Научная статья на тему 'Имитационное моделирование учебного процесса при профессиональной подготовке сестринского персонала'

Имитационное моделирование учебного процесса при профессиональной подготовке сестринского персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал МедиАль
Область наук
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / IMITATING MODELING / NURSING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадникова Екатерина Анатольевна

Оптимизация педагогических технологий в современных условиях является необходимой компонентой медицинского образования. Симуляционные формы обучения для наработки практических навыков особенно востребованы в профессиональной подготовке сестринского персонала, так как позволяют повысить компетентность учащихся, а также обеспечить безопасность, эффективность и качество медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадникова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imitating modeling of educational process at nursing staff vocational training

Optimization of pedagogical technologies in modern conditions is necessary part of medical education. Imitating modeling of study for an operating time of practical skills are especially claimed in nursing staff vocational training as allow to raise competence of pupils, and also to provide safety, efficiency and quality of medical aid.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование учебного процесса при профессиональной подготовке сестринского персонала»

Журнал МедиАль сентябрь 2010

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА Кадникова Е.А.

ГАОУ АПО «Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения», г Нижний Новгород

Кадникова Екатерина Анатольевна, e-mail: medrabotnikitcDmail.ru Оптимизация педагогических технологий в современных условиях является необходимой компонентой медицинского образования. Симуляиионные формы обучения для наработки практических навыков особенно востребованы в профессиональной подготовке сестринского персонала, так как позволяют повысить компетентность учашихся, а также обеспечить безопасность, эффективность и качество медицинской помоши.

Ключевые слова: имитационное моделирование, сестринский персонал

Optimization of pedagogical technologies In modern conditions is necessaiy part of medical education. Imitating modeling of study for an operating time of practical skills are especially claimed In nursing staff vocational training as allow to raise competence of pupils, and also to provide safety, efficiency and quality of medical aid.

Keywords: imitating modeling, nursing staff

Современный этап модернизации системы здравоохранения России характеризуется потребностью в новых медицинских кадрах, владеющих современными технологиями, методами диагностики и лечения, умеющих самостоятельно принимать решения в экстренных ситуациях, владеть навыками работы на современном медицинском оборудовании.

Процесс подготовки специалистов, готовых выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда, неразрывно связан с оптимизацией педагогических технологий, проведением эффективных научных исследований, расширением набора предоставляемых образовательных услуг. Переход на качественно новый уровень подготовки профессиональных кадров сестринских служб возможен посредством внедрения в педагогическую практику активных форм обучения. Активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные.

Неимитационные методы включают проблемную лекцию, проблемноактивные практические и лабораторные занятия, самостоятельное курсовое проектирование и др. (ориентированы на проблемность, интенсификацию логико-познавательной деятельности обучаемых).

Имитационные методы (имитация реальных обстоятельств в условной ситуации) подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым имитационным методам относятся метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения, индивидуальный технологический тренинг на автоматизированных рабочих местах. Сущность указанных методов заключается в моделировании реальных объектов и ситуаций без наличия свободной игры и исполнения ролевых функций. К игровым имитационным методам относятся деловые игры, игровое производственное проектирование, метод разыгрывания ролей. Они базируются на игровой функциональной основе, игровых элементах, связях, отношениях. В игровых методах сочетаются два принципа обучения: принцип проблемности и принцип моделирования будущей профессиональной деятельности. Имитационное моделирование — метод, позволяющий строить модели, операции, ситуации, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты отработанных иммутаций будут определяться компьютером.

К имитационному моделированию прибегают, когда дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте (больном человеке). Иммитационный метод обучения дает возможность слушателям за сравнительно короткий период времени усвоить большой объем информации и тут же попрактиковаться в ее применении.

Для совершенствования тренинговых методик в ГАОУ ДПО "Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения" оборудованы специальные классы с использованием: информационной и симуляционной техники.

Внедрение симуляционной технологии обучения дает возможность приобрести необходимые практические и теоретические знания, не нанося урон здоровью человека. Безусловно, наиболее актуальной сферой применения такого обучения является неотложная помощь.

Как показывает наш опыт, традиционное теоретическое обучение не обеспечивает освоения специфических практических навыков, не учит работе в команде, алгоритмизации своих действий. Как правило, самые большие проблемы выявляются в области осуществления реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда принятие решения сводится к минимуму, и на первый план выступает отработанность навыков.

Для определения подобных сложностей в ГАОУ ДПО "Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения" на базе городской подстанции скорой помощи был создан симуляционный класс. Оснащен класс не только приборами, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дифибрилляторы,

Журнал МедиАль сентябрь 2010

инфузионные помпы, реанимационные и травматические укладки и др.), но и системой симуляции (манекены различных поколений для отработки первичных навыков, для имитации элементарных клинических ситуаций и для отработки действий фельдшера на догоспитальном этапе).

В такой системе при помощи компьютера, как можно более полно имитируется физиологические состояния человека-манекена: дыхание, сердцебиение, аускультация шумов легких и тонов сердца, определение пульсации, артериального давления; возможность обеспечения сосудистого доступа, интубации, электрической кардиоверсии. При этом система обучения построена на методе получения знаний от простого к сложному: начиная с простых манипуляций, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях. Активно прорабатываются все фрагменты специализированной сердечно-сосудистой реанимации. Занятия записываются на видео камеру, с последующим обсуждением и разбором ошибок слушателей. Оценка обучения проводится на манекене, симулирующем различные клинические ситуации. Помимо обучения лечебным мероприятиям, впервые в практике фельдшеров осуществляется работа с оборудованием скорой помощи, которая проходит как за партой с приборами, так и в салоне автомобиля "03". Развитие игровых образовательных технологий дало мощный импульс профессиональному обучению взрослых.

Симуляционные формы обучения специалистов становятся все более востребованными в дополнительном образовании. Внутренний потенциал, способности обучаемого должны достичь в симуляционной деятельности такого уровня развития, чтобы успешно перенестись в повседневную и профессиональную деятельность. В этом состоят, на наш взгляд, назначение и смысл имитационного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.