Научная статья на тему 'ТАКТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ'

ТАКТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ХОККЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротенберг Роман Борисович, Егорова Любовь Ивановна, Точицкий Андрей Валерьянович, Солянкин Игорь Вадимович, Чичелов Иван Александрович

В статье рассматривается вопрос организации учебно-тренировочного процесса в хоккее с шайбой в рамках методики обучения, имеющей в международной спортивной практике наименование тактическая периодизация. Использование данной методической теории обучения положительно зарекомендовало себя в мировой спортивно-педагогической деятельности по организации учебно-тренировочного процесса в игровых командных видах спорта. Тактическая периодизация - это методология, которая используется для подготовки спортсменов в игровых видах спорта, с учётом акцента на тактическом контексте игры и той игровой модели, которую избрала для себя команда. Тактическая Периодизация проповедует целостность парадигмы тренировочного процесса на всех этапах подготовки спортивного коллектива, не допускающей изолированного подхода, ни к одному из элементов подготовки. Любой вид тренинга, исходя из методологии Тактической Периодизации, должен быть интегрирован в комплексную тренировочную практику команды и иметь тактическое намерение. Основными средствами для такой интеграции являются ситуационная (ситуативная) практика и позиционная групповая и командная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ротенберг Роман Борисович, Егорова Любовь Ивановна, Точицкий Андрей Валерьянович, Солянкин Игорь Вадимович, Чичелов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL PERIODIZATION IN ICE HOCKEY

The article deals with the organization of the educational and training process in ice hockey within the framework of the training methodology, which has the name the tactical periodization in international sports practice. The use of this methodological theory of training has proved itself positively in the world of sports and pedagogical activities for the organization of the educational and training process in team sports. Tactical periodization is a methodology that is used to train athletes in game sports, taking into account the emphasis on the tactical context of the game and the game model that the team has chosen for itself. Tactical Periodization preaches the integrity of the paradigm of the training process at all stages of the preparation of the sports team, which does not allow an isolated approach to any of the elements of training. Any type of training, based on the methodology of Tactical Periodization, should be integrated into the team's comprehensive training practice and have a tactical intention. The main means for such integration are situational practice and positional group and team work.

Текст научной работы на тему «ТАКТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ»

6. Манучарян М.С. К вопросу о смешанном обучении на занятиях по физической культуре и спорту в вузе / М.С. Манучарян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2022. - № 7-2 (70). - С. 58-61.

REFERENCES

1. Bermus, A.G. (2022), "Digital transformation of higher education from the standpoint of an interdisciplinary approach: a review of humanitarian studies", KANT. No. 1, Vol. 42, pp. 6-16.

2. Demidova, A.V. (2022), "Mixed learning as an object of pedagogical modeling in the conditions of general education", Scientific review. Pedagogical sciences, No. 3, pp. 10-14.

3. Lyubomirskaya, N.V., Lyubomirskaya, N.V., Rudik, E.L. and Khochenkova, T.E. (2019), "Mixed learning as a mechanism for the formation of skills of project and research activities of students, Researcher. No. 3, Vol. 27, pp. 165-180.

4. Lyashenko, A.A. (2021), "Models of mixed learning: the potential of personal orientation", Scientific heritage, No. 61, Vol. 3, pp. 9-13.

5. Maltsev, V.A. and. Maltsev, K.V. (2020), "Pandemic and education", Scientific works of the Free Economic Society of Russia.,No. 4, Vol. 224, pp. 402-415.

6. Manucharyan, M.S. (2022), "On the issue of mixed education in physical culture and sports classes at the university", International Journal of Humanities and Natural Sciences. No. 7-2, Vol. 70, pp. 58-61.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2022

УДК 796.966

ТАКТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Роман Борисович Ротенберг, кандидат экономических наук, первый вице-президент Федерации хоккея России, главный тренер хоккейного клуба СКА, г. Санкт-Петербург; Любовь Ивановна Егорова, кандидат педагогических наук, профессор, проректор по спортивной работе, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Андрей Валерьянович Точицкий, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург, Исполнительный директор хоккейного клуба СКА, Санкт-Петербург, Игорь Вадимович Солянкин, руководитель образовательного проекта «Жизнь в хоккее», г. Санкт-Петербург; Иван Александрович Чичелов, тренер Государственного бюджетного учреждения спортивная школа № 2 Фрунзенского района «Красная Машина Юниор», г. Санкт-Петербург; Виктор Игоревич Сысоев, директор Государственного бюджетного учреждения спортивная школа № 2 Фрунзенского района «Красная Машина Юниор», г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос организации учебно-тренировочного процесса в хоккее с шайбой в рамках методики обучения, имеющей в международной спортивной практике наименование тактическая периодизация. Использование данной методической теории обучения положительно зарекомендовало себя в мировой спортивно-педагогической деятельности по организации учебно-тренировочного процесса в игровых командных видах спорта. Тактическая периодизация - это методология, которая используется для подготовки спортсменов в игровых видах спорта, с учётом акцента на тактическом контексте игры и той игровой модели, которую избрала для себя команда. Тактическая Периодизация проповедует целостность парадигмы тренировочного процесса на всех этапах подготовки спортивного коллектива, не допускающей изолированного подхода, ни к одному из элементов подготовки. Любой вид тренинга, исходя из методологии Тактической Периодизации, должен быть интегрирован в комплексную тренировочную практику команды и иметь тактическое намерение. Основными средствами для такой интеграции являются ситуационная (ситуативная)

практика и позиционная групповая и командная работа.

Ключевые слова: тактическая периодизация, учебно-тренировочный процесс, хоккей

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p432-437

TACTICAL PERIODIZATION IN ICE HOCKEY

Roman Borisovich Rotenberg, the candidate of economic sciences, first vice-president of the Russian Hockey Federation, head coach of the SKA Hockey Club, St. Petersburg; Lyubov Ivanovna Egorova, the candidate ofpedagogical sciences, professor, vice-rector for sports work, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg; Andrey Valeryanovich Tochitsky, the candidate of pedagogical sciences, department chair, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg, executive director of the SKA Hockey Club, St. Petersburg; Igor Vadimovich Soly-ankin, the head of the educational project «Life in hockey», St. Petersburg; Ivan Aleksandro-vich Chichelov, the coach of the State budgetary institution sports school No. 2 Frunzensky district "Red Machine Junior", St. Petersburg; Viktor Igorevich Sysoev, the director of the State budgetary institution sports School No. 2 Frunzensky district "Red Machine Junior", St.

Petersburg

Abstract

The article deals with the organization of the educational and training process in ice hockey within the framework of the training methodology, which has the name the tactical periodization in international sports practice. The use of this methodological theory of training has proved itself positively in the world of sports and pedagogical activities for the organization of the educational and training process in team sports. Tactical periodization is a methodology that is used to train athletes in game sports, taking into account the emphasis on the tactical context of the game and the game model that the team has chosen for itself. Tactical Periodization preaches the integrity of the paradigm of the training process at all stages of the preparation of the sports team, which does not allow an isolated approach to any of the elements of training. Any type of training, based on the methodology of Tactical Periodization, should be integrated into the team's comprehensive training practice and have a tactical intention. The main means for such integration are situational practice and positional group and team work.

Keywords: tactical periodization, educational and training process, hockey.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в мировой методике обучения командным игровым видам спорта набирает популярность методическое направление имеющее наименование тактическая периодизация. Тактическая периодизация - это методика обучения игровым командным видам спорта, автором которой является португальский ученый и футбольный тренер Витор Фраде [1]. В данной методике обучения игра рассматривается как нечто целостное, состоящее из комплекса индивидуальностей. Ключевой принцип тактической периодизации заключается в том, что подготовка игрока не должна разделяться на физические, тактические, технические и психологические тренировочные аспекты [2]. Тактическая периодизация подразумевает, что любое физическое, техническое или психологическое воздействие в процессе обучения в игровых командных видах спорта имеет тактическое намерение [3].

Практикующие футбольные тренеры современности, в том числе Ж. Моуринью, А. Виллаш-Боаш, Ж. Песейру, К. Кайру, на профессиональном уровне доказали эффективность тактической периодизации [4]. Идеи тактической периодизации также нашли отражение в работе таких специалистов Английской Премьер-Лиги как X. Гвардиола, М. Почеттино, Б. Роджерс, П. Лайндерс [5]. Главный тренер сборной Англии по регби Э. Джонс применял элементы тактической периодизации при построении тренировочного процесса главной регбийной команды страны [6]. Методика обучения тактическая периодизация имеет достаточное количество последователей в различных видах спорта. При

этом в нашей стране специалисты только начинают знакомиться с данной методикой обучения. Целью данной статьи является представление тактической периодизации как перспективной и эффективной методики обучения игровым видам спорта на примере хоккея с шайбой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методика обучения «тактическая периодизация». Тактическая периодизация представляется всеобъемлющим измерением любой спортивной командной игры и хоккея с шайбой, элементами которой являются, в частности, физические, технические и психологические измерения. Эта точка зрения отличается от распространенного мнения, где описанные измерения рассматриваются почти изолированно друг от друга с одинаковым приоритетом. Слово «периодизация» в контексте данной статьи относится к тактическим принципам, которые тренируются в течение учебно-тренировочной недели. Еженедельная периодизация тактических принципов называется «микроциклом».

Современное обучение хоккеиста организуется таким образом, чтобы с его помощью он овладел любым способом и любым стилем игры. Для моделирования такого обучения необходимо иметь представление о той игре, которой тренер хочет научить своих подопечных, а также систематизировать методику обучения, чтобы иметь возможность оперировать ею на индивидуальном, групповом и общекомандном уровне. Систематизации должны подвергнуться и все методические аспекты подготовки, в зависимости от способностей и с учётом возможностей спортсменов, составляющих команду.

Ввиду вышеизложенного, мы приходим к выводу, что хоккей, как развитый игровой вид спорта, нуждается в переходе от тактических систем игры (организации командных действий, заключающихся в планомерном размещении игроков на поле в соответствии с их игровыми функциями и индивидуальными особенностями), к тактической периодизации - реализации командой определенного способа игры посредством создания игровой модели.

Важно признать, что физическая и психологическая подготовка спортсменов, как и развитие тактико-технических навыков, проходит наиболее успешно в прогрессии от простого к сложному и от общего к частному [7]. Для гармоничного развития спортсмена, особенно в юном возрасте, нужны неспецифические общеукрепляющие нагрузки, влияющие на всю мускулатуру, в том числе на мышцы, прямо не участвующие в выполнении упражнений, характерных непосредственно для игровых видов спорта в целом и хоккея с шайбой в частности [14]. Важно и то, что навыки, освоенные изолированно и доведённые до полноценно устойчивого состояния в рамках ситуативной работы, гораздо успешнее комбинируются в сложные и эффективные игровые схемы, составляющие игровую модель команды в конкретном игровом виде спорта [7]. Поэтому внедрение тактической периодизации видится перспективным с тренировочного этапа спортивной подготовки в хоккее с шайбой. На этапе начальной подготовки должна проводиться соответствующая подготовительная работа во всех аспектах спортивной подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Матрицы тактической периодизации. Тактическая периодизация состоит из концептуальной матрицы (игровая модель) и обучающей матрицы (методологические принципы). Данные матрицы должны постоянно пересекаться, чтобы тренировочный процесс соответствовал тому, каким образом команда собирается играть.

Каждая игровая модель, сценарий каждой игры, создают уникальный «тактический контекст», который требует соответствующих комбинаций технических, физических и психологических возможностей для решения проблем игровой производительности [8]. Эффективные и результативные исполнители, в соответствие с предложенной тренером моделью игры, регулярно выбирают соответствующие действия, обоснованные обозна-

ченной игровой моделью. Эта «тактическая осведомленность» является ключевым фактором успеха в игре, и поэтому решение тактических задач и приобретение тактических способностей должны лежать в основе всех предстоящих тренировочных мероприятий [9].

Задача тренера заключается в выработке такого тактического подхода, который позволяет игрокам предвидеть и предугадывать действия соперника, определять предсказуемые сценарии и создавать ощущение стройного порядка в хаотичной игровой среде. Эта задача решается за счет создания тренерским штабом концептуальной матрицы (игровой модели) и выполнения тех тренировочных мероприятий, которые подчеркивают тактические принципы данной игровой модели, в каждом игровом эпизоде. Использование доступных игровых моделей для создания успешной игровой концепции, являются ключевыми аспектами при построении успешной команды [10]. В командных игровых видах спорта, основанных на противодействии, таких как хоккей, футбол, баскетбол или регби, первым шагом на пути к успеху, стоит создание концептуальной матрицы, составляющей, наряду с методологическими принципами, основу методики тактической периодизации.

Доступные работы по анализу тактической периодизации как методики обучения в игровых видах спорта подчёркивают важность создания игровой модели [11, 4, 2, 1, 3], определяющей ту специфику и те детали, которые представляет тренерская концепция игры команды. Игровая модель должна быть достаточно простой, чтобы все игроки команды могли бы её представлять во всей её полноте, но достаточно гибкой, чтобы игроки могли применять к ней свой творческий подход [3]. Четкая игровая модель помогает хоккеистам создать «общий ментальный ландшафт» игры и, таким образом, может способствовать принятию своевременных командных решений [12].

Таким образом, конкретные тактические игровые решения должны рождаться по ходу поединка в голове игрока, и быть в одной плоскости с теми принципами и наработками, которые и тренерский штаб, и команда, воплощали в своей игровой модели. Только в этом случае игровая модель, созданная тренером и его командой, может считаться эффективной [1]. Сторонники тактической периодизации в хоккее, часто разрабатывают игровые модели вокруг каждой фазы игры, представляющей состояния взаимодействия команды с командой соперника. В хоккее существует 4 фазы игры: атака, переход из атаки в оборону, оборона и переход из обороны в атаку [2, 3]. Однако в хоккее, в отличие от многих командных игр, есть своя специфика, связанная с борьбой за шайбу. Противоборства игроков за владение шайбой могут проходить в каждой определённой нами фазе игры, и результат этих противоборств, может влиять на контекст каждой игровой фазы. Таким образом, «борьба за владение шайбой» является центральной задачей каждой, обозначенной нами игровой фазы.

В рамках тактической периодизации каждая фаза игры имеет характерную структуру, которую можно определить как «проблему эффективности» - как наилучшим и наикратчайшим путём достичь тактических целей, поставленных перед командой, в рамках ограничений, представленных соперником. Из-за сложной структуры спорта, каждая фаза игры, сколько бы раз она не повторялась в матче, никогда не будет протекать абсолютно идентично той, которая была при предыдущем вхождении в неё команды. Поэтому попросту невозможно написать сценарий для каждого такого игрового эпизода. Чтобы нивелировать эту сложность в тактической периодизации вводится понятие обучающей матрицы, которая включается в себя набор игровых принципов (основной, специальный и специализированный), каждый из которых в свою очередь состоит из подпринципов и микропринципов, которые являются тактическими ответами на перманентное изменение игровых критериев в каждой фазе игры [1]. Эти принципы, подпринципы и микропринципы обеспечивают своего рода руководство к действиям для команды в каждом эпизоде хаотичной игровой среды. Принципы игровой модели - это шаблоны интенциональности

по отношению к тем концепциям и тем тактическим рисункам, которые мы используем в игре. Они поддерживают критерии каждого из видов масштабирования: командного, зонного, группового, индивидуального. Регулярность использования принципов игровой модели создаёт идентичность и функциональность совокупности игровых моментов. Эти принципы проявляются в виде идеального взаимодействия во всех аспектах игры, вплоть до её конфликтной составляющей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Методика тактической периодизации доказала свою эффективность в профессиональном футболе и была внедрена целым рядом футбольных специалистов при работе со своими командами. В этой статье мы попытались показать, как тактическая периодизация может применяться в методике подготовки хоккеистов, чтобы координировать её долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование, повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, а также эффективность подготовки игроков к предстоящим играм и соревнованиям.

2. Методика тактической периодизации предусматривает создание тренером такой игровой модели, которая будет наиболее понятна и востребована его командой, и которая будет определять те ключевые моменты и основные тактические принципы, подпринци-пы и микропринципы, по которым будет играть команда. Учебно-тренировочные планы должны составляться с учётом принципов (подпринципов, микропринципов), а также тактических требований, разработанных на основании выявленных у игроков команды технических, физических и психологических навыков.

3. Тактическая периодизация демонстрирует «нерушимую целостность» игры. Данная концепция обеспечивает педагогические принципы для создания видов деятельности и ситуаций, которые привязывают каждое действие к игровой модели и связанными с ней принципами игры. Похожие методики [12] показали эмпирический успех в командных игровых видах. Многие педагогические принципы, заложенные в основу тактической периодизации основаны на научно-обоснованных концепциях [13]. Поэтому есть все основания полагать, что тактическая периодизация станет эффективной методикой обучения в хоккее с шайбой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Martins F. The tactical periodization according to Vitor Frade. More than a concept, a way of being and reflecting football : [thesis] / F. Martins. - Porto : University of Porto, 2003.

2. Delgado-Bordonau J. Tactical periodization: Mourinho's best kept secret / J. Delgado-Bordonau, A. Mendez-Villanueva // Soccer NSCAA. - 2012. - J. 3. - P. 28-34.

3. Tamarit X. What is tactical periodization / Xavier Tamarit. - [Stoke-on-trent, UK] : Bennion Kearny Limited, 2015. - 132 p.

4. Casarin R. Tactical periodization. Structuring, principles and methodological errors in its application in soccer / Casarin R., Oliveira R. // Efdeportes.com. - 2010. - Año 15. - No. 144.

5. Bate A. Jose Mourinho, Vitor Frade and the influence of tactical periodisation // Sky-sports.com. - July 18, 2019. - URL: https://www.skysports.com/transfer/news/l1662/11764172/jose-mourinho-vitor-frade-and-the-influence-of-tactical-periodisation (дата обращения: 28.12.2022).

6. Jones E. Keynote address // International Council for Coach Education (ICCE), Global Coaches Conference. - Liverpool, 2017, July 31.

7. Burton A.W. Movement skill assessment / Allen W. Burton, Daryl E. Miller. - Champaign, IL : Human Kinetics, 1998. - P. 131-156.

8. Oliveira J.G. Nuestro microciclo semanal (morfociclo) / J.G. Oliveira // VI Clinic Futbol Base Fundacion FC Porto. - Osasuna, 2007.

9. O'Connor D. Decision making and tactical knowledge / D. O'Connor, P. Larkin, J.G. Oliveira // International Research in Science and Soccer II / eds.: T. Favero, B. Drust, B. Dawson. - Routledge, 2015.

10. Lara-Bercial S. The practices and developmental pathways of professional and Olympic serial winning coaches / S. Lara-Bercial, C.J. Mallett // International Sport Coaching. - 2016. - J. 3. - P. 221239.

11. Periodization Training Focused on Technical-Tactical Ability in Young Soccer Players Positively Affects Biochemical Markers and Game Performance / L.Q.T. Aquino Rodrigo, Cruz Gonjalves Luiz G., Palucci Vieira, Luiz H. [at al.]. - Doi: 10.1519/JSC.0000000000001381 // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2016. - Oct. 30 (10). - P. 2723-2732.

12. Richards P. Developing team decisionmaking: A holistic framework integrating both on-field and off-field pedagogical coaching processes / P. Richards, D. Collins, D.R.D. Mascarenhas // Sports Coach. - 2017. - № 6. - P. 57-75.

13. Thorpe L. Rethinking Games Teaching / L. Thorpe, R. Bunker, L. Almond. - Loughborough, UK : Department of Physical Education and Sport Science, Loughborough University, 1986.

14. Tee J.C. A Tactical Periodization Approach for Rugby Union / J.C. Tee, M. Ashford, D. Pig-gott // Strength and Conditioning Journal. - 2018. - No. 40 (5). - P. 1-13.

REFERENCES

1. Martins, F. (2003), "The tactical periodization according to Vitor Frade. More than a concept, a way of being and reflecting football", University of Porto, Porto, 2003.

2. Delgado-Bordonau, J., Mendez-Villanueva, A. (2012), "Tactical periodization: Mourinho's best kept secret», Soccer NSCAA J 3, 2012, pp. 28-34.

3. Tamarit, X. (2015), "What is Tactical Periodization", Bennion Kearny Limited, 2015, pp. 1132.

4. Casarin, RV., Oliveira, R. (2010), "Tactical periodization. Structuring, principles and methodological errors in its application in soccer", Efdeportes.Com 15: 144, 2010.

5. Bate, A. Jose Mourinho (2019), "Vitor Frade and the influence of tactical periodization", Sky-sports.com, July 18, 2019, URL: https://www.skysports.com/transfer/news/l1662/11764172/jose-mourinho-vitor-frade-and-the-influence-of-tactical-periodisation (accessed 28 December 2022).

6. Jones, E. (2017), "Keynote address. International Council for Coach Education (ICCE)", Global Coaches Conference, Liverpool, July 31, 2017.

7. Burton, AW., Miller, DE. (1998), Movement Skill Assessment, Human Kinetics, 1998, pp.131-156.

8. Oliveira, JG. (2007), "Nuestro microciclo semanal (morfociclo)", VI Clinic Futbol Base Fundacion FC Porto. Osasuna, 2007.

9. O'Connor, D., Larkin, P. (2015), "Decision making and tactical knowledge". In: Favero T., Drust B., Dawson B., eds. International Research in Science and Soccer II. Routledge, 2015.

10. Lara-Bercial S., Mallett CJ. (2016), "The practices and developmental pathways of professional and Olympic serial winning coaches". Int Sport Coach J 3: 221-239, 2016.

11. L Q T Aquino R, Cruz Gonjalves LG, Palucci Vieira LH, Oliveira LP, Alves GF, Pereira Santiago PR, Puggina EF. (2016), "Periodization Training Focused on Technical-Tactical Ability in Young Soccer Players Positively Affects Biochemical Markers and Game Performance". J Strength Cond Res. 2016 Oct; 30(10): 2723-32. doi: 10.1519/JSC.0000000000001381. PMID: 26890976.

12. Richards, P., Collins, D., Mascarenhas, D.R.D. (2017), "Developing team decisionmaking: A holistic framework integrating both on-field and off-field pedagogical coaching processes". Sports Coach Rev 6: 57-75, 2017.

13. Thorpe, L., Bunker, R., Almond, L. (1986), "Rethinking Games Teaching (1st ed)", Loughborough, United Kingdom: Department of Physical Education and Sport Science, Loughborough University, 1986.

14. Tee, J.C., Ashford, M., Piggott, D. A. (2018), "Tactical Periodization Approach for Rugby Union", Strength and Conditioning Journal, 2018, pp. 1 -13.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2023

УДК 796.61

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЕЛОСПОРТЕ-ТАНДЕМЕ (СПОРТ СЛЕПЫХ) НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)

Наталия Олеговна Рубцова, кандидат педагогических наук, профессор, Александра Александровна Яковлева, аспирант, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.