Научная статья на тему 'Опыт развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей бактериологов'

Опыт развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей бактериологов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REMOTE EDUCATION EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / PROFESSIONAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Матущенко Елена Валериевна, Кумпан Людмила Валериевна, Рудаков Николай Викторович, Батурлина Светлана Николаевна

Преобразование высшего профессионального образования в современных условиях, происходит в рамках бурного развития информационных, виртуальных и коммуникационных технологий.Устойчивой тенденцией развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий и замена традиционных технологий обучения более совершенными и эффективными.Для более качественного обучения, на базе территориальных центров или лабораторий необходимо создавать учебные комнаты, оснащенные компьютерами с доступом к сети интернет, с помощью которых врачи получили бы доступ к электронным университетам, электронным библиотекам и другим образовательным интернет ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Матущенко Елена Валериевна, Кумпан Людмила Валериевна, Рудаков Николай Викторович, Батурлина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN POSTGRADUATE BACTERIOLOGISTS EDUCATION

Modernization of higher vocational education in modern time is performed within a framework of rapid development of information, virtual and communication technologies. The consistent trend of global educational process development is the usage of modern information technologies and replacement of traditional education technologies the better and more efficient ones.For more qualitative education, it’s necessary to build classrooms based on territorial centers or laboratories equipped with computers with access to internet to help doctors to access to digital universities, digital libraries and other educational resources.

Текст научной работы на тему «Опыт развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей бактериологов»

т.В. Маркушева - д-р биол. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; руководитель группы генетики микроорганизмов ФГБУН Институт биологии УНЦ РАН. А.Х. Баймиев - д-р биол. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

Ан.Х. Баймиев - д-р биол. наук, профессор кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

р.А. Фатхутдинова - канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Б.р. Кулуев - канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

Б.н. Постригань - канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета; научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии и нанобиотехнологии ФГБУН Институт биохимии и генетики УНЦ РАН.

и.А. Мирсаяпова - канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Ю.Л. Баймурзина - канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

т.н. титова - старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Г.Ф. Хасанова - старший преподаватель кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Г.д. Хазеева - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

А.А. Халиуллина - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

А.р. Зулькарнаева - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

А.В. Цветкова - аспирант кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии Башкирского государственного медицинского университета.

Статья поступила в редакцию 11 сентября 2014 г.

УДК 37.018.46:378+614.23:616-022

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ БАКТЕРИОЛОГОВ

Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В.Рудаков, С.Н. Батурлина ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12

Преобразование высшего профессионального образования в современных условиях, происходит в рамках бурного развития информационных, виртуальных и коммуникационных технологий.

Устойчивой тенденцией развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий и замена традиционных технологий обучения более совершенными и эффективными.

Для более качественного обучения, на базе территориальных центров или лабораторий необходимо создавать учебные комнаты, оснащенные компьютерами с доступом к сети интернет, с помощью которых врачи получили бы доступ к электронным университетам, электронным библиотекам и другим образовательным интернет ресурсам.

Ключевые слова: образование, профессиональная деятельность, повышение квалификации, дистанционное образование, образовательные технологии, профессиональные знания.

Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии

EXPERIENCE OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN POSTGRADUATE BACTERIOLOGISTS EDUCATION

E.V. Matuschenko, L.V. Kumpan, N.V. Rudakov, S.N. Baturlina SEI Omsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Omsk

Modernization of higher vocational education in modern time is performed within a framework of rapid development of information, virtual and communication technologies. The consistent trend of global educational process development is the usage of modern information technologies and replacement of traditional education technologies the better and more efficient ones.For more qualitative education, it's necessary to build classrooms based on territorial centers or laboratories equipped with computers with access to internet to help doctors to access to digital universities, digital libraries and other educational resources.

Keywords: education, professional activity, training, remote education educational technology, professional knowledge.

Преобразование высшего профессионального образования в современных условиях, происходит в рамках бурного развития информационных, виртуальных и коммуникационных технологий.

Целью обучения образовательных учреждений является необходимость в удовлетворении потребности специалистов в непрерывном медицинском образовании на протяжении всей профессиональной деятельности (1,2).

Для подтверждения профессиональной компетентности обязательный сертификационный цикл проводится один раз в 5 лет. Более частое отвлечение практикующих врачей от работы приводит к нарушению работы бактериологических лабораторий. Поэтому повышение квалификации непосредственно на рабочем месте, без отрыва от основной работы, позволяет сделать последипломное образование качественным и непрерывным.

Устойчивой тенденцией развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий и замена традиционных технологий обучения более совершенными и эффективными (1-5).

Главным принципом дистанционного образования является организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемого, которая помогает совершенствовать профессиональные знания, а также умение получать информацию, хранить ее и обрабатывать с помощью компьютера [6, 7].

Использование информационных технологий и средств мультимедиа увеличивает долю усвоения учебного материала до 75 %, снижает стоимость обучения на 30-40 %, а его продолжительность на 20-40 %. Знания усваиваются на 40-60 % быстрее, чем по традиционной методике [1, 2].

Дистанционные образовательные технологии должны обеспечивать: получение информации, управление обучением, проведение тестирований, обратную связь с обучаемыми и их консультирование [6, 7].

Ежегодно на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии ОмГМА проходят обучение более ста слушателей по специальностям «бактериология», «вирусология» и «паразитология» по образовательным программам специализации и усовершенствования, дополнительным образовательным программам по актуальным вопросам здравоохранения.

В настоящее время, на кафедре серьезное внимание уделяется внедрению дистанционных образовательных технологий в процессе последипломного образования специалистов. Предполагается создать действительно непрерывный процесс профессионального усовершенствования врачей. Болонская декларация, которую Россия подписала в сентябре 2003 года, предоставляет вузам полномочия в принятии самостоятельных решений относительно обеспечения возможностей граждан к обучению в течение всей жизни. В рамках этих полномочий с 2012 года на кафедре организовано непрерывное профессиональное образование врачей и средних медицинских работников по указанным выше специальностям для отдаленных территорий.

Для обеспечения активного учебного процесса в режиме реального времени на кафедре существует учебная комната с установленными средствами видеоконференцсвязи, которые обеспечивают двустороннюю передачу информации на дальние расстояния. Компьютер с доступом к сети интернет устанавливает двустороннюю связь с удаленной территорией, где собираются обучаемые, и обеспечивает аудиовизуальный контакт, ведение диалога и передачу изображений между преподавателем и обучаемыми.

Аудиторные занятия проводятся в виде классических лекций, а самостоятельная работа обучаемых заключается в выполнении тестирования и решения практических задач.

Общее количество часов по учебному плану складывается из количества часов аудиторных

занятий и количества часов самостоятельных занятий [7].

Компьютерная система обеспечивает доставку обучающего материала, проведение тестирований и интерактивность обучения. Интерактивность дистанционного обучения - это информационное взаимодействие обучаемого с преподавателем с помощью средств мультимедиа, создающее эффект непосредственного общения [2]. Именно интерактивность отличает дистанционное обучение от традиционного заочного обучения.

В настоящее время, для самостоятельных занятий обучаемых, сотрудниками кафедры разрабатывается электронная база, в которую будут загружены учебные материалы и тесты.

Таким образом, использование телекоммуникационной технологии видеоконференцсвязи превращает традиционную форму обучения в дистанционную и позволяет обеспечить непрерывный процесс профессионального развития врачей бактериологов и врачей других специальностей.

Для более качественного обучения, на базе территориальных центров или лабораторий необходимо создавать учебные комнаты, оснащенные компьютерами с доступом к сети интернет, с помощью которых врачи получили бы доступ к электронным университетам, электронным библиотекам и другим образовательным интернет ресурсам. На сегодняшний день это является большим препятствием при планировании дистанционного обучения специалистов отдаленных территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.- 128 с.

2. Стрижаков А.Н., Буданов П.В., Давыдов А.И., Баев О.Р. Современные информационные и образовательные технологии в системе медицинского образования. Дистанционное обучение. - М.: Медицина, 2007. - 256 с.

3. Балкизов З.З. Дистанционные технологии и е-1еагш^ в последипломном обучении медицинских специалистов: презентация на III межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное развитие основа качества медицинской помощи». - Самара, 2010.

4. Краснова Г.А. Информатизация - фундаментальное качество современного образования // Вестник РУДН. Сер. Информатизация образования. - 2004. - № 1.

5. Пальцев М.А., Чиж И.М., Кавалерский Г. М., Чек-нёв Б. М., Аксёнова Е.И. Инновационное образовательное пространство ММА им. И.М. Сеченова. - М., 2008. - 225 с.

6. Порядок использования дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 года.

7. Временное положение по организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров: принято Министерством здравоохранения РФ 18.12.2002 года.

8. Концепция развития телемедицинских технологий в РФ: приказ Министерства здравоохранения РФ № 344 от 27.08.2001 г.

Матущенко Елена Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии. Кумпан Людмила Валериевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии. рудаков николай Викторович - профессор, зав кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии. Батурлина Светлана николаевна - ассистент кафедры микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии.

© Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков, С.Н. Бутурлина, 2014 Статья поступила в редакцию 12 сентября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.