Научная статья на тему 'Технология реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер'

Технология реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / MODULE AND COMPETENCE-BASED APPROACH / SIMULATION TEACHING METHODS / FURTHERING PRACTICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутигуллина Айгуль Азатовна, Читалин Николай Александрович

Рассматривается технология реализации системы имитационных методов обучения с целью формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер, представленная целостной системой подготовки посредством применения имитационных методов неигрового и игрового обучения, результатом которой является сформированность мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов практической компетентности. Подготовка компетентного специалиста среднего звена должна осуществляться на основе гармоничного сочетания теоретических знаний и практических умений и навыков путем внедрения имитационных методов обучения, способствующих более качественному формированию профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональную готовность будущих медицинских сестер к мотивированной практической деятельности и дальнейшему самостоятельному ее проектированию, творческому исполнению своих функциональных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мутигуллина Айгуль Азатовна, Читалин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation Technology for the System of Simulation Teaching Methods to Further Practical Competences of the Future Nurses

The article deals with the implementation technology for the system of simulation teaching methods furthering practical competences of the future nurses. The technology is a coherent system of training through application of simulation methods of non-game (situational) and game (simulative) training which results in the formedness of the result-oriented, cognitive activity and reflexive components of practical competences. Training of a competent medical technician should be based on the balanced combination of the theoretical knowledge and practical skills through introducing simulation teaching methods facilitating quality professional competences and ensuring a better professional preparedness of the future nurses to a motivated practical work and its further prospective planning and creative performance their functional duties.

Текст научной работы на тему «Технология реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер»

INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 1 УДК 371.3:377.5:614.253.52

технология реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер

А. А. Мутигуллина (Казанский государственный медицинский университет),

Н. А. Читалин (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань)

Рассматривается технология реализации системы имитационных методов обучения с целью формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер, представленная целостной системой подготовки посредством применения имитационных методов неигрового и игрового обучения, результатом которой является сформированность мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов практической компетентности. Подготовка компетентного специалиста среднего звена должна осуществляться на основе гармоничного сочетания теоретических знаний и практических умений и навыков путем внедрения имитационных методов обучения, способствующих более качественному формированию профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональную готовность будущих медицинских сестер к мотивированной практической деятельности и дальнейшему самостоятельному ее проектированию, творческому исполнению своих функциональных обязанностей.

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход; имитационные методы обучения; формирование практической компетентности.

THE IMPLEMENTATION TECHNOLOGY FOR THE SYSTEM OF SIMULATION TEACHING METHODS TO FURTHER PRACTICAL COMPETENCES OF THE FUTURE NURSES

A. A. Mutigullina (Kazan State Medical University),

N. A. Chitalin (Institute of Pedagogy and Psychology of Professional education RAO, Kazan)

The article deals with the implementation technology for the system of simulation teaching methods furthering practical competences of the future nurses. The technology is a coherent system of training through application of simulation methods of non-game (situational) and game (simulative) training which results in the formedness of the result-oriented, cognitive activity and reflexive components of practical competences. Training of a competent medical technician should be based on the balanced combination of the theoretical knowledge and practical skills through introducing simulation teaching methods facilitating quality professional competences and ensuring a better professional preparedness of the future nurses to a motivated practical work and its further prospective planning and creative performance their functional duties.

Keywords: module and competence-based approach; simulation teaching methods; furthering practical competence.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование как объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками [2], способствует трансформации компетентностного подхода в модульно-компетентностный при изучении профессиональных модулей, оптимально сочетающий теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их [1]. Профессионализм, способность и готовность к деятельности,

ответственность, востребованность — вот критерии, определяющие новый взгляд на образование, воспитание и развитие будущей медицинской сестры. Одной из составляющих профессионализма является профессиональная компетентность, которая в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС) рассматривается как показатель качества образования и характеризуется умением применить в профессиональной деятельности комплекс компетенций, овладение которыми

© Мутигуллина А. А., Читалин Н. А., 2014

47

осуществляется через систему знаний, умений и навыков практического опыта и профессионально-важных качеств личности. Высокие требования к медицинской сестре, ее творческому исполнению разноплановой деятельности, как при работе с пациентами и его родственниками, так и в деятельности с коллегами, актуализируют необходимость формирования у нее практической компетентности, которая позиционируется как интегральное качество личности [5], характеризующееся готовностью и способностью синтезировать совокупность профессиональных знаний, умений, навыков практического опыта и профессионально-важных качеств личности при осуществлении профессиональной деятельности. Под практической компетентностью при этом мы понимаем результат теоретического и практического обучения и, как следствие, процессов саморазвития, самообразования, мотивационно-ценностного отношения к освоению и обобщению собственно-личностного опыта будущих медицинских сестер. Интегральный показатель практической компетентности представлен совокупностью мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов, формирование которых осуществляется через овладение общими и профессиональными компетенциями.

Имитационные методы обучения в рамках реализации приоритетов ком-петентностного подхода способствуют повышению качества профессиональной подготовки будущих медицинских сестер при формировании практической компетентности за счет создания условий имитации профессиональной деятельности, игрового характера обучения при разрешении проблемных ситуаций. Имитационные методы подразделяются на [4]:

- неигровые (решение ситуативных и производственных задач, анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, моделирование ситуаций, действие по инструкции (алгоритму), выполнение имитационных упражнений), объединенные в методы ситуационного обучения; их основа представлена проблемной ситуацией, при разрешении которой происходит

активизация мыслительной деятельности будущих медицинских сестер, развиваются навыки анализа и критического мышления, умения выражать свою точку зрения, тем самым формируются общие и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления практической деятельности;

— игровые (разыгрывание ситуаций (инсценировка), ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры), представленные в виде методов симу-ляционного обучения, являются эффективными в плане приобретения навыков практического опыта, формирования профессиональных умений действовать в экстремальных ситуациях, оказывать помощь пациенту в тех ситуациях, когда отработка навыков на пациентах невозможна; при этом активизация и интенсификация учебно-познавательной деятельности студентов происходят через проигрывание определенных ролей и имитацию профессиональной деятельности, когда действия в игровой ситуации перестают быть игрой и перерождаются в практическую деятельность, в чем, по мнению некоторых ученых [3], и заключается назначение и смысл имитационного обучения.

Таким образом, преимуществами имитационных методов неигрового (ситуационного) и игрового (симуляционного) обучения являются: формирование навыков практического опыта будущими медицинскими сестрами без нанесения вреда здоровью пациента и обеспечение собственной инфекционной безопасности при отработке манипуляций на муляжах и симуляторах; высокая усвояемость материала, формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления практической деятельности за счет созданных симуляционных (имитационных) условий профессиональной среды, — доказывают их высокую образовательную ценность и позволяют считать их эффективными для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер.

Трансформация учебно-познавательной деятельности в квазипрофессио-нальную осуществляется путем последовательного внедрения методов неигро-

вого в комбинации с методами игрового обучения при формировании общих и профессиональных компетенций, а трансформация ее в учебно-профессиональную деятельность, в процессе которой совершенствование профессиональных компетенций происходит при овладении навыками самостоятельного практического опыта, осуществляется при работе в условиях учебно-симуляционного центра или в отделениях практического здравоохранения. Для эффективности данного процесса трансформации необходимы систематичность, последовательность и реализация педагогических условий внедрения имитационных методов обучения.

При реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности были выделены основные этапы:

— первый этап — учебно-познавательный - формирование учебно-познавательной деятельности посредством знакомства с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, в процессе организации которой происходит овладение общими и профессиональными компетенциями (теоретические знания, практические умения и навыки) посредством методов ситуационного обучения (метод решения и самостоятельное проектирование типовых и ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения и действия по стандартам т. п.);

— второй — симуляционный - происходит становление и совершенствование компетенций, необходимых для осуществления квазипрофессиональной деятельности. Здесь продолжается дальнейшее внедрение методов ситуационного обучения с переходом на их комбинированное сочетание с методами игрового обучения. Организация образовательного процесса по изучению профессионального модуля в данном случае осуществляется в условиях кабинетов доклинической практики и учебно-симуляционного центра, оборудованного в соответствии с условиями профессиональной среды (процедурный кабинет, перевязочная, операционная, палата интенсивной терапии т. п.), где студенты

вырабатывают профессиональные навыки по выполнению различных технологий медицинских услуг, необходимых для дальнейшей практической деятельности;

- третий — учебно-практический - формирование учебно-профессиональной деятельности, когда развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций у будущих медицинских сестер происходит в процессе организации учебных и производственных практик в учебно-симуляционном центре и в отделениях медицинских организаций.

Формирование практической компетентности осуществляется на основе следующих компонентов:

- мотивационно-целевого (осознание важности и престижа работы медицинской сестры, принятие ценностей профессиональной деятельности; жизненные установки (намерения и склонности), связанные с избранной профессиональной деятельностью, стремление работать по специальности с преобладанием мотивов, обеспечивающих эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности);

- когнитивного (понимание учебного материала, познавательная активность (осмысление, анализ, классификация, обобщение, преобразование учебной информации), анализ самостоятельной деятельности);

- деятельностного (высокий уровень практических действий; степень сформи-рованности когнитивных, конструктивных и коммуникативно-организационных умений);

- рефлексивно-оценочного (оценочное отношение к результатам собственной деятельности и установка на самосовершенствование).

Для выявления уровня сформированно-сти компонентов практической компетентности у будущих медицинских сестер (высокого (творческого), среднего (продуктивного), низкого (репродуктивного), которые затем мы объединили в интегральный показатель «практическая компетентность») необходима разработка контрольно-оценочных средств в виде тестовых заданий, условий ситуационных задач и конкретных

ситуаций с эталонами ответов, сценарии ролевых и деловых игр и т. д.

Таким образом, реализация системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер, представляет собой целостный процесс поэтапного и систематичного применения имитационных методов неигрового и игрового обучения, где профессиональная деятельность медицинской сестры смоделирована как система разрешения проблемных ситуаций, ситуационных задач в условиях имитации; использования совокупности мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов путем трансформации учебно-познавательной деятельности в учебно-профессиональную (через квази-профессиональную), которые реализуются в контексте основных приоритетов модульно-компетентностного, личностно-деятельностного и контекстного подходов и выявленных педагогических условий эффективного применения имитационных методов обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грузкова, С. Ю. Дидактическая модель интеграции естественно-математической и общепрофессиональной подготовки на основе компетент-ностного подхода : научно-методическое пособие / С. Ю. Грузкова [и др.]; / под науч. ред. С. Ю. Груз-ковой, Н. А.Читалина. - Казань : Данис, 2012. - 72 с.

2. Ибрагимов, Г. И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетент-ностного подхода / Г. И. Ибрагимов // Инновации в образовании. - 2011. - № 4. - С. 4—15.

3. Муравьев, К. А. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент / К. А. Муравьев, А. Б. Ходжаян, С. В. Рой // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10 (ч. 3). - С. 534—537.

4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студентов высшего профессионального образования / А. П. Панфилова. - Москва : Академия, 2011. - 192 с.

5. Усеинова, Л. Ю. Оценка уровней сфор-мированности профессионально-практической компетентности будущих инженеров-педагогов / Л. Ю. Усеинова // Современные достижения в науке и образовании : сб. трудов III Междунар. науч. конф., 16—23 сентября 2009 г., г. Тель-Авив (Израиль). — Хмельницкий, 2009. — С. 183—185.

Поступила 21.11.13.

Об авторах:

Мутигуллина Айгуль Азатовна, специалист по производственной практике, преподаватель ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» (Медико-фармацевтический колледж), соискатель лаборатории общепрофессиональной и общественно-научной подготовки в системе профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО» (г. Казань, Россия), Rustem777-02@yandex.ru

Читалин Ииколай александрович, главный научный сотрудник лаборатории общепрофессиональной и общественно-научной подготовки в системе профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО» (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор Chitalna@mail.ru

Для цитирования:Мутигуллина, А. А. Технология реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности у будущих медицинских сестер // А. А. Мутигуллина, Н. А. Читалин // Интеграция образования. - 2014. - № 1 (74). - С. 47-51.

REFERENCES

1. Gruzkova S. Yu., Choshanov M. A., Muravyova E. V, Semakova V. V, Zagrebina E. I., Prokofyeva E. N. Didakticheskaya model integratsii estestvenno-matematicheskoy i obshcheprofessionalnoy podgotovki na osnove kompetentnostnogo podkhoda: nauchno-metodicheskoe posobiye [Didactic model for integration of natural - mathematical with general professional preparation on the competence-based approach basis]. Kazan, Danis Publ., 2012, 72 p.

2. Ibragimov G. I. Innovatsionnyye tekhnologii obucheniya v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda [Innovational technologies of education under the conditions of the competence-based approach]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2011, no. 4, pp. 4-15.

INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 1

3. Muravyov K. A., Khodzhayan A. B., Roy S. V. Simulyatsionnoye obucheniye v meditsinskom obrazovanii -perelomny moment [Simulational training in medical education - crucial moment]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental researches]. 2011, no. 10 (part 3), pp. 534-537.

4. Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskiye tekhnologii: Aktivnoye obucheniye, ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. prof. obrazovaniya [Innovative pedagogical technologies: active teaching]. Moscow, Akademiya Publ., 2011, 192 p.

5. Useynova L. Yu. Otsenka urovney sformirovannosti professionalno-prakticheskoy kompetentnosti budushchikh inzhenerov-pedagogov [Assessing levels of professional competency among graduates specialising in teaching Engineering]. Sovremennyye dostizheniya v nauke i obrazovanii: sb. trudov III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 16-23 sentyabrya 2009 [Modern achievements in science and education: Proced. of the IIIrd International Conference, September 16-23, 2009, Tel-Aviv (Israel)]. Khmelnitsky, 2009, pp. 183-185.

About the authors:

Mutigullina Aygul Azatovna, practical training officer, Lecturer, Kazan State Medical University (Medical and Pharmaceutical College), part time postgraduate student, Laboratory of general professional and natural science training in the system of further education, Institute of Pedagogy and Psychology of Further Education RAO (Kazan, Russia), Rustem777-02@yandex.ru

Chitalin Nikolay Aleksandrovich, chief research worker, Laboratory of general professional and natural science training in the system of further education, Institute of Pedagogy and Psychology of Further Education RAO (Kazan, Russia), Doctor of pedagogical sciences, Professor, Chitalna@mail.ru

For citation: Mutigullina A. A., Chitalin N. A. Tehnologija realizacii sistemy imitacionnyh metodov obuchenija dlja formirovanija prakticheskoj kompetentnosti u budushhih medicinskih sester [The implementation technology for the system of simulation teaching methods to further practical competences of the future nurses]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 1 (74), pp. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.