УДК 377.1
ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
© А. А. Хабибуллина
Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3.
Тел.: + 7 (34 7) 272 41 73, факс: + 7 (34 7) 272 3 7 51.
Компетентностный подход, призванный решать ряд проблем в образовательном процессе, является способом достижения нового качества профессионального образования и определяет направление изменения образования в целом, его приоритеты, содержательный ресурс развития. Наиболее эффективными являются имитационные методы обучения, способствующие более качественному формированию профессиональных компетенций, базирующихся на самостоятельной деятельности студентов.
Ключевые слова: компетентностный подход, качество профессионального образования, имитационные методы обучения, формирование профессиональных компетенций.
В соответствии с требованиями «Концепции модернизации образования до 2010 года», в свете событий Болонского процесса, хотелось бы обратить внимание, что основной целью современного образования является повышение качества и эффективности образования, мобильности и расширение доступности на основе познавательной активности и самостоятельного мышления студентов. Повышение качества среднего профессионального образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением целей и результатов профессионального образования. Одним из подходов к развитию и совершенствованию профессионального образования является интеграция среднего профессионального образования в систему непрерывного образования и усиление практического аспекта подготовки квалифицированных специалистов на основе компетентност-ного подхода.
Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетентностей. При этом речь идет о новой единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже не позволяют показать, измерить уровень качества образования.
В исследованиях специалистов обосновано, что компетентностный подход является перспек-
тивным направлением в повышении качества образования, так как он предполагает конструирование образования не только «от знаний», но и от «способа» деятельности. Он также позволяет обеспечить развитие системы среднего профессионального образования, адекватное потребностям современного производства. Ключевыми показателями уровня профессионализма любого специалиста является его конкурентоспособность как составляющая качества профессионального образования. Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, которым считается формирование компетентности, способности человека действовать в различных практических ситуациях (в том числе и профессиональных).
В настоящее время при обсуждении вопросов нового качества образования термин «компетентность» все чаще используется для обозначения нового результата образования. Именно так он звучит в российской концепции модернизации образования. Предполагается, что «компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на ценностях и склонностях студентов и на приобретенном ими учебном и жизненном опыте.
Мы согласны с мнением многих практиков-исследователей, считающих, что в настоящее время «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, и для восстановления равновесия между знаниями и жизнью необходимо преобразовать знания в интегральные деятельностно-практические умения - компетентность [1,2].
В связи с этим происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с по-
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3
183
нятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» студентов, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании. В то же время анализ литературы по данному вопросу показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих системообразующих понятий, так и основанного на них подходах к педагогическому процессу.
В научной литературе нет четкого общепринятого разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Так, в настоящее время широкое распространение получила трактовка компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Компетенции по сути определяют набор видов деятельности, которые должен осуществлять профессионал в конкретной области на определенном уровне, а компетентность - это реализация компетенции у конкретного субъекта деятельности, которая зависит от личностных характеристик.
Мы согласны с мнением О. Е. Лебедева [3], который считает, что на основе компетентностного подхода при организации образовательного процесса происходит формирование у студента ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.
Рассматривая компетентность как интегральные деятельностно-практические умения, исследователь А. Л. Андреев [4] указывает на то, что компетентности могут представляться как профессиональные компетентности или квалификации в какой-либо профессиональной области.
Мы разделяем точку зрения В. А. Болотова, В. В. Серикова, считающих, что профессиональная компетентность рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая и обобщенные знания, умения и навыки), личностных характеристик (ценностных ориентаций, способностей и т. д.) и опыта, позволяющий студенту использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности [5].
Будучи интегративным образованием, профессиональная компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к
определенным знаниям, умениям и навыкам. Она не только отражает изменяющийся потенциал и способность человека его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным. Компетенции выступают в качестве составляющих компонентов профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность понимается как способность и готовность специалиста к реализации приобретенных знаний, умений, навыков, опыта в реальной профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности включает в себя ключевые и специальные компетенции. Формирование профессиональной компетентности с использованием имитационной технологии, которая меняет представление преподавателей и студентов об учебно-познавательной деятельности, выступает ресурсом для изменения содержания образования.
Обеспечение качества образовательного процесса связано с обновлением педагогических технологий, а именно с увеличением доли технологий обучений, предполагающих организацию самостоятельной работы студентов, их проектную и профессиональную деятельность.
Опираясь на результаты научно-педагогических исследований и практику образовательной деятельности средних специальных учебных заведений, считаем, что особую актуальность сегодня приобретает проблема учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных подходов, в число которых предлагаем включить имитационные методы обучения в контексте компетентностного подхода.
Характерным отличием имитационных методов от неимитационных является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной, коллективно-профессиональной деятельности).
Особенность имитационного обучения заключается в том, что на занятиях применяются игровые и неигровые методы, имитируются условия профессиональной среды и деятельности, что способствуют более качественному формированию профессиональных компетентностей у будущих специалистов среднего звена. Имитационные методы обучения, состоящие из игровых и неигровых методов, могут быть направлены как на первичное овладение знаниями, так и на закрепление или обобщение изученного материала; могут представлять собой целостную форму занятия или применимую на отдельном этапе занятия методику.
К имитационным неигровым занятиям относят решение ситуационных и профессиональных задач,
анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции (алгоритму), выполнение имитационных упражнений-действий. Методы, при реализации которых студенты должны играть определенные роли, относят к игровым. Они являются наиболее эффективными методами обучения, имитирующими профессиональную деятельность.
Опыт практической педагогической деятельности позволяет считать, что необходимо учитывать принцип системности и последовательности обучения при внедрении имитационных неигровых и игровых технологий в образовательный процесс. Прежде чем выбрать ту или иную методику преподавания, необходимо выявить реальные учебные возможности, способности, уровень познавательной активности студентов. Моделирование образовательного процесса, оптимальная организация практического занятия с внедрением имитации профессиональной деятельности, познавательной активности студента, его индивидуального качества мышления и самоорганизации и определяет готовность молодого специалиста к творческому выполнению своих функций, качество подготовки и уровня сформированности профессиональных компетентностей.
В заключении хотелось бы отметить, что внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс предполагает активную деятельность самих студентов, к тому же основными принципами подхода являются целостное включение студентов в учебно-познавательную деятель-
ность, открытость и свобода выбора студентами своих действий, формирование рефлексивной позиции к себе как к субъекту деятельности. А реализация данных принципов компетентностного подхода, по нашему мнению, возможна при внедрении в образовательный процесс имитационных методов обучения при профессиональной подготовке специалистов среднего звена.
Компетентностный подход усиливает практи-коориентированность образования, его предметнопрофессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи.
Таким образом, реализация принципов компе-тентностного подхода в образовании с применением имитационных методов обеспечит выполнение основной цели профессионального образования -подготовка компетентностных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В. И. // Высшее образование в России. 2004. №11.
2. Шадриков В. Д. // Высшее образование в России 2004. №2. С.4.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.
4. Андреев А. Л. // Педагогика, 2005. №4. С. 19-27.
5. Болотов В. А., Сериков В. В. // Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
Поступила в редакцию 19.06.2007 г.