УДК 316.6
ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ
СЕСТЁР
А.А.Мутигуллина, Н.А. Читалин
Преобразования системы профессионального образования и приоритеты реформирования здравоохранения способствовали разработке теоретической модели формирования практической компетентности у будущих медицинских сестёр. Она представлена целостной системой подготовки посредством применения имитационных методов неигрового (ситуационного) и игрового (симуляционного) обучения, результатом которой является сформированность компонентов (мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного) практической компетентности.
Ключевые слова: Модульно-компетентностный подход, имитационные методы обучения, формирование компонентов практической компетентности у будущих медицинских сестёр.
В системе профессионального медицинского образования в настоящее время в полном объеме осуществляется реализация основных образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (ФГОС-3), где модульно-компетентностный подход, выступающий приоритетом образования, ориентирован на подготовку будущей медицинской сестры, свободно владеющей профессиональными компетенциями, готовой к осуществлению профессиональной деятельности, способной к самообразованию, совершенствованию и профессиональному росту [3].
В рамках ФГОСа-3 одним из приоритетных направлений профессионального образования является формирование практической компетентности у будущих медицинских сестёр, представленное как интегральное качество личности, характеризующееся готовностью и способностью синтезировать совокупность профессиональных знаний, умений, навыков практического опыта и профессионально-важных качеств личности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях практического здравоохранения. Основываясь на мнении академика А.М.Новикова [5], мы рассматриваем практическую компетентность как совокупность ключевых и профессиональных компетенций в действии.
В практике профессионального образования педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями [2]. Ведь зачастую, обладая достаточно хорошим уровнем профессиональной подготовки (профессиональные знания, умения выполнять манипуляции), будущие медицинские сестры испытывают трудности при осуществлении деятельности в реальных условиях практического здравоохранения, особенно в отделениях неотложной медицинской помощи (реанимационно-анестезиологические отделения, хирургический стационар и т.п.), где в экстренных условиях, проявив свою практическую компетентность, они должны самостоятельно принять решение в возникшей проблемной ситуации и, работая в команде, реализовать его за короткий промежуток времени и нести при этом ответственность за совершенные действия.
Реализацию данных приоритетов считаем возможным за счет создания практикоориентированной образовательной среды [1] при применении имитационных методов обучения в виде поэтапного, систематического внедрения методов неигрового (ситуационного: решение ситуативных и производственных задач, анализ конкретных ситуаций, разбор корреспонденции, действие по инструкции, выполнение имитационных упражнений) и игрового (симуляционного: ролевое разыгрывание ситуаций, игровой тренинг, ролевые и деловые игры) обучения, способствующих активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности будущих медицинских сестёр.
Методы симуляционного обучения применяются в последнее десятилетие при
подготовке медицинских специалистов во всем мире (Abbey L.M., Arnold P., 2003;
Acosta E., Liu A., 2007), и актуальны в России (С.А.Булатов, 2012; К.А.Муравьев,
А.Б.Ходжаян, С.В.Рой, 2011; А.В.Федоров, М.Д.Горшков, 2010) как наиболее
эффективные методы по приобретению навыков практического опыта за счет
отработки манипуляций на симуляторах (фантомах и муляжах); формированию
профессиональных умений действовать в экстремальных ситуациях, оказывать
помощь пациенту в тех ситуациях, когда отработка навыков на пациентах
2
невозможна [4]. В условиях реформирования здравоохранения, с появлением новых высокотехнологичных методов лечения и проведением манипуляций и операций по нанотехнологиям, симуляционные методы являются актуальными, так как формирование навыков практического опыта в силу сложности и невозможности отработки на пациентах осуществляются в специально созданных симуляционных условиях без участия самого пациента, что способствует решению проблемы причинения вреда здоровью пациентов при выполнении манипуляций и профилактике стресса у будущих медицинских сестёр. За счет игрового характера процесса обучения и создания условий, имитирующих профессиональную среду, будущие медицинские сестры овладевают основами учебно-профессиональной деятельности через трансформацию учебно-познавательной в квазипрофессиональную деятельность посредством системы имитационных методов неигрового (ситуационного) и игрового (симуляционного) обучения.
Трансформация учебно-познавательной деятельности в
квазипрофессиональную осуществляется путем последовательного внедрения методов неигрового (ситуационного) обучения в комбинации их с методами игрового (симуляционного) обучения при формировании общих и профессиональных компетенций, а трансформация её в учебно-профессиональную деятельность, в процессе которой совершенствование профессиональных компетенции происходит при овладении навыками самостоятельного практического опыта, осуществляется при работе в условиях учебно-симуляционного центра или в отделениях практического здравоохранения. Для эффективности данного процесса трансформации одним из необходимых условий является систематичность, последовательность и реализация педагогических условий внедрения имитационных методов обучения.
При реализации системы имитационных методов обучения для формирования практической компетентности были выделены основные этапы: - Первый - учебно-познавательный этап - формирование учебно-познавательной
деятельности посредством знакомства с субъектами, средствами, способами и
3
условиями будущей профессиональной деятельности - в процессе организации которой происходит овладение общими и профессиональными компетенциями (теоретические знания, и практические умения и навыки) посредством методов ситуационного обучения (метод решения и самостоятельное проектирование типовых и ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения и действия по стандартам т.п.).
- Второй - учебно-практический этап, где происходит формирование и совершенствование компетенций, необходимых для осуществления квазипрофессиональной деятельности. Предлагаем дальнейшее внедрение методов ситуационного обучения с переходом на комбинированное сочетание их с методами игрового обучения. Организация образовательного процесса по изучению профессионального модуля в данном случае осуществляется в условиях кабинетов доклинической практики и учебно-симуляционного центра, оборудованного с созданием условий профессиональной среды (процедурный кабинет, перевязочная, операционная, палата интенсивной терапии т.п.), где студенты формируют профессиональные навыки по выполнению различных технологий медицинских услуг, необходимых для дальнейшей практической деятельности.
- Третий - учебно-профессиональный этап - уровень формирования учебно-профессиональной деятельности, где развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций у будущих медицинских сестёр происходит в процессе организации учебных и производственных практик в учебно-симуляционном центре и в отделениях медицинских организаций.
Формирование практической компетентности осуществляется на основе компонентов:
- мотивационно-целевого (осознание важности и престижа работы медицинской сестры, принятие ценностей профессиональной деятельности; жизненные установки: намерения и склонности, связанные с избранной профессиональной деятельностью, стремление работать по специальности с
преобладанием мотивов, обеспечивающих эффективность выполнения будущей профессиональной деятельности;
- когнитивного (понимание учебного материала, познавательная активность (осмысление, анализ, классификация, обобщение, преобразование учебной информации), анализ самостоятельной деятельности;
- деятельностного (высокий уровень практических действий; степень сформированности когнитивных, конструктивных и коммуникативно-организационных умений);
- рефлексивно-оценочного (формирование оценочного отношения к результатам собственной деятельности и установка на самосовершенствование).
Для выявления уровня сформированности компонентов практической компетентности у будущих медицинских сестёр (мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного) высокий (творческий), средний (продуктивный), низкий (репродуктивный), которые затем мы объединили в интегральный показатель «практическая компетентность»), необходима разработка контрольно-оценочных средств в виде тестовых заданий, условий ситуационных задач и конкретных ситуаций с эталонами ответов, сценарии ролевых и деловых игр и т.п..
Модульно-компетентностный подход как основа ФГОС позволяет
осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения и в пределах
одного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта
по специальности или образовательной программы учебного заведения)
осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования
конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной
трудовой функции, отражающей требования рынка труда [6]. Профессиональный
цикл по специальности «Сестринское дело» состоит из общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей, в процессе которых осуществляется
комплексное овладение общими и профессиональными компетенциями, а
деятельность преподавателей общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей направлена на тесное межпредметное
5
взаимодействие дисциплин и модулей за счет интеграции преподавания, при формировании практической компетентности будущих медицинских сестёр, предполагающая последовательное наращивание знаний по горизонтали, прогрессивное возрастание их по вертикали с учетом применения их в практической деятельности.
Таким образом, формирование практической компетентности у будущих медицинских сестёр в совокупности с мотивационно-целевым, когнитивным, деятельностным и рефлексивно-оценочным компонентами осуществляется в процессе трансформации учебно-познавательной деятельности в учебно-профессиональную через квазипрофессиональную за счет создания условий имитации при поэтапном и систематичном применении имитационных методов неигрового (ситуационного) и игрового (симуляционного) обучения, где профессиональная деятельность медицинской сестры смоделирована как система разрешения проблемных ситуаций, ситуационных задач в контексте основных приоритетов модульно-компетентностного, личностно-деятельностного и контекстного подходов и принципов профессионального обучения. Источники:
1. Двойников С.И. Пути повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Медицина, 21-22 мая 2009. 322 с. С. 4-8.
2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество, 2007. № 10. С. 361-365.
3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756 / Сборник нормативных правовых документов. Москва, 2002.
4. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент // Фундаментальные исследования, 2011. № 10 (часть 3). С. 534-537.
5. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
6. Семакова В.В. Дидактическая модель интегрированного курса «Физика и электротехника» для студентов ссуз // Дидактическая модель интеграции естественно-математической и общепрофессиональной подготовки на основе компетентностного подхода: научно-методическое пособие / под научн. ред. С.Ю.Грузковой, Н.А.Читалина. Казань: Издательство «Данис», 2012. С. 53-66.
References:
1. Dvoynikov S.I. Puti povy'sheniya kachestva podgotovki specialistov so srednim medicinskim i farmacevticheskim obrazovaniem: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno- prakticheskoy konferencii. Kazan': Medicina, 21-22 maya 2009. 322 s. S. 4-8.
2. Ibragimov G.I. Kompetentnostny'y podhod v professional'nom obrazovanii // Obrazovatel'ny'e tehnologii i obsch'estvo, 2007. № 10. S. 361-365.
3. Koncepciya modernizacii Rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010g. Rasporyajenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 29.12.2001g. № 1756 / Sbornik normativny'h pravovy'h dokumentov. Moskva, 2002.
4. Murav'ev K.A., Hodjayan A.B., Roy S.V. Simulyacionnoe obuchenie v medicinskom obrazovanii -perelomny'y moment // Fundamental'ny'e issledovaniya, 2011. № 10 (chast' 3). S. 534-537.
5. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. M.: E'gves, 2002. 320 s.
6. Semakova V.V. Didakticheskaya model' integrirovannogo kursa «Fizika i e'lektrotehnika» dlya studentov ssuz // Didakticheskaya model' integracii estestvenno-matematicheskoy i obsch'eprofessional'noy podgotovki na osnove kompetentnostnogo podhoda: nauchno-metodicheskoe posobie / pod nauchn. red. S.YU.Gruzkovoy, N.A.CHitalina. Kazan': Izdatel'stvo «Danis», 2012. S. 53-66.
Зарегистрирована: 11.11.2013