Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

ОСВЕЩЕНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
974
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ИНФОДЕМИЯ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / YOUTUBE / ПАНДЕМИЯ / MEDIA / INFODEMIA / POPULAR SCIENCE JOURNALISM / MEDIA SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панюкова Светлана Александровна

Распространение пандемии COVID-19 сказалось и на информационной среде: активное инеконтролируемое тиражирование правдивой и фейковой информации по теме коронавирусауже окрестили в научной среде «инфодемией». В сложившихся обстоятельствах было важно вести грамотную работу с аудиторией по информированию о реальных угрозах пандемии и борьбе со сложившимися мифами вокруг данной темы. Согласно выдвинутой нами гипотезе, фактологически и убедительно подобную работу можно провести в рамках создания и распространения научно-популярного контента. Цель исследования - рассмотреть, каким образом тема коронавируса обсуждается в рамках российского научно-популярного контента и как интернет-аудитория на него реагирует. Ключевым методом исследования становится анализ контента, с помощью которого рассматриваются тематические научно-популярные ролики на платформе видеохостинга YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVERAGE OF THE CORONAVIRUS PANDEMY IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC-POPULAR JOURNALISM

This study examines one of the most relevant phenomena of 2020, the coronavirus pandemic and coverage of this topic in the context of popular science journalism. Growth of the disease and the introduction of required actions to respond to the threat of its spread had a negative impact on the social and psychological climate of all people, including Russians. Panic, the abundance of information, the impossibility of making rational decisions are reflected in all spheres of life, including the economic one. That is why it is so important in the current circumstances to conduct competent work with the population to let people know about the real threats of the pandemic and its consequences, to dispel myths and “urban legends” around this topic. According to the hypothesis, such work can be made factually and convincingly within creation and distribution of popular science content, especially by the authors who have previously earned trust of a mass audience. The purpose of the study is to consider how the topic of coronavirus is discussed in Russian popular science content and how an Internet audience reacts to it. The key research method is content analysis, with its help we examine thematic popular science videos on YouTube, a video hosting platform. Such work allows us to conclude that qualitative analysis of the coronavirus pandemic topic in popular science journalism has potential to reduce psychological stress of an audience.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10417

С. А. Панюкова

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ОСВЕЩЕНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 18-18-00007

Распространение пандемии COVID-19 сказалось и на информационной среде: активное и неконтролируемое тиражирование правдивой и фейковой информации по теме коронавируса уже окрестили в научной среде «инфодемией». В сложившихся обстоятельствах было важно вести грамотную работу с аудиторией по информированию о реальных угрозах пандемии и борьбе со сложившимися мифами вокруг данной темы. Согласно выдвинутой нами гипотезе, фактологически и убедительно подобную работу можно провести в рамках создания и распространения научно-популярного контента. Цель исследования - рассмотреть, каким образом тема коронавируса обсуждается в рамках российского научно-популярного контента и как интернет-аудитория на него реагирует. Ключевым методом исследования становится анализ контента, с помощью которого рассматриваются тематические научно-популярные ролики на платформе видеохостинга YouTube.

Ключевые слова: медиа, инфодемия, научно-популярная журналистика, медиабезопасность, YouTube, пандемия

В данной статье мы рассмотрим сферу научно-популярного контента. Это актуальное медианаправление в российское среде: в последние годы мы наблюдаем активное развитие научно-популярных журналистских блогов и сетевых СМИ - «Полка», «Arzamas», «ПостНаука», «Топлес», «Образовач», «N+1», Utopia Show и другие. Они функционируют на разных площадках и охватывают самый широкий спектр тем, касающийся как гуманитарных, так и точных наук. Сложно сказать, является ли массовое открытие подобных медиа причиной популярности научного контента или лишь реакцией на сформировавшийся запрос аудитории, однако отрицать их значимость в современной научно-просветительской деятельности невозможно.

Также стоит отметить, что феномен научно-популярной журналистики активно исследуется и в российской научной среде: можно выделить работы с практическими рекомендациями по созданию научно-популярных материалов (Р. Н. Абрамов [1]), анализом научно-популярного контента (А. А. Теплицкая [10]), классификациями и описанием научно-популярных форматов (М. Т. Мукашева [3]).

Базовым термином этой статьи станет «научно-популярная журналистика» - область журналистики, в рамках которой создаются материалы на научные темы для широкой аудитории (они же, в свою очередь, будут именоваться «научно-популярный контент»). По сути, научная журналистика занимается «переводом» научных знаний со сложного языка на обыденный без искажения смысла. Это необходимо для того, чтобы как можно большая аудитория, возможно, не имеющая базовой подготовки по теме, могла заинтересоваться материалом и понять его смысл.

Данное направление обладает широкой функциональностью. Научно-популярная журналистика решает ряд важных задач: обеспечивает связь ученого сообщества с социумом, сообщает о последних открытиях и разработках и формирует у аудитории научную картину мира в целом. Также сюда можно добавить последовательное опровержение недостоверной информации. Все эти вопросы особенно актуальны в России, поскольку большое количество людей до сих пор подвержено псевдонаучным убеждениям, а это всегда результат недостатка знаний по теме и низкого уровня критического мышления. Достаточно вспомнить теории

Znak: ргоЫешпое ро1е mediaobrazovanija. 2020. № 4 (38)

о вреде вакцинации или ГМО (подробнее об этом можно прочесть в книге журналиста А. Казанцевой [2]).

Несомненно, научно-популярная журналистика - это не новое явление для отечественного медиапространства: на заре становления российской журналистики научно-популярная тематика была в фокусе внимания авторов и читателей. Однако в современной России наблюдается новая волна внимания к научной информации со стороны широкой аудитории. Важно, что подобный интерес характерен не только для высокообразованной аудитории, утомленной обилием развлекательного контента, но и для молодой активной аудитории от 18 до 40 лет. Это отмечает в своем исследовании С. И. Симакова [9. С. 109].

Итак, актуализация научно-популярной тематики в кругах исследователей и практиков не оспаривается: интерес к научной тематике постепенно просыпается в массовом сознании, и все больше новых медиа начинают специализироваться на контенте подобного характера. Из этого следует и растущая значимость ретрансляторов научного знания для широких слоев населения, поскольку в данный момент они могут ответить на сформировавшийся запрос аудитории и удовлетворить их интерес к данному типу контента.

Пандемия СОУГО-19 стала серьезным испытанием для человечества в 2020 году, повлекшим угрозу жизни и здоровью, смену ритма жизни, экономические риски и так далее. Данному феномену еще предстоит пережить осмысление в научной среде, его краткосрочное и долгосрочное влияние на социум, наверняка, будет исследоваться специалистами различных сфер. Пока же, даже еще не до конца пережив это событие и осознав его последствия, можно отметить, что оно обострило психоэмоциональное состояние различных категорий населения: люди испытали тревогу и страх, утратили контроль над эмоциями.

Это связано не только с ограничениями (карантин), сменой ритма жизни и реальной угрозой здоровью, но и с колоссальным психологическим влиянием. Ведь тема пандемии заполнила все пространство, оставаться вне ее контекста стало невозможно. Отчасти в этом виноваты и средства массовой коммуникации, которые активно взялись за освещение темы коронавируса: практически все медиа во всем мире включили данную тему в свою повестку. Как отмечает О. С. Мухина [4. С. 35], тема коронавируса прочно заняла не просто ведущие, а буквально все позиции в отечественных СМИ. Графики и цифры по заболевшим, законодательные нововведения, мнения врачей, экономистов, политиков, журналистов и возмущения многочисленных блогеров заполнили наши новостные ленты.

Нельзя сказать, что ранее не было подобных прецедентов: масштабные трагедии и происшествия всегда становились заглавной темой для СМИ, поскольку привлекали внимание аудитории. Однако коронавирус не только полностью подчинил себе мировую повестку, но и продержался в этой позиции длительное время. В эпоху, когда новости теряют актуальность в течение нескольких часов, данный прецедент особенно примечателен.

Несомненное влияние СМИ на формирование у населения тревоги, связанной с пандемией, отмечают и исследователи Е. А. Семенова [7. С. 62], М. Е. Пестова и Е. А. Сафонов [6. С. 168], С. А. Серова [8. С. 51] и другие. Особенно важным аспектом в этой связи становится влияние фейковых новостей о коронавирусе, на обилие которых указывают исследователи. Например, А. А. Орляк [5. С. 119] в качестве примера приводит новость на портале «Курьер» о том, что в США не хватает продуктов первой необходимости. Как только это сообщение получило гласность, часть населения испытала панику и начала провоцировать своими действиями настоящий дефицит. В социальных сетях прошла волна фейков, подкрепленных фотографиями, что в российских магазинах не хватает гречки и туалетной бумаги. В этой ситуации помогла лишь грамотная работа сотрудников магазинов, публиковавших реальные фотографии и успокаивавших граждан. Постепенно влияние новости и желание россиян скупать гречку и туалетную бумагу пошло на

Можно вспомнить и другие фейки, повлиявшие на реальное поведение граждан: расследования о связи заболевания, чипирования и вышек 5G, новости о целебных свойствах имбиря и лимона и так далее. Мы видим, что любые допущенные журналистом неточности или умышленное дезинформирование аудитории в период пандемии наносят усиленный вред - создают панику, провоцируют волнения или склоняют к нерациональным поступкам. Так, вместо одной проблемы мировой пандемии человечество получает и вторую - инфодемию. Люди

«заражаются» пугающими их новостями о заболевании и ситуации в мире и стараются передать эту информацию близкому окружению и просто знакомым через социальные сети. Становится неясно, какому источнику информации следует доверять в сложившейся ситуации.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, одним из методов борьбы с распространением фейков о коронавирусе и стабилизации настроений аудитории может стать качественный научно-популярный контент. В данном случае его главной задачей становится объяснение нового феномена: как заболевание возникло, на что оно влияет, как им можно заразиться и есть ли эффективные способы защиты. Четкие и аргументированные ответы на эти и другие важные вопросы, возникшие у населения с появлением коронавируса, помогут более рационально и грамотно отнестись к сложившейся ситуации, пусть и не всему населению, но большей его части, не склонной к драматизации обстановки.

Цель данного исследования - рассмотреть, каким образом тема коронавируса обсуждается в рамках российского научно-популярного контента и как интернет-аудитория на него реагирует. Подобная работа может сформулировать гипотезу о потенциале научно-популярного контента в стабилизации настроений социума в период пандемии, что является актуальной проблемой.

В ходе исследования к предварительно выбранным научно-популярным материалам был применен метод анализа контента в качестве основного исследовательского метода. Объектом анализа стали видеоролики, опубликованные на видеохостинге YouTube в период с марта по август 2020 года. Выбранные видео размещены на следующих YouTube-каналах: ПостНаука, Топлес, Артур Шарифов и Сергей Минаев.

Эти порталы были выбраны по двум основным причинам: данные каналы достаточно популярны среди массовой аудитории и на их ресурсе был опубликован контент по интересующей нас теме, соответствующий, на наш взгляд, принципам научно-популярной журналистики и критериям качества. Всего мы проанализировали более тридцати публикаций от журналистов и простых пользователей по теме коронавируса на платформе YouTube и отобрали для этого исследования несколько выразительных примеров. Отметим, что подход к теме пандемии, качество проработки и методы трансляции информации были отличны на каждом из каналов, и в данном исследовании мы скорее рассмотрим самые яркие и качественные примеры, помня, что, однако, не весь контент на YouTube соответствует этому уровню.

Представленные ниже материалы для анализа были отобраны нами методом случайной выборки. Далее мы будем ссылаться на них в хронологическом порядке, исходя из даты выпуска, указанной на ресурсах. Анализ остальных отсмотренных материалов в данной статье подробно не представлен, но был учтен при формулировании выводов.

Самый популярный ролик из анализируемых нами был опубликован ранее остальных, 19 февраля 2020 года, на канале «Топлес» и собрал более 4 миллионов просмотров. В выпуске «Китайская история ужасов. Коронавирус» (https://www.youtube.com/ watch?v=dukR1VXPR1s&t=20s&ab_channel=%D0%A2%D0%9E%D0%9F%D0%9B%D0%95%D0 %A1) ведущий канала Ян Лапотков на протяжении 25 минут пытается разобраться в истории возникновения и распространения нового вируса, описать его поведение и реакцию организма на коронавирус. Особое место в ролике уделено борьбе с мифами об искусственной природе вируса, о мировом заговоре по чипированию людей или отсутствию нового заболевания вовсе. Ведущий воздействует на аудиторию рационально и эмоционально: логические доводы и ссылки на авторитетные источники чередуются с шутками, динамичным видеорядом, яркими визуальными образами. Для качественной трансляции знаний активно используются карты (демонстрация динамики распространения вируса), инфографика (строение вируса, сравнение с иными штаммами), яркие аналогии (поведение антивируса по отношению к вирусу сравнивают с охотой льва на панголина), прецедентные тексты (война под Сталинградом, фраза «охлади пыл»). Данные приемы нацелены на упрощение понимания и запоминания информации. Об этом свидетельствуют и комментарии аудитории к выпуску: в них пользователи активно повторяют самые яркие фразы из выпуска («организм сам учится бороться, от пациента требуется только не сдохнуть», «у вируса простая цель - размножаться»), придумывают новые интересные сравнения и примеры для описанного в ролике, шутят о ситуации в целом, комментируют услышанное. Однако в комментариях нет дискуссии о содержании выпуска: никто не делится дополнительными источниками или фактами по теме, своим мнением

Znak: ргоЬ1ешпое ро1е шediaobrazovanija. 2020. № 4 (38)

о происходящем. Поэтому мы можем отметить, что данный выпуск сопровождают эмоциональные комментарии (как правило, позитивного характера), направленные на юмористическое и ироническое восприятие происходящего.

Следующий из анализируемых нами роликов был опубликован на канале «ПостНаука» -«Коронавирусы / Что я знаю» (https://www.youtube.com/watch?v=8x5nWBxDdXM&ab_channel= %D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0). В студии в прямом эфире (сейчас данный контент доступен в записи) актуальные вопросы, связанные с коронавирусом, обсудили вирусолог, доктор биологических наук Сергей Альховский и ведущий проекта Роман Авдеев. Так как этот ролик был опубликован еще 3 марта 2020 года, его основной задачей стало ответить на ключевые вопросы, связанные с новой эпидемией: что такое коронавирус, каковы его симптомы, как защититься от новой угрозы, как появился данный штамм и каким образом он сейчас изучается. На момент начала проникновения вируса в нашу страну данные вопросы были особенно актуальны. Ролик длится 64 минуты - это фиксация диалога с переменой планов от среднего к крупному. Главная ценность данного видео заключается в привлечении эксперта, авторитетному мнению которого аудитория может довериться. Однако, к сожалению, ролик лишен динамики, визуального разнообразия и, возможно, именно поэтому он не получил массового распространения (количество просмотров - 195 тысяч). В комментариях аудитория положительно оценила работу приглашенного эксперта, отметив его владение темой и интересное изложение. А также отметила некорректное поведение ведущего, который нарушал правила безопасности, озвученные спикером (кашлял в руку и протягивал ее гостю), что свидетельствует об усвояемости рекомендаций эксперта. На наш взгляд, авторы данного ролика, ссылаясь на экспертное мнение, дают аудитории взвешенное видение ситуации, понятные рекомендации к действию. И именно это вызывает симпатию и благодарность аудитории, что активно транслируется в комментариях.

В ролике под названием «Мир не будет прежним (мы тоже)» (https://www.youtube.com/ wateh?v=M3ya83nNTRA&ab_channel=ArturSharifov), опубликованном 23 апреля 2020 года на канале АГиг Sharifov, нарратив выстраивается иным образом. В кадре мы видим лишь основного ведущего канала Артура Шарифова, который на протяжении 23 минут высказывает собственные мысли о том, как нашу жизнь изменит появление коронавируса. Он предлагает не поддаваться панике, помнить об уже имеющемся опыте борьбы с другими вирусами, извлечь выводы из уже допущенных ошибок и доверять рекомендациям врачей, чтобы все предпринятые меры не оказались напрасными. Несмотря на то, что автор канала известный российский научно-популярный блогер (на его канале 1,4 миллиона подписчиков, а данный ролик собрал 657 тысяч просмотров), в данном ролике он не подкрепляет каждый свой тезис ссылками на исследования и авторитетные мнения как в других работах на канале, а скорее воздействует на зрителей эмоционально. На протяжении большей части ролика на фоне звучит тревожная музыка, ведущий одет в темные тона и активно жестикулирует в кадре, изображения на экране быстро чередуются (анимированные вставки, иллюстрации, видеонарезки из фильмов и новостей). Его задача, ссылаясь на собственный авторитет, донести до постоянной аудитории простые алгоритмы поведения, успокоить в условиях распространяющейся паники. Большая часть комментариев к выпуску посвящена юмористической трактовке действительности: пользователи шутят над режимом самоизоляции, реакцией лидеров отдельных стран на эпидемию, людьми, отрицающими существование коронавируса. Эта попытка высмеять существующую проблему также может быть отнесена к одному из способов критического осмысления реальности, регулированию негативных эмоций (паники, испуга и так далее).

Последний анализируемый ролик «Пандемии: чума, испанка и холера / Уроки истории» (https://www.youtube.com/watch?v=K4tH8GSUj6I&t=4380s&ab_channel=%D0%A1%D0%B5%D 1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D0%B2), опубликованный 23 апреля на канале российского писателя и историка по образованию Сергея Минаева, отличается от представленных ранее. Ведущий в нем не рассказывает о происхождении нового вируса и его симптоматике, но, используя коронавирус как основной инфоповод, анализирует опыт человечества в борьбе с иными пандемиями. Сергей Минаев последовательно рассказывает о том, как люди переживали Юстинианову чуму, бубонную чуму, испанку и холеру, какие выводы делали из столкновения с новыми болезнями и как этот опыт помогал в борьбе

с новыми эпидемиями. Подобный разговор направлен на разрушение иллюзии, что пандемия Covid-19, всеобщий карантин и самоизоляция не имели аналогов в мировой истории. Осознание, что подобное уже было пережито и побеждено, успокаивает аудиторию: в комментариях мы чаще всего встречаем благодарности автору, удивление пользователей от схожести ситуаций и поведения людей в них, иронию над мифами о коронавирусе и нелепыми способами борьбы с новым заболеванием. Также стоит отметить, что, несмотря на продолжительность ролика (94 минуты), он собрал 470 тысяч просмотров: возможно, зрителей привлекли оригинальный подход к теме, юмористическая подача информации, визуальное сопровождение (наличие карт, фотографий и иллюстраций).

Анализ российского научно-популярного контента на видеохостинге YouTube демонстрирует, что тема коронавируса получает в нем широкое распространение. В подобных роликах чаще всего поднимаются следующие темы: последовательное описание особенностей нового штамма вируса, его происхождение, методы борьбы с заболеванием, разоблачение неэффективных методов борьбы с распространением коронавируса и иных мистификаций по данной теме. Посредством рациональных (апеллирование к статистике, исследованиям, авторитетным источниками и мнениям) и эмоциональных (динамическое повествование, звуковое сопровождение, подбор ассоциативных иллюстраций, юмор, ирония, прецедентные тексты и так далее) методов воздействия научно-популярные блогеры доносят до аудитории актуальную и необходимую информацию по теме коронавируса, вносят свой вклад в борьбу с инфодемией. В данном дискурсе выстраивается новый образ коронавируса - это не пугающее новое заболевание, не имеющее аналогов, а логичное развитие имеющегося вируса, распространение нового штамма. Описав сложившуюся ситуацию, как нечто уже происходившее, блогеры дают зрителям и простые алгоритмы к действию, которые могут помочь обезопасить себя и окружающих, а также высмеивают бесполезные, а иногда и вредные методы борьбы с заболеванием. Отметим также, что данный контент, судя по количеству просмотров, пользуется популярностью у российской аудитории. А анализ комментариев позволяет заключить, что пользователи считают данные ролики полезными. Мы можем сделать вывод, что основная гипотеза о потенциале научно-популярного контента в стабилизации настроений социума в период пандемии нашла свое подтверждение. Поскольку контент подобного типа способен убедительно доносить проверенную информацию по теме коронавируса широкой аудитории, запоминаться и вызывать доверие у пользователей.

Список литературы

1. Абрамов, Р. Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа / Р. Н. Абрамов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 1. - С. 111-123.

2. Казанцева, А. В. интернете кто-то не прав! Научные исследования спорных вопросов / А. В. Казанцева. - Москва : Издательство АСТ : CORPUS, 2016. - 376 с. - ISBN: 978-5-17-092181-2. -Текст : непосредственный.

3. Мукашева, М. Т. Развитие научно-познавательной журналистики / М. Т. Мукашева. -Текст : электронный // URL: repository.enu.kz/bitstream/handle/data/10963/Мукашева%20М.. docx?sequence=1 (дата обращения: 10.10.2020).

4. Мухина, О. C. Тема коронавируса в контексте теории установления повестки дня / О. С. Мухина. - Текст : непосредственный // Проблемы массовой коммуникации: материалы междунар. науч.-практич. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью (14-16 мая 2020 г., Воронеж) / под ред.: В. В. Тулупова. - Воронеж : типолаборатория факультета журналистики ВГУ, 2020. - С. 35-37.

5. Орляк, А. А. Влияние СМИ на общественное мнение во время пандемии коронавируса / А. А. Орляк. - Текст : непосредственный // Язык, культура и литература. - 2020. - № 2. -С.118-122.

6. Пестова, М. Е. Пандемия нового десятилетия: освещение темы коронавируса в СМИ / М. Е. Пестова, Е. А. Сафонов. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2020. - № 1. -С. 166-172.

Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 4 (38)

7. Семенова, Е. А. Фейковые новости на городском медиаполе в период пандемии коронавируса Covid-19 (на примере тамбовских СМИ) / Е. А. Семенова. - Текст : непосредственный // Научно-практические исследования. - 2020. - № 5-3 (28). - С. 62-65.

8. Серова, С. А. Коронавирусная пандемия и региональные медиа: случайные искажения информации и дезинформация / С. А. Серова. - Текст : непосредственный // Проблемы массовой коммуникации: материалы междунар. науч.-практич. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью (14-16 мая 2020 г., Воронеж) / под ред.: В. В. Тулупова. - Воронеж : типолаборатория факультета журналистики ВГУ. - 2020. - С. 50-52.

9. Симакова, С. И. Визуализация информации в научно-популярных изданиях как способ привлечения аудитории / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Журналютыка-2016: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 18-й Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцьп, прысвечанай 95-годдзю БДУ (10-11 лютапада 2016 г., Мшск) / редкол.: С. В. Дубовш. - Мшск : БДУ. - 2016. - С. 108-111.

10. Теплицкая, А. А. Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях / А. А. Теплицкая. - Текст : непосредственный // Вест. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2014. - № 1. - С. 264-270.

COVERAGE OF THE CORONAVIRUS PANDEMY IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC-POPULAR JOURNALISM

Paniukova S. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, s.panukowa@mail.ru

This study examines one of the most relevant phenomena of 2020, the coronavirus pandemic and coverage of this topic in the context of popular science journalism. Growth of the disease and the introduction of required actions to respond to the threat of its spread had a negative impact on the social and psychological climate of all people, including Russians. Panic, the abundance of information, the impossibility of making rational decisions are reflected in all spheres of life, including the economic one. That is why it is so important in the current circumstances to conduct competent work with the population to let people know about the real threats of the pandemic and its consequences, to dispel myths and "urban legends" around this topic. According to the hypothesis, such work can be made factually and convincingly within creation and distribution of popular science content, especially by the authors who have previously earned trust of a mass audience. The purpose of the study is to consider how the topic of coronavirus is discussed in Russian popular science content and how an Internet audience reacts to it. The key research method is content analysis, with its help we examine thematic popular science videos on YouTube, a video hosting platform. Such work allows us to conclude that qualitative analysis of the coronavirus pandemic topic in popular science journalism has potential to reduce psychological stress of an audience.

Keywords: media, infodemia, popular science journalism, media security, YouTube.

References

1. Abramov, R. N. (2014). Professionalizacija nauchnoj zhurnalistiki v Rossii: soobshhestvo, znanie, media [Professionalization of Science Journalism in Russia: Community, Knowledge, Media]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science], 1, pp. 111-123 (in Russ.).

2. Kazanceva, A. V. (2016). Vinternete kto-to ne prav! Nauchnye issledovanija spornyh voprosov [Someone on the internet is wrong! Scientific research of controversial issues]. Moscow: AST Publishing House : CORPUS, 376 p. (in Russ.).

3. Mukasheva, M. T. (2010). Razvitie nauchno-poznavatel'noj zhurnalistiki [Development of scientific and educational journalism]. Available at: repository.enu.kz/bitstream/handle/data/10963/ MyKameBa%20M..docx?sequence=1 (accessed 10.10.2020) (in Russ.).

4. Muhina, O. S. (2020). Tema koronavirusa v kontekste teorii ustanovlenija povestki dnja [The topic of coronavirus in the context of agenda-setting theory]. Problemy massovoi kommunikacii :

materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Mass communication problems: materials of the international scientific and practical conference]. Voronezh: typing laboratory of the Faculty of Journalism of Voronezh State University, pp. 35-37 (in Russ.).

5. Orljak, A. A. (2020). Vlijanie SMI na obshhestvennoe mnenie vo vremja pandemii koronavirusa [Impact of the media on public opinion during the coronavirus pandemic]. Jazyk, kul'turn i literatura [Language, culture and literature], 2, pp. 118-122 (in Russ.).

6. Pestova, M. E., Safonov, E. A. (2020). Pandemija novogo desjatiletija: osveshhenie temy koronavirusa v SMI [Pandemic of the new decade: media coverage of coronavirus].Mediasreda [Media environment], 1, pp. 166-172 (in Russ.).

7. Semenova, E. A. (2020). Feikovye novosti na gorodskom mediapole v period pandemii koronavirusa Covid-19 [Fake news on the city's media field during the Covid-19 coronavirus pandemic]. Nauchno-prakticheskie issledovanija [Scientific and practical research], 5-3 (28), pp. 62-65 (in Russ.).

8. Serova, S. A. (2020). Koronavirusnaja pandemija i regional'nye media: sluchainye iskazhenija informacii i dezinformacija [Coronavirus Pandemic and Regional Media: Accidental Information Distortion and Misinformation]. Problemy massovoi kommunikacii : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Mass communication problems: materials of the international scientific and practical conference]. Voronezh: typing laboratory of the Faculty of Journalism of Voronezh State University, pp. 50-52 (in Russ.).

9. Simakova, S. I. (2016). Vizualizacija informacii v nauchno-populjarnyh izdanijah kak sposob privlechenija auditorii [Information visualization in popular science publications as a way to attract an audience]. Zhurnalistika-2016: sostojanie, problemy iperspektivy: materialy 18-jMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 95-letiju BGU [Journalism-2016: state, problems and prospects: materials of the 18th International scientific-practical conference dedicated to the 95th anniversary of BSU]. Minsk: BSU, pp. 108-111 (in Russ.)

10. Teplickaja, A. A. (2014). Propaganda nauchnyh znanij v detskih nauchno-populjarnyh izdanijah [Propaganda of scientific knowledge in children's popular science publications]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University. A. S. Pushkin], 1, pp. 264-270 (in Russ.).

Светлана Александровна Панюкова, преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

ORCID: 0000-0002-9825-237.

s.panukowa@mail.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Панюкова С. А. Освещение пандемии коронавируса в контексте научно-популярной журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 151-157. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10417.

Paniukova S. A. Coverage of the coronavirus pandemy in the context of scientific-popular journalism // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 4 (38), pp. 151-157. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.