Научная статья на тему 'Католическая церковь и общество: “модели церкви” в современной Италии'

Католическая церковь и общество: “модели церкви” в современной Италии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
975
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ФРАНЦИСК I / БЕНЕДИКТ XVI / ИТАЛИЯ / ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / МОДЕЛИ ЦЕРКВИ / ДВИЖЕНИЯ МИРЯН / НОВАЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

В статье рассматриваются основные “модели” церкви в современной Италии, их своеобразие, роль в общественной жизни страны, вклад в сохранение христианских ценностей в условиях глобализации и постмодернизма. Особое внимание уделено переосмыслению места мирян в институте церкви после Второго Ватиканского собора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Католическая церковь и общество: “модели церкви” в современной Италии»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

УДК 282:256 Вероника ЯЗЬКОВА

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО: "МОДЕЛИ ЦЕРКВИ" В СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные "модели" церкви в современной Италии, их своеобразие, роль в общественной жизни страны, вклад в сохранение христианских ценностей в условиях глобализации и постмодернизма. Особое внимание уделено переосмыслению места мирян в институте церкви после Второго Ватиканского собора.

Ключевые слова: католическая церковь, Франциск I, Бенедикт XVI, Италия, Второй Ватиканский собор, модели церкви, движения мирян, новая евангелизация.

В современной Италии, как и в целом в Европе, нет недостатка в разнообразных проявлениях "сакрального", будь то индивидуальные религиозные или магические практики, эзотерика, теософия, религии Азии, языческие культы или движение Нью Эйдж. Позиция католической церкви однозначна: подобные учения "дают на мгновение почувствовать блаженство бесконечного и забыть горечь конечного", но в итоге приводят к уничтожению христианства как такового [Ратцингер, 1999: 197; Пупар]. Однако что противопоставляют церковные иерархи новым духовным практикам? Нередко можно услышать такой ответ: новую модель церкви.

Новые ориентиры?

Разумеется, сама мысль о поиске новой модели заставляет задуматься о том, куда вообще движется нынешняя католическая церковь в Италии, и здесь мы не найдём недостатка в прогнозах: от заверений, что страна по-прежнему привержена христианской традиции, вплоть до обратного - дескать, секуляризация сделала своё дело, число верующих уменьшается год от года, итальянцы живут в постхристианском обществе, избравшем новые ориентиры.

"Мы наблюдаем не столько возврат сакрального - оно никуда не исчезало - писал ещё в 1997 г. Дж. Филорамо, - сколько изменение парадигмы". Крах великих идеологий XX в. и их вйдения исторических процессов во многом обусловил крушение мессианской идеи в тех формах, в которых её предлагало христианство. "Возможно, у христианства будет будущее, - продолжал исследователь, - но вот прошлое оно рискует утратить", если дух перемен навяжет людям иные трактовки культурного, религиозного и исторического наследия [Шогашо, 1997: 27]. Французский теолог П. Валадье был не столь пессимистичен. В своей книге "Христиан-

© Язькова Вероника Евгеньевна — канд. ист. наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: yazkova@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12016129137

ство на будущее" (1999 г.) он отмечал, что падение великих идеологий - марксизма-ленинизма и рационалистической идеологии прогресса - вовсе не привело к безысходности, "культуре смерти" и тотальному нигилизму. Оно вызвало новую специфическую форму рационализма - союз веры и разума [Gibellini].

Позже идею полифонии веры и разума выдвинули в Мюнхене в 2004 г. немецкий философ Ю. Хабермас, который считается одним из представителей Франкфуртской школы, и кардинал Й. Ратцингер, впоследствии папа Бенедикт XVI. Хабермас настаивал на необходимости равноправного диалога между рационализмом и религиозным сознанием. Он заявлял, что переход к "постсекулярному" обществу должен состояться путём "двустороннего процесса обучения", которое "обогатит" рациональное секулярное общество религиозно-нравственными ценностями [Селиверстов]. Это поможет, в частности, обрести гармонию в правовой сфере, соединить этику нового типа с философией и политикой. Со своей стороны, И. Ратцингер высказался в пользу "коррелятивности" христианской веры и западной секулярной рациональности как двух важнейших компонентов европейской культуры при условии обоюдного очищения и освящения" [Ратцингер Й. Вера: 204, 232, 235; Ратцингер Й. Ценности: 43; Селиверстов; Gibellini].

После избрания в 2013 г. папы Франциска I в прогнозах исследователей о перспективах христианства в Европе и, в частности, в Италии зазвучала оптимистичная нота. Многие связывают с приходом Бергольо надежды на преодоление кризиса внутри самой церкви и возрождение её пророческой миссии [Sorpresa e speranza: 5]. По оценкам специалистов (Ф. Дженкинс, Р. Джибеллини, Дзивиани Дж.), вопреки прогнозам 1990-х - начала 2000-х гг. церковь по-прежнему жива и пытается в меру сил приспособиться к той новой ситуации, которая возникла в Европе под влиянием секулярности и процессов глобализации [Gibellini; Ziviani]. Что касается Италии, то общество этой страны слишком в большом долгу у католицизма, слишком крепки традиции и историческая память, чтобы католическая церковь в одночасье исчезла с итальянского горизонта.

"Источник, в котором каждый может утолить жажду"?

Со времён Тридентского собора (1545-1563 гг.) в Италии господствовала так называемая "приходская модель". Приход на протяжении многих веков был первичной самодостаточной ячейкой церкви, "евхаристической общиной", в которой каждый прихожанин мог удовлетворять духовные потребности - регулярно приступать к церковным таинствам, давать детям христианское воспитание, участвовать в празднествах, обращаться за помощью в тяжёлых жизненных ситуациях. Подобная модель распространена преимущественно в сельских районах, среди людей низкого и среднего образовательного ценза и всецело держится на авторитете приходского священника. В настоящее время, по данным Епископской конференции Италии, в стране насчитывается 226 диоцезов и свыше 25 тысяч приходов [Chiesa Cattolica italiana]. Приход включает "всё имеющееся многообразие людей... во вселенскую совокупность Церкви, - провозглашалось в документах Второго Ватиканского собора (Декрет об Апостольстве мирян, Apostolicam Actuositatem, AA, №10). - Пусть миряне привыкают работать... в тесном единстве со своими священниками, поверять общине Церкви свои собственные и мировые проблемы... пусть непрестанно развивают в себе чувство принадлежности к диоцезу, ячейкой которого является приход, и... проявляют готовность по призыву своего Пастыря вложить свои силы в диоцезные начинания" [Документы II Ватиканского Собора: 313]. Таким образом, приход мыслится не как структура, территория или здание, а как "дом Бо-

жий", "община верных", "деревенский источник, в котором каждый может утолить жажду" [Giovanni Paolo II. Esortazione].

Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг. внёс коррективы в понимание роли прихожан. Они больше не стадо, пассивно следующее за пастырем, не пассивные потребители церковных таинств, а активные члены мистического Тела Христова, народ Божий, перед которым встают задачи принципиально иного плана. Чтобы отвечать на нужды городов и сельских районов, подчёркивалось в Декрете АА, миряне не должны ограничивать своё сотрудничество рамками прихода или диоцеза. Напротив, им надлежит "расширить его до уровня межприходского, междиоцезного, национального или международного, тем более что возрастающая с каждым днём миграция населения, развитие взаимных связей и лёгкость сообщения уже не позволяют какой-либо части общества оставаться замкнутой в самой себе" [Документы II Ватиканского Собора: 313] При этом под "сотрудничеством" понималась вся совокупность миссий и служений - семейное апостольство и апостольство в социальной сфере, усыновление брошенных детей, приём беженцев, забота о престарелых, руководство школами, воспитание в христианской вере детей и молодёжи и т.д.

Переосмысление роли прихода было продиктовано насущной необходимостью. С середины XX в. итальянские приходы пребывали в глубоком кризисе. Сокращалось число приходских священников, церкви пустели. Об этой проблеме заговорили историки церкви, религиоведы, социологи. А. Фаллико, автор книги "О пяти язвах итальянского прихода: от диагноза к терапии" [Fallico], признавал ситуацию едва ли не катастрофичной. Окаменевшая структура прихода, его социальное бездействие, безынициативность и равнодушие клира, "приземлённость" задач, косность катехизаторов, политическая ангажированность, - всё это стало объектом критики. Попытки членов Епископской конференции Италии (ЕКИ) определить и разграничить полномочия приходов в 2003-2004 гг. пролили свет на те объективные трудности, с которыми столкнулись первичные церковные ячейки. Специалисты пришли к выводу, что истинная проблема прихода не дефект его структуры, как утверждалось в 70-90 гг. прошлого века, а нехватка людского ресурса. Свыше 70% прихожан не принимают деятельного участия в жизни общины. Мирянам по-прежнему отведены чисто вспомогательные роли второго плана. Причём, сколь бы ни провозглашали обратное декларации о намерениях, ситуация не меняется. Это свидетельствует о том, пишет С. Тандзарелла, сколь тяжело приживается в Италии экклезиология, предполагающая совместное, соразмерное по значимости участие клира и мирян в "домостроительстве спасения" [Tanzarella].

И тем не менее в последнее время наметились определённые сдвиги. Разумеется, ситуация варьируется на Юге и на Севере, в городах и сельской местности, однако факты говорят сами за себя. Если 20 лет назад во многих епархиях Севера и Центра церкви закрывались из-за сокращения числа священников, то в последнее время этот процесс затормозился. Нехватку клира компенсирует иностранный персонал. Представители религиозных конгрегаций ведут занятия по катехизации с детьми и подростками, организуют работу ораториев для юношества, консультируют семейные пары. О возросшем интересе к приходу свидетельствует обилие литературы по этому вопросу: "Мир - это мой приход" (Б. Антонини), "Церковь как семья: путь обновления прихода" (Д. Соррентино), "Письмо о приходе: приглашение к дискуссии" (П. Маццолари), "Приход во времена папы Франциска" (А. Бриньоли и др.), "Семь новых дорог итальянского прихода: в свете документа ЕКИ "Возвещать Евангелие в меняющемся мире". И это только некоторые названия. Таким образом, приход - особенно в городах - постепенно обретает черты той

базовой христианской общины, которая, судя по документам Второго Ватиканского собора, должна являть собой пример для всего гражданского общества.

Знамение "весны" церкви

Принципиально иной моделью церкви и главным конкурентом прихода стала так называемая "модель избранничества". Речь идёт прежде всего о многочисленных церковных движениях "верных Христу" мирян Christifidelis laici. Это самые разнообразные сообщества, отвечающие духовным потребностям людей разных возрастов, социальных групп и профессий.

Надо сказать, что сами по себе церковные движения не новость для католической церкви. Достаточно вспомнить историю возникновения монашества и нищенствующих орденов (ещё одна форма "избраннической модели" церкви); стихийные движения покаяния и аскетизма в средние века; новые духовные движения в ответ на распространение Реформации; христианские кружки и общества XVIII в.; оратории XIX в., движения модернистского толка рубежа XIX-XX вв.

Одна из самых известных в Италии массовых католических ассоциаций мирян -"Католическое действие" (КД). Эта организация, изначально названная "Обществом католической молодёжи", была утверждена папой Пием IX ещё в 1868 г. Семью годами позже понтифик учредил Движение конгрессов для формирования "более справедливого порядка" на предприятиях, в банках и в системе образования. В сущности, КД стала ответом верующих на процессы либерализации общества и государства во второй половине XIX в. после образования единой Италии. В 1905 г. папа Пий X определял церковное движение мирян следующим образом: "обширное ревностное служение на благо церкви, общества и отдельных индивидов, известное под именем "Католического действия" [Foresta].

С "Католическим действием" связаны имена многих выдающихся общественных деятелей, людей искусства, политиков. В их числе - Витторио Баш еле - член ХДП, профессор права, назначенный папой Павлом VI на должность президента этой ассоциации в разгар Второго Ватиканского собора (1964 г.) и убитый экстремистами "красных бригад" у здания факультета общественно-политических наук в римском университете Ла Сапьенца в 1980 г.

Образно говоря, католическое движение мирян - это то место, где Церковь встречается с Миром - миром, понимаемым широко: с обществом, с новыми достижениями цивилизации, философской мысли, науки и технологического прогресса. Это относится как к собственно "Католическому действию", так и к движениям, потеснившим его. Они появились на волне Второго Ватиканского собора и по сей день считают себя "детьми" собора, его плодом, знамением "весны" Церкви. Папа Иоанн Павел II возлагал на них большие надежды, подчёркивал их роль в евангели-зации секулярного Запада. "Церковь, - писал он, - испытывает нужду в больших течениях, движениях и свидетельствах святости верных Христу, поскольку именно из святости рождается подлинное обновление церкви". В обращении Christifidelis laici от 1988 г. папа провозгласил наступление "нового сезона" в жизни церкви [Benedetto XVI e i movimenti; Giovanni Paolo II. Esortazione].

Для большинства движений мирян точкой отсчёта стала догматическая Конституция о Церкви "Lumen gentium", которая позволила верующим по-новому взглянуть на участие народа Божия в миссии церкви. "Как все члены человеческого тела, хотя их много, составляют одно тело, - говорилось в Конституции, - так и в созидании Тела Христова наличествует многообразие членов и служений. Один и тот же Дух разделяет на пользу Церкви Свои различные дары по богатству Своему и согласно потребностям служений" [Документы II Ватиканского Собора: 78]. Речь шла о многообразии ха-

ризмы, под которой понимается, в данном случае, особый вид служений, даров или талантов (дар мудрости, знания, веры, чудотворения, пророчеств, различения и др.), безвозмездно данных человеку Святым Духом на благо церкви и человечества.

С харизмой основателя связано возникновение целого ряда объединений: братство "Причастие и Освобождение" (основано Доном Джуссани в 1954 г.), Фоколяры (осн. Кьярой Любич в 1943 г.), Община Святого Эгидия (осн. в 1968 г. профессором Андреа Риккарди, историком церкви, в прошлом министром в правительстве М. Монти (16.11.2011 - 28.04.2013)). В этих движениях и во многих других, будь то Обновление в Духе, Неокатехуменальный Путь, Движение за лучший мир, Новые горизонты и т.д., заметно острое переживание кризиса религиозности, стремление затормозить процессы оголтелой секуляризации, вернуться к изначальному раннехристианскому идеалу жизни. Отсюда выраженный миссионерский дух движений, который роднит их с религиозными орденами [Яа^^ег: 36-44]. Так же, как и монашествующие, члены этих сообществ посвящают себя молитвенной жизни, осуществляют многогранное служение в социальной и образовательной сферах, в области здравоохранения и культуры в Италии, поддерживают межрелигиозный диалог по всему миру, координируют важные гуманитарные проекты в Африке и Юго-Восточной Азии. Число их приверженцев впечатляет: Фоколяры насчитывают 580 тыс. сторонников в Италии и около 2,5 млн во всём мире, Неокатехуменальный Путь - 250 тыс. в Италии и около 1 млн в мире, Аджеши - свыше 177 тыс., Причастие и Освобождение - 100 тыс. в Италии и действует почти в 80 странах мира, Община Св. Эгидия - приблизительно 50 тыс. в Италии, её отделения открыты более чем в 70 странах.

Устав этих ассоциаций пересматривает традиционную тридентскую систему церковной организации и в ряде случаев отказывается от принципа возрастного и профессионального деления, присущего "Католическому действию". По своему устроению движения "верных Христу" ближе к персональной прелатуре1, они экс-тратерриториальны, надтерриториальны, то есть не привязаны к приходу и независимы в тех рамках, которые даёт им Кодекс канонического права (кан. 215, 298-329). Это объединения, отличные от институтов посвящённой жизни2, в которых "верные Христу" миряне или миряне совместно с клириками стремятся "содействовать публичному культу Бога либо преподанию христианского вероучения или же другим делам апостольства, а именно: начинаниям евангелизации, совершению дел благочестия или христианской благотворительности и оживотворению преходящего мира христианским духом" [Кодекс канонического права: 145]. Объединения должны быть учреждены, одобрены или рекомендованы правомочной церковной властью, задача которой - "заботиться о чистоте веры и нравов" и не допускать злоупотреблений. По уставу их не могут возглавлять лица, занимающие руководящие посты в политических партиях. Ассоциации Christifidelis 1аШ имеют статус частных или публичных, действуют на территории одного диоцеза, в рамках одной страны или в международном масштабе [Кодекс канонического права: с.152].

1 Персональная прелатура создана Святым престолом с целью пастырского попечения о верных Христу. Согласно декрету Иоанна Павла II "Ut sit" от 28 ноября 1982 г., её юрисдикция распространяется как на священников, инкардинированных в прелатуру, так и на мирян, мужчин и женщин, присоединившихся к ней путём договора и посвятивших себя апостольским начинаниям прелатуры, задачам евангелизации и миссионерства. Персональная прелатура подчинена Священной конгрегации по делам епископов.

2 Институт посвящённой Богу жизни традиционно включает в себя монашествующих и общества апостольской жизни (секулярные институты), в большинстве своём устроенные по принципу монашеских орденов и конгрегаций. Членами секулярных институтов могут быть как клирики, так и миряне. Для последних принесение монашеских обетов необязательно.

Призыв

Церковные движения мирян не только один из многих существующих способов организации духовной жизни человека. Это серьёзный жизненный выбор: выбор определённого типа мировоззрения, профессии, друзей, досуга. Как правило, решение оставить привычную жизнь, церковь, которая находится под боком, и отправиться на другой конец города, тратить время и силы на знакомство с новыми людьми даётся непросто. Модель церкви "избранных" требует от своих сторонников большей открытости, она ориентирована на общение, на привлечение новых членов. Этот выбор всегда осознанный, хотя толчком к нему всегда чаще всего бывает импульс, эмоциональное потрясение.

Поразительна история Кьяры Любич, основательницы Фоколяров. "В 1939 г., -писала она, - меня пригласили на выездную школу в католический колледж Ло-рето. В этом городе, по преданию, в большой церкви хранится святыня - назарет-ский Святой Дом Богородицы. Я сидела на занятиях... и при первой возможности бегала туда... И вот я стою на коленях у стены, почерневшей от чада лампадок. Меня обволакивает что-то доныне неизведанное, божественное... я не замечаю своих слёз. Наконец настал последний день учёбы. Церковь была вся заполнена молодёжью, юношами и девушками. И тут у меня в голове прозвучало совершенно отчётливо: "За тобой последуют непорочные!" [ОН 1п1г1] Впоследствии, в 1943 г., 23-летняя Кьяра по дороге за молоком в соседнюю деревню услышала Божественный глас и решила всецело подарить себя Богу. Священник-капуцин принял её обеты1.

История Кьяры Любич - история исключительная, как исключительна и её судьба: Любич (1920-2008) стала лауреатом премии Темплтона за прогресс в области религии и мира (1977 г.), премии ЮНЕСКО "За вклад в дело мира" (1996), премии Совета Европы за достижения в области прав человека (1998). Она неоднократно назначалась наблюдателем на Синодах епископов в 1980-е и 1990-е годы, занимала должность консультанта при Папском совете по делам мирян. В 2015 г. начался процесс её беатификации.

Однако всё это произошло через много лет после обращения К. Любич. Рассказ же о нём передавался из уст в уста целыми поколениями Фоколяров. История Кьяры и истории других членов движения стали ценными индивидуальными свидетельствами коллективного целого, духовной традиции объединения. Для большинства приверженцев "избраннической модели" церкви путь индивидуального спасения начинается в момент, когда человек чувствует себя призванным, когда он откликается на чей-то призыв и делает выбор. Не важно, произошло ли это в одночасье, в начале духовных исканий, или после долгих безуспешных попыток обрести веру. Неожиданная встреча, рассказ, свидетельства других людей в буквальном смысле переворачивают жизнь отчаявшегося "пилигрима". Подобный опыт отсылает нас к эпохе раннего христианства, к осознанному принятию Христа.

"Болезни роста"

Раннехристианским идеалом продиктовано и сокращение дистанции между рядовыми членами общины, священниками и епископами, что также выходит за рамки тридентской системы. Желание подняться над рутиной, соответствовать вызовам современного мира побуждает искать общения на более высоком уровне - на уровне епископа, харизматического лидера и безусловно папы. Некоторые иссле-

1 Сегодня социальный, гражданский и семейный статус Фоколяров различен: движение объединяет женатых и неженатых, мирян, клириков и монашествующих.

дователи усматривают в этом стремлении установить прямой контакт с понтификом в обход поместной церкви пережитки экклезиалогии XIX в., которая схематически отождествляла всю церковь с папой римским [Foresta]. В результате движения мирян оказываются в противоречивых отношениях с традиционной организацией церкви. В таких случаях появляется опасность возникновения "параллельной" церкви с собственным духовенством, епископатом, системой духовности и образования. Могут иметь место и другие девиации: абсолютизация собственной харизмы и неприятие всех остальных, элитарность вплоть до сектантства, конкуренция с церковью, осложнение или даже разрыв плодотворного церковного общения [Foresta]. Речь идёт, разумеется, о крайних эпизодах. Но даже в благоприятных случаях некоторые движения, достигнув зрелости, рискуют замкнуться в цитадели достигнутого, превратиться в тугоподвижные организмы, утратить чувство реальности.

Церковные иерархи призывают поместные церкви с большим вниманием и тактом отнестись к движениям мирян, быть терпимее к тем из них, кто демонстрируют своего рода "подростковый" максимализм: это Hejrro иное как "болезнь роста" [Il posto e il ruolo dei movimenti]. В письме кардиналу Й. Кортесу, председателю папского совета Cor Unum ("Единым сердцем"), Бенедикт XVI подчеркнул харизматический характер этих движений: "Конечно, они не всегда укладывались в уже существующие нормы и границы. Но ты [Й. Кортес. - В.Я.] видел, что то, что органично, важнее того, что организовано, ты видел людей, воистину отмеченных Святым Духом... и что подобным образом возникали новые формы подлинно христианской жизни" [Benedetto XVI. Lettera]. Разумеется, писал далее понтифик, такие движения должны обрести своё место в организме церкви, им предстоит научиться великодушию и терпимости по отношению друг к другу, они ещё узнают и признают свои границы и потому нуждаются в духовном руководстве и самоочищении. В то же время они не есть нечто чуждое традиционной структуре церкви, но, напротив, имеют право гражданства в ней, увеличивая "капиллярное" присутствие христиан в обществе. Это дары Святого Духа, без которых немыслима жизнь церкви [Benedetto XVI e i movimenti.]. He следует поэтому противопоставлять религиозный опыт движений мирян религиозному опыту классической приходской общины. В священническом служении, утверждает профессор канонического права Л. Джероза, не должно быть места дихотомии харизмы и института, поскольку природа самой церкви - харизматическая, институциональная и иерархическая, и выпячивание какого-то одного, например, институционального аспекта обеднило бы её, низвело бы священничество до института права, а священника - до положения простого функционера [Foresta].

В конце декабря 2014 г., выступая в курии перед кардиналами и епископами, папа Франциск выявил 15 болезней церкви, в том числе: нарциссизм, умственное и духовное окостенение, нескоординированность членов, духовный Альцгеймер, экзистенциальную шизофрению, ложный мистицизм, карьеризм, бюрократизм, равнодушие, обожествление начальника, стяжательство, тщеславие, угрюмое состояние духа и др. Эти болезни, заметил понтифик, омрачают тело и дух человека, но они омрачают и целые организмы - христианскую общину, религиозную конгрегацию, приход, церковное движение мирян и даже саму курию, которую, напротив, хотелось бы видеть моделью церкви в миниатюре [Il Papa: 15 "malattie"]. Подобные "недуги" рано или поздно приводят к изоляции "больного". И в этом, по мнению итальянского историка-религиоведа А. Риккарди, главная беда католической церкви в Европе: она утратила универсальность, защищая "непреложные ценности христианства" в маленьких, замкнутых на себе общинах "немногих, но верных" прихожан [Riccardi A.: "Francesco е il primo papa della globalizzazione"; Riccardi A. La lezione laica].

"Новая евангелизация"

История католических движений в Италии прошла долгий, полный драматизма путь длиной в 150 лет. Этот путь включал в себя различные этапы: от первых попыток верующих мирян сохранить христианские ценности, невзирая на секуляризацию и новые веяния в области идеологии, науки и технологического прогресса, вплоть до участия в "новой евангелизации", к которой призывали три последних понтифика - Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и нынешний папа Франциск.

Термин "новая евангелизация", впервые прозвучавший 9 июня 1979 г., вовсе не означает дублирование, переделку или повтор "первой" евангелизации или тем более политику прозелитизма. Деление мира на "страны христианской цивилизации" и "земли, подлежащие христианизации" сегодня представляются упрощенческим. По мнению Бенедикта XVI, речь идёт скорее о способности христианства "прочесть и расшифровать новые сценарии развития человечества, которые возникли в последние десятилетия, с тем, чтобы разобраться в их сути и с их помощью возвещать благую весть Евангелия" [Salvini: 179; Spadaro: 217, 220]. Разработанные в 2011 г. Синодом епископов Lineamenta, или руководящие принципы "Новой евангелизации в передаче христианской веры", выделяют шесть таких "сценариев":

1) общекультурный (культ индивида, идеология секуляризма и релятивизм в этике и религии);

2) миграционный (смешение культур и народов и, как следствие, вытеснение традиций, в том числе в религиозной сфере);

3) медийный (влияние СМИ, цифровой и информационной культур, вытеснение реального виртуальным пространством);

4) экономический (дисбаланс между богатыми и бедными странами);

5) научно-технологический (абсолютизация прогресса, преклонение перед достижениями современной науки);

6) политический (появление на международной арене новых игроков, изменение приоритетов в правовой сфере и др.).

Как отмечается в Lineamenta, задачи христиан в новых условиях таковы: преодолеть страх перед неведомым, соответствовать духу времени, то есть быть "со временем", сохраняя при этом "евангельский радикализм", присущий всем великим начинаниям евангелизации прошлого, и, наконец, иметь мужество привнести Бога в нынешние сценарии развития человечества в контексте если не глобализации, то во всяком случае универсализации христианства [Salvini: 181; Strazzari: 83-85]. В свете изложенного церковь возлагает большие надежды на церковные движения в их древнейшей (монашество) и новой (объединения мирян) формах.

Список литературы

Документы II Ватиканского Собора. (2004) М.

Кодекс канонического права. (2007) М.

Пупар П. Христианство и вызовы секуляризма, неверие и религиозное безразличие. // [Эл.ресурс] URL: www.katolik.ru/tserkov-i-obshchestvo/item/1558-hristianstvo-i-vyzovy-sek.html (25.10.2015)

Ратцингер И. (2007а) (Бенедикт XVI). Вера - Истина - Толерантность. М.

Ратцингер И. (20076) (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. М.

Селиверстов М. Полифония веры и разума. / НГ-Религии, 6.12.2006. // [Эл.ресурс] URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2006-12-06/7_poliphony.html (25.10.2015)

References

Dokumenty II Vatikanskogo Sobora. (2004) M.

Kodeks kanonicheskogo prava. (2007) M.

Pupar P. Khristianstvo i visovy sekuliarisma, neverie i religiosnoie besraslichie. // [Эл.ресурс] URL: www.katolik.ru/tserkov-i-obshchestvo/item/1558-hristianstvo-i-vyzovy-sek.html (25.10.2015)

Ratzinger Y. (2007a) (Benedikt XVI). Vera - Istina - Tolerantnost. M.

Ratzinger Y. (20076) (Benedikt XVI). Tzenosti v epokhu peremen. O sootvetstvii vysovam vremeni. M. Seliverstov M. Polifonia very i razuma. / NG-Religii, 6.12.2006. // [Эл.ресурс] URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2006-12-06/7_poliphony.html (25.10.2015)

Benedetto XVI e i movimenti. Il discorso ai vescovi portoghesi. // [Эл.ресурс] URL: http://www.laici.va/content/dam/laici/documenti/aamm/benedetto-xvi-e-movimenti-discorso-ai-vescovi-portoghesi.pdf (27.10.2015)

Benedetto XVI. Lettera di Benedetto XVI per i 75 anni del Card Cordes // [Эл.ресурс] URL: http://www.internetica.it/neocatecumenali/LetteraPapaCordes.htm (27.10.2015)

Chiesa Cattolica italiana. Sito ufficiale della Conferenza Episcopale Italiana // [Эл.ресурс] URL:

http://www.chiesacattolica.it/chiesa_cattolica_italiana/regioni_diocesi_e_parrocchie/00007907_Diocesi

_e_Parrocchie.html# (26.10.2015)

Fallico A. (1995) Le cinque piaghe della parrocchia italiana tra diagnosi e terapia, Catania. Filoramo G. Popolo NEW AgE. Fedeli senza Dio. / Corriere della Sera, 10 settembre 1997, p. 27. // [Эл.ресурс]:

http://archiviostorico.corriere.it/1997/settembre/10/Popolo_NEW_AGE_Fedeli_senza_co_0_97091010288.sh tml?refresh_ce-cp (25.10.2015)

Foresta P. Cristiani in movimento. // [Эл.ресурс] URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/cristiani-in-movimento_(Cristiani_d%27Italia)/ (27.10.2015)

Gibellini R. Ma non é l'era postcristiana. / Avvenire.it. 4 giugno 2014 // [Эл.ресурс] URL: http://www.avvenire.it/Cultura/Pagine/ma-non-era-postcristiana- .aspx# (25.10.2015)

Giovanni Paolo II. Esortazione apostolica post-sinodale Christifidelis laici. 30 dicembre 1988. // [Эл.ресурс] URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/apost_exhortations/documents/hf_jp-ii_exh_30121988_christifideles-laici.html (27.10.2015)

Gli inizi. / [Эл.ресурс] URL: http://www.focolare.org/chiara-lubich/chi-e-chiara/gli-inizi/ (27.10.2015) Il Papa: 15 "malattie" della Curia "Sia modello della Chiesa" // [Эл.ресурс] URL: http://www.romasette.it/il-papa-malattie-della-curia-sia-modello-della-chiesa/ (27.10.2015) Il posto e il ruolo dei movimenti nella Chiesa. Intervista a don Arturo Cattaneo, Ordinario di Diritto cattolico. // [Эл.ресурс] URL:

http://www.regnumchristi.org/italiano/articulos/articulo.phtml?id=15101&se=359&ca=202&te=782 (27.10.2015)

Ratzinger J. (1999) I movimenti ecclesiali e la loro collocazione teologica. / I movimenti nella Chiesa, Atti del Congresso mondiale dei movimenti ecclesiali. Cittá del Vaticano.

Riccardi A.: "Francesco é il primo papa della globalizzazione". // [Эл.ресурс] URL: www.repubblica.it/esteri/2014/03/11/news/andrea_riccardi_francesco_il_primo_papa_della_globalizzazione-80738593/

Riccardi A. La lezione laica sulla cultura dell'incontro. - Corriere della sera, 15 novembre 2013 // [Эл.ресурс] URL: http://www.andreariccardi.it/it/articoli/la-lezione-laica-sulla-cultura-dellincontro;

Salvini G. La nuova evangelizzazione. // La civiltá cattolica. Roma: Anno 162 - volume II - 16 aprile 2011. Sorpresa e speranza. // L'Osservatore romano, 15 marzo 2013.

Spadaro A. La 45-a giornata mondiale delle comunicazioni sociali. // La civiltá cattolica. Roma: Anno 162 - volume I - 5 febbraio 2011.

Strazzari F. (2013) In Argentina per conoscere Papa Bergoglio. Bologna.

Tanzarella S. La parocchia. // [Эл.ресурс] URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/la-parrocchia_(Cristiani_d%27Italia)/ (26.10.2015)

Ziviani G. Quale modello di chiesa nell'attuale situazione italiana // [Электронный ресурс] URL: http://www.credereoggi.it/upload/2012/articolo192_85.asp (25.10.2015)

Catholic Church and Society: "the Models of the Church" in Contemporary Italy

Author: Yazkova V.E. Candidate of History, Senior Fellow, Center for Religion and Society Problems, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11/3 Mokhovaya Street, Moscow 125009, Russia. E-mail: yazkova@yandex.ru.

Abstract. The article considers the basic "models of Church," their particular role in the social life of contemporary Italy, contribution into the preservation of Christian values in the context of globalization and postmodernism. Particular attention is paid to rethinking the place of laity in the institute of Church after the Second Vatican Council.

Key words: Catholic Church, Francisc I, Benedict XVI, Italy, the Second Vatican Assembly, "the Models of Church", movement of New Evangelisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.