Научная статья на тему '«Бог живёт в городах»: католическая модель евангелизации в мегаполисе'

«Бог живёт в городах»: католическая модель евангелизации в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
223
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ / ИТАЛИЯ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПАПА ФРАНЦИСК / ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА / ПОЛИЦЕНТРИЗМ / ПЕРИФЕРИЯ / CATHOLIC CHURCH / EVANGELIZATION / ITALY / URBAN CULTURE / POSTMODERNISM / POPE FRANCIS / PARISH COMMUNITY / POLYCENTRISM / PERIPHERY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

Статья посвящена модели евангелизации в большом городе, предложенной папой Франциском. Автор показывает, что в результате стремительных темпов урбанизации и трудовых миграций в Европе привычная приходская модель терпит кризис. В новых условиях христианская община позиционирует себя уже не территориально, как районный центр, а социально, как орган социальной сплочённости, дающий христианину жизненные ориентиры в полицентричном мегаполисе. Католическая модель евангелизации представляет собой, таким образом, не пропаганду веры, а инкультурацию, то есть христианское свидетельство в различных, прежде всего городских, культурных сообществах. При этом католические богословы делают акцент на человеческом и христианском измерении современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«God lives in Cities»: Catholic Model of Evangelization in the Megapolises

The article is devoted to the Catholic model of Evangelization in the big city. The author shows that the usual parish model is in crisis being a result of the rapid urbanization and migration of the population. In the new conditions, the Christian community is positioning itself not geographically as a district center, but socially as an organ of social cohesion that gives a Christian life guidance in a polycentric metropolis. The Catholic model of Evangelization is from now on an inculturation, a Christian witness in various, is thus primarily urban, cultural communities more likely than a propaganda of faith. At the same time, Catholic theologians emphasize the human and Christian dimension of the modern city.

Текст научной работы на тему ««Бог живёт в городах»: католическая модель евангелизации в мегаполисе»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5

УДК 322

Вероника ЯЗЬКОВА

«БОГ ЖИВЁТ В ГОРОДАХ»: КАТОЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ В МЕГАПОЛИСЕ

Аннотация. Статья посвящена модели евангелизации в большом городе, предложенной папой Франциском. Автор показывает, что в результате стремительных темпов урбанизации и трудовых миграций в Европе привычная приходская модель терпит кризис. В новых условиях христианская община позиционирует себя уже не территориально, как районный центр, а социально, как орган социальной сплочённости, дающий христианину жизненные ориентиры в полицентричном мегаполисе. Католическая модель евангелизации представляет собой, таким образом, не пропаганду веры, а инкультурацию, то есть христианское свидетельство в различных, прежде всего городских, культурных сообществах. При этом католические богословы делают акцент на человеческом и христианском измерении современного города.

Ключевые слова: католическая церковь, евангелизация, Италия, городская культура, постмодернизм, папа Франциск, приходская община, полицентризм, периферия.

Невиданные темпы урбанизации, при которых примерно 56%, то есть более половины жителей планеты, живут в городах1, диктуют свои законы для общества и для церкви. Католические, в частности, итальянские богословы формулируют эту тему следующим образом: осознаёт ли церковь всю глубину произошедших изменений, может ли ответить на вызов современности, иными словами, готова ли она заниматься делами евангелизации в новых условиях?

Исторически христианство создавалось в рамках городской цивилизации. «Апостолы мыслили городами», адресовали свои послания городским общинам, географически «объектом их миссионерской стратегии» выступали такие города, как Иерусалим, Антиохия, Эфес, Рим2. В средние века жизнь города также вращалась вокруг собора. Индустриальная цивилизация, поставив под сомнение центричность Бога, выдвинула перед церковью новую задачу -соответствовать духу новых времён. Современность эту задачу усложнила: отныне церковь вынуждена вести евангельскую проповедь в условиях быстро растущего и расползающегося в горизонтальной плоскости мегаполиса. Значение такого мегаполиса чрезвычайно велико. Ещё классик социологии Георг Зиммель отмечал, что «сущность большого города выходит за его физические границы», «внутренняя жизнь... распространяется на обширную территорию,

© Язькова Вероника Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: yazkova@yandex.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420199297103

1 Больше половины жителей Земли живут в городах, 09.04.2018. URL. https://theworldnews.net/ua-news/bol-she-poloviny-zhitelei-zemli-zhivut-v-gorodakh; ООН: на Земле живут 7,7 миллиарда человек. Труд, 02.04.2019. URL: http://www.trud.ru/article/02-04-2019/1374311_oon_na_zemle_zhivut_7_7_milliarda_chelovek.html. Prezzi L. Parroc-chia e civilta urbana. 12.10.2018, Settimana News. URL: http://www.settimananews.it/chiesa/parrocchia-e-civilta-urbana/

2 Церковь в городе: история и задачи. РОСХВЕ (пятидесятников). URL: https://www.cef.ru/infoblock/greetings/ letter/article/1378902.

охватывающую всё государство или несколько государств»1. Становится понятна поэтому позиция тех деятелей церкви, которые обеспокоены несовременностью городских христианских общин, тем, что они по сути остаются «деревенскими общинами в городском пейзаже»2.

Католическая церковь вынуждена считаться с произошедшими переменами. Классическая тридентская модель строится на триаде: территория, приходской священник и приход, который, как правило, расположен в центре квартала или района (территории) и находится в шаговой доступности от прихожан . Сегодня эта модель переживает кризис. В результате стремительного расширения города и трудовых миграций в Европе привычные связи «дом-работа-церковь» рвутся. Формы проведения досуга - в секулярном обществе «храмами» всё чаще становятся развлекательные мегацентры - меняют представление людей о том, как и где им следует проводить свободное от работы время.

Нынешнее христианство или «инфантильное», или «стареющее», - утверждает итальянский теолог, профессор Папского университета Урбаньяна Армандо Маттео, автор нашумевшей в Италии книги «Постмодерн в переложении для католиков и приходских священников. Первый урок теологии города» (2018 г.). Самыми верными прихожанами в наши дни церковь считает две категории верующих: детей и стариков. Выбор детей несвободен и неосознан. Родители, перепоручая их заботам приходского священника и катехизаторов, навязывают стандарты религиозного воспитания силой своего авторитета. Поэтому, вырастая, дети в большинстве своём покидают церковь. Что же касается пожилых, то их беспокоят не столько вопросы добропорядочной жизни, сколько проблема «сакрального перехода», то есть добропорядочной смерти. В первом случае вера напоминает «сказку», во втором - «морфий». Про-

4

пущенным звеном оказываются люди молодого и среднего возраста .

Именно «взрослые» в наименьшей степени вовлечены в жизнь церкви. Это происходит потому, - убеждён Маттео, - что современному обществу навязывается представление о вечной юности как о ценности высочайшего порядка, свободе делать, что вздумается, тогда как качества, необходимые для взросления, - самопожертвование, умение ценить не только «весну», но и «осень» жизни - не популярны, не котируются5. Жертвой такой установки становится многомиллионная масса чудовищно одиноких горожан, не подпадающих под новый «канон».

Осуждая гедонистический инфантилизм, церковь отдаёт себе отчёт в необходимости радикальных перемен, в том, что время косметических усовершенствований старого пастырского проекта прошло, так как они будут сметены постмодернизмом. Чтобы этого избежать, считают католические богословы, необходимо переосмыслить собственную идентичность, веру, сам концепт большого города как инструмент, в котором проявляется божественный план спасения. Требуется определить, в какой мере интерпретации теологов масштаба Блаженного Августина и Фомы Аквинского, реконструкция библейских текстов позволяют христианской мысли обнаружить этот спасительный план в человеческой истории6.

1 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М., 2018. С. 100.

2 Церковь в городе: история и задачи. РОСХВЕ (пятидесятников) URL: https://www.cef.ru/infoblock/greetings/ letter/artide/1378902.

3 Prezzi L. Parrocchia e civilta urbana. 12.10.2018, Settimana News. URL: http://www.settimananews.it/ chiesa/parrocchia-e-civilta-urbana/

4 Ruffolo D. Percorsi di teologia urbana per annunciare il Vangelo nelle citta, 21.03.2019, Parola di Vita, Settimanale di Informazione dell'Archidiocesi di Cosenza-Bisignano. URL: http://www.paroladivita.org/Attualita/Percorsi-di-teologia-5urbana-per-annunciare-il-Vangelo-nelle-citta/

5 Chiapetti D. Il postmoderno e la teologia urbana di Armando Matteo, Il Mantello della Giustizia, rivista per l'approfon-dimento culturale cristiano, febbraio 2019. URL: http://www.ilmantellodellagiustizia.it/febbraio-2019/il-postmoderno-6e-la-teologia-urbana-di-armando-matteo/

6 Il cristianesimo dal punto di vista urbano, Chiesa di Milano, 26.09.2018. URL: http://www.chiesadimilano.it/news/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5

По образному выражению А. Маттео, «взрослое» выражение веры и есть то «жилое пространство», которое соединяет внутренности небоскреба, символизирующего современный город, с его наружной частью, символизирующей остальной мир1. Образ «города-мира» и «мира-города» очень показателен, так как отражает тенденцию превращения мегаполиса в «космополис», где всё достигает планетарного масштаба: и ресурсы, и возможности, и несправедливость, и неравенство.

Как отмечают специалисты, города-гиганты наподобие Мехико, Шанхая, Пекина, Токио, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Москвы, по сути дела, становятся «городами-регионами» . Италию, как, впрочем, большинство городов старой Европы, этот процесс затронул в меньшей степени. Регионализация города приводит к полицентризму, «многоядерности» его центров. Фрагментация городского пространства по типу обширного архипелага отменяет привычные линейные отношения «центра» и «периферии»3. Границы периферии становятся зыбкими. Маргинальны «внутренние», а не внешние окраины, и едва ли не главная миссия церкви сегодня в том, чтобы выявить их в городском архипелаге и лишь потом обратиться к ним со словами Евангельской проповеди.

Полицентризм, наряду с экономическими, преследует и чисто политическую выгоду: избавленный от извечного соперничества центра и периферии. он бесконфликтен. Это «умный» город цифровой эпохи, наделённый «смартмышлением». Медиа пронизывают всё его пространство, вкраплены в его инфраструктуру в самых разных местах и формах - «от газетных киосков и больших уличных экранов до электронных камер наблюдения и компьютери-

4

зованных систем управления уличным движением» .

Бесконфликтен же он, по мнению итальянского исследователя Лоренцо Прецци, поскольку, согласно новым технократическим тенденциям, все стороны городской жизни - политико-административный аппарат, сфера потребления, развлечений и т.д. - чётко скоординированы, действуют как по маслу, без видимых трений и конфликтов. Такой город не нуждается в демократически избранном коммунальном совете, он больше напоминает «пилотируемую кабину», в которой работают техники и эксперты5, «действующие в качестве технологической формы природной жизни», неотделимые от своего «машинного интерфейса»6. Это в корне меняет традиционное западноевропейское представление о городе, как о месте плодотворного взаимовыгодного обмена, с одной стороны, и конфликтов, столкновения политических, финансовых, идеологических интересов, с другой. По мнению известного итальянского библеиста, кардинала К.М. Мартини, подобный деловой сити рискует «раствориться в новом феодализме», компенсированном разве что безличными медиа-отношениями7.

В современном городе с его пористой, сегментированной структурой приходская община позиционирует себя уже не территориально, как районный центр, а социально, как орган социальной сплочённости, дающий христианину жизненные ориентиры. Приход отнюдь не стремится стать духовным, благотворительным или культурным центром в ряду множе-

chiesa-diocesi/il-cristianesimo-dal-punto-di-vista-urbano-235.

1 Chiapetti D. Il postmoderno e la teologia urbana di Armando Matteo, Il Mantello della Giustizia, rivista per l'approfon-di-mento culturale cristiano, febbraio 2019. URL: http://www.ilmantellodellagiustizia.it/febbraio-2019/il-postmoderno-2e-la-teologia-urbana-di-armando-matteo/

2 Prezzi L. Parrocchia e civilta urbana. 12.10.2018, Settimana News. URL: http://www.settimananews.it/chiesa/

parrocchia-e-civilta-urbana/

Ibid.

5 Маккуайр С. Медийный город, медиа, архитектура и городское пространство. М., Strelka Press, 2014. C. 40.

5 Prezzi L. Parrocchia e civilta urbana ...

6 Маккуайр С. Указ. соч. С. 34; Коваль Б.И. Образ и воображение. М., 2010. С. 92-93.

7 Prezzi L. Parrocchia e civilta urbana ...

ства других центров полицентричного города - коммерческих, финансовых, развлекательных1. Он вообще больше не ищет центра, предпочитая экзистенциальные окраины. Именно здесь заметна «вечная двойственность» города, проявляющаяся в том, что он одновременно наделяет жителей безграничными возможностями и причиняет мучительные страдания2. Именно здесь, - пишет испанский социолог Мануэль Кастельс на страницах официального органа Ватикана «Оссерваторе Романо», - живут «ангелы и демоны больших городов», если под «ангелами» подразумевать семью и религию, а под «демонами» - безработицу, нищету, злоупотребления, дезинтеграцию общества, индивидуализм, культ потребительства, фрустрацию, насилие, страх3.

Итальянский историк, основатель Общины Святого Эгидия А. Риккарди уверен, что слово «периферия» даёт «герменевтический ключ» к пониманию понтификата папы Франциска. В книге «Периферии. Кризис и новшества для церкви» А. Риккарди утверждает, что современность - это «время периферий». Большинство «центров» утратили своё «лицо», стали безжизненными «витринами» для туристов, между тем, как именно периферия, несмотря на все свои язвы (мафию, преступность, ксенофобию, вопиющее неравенство), может стать пита-

„ 4

тельной средой для «нового гуманизма» .

Как указал папа Франциск в первом документе понтификата, Апостольском обращении «Evangeli Gaudium» (Радость Евангелия, EG) от 2013 г., церковь должна идти туда, где «формируются новости и новые парадигмы, добраться со Словом Иисуса до сокровенных глубин души городов5 (в итальянском источнике - до глубинного «ядра» городской души)6. В больших городах, продолжает понтифик, можно обнаружить «объединяющие социальные круги, в которых люди разделяют друг с другом мечты о жизни и схожие представления, образуют новые группы на культурных территориях», создавая целые невидимые города (EG, п. 74). По словам папы, в нынешнюю эпоху дома и кварталы строят скорее для того, чтобы «изолировать и охранять», а не «связывать и соединять» (EG, п. 75)7. Вот почему католическая церковь проявляет такое внимание ко всему, что способно сплотить народ Божий, к проявлениям его культурного творчества, к формам народной и городской религиозности, практикам народного благочестия (EG, п. 68).

* * *

Католическая моделье вангелизации представляет собой, таким образом, не пропаганду веры, а инкультурацию, то есть христианское свидетельство в различных, прежде всего городских, культурных сообществах, диалог со всеми - и с членами церковной общины и с те-

8 т->

ми её членами, кого не сразу можно распознать в качестве таковых . В свете евангелизации католическая церковь считает чрезвычайно важным доказать, что вопреки доводам секуля-ризма христианская вера может сосуществовать с рациональностью; что она в состоянии от-

2 Ibid.

2 Апостольское обращение Evangelii gaudium Святейшего Отца Франциска епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвящённым Богу, и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире. Рим, 24.11.2013. URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/ru/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_2013112 4_evangelii-gaudium. html.

3 Sistach L.M. Nelle grandi città più angeli che demoni, L'Osservatore Romano, 10.06.2014. URL: http://www.osservatoreromano.va/it/news/nelle-grandi-citta-piu-angeli-che-demoni.

4 De Carli S. Andrea Riccardi: «la città secondo Papa Francesco», Vita, 16.09.2016. URL: http://www.vita.it/it/article/2016/09/16/andrea-riccardi-la-citta-secondo-papa-francesco/140781/

5 Апостольское обращение Evangelii gaudium ...

6 Papa Francesco. Evangeli gaudium. Esortazione apostolica ai vescovi, ai presbiteri e ai diaconi, alle persone

consacrate e ai fedeli laici sull'annuncio del Vangelo nel mоndo attuale. Città del Vaticano, 2013. Р. 39.

87 Апостольское обращение Evangelii gaudium .

8 Lebra A. Il Vangelo nella città, Settimana News, 09.01.2019. URL: http://www.settimananews.it/pastorale/vangelo-nella-citta/

вечать культурным запросам жителей современного города; что христианское спасение проистекает из конкретных человеческих деяний и что постмодернизм может стать той благодатной почвой, которая будет способствовать «взрослению» веры. С этой целью церковь предостерегает от фарисейства, искушения язычеством, некритического восприятия светской мен-тальности, духовного оппортунизма, закрытости, враждебности1. Представляется, таким образом, что модель евангелизации, предложенная папой Франциском, не только акцентирует человеческое и христианское измерение культуры современного города, но и побуждает европейских, в частности, итальянских мыслителей и теологов трактовать явление постмодернизма в позитивном ключе.

Список литературы

Апостольское обращение Evangelii gaudium Святейшего Отца Франциска епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвящённым Богу, и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире. The Holy See. Francis, Рим, 24.11.2013 [Online]. URL: http://w2.vati can.va/content/francesco/ru/apost exhortations/documents/papa-francesco esortazione-ap 201311 24_evan gel i i - gaudium. html (дата обращения: 01.09.2019).

Больше половины жителей Земли живут в городах/ 09.04.2018 [Online]. URL: https:// theworldnews.net/ua-news/bol-she-poloviny-zhitelei-zemli-zhivut-v-gorodakh (дата обращения: 21.09.2019).

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М., Strelka Press, 2018.

Коваль Б.И. Образ и воображение. М., Academia, 2010.

Маккуайр С. Медийный город, медиа, архитектура и городское пространство. М., Strelka Press, 2014.

ООН: на Земле живут 7,7 миллиарда человек. Труд, 02.04.2019 [Online]. URL: http://www. trud.ru/article/02-04-2019/1374311 oon na zemle zhivut 7 7 milliarda chelovek.html (дата обращения: 11.09.2019).

Церковь в городе: история и задачи. Выступление руководителя отдела богословия РОС-ХВЕ на круглом столе евангельского актива г. Славянска Донецкой обл. в рамках конференции «На земле как на небе». РОСХВЕ (пятидесятников) [Online]. URL: https://www.cef.ru/ in-foblock/greetings/letter/article/1378902 (дата обращения: 29.09.2019).

References

Apostolskoye obrastchenye Evangelii gaudium Svyateyshego otsa Frantsiska episkopam, presvi-teram i diakonam, lyudiam, posvyastchionnym Bogu, i vernym miryanam o vozvestchenii Evange-lia v sovremennom mire. The Holy See. Francis, 24.11.2013, Rome, Italy [Online]. URL: http://w2. vatican.va/content/francesco/ru/apost exhortations/documents/papa-francesco esortazione-ap 2013 1124_evangelii-gaudium.html (дата обращения: 01.09.2019).

Bolshe poloviny zhiteley Zemli zhivut v gorodakh. 09.04.2018 [Online]. URL: https://theworldne ws.net/ua-news/bol-she-poloviny-zhitelei-zemli-zhivut-v-gorodakh (дата обращения: 21.09. 2019).

Koval B.I. Obraz i voobrazhenie. М., Academia, 2010.

Makkuayr Sh. Medyiny gorod, media, arkhitektura i gorodskoye prostranstvo. М., Strelka Press, 2014.

OON: na Zemle zhivut 7,7 milliarda chelovek. ^rud, 02.04.2019 [Online]. URL: http://www. trud.ru/article/02-04-2019/1374311 oon na zemle zhivut 7 7 milliarda chelovek.html (дата об-

1 Ibid.

ращения: 11.09.2019).

Tserkov v gorode: istorya i zadachi. Vistuplenie rukovoditelya otdela bogoslovia ROSKVE na kruglom stole evangelskogo aktiva g. Slavyanska Donetskoj oblasti v ramkah konferentsii «Na ze-mle kak na nebe». ROSKVE (piatidesiatnikov) [Online]. URL: https://www.cef.ru/infoblock/gree tings/letter/article/1378902 (дата обращения: 29.09.2019).

Zimmel G. Bolshie goroda i duhovnaya zhizn, М., Strelka Press, 2018.

Chiapetti D. Il postmoderno e la teologia urbana di Armando Matteo, Il Mantello della Giustizia, rivista per l'approfondimento culturale Cristiano. Febbraio 2019. URL: http://www.ilmantellodella giustizia.it/febbraio-2019/il-postmoderno-e-la-teologia-urbana-di-armando-matteo/ (дата обращения: 21.09.2019).

De Carli S. Andrea Riccardi: «la citta secondo Papa Francesco», Vita, 16.09.2016 [Online]. URL: http://www.vita.it/it/article/2016/09/16/andrea-riccardi-la-citta-secondo-papa-francesco/1407 81/ (дата обращения: 23.09.2019).

Lebra A. Il Vangelo nella citta. Settimana News, 09.01.2019 [Online]. URL: http://www.settimananews.it/pastorale/vangelo-nella-citta/ (дата обращения: 20.09.2019).

Papa Francesco. Evangeli gaudium. Esortazione apostolica ai vescovi, ai presbiteri e ai diaconi, alle persone consacrate e ai fedeli laici sull'annuncio del Vangelo nel mindo attuale. Citta del Vaticano, 2013.

Prezzi L. Parrocchia e civilta urbana. Settimana News, 12.10.2018 [Online]. URL: http://www.settimananews.it/chiesa/parrocchia-e-civilta-urbana/ (дата обращения: 29.09.2019).

Ruffolo D. Percorsi di teologia urbana per annunciare il Vangelo nelle citta, 21.03.2019, Parola di Vita, Settimanale di Informazione dell'Archidiocesi di Cosenza-Bisignano [Online]. URL: http:// www.paroladivita.org/Attualita/Percorsi-di-teologia-urbana-per-annunciare-il-Vangelo-nelle-citta/ (дата обращения: 20.09.2019).

Sistach L.M. Nelle grandi citta piu angeli che demoni, L'Osservatore Romano, 10.06.2014. URL: http://www.osservatoreromano.va/it/news/nelle-grandi-citta-piu-angeli-che-demoni (дата обращения: 27.09.2019)/

«God lives in Cities»: Catholic Model of Evangelization in the Megapolises

Author. Veronica Yazkova, Candidate of Sciences (History), Senior researcher of the Center of religion and society problems, Institute of Europe R Russian Academy of Sciences. Address: 113, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: yazkova@yandex.ru.

Abstract. The article is devoted to the Catholic model of Evangelization in the big city. The author shows that the usual parish model is in crisis being a result of the rapid urbanization and migration of the population. In the new conditions, the Christian community is positioning itself not geographically as a district center, but socially as an organ of social cohesion that gives a Christian life guidance in a polycentric metropolis. The Catholic model of Evangelization is from now on an inculturation, a Christian witness in various, is thus primarily urban, cultural communities more likely than a propaganda of faith. At the same time, Catholic theologians emphasize the human and Christian dimension of the modern city.

Key words: Catholic Church, Evangelization, Italy, urban culture, postmodernism, Pope Francis, parish community, polycentrism, periphery.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520199297103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.