Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЕЛОСПОРТЕ-ТАНДЕМЕ (СПОРТ СЛЕПЫХ) НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЕЛОСПОРТЕ-ТАНДЕМЕ (СПОРТ СЛЕПЫХ) НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
537
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / СПОРТ СЛЕПЫХ / ВЕЛОСПОРТ-ТАНДЕМ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / СТОКЕР / ПИЛОТ / СПОРТСМЕН-ВЕДУЩИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рубцова Наталия Олеговна, Яковлева Александра Александровна

Введение. При внедрении инклюзивных тренировочных программ в спорте слепых для полной реализации спортивной подготовки в дисциплине велоспорт-тандем возникает необходимость разработки организационно-педагогических условий тренировочного процесса. Следовательно, важной целью в велоспорте-тандеме на начальном этапе спортивной подготовки является определение организационно-педагогических условий инклюзивного тренировочного процесса. Методика и организация исследования. Для их определения мы использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, опросный метод, метод математической статистики. В нашем экспериментальном исследовании приняло участие 20 подростков от 15 до 17 лет, из них 10 участников имеют нарушение зрения (стокеры) и 10 участников - без отклонений в состоянии здоровья (пилоты). Результаты исследования. В данной статье представлены организационно-педагогические условия инклюзивного тренировочного процесса в спорте слепых (дисциплине велоспорт-тандем), выявленные в ходе проведения педагогического эксперимента. Рассмотрены варианты развития профессиональной спортивной карьеры пилота при подготовке по программам для олимпийских и паралимпийских видов спорта. Вывод. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости пересмотра организации инклюзивного тренировочного процесса в «спорте слепых» в дисциплине велоспорт-тандем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рубцова Наталия Олеговна, Яковлева Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCLUSIVE CLASSES IN TANDEM CYCLING (BLIND SPORTS) AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

The introduction of inclusive training programs in blind sports requires the availability of organizational and pedagogical conditions for the full implementation of sports training in the discipline of cycling-tandem. Therefore, the important goal in tandem cycling at the initial stage of sports training is to determine the organizational and pedagogical conditions of the inclusive training process. We used the following research methods: the literature review, pedagogical observation, pedagogical experiment, pedagogical testing, questionnaire method, method of mathematical statistics. 20 adolescents from 15 to 17 years old took a part in our experimental study: 10 participants have visual impairment (stockers) and 10 non disabled participants (pilots). This article presents the organizational and pedagogical conditions of the inclusive training process in the blind sport (cycling-tandem discipline), identified during the pedagogical experiment. The options for the development of a professional sports career of a pilot are considered in preparation for programs by Olympic and Paralympic sports. The results of the study indicate the need to revise the organization of an inclusive training process in the blind sport in the cycling-tandem discipline.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЕЛОСПОРТЕ-ТАНДЕМЕ (СПОРТ СЛЕПЫХ) НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)»

11. Periodization Training Focused on Technical-Tactical Ability in Young Soccer Players Positively Affects Biochemical Markers and Game Performance / L.Q.T. Aquino Rodrigo, Cruz Gonjalves Luiz G., Palucci Vieira, Luiz H. [at al.]. - Doi: 10.1519/JSC.0000000000001381 // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2016. - Oct. 30 (10). - P. 2723-2732.

12. Richards P. Developing team decisionmaking: A holistic framework integrating both on-field and off-field pedagogical coaching processes / P. Richards, D. Collins, D.R.D. Mascarenhas // Sports Coach. - 2017. - № 6. - P. 57-75.

13. Thorpe L. Rethinking Games Teaching / L. Thorpe, R. Bunker, L. Almond. - Loughborough, UK : Department of Physical Education and Sport Science, Loughborough University, 1986.

14. Tee J.C. A Tactical Periodization Approach for Rugby Union / J.C. Tee, M. Ashford, D. Pig-gott // Strength and Conditioning Journal. - 2018. - No. 40 (5). - P. 1-13.

REFERENCES

1. Martins, F. (2003), "The tactical periodization according to Vitor Frade. More than a concept, a way of being and reflecting football", University of Porto, Porto, 2003.

2. Delgado-Bordonau, J., Mendez-Villanueva, A. (2012), "Tactical periodization: Mourinho's best kept secret», Soccer NSCAA J 3, 2012, pp. 28-34.

3. Tamarit, X. (2015), "What is Tactical Periodization", Bennion Kearny Limited, 2015, pp. 1132.

4. Casarin, RV., Oliveira, R. (2010), "Tactical periodization. Structuring, principles and methodological errors in its application in soccer", Efdeportes.Com 15: 144, 2010.

5. Bate, A. Jose Mourinho (2019), "Vitor Frade and the influence of tactical periodization", Sky-sports.com, July 18, 2019, URL: https://www.skysports.com/transfer/news/l1662/11764172/jose-mourinho-vitor-frade-and-the-influence-of-tactical-periodisation (accessed 28 December 2022).

6. Jones, E. (2017), "Keynote address. International Council for Coach Education (ICCE)", Global Coaches Conference, Liverpool, July 31, 2017.

7. Burton, AW., Miller, DE. (1998), Movement Skill Assessment, Human Kinetics, 1998, pp.131-156.

8. Oliveira, JG. (2007), "Nuestro microciclo semanal (morfociclo)", VI Clinic Futbol Base Fundacion FC Porto. Osasuna, 2007.

9. O'Connor, D., Larkin, P. (2015), "Decision making and tactical knowledge". In: Favero T., Drust B., Dawson B., eds. International Research in Science and Soccer II. Routledge, 2015.

10. Lara-Bercial S., Mallett CJ. (2016), "The practices and developmental pathways of professional and Olympic serial winning coaches". Int Sport Coach J 3: 221-239, 2016.

11. L Q T Aquino R, Cruz Gonjalves LG, Palucci Vieira LH, Oliveira LP, Alves GF, Pereira Santiago PR, Puggina EF. (2016), "Periodization Training Focused on Technical-Tactical Ability in Young Soccer Players Positively Affects Biochemical Markers and Game Performance". J Strength Cond Res. 2016 Oct; 30(10): 2723-32. doi: 10.1519/JSC.0000000000001381. PMID: 26890976.

12. Richards, P., Collins, D., Mascarenhas, D.R.D. (2017), "Developing team decisionmaking: A holistic framework integrating both on-field and off-field pedagogical coaching processes". Sports Coach Rev 6: 57-75, 2017.

13. Thorpe, L., Bunker, R., Almond, L. (1986), "Rethinking Games Teaching (1st ed)", Loughborough, United Kingdom: Department of Physical Education and Sport Science, Loughborough University, 1986.

14. Tee, J.C., Ashford, M., Piggott, D. A. (2018), "Tactical Periodization Approach for Rugby Union", Strength and Conditioning Journal, 2018, pp. 1 -13.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2023

УДК 796.61

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЕЛОСПОРТЕ-ТАНДЕМЕ (СПОРТ СЛЕПЫХ) НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)

Наталия Олеговна Рубцова, кандидат педагогических наук, профессор, Александра Александровна Яковлева, аспирант, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК),

Москва

Аннотация

Введение. При внедрении инклюзивных тренировочных программ в спорте слепых для полной реализации спортивной подготовки в дисциплине велоспорт-тандем возникает необходимость разработки организационно-педагогических условий тренировочного процесса. Следовательно, важной целью в велоспорте-тандеме на начальном этапе спортивной подготовки является определение организационно-педагогических условий инклюзивного тренировочного процесса. Методика и организация исследования. Для их определения мы использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, опросный метод, метод математической статистики. В нашем экспериментальном исследовании приняло участие 20 подростков от 15 до 17 лет, из них 10 участников имеют нарушение зрения (стокеры) и 10 участников - без отклонений в состоянии здоровья (пилоты). Результаты исследования. В данной статье представлены организационно-педагогические условия инклюзивного тренировочного процесса в спорте слепых (дисциплине велоспорт-тандем), выявленные в ходе проведения педагогического эксперимента. Рассмотрены варианты развития профессиональной спортивной карьеры пилота при подготовке по программам для олимпийских и паралимпийских видов спорта. Вывод. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости пересмотра организации инклюзивного тренировочного процесса в «спорте слепых» в дисциплине велоспорт-тандем.

Ключевые слова: инклюзивные программы, спорт слепых, велоспорт-тандем, тренировочный процесс, адаптивный спорт, стокер, пилот, спортсмен-ведущий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p437-444

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCLUSIVE CLASSES IN TANDEM CYCLING (BLIND SPORTS) AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Natalia Olegovna Rubtsova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexandra Ale-xandrovna Yakovleva, the post-graduate student, Russian University of Sports (SCOLIPE),

Moscow

Abstract

The introduction of inclusive training programs in blind sports requires the availability of organizational and pedagogical conditions for the full implementation of sports training in the discipline of cycling-tandem. Therefore, the important goal in tandem cycling at the initial stage of sports training is to determine the organizational and pedagogical conditions of the inclusive training process. We used the following research methods: the literature review, pedagogical observation, pedagogical experiment, pedagogical testing, questionnaire method, method of mathematical statistics. 20 adolescents from 15 to 17 years old took a part in our experimental study: 10 participants have visual impairment (stockers) and 10 non disabled participants (pilots). This article presents the organizational and pedagogical conditions of the inclusive training process in the blind sport (cycling-tandem discipline), identified during the pedagogical experiment. The options for the development of a professional sports career of a pilot are considered in preparation for programs by Olympic and Paralympic sports. The results of the study indicate the need to revise the organization of an inclusive training process in the blind sport in the cycling-tandem discipline.

Keywords: inclusive programs, blind sports, training process, adaptive sports, tandem cycling, stoker, pilot, sighted guide.

ВВЕДЕНИЕ

Велоспорт-тандем - дисциплина спорта слепых, в соревновательной и тренировочной деятельности которой используется велосипед для двух человек, именующийся велосипедом-тандемом. Зрячий спортсмен, управляющий велосипедом-тандемом, называется пилотом (от английского слова «pilot»), а сидящий позади незрячий спортсмен -стокером (от английского слова «stoker») [7].

Исследователями обнаружено (Евсеева О.Э. и др.), что нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности у подростков, имеющих данную патологию [2]. Следовательно, полная реализация подготовки в дисциплине велоспорт-тандем не осуществима без пилотов, так как патология органа зрения не позволяет стокерам чувствовать себя комфортно и безопасно в процессе самостоятельного передвижения на одиночном велосипеде. В данном случае совместная соревновательная деятельность инвалидов и здоровых спортсменов не только допускается, но и поощряется [1].

С целью определения педагогических условий организации инклюзивного тренировочного процесса в спорте слепых нами проведён педагогический эксперимент.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования является инклюзивный тренировочный процесс в дисциплине спорта слепых велоспорт-тандем.

Предметом исследования являются виды инклюзии в велоспорте-тандеме.

Цель исследования: определить организационно-педагогические условия инклюзивного тренировочного процесса в велоспорте-тандеме на начальном этапе спортивной подготовки.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ средств, форм и методов адаптивного спорта в инклюзивном тренировочном процессе в велоспорте-тандеме;

2. Оценить специальную физическую подготовленность пилотов и стокеров в велоспорте-тандеме на начальном этапе спортивной подготовки;

3. Разработать и экспериментально проверить методику инклюзивной спортивной подготовки в велоспорте-тандеме на начальном этапе и организационно-педагогические условия.

Методы проведения исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование (тесты на велотренажёре Wattbike), опросный метод, метод математической статистики.

В практическом исследовании в течение года приняло участие 20 подростков от 15 до 17 лет: 10 человек с нарушением зрения и 10 человек, не имеющих нарушения зрения. Исследование проводилось на базах ГБУ «Московская академия велосипедного спорта» Москомспорта, АО СЦП «Крылатское», ГКУ «ЦСТиСК» Москомспорта и Московского отделения Федерации спорта слепых.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Важно отметить тот факт, что совместимость пилотов и стокеров играет важную роль в тренировочном процессе. Несоответствие уровней физической подготовленности напарников по тандему может привести к снижению мотивации и отсутствию желания заниматься данным видом спорта. Следовательно, мы предлагаем проведение тестирования на велотренажёре Wattbike для рационального подбора напарников по тандему. Тестирование включает в себя модифицированный шестиминутный тест Купера (в километрах), в котором также отслеживаются: средняя частота педалирования (каденс; в оборотах в минуту), средняя мощность (в ваттах), средняя мощность на килограмм веса (в ваттах на килограмм). До проведения тестирования мы провели взвешивание участников эксперимента. В таблице 1 представлены данные физической подготовленности пилотов и стокеров, полученные нами в ходе проведения тестирования на велотренажёре Wattbike.

Оценивая результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о наличии достоверных различий между группами и отставании в уровне

физической подготовленности стокеров от пилотов на начальном этапе спортивной подготовки в велоспорте-тандеме. Следует отметить, что пилоты, принимавшие участие в нашем исследовании, более двух лет занимаются велоспортом.

Таблица 1 - Показатели уровня физической подготовленности у испытуемых экспериментальных групп «стокеры» (п=10) и «пилоты» (п=10)._

Тесты Стокеры Пилоты Достовер. разл. по и-критерию Манна-Уитни

25% Me 75% 25% Me 75%

Средний каденс (оборотов в минуту) 59,5 64 66 91 95 96 <0,05

Средняя мощность (ватт) 181,5 187 195,5 280 289 296,5 <0,05

Мощность на единицу времени (ватт/кг) 2,7 2,9 3,15 3,8 4,1 4,4 <0,05

Модифиц. 6-минутный тест Купера на Wattbike (км) 2,78 2,89 2,98 4,68 4,76 4,82 <0,05

Примечание: и кр.=27 при р<0,05.

Опираясь на классификацию видов инклюзии и интеграции С.П. Евсеева и др. (2017) [1] и используя практический опыт реализуемого нами тренировочного процесса, мы выявили организационно-педагогические условия реализации инклюзивных программ в спорте слепых в дисциплине велоспорт-тандем. В нашем исследовании были рассмотрены все классификационные признаки и выбраны виды инклюзии, подходящие для реализации программы спортивной подготовки в спорте слепых.

В ходе проведения педагогического эксперимента нами были сформированы следующие организационно-педагогические условия:

- в велоспорте тандеме для пилотов и стокеров совместная деятельность является основной (тренировочная и соревновательная деятельность). Без участия пилотов невозможно осуществление безопасного тренировочного процесса в велоспорте-тандеме. Велосипед - источник повышенной опасности как для окружающих, так и для пассажиров этого транспортного средства. Во время передвижения на велосипеде необходимо чётко видеть препятствия, рельеф и направление трассы, а также других участников движения как на шоссе, так и на трековом полотне. Существует практика одиночной езды на велосипеде слабовидящими атлетами во время тренировок из-за недостаточного количества спортсменов-ведущих, которая не обеспечивает 100% безопасности и, зачастую, приводит к травматизации незрячего велосипедиста. В связи с этим, участие пилота в тренировочной и соревновательной деятельности - это важная и первая мера, обеспечивающая безопасность в велоспорте-тандеме. Также стоит отметить, что такие показатели как средняя мощность, средняя частота педалирования и, вытекающая из них, средняя скорость велосипеда-тандема зависят от совместной и слаженной работы пилота и стокера [8]. Следовательно, только при наличии постоянного взаимодействия пилота и стокера, возможно безопасное, технически правильное, с полной реализацией параметров упражнений (например, нагрузка, темп, исходное положение и т. д.) построение процесса спортивной подготовки в велоспорте-тандеме;

- продолжительность совместной деятельности между пилотом и стокером может быть разной в зависимости от цели и задач тренировочного занятия:

а) в течение всего занятия на велотандеме на треке или на шоссе. Данное утверждение вытекает из вышеизложенного пункта, в котором говорится о важности безопасности осуществления тренировочного процесса, а также стоит учитывать технические особенности взаимодействия между пилотом и стокером на тандеме во время движения с целью достижения оптимального уровня взаимопонимания и взаимодействия в паре;

б) эпизод занятия (например, в тренажёрном зале). Учитывая цели и задачи занятия, а также физическую подготовленность и вторичные двигательные нарушения у подростков с нарушением зрения, инклюзия в спортивной подготовке в велоспорте-тандеме может применяться в частях занятия. Например, вводная, подготовительная или заключительная часть у пилотов и стокеров проводится вместе, а в основной части решаются задачи, соответствующие уровню физической подготовленности каждого занимающегося и,

следовательно, задания подбираются индивидуально;

- занятия по дисциплине велоспорт-тандем обычно осуществляются на одном и том же спортивном объекте. В нашем исследовании занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут, среди них 2 занятия в тренажёрном зале и 1 занятие на велотреке. В Москве велотренировки осуществлялись в АО СЦП «Крылатское», который является одним из трёх крытых велодромов в России для реализации круглогодичной трековой и шоссейной подготовки. На велотреке пилоты и стокеры выполняли одинаковую работу на одном тандеме. Тренировки в тренажёрном зале осуществлялись в СК «Коломенский» и СК «Нагорный». Во время проведения тренировочных занятий в одном тренажёрном зале спортсмены выполняли совместное задание в вводной, подготовительной (например, об-щеразвивающие упражнения в парах) и заключительной частях, а в основной части каждый выполнял индивидуальное задание на силовых тренажёрах или велотренажёре Wattbike;

- соотношение спортсменов с нарушением зрения и здоровых спортсменов в нашей тренировочной группе находится в соотношении 1:1, т. е. у каждого стокера есть пилот для полноценного осуществления тренировочного и соревновательного процесса, что обосновывает отсутствие в необходимости привлечения дополнительных специалистов. Во время выполнения упражнения на велосипеде-тандеме пилоты обеспечивают безопасность, качество выполнения упражнения и темп;

- инклюзивный тренировочный процесс в нашем исследовании основывался на Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта спорт слепых (с учётом указаний для дисциплины «велоспорт-тандем»). Тренировочная деятельность в велоспорте-тандеме имеет особенности в своей реализации. В настоящее время подготовка пилотов возможна по двум направлениям - по адаптивной программе по виду спорта «спорта слепых» и по программе по виду спорта «велосипедный спорт». Сравнение вариантов развития спортивной карьеры потенциального пилота, занимающегося по одной из Программ в спортивной школе, основанной на Федеральных стандартах спортивной подготовки, представлено в таблице 2 [3, 4, 5, 6].

Оценивая полученные данные, можно сделать следующие выводы:

1. Занимаясь с самого начала по программе «спорта слепых» пилот не получает развития профессиональной спортивной карьеры, что заключается в не возможности присвоения разрядов и, следовательно, перехода на более высокий этап спортивной подготовки. В свою очередь, тренер не может повысить квалификационный рейтинг, что приводит к снижению интереса к работе с пилотами без разряда.

2. При этом потенциальный пилот, прошедший спортивную подготовку по программе «велосипедный спорт», приходит в велоспорт-тандем на закате своей индивидуальной спортивной карьеры и не включается в тренировочный процесс, чтобы обеспечить достаточную его эффективность.

Проведя опрос велосипедистов подросткового возраста, которые занимаются в спортивных школах системы Департамента спорта города Москвы, до начала педагогического эксперимента касательно карьеры пилота в велоспорте-тандеме, мы выявили у них следующее мнение:

а) не готовы пожертвовать своей спортивной карьерой ради постоянного тренировочного процесса и роста в велоспорте-тандеме в качестве пилота, так как не чувствуют себя основным участником тандема (100% респондентов). На данное мнение влияют следующие факторы:

- не высокая популярность велоспорта-тандема (60% респондентов);

- отсутствие спортивных разрядов для пилотов (100% респондентов);

- трудный процесс адаптации после постоянных тренировок на тандеме на одиночный велосипед с целью выполнения разрядов и званий (60% респондентов);

- сложный путь получения спортивного звания «Мастер спорта» в качестве пилота в связи с особенностями выполнения (100% респондентов);

- отсутствие спортивного звания ограничивает возможность перейти пилоту на более высокий этап подготовки вместе с незрячим напарником и перевести занятия спортом в профессиональную деятельность, т. е. перейти на государственную работу (100% респондентов);

Таблица 2 - Сравнение вариантов развития карьеры пилота по Программам, основанных на Федеральных стандартах спортивной подготовки (ФССП) по «спорту слепых» и «велосипедному спорту»._

Основные положения ФССП по спорту слепых (трек) ФССП по велосипедному спорту (трек)

Длительность тренировочных этапов и возрастные границы зачисления на этап Этап начальной подготовки Без огр., набор с 10 лет. 4 года, набор с 7 лет.

Учебно-тренировочный этап без огр., переход с 13 лет; 4 года, переход с 11 лет.

Этап совершенст-я спорт. мастерства Без огр., переход с 16 лет. Без огр., переход с 15 лет;

Этап высшего спортивного мастерства Без огр., переход с 18 лет. Без огр., переход с 17 лет.

Примечание: основываясь на ФСПП по спорту слепых, спортсмены-ведущие без разрядов находятся всю карьеру на начальном этапе спортивной подготовки.

Осн. положения ФССП по спорту слепых (трек) ФССП по велосипедному спорту (трек)

Возможность присвоения разрядов по единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) Отсутствует. Производится при выполнении временных нормативов или занятии мест на стартах, включённых в единый календарный план, при должном количестве участников (для разряда «Кандидат в мастера спорта» не менее 6 человек). Дисциплина должна быть включена в ЕВСК.

Примечание: без разряда невозможно перейти на следующий этап спортивной подготовки. На соревнования более высокого ранга наличие разряда является условием допуска (например, на Чемпионат Москвы по велоспорту допуском является 1 взрослый разряд).

Возможность присвоения званий При занятии дважды 1 места в течение 2 лет на: - первенстве Мира: юниоры, юниорки (19-21 год); юниоры, юниорки (18-19 лет); юноши, девушки (13-18 лет); - первенстве Европы: юниоры, юниорки (1921 год); юниоры, юниорки (18-19 лет); юноши, девушки (13-18 лет); - чемпионате России и Кубке России. Производится при выполнении временных нормативов или занятии мест на стартах, включённых в единый календарный план, при должном количестве участников (не менее 6 человек). Дисциплина должна быть включена в единую всероссийскую спортивную классификацию. Звание «Мастер спорта» выполняется с 15 лет.

Получение спортивного звания способствует повышению этапа спортивной подготовки и возможности выхода на государственную работу на должность «Спортсмен-инструктор».

Количество стартов в год. Уровень Первенства, Чемпионатов и Кубка России (пример за 2022 год). Первенство России, трек (до 18 лет) - 0; Чемпионат России, трек - 1; Кубок России, трек - 1. Первенство России (15-16 лет), трек - 6; Первенство России (17-18 лет), трек - 6; Первенство России (19 лет - 22 года), трек -1; Чемпионат России, трек - 4; Кубок России, трек - 6.

Развитие спортивной карьеры Без разряда и звания невозможен переход на более высокий этап, следовательно, пилот, даже при наличии побед и призовых мест на Чемпионатах России не может претендовать на вакансию на государственной работе. При наилучшем раскладе потребуется около трёх лет (например, 2 года подряд первое место на Чемпионате России и приблизительно 6-8 месяцев на присвоение звания «Мастер спорта»). Однако без наличия разряда «Кандидат в мастера спорта» невозможно получение звания «Мастер спорта». Есть временное ограничение по нахождению на каждом этапе спортивной подготовки. Переход с этапа на этап осуществляется при наличии сданных контрольно-переводных нормативов, спортивного разряда или звания и результата на соревнованиях (для более высоких этапов). После достижения 18 лет автоматическое отчисление из школы при отсутствии спортивного звания или разряда не ниже «Кандидат в мастера спорта» за неперспективность.

б) желают соревноваться в личных дисциплинах велоспорта, совершенствовать свой уровень физической подготовленности и спортивного мастерства. Считают, что пер-

спективнее добиться результатов в олимпийском велоспорте (100% респондентов);

в) готовы периодически помогать незрячим сверстникам в тренировочном и соревновательном процессе в велоспорте-тандеме (80% респондентов).

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости пересмотра организации инклюзивного тренировочного процесса в «спорте слепых» в дисциплине велоспорт-тандем.

ВЫВОДЫ

Оценивая полученные нами данные в ходе педагогического эксперимента, мы можем сделать следующее заключение об организационно-педагогических условиях инклюзивного тренировочного процесса в велоспорте-тандеме:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Первоначальный подбор пары в велоспорте-тандеме с учётом уровня специальной физической подготовленности является ключевым аспектом, способствующим повышению эффективности тренировочного процесса в спорте слепых и мотивации пилотов и стокеров.

2. В соответствие с классификационными признаками инклюзия в тренировочном процессе в велоспорте-тандеме имеет следующие виды:

- вид деятельности - основной (тренировочный и соревновательный);

- продолжительность совместной деятельности между напарниками по тандему зависит от цели и задач тренировочного занятия. Следовательно, она может быть в течение всего занятия, как, например, на велосипеде-тандеме, или эпизодом тренировочного мероприятия, например в тренажёрном зале;

- в нашем педагогическом эксперименте пилоты и стокеры занимались на одних и тех же спортивных объектах по Программе, основанной на Федеральном стандарте спортивной подготовки по спорту слепых для начального этапа;

- наполняемость группы начального этапа спортивной подготовки 1:1, т. е. на каждого стокера приходится 1 пилот, что способствует отсутствию необходимости привлечения дополнительных специалистов в тренировочный процесс.

3. Организация спортивной подготовки для зрячих спортсменов, начинающих занятия в велоспорте сразу в качестве пилота по Программе, основанной на Федеральном стандарте по виду спорта «спорт слепых», имеет ряд особенностей, не дающих возможность развития их профессиональной спортивной карьеры. Что приводит к потере мотивации как у тренера, так и у пилота. При этом спортсмены, приходящие на позицию пилота в велоспорт-тандем после завершения профессиональной карьеры велосипедиста, не способны полностью обеспечить эффективность тренировочного процесса. Проведя опрос зрячих подростков, занимающихся велоспортом, мы выяснили аспекты, касающиеся их участия в качестве пилотов в велоспорте-тандеме. В результате было выявлено, что они не планируют полностью завершать личную спортивную карьеру ради карьеры пилота, но готовы помогать незрячим сверстникам в тренировочном и соревновательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеева О.Э. Инклюзивные занятия спортом / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69). - С. 2-6.

2. Евсеева О.Э. Основные подходы и особенности совершенствования двигательной деятельности лиц с нарушением зрения в России / О.Э. Евсеева, А.А. Шелехов, И.Г. Ненахов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 88-92.

3. Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, включенные в программу Игр Олимпиады) : : приказ Министерства спорта № 999 от 20.12.2021 // Министерство спорта Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/37104/ (дата обращения 17.01.2023).

4. Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, не включенные в программы Игр Олимпиады, Олимпийских зимних игр, а также не являющиеся во-

енно-прикладными или служебно-прикладными видами спорта)» : приказ Министерства спорта № 6 от 11.01.2022. // Министерство спорта Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/37104/ (дата обращения 17.01.2023).

5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «велосипедный спорт» : приказ Министерства спорта № 1099 от 30.11.2022. // Министерство спорта Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://rus.bike/docs/0001202212200018.pdf (дата обращения 17.01.2023).

6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спорт слепых» : приказ Министерства спорта № 1100 от 30.11.2022. // Министерствао спорта Российской Федерации : [сайт]. - URL: http://www.mmsport.gov.rU2022/doc/26122022_2/ФССП%>20спорт%>20слепьIxpdf (дата обращения: 17.01.2023).

7. Leibs, A. Encyclopedia of Sports & Recreation for People with Visual Impairments / A. Leibs. - NorthCarolina : Charlotte, 2013. - 266 p.

8. Impact of pilot and stoker torso angles in tandem para-cycling aerodynamics / P. Mannion, Y. Toparlar, B. Blocken et al. // Sports Eng - 2019. 22. - N 3 // Springer Link. - URL: https://doi.org/10.1007/s12283-019-0301-x (дата обращения 17.01.2023).

REFERENCES

1. Evseeva, O.E. and Evseev, S.P. and Aksenov, A.V. (2017), "Inclusive sports", Adaptive physical culture, No. 1 (69), pp. 2-6.

2. Evseeva, O.E., Evseev, S.P. and Aksenov, A.V. (2018), "Main approaches and features of improving the motor activity of persons with visual disabilities in Russia", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 88-92.

3. Ministry of sport of Russian Federation (2021), "On approval of the Unified All-Russian Sports Classification (sports included in the Olympic Games program)", Order No. 999 of 20.12.2021 available at: https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/37104 (accessed 17 January 2023).

4. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), "On the approval of the Unified All-Russian Sports Classification (sports that are not included in the programs of the Olympic Games, the Olympic Winter Games, and are not military-applied or service-applied sports)", Order of the No. 6 of 01/11/2022, available at: https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/37104/ (accessed 01/17/2023).

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), Federal standard of sports training for the sport "cycling", Order of the No. 1099 dated 11/30/2022, available at: https://rus.bike/docs/0001202212200018.pdf (accessed 01/17/2023).

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), Federal standard of sports training for the sport of the sport of the blind", Order of the Ministry of No. 1100 dated 11/30/2022, available at: http://www.minsport.gov.ru/2022/doc/26122022_2/FSSP%20sport%20blind.pdf (date of access: 01/17/2023).

7. Leibs, A. (2013), Encyclopedia of Sports & Recreation for People with Visual Impairments, Charlotte, North Carolina.

8. Mannion, P., Toparlar, Y., Blocken, B. et al. (2019) "Impact of pilot and stoker torso angles in tandem para-cycling aerodynamics", Sports Eng 22, No. 3, available at: https://doi.org/10.1007/s12283-019-0301-x (accessed 17 January 2023).

Контактная информация: yakovlevaa81@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.01.2023

УДК 378.172

МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Илья Викторович Савельев,

студент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Дмитриевич Воронин, преподаватель, Самарский государственный технический университет, Са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.