Научная статья на тему 'Принципы компетентностного подхода при подготовке конкурентоспособных специалистов среднего звена'

Принципы компетентностного подхода при подготовке конкурентоспособных специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1736
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENT APPROACH / QUALITY OF THE PROFESSIONAL EDUCATION / IMITATIONAL METHODS OF TEACHING / FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина А. А.

Компетентностный подход, призванный решать ряд проблем в образовательном процессе, является способом достижения нового качества профессионального образования и определяет направление изменения образования в целом, его приоритеты, содержательный ресурс развития. Наиболее эффективными являются имитационные методы обучения, способствующие более качественному формированию профессиональных компетенций, базирующихся на самостоятельной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабибуллина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of the competent approach applied to the training of competitive specialists of the middle staff

The competent approach, which has to solve several problems of the educational process, is a way to move the specialized education to the new quality level. It predetermines the changing of education in general. Imitational methods of teaching are the most effective and lead to the higher-quality professional competences, based on the individual students' activity.

Текст научной работы на тему «Принципы компетентностного подхода при подготовке конкурентоспособных специалистов среднего звена»

УДК 377.1

ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

© А. А. Хабибуллина

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3.

Тел.: + 7 (34 7) 272 41 73, факс: + 7 (34 7) 272 3 7 51.

Компетентностный подход, призванный решать ряд проблем в образовательном процессе, является способом достижения нового качества профессионального образования и определяет направление изменения образования в целом, его приоритеты, содержательный ресурс развития. Наиболее эффективными являются имитационные методы обучения, способствующие более качественному формированию профессиональных компетенций, базирующихся на самостоятельной деятельности студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, качество профессионального образования, имитационные методы обучения, формирование профессиональных компетенций.

В соответствии с требованиями «Концепции модернизации образования до 2010 года», в свете событий Болонского процесса, хотелось бы обратить внимание, что основной целью современного образования является повышение качества и эффективности образования, мобильности и расширение доступности на основе познавательной активности и самостоятельного мышления студентов. Повышение качества среднего профессионального образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением целей и результатов профессионального образования. Одним из подходов к развитию и совершенствованию профессионального образования является интеграция среднего профессионального образования в систему непрерывного образования и усиление практического аспекта подготовки квалифицированных специалистов на основе компетентност-ного подхода.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетентностей. При этом речь идет о новой единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

В исследованиях специалистов обосновано, что компетентностный подход является перспек-

тивным направлением в повышении качества образования, так как он предполагает конструирование образования не только «от знаний», но и от «способа» деятельности. Он также позволяет обеспечить развитие системы среднего профессионального образования, адекватное потребностям современного производства. Ключевыми показателями уровня профессионализма любого специалиста является его конкурентоспособность как составляющая качества профессионального образования. Компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, которым считается формирование компетентности, способности человека действовать в различных практических ситуациях (в том числе и профессиональных).

В настоящее время при обсуждении вопросов нового качества образования термин «компетентность» все чаще используется для обозначения нового результата образования. Именно так он звучит в российской концепции модернизации образования. Предполагается, что «компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на ценностях и склонностях студентов и на приобретенном ими учебном и жизненном опыте.

Мы согласны с мнением многих практиков-исследователей, считающих, что в настоящее время «знаниевое» образование оказывается уже неэффективным и нецелесообразным, и для восстановления равновесия между знаниями и жизнью необходимо преобразовать знания в интегральные деятельностно-практические умения - компетентность [1,2].

В связи с этим происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с по-

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3

183

нятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» студентов, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании. В то же время анализ литературы по данному вопросу показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих системообразующих понятий, так и основанного на них подходах к педагогическому процессу.

В научной литературе нет четкого общепринятого разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Так, в настоящее время широкое распространение получила трактовка компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенции по сути определяют набор видов деятельности, которые должен осуществлять профессионал в конкретной области на определенном уровне, а компетентность - это реализация компетенции у конкретного субъекта деятельности, которая зависит от личностных характеристик.

Мы согласны с мнением О. Е. Лебедева [3], который считает, что на основе компетентностного подхода при организации образовательного процесса происходит формирование у студента ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования.

Рассматривая компетентность как интегральные деятельностно-практические умения, исследователь А. Л. Андреев [4] указывает на то, что компетентности могут представляться как профессиональные компетентности или квалификации в какой-либо профессиональной области.

Мы разделяем точку зрения В. А. Болотова, В. В. Серикова, считающих, что профессиональная компетентность рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая и обобщенные знания, умения и навыки), личностных характеристик (ценностных ориентаций, способностей и т. д.) и опыта, позволяющий студенту использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности [5].

Будучи интегративным образованием, профессиональная компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к

определенным знаниям, умениям и навыкам. Она не только отражает изменяющийся потенциал и способность человека его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным. Компетенции выступают в качестве составляющих компонентов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность понимается как способность и готовность специалиста к реализации приобретенных знаний, умений, навыков, опыта в реальной профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности включает в себя ключевые и специальные компетенции. Формирование профессиональной компетентности с использованием имитационной технологии, которая меняет представление преподавателей и студентов об учебно-познавательной деятельности, выступает ресурсом для изменения содержания образования.

Обеспечение качества образовательного процесса связано с обновлением педагогических технологий, а именно с увеличением доли технологий обучений, предполагающих организацию самостоятельной работы студентов, их проектную и профессиональную деятельность.

Опираясь на результаты научно-педагогических исследований и практику образовательной деятельности средних специальных учебных заведений, считаем, что особую актуальность сегодня приобретает проблема учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе инновационных подходов, в число которых предлагаем включить имитационные методы обучения в контексте компетентностного подхода.

Характерным отличием имитационных методов от неимитационных является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной, коллективно-профессиональной деятельности).

Особенность имитационного обучения заключается в том, что на занятиях применяются игровые и неигровые методы, имитируются условия профессиональной среды и деятельности, что способствуют более качественному формированию профессиональных компетентностей у будущих специалистов среднего звена. Имитационные методы обучения, состоящие из игровых и неигровых методов, могут быть направлены как на первичное овладение знаниями, так и на закрепление или обобщение изученного материала; могут представлять собой целостную форму занятия или применимую на отдельном этапе занятия методику.

К имитационным неигровым занятиям относят решение ситуационных и профессиональных задач,

анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции (алгоритму), выполнение имитационных упражнений-действий. Методы, при реализации которых студенты должны играть определенные роли, относят к игровым. Они являются наиболее эффективными методами обучения, имитирующими профессиональную деятельность.

Опыт практической педагогической деятельности позволяет считать, что необходимо учитывать принцип системности и последовательности обучения при внедрении имитационных неигровых и игровых технологий в образовательный процесс. Прежде чем выбрать ту или иную методику преподавания, необходимо выявить реальные учебные возможности, способности, уровень познавательной активности студентов. Моделирование образовательного процесса, оптимальная организация практического занятия с внедрением имитации профессиональной деятельности, познавательной активности студента, его индивидуального качества мышления и самоорганизации и определяет готовность молодого специалиста к творческому выполнению своих функций, качество подготовки и уровня сформированности профессиональных компетентностей.

В заключении хотелось бы отметить, что внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс предполагает активную деятельность самих студентов, к тому же основными принципами подхода являются целостное включение студентов в учебно-познавательную деятель-

ность, открытость и свобода выбора студентами своих действий, формирование рефлексивной позиции к себе как к субъекту деятельности. А реализация данных принципов компетентностного подхода, по нашему мнению, возможна при внедрении в образовательный процесс имитационных методов обучения при профессиональной подготовке специалистов среднего звена.

Компетентностный подход усиливает практи-коориентированность образования, его предметнопрофессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи.

Таким образом, реализация принципов компе-тентностного подхода в образовании с применением имитационных методов обеспечит выполнение основной цели профессионального образования -подготовка компетентностных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. И. // Высшее образование в России. 2004. №11.

2. Шадриков В. Д. // Высшее образование в России 2004. №2. С.4.

3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.

4. Андреев А. Л. // Педагогика, 2005. №4. С. 19-27.

5. Болотов В. А., Сериков В. В. // Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.

Поступила в редакцию 19.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.