Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей-бактериологов'

Анализ и перспективы развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей-бактериологов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАКТЕРИОЛОГИЯ / ОМСК

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Матущенко Е.В., Кумпан Л.В., Рудаков Н.В.

Существенное изменение требований к непрерывному медицинскому образованию требует изменения технологий обучения врачей бактериологов с акцентом на повышение квалификации непосредственно на рабочем месте, с использованием дистанционных технологий. Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета имеет большой опыт в осуществлении подготовки врачей с использованием дистанционных технологий, анализ и перспективы использования которых приводятся в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Матущенко Е.В., Кумпан Л.В., Рудаков Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей-бактериологов»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кумпан Л.В., Рудаков Н.В., Матущен-ко Е.В., Батурлина С.Н., Темникова Н.В. Современные образовательные технологии на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА // Национальные приоритеты России. 2011. № 2 (5), спецвыпуск. С. 219-220. [Современные аспекты природной очаговости болезней: матер. Все-рос. научно-практ. конф., посвящ. 90-летию ФБУН Омский НИИ природно-очаговых инфекций Роспо-требнадзора].

2. Лаврентьева Н.Н., Ратникова Л.И. Современные инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов // Известия высших учебных заведений. 2010. № 4. С. 47-48.

Кумпан Людмила Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: ludmilavirus@mail.ru

Матущенко Елена Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: omlen@ya.ry

Рудаков Николай Викторович -д-р мед.наук профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: rickett-sia@mail.ru

REFERENCES

1. Kumpan L.V., Rudakov N.V., Matuschen-ko E.V., Baturlina S.N., Temnikova N.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii na kafedre mikrobiologii, virusologii s kursom immunologii OmGMA // Natsional'nye prioritety Rossii. 2011. № 2 (5), spetsvypusk. S. 219-220. [Sovremennye aspekty prirod-noy ochagovosti bolezney: mater. Vseros. nauchno-prakt. konf., posvyasch. 90-letiyu FBUN Omskiy NII prirodno-ochagovyh infekciy Rospotrebnadzora].

2. Lavrent'eva N.N., Ratnikova L.I. Sovremen-nye innovatsionnye tehnologii organizatsii sa-mostoyatel'noy raboty studentov // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. 2010. № 4. S. 47-48.

Kumpan Lyudmila Valeriyevna - Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; email: ludmilavirus@mail.ru

Matuschenko Elena Valer'evna - Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; email: omlen@ya.ry

Rudakov Nikolay Viktorovich - Doctor of Medicine, Professor, Head of the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; e-mail: rickett-sia@mail.ru

УДК 378.126 ГРНТИ 14.35.09

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-БАКТЕРИОЛОГОВ

Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков

ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава РФ Россия, 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12

Существенное изменение требований к непрерывному медицинскому образованию требует изменения технологий обучения врачей бактериологов с акцентом на повышение квалификации непосредственно на рабочем месте, с использованием дистанционных технологий. Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета имеет большой опыт в осуществлении подготовки врачей с использованием дистанционных технологий, анализ и перспективы использования которых приводятся в данной работе.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дистанционные технологии, бактериология,

Омск.

© Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков, 2016

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

ANALYSIS AND PROSPECTS OF THE REMOTE TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN POSTGRADUATE EDUCATION OF BACTERIOLOGISTS

E. V. Matuschenko, L. V. Kumpan, N. V. Rudakov

FSBEIHPO Omsk State Medical University of the Russian Ministry of Health, Omsk

A significant change in the claims on continuous medical education requires modifications in medical technology training of bacteriologists with an emphasis on postgraduate studies at the workplace using remote technologies. Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University has a great experience in the implementation of doctors' training using remote technologies. This article presents their analysis and prospects.

Keywords: continuous medical education, remote technology, bacteriology, Omsk.

Стремительно меняющиеся условия в системе образования и здравоохранения приводят к проблеме подготовки врачей-бактериологов, отвечающей новым требованиям общества. В современном обществе нужен опытный специалист-микробиолог, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, основными компонентами которых являются знания основ науки микробиологии, методик, используемых в практической деятельности специалиста. Преобразование высшего профессионального образования в современных условиях происходит в рамках бурного развития информационных, виртуальных и коммуникационных технологий.

Целью обучения образовательных учреждений является удовлетворение потребностей специалистов в непрерывном медицинском образовании на протяжении всей профессиональной деятельности [1, 2]. Поэтому повышению квалификации непосредственно на рабочем месте, без отрыва от основной работы, уделяется огромное внимание, что позволяет сделать последипломное образование качественным и непрерывным.

Устойчивой тенденцией развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий и замена традиционных технологий обучения более совершенными и эффективными [1—5].

Главным принципом дистанционного образования является организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемого [6, 7], которая помогает совершенствовать профессиональные знания, а также умение получать информацию, хранить ее и обрабатывать с помощью компьютера.

Использование информационных технологий и средств мультимедиа увеличивает долю усвоения учебного материала до 75 %, снижает стоимость обучения на 30—40 %, а его продолжительность — на 20—40 %. Знания усваиваются на 40—60 % быстрее, чем по традиционной методике [1, 2]. Дистанционные образовательные технологии должны обеспечивать получение информации, управление обучением, проведение тестирований, обратную связь с обучаемыми и их консультирование [6, 7].

Ежегодно на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии ОмГМУ проходят обучение более ста слушателей по специальностям «бактериология», «вирусология» и «паразитология» по образовательным программам специализации и усовершенствования, дополнительным образовательным программам по актуальным вопросам здравоохранения.

В настоящее время, на кафедре серьезное внимание уделяется внедрению дистанционных образовательных технологий в процессе последипломного образования специалистов. С 2012 года на кафедре организовано непрерывное профессиональное образование врачей и средних медицинских работников по указанным выше специальностям для отдаленных территорий.

Для обеспечения активного учебного процесса в режиме реального времени на кафедре существует учебная комната с установленными средствами видеоконференцсвязи, которые обеспечивают двустороннюю передачу информации на дальние расстояния.

Аудиторные занятия проводятся в виде классических лекций, а самостоятельная работа обучаемых заключается в выполнении тестирования и решения практических задач.

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)

Общее количество часов по учебному Таким образом, использование телеплану складывается из количества часов ауди- коммуникационной технологии видеоконфе-торных занятий и количества часов самостоя- ренцсвязи превращает традиционную форму тельных занятий [7]. обучения в дистанционную и позволяет обес-Компьютерная система обеспечивает печить непрерывный процесс профессиональ-доставку обучающего материала, проведение ного развития врачей бактериологов и врачей тестирований и интерактивность обучения. других специальностей.

Интерактивность дистанционного обучения — Для более качественного обучения, на это информационное взаимодействие обучае- базе территориальных центров или лаборато-мого с преподавателем с помощью средств рий необходимо создавать учебные комнаты, мультимедиа, создающее эффект непосред- оснащенные компьютерами с доступом к сети ственного общения [2]. Именно интерактив- интернет, с помощью которых врачи получили ность отличает дистанционное обучение от бы доступ к электронным университетам, традиционного заочного обучения. электронным библиотекам и другим образоваВ настоящее время для самостоятельных тельным интернет ресурсам. На сегодняшний занятий обучаемых сотрудниками кафедры день это является большим препятствием при разрабатывается электронная база, в которую планировании дистанционного обучения спе-будут загружены учебные материалы и тесты. циалистов отдаленных территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет. 2002. 128 с.

2. Стрижаков А.Н., Буданов П.В., Давыдов А.И., Баев О. Р. Современные информационные и образовательные технологии в системе медицинского образования. Дистанционное обучение. М.: Медицина, 2007. 256 с.

3. Балкизов З.З. Дистанционные технологии и e-learning в последипломном обучении медицинских специалистов: презентация на III межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное развитие основа качества медицинской помощи». Самара, 2010.

4. Краснова Г.А. Информатизация — фундаментальное качество современного образования // Вестник РУДН серия Информатизация образования. 2004. № 1.

5. Пальцев М.А., Чиж И.М., Кавалерский Г. М., Чекнёв Б. М., Аксёнова Е.И. Инновационное образовательное пространство ММА им. И.М. Сеченова. М., 2008. 225 с.

6. Порядок использования дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 г.

7. Временное положение по организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров: принято Министерством Здравоохранения РФ 18.12.2002 года.

8. Концепция развития телемедицинских технологий в РФ: приказ Министерства Здравоохранения РФ № 344 от 27.08.2001 г.

Матущенко Елена Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии

REFERENCES

1. Baydenko V. I. Bolonskiy protses: struk-turnaya reforma vysshego obrazovaniya Evropy. M.: Is-sledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Rossiyskiy Novy Universitet. 2002. 128 s.

2. Strizhakov A.N., Budanov P.V., Davydov A.I., Baev O. R. Sovremennye informatsionnye i ob-razovatel'nye tehnologii v sisteme meditsinskogo obra-zovaniya. Distantsionnoe obuchenie. M.: Meditsina,

2007. 256 s.

3. Balkizov Z.Z. Distantsionnye tekhnologii i e-learning v poslediplomnom obuchenii meditsinskih spetsialistov: prezentatsiya na III mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nepreryvnoe pro-fessional'noe razvitie osnova kachestva meditsinskoy pomoschi». Samara, 2010.

4. Krasnova G.A. Informatizatsiya — funda-mental'noe kachestvo sovremennogo obrazovaniya // Vestnik RUDN seriya Informatizatsiya obrazovaniya. 2004. № 1.

5. Pal'tsev M.A., Chizh I.M., Kavalerskiy G. M., Cheknyov B. M., Aksyonova E.I. Innovatsionnoe obra-zovatel'noe prostranstvo MMA im. I.M. Sechenova. M.,

2008. 225 s.

6. Poryadok ispol'zovaniya distantsionnyh ob-razovatel'nyh tehnologiy: prikaz Ministerstva ob-razovaniya i nauki RF № 137 ot 06.05.2005 g.

7. Vremennoe polozhenie po organizatsii di-stantsionnogo povysheniya kvalifikatsii meditsinskih kadrov: prinyato Ministerstvom Zdravoohraneniya RF 18.12.2002 goda.

8. Kontseptsiya razvitiya telemeditsinskih teh-nologiy v RF: prikaz Ministerstva Zdravoohraneniya RF № 344 ot 27.08.2001 g.

Matuschenko Elena Valer'evna - Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunolo-

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

Омского государственного медицинского университета; e-mail: omlen@ya.ry

Кумпан Людмила Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: ludmilavirus@mail.ru

Рудаков Николай Викторович -д-р мед.наук профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: rickett-sia@mail.ru

gy Department of the Omsk State Medical University; email: omlen@ya.ry

Kumpan Lyudmila Valeriyevna - Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; email: ludmilavirus@mail.ru

Rudakov Nikolay Viktorovich - Doctor of Medicine, Professor, Head of the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; e-mail: rickett-sia@mail.ru

УДК 378.147.88 ГРНТИ 14.35.09

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ БЕСПРОВОДНЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИКРОБИОЛОГИИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

В.Б. Сбойчаков, А.Л. Панин

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург Россия, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 6

INDUSTRIAL SPECIFICATION USING OF WIRELESS PERSONAL AREA NETWORK IN THE MICROBIOLOGY STUDY IN THE FIELD

V.B. Sboychakov, A.L. Panin

Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg

Russia, 194044, St. Petersburg, ul. Akademika Lebedeva, 6

Целью работы явилось изучение возможности использования производственной спецификации беспроводных персональных сетей при изучении учебной дисциплины «Микробиология, вирусология и иммунология» курсантами академии вне стационарного размещения - в учебных центрах, полевых лагерях и т. д. (в полевых условиях). Использовались технологии «Bluetooth» для обучения

© В.Б. Сбойчаков, А.Л. Панин, 2016

и контроля знаний студентов по микробиологии. В исследовании принимали участие курсанты вторых и третьих курсов в количестве 112 человек.

Мобильные телефоны (смартфоны) появились в нашей жизни сравнительно недавно, однако распространились среди российских потребителей достаточно быстро. Эти гаджеты довольно часто можно увидеть и в руках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.