Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовые акты / COVID-19 / дистанционное образование / normative legal acts / COVID-19 / distance education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глебова Анастасия Павловна

Весной 2020 года в условиях пандемии COVID-19 дистанционное образование стало особенно актуальной формой обучения. Это связано с организацией учебного процесса в рамках системы мероприятий, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Использование дистанционных образовательных технологий коснулось и программ высшего и дополнительного профессионального образования, что вызывало неприятие отдельных представителей практического здравоохранения с традиционным мышлением и подходом к вопросам подготовки и переподготовки медицинских кадров. Вместе с тем, глубокий анализ нормативно-правовой базы подготовки медицинских кадров свидетельствовал о наличии сложившейся юридической основы развития дистанционных технологий в обучении медицинских и фармацевтических специалистов. В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих дистанционное обучение в Российской Федерации. Актуальность данной статьи подтверждает анализ изменения правового регулирования дистанционного образования медицинских специалистов в условиях карантинных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глебова Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF DISTANCE EDUCATION OF HEALTH PROFESSIONALS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the spring of 2020, in the context of the pandemic, COVID-19 distance education has become a particularly relevant form of education. This is due to the organization of the educational process within the framework of the system of measures aimed at combating the new coronavirus infection. The use of distance education technologies also affected higher and additional vocational education programs, which caused rejection of individual representatives of practical health care with traditional thinking and an approach to the training and retraining of medical personnel. At the same time, an in-depth analysis of the regulatory framework for the training of medical personnel testified to the existence of an established legal basis for the development of distance technologies in the training of medical and pharmaceutical specialists. The article presents an analysis of the regulations governing distance learning in the Russian Federation. The relevance of this article is confirmed by the analysis of changes in the legal regulation of distance education of medical specialists in the context of quarantine measures.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Прикаспийский вестник медицины и фармации Том 1, № 2, 2020

14.02.03 - Общественное здоровье и здравоохранение (медицинские науки)

УДК 371.6:378-042.004:340 DOI 10.17021/2020.1.2.32.37 © А. П. Глебова, 2020

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глебова Анастасия Павловна, ассистент кафедры экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-999-72418-61, e-mail: nastyaglebova_1096@mail.ru.

Весной 2020 года в условиях пандемии COVID-19 дистанционное образование стало особенно актуальной формой обучения. Это связано с организацией учебного процесса в рамках системы мероприятий, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Использование дистанционных образовательных технологий коснулось и программ высшего и дополнительного профессионального образования, что вызывало неприятие отдельных представителей практического здравоохранения с традиционным мышлением и подходом к вопросам подготовки и переподготовки медицинских кадров. Вместе с тем, глубокий анализ нормативно-правовой базы подготовки медицинских кадров свидетельствовал о наличии сложившейся юридической основы развития дистанционных технологий в обучении медицинских и фармацевтических специалистов. В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих дистанционное обучение в Российской Федерации. Актуальность данной статьи подтверждает анализ изменения правового регулирования дистанционного образования медицинских специалистов в условиях карантинных мер.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, COVID-19, дистанционное образование.

REGULATORY FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF DISTANCE

EDUCATION OF HEALTH PROFESSIONALS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Glebova Anastasia P., Assistant, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia, tel.: 8-999-724-18-61, e-mail: nastyaglebova_1096@mail.ru.

In the spring of 2020, in the context of the pandemic, COVID-19 distance education has become a particularly relevant form of education. This is due to the organization of the educational process within the framework of the system of measures aimed at combating the new coronavirus infection. The use of distance education technologies also affected higher and additional vocational education programs, which caused rejection of individual representatives of practical health care with traditional thinking and an approach to the training and retraining of medical personnel. At the same time, an in-depth analysis of the regulatory framework for the training of medical personnel testified to the existence of an established legal basis for the development of distance technologies in the training of medical and pharmaceutical specialists. The article presents an analysis of the regulations governing distance learning in the Russian Federation. The relevance of this article is confirmed by the analysis of changes in the legal regulation of distance education of medical specialists in the context of quarantine measures.

Key words: normative legal acts, COVID-19, distance education.

Введение. Дистанционное образование в Российской Федерации преимущественно регулировалось ведомственными нормативными актами. Данные акты нормативно-правового регулирования не должны противоречить Федеральному законодательству Российской Федерации об образовании и подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Пилотные проекты по обучению с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования стали внедряться с 1995 года. Была начата работа по созданию проекта Единой системы дистанционного образования. Инициатором создания выступал Государственный комитет РФ по высшему образованию. Данная концепция была утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 [3].

30 мая 1997 года вышел Приказ Минобразования России № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [11]. Требования к дистанционному образованию в здравоохранении были сформулированы в Концепции применения телемедицинских технологий в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 № 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана ее реализации», а также во «Временном положении по организации

дистанционного положения квалификации медицинских кадров», утвержденном Минздравом России 18.12.2002 [4].

С 1998 по 2000 гг. были приняты немаловажные документы, регулирующие дистанционное образование, и действующие по настоящее время. К ним относятся: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от 03.07.98 № 41 [2] и Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от 16.05.2000 № 1434 [10].

На сегодняшний день в России дистанционное образование регулируется федеральными законами. К ним относятся Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании» (редакция от 31.07.2020 г.) [14] и Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [13].

Необходимо обратить внимание на то, что обучение в высших и средних учебных заведениях ранее осуществлялась по очной, очно-заочной, заочной и вечерней формах обучения. Невозможность обучения с применением дистанционных образовательных технологий обуславливалось недостаточным техническим обеспечением как образовательных организаций, так и обучающихся.

В период от момента принятия первых законодательных актов по внедрению дистанционного обучения до сегодняшнего дня произошли существенные изменения. В настоящее время практически каждый обучающийся имеет техническую возможность учиться дистанционно. Однако, острой необходимости в переходе на обучение с применением дистанционных образовательных технологий до настоящего времени не возникало.

Ситуация кардинально изменилась в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции СОУШ-19. В декабре 2019 года была зафиксирована первая вспышка коронавирусной инфекции СОУШ-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2 в китайском городе Ухань. В России первые случаи зафиксированы в Тюмени и Чите 31.01.2020 года. В Москве первый случай коронавирусной инфекции СОУШ-19 был зарегистрирован 31.01.2020 года. 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, а 11 марта - о пандемии. Необходимо было принимать экстренные меры по ограничению распространения инфекции. Министерством образования и науки 14.03.2020 был издан Приказ № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [8] в соответствии с которым все образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, обязаны были перейти на дистанционную форму обучения.

В связи с распространением инфекции на «удаленное» обучение перешли не только студенты, но и врачи, нуждающиеся в повышении квалификации.

Для успешной борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией появилась острая необходимость в обучении квалифицированных кадров, как врачей, так и среднего медицинского персонала. В сложившейся эпидемиологической ситуации, обучение перешло в формат с применением дистанционных образовательных технологий: использовались видеолекции, презентации лекций, видеоролики обучающих фильмов, в том числе и с демонстрацией симуляционного оборудования для отработки профессиональных компетенций медицинских специалистов, а также оценка знаний обучающихся в форме тестирования в электронной образовательной среде университетов [12].

Для примера можно рассмотреть ситуацию по обучению в дистанционном формате обучающихся высших медицинских образовательных учреждений, направляемых, согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 27 апреля 2020 г. № 378/619 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" на практическую подготовку в медицинские организации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, оказывающие медицинскую помощь пациентам с подозрением и подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции [6].

Согласно пункту 3 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОУШ-19" Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный медицинский исследовательский

центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" Министерства здравоохранения Российской Федерации было поручено обеспечить проведение дистанционных семинаров для медицинских работников по особенностям клинического течения, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 [7]. Дистанционное обучение стало необходимым звеном в системе мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Российской Федерации стабилизируется и в связи с ее улучшением Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации был подписан приказ от 03.09.2020 №936/1153 «О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27 апреля 2020 г. N 378/619 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" [5].

Дистанционно обучение уверенно входит в систему российского образования. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации сенаторами от «Единой России» был внесен проект федерального закона № 957354-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"[1].

18 ноября 2020 года в Государственной Думе прошло слушание данного федерального закона в первом чтении. С принятием этого закона уже никто не сможет выражать протест против такого метода обучения, поскольку он будет закреплен в нашей системе образования законодательно и на постоянной основе.

Принятие данного закона в корне изменит нашу систему образования, станет «толчком» к ее переводу в широкий дистанционный формат. К 2024 году наша страна должна полностью задействовать весь потенциал виртуального дистанционного образования.

Вместе с тем, что дистанционное обучение сегодня весьма распространено, и рынок изобилует такого рода предложениями, возникает вопрос, всегда ли законно дистанционное обучение врача. Не имеет ли дистанционное обучение каких-либо ограничений, тем более, что чаще всего, оно является платным. Ответы на эти вопросы мы получаем в нашем законодательстве.

Возможность дистанционного обучения прописана в статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [15]. Эта статья содержит особенности и ограничения, связанные с использованием дистанционного обучения. В данной статье говорится о том, что Министерством высшего образования и науки должен быть утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается исключительно дистанционное обучения (то есть обучения без аудиторных занятий). В настоящее время для специалистов с высшим образованием такого перечня пока нет. Однако нет никаких сомнений, что в будущем такой перечень появится, и большинство врачебных специальностей, если не все, будут в него внесены, как специальности, по которым не допускается исключительно дистанционное образование. В настоящее время подготовлен перечень для специалистов со средним профессиональным образованием. В этом перечне четко сказано, что не допускается исключительно дистанционное образование для работников со средним медицинским образованием. Поэтому есть все основания полагать, что такого рода подход будет реализован и в отношении врачей.

В августе 2017 года был издан приказ, который утвердил порядок дистанционного обучения. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ») [9]. В данном приказе прописано, что «если обучение осуществлялось исключительно в дистанционном формате, без аудиторных занятий, то соответственно в документе об обучении, так и должно быть написано. Если такой документ не содержит данного указания, соответственно он выдан с нарушением действующих требований.

Заключение. Таким образом, анализ нормативной базы использования дистанционного формата обучения показал возможность его использования, особенно в условиях мер борьбы с пандемией, однако, границы его использования еще нуждаются в доработке и конкретизации, особенно в рамках подготовки и переподготовки медицинских специалистов. Только практическая компонента в обучении врача и медицинской сестры в сочетании в дистанционной составляющей обеспечит обучающихся

достаточными знаниями, профессиональными компетенциями, возможностью быть аккредитованным для работы в системе здравоохранения.

Список литературы

1. Законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Справочно-правовая система «Система обеспечения законодательной деятельности». - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 15.10.2020.

2. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.07.98 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании». - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/5788/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 15.05.2020.

3. Постановление Госкомвуза Российской Федерации от 31.05.1995г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». - Режим доступа: http://base.garant.ru/181033/#ixzz6bPqvHqiQ, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 18.09.2020.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.08.2001 г. № 344 и Российской академии медицинских наук от 27.08.2001 г. № 76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана ее реализации». - Режим доступа : https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mmzdrava-RF-N-344,-RAMN-N-76-ot-27.08.2001/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 30.04.2020.

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2020 года N 936 и приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 3 сентября 2020 года N 1153 «О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27 апреля 2020 г. N 378/619 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".- Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/normativnye-pravovye-akty-federalnykh-organov-ispolnitelnoi-vlasti/prikazy-minzdrava-rossii/ , свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 30.04.2020.

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 27 апреля 2020 г. № 378/619 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации". - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73867465/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 25.05.2020.

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОУТО-19". - Режим доступа: https://base.garant.ru/73769697/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 25.05.2020.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». - Режим доступа: https://www.mmobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ГО=18515&sphrase_id=59811, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 18.09.2020.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Режим доступа: https://base.garant.ru/71770012/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 20.04.2020.

10. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16.05.2000г. № 1434 «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования». - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/42/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 25.04.2020.

11. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.05.1997 г. № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/pprf/143900, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 30.04.2020.

12. Трегубов, В. Н. Особенности проведения воспитательной работы с ординаторами в системе непрерывного медицинского образования / В. Н. Трегубов, М. А. Шаповалова // Инновационные подходы в системе непрерывного медицинского образования ординаторов : мат-лы научно-практической конференции (г. Астрахань 26 ноября, 2015 г.). - Астрахань: Астраханский государственный медицинский университет, 2016. - С. 6-13.

13. Федеральный закон от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - Режим доступа : http://ivo.garant.ru/#/document/185406/paragraph/9024:0, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 30.04.2020.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. -Дата обращения : 18.09.2020.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», статья 16. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения : 18.09.2020.

References

1. Zakonoproekt № 957354-7 «О vnesenii izmeneniya v stat'yu 16 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii" v chasti opredeleniya polnomochiy po ustanovleniyu poryadka primeneniya elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii obrazovatel'nykh programm» [Bill No. 95 7354-7 "On Amending Article 16 of the Federal Law" On Education in the Russian Federation "in terms of defining powers to establish the procedure for the use of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs"]. - Available at : https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7 (accessed 15 October 2020).

2. Instruktivnoe pis'mo Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 03.07.98 g. № 41 «О distantsionnom obuchenii v srednem i vysshem professional'nom obrazovanii» [Instructional letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 03.07.98 No. 41 "On distance learning in secondary and higher vocational education"]. - Available at : http://www.edu.ru/documents/view/5788/ (accessed 15 May 2020).

3. Postanovlenie Goskomvuza Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.1995g. № 6 «О sostoyanii i perspektivakh soz-daniya edinoy sistemy distantsionnogo obrazovaniya v Rossii» [Resolution of the State Committee for Higher Education of the Russian Federation dated 05/31/1995. № 6 "On the state and prospects of creating a unified system of distance education in Russia"] - Available at : http://base.garant.ru/181033/#ixzz6bPqvHqiQ (accessed 18 September 2020).

4. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 27.08.2001 g. № 344 i Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk ot 27.08.2001 g. № 76 «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya telemeditsinskikh tekhnologiy i plana ee realizatsii» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 27, 2001, No. 344 and the Russian Academy of Medical Sciences of August 27, 2001, No. 76 "On approval of the Concept for the development of telemedi-cine technologies and the plan for its implementation"]. - Available at : https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-RF-N-344,-RAMN-N-76-ot-27.08.2001/ (accessed 30 April 2020).

5. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 3 sentyabrya 2020 goda N 936 i prikaz Min-isterstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 3 sentyabrya 2020 goda N 1153 «О priznanii utra-tivshim silu prikaza Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii i Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 27 aprelya 2020 g. N 378/619 "Ob organizatsii prakticheskoy podgotovki obuchayushchikhsya po obrazovatel'nym programmam vysshego meditsinskogo obrazovaniya v usloviyakh bor'by s rasprostraneniem novoy koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federatsii" [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of September 3, 2020 N 936 and order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of September 3, 2020 N 1153 "On invalidating the order of the Ministry of Health of the Russian Federation and the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of April 27, 2020 g. N 378/619 "On the organization of practical training of students in educational programs of higher medical education in the context of combating the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation"]. - Available at : https://edu.rosminzdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/normativnye-pravovye-akty-federalnykh-organov-ispolnitelnoi-vlasti/prikazy-minzdrava-rossii/ (accessed 30 April 2020).

6. Prikaz Ministerstva zdravooxraneniya RF i Ministerstva nauki i vy'sshego obrazovaniya RF ot 27 aprelya 2020 g. № 378/619 "Ob organizacii prakticheskoj podgotovki obuchayushhixsya po obrazovatelnym programmam vy'sshego medicinskogo obrazovaniya v usloviyax bor'by" s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii".- [Order of the Ministry of health of the Russian Federation and the Ministry of science and higher education of the Russian Federation of April 27, 2020 No. 378/619 "on the organization of practical training of students in educational programs of higher medical education in the fight against the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation"]. - Available at : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73867465/ (accessed 25 May 2020).

7. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 19 marta 2020 g. № 198n "O vremennom poryadke organizatsii raboty meditsinskikh organizatsiy v tselyakh realizatsii mer po profilaktike i snizheniyu riskov rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii COVID-19" [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 19, 2020 No. 198n "On the temporary procedure for organizing the work of medical organizations in order to implement measures to prevent and reduce the risks of the spread of the new coronavirus infection COVID-19"]. - Available at : https://base.garant.ru/73769697/ (accessed 25 May 2020).

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 14 marta 2020 g. № 397 «Ob or-ganizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v organizatsiyakh, realizuyushchikh obrazovatel'nye programmy vysshego obra-zovaniya i sootvetstvuyushchie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v usloviyakh preduprezhdeniya raspros-traneniya novoy koronavirusnoy infektsii na territorii Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and corresponding additional professional programs, in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation"]. - Available at :

https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (accessed 18 September 2020).

9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 23 avgusta 2017 g. № 816 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osushhestvlyayushhimi obrazovateFnuyu deyateFnosf, elektronnogo obucheni-ya, distancionnyx obrazovatelnyx texnologij pri realizacii obrazovatelnyx programm» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017 No. 816 "On approval of the Procedure for the application of e-learning, distance learning technologies by organizations carrying out educational activities in the implementation of educational programs"]. - Available at : https://base.garant.ru/71770012/ (accessed 20 April 2020).

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 16.05.2000g. № 1434 «Ob eksperimente po ispol'zovaniyu televizionnykh tekhnologiy v sisteme obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 05.16.2000. No. 1434 "On an experiment in the use of television technologies in the general education system"]. - Available at : http://www.edu.ru/documents/view/42/ (accessed 25 April 2020).

11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 30.05.1997 g. № 1050 «O provedenii eksperimenta v oblasti distantsionnogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 30, 1997 No. 1050 "On conducting an experiment in the field of distance education"]. - Available at : https://www.lawmix.ru/pprf/143900 (accessed 30 April 2020).

12. Tregubov V. N., Shapovalova M. A. Osobennosti provedeniya vospitatel'noy raboty s ordinatorami v sisteme nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniya [Features of educational work with residents in the system of continuing medical education]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnye podkhody v sisteme nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniya ordinatorov» [Materials of the scientific-practical conference "Innovative approaches in the system of continuing medical education for residents". 26 November 2015]. Astrakhan, Astrakhan State Medical University, 2016. - pp. 6-13.

13. Federal'nyy zakon ot 10.01.2003 № 11-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii [Federal Law No. 11-FZ of 10.01.2003 "On Higher and Postgraduate Professional Education"]. - Available at : http://ivo.garant.ru/#/document/185406/paragraph/9024:0 (accessed 30 April 2020).

14. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (red. ot 31.07.2020) [Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended on July 31, 2020)]. - Available at : http://docs.cntd.ru/document/902389617 (accessed 18 September 2020).

15. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273 -FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii», stat'ya 16 [Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 "on education in the Russian Federation"]. - Available at : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 18 September 2020).

14.02.01. - Гигиена (медицинские науки)

УДК 614.7

DOI 10.17021/2020.1.2.37.49

© В.В. Коломин, Н.И. Латышевская, И.А. Кудряшева, 2020

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ У ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Коломин Владимир Владимирович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-580-01-30, e-mail: vkolomin69@mail.ru, SPIN: 9901-2931, Researcher ID: F-2173-2019, ORCID ID: 0000-0001-7971-3748.

Латышевская Наталья Ивановна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, заведующая лабораторией изучения техногенных факторов окружающей среды ГБУ «Волгоградский медицинский научный центр», Россия, 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, д. 1, тел.: (8442) 38-53-58, e-mail: hygiena12@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0002-8367-745X.

Кудряшева Ирина Александровна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-927-282-36-76, e-mail: dcn9@mail.ru, SPIN: 4985-2040, Researcher ID: G-7463-2019, ORCID ID: 0000-0001-5585-4634.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.