Научная статья на тему 'ИНФОДЕМИЯ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ'

ИНФОДЕМИЯ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1320
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОДЕМИЯ / ФЕЙК / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / СВОБОДА СЛОВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борхсениус Александра Викторовна

Статья посвящена рассмотрению феномена «инфодемия» как результата массовых вбросов фэйков, связанных с пандемией 2019-nCoV. Автор анализирует глобальные социальные и политические последствия дезинформации в социальных сетях и мессенджерах на тему здоровья, официальной медицинской статистики и государственных методах борьбы с распространением вируса. Отмечается снижение доверия к органам государственной власти и официальным источникам информации при увеличении популярности конспирологических нарративов. Автор выделяет методы борьбы с инфодемией и анализирует их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Борхсениус Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFODEMIA: CONCEPT, SOCIAL AND POLITICAL CONSEQUENCES, METHODS OF MANAGING

The article is devoted to the consideration of the “infodemia” phenomenon as a result of massive fakes injections associated with the 2019-nCoV pandemic. Author analyzes the global social and political consequences of disinformation in social networks and messengers on the topic of health, official health statistics and government methods to combat the spread of the virus. There is a decrease in trust to government authorities and official information sources and also an increase in the popularity of conspiracy narratives. Author identifies methods to deal with infodemia and analyzes their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ИНФОДЕМИЯ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ»

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration

2021 Том 8 No 1 52-58

http://journals.rudn.ru/ public-administration

DOI: 10.22363/2312-8313-2021-8-1-52-58

Научная статья / Research article

Инфодемия: понятие, социальные и политические последствия, методы борьбы

А.В. Борхсениус

Российский университет дружбы народов,

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена «инфодемия» как результата массовых вбросов фэйков, связанных с пандемией 2019-nCoV. Автор анализирует глобальные социальные и политические последствия дезинформации в социальных сетях и мессен-джерах на тему здоровья, официальной медицинской статистики и государственных методах борьбы с распространением вируса. Отмечается снижение доверия к органам государственной власти и официальным источникам информации при увеличении популярности конспирологических нарративов. Автор выделяет методы борьбы с инфодемией и анализирует их эффективность.

Ключевые слова: инфодемия, фейк, дезинформация, медиаграмотность, цифровые права, свобода слова

Заявление о конфликте интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

История статьи:

Статья поступила в редакцию: 20.09.2020. Статья принята к публикации: 15.11.2020 Для цитирования:

Борхсениус А.В. Инфодемия: понятие, социальные и политические последствия, методы борьбы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2021. Т. 8. № 1. С. 52-58. Б01: 10.22363/2312-8313-2021-8-1-52-58

Infodemia: Concept, Social and Political Consequences,

Methods of Managing

Abstract. The article is devoted to the consideration of the "infodemia" phenomenon as a result of massive fakes injections associated with the 2019-nCoV pandemic. Author analyzes the global social and political consequences of disinformation in social networks and messengers on

© BopxceHHyc A.EL 2021

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

A.V. Borkhsenius

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University),

6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russian Federation, 117198

the topic of health, official health statistics and government methods to combat the spread of the virus. There is a decrease in trust to government authorities and official information sources and also an increase in the popularity of conspiracy narratives. Author identifies methods to deal with infodemia and analyzes their effectiveness.

Keywords: infodemia, fake, disinformation, media literacy, digital rights, freedom of speech Conflicts of interest: The author declared no conflicts of interest. Article history:

The article was submitted on 20.09.2020. The article was accepted on 15.11.2020 For citation:

Borkhsenius A.V. Infodemia: Concept, Social and Political Consequences, Methods of Managing. RUDN Journal of Public Administration. 2021; 8(1): 52-58. DOI: 10.22363/23128313-2021-8-1-52-58

Человечество на протяжении всей своей истории сталкивается с различными типами вирусов и массовыми эпидемиями. Не в новинку также распространение дезинформации в политических целях. В последние десятилетия в связи с развитием глобального информационного пространства и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с феноменом фейка и фейко-вых новостей. Технологии передачи контента в сети Интернет, а также ма-нипуляционная составляющая фейка позволяет говорить о его вирусном распространении от человека к человеку. В 2020 году опасность заражения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) приобрела глобальные масштабы. В информационном пространстве пандемия в совокупности со страхами одних людей и экономическими и политическими целями других породила новую «болезнь» - инфодемию.

Во время пандемии в периоды максимальной изоляции Интернет и социальные сети стали основным источником новостной информации, а также виртуальным местом встреч и дискуссий. Для многих людей общественная жизнь трансформировалась в цифровое участие. Активнее рассылалась различного рода информация от пользователя к пользователю. В таких условиях ведущую роль в распространении фейков сыграли социальные сети и мессенджеры, где фактчекингу авторы и получатели сообщений уделяли минимум внимания. При этом модерация контента, которая велась в некоторых соцсетях, могла осуществляться предвзято, защищая политические и экономические интересы некоторых игроков.

Фейковые сообщения о болезни, ее распространении и последствиях при отсутствии уверенности в собственных правительствах и системах здравоохранения, при минимальных знаниях в области эпидемиологии, а также «невидимость» врага (вируса) спровоцировали подъем конспирологических теорий и настроений. По словам И. Яблокова, «теории заговора - это своего рода «креативный ответ» на вызов времени» [1]. В существующей ситуации многочисленные теории заговора, разгоняемые по интернет-пространству фейками, для многих становятся единственным объяснением ситуации с пандемией. Это спровоцировало появление многочисленных страхов, а также социальную и политическую разобщенность.

В начале марта в социальные сети Facebook и ВКонтаке, а также в мес-сенджеры WhatsApp и Telegram была вброшена дезинформация: на аудиозаписи некая девушка сообщила «о 20 тысячах заболевших коронавирусом в Москве» и попросила максимально распространить данную информацию [2]. Еще десятки сообщений, схожих по стилю подачи, были зафиксированы в русскоязычном сегменте Интернета.

Мы можем дать общую характеристику манипулятивным структурным элементам подобных фейков:

1) Личностная составляющая. Вбросы представляют собой голосовое сообщение и/или обращаются к своему якобы знакомому по имени, что может повысить уровень доверия к содержанию со стороны получателя;

2) «Источник, заслуживающий доверия». Обязательно указывается, что информация получена от кого-то, кто приближен либо к системе здравоохранения, либо к органам власти, но конкретные имена и фамилии не раскрываются;

3) Эмоциональная раскачка. Называются завышенные показатели по смертности, говорится о том, что «морги переполнены», а «власти скрывают информацию»;

4) Иллюзия действия. В конце сообщения получателя просят сделать нечто простое, но то, что может помочь спасти ситуацию - переслать всем родным и знакомым, репостнуть на страницу и т.д.

Таким образом, фейки подобного рода являются довольно эффективными в ситуации неопределенности, которую провоцирует эпидемиологическая обстановка.

Вопрос о борьбе со вбросами дезинформации о короновирусе в России был поставлен и президентом страны В.В. Путиным. Вице-премьер Т. Голикова призвала граждан «не верить ложной информации, а опираться лишь на „ истинные данные" властей» [3]. Проблема в том, что к этому моменту доверие к официальным заявлениям властей резко снизилось, а популярными стали конспирологические нарративы.

Инфодемия как факт была признана на мировом уровне. Этот феномен представляет собой стремительное и неконтролируемое распространение в новых медиа необоснованной и ложной информации о кризисных событиях, усиливающее общественное беспокойство. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Т. Гебрейесус официально заявил, что «мы не просто боремся с эпидемией, мы боремся с инфодемией». Фейковые новости распространяются «быстрее и легче, чем вирус» [4]. В связи с этим ВОЗ был вынужден выпустить информационный раздел «Мифы и ложные представления» [5], где специалисты опровергали самые популярные и опасные для жизни и здоровья фейки.

Важно отметить, что наплыв фейковых новостей спровоцировал активизацию гражданских и журналистских инициатив по фактчекингу. Например, в мае 2020 г. Free Press Unlimited (FPU) запустила кампанию «Вместе за НАДЕЖНУЮ информацию» [6]. Кампания фокусируется на важности деятельности свободных СМИ и влиянии продолжающейся пандемии на работу журналистов. Также был создан портал COVID19MisInfo.org, который объ-

единил социологов, специалистов по коммуникациям и разработчиков ПО из разных стран для создания визуальной панели для отслеживания фейко-вой информации в режиме реального времени.

Специалисты из COVID19MisInfo.org изучили более 2300 фейковых сообщений о COVID-19 и выделили следующие общие темы:

1) Продвижение поддельных тестов и лекарств;

2) Предположения о происхождении нового вируса;

3) Приуменьшение опасности вируса и необходимости мер по борьбе с ним;

4) Расистская травля;

5) Мошенничество в сфере данных;

6) Фейки о причастности брендов и технологий к распространению вируса (например, 5G и Coca Cola);

7) Слухи о смертях и заражениях знаменитостей, в том числе политиков [7].

Важный для нас политический аспект несут в себе фейки о предположениях в отношении происхождения вируса, приуменьшение опасности вируса и важности мер по борьбе с ним, а также расистская травля.

Большинство теорий о происхождении новой коронавирусной инфекции имеют конспирологический характер. Самой популярной была версия о том, что вирус был создан искусственно в правительственных лабораториях. Затем в зависимости от целей фейка эти лаборатории объявлялись китайскими, американскими или даже канадскими.

Дезинформацией признавались комментарии ряда политиков (например, А. Г. Лукашенко и Д. Трампа), приуменьшавших опасность вируса. Некоторые сообщения с официальных аккаунтов президента США в Facebook и Twitter были объявлены фейками и удалены администраторами социальных сетей. Например, было удалено заявление о том, что необходимо возобновить работу школ, так как дети «обладают почти полным иммунитетом» от коронавируса [8], что не соответствовало действительности.

Расистские заявления, проанализированные COVID19MisInfo.org, послужили нарастанию напряженности в ряде регионов. Пользователи социальных сетей и мессенджеров реагировали даже на такие маловероятные сообщения, как «мусульмане в Индии облизывают тарелки и ложки для распространения коронавируса или что китайские кварталы по всему миру являются чашкой Петри для вируса» [7]. Таким образом, в краткосрочной перспективе инфодемия может усугубиться из-за расовой напряженности и политической нестабильности во всем мире [9].

Объединив имеющуюся информацию, мы можем заявить, что инфоде-мия имеет многочисленные и масштабные негативные последствия.

В период действия режима самоизоляции человек, находясь оторванным от реального мира, используя для коммуникации в основном социальные сети и мессенджеры, становится более внушаемым и менее критичным по отношению к источникам. Наплыв фейковой информации о большом количестве смертей, новых способах заражения провоцирует эффект «смерти от ожидания смерти» [10], что действует на психосоматику. Нейробиологи

отмечают, что «эмоциональной инфекцией» легче заразиться в социальных сетях, распространение аффекта от одного человека к другому может привести к массовой панике и неадекватным антисоциальным действиям [11].

Инфодемия привела к вытеснению новостей об актуальных политических, социальных и экономических событиях или их замалчиванию. Переизбыток информации о вирусе, а также большое количество фейков привело к возникновению информационной усталости.

По мнению специалистов ВОЗ, дезинформация может препятствовать выработке и внедрению эффективных мер в области борьбы с коронавиру-сом, а также вводить людей в замешательство и недоверие [4]. Были зафиксированы сообщения о различных «методах» лечения (продолжительное использование бактерицидных ламп, употребление спиртного, чеснока или имбиря), которые в худшем случае могли привести к возникновению дополнительных проблем со здоровьем, не относящихся к Covid-19.

К последствиям инфодемии мы можем отнести ускоренное внедрение цифровых мер контроля над гражданами и информационными потоками. Например, в ряде государств и отдельных городах широко были внедрены системы отслеживания граждан и их передвижений. Пандемия и инфодемия явились поводами для ограничения информационных потоков в некоторых государствах (например, Мьянме и Пакистане). В ряде стран публикация дезинформации о Covid-19 теперь является преступлением. В Намибии часть чрезвычайных постановлений правительства предусматривает суровые наказания до шести месяцев тюрьмы за публикацию ложной или вводящей в заблуждение информации о Covid-19 [12].

На наш взгляд, поспешное принятие мер и законов о противодействии инфодемии может привести к серьезным негативным последствиям: самоцензуре со стороны граждан и журналистов, ограничении свободы слова и подавлении цифровых прав. Как следствие, ситуация с пандемией и инфо-демией в условиях закрытых границ провоцирует опасения, что злоупотребление властью и установление жесткого цифрового контроля перестанет быть характерной чертой авторитарных режимов. Свобода слова и цифровые права могут стать жертвами борьбы с глобальной эпидемией, а жесткий контроль - новой политической реальностью для многих государств.

Какие средства борьбы с инфодемией предлагаются на данный момент?

Весной 2020 г. Facebook, Youtube и Twitter активизировали свои усилия по мониторингу контента на своих платформах, расширили сотрудничество со специалистами по проверке фактов и начали направлять большую часть своей аудитории на сайты с официальной информацией о коронавирусе.

Также сотрудники Facebook заявили, что было размещено 40 миллионов предупреждений рядом с сообщениями, достоверность которых была под сомнением. Представители Youtube заявили об удалении тысяч единиц дезинформации на своей платформе [12]. Тем не менее, алгоритмы, которыми пользуются крупнейшие социальные сети, не могут справиться со всем объемом фейков. Это связано с тем, что создатели ложных сообщений каждый раз меняют технологии и формы контента, чтобы «обмануть» алгоритм.

Во многих странах существует система штрафов за создание и распространение ложной информации. Этот подход также нельзя считать эффективным, так как в распространении вирусного фейкового контента часто задействованы сотни и тысячи ничего не подозревающих пользователей, а первоначальный источник установить довольно трудно.

На данный момент наиболее разумным представляется активизация усилий по повышению медийной грамотности. Необходима пропаганда «здорового» и критичного информационного потребления. Важно, чтобы граждане умели выделять для себя значимые и заслуживающие доверия источники информации. Борьба с пандемией станет эффективнее после того, как будут приняты эффективные меры против инфодемии и налажен диалог между государством и обществом.

Таким образом, первоочередная задача для государства на данный момент, помимо продвижения правдивой информации об эпидемиологической обстановке, массовое привитие основ медиаграмотности и распространение информации о качественных и ответственных источниках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Яблоков И. Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве / Илья Яблоков; пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. С. 39.

[2] Facebook и «ВКонтакте» удалили фейки о коронавирусе в России // Известия. 10.03.2020. URL: https://iz.ru/985194/2020-03-10/facebook-i-vkontakte-udalili-feiki-o-koronaviruse-v-rossii. Дата обращения: 10.03.2020.

[3] Коронавброс: Россия борется с ложной информацией об эпидемии COVID-19 // Известия. 04.03.2020. URL: https://iz.ru/983363/dmitrii-laru/koronavbros-rossiia-boretsia-s-lozhnoi-informatciei-ob-epidemii-covid-19. Дата обращения: 04.03.2020.

[4] UN Tackles 'Infodemic' of Misinformation and Cybercrime in COVID-19 Crisis // Организация Объединенных наций. URL: https://www.un.org/en/un-coronavirus-communications-team/un-tackling-%E2%80%98infodemic%E2%80%99-misinformation-and-cybercrime-covid-19. Дата обращения: 31.03.2020.

[5] Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV): мифы и ложные представления // Всемирная организация здравоохранения. 23.11.2020. URL: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/myth-busters. Дата обращения: 08.09.2020.

[6] Free Press Unlimited. URL: https://www.freepressunlimited.org/en/covid19. Дата обращения: 16.09.2020.

[7] Covid 19 Misinfo. URL: https://www.covid19misinfo.org. Дата обращения: 01.10.2020.

[8] «Фейк о коронавирусе». Facebook впервые удалил пост Дональда Трампа, Twitter заблокировал его штаб // Британская вещательная корпорация. 06.08.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-53674003. Дата обращения: 06.08.2020.

[9] Sittmann J. New Insights in the Battle against Misinformation // DW Akademie. 10.07.2020. URL: https://www.dw.com/en/new-insights-in-the-battle-against-misinformation/a-54075437. Дата обращения: 10.07.2020.

[10] Медведев С. Эпидемия и инфодемия // Радио свобода. 18.03.2020. URL: https://www.svoboda.org/a/30492846.html. Дата обращения: 18.03.2020.

[11] Brewer J. Anxiety Is Contagious. Here's How to Contain It // Harvard Business Review. 18.03.2020. URL: https://hbr.org/2020/03/anxiety-is-contagious-heres-how-to-contain-it. Дата обращения: 18.03.2020.

[12] Nitsche L. Digital Authoritarianism on the Rise? // DW Akademie. 15.05.2020. URL: https://www.dw.com/en/digital-authoritarianism-on-the-rise/a-53445949. Дата обращения: 15.05.2020.

REFERENCES

[1] Yablokov I. Russkaya kul'tura zagovora. Konspirologicheskie teorii na postsovetskom prostranstve [Russian Culture of Conspiracy. Conspiracy Theories in the Post-Soviet Space]. Moscow: Alpina non-fiction; 2020: 39 (In Russ.).

[2] Facebook i «VKontakte» udalili fejki o koronaviruse v Rossii [Facebook and VKontakte Have Removed Fakes about Coronavirus in Russia]. Izvestiya. 10.03.2020. URL: https://iz.ru/985194/2020-03-10/facebook-i-vkontakte-udalili-feiki-o-koronaviruse-v-rossii. Accessed: 10.03.2020. (In Russ.).

[3] Koronavbros: Rossiya boretsya s lozhnoj informaciej ob epidemii COVID-19 [Coronavbros: Russia Is Fighting False Information about the COVID-19 Epidemic]. Izvestiya. 04.03.2020. URL: https://iz.ru/983363/dmitrii-laru/koronavbros-rossiia-boretsia-s-lozhnoi-informatciei-ob-epidemii-covid-19. Accessed: 04.03.2020 (In Russ.).

[4] UN Tackles 'Infodemic' of Misinformation and Cybercrime in COVID-19 Crisis. United Nations. URL: https://www.un.org/en/un-coronavirus-communications-team/un-tackling-%E2%80%98infodemic%E2%80%99-misinformation-and-cybercrime-covid-19. Accessed: 31.03.2020.

[5] Rekomendacii VOZ dlya naseleniya v svyazi c rasprostraneniem novogo koronavirusa (2019-nCoV): mify i lozhnye predstavleniya [WHO Recommendations for the Public in Connection with the Spread of the New Coronavirus (2019-nCoV): Myths and Misconceptions]. World Health Organization. 23.11.2020. URL: https://www.who.int/ru/ emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/myth-busters. Accessed: 08.09.2020. (In Russ.).

[6] Free Press Unlimited. URL: https://www.freepressunlimited.org/en/covid19. Accessed: 16.09.2020.

[7] Covid 19Misinfo. URL: https://www.covid19misinfo.org. Accessed: 01.10.2020.

[8] "Fake about the Coronavirus". For the First Time, Facebook Deleted Donald Trump's Post, Twitter Blocked his Headquarters. BBC. 06.08.2020. URL: https://www.bbc.com/ russian/news-53674003. Accessed: 06.08.2020 (In Russ.).

[9] Sittmann J. New Insights in the Battle against Misinformation. DW Akademie. 10.07.2020. URL: https://www.dw.com/en/new-insights-in-the-battle-against-misinformation/a-54075437. Accessed: 10.07.2020.

[10] Medvedev S. Epidemiya i infodemiya [Epidemic and Infodemic]. Radio Svoboda. 18.03.2020. URL: https://www.svoboda.org/aZ30492846.html. Accessed: 18.03.2020 (In Russ.).

[11] Brewer J. Anxiety Is Contagious. Here's How to Contain It. Harvard Business Review. 18.03.2020. URL: https://hbr.org/2020/03/anxiety-is-contagious-heres-how-to-contain-it. Accessed: 18.03.2020.

[12] Nitsche L. Digital Authoritarianism on the Rise? DW Akademie. 15.05.2020. URL: https://www.dw.com/en/digital-authoritarianism-on-the-rise/a-53445949. Accessed: 15.05.2020.

Информация об авторе:

Борхсениус Александра Викторовна - ассистент кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов (ORCID ID: 00000002-8592-3538) (e-mail: alex.borkhsenius@yandex.ru).

Information about the author:

Alexandra V. Borkhsenius - Assistant of the Department of State and Municipal Management, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-0002-8592-3538) (e-mail: alex.borkhsenius@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.