УДК 070.13:616-036.21
Плотичкина Наталья Викторовна
кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета https: //orcid.org/0000-0003-2601-5107
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОДЕМИЕЙ ^^-19*
Plotichkina Natalia Viktorovna
PhD in Political Science, Associate Professor, Public Policy and Public Administration Department,
Kuban State University https: //orcid.org/0000-0003-2601-5107
PUBLIC POLICY ON COVID-19 INFODEMIC MANAGEMENT"
Аннотация:
В статье рассмотрен зарубежный опыт публичной политики в сфере управления инфодемией COVID-19. Инфодемия интерпретируется как избыточность информации, затрудняющая поиск точных данных о пандемии в цифровом обществе. Для исследования инфодемии используется инфодемиология - междисциплинарная наука в области информатики здравоохранения. Выявлены акторы публичной политики, разрабатывающие и внедряющие меры по сдерживанию информационной эпидемии (правительства, медиа, научные сообщества, технологический сектор, гражданское общество). Описаны инициативы по борьбе с дезинформацией о COVID-19, реализуемые социальными платформами, ОЭСР, информационной сетью ВОЗ по эпидемическим заболеваниям, комиссией по широкополосной связи МСЭ и ЮНЕСКО. Ответные меры на инфодемию варьируются от фактчекинга, криминализации ложных сведений о COVID-19 до формирования цифровых компетенций и медицинской грамотности населения. Показано, что эффективным механизмом реагирования на инфодемию является межсекторное партнерство между научным, политическим, медицинским и медийным сообществами.
Ключевые слова:
COVID-19, коронавирус, пандемия, инфодемия, дезинформация, публичная политика, социальные медиа, межсекторное взаимодействие
Summary:
The paper examines the foreign experience of public policy in the field of COVID-19 infodemic management. Info-demic is interpreted as information redundancy that makes it difficult to find accurate data on the pandemic in a digital society. Infodemiology, an interdisciplinary science in the field of health informatics, is used to study infodemic. The public policy actors developing and implementing measures to contain the information epidemic (governments, media, scientific communities, the technology sector, civil society) are identified. Initiatives to combat misinformation about COVID-19 implemented by social platforms, the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), WHO Information Network for Epidemics (EPI-WIN), ITU/UNESCO Broadband Commission for Sustainable Development are described. The responses to infodemic range from fact-checking, criminalizing false information about COVID-19 to the formation of digital competencies and medical literacy of the population. It is shown that an effective mechanism for responding to infodemic is an in-tersectoral interaction between the scientific, political, medical and media communities.
Keywords:
COVID-19, coronavirus, pandemic, infodemic, misinformation, public policy, social media, intersectoral interaction
В период пандемии COVID-19 правительства и общественность «сражаются» не только с вирусом sARS-CoV-2, но и с инфодемией («эпидемией» недостоверной информации, вспышками слухов), которая осложняется глобальным масштабом чрезвычайной ситуации и распространяется посредством медиа. В ответ на информационную эпидемию страны направляют значительное количество ресурсов на сдерживание распространения дезинформации, обеспечение доступности достоверных знаний о COVID-19 для общественности.
Инфодемиология: как описывать и измерять инфодемию? Метафорический конструкт «инфодемия» создан посредством контаминации понятий «информация» и «эпидемия». Инфодемия является результатом одновременного действия различных источников недостоверных сообщений в условиях значительного объема циркулирующего контента. Дезинформацию можно определить как ложные или неточные сведения, не подтвержденные научными данными. Используются следующие форматы для продуцирования и продвижения дезинформации о пандемии: эмоциональные нарративы и мемы; сфабрикованные или деконтекстуализированные изображения и видео; поддельные веб-сайты, наборы данных и источники; организованные кампании
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31626 ОПН.
** The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Expert Institute for Social Research within the framework of the scientific project No. 20-011-31626 OPN.
по распространению ложных фактов [1, p. 5]. Приоритетные темы дезинформации в контексте COVID-19: происхождение и способы передачи вируса (в том числе теории заговора), статистика болезни, экономические последствия пандемии, симптомы, диагностика, лечение, вакцинация.
Инфодемиология (т. е. информационная эпидемиология) - междисциплинарная наука в области информатики здравоохранения, использующая онлайн-данные для исследования инфоде-мии, моделей распространения связанной со здоровьем (дез)информации, выявления, изучения и прогнозирования заболеваний [2]. Методология инфодемиологии используется для решения проблем в системе здравоохранения, информирования общественности и агентов публичной политики.
Итальянские исследователи Р. Галлотти, Ф. Валле, Н. Кастальдо, П.Л. Сакко, М. Де Доме-нико в рамках проекта COVID-19 Infodemics Observatory, реализуемого Лабораторией комплексных многослойных сетей Фонда Б. Кесслера совместно с Центром Беркмана по изучению интернета и общества Гарвардского университета и Миланским университетом лингвистики и коммуникаций, разработали индекс инфодемиологического риска. Индикатор фиксирует масштабы подверженности различных государств сведениям из ненадежных источников информации. Ученые проанализировали более 112 млн сообщений в Twitter, опубликованных на ранних стадиях распространения новой коронавирусной инфекции с 22 января по 10 марта 2020 г. в 162 странах [3], чтобы понять цифровой отклик в социальных сетях на вспышку COVID-19.
Выяснилось, что отсутствует строгая корреляция уровня инфодемиологического риска с состоянием национальной экономики. Исследователи отмечают страны «большой семерки» с заметным инфодемиологическим риском (например, Германия - 0,233, США - 0,257) и развивающиеся страны с более низким уровнем риска (например, Пакистан - 0,068, Чили - 0,073, Филиппины - 0,042). По мере эскалации пандемии наблюдается снижение показателей инфодемиологического риска: увеличение числа заражений стимулирует переключение внимания общественности на более надежные источники информации.
Для России характерны высокие значения дескриптора, которые неустойчивы, с резко выраженными вспышками инфодемии. Информация о COVlD-19 фрагментарна, существуют проблемы с надежностью представления данных об эпидемии. В январе 2021 г. индекс инфодемиологического риска в стране составил 0,54, в рейтинге стран Россия занимала 78-е место (первая позиция у Сингапура с показателем 0,003) [4].
Инфодемия COVID-19 как вызов публичной власти. Понимание того, как распространяется дезинформация о COVID-19, имеет существенное значение для выработки эффективных ответных мер. Своевременная трансляция точных, научно обоснованных данных о вирусе и пандемии, а также о ходе ответных мер стимулирует соблюдение общественностью требований публичной политики, рекомендаций медицинских организаций. Политическая реакция на COVID-19 во многих странах стала испытательной площадкой для проверки эффективности цифровых инструментов, используемых с целью публичного управления инфодемией, информирования населения о рисках в условиях «коронакризиса».
Антиинфодемические инициативы публичной политики дифференцируются на следующие виды: мониторинг, фактчекинг, выявление ложных данных о COVID-19, государственное регулирование посредством формирования медиаэкосистемы, среды функционирования производителей и распространителей дезинформации (законодательство, криминализация публикации ложных сведений, кампании по борьбе с инфодемией, продуцирование и дистрибуция официального контента, налоговые льготы СМИ, политика цифровой инклюзии) (таблица 1). Также к подобным вмешательствам относятся курирование (редактирование, управление, модерация) контента, экономические (запрет на рекламу, демонетизация ложной или вводящей в заблуждение информации о COVID-19) и технологические (алгоритмические) меры, предпринимаемые медиа, мероприятия, ориентированные на поддержку целевой аудитории дезинформационных кампаний, развитие навыков «сопротивляемости инфодемии» у получателей сообщений (образовательные проекты, маркировка достоверности контента и т. д.), подготовка журналистов по вопросам здравоохранения и науки [5].
Таблица 1 - Международные и национальные кампании по борьбе
с дезинформаций о COVID-19
Название кампании Организатор
1 2
Кампания «Мифы и ложные представления о коронавирусе» (раздел на веб-странице ВОЗ «Разрушители мифов») ВОЗ
Инициатива «Проверено», проект «Глобальный пульс» в Нью-Йорке, Кампале и Индонезии (против дезинформации о COVID-19) Департамент глобальных коммуникаций ООН
Кампания по противодействию инфодемии о коронавирусе (проект DontGoViral) ЮНЕСКО
Партнерство Китай - АСЕАН по борьбе с дезинформацией о коронавирусе Государственный комитет по делам здравоохранения КНР, сектор здравоохранения АСЕАН
Продолжение таблицы 1
1 2
Кампания ЕС по развенчанию мифов о COVID-19 Европейский парламент, Европейская комиссия
Кампания по борьбе с инфодемией в Южной Африке (создание национального официального ресурса www.sacoronavirus.co.za) Министерство здравоохранения ЮАР
Индийская кампания по борьбе с дезинформацией о коронавирусе в WhatsApp (чат-бот Mygov Corona) Правительство Индии
Подразделение быстрого реагирования на дезинформацию о COVID-19 Министерство цифровых технологий, культуры, медиа и спорта правительства Великобритании
Официальный портал «Стопкоронавирус.рф» Правительство РФ
Вышеперечисленные инициативы носят сквозной характер, реализуются различными акторами публичной политики (правительства, социальные медиаплатформы, традиционные СМИ, научное сообщество, гражданское общество и т. д.), должны соответствовать международным стандартам в области прав человека (обеспечение доступа к информации, неприкосновенности частной жизни, свободы выражения мнений). Правительствам приходится балансировать между необходимостью сохранить свободу слова граждан и ограничением распространения фейковых новостей о коронавирусе.
К инициативам онлайн-платформ по борьбе с дезинформацией о COVID-19 относятся: при-оритизация контента о вирусе, публикуемого авторитетными источниками; сотрудничество с органами здравоохранения, фактчекинговыми структурами для выявления и удаления дезинформации; предоставление бесплатных рекламных площадок ВОЗ и национальным органам здравоохранения с целью оповещения пользователей о распространении COVID-19 (таблица 2 [6, p. 159-160]). Социальные платформы (Facebook, Twitter, Google) запретили рекламу медицинских масок, респираторов, дезинфицирующих средств. Технологические компании (YouTube, Facebook, Microsoft, Google, Reddit, Twitter, LinkedIn) сотрудничают с государственными учреждениями здравоохранения в борьбе с мошенничеством и дезинформацией о COVID-19.
Таблица 2 - Инициативы онлайн-платформ по борьбе с дезинформацией о COVID-19*
Модерация контента/аккаунта Facebook, Instagram WhatsApp Google, YouTube Twitter
Автоматический мониторинг на основе
алгоритмов, технологии машинного обучения ХХ ХХ ХХ
Маркировка Мониторинг с участием модераторов-людей, персонала компании Х Х Х
и проверка контента Проверка третьей стороной (правоохранительные органы, фактчекинговые или новостные организации) ХХ Х Х
Внешние рекомендации (органы общественного здравоохранения) Х Х
Повторное применение фильтров Х Х Х
Фильтрация, Ограниченная переадресация контента Х
ограничение, блокировка или удаление Ограничения основаны: - на правилах платформы - на требованиях правоохранительных Х Х Х Х Х Х ХХ Х
контента органов
Превентивное удаление дезинформации ХХ ХХ
Повышение/ Продвижение информации ХХ ХХ Х
понижение из авторитетных источников
рейтинга контента Борьба с кликбейт-рекламой Х Х Х
Блокировка и приостановка аккаунтов Поэтапный подход: - предупреждение - ограниченные возможности - приостановка Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Прозрачность рекламного контента Демаркация рекламного контента Х Х Х
Создание центра управления рекламой Х Х Х
Удаление рекламы, созданной с целью получения выгоды в условиях пандемии ХХ ХХ Х
* Маркировка XX указывает, где онлайн-платформы приняли дополнительные меры для сдерживания распространения дезинформации, связанной с COVID-19.
В ходе партнерства с органами здравоохранения социальные платформы определяют приоритетность размещаемой информации и рекомендаций, обеспечивая их визуальную доступность гражданам. Facebook, Instagram, TikTok и Pinterest направляют пользователей, ищущих информацию о COVID-19, к официальным источникам, контенту ВОЗ. Google запустил сервис SOS Alert, позволяющий получить надежную и точную информацию о коронавирусе. YouTube разместил на своей домашней странице видеоролики министерств национального здравоохранения. Facebook запустил страницу «Центр информации о коронавирусе (COVID-19)». WhatsApp ввел ограничения на массовую рассылку сообщений.
Facebook сотрудничает с фактчекинговыми службами, чтобы опровергать слухи о COVID-19. ВОЗ и другие авторитетные организации получили бесплатный рекламный кредит от Facebook и помощь в размещении рекламы от Google. В свою очередь, Twitter расширил определение вреда, включив в него контент, который прямо противоречит рекомендациям авторитетных источников глобальной и местной информации в сфере здравоохранения. В соответствии с рекламной политикой Twitter к неприемлемому контенту не относятся сообщения о COVID-19 от правительств, ВОЗ, отдельных новостных медиа, однако в списке исключений отсутствуют научные организации.
Международная сеть фактчекинговых организаций разработала для WhatsApp чат-бота. С помощью Mygov Corona пользователи верифицируют контент в специальной базе данных CoronaVirusFacts. В августе 2020 г. WhatsApp начал тестирование (в шести странах) новой функции, которая позволяет самостоятельно осуществлять фактчекинг вирусных сообщений путем поиска контента в Google. В марте 2020 г. в России запущен онлайн-ресурс «Стопкоронави-рус.рф», содержащий актуальную информацию о динамике пандемии в стране, способствующий опровержению слухов, мифов о новой коронавирусной инфекции.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила следующие рекомендации по преодолению дезинформации о коронавирусной инфекции: поддержка фактчекинговых организаций, сочетание технологий автоматической фильтрации контента с участием модераторов-людей, регулярный выпуск платформами отчетов о прозрачности информации о COVID-19, развитие навыков цифровой медицинской грамотности в пользовательской среде [7]. Автоматическая модерация контента посредством алгоритмов (в отличие от ручной проверки) не всегда эффективна в делегитимации недостоверной информации: возможна ошибочная маркировка сообщений из авторитетных источников в качестве спама и т. д.
Г. Айзенбах предложил модель «информационного пирога», в соответствии с которой текущая инфодемия происходит на нескольких уровнях: научном, политическом и медийном (традиционные СМИ и социальные сети). Опираясь на данный концепт, исследователь выделяет четыре столпа управления инфодемией: мониторинг онлайн-информации, «больших данных» (big data), поисковых запросов в сети с целью отслеживания вспышек заболеваний (инфонаблюде-ние); развитие компетенций граждан в сфере цифрового здравоохранения; фактчекинг, экспертная оценка информации; точная трансляция/циркуляция знаний между научным, политическим, медицинским, медийным сообществами [8].
По итогам глобальной краудсорсинговой онлайн-консультации с экспертным сообществом (апрель 2020 г.) ВОЗ подготовила рамочную концепцию управления инфодемией в условиях чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения [9]. Постулируется необходимость формирования и развития стратегического партнерства между научным и техническим сообществами, правительствами, гражданским обществом, медиа, органами здравоохранения, фактчекинговыми структурами и иными заинтересованными сторонами. В число ответных мер входят:
- научная обоснованность регуляторной политики;
- транспонирование подтвержденных научных данных в политические практики реагирования на чрезвычайные ситуации;
- понятный и доступный для различных аудиторий, включая уязвимые группы, многоязычный контент;
- обращение к ключевым сообществам для решения их проблем и удовлетворения информационных потребностей;
- формулировка общей терминологии для описания инфодемии.
Подчеркивается важность разработки подходов и стандартов, направленных на изменение руководств, сообщений в сфере сдерживания инфодемии по мере увеличения знаний о болезни и патогене, ее вызывающем, включение опровержений необоснованных заявлений о COVID-19 в стандартную практику отчетности учреждений, использование опыта, полученного в ходе предыдущих эпидемий.
Выводы. В цифровых обществах происходит параллельное развитие эпидемического и инфодемического измерения COVID-19. Поэтому необходима разработка комплексных подходов
к общественному здравоохранению, в которых биологические и информационные аспекты эпидемии в равной степени признаются и регулируются. Сдерживание пандемии и связанной с ней инфодемии требует быстрых, регулярных, скоординированных действий со стороны общества и правительства. В отсутствие надежных терапевтических стратегий ответственное поведение, основанное на достоверной информации на всех уровнях, является важной переменной для смягчения последствий COVID-19. Своевременное преобразование научных фактов в знания для людей с учетом уровня цифровых компетенций населения, специфики местной культуры, языка, контекста имеет существенное значение для борьбы с дезинформацией и спасения жизней по мере развития пандемии. Устойчивость к дезинформации зависит от высокого уровня навыков критического мышления, цифровых компетенций и грамотности в вопросах здоровья. Ключ к эффективному реагированию на инфодемию - межсекторное партнерство. Эффективность возможных мер реагирования на инфодемию, связанную с COVID-19, возрастает в зависимости от степени сотрудничества правительства, органов здравоохранения, НКО, социальных платформ, технологических компаний, медиа, научного сообщества.
Ссылки:
1. Posetti J., Bontcheva K. Disinfodemic: Deciphering COVID-19 Disinformation. UNESCO Policy Brief 1. Paris, 2020. 17 p. [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/disinfodemic_deciphering_covid19_disin-formation.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
2. Mavragani A. Infodemiology and Infoveillance: Scoping Review // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22, no. 4: e16206. https://doi.org/10.2196/16206.
3. Assessing the Risks of "Infodemics" in Response to COVID-19 Epidemics / R. Gallotti, F. Valle, N. Castaldo, P. Sacco, M. De Domenico // Nature Human Behaviour. 2020. № 4. P. 1285-1293. https://doi.org/10.1038/s41562-020-00994-6.
4. COVID-19 Infodemics Observatory [Электронный ресурс] // CoMuNe Lab, FBK. URL: https://covid19obs.fbk.eu (дата обращения: 05.01.2021).
5. Posetti J., Bontcheva K. Disinfodemic: Dissecting Responses to COVID-19 Disinformation. UNESCO Policy Brief 2. Paris, 2020. 17 p. [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/disinfodemic_dissecting_ re-sponses_ covid19_disinformation.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
6. Balancing Act: Countering Digital Disinformation While Respecting Freedom of Expression. Broadband Commission Research Report on "Freedom of Expression and Addressing Disinformation on the Internet" / K. Bontcheva & J. Posetti (eds.). Paris; Geneva, 2020. 348 p. [Электронный ресурс] // International Telecommunication Union, UNESCO. URL: https://en.unesco.org/publications/ balanceact (дата обращения: 05.01. 2021).
7. Combatting COVID-19 Disinformation on Online Platforms [Электронный ресурс] // OECD. URL: https://www.oecd.org/corona-virus/policy-responses/combatting-covid-19-disinformation-on-online-platforms-d854ec48 (дата обращения: 05.01. 2021).
8. Eysenbach G. How to Fight an Infodemic: the Four Pillars of Infodemic Management // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22, no. 6: e21820. https://doi.org/10.2196/21820.
9. An Ad Hoc WHO Technical Consultation Managing the COVID-19 Infodemic: Call for Action. Geneva, 2020. 43 p. [Электронный ресурс] // World Health Organization. 2020. 7-8 April. URL: https://apps.who.int/iris/ handle/10665/334287 (дата обращения: 05.01. 2021).
Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна