Научная статья на тему 'КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИТАЛИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИТАЛИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПА ФРАНЦИСК / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВАТИКАН / ИТАЛЬЯНСКАЯ ЕПИСКОПСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / POPE FRANCIS / CATHOLIC CHURCH / VATICAN / ITALIAN EPISCOPAL CONFERENCE / CORONAVIRUS / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

В статье предпринята попытка анализа основных направлений деятельности католической церкви в Италии во время пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 г. Решение Итальянской епископской конференции о «полном сотрудничестве» с гражданскими властями ради сдерживания эпидемиологической опасности, включая запрет литургических собраний, поставило вопрос об оправданности отказа от существенной части гражданских прав, в частности, права на свободу религии, во имя общего блага. Автор приходит к выводу, что стремление избежать конфликта с государством даже в тех случаях, когда дело касалось фундаментальных для христианства принципов, свидетельствует не о подчинении церкви государству, а о намерении сохранить политический нейтралитет, сосредоточиться на выполнении пастырской миссии, политике ненасилия. Приходится констатировать, однако, что гражданские власти оказались не готовы к поддержанию конструктивного диалога с верующими, недооценивая, а подчас и вовсе игнорируя измерение трансцедентного в их жизни. Коронакризис акцентировал уже существующие проблемные «зоны» отношения к религии в секулярном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATHOLIC CHURCH IN ITALY IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

This article analyzes the main areas of activities of the Catholic Church in Italy during the coronavirus pandemic in the Spring of 2020. The Italian Episcopal Conference endorsed “fully-fledged cooperation” with the civil authorities in order to contain the epidemiological danger, including a ban on liturgical gatherings. This decision raised the question of whether the violations of human and civil rights, in particular, freedom of religion, under the pretext of the common good are justified. The author concludes that the unwillingness to enter into conflict with the State, even when dealing with the fundamental principles of Christianity, does not indicate the subordination of the Church to the State. It rather indicates the desire to maintain political neutrality, to fulfill the pastoral mission and policy of non-violence. However, the author highlights that the civil authorities were not ready to maintain a constructive dialogue with believers because they underestimated or even ignored the importance of the Transcendent in their lives. The coronacrisis revealed the existing problematic “areas” in attitude toward religion in secular society.

Текст научной работы на тему «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИТАЛИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 322

Вероника ЯЗЬКОВА

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИТАЛИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Статья поступила в редакцию 18.04.2020

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа основных направлений деятельности католической церкви в Италии во время пандемии коронавирусной инфекции весной 2020 г. Решение Итальянской епископской конференции о «полном сотрудничестве» с гражданскими властями ради сдерживания эпидемиологической опасности, включая запрет литургических собраний, поставило вопрос об оправданности отказа от существенной части гражданских прав, в частности, права на свободу религии, во имя общего блага. Автор приходит к выводу, что стремление избежать конфликта с государством даже в тех случаях, когда дело касалось фундаментальных для христианства принципов, свидетельствует не о подчинении церкви государству, а о намерении сохранить политический нейтралитет, сосредоточиться на выполнении пастырской миссии, политике ненасилия. Приходится констатировать, однако, что гражданские власти оказались не готовы к поддержанию конструктивного диалога с верующими, недооценивая, а подчас и вовсе игнорируя измерение трансцедентного в их жизни. Коронакризис акцентировал уже существующие проблемные «зоны» отношения к религии в секулярном обществе.

Ключевые слова: папа Франциск, католическая церковь, Ватикан, Итальянская епископская конференция, коронавирус, пандемия.

Позиция папы Франциска и итальянского епископата чрезвычайно важна для анализа взаимодействия католической церкви с Итальянским государством во время пандемии коронавируса. Италия вошла в число стран, наиболее пораженных вирусом. Она давно не знала бедствия подобного масштаба и встретила его малоподготовленной практически и морально. По данным на 26 мая, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией СОУГО-19, умерли 120 епархиальных священников1, не считая членов религиозных братств и монахинь.

1 Ognibene F. Coronavirus: sono 120 i preti diocesani uccisi dal contagio, Avvenire, 26 maggio 2020. URL: https://www.avvenire.it/attualita/Pagine/coronavirus-i-preti-morti-emilia-lombardia (дата обращения: 01.09.2020)

© Язькова Вероника Евгеньевна - к.и.н., старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Адрес: 125009, Москва, Моховая ул., 11, стр. 3. E-mail: yazkova@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42020165175

Католическая общественность была вынуждена задуматься об уязвимости человека, объеме и границах его гражданских прав в чрезвычайных ситуациях, роли Евросоюза и международных организаций в преодолении подобных бедствий1. «Система планетарных взаимосвязей человечества, - отметил известный итальянский теолог А. Спадаро в статье «Политика коронавируса», - привела к ситуации, при которой контакты между людьми, их общение рассматриваются как фактор заражения». Однако то, что объяснимо во время эпидемии, не должно превратиться в «привычку» в постковидном обществе, так как в политическом плане это может ограничить гражданские свободы, деформировать правовое государство, противодействовать европейской интеграции, свести христианство до положения «гражданской религии» [Spadaro, 2020: 365-366]. Такое положение, возведенное в норму, грозит превратить изоляцию в изоляционизм, рождающий подозрительность, недоверие, агрессию, милитаристскую риторику, - убежден историк церкви Папского Антонианского университета в Риме Дж. Буффон [Ви£Еэп, 2020].

Коронакризис обнажил дефекты обезличенной, бюрократизированной и коммерциализированной системы здравоохранения2 [Giraud, 2020], которая давала сбои и прежде, в ходе вспышек заболеваний, равных СОУГО-19 по вирулентности или обогнавших его по числу жертв3. Одной из проблемных «зон» стало, по словам итальянского теолога епископа Д. Либанори, вытеснение из современной культуры темы боли и смерти ^Ьапой, 2020]. Коронавирус напомнил, что люди смертны, несмотря на прогресс медицины, науки и технологий, а нарциссическая культурная установка на уход от темы смерти обнаружила несостоятельность при брутальном столкновении с реальной картиной смертности от вируса во всем мире.

Острота ситуации потребовала от властей быстроты в принятии решений, а от верующих - принципиальности, твердости убеждений, терпения, доверия церкви и священноначалию. За два месяца итальянцы должны были отказаться от привычной жизни, пересмотреть взгляд на церковь, ее место в их жизни, подвергнуть испытанию убеждения и веру.

Одним из самых дискуссионных стал вопрос об экстраординарности принятых мер. Католические иерархи ряда европейских стран квалифицировали безответственный риск собственным здоровьем и, следовательно, здоровьем окружающих в условиях стремительного распространения вируса как нарушение пятой заповеди Декалога «не убий»4. По словам итальянского исследователя А. Вичини, препода-

1 Vallini G. Il dopo è già cominciato, L'Osservatore romano, 10 aprile 2020. URL: https://www.vaticannews.va/it/osservatoreromano/news/2020-04/il-dopo-e-gia-cominciato.html; Hollerich J.-C. card. L'Europa e il virus, La Civiltà Cattolica, quaderno 4076, 18 aprile 2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/articolo/leuropa-e-il-virus/ (дата обращения: 20.06.2020)

2 Bellieni C. Figure di riferimento non solo operatori sanitari, Avvenire, 01 aprile 2020. URL: https://www.vaticannews.va/it/osservatoreromano/news/2020-04/figure-di-riferimento-non-solo-operatori-sanitari.html (дата обращения: 20.06.2020)

3 А. Вичини привел данные UNAIDS и ВОЗ, согласно которым в 2018 г. 10 млн. человек во всем мире заболели туберкулезом, из них 1,2 млн. - умерли, а в 2019 г. ВИЧ-позитивными оказались 37,9 млн [Vicini, 2020].

4 Архиепископ Павел Пецци: COVID-19 не кара Бога, а урок ценности человеческой жизни, Сибирская католическая газета, 31.03.2020. URL: https://sib-catholic.ru/arhiepiskop-pavel-petstsi-covid-19-ne-kara-boga-a-urok-tsennosti-chelovecheskoy-zhizni/; Великий Пост и Пасха на каран-

вателя нравственного богословия и биоэтики в Бостонском колледже, здоровье человека является «одновременно и неразделимо благом личным и общественным, индивидуальным и коллективным, местным и глобальным» [Уют^ 2020]. Исходя из этого принципа, католическая церковь в Италии включилась в борьбу с корона-вирусом, предложив финансовую, организационную и пастырскую помощь.

Финансовая и волонтерская помощь

Финансовая помощь Итальянской епископской конференции (ИЕК)1 в марте -апреле 2020 г. оценивается в 507,5 млн евро. Эта сумма включает в себя «ординарные» 285 млн евро, предназначенные еще в мае 2019 г. на благотворительность, и «экстраординарные» 225,5 млн евро, перечисленные на санитарные и медицинские нужды из фонда «8х1000»2. «Экстраординарные» средства (225,5 млн) были переведены поэтапно на следующие цели: 200 млн евро поступили в распоряжение 226 епархий для поддержки малоимущих граждан, ассоциаций, задействованных в осуществлении санитарно-карантинных мер; 6 млн евро были перечислены на нужды африканских стран; 6 млн евро - в итальянские больницы и госпитали; 10 млн евро ИЕК и 100 тыс. евро лично от папы Франциска3 были предоставлены 220 филиалам благотворительной организации «Каритас» на поддержку нуждающихся, прежде всего одиноких пожилых людей и инвалидов, закупку предметов первой необходимости (продуктов, гигиенических средств, лекарств), финансирование горячей линии, служб доставки продуктов, полевых кухонь, хостелов и т.д. 500 тыс. евро были выделены на приобретение более 100 тонн продуктов с длительным сроком годности для малоимущих семей4. Однако помощь не ограничивается одной ИЕК. Региональные епископские конференции, приходы и частные лица внесли свой вклад в преодоление бедствия. Епископы Апулии, Тосканы, Умбрии перечислили собственные средства на оснащение палат интенсивной терапии, машин скорой помощи, аппараты ИВЛ. Епархии Бергамо, Брешии, Рима, Кремоны, Реджо Калабрии, Сиракузы приютили в своих гостевых домах врачей и санитаров неотложной помощи, которые в условиях карантина не могли возвращаться домой. 33 епархии отдали помещения, монастыри, дома религиозных конгрегаций подразделениям МЧС, Национальной санитарной службы, добровольцам Красного креста. 23 епархии оказали гостеприимство людям, находящимся на карантине и/или выписанным из больниц, 27 епархий дали кров бездомным. Папский фонд помощи

тине: размышления испанского епископа, Сибирская католическая газета, 18.04.2020. URL: https://sib-catholic.ru/velikiy-post-i-pasha-na-karantine-razmyishleniya-ispanskogo-episkopa/ (дата обращения: 20.06.2020)

1 Официальное собрание епископов Италии, основанное в 1971 г.

2 Фонд складывается из сумм, которые граждане перечисляют католической церкви. Речь идет о проценте фиксированного налога на доходы физических лиц. Эти средства обычно идут на осуществление церковных, культурных и социальных проектов.

3 Chiara A. Il Papa dona 100 mila euro alla Caritas in segno di vicinanza, Famiglia cristiana, 12.03.2020. URL: https://www.famigliacristiana.it/articolo/coronavirus-papa-francesco-dona-100-mila-euro-alla-caritas-in-segno-di-vicinanza.aspx (дата обращения: 20.06.2020)

4 Muolo M. (2020) Allarme povertà, in aumento del 114 per cento. Ma crescono anche gli aiuti, Avvenire.it, 24 aprile 2020. URL: https://www.avvenire.it/chiesa/pagine/tre-milioni-cei (дата обращения: 20.06.2020)

Страдающей церкви перечислил 5 млн евро на нужды священников и монахинь, занятых в сфере борьбы с коронавирусом.

Не остались в стороне организации мирян. «Католическое действие», «Община святого Эгидия» организовали доставку продуктов и медикаментов на дом, наладили работу волонтеров с бездомными, цыганами, заключенными, организовали сбор средств для борьбы с СОУГО-19 [Мио1о М. АПагте, 2020].

Между паникой и «неверием» в коронавирус

Важным направлением деятельности католических структур стали телефонные линии психологической помощи. По данным «Каритас», из общего числа лиц, обратившихся за помощью в изоляции в марте - апреле 2020 г., 75,7% пожаловались на отягощение семейной ситуации, 62,8% - на обострение проблем, связанных с образованием, и 60% - на ухудшение здоровья, психологический дискомфорт и т.д.1 По словам итальянского историка церкви, основателя Общины св. Эгидия А. Риккарди, в городах масса одиноких, преимущественно пожилых жителей, в Милане они составляют 45,56% населения, в Риме - 44%, и все они остались один на один со страхом, теориями заговора, запугиваниями Божьей карой и т.д.2

Примечательным феноменом стало «неверие» в коронавирус или сомнение в его смертоносности вплоть до полного отрицания. По мнению социолога М. Вити-елло, сотрудника Института изучения населения и социальной политики при Национальном совете исследований, причина такого парадоксального отношения заключается в нагнетании паники в СМИ, к которой власти Италии прибегли с тем, чтобы вынудить граждан соблюдать режим изоляции. В обыденном сознании информационный террор и нормализация жизни - явления взаимоисключающие, поскольку тот, кто сеет панику, априори не может желать нормализации жизни, а способствует ее дестабилизации, - отметил М. Витиелло. - Поэтому часть итальянцев не поверила властям и как следствие отказалась принимать на веру официальную, пусть даже правдивую, информацию [Coviello, 2020].

В этой ситуации итальянские католики ждали от церкви, помимо моральной поддержки онлайн, слов утешения и возможности участвовать в церковной жизни.

Мессы онлайн: ущемление свободы культа?

24 февраля 2020 г. итальянский епископат обнародовал постановление, в котором говорилось, что президиум ИЕК, заботясь о сохранении здоровья общества в условиях распространения коронавируса, «считает долгом полное сотрудничество с компетентными властями государства и регионов ради сдерживания эпидемиоло-

1 Covid-19: nuovi poveri in aumento, Chiesacattolica italiana, 24 aprile 2020. URL: https://www.chiesacattolica.it/covid-19-nuovi-poveri-in-aumento/ (дата обращения: 20.06.2020)

2 Riccardi A. Il coronavirus e la sospensione delle messe: cosi c'é il rischio di sottovalutare la solitudine, Corriere della sera, 8 marzo 2020. URL: https://www.corriere.it/cronache/20_marzo_08/coronavims-sospensione-messe-cosi-c-rischio-sottovalutare-solitudine-aaa5aaa2-618d-11ea-8f33-90c941af0f23.shtml (дата обращения: 20.06.2020)

гической опасности»1. Было решено, что на весь период так называемой «первой фазы» (до 3 мая 2020 г.) часть храмов закроется, в оставшихся священники и клирики будут служить «за закрытыми дверьми» без участия прихожан, а верующие смогут наблюдать за ними дистанционно.

1 марта 2020 г. в газете «Коррьере делла сера» было опубликовано письмо президента братства «Причастие и освобождение» Х. Каррона. В послании указывалось, что «враг, с которым мы сейчас боремся, не... коронавирус, а страх». Парадоксально, но факт, - продолжал Каррон, - вызов, который сейчас преподнесла реальность, может стать нашим союзником, поскольку он вырвал людей из зоны комфорта, разрушил «панцирь псевдобезопасности», заставил задуматься о глубинных проблемах человеческой экзистенции, путях преодоления страха [Саггоп, 2020]. Сходную трактовку страха как подлинного «героя нашего времени» дал историк церкви А. Риккарди. 2 марта 2020 г. он призвал итальянцев к осторожности и самоконтролю в период эпидемии и в то же время отметил, что «молчание» церкви в подобных случаях лишь усугубляет страдания людей, тогда как совместная молитва, напротив, питает надежду и солидарность. «Слышен исключительно «мес-седж» политики, - подчеркнул Риккарди. - Тишина в храмах (пусть и открытых) -зияющая пустота в обществе: свободное пребывание в молитве могло бы стать совсем другим «месседжем»... Социальные сети, радио и телевидение этого не заменят» [Шссаг&, 2020].

Закрытие церквей и традиционных мест паломничества для прихожан было расценено частью католиков как триумф веры в науку над верой в Бога2. В конце февраля - начале марта в прессе раздались немногочисленные, но достаточно звучные, возгласы недоумения3, смысл которых сводился к тому, что государство отказывается видеть церковь в числе «предметов первой необходимости», навязывает материалистическое понимание реальности, игнорирует измерение трансцендент-

1 La CEI: preghiera, vicinanza e piena collaborazione con le autoritá, Avvenire.it, 24 febbraio 2020. [Online], available at: URL: https://www.awenire.it/chiesa/pagine/coronavirus-cei-preghiera-vicinanza-e-piena-collaborazione (дата обращения: 20.06.2020)

2 Boezi F. "Ecco perché le chiese non dovevano essere chiuse", Il Giornale.it, 05.03.2020. URL: https://www.ilgiomale.it/news/cronache/ecco-perch-chiese-non-dovevano-essere-chiuse-1834988.html; Gnagni F. La Chiesa alla prova del coronavirus (che sbarca in Vaticano). URL: https://formiche.net/2020/03/chiesa-coronavirus-vaticano/ (дата обращения: 20.06.2020)

3 Boffi E. Virus pateravegloria, Tempi, 3 marzo 2020. URL: https://www.tempi.it/virus-pateravegloria/; Galeazzi G. Lo storico Franco Cardini: "Un tempo contro le epidemie si pregava, oggi si chiudono le chiese", La Stampa, 05 marzo 2020. URL: https://www.lastampa.it/vatican-insider/it/2020/03/05/news/lo-storico-franco-cardini-un-tempo-https://lanuovabq.it/it/morire-di-paura-e-un-disastro-annunciato-contro-le-epidemie-si-pregava-oggi-si-chiudono-le-chiese-1.38553779; Franco M. Il Papa, il Coronavirus e il dietrofront sulle chiese chiuse. I vescovi italiani e quei malumori captati da Francesco, Corriere.it, 15.03.2020. URL: https://www.corriere.it/cronache/20_marzo_15/papa-coronavirus-dietrofront-chiese-chiuse-vescovi-italiani-quei-malumori-captati-francesco-627ad73e-66bf-11ea-a26c-9a66211caeee.shtml; Burioni lo denuncia, Sgarbi contrattacca: "Vi spaventano, ma io non cambio idea sul coronavirus", Secolo d'Italia,16 marzo 2020. URL: https://www.secoloditalia.it/2020/03/burioni-lo-denuncia-sgarbi-contrattacca-vi-spaventano-ma-io-non-cambio-idea-sul-coronavirus-video/ (дата обращения: 20.06.2020)

ного, что вызвано различиями в трактовке сакрального. Как справедливо отметил российский исследователь Р.Н. Лункин, во время пандемии публичное богослужение или совместная молитва «в глазах священнослужителей... может быть единственно спасительным, а с точки зрения общества - преступным. потенциально опасным для людей» [Лункин, 2020].

В Италии столкновение этих двух типов мировоззрения, подогреваемое безответственными высказываниями с обеих сторон, но прежде всего, приверженцев се-кулярного сознания бесспорно не способствовало взаимопониманию. Показательно заявление известного врача-вирусолога Р. Бурриони: «Я уверен, что Бог хочет, чтобы все молились дома»1. Это и другие оригинальные высказывания врача, точно знающего волю Создателя, моментально разошлись на цитаты.

В преддверии страстной недели 6-12 апреля 2020 г. президиум Совета министров Италии допустил к участию в мессе, помимо священника и диакона, также чтеца, певчего, органиста и двух операторов, обеспечивающих интернет-трансляцию. Подчеркивалось, что это делается «в целях обеспечения минимума подобающей службам такого рода торжественности»2. Посещение храмов вне службы для личной молитвы разрешалось только в том случае, если церковь располагалась по пути следования верующего на работу или в магазин. Что же касается церковных браков, то они допускались при условии рекордно малого количества участников - священника, молодоженов и свидетелей.

Онлайн-трансляции месс оказали большую духовную поддержку верующим, а стремительный рост кривой заражений и смертей в северной Италии в марте - первой половине апреля 2020 г. убедил многих итальянцев если не в справедливости, то, по крайней мере, в объяснимости строгих ограничительных мер во имя общего блага. Соблюдение «тотального» карантина даже ценой отказа от литургических собраний и таинств было расценено как проявление смирения и истинной веры, а не внешней религиозности ревнителей благочестия. Католическая общественность, за исключением традиционалистов и единичных священников, подчинилась распоряжениям церковных властей.

Примером ковид-диссидентства стало происшествие в г. Галлиньяно в провинции Кремона. 19 апреля 2020 г. карабинеры прервали мессу с участием прихожан, справлявших траур по умершим во время пандемии родственникам. Заверения священника Дона Л. Виолы, что в церкви площадью 300 кв. метров, помимо него самого и органиста, на расстоянии 4 метров друг от друга находились всего 12 человек в масках и перчатках, оказались напрасными. Священник был оштрафован на 680 евро, каждый из присутствующих - на 280 евро. Видео немедленно появилось в интернете. Многие католики сочли действия карабинеров беспримерным кощун-

1 Roberto Burioni contra Papa Francesco: "Coronavirus, sono sicuro che Dio vuole che tutti preghino a casa", Libero quotidiano.it, 14 marzo 2020. URL: https://www.liberoquotidiano.it/news/personaggi/21185791/roberto_burioni_papa_francesco_coronavi rus_convinto_dio_preghiere_casa.html (дата обращения: 20.06.2020)

2 Muolo M. Nota del Viminale: ecco le regole per chi vuole recarsi in Chiesa, Avvenire, 28 marzo 2020. URL: https://www.avvenire.it/attualita/pagine/regole-per-andare-in-chiesa (дата обращения: 20.06.2020)

ством, епархиальные власти, напротив, осудили Дона Виолу за непослушание. Аналогичный случай был зарегистрирован в провинции Пьяченца1.

В ответ на протесты граждан, усмотревших в закрытии храмов для паствы ущемление религиозной свободы, нарушение Конкордата, статьи 7 Конституции, была издана специальная нота Дирекции по делам культов МВД Италии. В её разработке приняли участие генеральный секретариат ИЕК, Совет министров и МВД. В ноте говорилось, что меры по сдерживанию пандемии несут в себе «ограничения различных конституционных прав, прежде всего, свободы передвижения. затрагивая, в частности, отправление культов». Поскольку санитарные нормы не были направлены исключительно против церкви и не имели характера преследования, но являлись частью общих ограничительных мер во имя общего блага, их нельзя рассматривать как нарушение свободы культа . Комментируя ситуацию, президент ИЕК кардинал Бассетти сказал, что народ, переживший Вторую мировую войну, «сумеет сообща преодолеть трудности и одиночество, невзирая на нестабильность и страх перед будущим»3, и заверил, что церковь не останется в стороне в это тяжелое время.

В самом деле, католическая церковь в Италии не только приняла деятельное участие в борьбе с пандемией, но, отметая провокации4, отказалась от очного участия верующих в литургии, провозглашенной Вторым Ватиканским собором (19621965 гг.) «вершиной» и «источником деятельности церкви» [Документы, 2004: 22]. За исключением единичных нарушений духовенство строжайше соблюдало предписания Научно-технического комитета, учрежденного 5 февраля 2020 г. для преодоления СОУГО-19. Однако по окончании «первой» эпидемиологической фазы итальянский епископат был обескуражен заявлением министра внутренних дел Л. Ламорджезе от 23 апреля 2020 г., которая фактически передала правительству полномочия определять порядок «свободного и полного отправления культа». В ответ на это известие ИЕК призвала Совет министров и Научно-технический комитет «исполнить долг, а именно различать сферы ответственности» церкви и государства во всем объеме присущей им свободы и автономии. «Итальянские епископы не потерпят ущемления свободы культа»5, - говорилось в обращении.

Призыв папы Франциска к «осторожности и послушанию. дабы пандемия больше не вернулась»6 сгладил остроту противоречий между итальянским еписко-

1 Del Guercio G. Messa interrotta dai carabinieri: 680 euro di multa al prete, Aleteia, 20.04.2020. URL: https://it.aleteia.org/2020/04/20/messa-gallignano-carabinieri-multa-prete-fedeli/ (дата обращения: 20.06.2020)

2 Ibidem.

3 Il card. Bassetti: non illudiamoci di ricominciare come prima. Non da soli, Avvenire, 2 aprile, 2020. URL: https://www.avvenire.it/chiesa/Pagine/bassetti-coronavirus-non-illudiamoci-tornare-come-prima (дата обращения: 20.06.2020)

4 Gambassi G. I vescovi: non sarà una Pascqua chiusa. La chiesa non è un luogo, Avvenire, 7 aprile 2020. URL: https://www.avvenire.it/chiesa/pagine/non-sar-una-pasqua-chiusa (дата обращения: 20.06.2020)

5 DPCM, la posizione della CEI, Chiesa cattolica italiana, 26 aprile 2020. URL: https://www.chiesacattolica.it/dpcm-la-posizione-della-cei/ (дата обращения: 20.06.2020)

6 Agasso D., Scaramuzzi I. Coronavirus, l'appello del Papa: " Obbedire alle regole perché la pandemia non torni", la Stampa, 28 aprile 2020. URL: https://www.lastampa.it/vatican-

патом и гражданскими властями во «второй» эпидемиологической фазе. Переговоры были продолжены и увенчались, в частности, разрешением публичных похорон с участием не более 15 близких родственников умершего, начиная с 4 мая 2020 г.

В соответствии с протоколом1, подписанным 7 мая 2020 г. президентом ИЕК кардиналом Г. Бассетти, премьер-министром Италии Дж. Конте и министром внутренних дел Л. Ломорджезе, возобновление месс с участием прихожан при соблюдении мер предосторожности было намечено на 18 мая 2020 г. и состоялось согласно договоренностям.

Папа Франциск во время пандемии

Весной 2020 г., как и в предшествующие исторические эпохи, внимание итальянского общества было приковано к фигуре папы римского, пользующегося огромным моральным авторитетом у католиков всего мира. С обострением эпидемиологической ситуации в Италии папа Франциск призвал верующих бороться с пандемией в «единении молитвы и сострадания». Его «Ангелус» транслировались из библиотеки Апостольского дворца; ежедневные утренние мессы - из Дома св. Марты. Его молитвы были обращены к пострадавшим от коронавируса и их близким, заключенным, бездомным, врачам, санитарам, фармацевтам, сотрудникам ритуальных служб и даже органам правопорядка, вынужденным по долгу службы прибегать к непопулярным мерам контроля и надзора. В обширном интервью английскому журналисту О. Иверею понтифик сказал, что видит в коронакризисе как угрозу, так и позитивное начало - новые возможности для созидания, творчества, конкретизации дел милосердия, пастырского служения, религиозного обращения. Коснувшись темы заочного отпущения грехов в тех случаях, когда очное невозможно, он отметил, что свод канонического права католической церкви имеет целью спасение душ, даже если в этом своде не предусмотрена возможность дистанционного отпущения2. «Я хотел бы поблагодарить священников за творческую изобретательность, - заявил папа 15 марта. - Мне приходит масса сообщений о ней из Ломбардии. о том, как священники находят тысячу способов быть рядом с народом, чтобы народ не чувствовал себя покинутым»3.

27 марта 2020 г. состоялась беспрецедентная молитва на площади Собора св. Петра. Лишенная и тени триумфализма, одинокая белая фигура папы Франциска на омытой дождем пустой площади «говорила» красноречивее любых слов. Благословение «игЫ et ОгЫ» (городу и миру) было призвано духовно укрепить католиков,

insider/it/2020/04/28/news/francesco-dio-doni-al-popolo-pmderna-perche-la-pandemia-non-tomi-1.38772865 (дата обращения: 20.06.2020)

1 Muolo M. Messe aperte ai fedeli dal 18 maggio. Guanti e mescherine per l'eucaristia, Avvenire, 7 maggio 2020. URL: https://www.avvenire.it/chiesa/Pagine/le-messe-aperte-ai-fedeli-avvio-il-18-maggio (дата обращения: 20.06.2020)

2 Цит. папу Франциска по: Ivereigh A. Il Papa confinato. Intervista a Papa Francesco, La Civilta Cattolica, 8 aprile 2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/news/il-papa-confinato-intervista-a-papa-francesco/ (дата обращения: 20.06.2020)

3 La voce e I gesti di Papa Francesco, L'Osservatore romano, 11 maggio 2020. URL: https://www.vaticannews.va/it/osservatoreromano/news/2020-05/la-voce-e-i-gesti-di-papa-francesco.html (дата обращения: 20.06.2020)

лишенных исповеди и причастия, а византийская икона Богоматери «Салюс попу-ли» (букв. «спасение народа») и чудотворное распятие XV в., однажды спасшее город от чумы в 1522 г., - вселить надежду на избавление от нынешнего недуга. За выступлением папы следили онлайн 17 млн 400 тыс. человек1.

В наши дни, когда визуальная информация берет верх над другими формами постижения реальности, подобные кадры несут колоссальный духовный и эмоциональный заряд. Пронзительное одиночество пожилого человека в большом городе, даже если этот человек - папа римский, символически сократило дистанцию между ним и рядовыми верующими, как бы говоря: служители церкви так же, как и простые граждане, беспомощны перед вирусом и стихией, так же, как и они, пребывают в изоляции, так же терпеливо подчиняются государству и мерам санитарных инстанций, необходимым для сдерживания эпидемии. Представляется, однако, что сближение с верующими и, соответственно, дистанцирование от гражданской власти во время карантина следует интерпретировать не в оптике противостояния церкви и государства, а как стремление церкви исполнить свою миссию - пастырскую заботу о народе Божием при сохранении политического нейтралитета, то есть при условии невмешательства в политику.

Заключение

Пандемия коронавирусной инфекции явилась серьезным испытанием для католической церкви. Решение Итальянской епископской конференции о «полном сотрудничестве» с гражданскими властями ради сдерживания эпидемиологической опасности, включая запрет литургических собраний, поставило вопрос об оправданности отказа во имя общего блага от существенной части гражданских прав, в частности, права на свободу религии. ИЕК квалифицировала ограничения религиозной жизни как часть общих санитарных норм, не носящих выраженного антицерковного характера и, следовательно, не нарушающих свободу культа.

В условиях стремительного развития эпидемиологической ситуации в католической печати была предложена новая трактовка здоровья человека как «блага личного и общественного, индивидуального и коллективного, местного и глобального». Представляется, однако, что подобная трактовка, вводя понятие личной ответственности за общее благо, справедливо подчеркивая ценность человеческой жизни, в неблагоприятных эпидемиологических и иных условиях рискует лишить индивида свободы выбора.

Весной 2020 г. католическая церковь выбрала путь сотрудничества и диалога с государством, сочтя абсолютным приоритетом заботу об общем благе. Приходится констатировать, однако, что гражданские власти оказались не готовы поддержать столь же конструктивный диалог с верующими, недооценивая, а подчас вовсе игнорируя измерение трансцедентного в их жизни.

Чрезвычайно важной для итальянцев стала позиция папы Франциска, пользующегося колоссальным моральным авторитетом у католиков всего мира. Лишенные

1 Maccioni R. Il sociologo Garelli: "Al tempo del Covid cresce il bisogno di Dio", Avvenire, 19 aprile 2020. URL: https://www.avvenire.it/chiesa/Pagine/cos-cresce-il-bisogno-di-dio (дата обращения: 20.06.2020)

триумфализма выступления понтифика, подчинение карантинным предписаниям символически сократили дистанцию между папой и рядовыми верующими. В представлении большинства итальянцев церковь избежала ассоциации с органами правопорядка и санитарными инстанциями, принимающими необходимые, но непопулярные меры надзора и ограничений. Стремление избежать конфликта с государством даже в случае фундаментальных для христианства принципов, свидетельствует, по всей вероятности, не о подчинении церкви государству, в чем упрекают итальянский епископат католики-традиционалисты, а о стремлении сохранить политический нейтралитет, сосредоточиться на выполнении пастырской миссии. Призыв папы Франциска к осторожности и послушанию санитарным властям следует воспринимать, по-видимому, в контексте политики ненасилия, которую с определенными оговорками можно расценить как своеобразную христианизированную версию сатьяграхи Махатмы Ганди.

Разумеется, еще рано строить далеко идущие прогнозы, однако очевидно, что коронакризис будет иметь для Католической церкви серьезные последствия. Позиция папы Франциска во время пандемии может стать фактором оживления веры для тех итальянцев, которые использовали это время для переосмысления собственной религиозности или будут искать в церкви пространство, свободное от контроля государства. Не исключен незначительный численный рост выступающих против реформ и новшеств в Католической церкви. Учитывая, что традиционалисты немногочисленны и до недавнего времени не имели заметного веса в обществе, оснований предполагать, что в католической среде возобладают «раскольнические» тенденции, немного. С большей долей вероятности в посткороновирусной Италии особое звучание приобретут объем политической власти римского папы, коллегиальность в церкви, конкретизация понятий «общего блага», общечеловеческой солидарности, веры, суеверия и другие ключевые вопросы христианства.

Список литературы

Документы II Ватиканского собора. (2004). Москва, Россия. Лункин Р.Н. (2020) Православие в борьбе с коронавирусом и в оппозиции к власти», Аналитическая записка №16, 2020 (№199) Институт Европы РАН. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an199.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

References

Buffon G. (2020) Cominciare dalla cura, L 'Osservatore Romano, 15 aprile 2020. URL: https://www.vaticannews.va/it/osservatoreromano/news/2020-04/cominciare-daUa-cura.html (accessed 01.09.2020).

Carron J. (2020) Carron sul coronavirus: "Ecco come nelle difficoltá impariamo a battere la paura", Comunione e liberazione, 01.03.2020. URL:

https://it.clonline.org/news/attualit%C3%A0/2020/03/01/coronavirus-julian-carron-corriere-della-sera (accessed 01.09.2020).

Coviello M. (2020) Coronavirus, il sociologo: "Reprimere la socialitá ha conseguenze dannose", VF 04 marzo 2020. URL: https://www.vanityfair.it/news/approfondimenti/2020/03/04/coronavirus-il-sociologo-reprimere-la-socialita-ha-conseguenze-dannose (accessed 01.09.2020).

Documenty II Vatikanskogo sobora (2004). Moscow, Russia.

Giraud G. (2020) Per ripartire dopo l'emergenza covid-19, La Civiltá Cattolica, quaderno 4075, 4 aprile 2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/articolo/per-ripartire-dopo-lemergenza-covid-19/ (accessed 01.09.2020).

Libanori D. (2020) La fede al tempo di Covid-19. Riflessioni ecclesiali e pastorali, La Civilta Cattolica, quaderno 4076, 18 aprile 2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/articolo/la-fede-al-tempo-di-covid-19/ (accessed 01.09.2020).

Lunkin R.N. (2020) Pravoslavye v bor'be s koronavirusom y v oppositsii k vlasti, АЛпаНй^Незкауа zapiska №16, 2020 (№199) Institut Evropy RAN. URL:

http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an199.pdf (accessed 01.09.2020).

Riccardi A. (2020) Se per battere la paura del contaggio da coronavirus, si mettono in ginocchio le nostre chiese, La Stampa, 02 marzo 2020. URL: https://www.lastampa.it/cronaca/2020/02/29/news/se-per-battere-la-paura-del-contagio-da-coronavirus-si-mettono-in-ginocchio-le-nostre-chiese-1.38530058 (accessed

01.09.2020).

Spadaro A. S.I. (2020) La politica del coronavirus, La Civilta Cattolica, quaderno 4072, 15 feb/7 mar 2020, Roma, 2020.

Vicini A. (2020) Vivere ai tempi di coronavirus, La Civilta Cattolica, quaderno 4074, 21 marzo 2020. URL: https://www.laciviltacattolica.it/articolo/vivere-ai-tempi-del-coronavirus/ (accessed 01.09.2020).

Catholic Church in Italy in the Conditions of the Coronavirus Pandemic

Received 18.04.2020

Author. Yazkova V., Candidate of Sciences (History), Master Researcher, Center of religion and society problems, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya st., Moscow, Russia, 125009. E-mail: yazkova@yandex.ru.

Abstract. This article analyzes the main areas of activities of the Catholic Church in Italy during the coronavirus pandemic in the Spring of 2020. The Italian Episcopal Conference endorsed "fully-fledged cooperation" with the civil authorities in order to contain the epidemiological danger, including a ban on liturgical gatherings. This decision raised the question of whether the violations of human and civil rights, in particular, freedom of religion, under the pretext of the common good are justified. The author concludes that the unwillingness to enter into conflict with the State, even when dealing with the fundamental principles of Christianity, does not indicate the subordination of the Church to the State. It rather indicates the desire to maintain political neutrality, to fulfill the pastoral mission and policy of non-violence. However, the author highlights that the civil authorities were not ready to maintain a constructive dialogue with believers because they underestimated or even ignored the importance of the Transcendent in their lives. The coronacrisis revealed the existing problematic "areas" in attitude toward religion in secular society.

Key words: Pope Francis, Catholic Church, Vatican, Italian Episcopal Conference, coronavirus, pandemic

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42020165175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.