Научная статья на тему '«ПОСТ-ПРАВДА» В КОВИДНОМ МИРЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ИТАЛИИ'

«ПОСТ-ПРАВДА» В КОВИДНОМ МИРЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙК-НЬЮС / ГЛУБОКИЕ ФЕЙКИ / ПОСТ-ПРАВДА / ПАПА ФРАНЦИСК / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / ИТАЛИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

Статья посвящена отношению Католической церкви в Италии к феномену фейк-ньюс в медиапространстве ковидного и постковидного мира. Католические иерархи и лично папа Франциск осудили продвижение фейков, их создателей и потребителей - вольных или невольных ретрансляторов лжи. Важными направлениями борьбы Церкви и католических СМИ с недостоверными сообщениями стали «позитивная» журналистика, открытие сайтов проверки информации, обучение пользователей медиаграмотности, критическому мышлению. Вместе с тем фактическая легализация «пост-правды» в соцсетях как форма альтернативной реальности заставляет задуматься о кризисе доверия к властям, авторитетам, официальным СМИ, релятивизации ключевых понятий и этических норм. Общество «пост-правды» как одно из проявлений цифровой ментальности стало серьезным вызовом для церкви. Коммуникация в цифровой среде, изучение законов, по которым развиваются отношения на цифровых платформах, открывают широкие возможности для евангелизации, миссионерства, посредничества на микро- и макроуровнях, выстраивания «человекоцентричных» отношений в мире «пост-правды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"POST-TRUTH" IN THE COVID WORLD: POSITION OF THE CHURCH AND THE CATHOLIC COMMUNITY IN ITALY

The article deals with the attitude of the Catholic Church in Italy toward the “fake news” phenomenon in the mass media of the COVID and post-COVID world. Catholic hierarchs and Pope Francis personally condemned the system promoting fakes on the Web, their creators and consumers - conscious or unconscious “transponders” of lies. The Church and the Catholic media counter fake messages via such important tools as “positive” journalism, fact checking sites, training users in media literacy, critical thinking. At the same time, the actual legalization of “post-truth” in social networks as a form of alternative reality is a wake-up call. The crisis of confidence in authorities, official media, relativity of key concepts and ethical norms became a reality. “Post-truth” society as one of the manifestations of digital mentality is a serious challenge for the Catholic Church. Acts of Communication in the digital environment, study of the laws regulating relationships development on digital platforms open up wide opportunities for evangelism, missionary work, mediation at the micro and macro levels, as well as building socially oriented relations in the world of “post-truth”.

Текст научной работы на тему ««ПОСТ-ПРАВДА» В КОВИДНОМ МИРЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ИТАЛИИ»

Современная Европа, 2020, № 7, с. 177-187

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК 322

Вероника ЯЗЬКОВА

«ПОСТ-ПРАВДА» В КОВИДНОМ МИРЕ: ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ИТАЛИИ

Статья поступила в редакцию 30.10.2020

Аннотация. Статья посвящена отношению Католической церкви в Италии к феномену фейк-ньюс в медиапространстве ковидного и постковидного мира. Католические иерархи и лично папа Франциск осудили продвижение фейков, их создателей и потребителей - вольных или невольных ретрансляторов лжи. Важными направлениями борьбы Церкви и католических СМИ с недостоверными сообщениями стали «позитивная» журналистика, открытие сайтов проверки информации, обучение пользователей медиаграмотности, критическому мышлению. Вместе с тем фактическая легализация «пост-правды» в соцсетях как форма альтернативной реальности заставляет задуматься о кризисе доверия к властям, авторитетам, официальным СМИ, релятивизации ключевых понятий и этических норм. Общество «пост-правды» как одно из проявлений цифровой ментальности стало серьезным вызовом для церкви. Коммуникация в цифровой среде, изучение законов, по которым развиваются отношения на цифровых платформах, открывают широкие возможности для евангелизации, миссионерства, посредничества на микро- и макроуровнях, выстраивания «человекоцен-тричных» отношений в мире «пост-правды».

Ключевые слова: фейк-ньюс, глубокие фейки, пост-правда, папа Франциск, Католическая церковь, Ватикан, Италия, коронавирус.

Пандемия коронавирусной инфекции1 заставила задуматься католическую общественность об уязвимости человека, объеме и границах его гражданских прав в чрезвычайных ситуациях, роли Евросоюза и международных организаций в пре-

1 По данным министерства здравоохранения Италии на 20 ноября 2020 г., в стране было зарегистрировано 777176 случаев заражения, 48569 больных скончались, 520022 выздоровели. URL: https://opendatadpc.maps.arcgis.eom/apps/opsdashboard/index.html#/b0c68bce2cce478eaac82fe 38d4138b1 (дата обращения: 20.11.2020)

© Язькова Вероника Евгеньевна - к.и.н., старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: yazkova@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020195205

одолении подобных бедствий1. Католическая церковь в Италии внесла заметный вклад в духовное осмысление коронакризиса, роли информации в медиапростран-стве ковидного и постковидного мира. Распространение фейков о природе вируса, его переносчиках, симптомах, лечении, нагнетание паники в СМИ - все это нашло подтверждение в феномене, названном ВОЗ «инфодемией» [Spadaro, 2020].

Конечно, фейки представляли угрозу и раньше. Достаточно вспомнить масштабы дезинформации по поводу атипичной пневмонии, птичьего и свиного гриппа [Манойло, Стригунов, 2020: 266]. По данным CENSIS, за 2017 г. из 15 млн итальянцев, обращавшихся в Интернет за информацией по медицинской проблеме, 8,8 млн стали жертвами лжи или полуправды2. Из 11 млн итальянцев, получающих информацию из непроверенных источников, 20,9% имели среднее и 4,1 - высшее образование. Сегодня каждый второй житель страны черпает сведения из фейсбука, твиттера, инстаграмма. В среде не достигших тридцати лет этот показатель составляет 70% [Rancilio, 2018]. Соцсети, превратившись в крупнейшую фабрику новостей, одержали верх над традиционными СМИ, а частные мнения над реальными фактами.

Как неутешительно предрекла аналитическая компания «Гартнер», ситуация стремительно ухудшается: «в 2022 г. западноевропейская публика будет предпочитать проверенным новостям фейки» [Rancilio, 2018]. Они угрожают фундаментальным основам общества, «взаимному доверию, доверию государственным институтам, репутации и авторитетам, презумпции невиновности», утверждают отечественные исследователи Д.В. Мун и В.В. Попета [Мун, Попета, 2020]. Дезинформация стала не просто выгодным бизнесом, а важнейшим инструментом информационной войны. В основе фейка лежит информация «резонансного характера», которую «сделали вирусной и соединили с вирусными технологиями её распространения» и ретрансляция которой функционирует, как «социальное доказательство» [Пономарев, 2019]. Как полагают авторы российской монографии «Технологии неклассической войны» А.В. Манойло и К.С. Стригунов, речь идет о новом феномене, скачке в развитии технологий информационного влияния, вирусном инфицировании «личных каналов связи и коммуникации человека» [Манойло, Стригунов, 2020: 267-268].

Фейки о коронавирусе стали ярким тому доказательством. Как сообщает католический портал «Фамилья кристиана», еще в начале февраля 2020 г. поисковая строка «Google» выдавала 1 млрд 290 млн результатов по запросу «коронавирус» [Laggia, 2020]. Церковь также стала мишенью «пост-правды». Список излюбленных фейк-мейкерами тем «финансовых махинаций» служителей церкви, «уклонения от налогов», «легитимизации однополых браков» и др. пополнился новыми фейками о Церкви во время пандемии и новыми разоблачениями3.

Il dopo e gia cominciato, L'Osservatore romano, 10.04.2020. URL: https://www.osservatoreromano.va/it/news/2020-04/il-dopo-e-gia-cominciato.html; Hollerich J.-C. card. L'Europa e il virus, La Civilta Cattolica, quaderno 4076, 18.04.2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/articolo/leuropa-e-il-virus/ (дата обращения: 25.10.2020)

2 Masoero Regis G. (2020) Coronavirus, la paura ci fa credere a tutto: cosi si diffonde l'epidemia di fake news, La Repubblica, 20 marzo 2020. URL: https://www.repubblica.it/salute/medicina-e-ricerca/2020/03/20/news/coronavirus_come_nascono_la_fake_news-251764762/ (дата обращения: 28.10.2020)

3 Muolo M. La bufala della Chiesa che non paga le tasse, Avvenire.it, 20.10.2020. URL:

Страх как катализатор фейка

Доктор психологии и философии Папского Григорианского университета Дж. Куччи провел различие между фейком и подлинным фактом: первый вызывает подавленность, бездействие и виктимизацию; второй, напротив, конструктивен, так как побуждает к действию и преодолению трудностей [Сисш, 2020].

Но что же делать, если действие в силу тех или иных причин невозможно?

В разгар первой волны СОУГО-19, когда телевидение и интернет ежечасно сообщали о действиях правительства, санитарных властей, органов правопорядка, врачей, волонтеров, значительная часть итальянцев, не относящихся к категории специалистов, занятых в борьбе с коронавирусом, была предоставлена самой себе, беспомощно наблюдая за происходящим со стороны. Оптимизм первых дней, «балконная» солидарность жителей домов и кварталов сменились летаргическим оцепенением. «Несмотря на хорошие новости - уменьшение числа заражений... выход Евросоюза из комы, - писала в те дни итальянская писательница О. Казагранде, - в нашем мозгу вспыхивают мысли: а если не будет "потом", не будет "хэппи эн-да"?»1. Итальянское общество разделилось. Одни увидели в пандемии заслуженную кару за грехи, потребительство, безудержный неолиберализм; другие ностальгировали о довирусном мире; третьи утверждали, что кризис приведет к укреплению солидарности между людьми, новым проектам в области экологии. «Наш дом похож на платоновскую пещеру, - продолжала Казагранде. - Мы улавливаем одни лишь тени, наша жизнь - бесконечная смена виртуальных картинок. Отголоски внешнего мира, проникая по сверхскоростным фибрам во тьму нашей норы, едва обретая реальность, рассеиваются, превращаются в фантасмагорию, кошмар или мираж. Утратив живой контакт с людьми и окружающим миром, мы ничто не воспринимаем реальным. Ум омрачается, впуская страхи, фобии, иллюзии. Плодотворная почва для психоза, ярости, предрассудков, теорий заговора»2.

Крайней формой такого помрачения стали самоубийства итальянцев на почве коронавируса , а также бунт в 22 итальянских тюремных учреждениях 7 марта 2020 г., приведший к гибели тринадцати человек, множеству раненых, бегству нескольких сот заключенных, разгрому бараков. Это исключительное по своему масштабу событие, которое в прежнее время «взорвало» бы интернет, в разгар пандемии освещалось весьма слабо [I soggetti, 2020: 72].

https://www.awenire.it/cWesa/pagine/la-bufala-della-chiesa-che-non-versa-il-dovuto (дата обращения: 10.11.2020); Sartini S. La Chiesa si spacca sui gay "Il Papa vuole uno scisma", il Giornale.it, 23.10.2020. URL: https://www.ilgiornale.it/news/politica/chiesa-si-spacca-sui-gay-papa-vuole-scisma-1898238.html (дата обращения: 10.11.2020); Disiniformazione sulle bare di Bergamo in chiesa per il Coronavirus: foto di Lampedusa del 2013, Bufale.net, 18.03.2020. URL: https://www.bufale.net/disiniformazione-sulle-bare-di-bergamo-in-chiesa-per-il-coronavirus-foto-di-lampedusa-2013/ (дата обращения: 10.11.2020)

1 Casagrande O. Bugiardino degli effetti collaterali della quarantena: «il polso e flebile», L 'OBS, 09.04.2020 URL: https://www.nouvelobs.com/bibliobs/20200409.0BS27315/bugiardino-degli-effetti-collaterali-della-quarantena-il-polso-e-flebile.html (дата обращения: 11.11.2020)

2 Там же.

3 Marro E. Isolamento e crisi economica, ondata mondiale di "suicidi per coronavirus", 12.05.2020, Il Sole 24 ore, URL: https://www.ilsole24ore.com/art/isolamento-e-crisi-economica-ondata-mondiale-suicidi-coronavirus-ADPf7lP (дата обращения: 15.11.2020)

«Сеяние паники очень опасно, так как может нанести серьезный урон "ментальному и эмоциональному здоровью"», - заявил итальянский епископ М. Ками-заска. В ходе осенней волны коронавируса епископ обратился к священникам своей епархии с призывом оказать духовную помощь народу, «рискующему получить параноидальное видение реальности, оторванное от масштабов реальной опасности». Ни в коем случае не ставя под сомнение необходимость гигиенических мер, масочно-перчаточного режима, социальной дистанции, епископ отметил, что «нужно продолжать жить», доверять Богу, поддерживать друг друга1. Декан Коллегии кардиналов, итальянский кардинал Дж.-Б. Ре заявил 16 ноября 2020 г., что, тщательно соблюдая предписанные властями нормы защиты, важно тем не менее не «предаваться тоске и тревоге», а обрести веру в Бога и смело смотреть вперед, дабы «приумножить солидарность и братство»2. Это утверждение особенно показательно в свете новой энциклики папы Франциска «Все братья», обнародованной 3 октября 2020 г.

Распространение COVID-19 по сей день сопровождается лавиной дезинформации. В итальянской печати коронавирус назван «отцом всех фейков»3 и включает в себя всевозможные сценарии: технологию «глубоких фейков» (deepfakes, синтезирование человеческого изображения); выдачу лжеэкспертов за специалистов или представителей властных структур; иллюстрацию подлинным видео ложной новости; смешение правдоподобного с реальным, манипулирование бытующими в обществе верованиями4, так называемые «катастрофические» прогнозы [Laggia, 2020]. Итальянский специалист по разоблачению фейков В. Петрини убеждена, что скорость распространения таких лженовостей, нагнетание страха и фобий настолько велики, что официальные - вплоть до правительственных! - опровержения бессильны минимизировать их эффект; даже будучи опровергнутыми, они продолжают генерировать дезинформацию в мегамасштабах5.

Российский исследователь А.А. Смирнов убежден, что «демократическим обществам придется принять неприятную правду: для того чтобы выстоять в условиях угрозы глубоких фейков, они должны научиться жить в мире лжи» [Смирнов, 2019: 83]. Этот пессимистический, но, увы, вполне реальный прогноз объясняет

1 COVID, Camisasca ai suoi sacerdoti: "Evitiamo visioni paranoiche della realta. Dobbiamo continuare a vivere", L'Occidente, 22.10.2020. URL: https://loccidentale.it/COVID-camisasca-ai-suoi-sacerdoti-evitiamo-visioni-paranoiche-della-realta-dobbiamo-continuare-a-vivere/ (дата обращения: 28.10.2020)

2 Il decano del Collegio cardinalizio Re ha preso possesso del titolo della Chiesa suburbicaria di Ostia, L'Osservatore romano, 16.11.2020 URL: https://https://www.osservatoreromano.va/it/news/2020-11/quo-265/il-decano-del-collegio-cardinalizio-re-br-ha-preso-possesso-br-d.html (дата обращения: 20.11.2020)

3 Petrini V. Il coronavirus e la madre di tutte le fake news perché fa leva sulle nostre paure, TPI, 16.02.2020. URL: https://www.tpi.it/opinioni/coronavirus-genera-fake-news-20200216548550/ (дата обращения: 25.10.2020)

4 COVID-19 e fake news: le nuove bufale smentite dal ministero, Ministero della Salute. URL: https://www.salute.gov.it/portale/news/p3_2_1_1_1.jsp?menu=notizie&id=4692 (дата обращения: 05.11.2020)

5 Petrini V. Il coronavirus e la madre di tutte le fake news perché fa leva sulle nostre paure, TPI, 16.02.2020. URL: https://www.tpi.it/opinioni/coronavirus-genera-fake-news-20200216548550/ (дата обращения: 21.10.2020)

малоэффективность борьбы с фейками о коронавирусе. По признанию самих медиков, «истиной в последней инстанции» не обладают даже ученые, так как речь идет о новом, еще недостаточно изученном вирусе1.

«Линчевание» общественным мнением

В «Послании на 52-ю годовщину празднования Всемирного дня социальных коммуникаций» в 2018 г. папа Франциск подчеркнул, что успех фейков объясняется их хамелеоновой природой, способностью «воздействовать на стереотипы и предрассудки... эксплуатировать простые, быстро вспыхивающие эмоции. тревогу, презрение, ярость, фрустрацию». Высокая контагиозность фейков коренится в присущей человеку «жажде власти, обладания и наслаждений». Люди, которые делятся поддельными новостями в соцсетях, чаще всего принадлежат к замкнутым цифровым сообществам и не терпят иной точки зрения, кроме той, которую исповедуют. Между тем истина не есть нечто обезличенное, навязанное сверху, плод некой стратегии, она рождается в свободном общении людей, равноправном обмене мнениями, умении критически относиться к собственным желаниям и наклонностям.

Об одном из первых фейков повествует Книга Бытия в сюжете о грехопадении. В вопросе хитрого змия - «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1) - заложена только часть правды, поскольку Бог запретил есть плоды «не всех, но только одного дерева»: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт. 2:17). Библейский рассказ о соблазнении первых людей не истинной, а лишь правдоподобной информацией выявил непреложное правило: не существует «безобидной» дезинформации, поскольку она неизбежно делает потребителя вольным или невольным актором процесса, а любое отклонение от правды влечет за собой тяжкие последствия2.

В «Послании на 54-ю годовщину празднования Всемирного дня социальных коммуникаций» 24 января 2020 г. папа призвал журналистов концентрироваться не на негативе, который хорошо «продается», а на позитиве - хороших добрых новостях. Именно они цементируют общественные связи, формируют здоровую ткань нынешней культуры и в отличие от деструктивных, фейковых новостей, манипулирующих сознанием людей, «способны преодолеть границы времени и пространства»3. 28 апреля 2020 г. в разгар эпидемии коронавируса папа Франциск посвятил теме фейк-ньюс отдельную проповедь. Мученичество св. Стефана, как, впрочем, и суд Понтия Пилата, став следствием оговора, окончились «линчеванием»: «Еще до

1 Masoero Regis G. (2020) Coronavirus, la paura ci fa credere a tutto: cosi si diffonde l'epidemia di fake news, La Repubblica, 20.03.2020. URL: https://www.repubblica.it/salute/medicina-e-ricerca/2020/03/20/news/coronavirus_come_nascono_la_fake_news-251764762/ (дата обращения: 28.10.2020)

2 Messaggio del Santo padre Francesco per la 52ma Giornata mondiale delle comunicazioni so-ciali, 24.01.2018 URL:

http://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2018/01/24/0062/00120.html (дата обращения: 11.11.2020)

3 Messaggio del Santo padre Francesco per la 54ma Giornata mondiale delle comunicazioni sociali, 24.01.2020 URL:

http://www.vatican.va/content/francesco/it/messages/communications/documents/papa-francesco_20200124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 28.10.2020)

суда осужденные были приговорены к смерти введенным в заблуждение народом», - пояснил понтифик.

Сегодня ситуация та же: общество бессильно перед лавиной фейков. Клевета, сплетня, начинающаяся с предуведомления «говорят...», есть не что иное, как «микролинчевание», по выражению папы. Это повседневное «говорят» формирует суждение, а затем и общественное мнение, идти против которого отваживаются лишь те, кто не боится свидетельствовать о правде1. Выступление папы весьма многозначно. Можно только догадываться, чем обусловлено обращение к теме фейк-ньюс в проповеди, которую понтифик начал с призыва к осторожности и повиновению властям: стремлением предостеречь верующих от коронавирусных фейков или от ковид-диссидентства?

Fact cheking как угроза свободе мнений?

Уже не один год около тридцати информационных изданий Италии участвуют в работе антифейковой виртуальной платформы «Национальный митинг католических и некатолических журналистов»2. Союз итальянской католической печати (СИКП) начал борьбу против словесной агрессии в сети, твиттах, постах в интернет-проекте «Слова или стили». В послании по случаю 60-летия со дня основания СИКП в 1959 г. президент Италии С. Маттарелла заявил, что в эпоху дезинформации сотрудники СМИ должны особенно заботиться о достоверности новостей, поскольку «информация - основополагающий элемент свободного демократического обще-ства»3. 31 июля 2020 г. Маттарелла дополнил трактовку свободы концепцией общего блага. Он сказал, что свобода одних ни в коем случае не означает «право заражать других»4. Это обстоятельство, по мнению президента республики, чрезвычайно актуально для преодоления последствий коронавируса и искоренения связанных с ним фейков.

Президент СИКП В. Де Лука привела результаты исследования немецких ученых, изучивших несколько тысяч постов социальной сети «Facebook» с января по март 2020 г., то есть в разгар пандемии. Эпизодов беззастенчивой лжи было обнаружено немного, заявила Де Лука. Гораздо чаще речь шла о неполной или вырванной из контекста информации, непроверенных фактах. Целью было стремление поставить под сомнение способность официальных властей справиться с ситуацией5.

1 Prudenza e obbedienza perché la pandemia non torni, L 'Osservatore Romano, 28.04.2020. URL: https://www.osservatoreromano.va/it/news/2020-04/prudenza-e-obbedienza-perche-la-pandemia-non-torni.html (дата обращения: 20.10.2020)

2 Un manifesto contro fake news e fake journalism, Chiesa Cattolica Italiana, 19.09.2018 URL: https://comunicazionisociali.chiesacattolica.it^un-manifesto-contro-fake-news-e-fake-journalism/ (дата обращения: 25.10.2020)

3 De Luca V. Uno scoglio che increspa la corrente, L'Osservatore romano, 23.05.2020. URL: https://www.osservatoreromano.va/it/news/2020-05/uno-scoglio-che-increspa-la-corrente.print.html (дата обращения: 21.10.2020)

4 Mattarella: "No alle fake news, la libertá non e diritto di far ammalare gli altri", TGCOM24, 31.07.2020. URL: https://www.tgcom24.mediaset.it/politica/coronavims-mattarella-uso-fondi-ue-sia-tempestivo-e-concreto_21358253-202002a.shtml (дата обращения: 13.11.2020)

5 Guarasci A. Meeting dei giornalisti cattolici, l'Ucsi: un patto contro le fake news, 23.05.2020. URL: https://www.vaticannews.va/it/mondo/news/2020-05/meeting-giomalisti-cattolici-ucsi-

Как отмечает известный итальянский богослов А. Спадаро, шеф-редактор авторитетного журнала иезуитов «Чивильта Каттолика», в условиях сверхскоростного распространения информации на цифровых платформах контролировать вброс ошибочных или провокационных сведений практически невозможно, так как их верификация (fact checking) требует массу времени и усилий. Для разоблачения фейка, - подчеркивает Спадаро, - нужно очистить «факт» от частных «мнений», собрать доказательную базу в заслуживающих доверия источниках и посредством анализа подтвердить или опровергнуть исходное сообщение [Spadaro, 2020]. Представляется, однако, что главным препятствием к «очистке» станут именно «мнения», которые, по словам Ф. Пуппо, доктора философии и права университета г. Тренто, «не просто оторвались от реальности», а «полностью ее собой подменили» [R.B., 2018].

Проверкой фактов на достоверность, разоблачением слухов, легенд, фейковой журналистики занимаются англоязычные веб-сайты (www.snopes.com, www.politifact.com) порталы крупных европейских изданий (www.lemonde.fr/ verification; итальянский сайт www.pagellapolitica.it). В рамках запущенной ООН ан-тифейковой кампании, сообщает официальный орган Ватикана «Оссерваторе рома-но», была анонсирована программа «Пауза», предложившая интернет-пользователям «остановиться и поразмыслить, прежде чем поделиться сообщением или постом». Принимая во внимание вред фейков о коронавирусе, организаторы программы потребовали от стран - членов ООН принять меры, «которые, уважая свободу выражения мнения граждан, воспрепятствуют распространению ошибочной информации»1.

Системы проверки вызвали в итальянском обществе дискуссии о критериях и границах объективности. В современном мультиполярном мире предпочтение мнения одного человека в ущерб другому, право решать сверху, что истина, а что ложь, тем более цензура и контроль воспринимаются поборниками свободы слова как ущемление права индивида на свободу мнений, самовыражения, ограничение личного пространства и, в конечном счете, нарушение базовых демократических принципов [Spadaro, 2020].

Учиться жить в мире лжи?

Профессор когнитивной психологии университета Болоньи Р. Николетти выделил два типа фейков. «Позитивными» фейками пользователи делятся с близкими и друзьями «из наилучших побуждений» (например, о способах лечения заболевания или «эффективных» мерах защиты), «негативными» - чтобы продемонстрировать собственное превосходство, осведомленность, избранность2.

Важно также разделять потребителей фейков и их создателей. Первые верят в них, потому что сохранили во взрослом возрасте способность доверять мнению других людей, и в этом в принципе нет ничего постыдного [De Muja, 2018], - уверяет Э.

patto-contro-la-fake-news.html (дата обращения: 25.10.2020)

1 Antonucci A.L. Una "pausa" contro le fake news, L'Osservatore romano, 2.07.2020. URL: https://https://www.osservatoreromano.va/it/news/2020-07/una-pausa-contro-le-fake-news.html (дата обращения: 20.11.2020)

2 Masoero Regis G. (2020) Coronavirus, la paura ci fa credere a tutto: cosi si diffonde l'epidemia di fake news, La Repubblica, 20 marzo 2020. URL: https://www.repubblica.it/salute/medicina-e-ricerca/2020/03/20/news/coronavirus_come_nascono_la_fake_news-251764762/ (дата обращения: 28.10.2020)

Де Муйа, специалист по публичной и общественной коммуникации «Интернет-редакции Веб» университета Болоньи. Вторые умышленно, посредством обмана, клеветы, диффамации, троллинга используют это доверие ради наживы, пиара или пропаганды. Деятельность подобных недобросовестных «бизнесменов», бесспорно, неэтична и незаконна. Гораздо интереснее феномен доверчивости потребителей.

В современном мире информация перестала быть однонаправленной. Это привело, по выражению отечественных исследователей Д.В. Муна и В.В. Попета, к формированию «горизонтальных» медиа, которые «обладают возможностью не только моментально и адресно распространять контент, но и оперативно получать обратную связь» [Мун, Попета, 2020]. Каждый индивид, выкладывая новость или делая репост, выстраивает виртуальную реальность, творит собственную - альтернативную - правду. Это стало важнейшим уроком технологий Web 2.0 - информационной системы, создаваемой самими пользователями посредством блогов, соцсе-тей, мессенджеров, справочных вики-проектов. «Было бы ошибкой, - отмечает Де Муйа, - считать недостоверной информацию, выложенную отдельным индивидом только потому, что «наше традиционное представление о честной проверенной информации ограничивается авторитетными СМИ» [De Mujá, 2018].

Глобализация, безудержный технологический прогресс, масштабная цифрови-зация привели к возникновению «цифровой ментальности». Как утверждает Б. Крейбл, преподаватель старейшего католического университета Вилланова в Филадельфии, «рациональность», «логика», «права индивида», «идентичность» - ценности предшествующей доцифровой эпохи, доставшиеся европейцам в наследство от литературы. Поколение людей, сформировавшихся в этой традиции во второй половине - конце XX в., по инерции мыслят категориями письменной культуры [Val-ori, 2017]. Очень интересен призыв папы Франциска «обращаться с Библией так, как мы относимся к мобильному телефону»: не расставаться с ней ни при каких обстоятельствах, заглядывать в нее при первой возможности, «читать божественные послания Библии, как мы читаем СМС»1. Сравнение Библии со смартфоном очень знаменательно. Пытаясь говорить на языке высоких технологий, понтифик по-прежнему существует в книжной системе координат. Это естественно, если учесть, что в основе литературной традиции лежит Книга - Священное Писание.

Для нового поколения «digital natives» началом начал стала коммуникация в цифровой среде. Людям, не родившимся в цифровую эпоху, убежден Б. Крейбл, необходимо отказаться от мысли, что их способ восприятия действительности единственно возможный. Мир постоянно меняется, и то, что «мы почитаем за истину в одной области знаний или в одном географическом регионе, не факт, что окажется истиной в других областях и других регионах». «Сегодня чрезвычайно важно понять, по каким принципам выстраиваются отношения внутри цифровой среды, что ими движет и управляет, в какой понятийной традиции существуют члены сообщества» [Valori, 2017], - заявил Крейбл в эфире телепрограммы «Рим: Церковь в Городе». Обнародованное в 2017 г., за три года до эпидемии коронави-руса, это выступление сегодня выглядит пророческим.

1 Papa Francesco: la Bibbia sempre in mano, come se fosse lo smartphone, Avvenire.it, 6 marzo 2017. URL: https://www. avvenire.it/papa/pagine/papa-angelus-trattare-la-bibbia-come-smartphone (дата обращения: 20.11.2020)

По мнению Крейбла, «отношения» - вот тот ключ, с помощью которого можно приблизиться к пониманию феномена фейка или «пост-правды», как его предпочитают называть специалисты. Определенная категория людей, не желая видеть мир таким, каким его навязывают авторитетные источники, оставляют за собой право на собственное видение. Это ставит перед учеными задачу изучить типы мировоззрений тех «медиа-юзеров», которые легитимизируют альтернативную «правду» в ущерб апробированной.

В создавшейся ситуации бездействие или пассивное принятие реальности столь же губительны, как сугубо инструментальное использование «Facebook» и других платформ в собственных интересах. Коммуникация не есть простая передача данных или обмен мнениями и тем более не приобретение необходимых технических компетенций, а способ выстраивания отношений в современном мире «пост-правды». По словам Крейбла, вовлеченность Католической церкви в цифровую среду дает ей возможность глубже взаимодействовать со всеми акторами глобального сообщества, от крупных корпораций, политической элиты и влиятельных лиц до маргинальных слоев - сегодня это обездоленные, ущемленные в правах, неимущие или просто не сведущие в технологии [Kelly, Twomey, 2018, с. 446)]. Такое взаимодействие со временем позволит ограничить монополию крупных корпораций на использование новейших технологий [Valori, 2017], то есть заложит основы более справедливого миропорядка.

Пока что идея Б. Крейбла имеет все черты прекрасной утопии. Показательно, однако, что он, как и ряд итальянских католиков - интеллектуалов1, обнаруживает в церкви достаточный потенциал для осуществления этой задачи и гуманизации медиапространства даже в эпоху «пост-правды».

Заключение

Феномен фейк-ньюс как явление глобализма соприкасается с важнейшими проблемами современности, в числе которых: политическая, экономическая, финансовая безопасность государства и властных структур в условиях информационной войны; границы и трактовка личной свободы и ответственности; этический релятивизм постмодерна с его идеей симулякра; популизм, протест индивида против тотального контроля и, как следствие, сомнение в способности государства справиться таким образом с террористической и/или эпидемиологической угрозой. Стремительное развитие технологий, давшее право голоса бесчисленной массе интернет-пользователей без какого-либо ограничительного ценза, вызывает конфликт между демократическими принципами функционирования интернет-сообщества и нормами безопасности, которые могут трактоваться «медиа-юзерами» как политически ангажированные или даже авторитарные.

Ярчайшим проявлением недоверия властям стали фейковые сообщения о коро-навирусе, обрушившиеся на Италию, как, впрочем, и на другие страны Европы. Малоизученность вируса, паника, отсутствие единой врачебной стратегии в первые месяцы 2020 г. способствовали возникновению «инфодемии» (определение ВОЗ), в

1 Ceresa G. La sfida di Gesü e della Chiesa nell'era della post-verita, Malpensa24, 19.05.2018. URL: https://www.malpensa24.it/la-sfida-di-gesu-chiesa-verita-nellera-della-post-verita/; A.M. Lettere dal direttore, l'Osservatore romano, 30 aprile 2020. URL: https://www.osservatoreromano.va/it/news/2020-04/lettere-dal-direttore.html (дата обращения: 20.11.2020)

борьбу с которой, наряду с официальными властями, вступила Католическая церковь. Церковные иерархи и католическая общественность уже не первый год изучают феномен фейка, причины его высокой контагиозности и популярности, невзирая на опровержения и даже вопреки им. Квалифицируя дезинформацию, как «бесчестие журналистики», плод греховных поползновений человеческой природы, чреватый опасными последствиями для всего общества, католические иерархи и лично папа Франциск осудили порочную систему продвижения фейков, их создателей и потребителей - вольных или невольных ретрансляторов лжи. Важными направлениями борьбы Церкви и католических СМИ с лженовостями стали: «позитивная» журналистика, открытие сайтов проверки информации, обучение пользователей медиаграмотности, критическому отношению к медиапродуктам.

Вместе с тем фактическая легализация «пост-правды» в соцсетях как форма альтернативной реальности заставляет задуматься о более глубоких корнях этого явления: о релятивизации ключевых понятий и этических норм, кризисе доверия властям, авторитетам, официальным СМИ, профессиональным сообществам, вообще какой бы то ни было информации, за исключением той, которая отвечает внутренним убеждениям индивида, о предпочтении собственной «правды» - апробированной истины, которая гипотетически также может восприниматься им как фейк.

Возникновение цифровой ментальности сместило акценты с традиционной письменной культуры, крупнейшим хранителем которой была и остается в Италии Католическая церковь, на ценности коммуникации в цифровой среде, особенно значимые для поколения так называемых «digital natives».

Церковь априори не может согласиться с релятивизацией истины, поскольку это противоречит ее природе. Будучи важнейшим социальным институтом и актором глобального сообщества, она едва ли примет роль стороннего наблюдателя. Об этом свидетельствуют документы Папского совета по массовым коммуникациям, по меньшей мере начиная с 2002 г. («Церковь и Интернет», 2002 г.). Коммуникация в цифровой среде, изучение законов, по которым развиваются отношения на цифровых платформах, открывают широкие возможности для евангелизации, миссионерства, посредничества на микро- и макроуровнях, выстраивания «человекоцен-тричных» отношений в ставшем уже реальностью мире «пост-правды».

Список литературы

Манойло А.В., Стригунов К.С. (2020) Технологии неклассической войны. Генезис. Эволюция. Практика. Горячая линия - Телеком, Москва.

Мун Д.В., Попета В.В. (2020) «From fake to deepfake»: угрозы и риски развития и распространения технологий искажения реальности в глобальном информационном пространстве, Культура: теория и практика, 1(34). URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42560121_97853219.pdf (дата обращения: 24.10.2020).

Пономарев Н.Ф. (2019) Фейк-ньюс и «приостановка веры», E-scio, № 7(34). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_40872787_67774026.pdf (дата обращения: 28.10.2020).

Смирнов А.А. (2019) «Глубокие фейки»: сущность и оценка потенциального влияния на национальную безопасность, Свободная мысль, № 5. С. 63-84.

References

Cucci G. (2020) Psicologia del Coronavirus, La Civilta Cattolica, quaderno 4076, 18.04.2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/articolo/psicologia-del-coronavirus/ (accessed: 13.10.2020).

De Muja E. (2018) Come sopravvivere nell'era della post-verita (e alle fake news), 2 gennaio 2018. URL: https://compassunibo.wordpress.com/2018/01/02/come-sopravvivere-neUera-della-post-verita-e-alle-fake (accessed: 10.10.2020).

I soggetti dell'Italia che c'e e il loro fronteggiamento della crisi (2020), Un mese di sociale, Roma, 2.07.2020.

Kelly M. Twomey P. (2018) I "big data" e le sfide etiche, La Civilta cattolica, quaderno 4031, vol. II, Roma.

Laggia A. (2020) Anche le bufale sono "contaggiose". Ecco come distinguerle dalle informazioni corrette, Famiglia cristiana, 15.02.2020. URL: https://m.famigliacristiana.it/articolo/ecco-le-bufale-e-le-false-notizie-piu-contagiose-sul-coronavirus-.htm (accessed: 13.10.2020).

Manojlo A.V., Strigunov K.S. (2020) Tekhnologii neklassicheskoj vojny. Genesis. Evolucija. Praktika. [Technologies of non-classical warfare. Genesis. Evolution. Practice]. Goijachaja linia - Telekom. Moscow, Russia. (in Russian).

Mun D.V., Popeta V.V. (2020). "From fake to deepfake": ugrosy i riski rasvitija i rasprostranenija tekhnologij iskazhenija real'nosti v globalnom informatsionnom prostranstve, ["From fake to deepfake": threats and risks of development and dissemination of reality distortion technologies in the global information space]. Kultura: teorija i praktika. 1(34). URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42560121_97853219.pdf (accessed: 24.10.2020). (in Russian).

Ponomarev N.F. (2019) Fake news i "priostanovka very", [Fake News and "suspension of faith"]. E-scio, № 7(34).. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_40872787_67774026.pdf (accessed: 28.10.2020). (in Russian).

Rancilio G. (2018) L'aumento delle fake news, la Chiesa e la via d'uscita, Avvenire, 11.05.2018. URL: https://www.avvenire.it/rubriche/pagine/l-aumento-delle-fake-news-la-chiesa-e-la-via-d-uscita (accessed: 01.10.2020).

R.B. (2018) Fake News: Puppo (Univ. Trento), le opinioni finiscono per sostituire la realta, Agensir.it, 9.05.2018. URL: https://www.agensir.it/quotidiano/2018/5/9/fake-news-puppo-univ-trento-le-opinioni-finiscono-per-sostituire-la-realta/ (accessed: 11.10.2020).

Smirnov A.A. (2019) "Glubokije fejki": sushnost i otsenka potentsialnogo vlijanija na natsionalnuju besopasnost ["Deep fakes": the essence and assessment of the potential impact on national security]. Svobodnaja mysl', № 5, pp. 63-84.

Spadaro A. (2020) Coronacheck e fake news, La Civilta Cattolica, quaderno 4077, 2 maggio 2020. URL: https://https://www.laciviltacattolica.it/articolo/coronacheck-e-fake-news/ (accessed: 23.10.2020).

Valori, Fake news, Post-verita. (2017) La comunicazione cambia. Sfida per la Chiesa e per la Chiesa di Roma, Catt.ch portale cattolico svizzero, 01.06.2017. URL: https://www.catt.ch/print.php?id=15489 (accessed: 2.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Post-Truth" in the COVID World: Position of the Church and the Catholic Community in Italy

Received 30.10.2020

Author: Yazkova V., Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, Center of Religion and Society problems, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: yazkova@yandex.ru

Abstract. The article deals with the attitude of the Catholic Church in Italy toward the "fake news" phenomenon in the mass media of the COVID and post-COVID world. Catholic hierarchs and Pope Francis personally condemned the system promoting fakes on the Web, their creators and consumers - conscious or unconscious "transponders" of lies. The Church and the Catholic media counter fake messages via such important tools as "positive" journalism, fact checking sites, training users in media literacy, critical thinking. At the same time, the actual legalization of "post-truth" in social networks as a form of alternative reality is a wake-up call. The crisis of confidence in authorities, official media, relativity of key concepts and ethical norms became a reality. "Post-truth" society as one of the manifestations of digital mentality is a serious challenge for the Catholic Church. Acts of Communication in the digital environment, study of the laws regulating relationships development on digital platforms open up wide opportunities for evangelism, missionary work, mediation at the micro and macro levels, as well as building socially oriented relations in the world of "post-truth".

Key words: fake news, deep fakes, post-truth, Pope Francis, Catholic Church, Vatican, Italy, coronavirus.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020195205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.