Научная статья на тему 'Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса'

Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1335
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА / РЕЛИГИОЗНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / ORTHODOXY / CATHOLICISM / CHURCH-STATE RELATIONS / RELIGIOUS FREEDOM / LEGISLATION ON RELIGION / PANDEMIC / CORONAVIRUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье проанализирована реакция религиозных организаций, христианских церквей Европы на пандемию коронавируса 2020 г. Участие религиозных организаций в противодействии распространению вируса продемонстрировало, что они отнюдь не архаичны, они отвечают на социальные вызовы. Для многих, прежде всего для православных, кризис остро поставил проблему выработки новых форм христианской миссии и привлечения населения в церковь. Во многих странах пандемия помогла развитию межрелигиозного диалога. Социальные изменения, вызванные пандемией коронавируса, обострили имеющиеся проблемы и ускорили те процессы, которые уже проходили во внутрицерковной жизни. Во время коронакризиса представители самых разных церквей предложили свой вариант сохранения европейской солидарности. Религиозные организации в сложившейся ситуации оказались способны пожертвовать самым важным публичными богослужениями, которые и составляют основу жизни верующих в любых конфессиях и религиях. Для большинства этот отказ стал испытанием на прочность, поскольку отсутствие совместных молитв вживую это разобщение членов религиозных общин, прекращение деятельности отдельных приходов, а также лишение части доходов. В целом законопослушными можно назвать все религии и конфессии. Христиане, мусульмане, иудеи приняли необходимые меры, согласно рекомендациям национальных властей. Вопрос об отношении к проведению богослужений и к принятию причастия стал своего рода тестом на «традиционность» в различных европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mechanisms of the Religious Reaction on the Pandemiс of Coronavirus

The article analyzes the reaction of religious organizations, Christian churches of Europe and Russia, to the 2020 coronavirus pandemic. The participation of religious organizations in countering the spread of the virus has shown that they are not archaic, they respond to social challenges. For many of them, especially for the Orthodox, the crisis sharply posed the problem of developing new forms of Christian mission and attracting people to the church. In many countries, the pandemic has helped develop interreligious dialogue. Social changes caused by the coronavirus pandemic exacerbated the existing problems and accelerated the processes that were already taking place in the church life. During the coronacrisis, representatives of various churches proposed their own options of preserving European solidarity. Religious organizations in the crisis situation of the fight against coronavirus were able to sacrifice the most important thing for them public worship, which form the basis of the life of believers in any faiths and religions. For the majority, this refusal was a test of surviving because the absence of live joint prayers is the separation of members of religious communities, the cessation of activities of individual parishes, and also the deprivation of a portion of income.

Текст научной работы на тему «Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

УДК 327

Роман ЛУНКИН

МЕХАНИЗМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕАКЦИИ НА ПАНДЕМИЮ КОРОНАВИРУСА

Аннотация. В статье проанализирована реакция религиозных организаций, христианских церквей Европы на пандемию коронавируса 2020 г. Участие религиозных организаций в противодействии распространению вируса продемонстрировало, что они отнюдь не архаичны, они отвечают на социальные вызовы. Для многих, прежде всего для православных, кризис остро поставил проблему выработки новых форм христианской миссии и привлечения населения в церковь. Во многих странах пандемия помогла развитию межрелигиозного диалога. Социальные изменения, вызванные пандемией коронавируса, обострили имеющиеся проблемы и ускорили те процессы, которые уже проходили во внутрицерковной жизни. Во время коронакризи-са представители самых разных церквей предложили свой вариант сохранения европейской солидарности. Религиозные организации в сложившейся ситуации оказались способны пожертвовать самым важным - публичными богослужениями, которые и составляют основу жизни верующих в любых конфессиях и религиях. Для большинства этот отказ стал испытанием на прочность, поскольку отсутствие совместных молитв вживую - это разобщение членов религиозных общин, прекращение деятельности отдельных приходов, а также лишение части доходов. В целом законопослушными можно назвать все религии и конфессии. Христиане, мусульмане, иудеи приняли необходимые меры, согласно рекомендациям национальных властей. Вопрос об отношении к проведению богослужений и к принятию причастия стал своего рода тестом на «традиционность» в различных европейских странах.

Ключевые слова: православие, католицизм, государственно-церковные отношения, религиозная свобода, религиозное законодательство, пандемия, коронавирус.

Церковь в Европе - в отличие от светских властей - накопила многовековой опыт борьбы с эпидемиями. Последние послужили толчком для появления целого ряда церковных больниц и монастырей, орденов (например, католический Орден св. Лазаря, члены которого устраивали своего рода лечебницы - «лазареты»). Ватикан также использовал эпидемии, чтобы напомнить верующим о болезни, как наказании за грехи, о том, что грядут последние времена. Наряду с помощью людям и организацией первых больниц в монастырях церковь собирала большие пожертвования в трудные времена (многие эпидемии продолжались по десятку лет). Православные церкви, как правило, действовали в соответствии с указаниями властей, священнослужители посещали больницы, служили молебны, церкви закрывались в крайнем случае. Только к 1860-м гг. после ряда эпидемий холеры в России были выработаны чёткие гигиенические правила проведения служб во время борьбы с болезнями. Пандемия коронави-руса 2020 г. стала вызовом для многих церквей - их способности быть полезными обществу и государству в условиях, когда чиновники перестали обращать внимание на специфические

© Лункин Роман Николаевич - доктор политических наук, заместитель директора, главный научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., д. 11, стр. 3. E-mail: romanlunkin@gmail.com. Статья поступила в редакцию: 04.04.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22020104109.

интересы верующих и духовенства.

В то время как страны Европейского союза закрывают границы друг с другом, прерывается авиасообщение, да и просто человеческое общение в условиях карантина, религиозные организации показывают пример солидарности и открытости в борьбе с пандемией коронавируса COVID-191. Христианские церкви проявили себя активной частью гражданского общест ва. Они живо и оперативно отреагировали на критическую ситуацию, которая сложилась в целом ряде европейских стран (прежде всего, в Италии, Германии, Испании, Великобритании). Во-первых, церкви снова (как и во время миграционного кризиса) показали своё значение для общества и разрешения его социальных проблем. Во-вторых, оказалось, что церковная деятельность в действительности является одним из оснований европейского единства, а христианство - «душой Европы», как об этом неоднократно заявляли религиозные лидеры. Ещё в 1990 г. президент Европейской комиссии Жак Делор призвал церкви участвовать в созидании «сердца и души Европы». Значение христианства и необходимости особого диалога Евросоюза с церквями и иными мировоззренческими группами признавалось во время разработки Конституции ЕС и затем Лиссабонского договора (хотя от упоминания христианства в документе отказались). Церкви занимали общую позицию по поводу помощи мигрантам и в отношении популизма (они осудили национализм)2. Социальное служение религиозных организаций уже давно перешло их собственные границы и стало основой их новой общественно-политической роли в европейском обществе .

Во время коронакризиса представители самых разных церквей предложили свой вариант сохранения европейской солидарности.

Церкви Западной Европы

Европейская комиссия выпустила свои рекомендации по борьбе с вирусом 18 марта 2020 г. В них, в частности, предлагалось закрыть религиозные объекты, включая церкви и приостановить все публичные религиозные мероприятия4. Примечательно, что на фоне мер, которые принимают государства - члены ЕС по закрытию границ, в документе не нашлось места слову «солидарность». Практически в каждом церковном обращении по поводу правил, связанных с борьбой с вирусом, упоминается о необходимости быть солидарными и сохранять общеевропейское единство. Уже 11 марта 2020 г. Конференция европейских церквей, объединяющая десятки организаций разных конфессий, объявила о закрытии всех собраний и мероприятий. 20 марта европейские церкви призвали к совместной молитве и размышлениям: «Мы нуждаемся в том, чтобы физически быть в отдалении друг от друга, но мы также нуждаемся в социальной солидарности»5. Кризис, как отмечается в обращении, заставляет задуматься о новых возможностях, об открытии чувства солидарности заново в рефлексии о нас самих, о состоянии общества, государства и глобальной экономики.

Комиссия епископатов Европейского союза и Конференция европейских церквей в декларации от 2 апреля высоко оценили действия европейцев во время кризиса и призвали по-

1 Комарова А. Коронавирус. Хроника распространения. Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/03/03/koronavi rus-hronika-rasprostraneniia.html (дата обращения: 10.04.2020).

Лункин Р., Филатов С. Борьба «за» и «против» идентичности во внутриполитических процессах. Мировая экономика и международные отношения, т. 63, №9, 2019. С. 50-60. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-9-50-60.

3 Европа между трёх океанов. Монография. Под ред. Ал.А. Громыко и В.П. Федорова. М., ИЕ РАН, Нестор-История, 2019. С. 471-490. Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Монография. Под ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб., Нестор-История, 2017. 584 с. С. 100-122.

4 COVlD-2019. EU recommendations for community measures. 18 March 2020. URL: http s://ec. europ a.eu/info/sites/in fo/files/covid19 - eu recommendations for community measures v2 1.pdf.

COVID-19: CEC calls on churches to stay united in prayers. March 20, 2020. URL: https://www. ceceurope.org/covid-19-cec-calls-on-churches-to-stay-united-in-prayers/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

литиков работать «в духе сопереживания и демократии». Примечательно, что в качестве особой ценности в заявлениях церковных ассоциаций выступает сам «европейский проект» и «общеевропейские ценности». Происходит это в то время, когда сами эти понятия рассыпаются, а Евросоюз подвергается критике за неэффективность в ходе борьбы с вирусом. Церкви, наоборот, призывают: «нельзя капитулировать перед страхом и национализмом»1.

Католическая церковь одной из первых приняла меры, аналогичные тем, которые принимают власти . Папа Римский Франциск первым показал пример верующим - он перешёл на дистанционные богослужения и виртуальный приём паломников. Кроме того, на площади св. Петра в Риме понтифик отслужил мессу в одиночестве. Соответственно, Конференция итальянских епископов вслед за светскими властями приняла решение о прекращении богослужений и фактическом закрытии храмов. 20 марта 2020 г. Апостольская пенитенциария Ватикана издала декрет о предоставлении специальных индульгенций для тех, кто заразился ко-ронавирусом. Иерархи Католической церкви разъяснили, что индульгенция - это совсем не безоговорочное прощение грехов, а освобождение от наказания за грехи. В обычной жизни католик исповедуется, ходит на мессу и принимает причастие, что и очищает верующего от тех грехов, в которых он раскаивается. Для изолированного больного коронавирусом индульгенцией является чтение Символа веры, Отче наш, молитвы Пресвятой Богородице, а также изучение Библии в течение получаса3.

В Германии, Франции, Италии и других странах церкви сразу пошли на экстренные меры, связанные с прекращением богослужений. 20 марта 2020 г. вышло специальное обращение председателя Конференции католических епископов Германии епископа Георга Бетцин-га, председателя Совета Евангелической церкви в Германии епископа Хайнриха Бедфорд-Штрома и главы православного епископского собрания в Германии митрополита Августина под названием «Помощь, утешение и надежда». В нём представители конфессий объясняли, почему пришлось принять столь сложное решение об отмене совместных собраний. В силу необходимой изоляции, подчёркивается в документе, особенно необходима солидарность между людьми, чтобы «не изуродовать и даже не уничтожить гуманное лицо нашего общества».

В условиях такого экзистенциального кризиса, когда и между общественными институтами возникают границы, многое зависит от каждого человека. Религиозные лидеры привели в пример добровольцев, которые делают покупки для пожилых или больных соседей, или ухаживают за детьми, родители которых должны работать: «В наших сообществах также есть много тех, кто поддерживает социальный контакт и укрепляет сообщество с помощью телефонных разговоров, электронной почты и других средств массовой информации. Помощь включает в себя множество молитвенных групп, которые встречаются через интернет»4. Католическая благотворительная организация «Каритас» устроила в Германии акцию с хеште-гом #StayathomeHero с призывом ставить «домашние рекорды»: кто больше прочитает книг,

1 Европейские Церкви: солидарность перед лицом угрозы Covid-19. Русская служба Радио Ватикана. 02/04/ 2020. URL: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2020-04/evropeiskie-cerkvi-solidarnost-pered-licom-ugrozy-covid-19.html.

2 8 марта 2020 г. папа Франциск совершает мессы онлайн, 10 марта собор Святого Петра закрыт, 12 марта - декрет кардинала-викария Римской епархии Анджело Де Донатиса (30 марта у него был диагностирован коронави-рус) о закрытии всех храмов, 13 марта Ватикан решил оставить храмы открытыми для желающих, но без богослужений, 20 марта введены индульгенции для заболевших коронавирусом. 27 марта папа молился о прекращении пандемии коронавируса в мире на безлюдной площади перед собором Святого Петра в Ватикане под дождём.

3 Скрипунов А. «Все прощены!» Ватикан пошёл на революционные меры из-за пандемии. 25.03.2020. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20200325/1569096309.html.

4 «Beistand, Trost und Hoffnung». Ein Wort der katholischen, evangelischen und orthodoxen Kirche in Deutschland. Bonn und Hannover, 20.03.2020. URL: http://www. obkd.de/Presseinformationen/Gemeinsames-Wort%20-%20Beistand,%20Trost%20und%20Hoffnung.pdf.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

просидит в ванне или в позе йоги и т.п.

Представители различных христианских церквей, а также мусульмане и иудеи, практически безоговорочно подчинялись даже самым радикальным требованиям властей, выраженным в приказной форме. Президент Франции Эммануэль Макрон 23 марта в наиболее прямой форме из всех европейских политиков заявил, что теперь все церковные праздники должны будут отмечаться без собраний, тогда как это самые важные события для основных религий и конфессий: пасхальная неделя и Пасха, иудейский Песах и начало священного месяца Рамадан для мусульман. Это и стало мерами «санитарной войны» для верующих, по выражению Макрона. Вслед за ним о запрете любых собраний и богослужебных, в том числе, заявил британский премьер-министр Борис Джонсон. Разрешены были только похороны. Англиканская церковь поддержала действия правительства.

В том же духе составлено Циркулярное письмо управляющего Берлинско-Германской епархией архиепископа Подольского Тихона (Московский патриархат), который наряду с призывом к взаимопомощи отмечает: «Учитывая рекомендации и предписания властей, мы с болью в сердце вынуждены были приостановить все общественные богослужения и церковные собрания и закрыть двери храмов для посещения верующими»1. Представитель РПЦ при европейских международных организациях, настоятель храма Всех святых в Страсбурге (Франция) архимандрит Филипп (Рябых) также прекратил совершать богослужения в церкви, заявил, что «угроза лишиться возможности совершать литургию и причащаться опаснее коро-навируса». Другие православные церкви в Европе также прекратили публичные богослужения. В Финской, Румынской и Грузинской церквях приняты меры безопасности: причастие одноразовыми ложками, нельзя прикладываться к иконам в храмах.

Безусловно, было бы странным, если бы церкви столь быстро и легко отказались от богослужения в храмах. В христианской среде появились свои диссиденты, которые не хотели в полной мере исполнять предписания властей. При этом примечательно, что по существу не оказалось тех, кто полностью игнорирует правила карантина. Наиболее характерной для православных церквей стала позиция Константинопольского патриархата, Кипрской и Эллад-ской церквей. Их Синоды вначале заявили, что причастие не может быть причиной передачи коронавируса, но затем всё же призвали верующих временно не посещать храмы.

В Словакии и Польше как католики, так и православные не желали совсем приостанавливать богослужения, но были вынуждены подчиниться требованиям властей. В Словакии премьер-министр Петер Пеллегрини пригрозил православным жёсткими санкциями. Председатель конференции католических епископов Польши Станислав Гадецкий после введения карантина призывал проводить как можно больше месс, чтобы не приводить к скоплению большого количества людей, а примас Польши архиепископ Войчех Поляк заявил, что надо

слушаться властей и кланяться иконам, не целовать их.

* * *

Религиозные организации в кризисной ситуации борьбы с коронавирусом оказались способны пожертвовать самым важным - публичными богослужениями, которые и составляют основу жизни верующих в любых конфессиях и религиях. Для большинства этот отказ стал испытанием на прочность, поскольку отсутствие совместных молитв вживую - это разобщение членов религиозных общин, прекращение деятельности отдельных приходов, а также лишение части доходов. Люди, которые не ходят в церкви и мечети, не приносят и пожерт-

1 24 марта 2020 - Циркулярное письмо об организации деятельности священнослужителей епархии с учётом эпидемиологической обстановки. URL: https://rokmp.de/cirkulj amoe-pismo-ob-organizacii-dejatelnosti-sviashhenno sluzhitelej-eparhii-s-uchetom-jepidemiologicheskoj-obstanovki/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2

вований. Хотя во многих церквях (у католиков, а у протестантов практически во всех церквях в России и Европе, у православных в меньшей степени) уже распространена практика он-лайн-пожертвований, которые можно сделать, не выходя из дома, на сайте того или иного религиозного объединения.

В целом законопослушными можно назвать все религии и конфессии. Христиане, мусульмане, иудеи приняли необходимые меры, согласно рекомендациям национальных властей. Вопрос об отношении к проведению богослужений и к принятию причастия стал своего рода тестом на «традиционность» в различных европейских странах. Было представлено два варианта решения этой проблемы в условиях полного или частичного карантина для населения: полный отказ от любых публичных собраний, включая службы в храмах, и частичное ограничение на посещение богослужений с акцентом на то, что церкви не могут отказаться от служб совсем, так как это будет противоречить их природе и миссии.

В Западной Европе проведение месс было полностью запрещено церковным начальством (во Франции, в ряде регионов Италии), в Восточной Европе представители церквей заявили, что верующие должны иметь право молиться вместе (католики в Польше, православные в России). Отдельную дискуссию вызвало отношение к причастию и к способу его принятия во время борьбы с коронавирусом. В Католической церкви миряне причащаются только пресным хлебом (Телом Христовым, гостия, облатка), который им вкладывают в рот. В Православных церквях все причащаются хлебом и вином (Телом и Кровью Христовыми) из одной чаши и одной ложки. Со светской точки зрения, конечно, православный способ причастия является более опасным в гигиеническом смысле, но запрет на проведение месс наложили именно католики, подчиняясь централизованным указаниям из Ватикана, воззваниям папы Франциска. Православные церкви, которых часто обвиняют в тесной связи с национальными властями своих стран, оказались более строптивыми по отношению к требованиям органов государственной власти.

Участие религиозных организаций в противодействии распространению вируса продемонстрировало, что они отнюдь не архаичны и отвечают на социальные вызовы. Для многих, прежде всего для православных, кризис остро поставил проблему выработки новых форм христианской миссии и привлечения населения в церковь. Во многих странах пандемия помогла развитию межрелигиозного диалога. Социальные изменения, вызванные пандемией ко-ронавируса, обострили имеющиеся проблемы и ускорили те процессы, которые уже проходили во внутрицерковной жизни.

Список литературы

Европа между трёх океанов. Монография. Под общ. ред. Ал.А. Громыко и В.П. Федорова, М., ИЕ РАН, 2019.

Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Монография. Под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб., 2017.

Лункин Р., Филатов С. Борьба «за» и «против» идентичности во внутриполитических процессах. Мировая экономика и международные отношения, т. 63, №9, 2019. С. 50-60. DOI: 10.20542/0131 -2227-2019-63-9-50-60.

Митрофанова А.В. Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2013, №1. С. 32-43.

Современная Италия: старые проблемы, новые вызовы. Отв. ред. Е.А. Маслова. М., ИЕ

РАН, 2018.

References

Evropa mezhdu treh okeanov. Monografija. Pod obshh. red. Al.A. Gromyko i V.P. Fedorova, M., IE RAN, 2019.

Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski. Monografija. Pod obshh. red. Al.A. Gromyko, V.P. Fyodorova. M., SPb., 2017.

Lunkin R., Filatov S. Bor'ba «za» i «protiv» identichnosti vo vnutripoliticheskih processah. Mi-rovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija, t. 63, №9, 2019. S. 50-60. DOI: 10.20542/01312227-2019-63-9-50-60.

Mitrofanova A.V. Social'naja rabota pravoslavnyh nekommercheskih organizacij: napravlenija, celi, tipologija. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 2013, №1. S. 32-43.

Sovremennaja Italija: starye problemy, novye vyzovy. Otv. red. E.A. Maslova. M., IE RAN, 2018.

The Mechanisms of the Religious Reaction on the Pandemfc of Coronavirus

Authors. Roman Lunkin, Doctor of Sciences (Politics), Candidate of Sciences (Philosophy), Senior Fellow, the Head of the Center for Religious Studies, Department of the Social and Political Studies, Editor-in-chief of the journal «Contemporary Europe», Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: ro-manlunkin@gmail.com.

Abstract. The article analyzes the reaction of religious organizations, Christian churches of Europe and Russia, to the 2020 coronavirus pandemic. The participation of religious organizations in countering the spread of the virus has shown that they are not archaic, they respond to social challenges. For many of them, especially for the Orthodox, the crisis sharply posed the problem of developing new forms of Christian mission and attracting people to the church. In many countries, the pandemic has helped develop interreligious dialogue. Social changes caused by the coronavirus pandemic exacerbated the existing problems and accelerated the processes that were already taking place in the church life. During the coronacrisis, representatives of various churches proposed their own options of preserving European solidarity. Religious organizations in the crisis situation of the fight against coronavirus were able to sacrifice the most important thing for them - public worship, which form the basis of the life of believers in any faiths and religions. For the majority, this refusal was a test of surviving because the absence of live joint prayers is the separation of members of religious communities, the cessation of activities of individual parishes, and also the deprivation of a portion of income.

Key words: Orthodoxy, Catholicism, Church-State relations, religious freedom, legislation on religion, pandemic, coronavirus.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22020104109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.