы [8], сахарным диабетом [9], заболеваниями почек [10], при онкологических заболеваниях [11] и других неинфекционных заболеваниях [12]. Для решения проблем профилактики заболеваний играет роль медицинская грамотность населения в части влияния факторов образа жизни [13], в сохранении психического здоровья, в том числе подростков [14], борьбы с низкой физической активностью - обучение «физической грамотности» [15], нерационального питания - «продовольственной грамотности» [16]. Медицинская грамотность рассматривается как важнейший инструмент профилактики заболеваний, в том числе у беременных женщин [17]. Также было показано влияние медицинской грамотности на здоровье применительно к воздействию профессиональных факторов риска [18]. Обучение пациентов медицинской грамотности включает в себя применение различных технологий, в том числе и игровых, в частности, для детей с онкологическими заболеваниями [19], и сопровождает человека на протяжении всей жизни, в чем большое значение имеет медицинская грамотность членов семьи [20], что определяет эффективность управления собственным здоровьем.

С момента изучения медицинской грамотности было предложено много определений и моделей, позволяющих изучать ее уровень, в том числе определять грамотность в области электронного здравоохранения и планировать эффективные технологии санитарного просвещения [21]. Признавая, что решение проблемы медицинской грамотности имеет решающее значение для оказания ориентированной на человека медицинской помощи, широкий круг исследований подчеркивает необходимость решения проблем на системном уровне для обеспечения того, чтобы население могло принимать обоснованные решения в области потребления медицинских

услуг. Это направление - организационная медицинская грамотность - способствует созданию в медицинской организации культуры, ориентированной на пациента, и обуславливает успешные коммуникации [21]. Внедрение технологий организационной медицинской грамотности способствует повышению качества медицинской помощи и требует дополнительных компетенций от медицинских работников.

Ранее активно изучались вопросы медицинской грамотности населения применительно к управлению хроническими неинфекционными заболеваниями, но пандемия подчеркнула необходимость рассмотрения этих проблем и в отношении инфекционных заболеваний. В современном сложном и динамично меняющемся мире медицинская грамотность является решающим фактором, способствующим самоэффективности пациентов и определяющим качество оказания медицинской помощи, в том числе в условиях пандемии [6].

Основную информацию пациенты, как и медицинские работники, черпают из сети Интернет, поэтому грамотность в области электронного здравоохранения особенно важна во время пандемии, поскольку некоторые широко распространенные стратегии борьбы с болезнями (например, социальное дистанцирование) могут ограничить личные контакты и сократить передачу ключевой информации по этим каналам [22]. Ряд авторов подчеркивает важность учета грамотности в области электронного здравоохранения в ответ на глобальную пандемию COVID-19. Их исследования продемонстрировали тесную связь между более высокой электронной медицинской грамотностью и индивидуальным защитным поведением от COVID-19, такое как мытье рук, ношение масок и избегание социальных контактов [6]. Потенциальные стратегии, по их мнению, включают повышение качества медицинской информации о COVID-19, доступной в Интернете, содействие или упрощение веб-поиска информации о COVID-19, а также обучение навыкам поиска и оценки информации для улучшения понимания общих или специфических для коронавируса проблем безопасности.

Грамотность в области электронного здравоохранения, по мнению ряда авторов, включает шесть типов грамотности: традиционную (грамотность и счет), информационную, медийную, медицинскую, компьютерную и научную. [21, 22]. Из них медиа и компьютерная грамотность уникальны для контекста Интернета, при этом медиаграмотность в области электронного здравоохранения - новый вызов медицинской грамотности, это понимание информации, способность различать явный и неявный смысл сообщений и извлекать пользу из сообщений СМИ [23].

В последние годы популярность набрали социальные сети и альтернативные источники новостей, которые позволяют любому пользователю создавать непроверенный онлайн-контент, а в производстве контента растет спрос на немедленное освещение ситуации, что вынуждает новостные организации публиковать незавершенные или непроверенные сведения [24]. Не редкость, что новое или вирусное событие сначала публикуется в социальных сетях, а затем поглощается основными СМИ. Зависимость от социальных сетей как источников информации в сочетании со склонностью к сенсационности, потребностью в постоянной новизне, отсутствием у населения ресурсов для проверки информации и акцентом на конкуренцию и прибыль,

а не на гражданскую ответственность, сделали СМИ источниками как необходимой информации, так и дезинформации.

Одна из стратегий борьбы с дезинформацией заключается в обучении людей понимать информацию, предоставляемую средствами массовой информации. При этом краеугольное значение имеют два понятия: информационная грамотность и медиаграмотность. Медиаграмотность часто концентрируется на логическом взгляде на рассматриваемую информацию вместе с ее источником [24]. Природа информационной грамотности подчеркивает способность определять, когда информация необходима, и тщательно отбирать информацию в конкретных областях и контекстах. Она ориентирована на критическое мышление, метакогнитивные и технологические знания [21]. С другой стороны, медиаграмотность в широком смысле определяется как способность получать доступ к различным аспектам медиаресурсов и понимать их, критически оценивать медиаконтент и создавать сообщения в различных контекстах [22]. В некоторых исследованиях было показано, что люди с высоким уровнем медиаграмотности «с большей вероятностью оценивают сообщения, основанные на фактических данных, как правильные, чем сообщения, содержащие дезинформацию». Напротив, то же самое не было подтверждено с людьми, которые не проходили обучение медиаграмотности. В работах рассмотрены различные подходы к борьбе с дезинформацией и их ограничения, и подчеркнута необходимость овладения не только информационными навыками, но и умением работать с научной литературой, информацией СМИ для принятия обоснованных решений в отношении здоровья [23].

На публичном семинаре по изучению проблем, возникающих в результате распространения медицинской информации и медицинской дезинформации, особенно в связи с пандемией COVID-19, была представлена роль проверки фактов и оценки медиаграмотности населения и медицинских работников в борьбе с дезинформацией, и продемонстрированы различные стратегии медицинской грамотности в поддержку этой работы [24].

Люди с более низким уровнем медицинской грамотности чаще используют социальные сети и, таким образом, подвергаются большему риску воздействия ложной и вводящей в заблуждение информации и становятся дополнительными источниками распространения дезинформации. При этом многие из них уверены в своей способности ориентироваться в цифровом информационном ландшафте здравоохранения и критически не осмысливают полученную информацию. Чрезмерная уверенность в полученной информации является еще одной серьезной проблемой [25].

Повышение электронной медицинской грамотности и медиаграмотности в настоящее время является еще более актуальным, чем когда-либо, так как способствует готовности людей к ситуациям, требующим быстрого реагирования, например, такой как пандемия COVID-19. Недостаточные навыки медицинских сестер также обостряют ситуацию с освоением современных достижений электронного здравоохранения и требуют более пристального внимания [26].

Включение актуальных вопросов медиаграмотности и применение технологий обучения, формирующих компетенции медицинских сестер в части электронной

медицинской грамотности, является актуальным для успешного просвещения и обучения населения. Эти навыки позволят им не только эффективно работать в первичном звене здравоохранения, но и адекватно реагировать на реальные вызовы, связанные с интенсивным внедрением электронного здравоохранения и возникновением ситуаций, в которых необходимо быстрое реагирование [2, 26].

Пандемия COVID-19 обнажила проблемы и определила в настоящий период приоритетом образования медицинских сестер такое направление, как формирование, развитие и оптимальное применение технологий электронной медицинской грамотности, особенно в части обучения студентов и медицинских работников медиаграмотности для устойчивости к инфодемии [27, 28]. Это направление включает в себя новые требования - умение различать достоверную и недостоверную информацию, создавать информационные и обучающие материалы для пациентов на основе информации из интернета, обучать пациентов электронной медицинской грамотности.

Выводы

Таким образом, подготовка медицинских сестер к работе в современных условиях должна опираться на оперативную оценку тех вызовов и проблем, с которыми сталкивается практическое здравоохранение в реальный отрезок времени и встретится в будущем. Понимание истоков проблем, динамики их развития и степени отражения на здоровье населения и качестве медицинской помощи является вектором трансформации образования, что особенно актуально в отношении электронной медицинской грамотности с учетом уроков пандемия COVID-19.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Norman C.D., Skinner H.A. eHealth Literacy: Essential Skills for Consumer Health in a Networked World // Journal of Medical Internet Research. 2006; Vol. 8, №2: P.e9. doi: 10.2196/jmir.8.2.e9

2. Компетенции, необходимые медицинским сестрам первичного звена медико-санитарной помощи [Internet] : ВОЗ. 2020. Доступно по: https://www.euro. who.int/ru/health-topics/Health-systems/nursing-and-midwifery/publications/2020/competencies -for-nurses-working-in-primary-health-care-2020/. Ссылка активна на 12 октября 2021.

3. Don Nutbeam. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century // Health Promotion International. 2000. Vol. 15, №3. P. 259-267. doi: 10.1093/heapro/15.3.259

4. Haupeltshofer A., Egerer V., Seeling S. Promoting health literacy: What potential does nursing infor-

REFERENCES:

1. Norman CD, Skinner HA. eHealth Literacy: Essential Skills for Consumer Health in a Networked World. Journal of Medical Internet Research. 2006;8(2):e9. doi: 10.2196/jmir.8.2.e9

2. Competencies required by primary care nurses [Internet]. WHO. 2020. Available at: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Health-systems/nursing-and-midwifery/ publications/2020/competencies-for-nurses-working-in-primary-health-care-2020/. Accessed: 2021 October 12. (In Russ).

3. Don Nutbeam. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century, Health Promotion International. 2000;15(3):259-67. doi: 10.1093/heapro/15.3.259

4. Haupeltshofer A, Egerer V, Seeling S. Promoting health literacy: What potential does nursing

matics offer to support older adults in the use of technology? A scoping review // Health Informatics Journal. 2020. Vol. 26, №4. P. 2707-2721. doi: 10.1177/1460458220933417

5. Борьба с инфодемией на фоне пандемии COVID-19: поощрение ответственного поведения и уменьшение пагубного воздействия ложных сведений и дезинформации [Internet]: ВОЗ. 2020. Доступно по: https://www.who.int/ runews/item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promoting-healthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and-disinformation. Ссылка активна 12 октября 2021.

6. Paakkari L., Okan O. COVID-19: health literacy is an underestimated problem // Lancet Public Health. 2020. Vol. 5, №5. P. 249-250. doi: 10.1016/S2468-2667(20)30086-4

7. Serensen K., Van den Broucke S., Fullam J., et al. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models // BMC Public Health. 2012. №12. P. 80. doi: 10.1186/ 1471-2458-12-80

8. Jovanic M., Zdravkovic M., Stanisavljevic D., et al. Exploring the Importance of Health Literacy for the Quality of Life in Patients with Heart Failure // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. №15. P. 1761. doi: 10.3390/ijerph15081761

9. Jain S.R., Sui Y., Ng C.H., et al. Patients' and healthcare professionals' perspectives towards technology-assisted diabetes self-management education. A qualitative systematic review // PLoS One. 2020. Vol. 15, №8. P. e0237647. doi: 10.1371/ journal.pone.0237647

10. Boonstra M.D., Reijneveld S.A., Foitzik E.M., et al. How to tackle health literacy problems in chronic kidney disease patients? A systematic review to identify promising intervention targets and strategies // Nephrology Dialysis Transplantation. 2020. Vol. 36, №7. P. 1207-1221. doi: 10.1093/ndt/gfaa273

11. Housten A.J., Gunn C.M., Paasche-Orlow M.K., et al. Health Literacy Interventions in Cancer: a Systematic Review // Journal of Cancer Education. 2021. Vol. 36, №2. P. 240-252. doi: 10.1007/s13187-020-01915-x

12. Farley H. Promoting self-efficacy in patients with chronic disease beyond traditional education: A literature review // Nursing Open. 2019. Vol. 7, №1. P. 30-41. doi: 10.1002/nop2.382

13. Aida A., Svensson T., Svensson A.K., et al. eHealth Delivery of Educational Content Using

informatics offer to support older adults in the use of technology? A scoping review. Health Informatics Journal. 202 0;26(4):2 707-21. doi: 10.1177/1460458220933417

5. Fighting infodemia against the backdrop of the COVID-19 pandemic: encouraging responsible behavior and reducing the harmful effects of false information and disinformation [Internet]. WHO. 2020 Available at: https://www.who.int/runews/ item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promoting-healthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and-disinformation. Accessed: 2021 October 12. (In Russ).

6. Paakkari L, Okan O. COVID-19: health literacy is an underestimated problem. Lancet Public Health. 2020;5(5):249-50. doi: 10.1016/S2468-2667 (20)30086-4

7. Serensen K, Van den Broucke S, Fullam J, et al. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models. BMC Public Health. 2012;(12):80. doi: 10.1186/14712458-12-80

8. Jovanic M, Zdravkovic M, Stanisavljevic D, et al. Exploring the Importance of Health Literacy for the Quality of Life in Patients with Heart Failure. International Journal of Environmental Research and P u b l i c H e a l t h . 2 0 1 8 ; ( 1 5 ) : 1 7 6 1 . doi: 10.3390/ijerph15081761

9. Jain SR, Sui Y, Ng CH, et al. Patients' and healthcare professionals' perspectives towards technology-assisted diabetes self-management education. A qualitative systematic review. PLoS One. 2020;15(8):e0237647. doi: 10.1371/journal. pone.0237647

10. Boonstra MD, Reijneveld SA, Foitzik EM, et al. How to tackle health literacy problems in chronic kidney disease patients? A systematic review to identify promising intervention targets and strategies. Nephrology Dialysis Transplantation. 2020;36(7):1207-21. doi: 10.1093/ndt/gfaa273

11. Housten AJ, Gunn CM, Paasche-Orlow MK, et al. Health Literacy Interventions in Cancer: a Systematic Review. Journal of Cancer Education. 2021;36(2):240-52. doi: 10.1007/s13187-020-01915-x

12. Farley H. Promoting self-efficacy in patients with chronic disease beyond traditional education: A literature review. Nursing Open. 2019;7(1):30-41. doi: 10.1002/nop2.382

13. Aida A, Svensson T, Svensson AK, et al. eHealth Delivery of Educational Content Using Selected

373

Selected Visual Methods to Improve Health Literacy on Lifestyle-Related Diseases: Literature Review // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 8, №12. P. e18316. doi: 10.2196/18316

14. Mohammadi A.S., Panahi S., Sayarifard A., et al. Identifying the prerequisites, facilitators, and barriers in improving adolescents' mental health literacy interventions: A systematic review // Journal of Education and Health Promotion. 2020. №9. P. 322. doi: 10.4103/jehp.jehp_623_20

15. Buja A., Rabensteiner A., Sperotto M., et al. Health Literacy and Physical Activity: A Systematic Review // Journal of Physical Activity and Health. 2020. Vol. 17, №12. P. 1 259-1 274. doi: 10.1123/jpah.2020-0161

16. Amouzandeh C., Fingland D., Vidgen H.A. A Scoping Review of the Validity, Reliability and Conceptual Alignment of Food Literacy Measures for Adults // Nutrients. 2019. Vol. 11, №4. P. 801. doi: 10.3390/nu11040801

17. Don Nutbeam in Pregnant Women: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. №7. P. 3847. doi: 10.3390/ijerph18073847

18. Stassen G., Grieben C., Hottenrott N., et al Associations between health-related skills and young adults work ability within a structural health literacy model // Health Promotion International. 2020. Vol. 36, №4. P. 1072-1083. doi: 10.1093/ heapro/daaa099

19. Bray L., Sharpe A., Gichuru P., et al. The Acceptability and Impact of the Xploro Digital Therapeutic Platform to Inform and Prepare Children for Planned Procedures in a Hospital: Before and After Evaluation Study // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22, №8. P. e17367. doi: 10.2196/17367

20. Ishikawa H., Kiuchi T. Association of Health Literacy Levels Between Family Members // Public Health Education and Promotion. 2019. №7. P. 169. doi: 10.3389/fpubh.2019.00169

21. Brach C.D., Keller L.M., Hernandez C., et al. Ten Attributes of Health Literate Health Care Organizations. Washington, DC; 2012. doi: 10.31478/201206a

22. An L., Bacon E., Hawley S., et al. Relationship Between Coronavirus-Related eHealth Literacy and COVID-19 Knowledge, Attitudes, and Practices among US Adults: Web-Based Survey Study // Journal of Medical Internet Research. 2021. Vol. 23, №3. P. e25042. doi: 10.2196/25042

Visual Methods to Improve Health Literacy on Lifestyle-Related Diseases: Literature Review. Journal of Medical Internet Research. 2020;8(12): e18316. doi: 10.2196/18316

14. Mohammadi AS, Panahi S, Sayarifard A, et al. Identifying the prerequisites, facilitators, and barriers in improving adolescents' mental health literacy interventions: A systematic review. Journal of Education and Health Promotion. 2020;(9):322. doi: 10.4103/jehp.jehp_623_20

15. Buja A, Rabensteiner A, Sperotto M, et al. Health Literacy and Physical Activity: A Systematic Review. Journal of Physical Activity and Health. 2020;17(12):1259-1274. doi: 10.1123/ jpah.2020-0161

16. Amouzandeh C, Fingland D, Vidgen HA. A Scoping Review of the Validity, Reliability and Conceptual Alignment of Food Literacy Measures for Adults. Nutrients. 2019;11(4):801. doi: 10.3390/nu11040801

17. Don Nutbeam in Pregnant Women: A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(7):3847. doi: 10.3390/ijerph18073847

18. Stassen G, Grieben C, Hottenrott N, et al. Associations between health-related skills and young adults' work ability within a structural health literacy model. Health Promotion International. 2020;36(4):1072-1083. doi: 10.1093/ heapro/daaa099

1 9. Bray L, Sharpe A, Gichuru P, et al. The Acceptability and Impact of the Xploro Digital Therapeutic Platform to Inform and Prepare Children for Planned Procedures in a Hospital: Before and After Evaluation Study. Journal of Medical In t e rn e t R e s e a rc h . 2 0 2 0 ; 2 2 ( 8 ) : e 1 73 6 7. doi: 10.2196/17367.

20. Ishikawa H, Kiuchi T. Association of Health Literacy Levels Between Family Members. Public Health Education and Promotion. 2019;(7):169. doi: 10.3389/fpubh.2019.00169

21. Brach C, Keller D, Hernandez LM, et al. Ten Attributes of Health Literate Health Care Organizations. Washington, DC; 2012. doi: 10.31478/201206a

22. An L, Bacon E, Hawley S, et al. Relationship Between Coronavirus-Related eHealth Literacy and COVID-19 Knowledge, Attitudes, and Practices among US Adults: Web-Based Survey Study. Journal of Medical Internet Research. 2021;23(3):e25042. doi: 10.2196/25042

374

23. Caled D., Silva M.J. Digital media and misinformation: An outlook on multidisciplinary strategies against manipulation // Journal of Computational Social Science. 2021. doi: 10.1007/s42001-021-00118-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Addressing Health Misinformation with Health Literacy Strategies: Proceedings of a Workshop - in Brief [Internet]: National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2020. Доступно по: https://www.nap.edu/catalog/26021/addressing-health-misinformation-with-health-literacy-strategies-proceedings-of-a. Ссылка активна на 07 декабря 2021.

25. Patil U., Kostareva U., Hadley M., et al. Health Literacy, Digital Health Literacy, and COVID-19 Pandemic Attitudes and Behaviors in U.S. College Students: Implications for Interventions // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, №6. P. 3301. doi: 10.3390/ijerph18063301

26. Nes A.A.G., Steindal S.A., Larsen M.H., et al. Technological literacy in nursing education: A scoping review // Journal of Professional Nursing. 2021. Vol. 37, №2. P. 320-334. doi: 10.1016/j.profnurs.2021.01.008

27. Purnell M., Royal B., Warton L. Supporting the development of information literacy skills and knowledge in undergraduate nursing students: An integrative review // Nurse Education Today. 2020. №95. P. e104585. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104585

28. Mheidly N., Fares J. Leveraging media and health communication strategies to overcome the COVID-19 infodemic // Journal of Public Health Policy. 202 0. Vol. 41 , № 4. P. 41 0-42 0. doi: 10.1057/s41271-020-00247-w

29. Кузьмин К.В., Набойченко Е.С., Петрова Л.Е. Состояние психологического здоровья врачей и медсестер, занятых в лечении и уходе за корона-вирусными больными // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №3(34). С. 277-288. doi: 10.23888/humJ20213277-288

30. Карась Д.В., Данильченко Я.В., Морозова Е.А., Артамонова Г.В. Ценности персонала современной научно-медицинской организации // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2021. Т. 9, №1. С. 2334. doi: 10.23888/HMJ20219123-34

31. Асфандиярова Н.С., Филиппов Е.В., Дашкевич О.В., и др. Преимущества и недостатки режима самоизоляции в период первой волны коронавирусной инфекции для пациентов с полиморбидной патологией // Российский

23. Caled D, Silva MJ. Digital media and misinformation: An outlook on multidisciplinary strategies against manipulation. Journal of Computational Social Science. 2021. doi: 10.1007/s42001-021-00118-8

24. Addressing Health Misinformation with Health Literacy Strategies: Proceedings of a Workshop - in Brief [Internet]: National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2020. Available at: https://www.nap.edu/catalog/26021/addressing-health-misinformation-with-health-literacy-strategies-proceedings-of-a. Accessed: 2021 December 07.

25. Patil U, Kostareva U, Hadley M, et al. Health Literacy, Digital Health Literacy, and COVID-19 Pandemic Attitudes and Behaviors in U.S. College Students: Implications for Interventions. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(6):3301. doi: 10.3390/ijerph18063301

26. Nes AAG, Steindal SA, Larsen MH, et al. Technological literacy in nursing education: A scoping review. Journal of Professional Nursing. 2021;37(2):320-334. doi: 10.1016/j.profnurs. 2021.01.008

27. Purnell M, Royal B, Warton L. Supporting the development of information literacy skills and knowledge in undergraduate nursing students: An integrative review. Nurse Education Today. 2020; (95):104585. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104585

28. Mheidly N, Fares J. Leveraging media and health communication strategies to overcome the COVID-19 infodemic. Journal of Public Health Policy. 2020;41(4):410-20. doi: 10.1057/s41271-020-00247-w

29. Kuzmin KV, Naboychenko ES, Petrova LE. The state of psychological health of doctors and nurses working in treatment and care of coronavirus patients. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(3):277-88. (In Russ). doi: 10.23888/humJ 20213277-288

30. Karas DV, Danilchenko YV, Morozova EA, Artamonova GV. Values of personnel of modern scientific and medical organization. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2021;9(1):23-34. (In Russ). doi: 10.23888/HMJ20219123-34

31. Asfandiyarova NS, Filippov EV, Dashkevich OV, et al. Advantages and disadvantages of lockdown (self-isolation regime) introduced during the first wave of coronaviral infection for patients with polymorbid pathology. I.P. Pavlov Russian Medical

375

медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2021. Т. 29, №3. С. 363-368. doi: 10.17816/PAVLOVJ79388

Biological Herald. 2021;29(3):363-8. (In Russ). doi: 10.23888/HMJ20219123-34

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Котляров Станислав Николаевич - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: s.kotlyarov@rzgmu.ru

Шумова Александра Львовна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: shumova62@yandex.ru

Клишунова Лариса Викторовна - ассистент кафедры сестринского дела, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9.

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 21.08.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.12.2021.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Котляров С.Н., Шумова А.Л., Клишунова Л.В. Медицинская грамотность населения как приоритетная образовательная задача в подготовке медицинских сестер: уроки пандемии COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т._9, №4 (35). С. 366-376. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=502. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20214366-376

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Kotlyarov Stanislav N. - MD, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of the Department of Nursing, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya str., 390026, Ryazan. E-mail: s.kotlyarov@rzgmu.ru

Shumova Alexandra L. - MD, Cand. Sci. (Med.), Assistant of the Department of Nursing, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya str., 390026, Ryazan. E-mail: shumova62@yandex.ru

Klishunova Larisa V. - Assistant of the Department of Nursing, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya str., 390026, Ryazan.

PAPER RECEIVED: 21.08.2021. PAPER ACCEPTED: 01.12.2021.

FOR CITATION:

Kotlyarov SN, Shumova AL, Klishunova LV. Health literacy of the population as a priority educational task in the training of nurses: lessons of the COVID-19 pandemic. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(4):366-76. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=502. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20214366-376

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.