ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)
УДК 378.14.014.13 ГРНТИ 14.35.09
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
Л.В. Кумпан1'2, Е.В. Матущенко12, Н.В. Рудаков12
1ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет Минздрава РФ Россия, 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12
2ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора Россия, 644080, г. Омск, просп. Мира, 7
Главная задача самостоятельной работы студентов - это развитие умения приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебной работе. В работе приводятся данные по основным разделам и формам самостоятельной работы студентов и организации этого раздела деятельности студентов медицинского ВУЗа на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: студенты, самостоятельная работа, учебный процесс, медицина
ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK AT THE MICROBIOLOGY, VIROLOGY AND IMMUNOLOGY DEPARTMENT
L. V. Kumpan 12, E. V. Matuschenko 12, N. V. Rudakov12
FSBEIHPO "Omsk State Medical University" of the Russian Ministry of Health Russia, 644043, Omsk, ul. Lenina, 12
2 FBIS "Omsk Research Institute ofNatural Focal Infections " of Federal Service on Customers ' Rights Protection and Human Well-being Surveillance Russia, 644080, Omsk, prosp. Mira, 7
The main task of students' independent work - the development of skills acquisition of knowledge through personal information search, forming an active interest in creativity in the classroom. The paper presents data on the main sections and forms of independent work of students and the organization of the activity section of students of medical college at the department of microbiology, virology and immunology of the Omsk State Medical University.
Keywords: students, self-study, the learning process, medicine.
Самостоятельная работа определяется ФГОС ВПО как учебная, научно-исследовательская и общественно значимая деятельность студентов. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной и творческой активности студента, связан с самостоятельной работой [1].
Под самостоятельной работой понимают совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так
© Л.В. Кумпан, Е.В. Матущенко, Н.В. Рудаков, 2016
и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.
Цель самостоятельной работы студентов - овладение методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социальных явлений и процессов, усиление научных основ практической деятельности.
Самостоятельная работа студентов - вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
преподавателем студентами выполняются учебные задания. К таким заданиям относятся презентации, рефераты, эссе, доклады и т. д.
При этом специфика самостоятельной работы студентов заключается в том, чтобы студенты самостоятельно получали новые знания. Из этого можно сделать следующий вывод: самостоятельная работа студентов -это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые или обобщать ранее полученные знания.
Можно выделить два вида самостоятельной работы студентов: на занятиях в вузе и при выполнениях письменных заданий вне занятий - это аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа. Аудиторная делится на пассивную, активную и интерактивную. К пассивной относится чтение лекций, просмотр видеофильмов; к активной - подготовка препаратов, решение задач; интерактивная аудиторная самостоятельная работа - это различные игры и др. Внеаудиторная - это, например, компьютерный самоконтроль на базе обучающих тестов и подготовка презентаций, реферативных сообщений.
Организация самостоятельной работы студентов осуществляется по трем направлениям:
- определение цели, программы, плана задания или работы;
- оказание студенту помощи в технике изучения материала, подборе литературы для ознакомления и написания реферата, подготовки презентаций;
- контроль усвоения знаний, приобретения навыков по дисциплине, оценка выполненной работы.
На кафедре микробиологии, вирусологии иммунологии используются следующие виды самостоятельной работы студентов (СРС). Аудиторная самостоятельная работа студентов предполагает:
- аудиторное изучение теоретического материала, просмотр учебных фильмов;
- выполнение различных видов практических работ на занятии: микроскопия препаратов, проведение бактериологических посевов, составление схем исследования, видовая
идентификация микроорганизмов, решение ситуационных задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает:
- внеаудиторную подготовку к лекциям, практическим занятиям, итоговым занятиям, итоговому контролю, экзамену;
- внеаудиторное изучение программного теоретического материала;
- подготовку реферативных сообщений;
- работу с материалом образовательного портала (тестирование);
- проведение научных исследований в рамках студенческого научного кружка.
Таким образом, самостоятельная работа студентов занимает большую долю времени в изучении курса, подготовке рефератов и контрольных работ [2]. Однако участие преподавателя необходимо для закрепления полученных знаний и проведения контроля для оценки знаний. Главная задача самостоятельной работы студентов - это развитие умения приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении презентаций, рефератов. В процессе самостоятельной работы над презентацией, рефератом или научной работой в рамках курса обучения студент должен научиться глубоко анализировать поставленную проблему и приходить к собственным обоснованным выводам и заключениям.
Все виды студенческих работ независимо от формы обучения основываются на активной самостоятельной работе студентов. Учитывая то, что все работы должны выполняться в межсессионный период, необходимо планировать свою работу в соответствии с объемом информации, необходимым для изучения. Так, рекомендуется тратить на самостоятельную работу (как на изучение дисциплины, так и на выполнение курсовых, контрольных и рефератов) 2-3 часа в день, а в свободные дни - 3-5 часов.
Мы полагаем, что именно такой всесторонний подход к обеспечению полномасштабной учебной работы студентов, включая самостоятельную работу, является инновационным методом организации учебного процесса в высшей школе.
ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кумпан Л.В., Рудаков Н.В., Матущен-ко Е.В., Батурлина С.Н., Темникова Н.В. Современные образовательные технологии на кафедре микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии ОмГМА // Национальные приоритеты России. 2011. № 2 (5), спецвыпуск. С. 219-220. [Современные аспекты природной очаговости болезней: матер. Все-рос. научно-практ. конф., посвящ. 90-летию ФБУН Омский НИИ природно-очаговых инфекций Роспо-требнадзора].
2. Лаврентьева Н.Н., Ратникова Л.И. Современные инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов // Известия высших учебных заведений. 2010. № 4. С. 47-48.
Кумпан Людмила Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: [email protected]
Матущенко Елена Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: [email protected]
Рудаков Николай Викторович -д-р мед.наук профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета; e-mail: [email protected]
REFERENCES
1. Kumpan L.V., Rudakov N.V., Matuschen-ko E.V., Baturlina S.N., Temnikova N.V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii na kafedre mikrobiologii, virusologii s kursom immunologii OmGMA // Natsional'nye prioritety Rossii. 2011. № 2 (5), spetsvypusk. S. 219-220. [Sovremennye aspekty prirod-noy ochagovosti bolezney: mater. Vseros. nauchno-prakt. konf., posvyasch. 90-letiyu FBUN Omskiy NII prirodno-ochagovyh infekciy Rospotrebnadzora].
2. Lavrent'eva N.N., Ratnikova L.I. Sovremen-nye innovatsionnye tehnologii organizatsii sa-mostoyatel'noy raboty studentov // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. 2010. № 4. S. 47-48.
Kumpan Lyudmila Valeriyevna - Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; email: [email protected]
Matuschenko Elena Valer'evna - Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; email: [email protected]
Rudakov Nikolay Viktorovich - Doctor of Medicine, Professor, Head of the Microbiology, Virology and Immunology Department of the Omsk State Medical University; e-mail: [email protected]
УДК 378.126 ГРНТИ 14.35.09
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-БАКТЕРИОЛОГОВ
Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава РФ Россия, 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12
Существенное изменение требований к непрерывному медицинскому образованию требует изменения технологий обучения врачей бактериологов с акцентом на повышение квалификации непосредственно на рабочем месте, с использованием дистанционных технологий. Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета имеет большой опыт в осуществлении подготовки врачей с использованием дистанционных технологий, анализ и перспективы использования которых приводятся в данной работе.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дистанционные технологии, бактериология,
Омск.
© Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков, 2016