Научная статья на тему 'Комплекс имитационных методов обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестер'

Комплекс имитационных методов обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКС ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE APPROACH / COMPLEX OF SIMULATION TRAINING METHODS / FORMATION OF PRACTICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутигуллина Айгуль Азатовна

В статье раскрывается процесс подготовки компетентного специалиста среднего звена на основе разработанного комплекса имитационных неигровых и игровых методов обучения, результатом которого является сформированность практической компетентности у будущих медицинских сестер в совокупности ее компонентов (мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оцено чного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мутигуллина Айгуль Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF SIMULATION TEACHING METHODS IN FORMATION OF PRACTICAL COMPETENCE OF FUTURE NURSES

The article covers a process of training of competent mid-level personnel on the basis of a developed complex of gaming and non-gaming simulation methods of teaching, the result of which is formation of practical competency of the future nurses, including the following components: motivation, goal, activities, assessment, cognitive, and reflexive.

Текст научной работы на тему «Комплекс имитационных методов обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестер»

УДК 316.6 Мутигуллина Айгуль Азатовна

соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, преподаватель Медико-фармацевтического колледжа Казанского государственного медицинского университета

КОМПЛЕКС ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Mutigullina Aigul Azatovna PhD applicant,

Institute of Professional Education’s Pedagogic

and Psychology, Russian Academy of Education, Lecturer at the Medical Pharmaceutical College, Kazan State Medical University

COMPLEX OF SIMULATION TEACHING METHODS IN FORMATION OF PRACTICAL COMPETENCE OF FUTURE NURSES

Аннотация:

В статье раскрывается процесс подготовки компетентного специалиста среднего звена на основе разработанного комплекса имитационных неигровых и игровых методов обучения, результатом которого является сформированность практической компетентности у будущих медицинских сестер в совокупности ее компонентов (мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оцено чного).

Ключевые слова:

компетентностный подход, комплекс имитационных методов обучения, формирование практической компетентности.

Summary:

The article covers a process of training of competent mid-level personnel on the basis of a developed complex of gaming and non-gaming simulation methods of teaching, the result of which is formation of practical competency of the future nurses, including the following components: motivation, goal, activities, assessment, cognitive, and reflexive.

Keywords:

competence approach, complex of simulation training methods, formation of practical competence.

Многочисленные изменения, произошедшие в последние годы в практике сестринского дела, доказывают прямую связь между профессионально-квалифицированной деятельностью медицинских сестер и эффективностью лечения пациентов. Эксперты практического здравоохранения отмечают, что зачастую в условиях профессиональной среды будущие медицинские сестры сталкиваются с трудностями при выполнении разноплановой практической деятельности, имея при этом достаточно высокий уровень теоретической подготовленности. Поэтому успешность профессиональной деятельности медицинской сестры, относящаяся к сфере деятельности «человек-человек», возлагает высокие требования к ее компетентности в практической деятельности и актуализирует проблему формирования практической компетентности в процессе профессиональной подготовки.

Предъявляемые требования практического здравоохранения ставят перед системой профессионального образования задачу применения инновационных методов обучения, способствующих сближению процесса обучения с реальной профессиональной средой, и тем самым формированию практической компетентности, которую мы рассматриваем, как интегральное качество личности, характеризующееся готовностью и способностью будущей медицинской сестры осуществлять практическую деятельность на основе совокупности сформированных общих и профессиональных компетенций. Основными компонентами практической компетентности являются: мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Разделяя точку зрения Г.И Ибрагимова, что компетентностный подход, ориентированный, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки, подразумевающие проектирование и реализацию таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов) [1]. В качестве продуктивных методов обучения при формировании практической компетентности предлагаем внедрение имитационных методов обучения, преимуществами, которых являются: создание условий имитации профессиональной среды при овладении навыками практической деятельности, формирование навыков практического опыта без

нанесения вреда здоровью пациента, и обеспечение собственной инфекционной безопасности при отработке манипуляций.

Особенности практической деятельности медсестры позволяют определить, что весомую долю их деятельности составляют - оказание первичной медико-социальной помощи населению, организация профилактических и реабилитационных мероприятий, создание условий безопасной больничной среды для пациента и медперсонала, манипуляционная техника и уход за пациентами. Такой широкий спектр деятельности требует овладения общими и профессиональными компетенциями, для формирования которых, предлагаем комплекс имитационных методов обучения, применение которых, необходимо осуществлять в виде: последовательного внедрения неигровых и игровых методов обучения, на основе теории контекстного обучения А.А. Вербицкого [2], в части трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную через квазипрофессиональную.

Неигровые методы представлены:

- методом решения ситуационных задач и самостоятельного проектирования задач и ситуаций;

- методом анализа конкретных ситуаций (МАКС);

- кейс-метод, упражнения-действие по инструкции, составляющие основу ситуационного обучения.

Игровые методы, представляющие основу симуляционного обучения, включают:

- имитацию деятельности на тренажерах;

- ролевое разыгрывание ситуаций;

- применение ролевых, организационно-деятельностных, деловых игр;

- модерацию, стажировку с выполнением ролей [3; 4].

Применение комплекса имитационных методов позволяет создать реальные профессиональные ситуации деятельности медицинской сестры, процессы взаимоотношений с пациентами и коллегами, контуры целостного образа деятельности, что способствует, формированию практической компетентности.

В нашем исследовании, реализация комплекса имитационных методов обучения, осуществлена на примере изучения профессионального модуля 02 «Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах», посредством поэтапного и систематичного применения имитационных методов неигровых и игровых методов обучения, с учетом их преемственности при изучении конкретной темы и осуществлялась в три этапа [5]:

Первый - Учебно-познавательный этап (формирование навыков учебнопознавательной деятельности) - заключается в системном, последовательном применении методов ситуационного обучения, начиная с методов решения и самостоятельного проектирования ситуационных задач, анализа конкретных ситуаций (применение вариативности ситуаций по мере усложнения), групповых дискуссий конкретных ситуаций, обсуждение правильности действий медицинских работников по результатам просмотра учебных видеофильмов, имитационные упражнения и т.п. Данные неигровые методы позволяют сформировать у будущих медицинских сестер общие (ОК): ОК 1-6, 10-13 и профессиональные (ПК): ПК 2.1-2.8, развить ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 4.3, ПК 4.6, ПК 4.12, компетенции, как основу рассматриваемых компонентов практической компетентности, а также развить профессионально-важные качества личности у будущих медицинских сестер.

На втором - Симуляционном этапе (формирование навыков квазипрофессиональной деятельности) - внедрялись методы ситуационного обучения, в сочетании с методами симуляционного обучения: имитация деятельности на тренажерах, метод ситуационного анализа в игровом обучении (ролевое разыгрывание ситуаций «медицинская сестра и пациент», игровой тренинг), ролевые и деловые игры. Игровые методы обучения внедряются на практических занятиях изучаемого модуля, которые проводятся в кабинетах доклинической практики или в центре практических манипуляций, где формирование, развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций (ОК 2-4, ОК 6-7, ОК 12, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.2, ПК 4.6) осуществляется за счет проигрывание определенных ролей и имитации профессиональной деятельности в симуляционных условиях. Важную роль играет и присущая эмоциональная насыщенность, напряженность игровых методов, что повышает мотивацию обучения, ведет к проявлению стойкого интереса к изучаемой дисциплине и формированию у будущих медицинских сестер профессионально-важные качества личности.

Третий - Учебно-практический этап - (формирование навыков профессиональной деятельности развитие и совершенствование сформированных общих и профессиональных компетенций (ОК 1-4, ОК 5-13, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3), навыков саморазвития, самосовершенствования будущей медицинской сестры как личности происходит в процессе организации

учебных и производственных практик: в Центре практических манипуляций, и в отделениях медицинских организаций, где студенты совместно с преподавателем и медицинскими работниками участвуют во врачебных обходах, помогают в обследовании пациентов, наблюдают и осуществляют уход за ними, заполняют медицинскую документацию, оформляют истории болезни и т.п.

Нами были выявлены организационно-педагогические условия эффективности реализации комплекса имитационных методов обучения: создание учебно- имуляционной образовательной среды; подготовленность преподавателей к реализации комплекса имитационных методов обучения (организация и проведение заседаний школ педагогического мастерства с освещением вопросов особенностей применения имитационных методов обучения, оказание методической помощи преподавателям при проектировании методических разработок занятий); создание учебно-методического обеспечения (учебно-программная и учебно-методическая документация); разработка диагностического инструментария оценки сформированности практической компетентности у будущих медицинских сестер, отвечающего запросам ФГОС-3.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтверждают целесообразность реализации комплекса имитационных методов обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестер. Сформированность практической компетентности в экспериментальных группах, в среднем, на 15-20 % выше, чем у студентов контрольных групп (рисунок 1).

Рисунок 1 - Сформированность практической компетентности по компонентам у будущих медицинских сестер после эксперимента

Ссылки:

1. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 4-15.

2. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения, как концептуальная основа реализации компетентностного подхода // Мат-лы II науч.-метод. конф. 15-16 сентября 2011 г. М., 2011.

3. Арутюнов Ю.С. Методика разработки конкретных ситуаций. М., 1980.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. проф. образования. М., 2011. 192 с.

5. Мутигуллина А.А., Читалин Н.А. Имитационные методы обучения при формировании практической компетентности у будущих медицинских сестер // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.