Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА'

ПОНЯТИЕ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командные игровые виды спорта / игровая модель / фазы / моменты / атака / оборона / переход / стандартные ситуации / соревновательная деятельность / team game sports / game model / phases / moments / attack / defense / transition / standard situations / competitive activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Анатолий Валентинович

Раскрыто понятие игровой модели в командных игровых видах спорта. Показано, что командные игровые виды спорта представляют собой противостояние двух сложных систем и характеризуются чередованием последовательных состояний порядка и беспорядка, стабильности и неустойчивости. Определено, что под игровой моделью подразумевается команда и ее действия во всех фазах игры с учетом тактических принципов, особенностей розыгрыша стандартных ситуаций и численного большинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF THE GAME MODEL IN TEAM GAME SPORTS

The concept of a game model in team game sports has been disclosed. It is shown that invasive team game sports are a confrontation between two complex systems and are characterized by alternation of successive states of order and disorder, stability and instability. It has been determined that the game model means a team and its actions in all phases of the game, taking into account tactical principles, the peculiarities of playing standard situations and the numerical majority.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА»

СПОРТ

УДК 796.35 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-10-58-64

ПОНЯТИЕ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ В КОМАНДНЫХ

ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

А.В. Быков

Раскрыто понятие игровой модели в командных игровых видах спорта. Пока-

зано, что командные игровые виды спорта представляют собой противостояние двух

сложных систем и характеризуются чередованием последовательных состояний

по-

рядка и беспорядка, стабильности и неустойчивости. Определено, что под

игровой

моделью подразумевается команда и ее действия во всех фазах игры с

учетом так-

тических принципов, особенностей розыгрыша стандартных ситуаций и

численного

большинства.

Ключевые слова: командные игровые виды спорта, игровая модель, фазы, мо-

менты, атака, оборона, переход, стандартные ситуации, соревновательная деятель-

ность.

THE DEFINITION OF THE GAME

MODEL IN TEAM GAME SPORTS

Bykov А.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, master of sports of

the Russian Federation in floorball, head of

the department, coach, applicant, floorball@

list.ru, Russia, Severodvinsk, branch of the

Northern (Arctic) Federal University named

after M.V. Lomonosov

The concept of a game model in team game

sports has been disclosed. It is shown that in-

vasive team game sports are a confrontation

between two complex systems and are cha-

racterized by alternation of successive states

of order and disorder, stability and instability.

It has been determined that the game model

means a team and its actions in all phases of

the game, taking into account tactical prin-

ciples, the peculiarities of playing standard

situations and the numerical majority.

Key words: team game sports, game model,

phases, moments, attack, defense, transition,

standard situations, competitive activity.

Быков Анатолий Валентинович, канд. пед.

наук, доц., мастер спорта РФ по флорболу, зав. кафедрой,

гл. тренер, соискатель, floorball@list.ru, Россия, Северо-

двинск, филиал Северного (Арктического) федерального

университета им. М.В. Ломоносова; Институт судострое-

ния и морской арктической техники (Севмашвтуз); Жен-

ская команда по флорболу «Наука-САФУ», мужская ко-

манда «Помор», женская и мужская сборные команды

России по флорболу; Белорусский государственный уни-

верситет физической культуры

Командные игровые виды спорта

или согласно западной классификации

«игры вторжения» (англ. «invasion

sports») характеризуются тем, что ос-

новная цель игровой деятельности со-

стоит в проникновении на территорию

противника и забивании гола или наборе

результативного очка. В то же время

цель соперника – не допустить против-

ника на свою территорию и всячески

оберегать свои ворота от выполнения

результативного атакующего действия [7].

При попытке понять, как функционирует и играет команда, часто

анализируются отдельные технико-тактические и физические характери-

стики соревновательной деятельности в независимости от контекста игры

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 10

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 10]

и командных взаимодействий [1], при этом не понимая и не раскрывая

реальной природы командных игровых видов спорта.

Командные игровые виды спорта – это виды, в которых необходимо

сотрудничество, чтобы преодолевать сопротивление соперников. Таким

образом, для понимания и интерпретирования игры необходим анализ всех

составных компонентов, которые взаимосвязаны между собой. В связи с

этим, несомненно, любой командный игровой вид спорта должен

рассматриваться в целом как сложное явление, а не просто как последова-

тельность изолированных игровых событий – технико-тактических дейст-

вий. При этом игровая модель, которой придерживается команда, является

необходимым условием понимания, как в комплексе взаимодействуют

игроки команды с целью преодоления сопротивления соперника в рамках

соревновательной деятельности.

Результаты исследования. Если воспринимать командные игровые

виды спорта через теорию сложных систем [4] или, проще говоря, через

парадигму сложности, то должны интерпретировать их как совокупность

нескольких элементов (игроков), которые взаимодействуют между собой

(взаимодействие осуществляется при помощи передач). В связи с этим

команды в спортивных играх, несомненно, являются сложными динамиче-

скими системами с непредсказуемым поведением, подвержены множест-

венным неопределенностям, возникающим на игровом поле.

Таким образом, можно сказать, что исход любой игры в командных

игровых видах спорта, имеющих структуру вторжения, определяется

характером противостояния двух сложных систем (двух команд) и харак-

теризуется чередованием последовательных состояний порядка и беспо-

рядка, стабильности и неустойчивости, однородности и разнообразия.

Также стоит отметить, что каждый игрок является биологическим и

социальным объектом с множеством перекрестных систем и структур.

Необходимо понимать, что данную сложность необходимо учитывать на

каждом тренировочном мероприятии и организовать их с учетом того, что

является главной сутью игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если посмотрим на любую спортивную игру, то увидим, что ни

один матч никогда не повторяется. Командные игровые виды спорта, в том

числе и флорбол, если посмотреть на перемещения игроком и направления

передач, имеют частично хаотическую структуру. Ключевым моментом в

противостоянии команд (двух сложных систем) является появление опре-

деленного уровня порядка, который возникает из этого хаоса. Если рассу-

ждать исходя из теории сложности [4], то система стабилизируется вокруг

некоторых «аттракторов», что дает определенное направление и движение

в рамках игровых взаимодействий. В командных игровых видах спорта

такими аттракторами являются тактические принципы игры команды во

всех фазах (моментах) игры – атакующих, оборонительных и переходных

процессах.

Спорт [Sport]

Становится очевидным, что ни одна команда не может функциони-

ровать, используя только линейные принципы организации игровых взаи-

модействий, когда заранее определены все механизмы этих взаимодейст-

вий с четкими алгоритмами и предписаниями для каждого игрока. Основ-

ным ключевым моментом в тренерской работе становится нахождение, с

одной стороны, баланса между определенным уровнем координации игро-

вых взаимодействий, их упорядочением, с другой, определенного уровня

гибкости и адаптации взаимодействий между спортсменами.

Одной из главных задач при планировании спортивной подготовки

в командных игровых видах спорта является создание игровой модели,

представляющей собой общую структурную составляющую, которая будет

способствовать пониманию взаимодействия между игроками в различных

фазах игры – оборонительной, переходной, атакующей, с учетом того, что

каждая из этих фаз имеет определенную структуру и особенности. Тре-

неры и специалисты в командных игровых видах спорта должны планиро-

вать тренировочные занятия с учетом сложной и переменной природы

игры, при этом использовать упражнения в рамках тренировочного про-

цесса, где игровая модель представлена в полной мере. Тренировки

должны содержать задачи высокой непредсказуемости и вариативности,

которые воспроизводят сложный характер взаимодействий между игро-

ками в процессе самой игры.

Для раскрытия понятия «игровая модель» в командных игровых

видах спорта необходимо рассмотреть вопрос о том, что понимаем под

понятием «модель».

В философском энциклопедическом словаре модель определяется

как «образ некоторой системы; аналог (схема, структура, знаковая сис-

тема) определенного фрагмента природной или социальной реальности,

«заместитель» оригинала в познании и практике» [6], с другой стороны,

это «абстрактное представление реальности в какой-либо форме, предна-

значенное для представления определенных аспектов этой реальности» [3].

В нашем случае, это аспекты реальности в командных игровых видах

спорта, которые хотим отобразить и представить, которые связаны с игро-

вой деятельностью команды, в частности, с понимаем того, что происхо-

дить на игровой площадке в нападении, защите и переходах, в каждой ее

фазе (моменте) и как хотим это видеть, как тренеры.

Под игровой моделью игры, если говорить простым и понятным

языком, подразумевается то, как команда должна действовать во всех

фазах игры (моментах игры), двух основных – атаке и обороне, а также в

переходных (из обороны в атаку и наоборот), это то, как тренер хочет,

чтобы команда взаимодействовала на игровой площадке в эти игровые

моменты, его концепция игры в этих фазах (моментах) с учетом тактиче-

ских принципов (рисунок, таблица).

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 10

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 10]

Атака

Переход

из обороны

в атаку

Стандартные

ситуации и игра

при численном

неравенстве

Переход

из атаки

в оборону

Оборона

Последовательность (чередование) игровых фаз (моментов)

в командных игровых видах спорта

Фазы (моменты) игровой деятельности в командных игровых

видах спорта

Фазы игры

Атака

Стандартные

ситуации

в нападении

или защите

Оборона

Переход

из атаки

в оборону

Переход

из обороны

в атаку

Основные задачи

(игровые подфазы)

Основные фазы

1. Попытка реализации атакую-

щего потенциала.

2. Контроль над мячом

1. Попытка розыгрыша стандарт-

ной ситуации.

2. Оборонительные действия,

связанные с защитой ворот

1. Защитные действия, связанные

с обороной ворот.

2. Возвращение владения мячом

Переходные фазы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Попытка оказать давление на

игрока с мячом после потери.

2. Возвращение в защитную

формацию

1. Попытка проведения контр-

атаки, быстрой или обратной

атаки.

2. Построение атакующих дейст-

вий

Основные подзадачи

(тактические принципы в

рамках игровой модели)

Описание задач, как должны

действовать игроки команды в

этих игровых подфазах с уче-

том игровых ситуаций, скла-

дывающихся в матче (такти-

ческие принципы, подприн-

ципы игры)

Спорт [Sport]

Учитывая высокую непредсказуемость и сложность игровых взаи-

модействий, которые возникают во время матча, тренер пытается создать

частичную или полную предсказуемость игры, в первую очередь, через

планирование и проектирование подготовки команды, во-вторую, через

обучение этим игровым взаимодействиям в рамках тренировочной дея-

тельности и их совершенствование, и, естественно, он должен делать это

через понимание своей игровой модели, через ее призму. Это необходимо

для формирования индивидуального и коллективного самоорганизующе-

гося поведения игроков и команд в рамках частичной игровой неопреде-

ленности, нестабильности и беспорядка, которые с определенной перио-

дичностью сопровождают соревновательный процесс в командных игро-

вых видах спорта.

Отметим, что отдельно вынесли стандартные ситуации и игру в

численном неравенстве, так как они являются специальными игровыми

моментами в соревновательной деятельности и представляют отдельные

виды противоборств, создающие нестабильные ситуации в матче. Игра в

численном неравенстве в некоторых видах командных игр таких, как хок-

кей [5] или флорбол [2], имеет свою специфику и особенности, которая

отличается от игры в равных составах. Стандартные ситуации практически

в каждом командном игровом виде спорта выражены в той или иной мере,

например, в футболе – угловой или штрафной удар, в 35,6 % случаев заби-

вается после их розыгрыша [8], во флорболе, по нашим данным [2], в ре-

зультате свободного удара или аута – 8,7 % голов, а при численном боль-

шинстве –14,5 %, что говорит о важности данных компонентов игры.

Личный тренерский опыт показывает, что лучший способ предста-

вить игровую модель команды – создать командный плэйбук (англ.

«playbook»), где отображены все основные моменты игры команды, в каж-

дой ее фазе с учетом тактических принципов ведения игры.

Отметим, что в командных игровых видах спорта на построение

игровой модели команды оказывают влияние следующие основные фак-

торы:

1) видение тренера, его игровые идеи и опыт, его образование как

игрока и тренера, в том числе его помощников и аналитиков;

2) уровень мастерства и подготовленности игроков, команды в це-

лом, лиги, в которой играет команда;

3) философия и структура клуба, игровая культура страны.

Таким образом, можно констатировать, что понятие игровой

модели в командных видах спорта связано с пониманием тренера того, как

игроки команды должны взаимодействовать в двух основных игровых

фазах (моментах) – атаке и обороне, и двух переходных фазах – из атаки в

оборону и наоборот. При этом реализация взаимодействий между игро-

ками команды в рамках этих фаз является ключевым фактором эффектив-

ных атакующих и защитных действий. Отмечено, что стандартные ситуа-

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 10

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 10]

ции и игра в численном неравенстве являются специальными игровыми

моментами в соревновательной деятельности и представляют отдельные

виды противоборств, создающие нестабильные ситуации в матче.

Подводя итог, отметим, что игровая модель в командных игровых

видах спорта раскрывает общее представление тренера о том, как он хочет,

чтобы его команда играла в каждой фазе (моменте) игры с использованием

тактических принципов, лежащих в основе этих игровых взаимодействий.

Это является необходимым условием самоорганизации игроков команды

во всех игровых ситуациях, встречающихся в матче, а также одним из фак-

торов успешного выступления команды в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических дей-

ствий в современном хоккее / В.Е. Горский [и др.] // Ученые записки уни-

верситета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 2 (132). С. 57–64.

2. Быков А.В. Вклад основных атакующих процессов в соревнова-

тельный результат во флорболе // Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С. 37–40.

3. Глоссарий по информационному обществу / под ред. Ю.Е. Хох-

лова. М.: Ин-т разв. информ. общ., 2009. 160 с.

4. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Основы теории сложных систем.

М.; Ижевск: Ин-т комп. иссл., 2007. 620 с.

5. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш.

учеб. зав.. М.: Издат. дом «Академия», 2003. 400 с.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев

[и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 839 c.

7. Contreras-Jordan O.R., García-Lopez L.M., Cervello-Jimenez E.

Transfer of tactical knowledge: from invasion games to floorball //

Journal of

human movement studies. 2005. No. 49. P. 193–213.

8. Yiannakos A., Armatas V. Evaluation of the goal scoring patterns in

European championship in Portugal // International Journal of

performance

analysis in sport. 2004. No. 6. P. 178–188.

References

1. Analiz individual'nyh i komandnyh tekhniko-takticheskih dejstvij v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sovremennom

hokkee [Analysis of individual and command technical and tactical

actions in modern

hockey] / V.E. Gorskij [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.

Lesgafta [Scientific

Notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 2 (132). P. 57–64.

2. Bykov A.V. Vklad osnovnyh atakuyushchih processov v sorevnovatel'nyj

rezul'tat

vo florbole [The contribution of the main attacking processes to the

competitive result in

floorball] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of the

P.F. Lesgaft]. 2020. No. 6 (184). P. 37–40.

Спорт [Sport]

3. Glossarij po informacionnomu obshchestvu [Glossary for the Information

Society]

/ under total. ed. Yu.E. Khokhlova. M.: Institute of development. inform.

obsh., 2009. 160 p.

4. Loskutov A.Yu., Mihajlov A.S. Osnovy teorii slozhnyh system [Fundamentals of

the theory of complex systems]. M.; Izhevsk: Institute of comp. issled., 2007.

620 p.

5. Savin V.P. Teoriya i metodika hokkeya [Theory and methodology of

hockey]: a

textbook for students. higher. study. head.. M.: Publishing house.

house "Academy", 2003.

400 p.

6. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic

dictionary] / ch.

ed. L.F. Ilyichev [et al.]. M.: Sov. encyclopedia, 1983. 839 p.

7. Contreras-Jordan O.R., García-Lopez L.M., Cervello-Jimenez E. Transfer of

tac-

tical knowledge: from invasion games to floorball // Journal of human

movement studies.

2005. No. 49. P. 193–213.

8. Yiannakos A., Armatas V. Evaluation of the goal scoring patterns

in European

championship in Portugal // International Journal of performance

analysis in sport. 2004.

No. 6. P. 178–188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.