проектирование Спортивном подготовки лиц с нарушением зрения к соревновательной деятельности в велоспорте-тандеме
УДК/UDC 796.077-056.266
Поступила в редакцию 06.12.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Руднева1
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Романов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Мартыненко2
Аспирант К.И. Елисеев1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
DESIGN OF SPORTS TRAINING OF ViSUALLY iMPAiRED PERSONS FOR COMPETITIVE ACTIVITIES IN TANDEM CYCLING
PhD, Associate Professor L.V. Rudneva1 Dr. Hab., Professor V.A. Romanov1 PhD, Associate Professor I.V. Martynenko2 Postgraduate student K.I. Eliseev1
1 Tula State Pedagogical University Lev Tolstoy, Tula
2 Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать модель спортивной подготовки лиц с нарушением зрения в велоспорте-тандеме в годичном макроцикле. Методика и организация исследования. Практико-ориентированная модель спортивной подготовки спортсменов с нарушением зрения проектировалась с учетом специфики организации спортивной и соревновательной деятельности в велоспорте-тандеме и включала следующие блоки: организационно-установочный, тренировочно-методический, контрольно-оценочный и результативный. Для эффективной подготовки спортсменов к соревновательной деятельности выявлены организационно-педагогические условия реализации разработанной модели на основе учета индивидуально-психологических и физиологических особенностей спортсменов. Предложенная модель прошла апробацию на спортсменах велосипедистах Центра адаптивного спорта г. Тулы, в частности, на двух велотандемах, мужском и женском. Результаты исследования и выводы. Разработанная модель была положена в основу целевой программы подготовки велотандемов с нарушением зрения высокой квалификации «Путь к успеху», реализация которой выразилась в позитивных результатах соревновательной деятельности спортсменов.
Ключевые слова: нарушение зрения, велоспорт-тандем, соревновательная деятельность.
Abstract
Objective of the study was to scientifically substantiate the model of sports training of persons with visual impairment in tandem cycling in the annual macrocycle. Methods and structure of the study. The practice-oriented model of sports training for athletes with visual impairment was designed taking into account the specifics of the organization of sports and competitive activities in tandem cycling and included the following blocks: organizational and installation, training and methodological, control and evaluation and results. For the effective preparation of athletes for competitive activity, the organizational and pedagogical conditions for the implementation of the developed model were identified on the basis of taking into account the individual psychological and physiological characteristics of athletes. The proposed model was tested on cyclists of the Center for Adaptive Sports in Tula, in particular, on two tandem bikes, male and female. Results and conclusions. The developed model was used as the basis for the target training program for highly qualified cycling tandems with visual impairment "The Way to Success", the implementation of which resulted in positive results of the athletes' competitive activity.
Keywords: visual impairment, tandem cycling, competitive activity.
Введение. Необходимость конкурентоспособности российских атлетов и получения, а также повышения устойчивости максимальных результатов российских спортсменов в паралимпийском спорте, установление мировых рекордов [2, 3, 10 и др.] требует неуклонного расширения соревновательных программ во всех видах адаптивного спорта, совершенствования системы спортивной подготовки, применения более современного оборудования, технических средств и экипировки, научно-методического обеспечения, с учетом особенностей спортсменов [1, 2 и др.]. Значимость повышения результативности соревновательной деятельности возрастает по мере развития общемировых тенденций
в адаптивном спорте: использование инновационных методов в подготовке спортсменов, контроля уровня подготовленности спортсмена-паралимпийца, реабилитационно-со-циализирующего потенциала, модернизации современной системы подготовки лиц с ОВЗ [1, 2, 4 и др.].
В программе паралимпийского движения спорт слепых представлен многими видами, в число которых входит велоспорт-тандем. Свое название «велосипедный тандем» получил из-за своеобразной конструкции рамы, которая предназначена для катания нескольких спортсменов, расположенных друг за другом [5, 8]. Тандем как вид спорта впервые был включен в программу Паралимпийских игр в 1976 г
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
В настоящее время ощущается потребность в углублении и расширении научных представлений о необходимых условиях подготовки спортсменов к спортивной деятельности лиц с нарушением зрения в велоспорте-тандеме, в частности, о необходимости учета специфики вида спорта, и первично-вторичных отклонений в их развитии.
Анализ научной литературы подтверждает факт наличия большого количества публикаций, посвященных проблемам развития паралимпийского спорта (M. Kent, 2006; С. А. Воробьев, 2011; П. А. Рожков, А. В. Царик, 2011; С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, 2016; Y Hutzler, С.м, D. Legg, 2016; B. Smith, 2016 и др.). Между тем, малоисследованными остаются вопросы, касающиеся организационно-педагогических условий подготовки спортсменов с нарушением зрения к соревновательной деятельности, эффективное построение которых будет способствовать повышению уровня их физической подготовленности к достижению высоких спортивных результатов.
Цель исследования - научно обосновать модель спортивной подготовки лиц с нарушением зрения в велоспорте-тандеме в годичном макроцикле.
Методика и организация исследования. Велоспорт-тандем (трек, шоссе), как и любая спортивная дисциплина адаптивного спорта, характеризуется своими требованиями к уровню подготовленности спортсмена и особенностями соревновательной деятельности.
Календарь всероссийских и международных соревнований формируется ежегодно, что требует особого внимания при планировании годичного цикла подготовки. В велоспорте-тандеме система спортивной подготовки строится с учетом того, что основной старт проходит один раз в четыре года (паралимпийские игры), исключение - следующий трехгодичный цикл (в связи с пандемией). Для набора очков и в дальнейшем участия в паралимпиаде необходимы пять-шесть стартов спортсменов на международных соревнованиях.
Структура многолетней подготовки в велотандеме лиц с нарушением зрения (тренировочно-методический блок) зависит от многих факторов, как общих (закономерностей становления различных сторон подготовленности спортсменов с поражением зрения, индивидуальных особенностей спортсмена) так и специфичных (структуры соревновательной деятельности (см. рисунок), распределения максимального объема тренировочной нагрузки (и содержания тренировочного процесса) для вида спорта.
Спортивная деятельность лиц с нарушением зрения в велоспорте-тандеме опирается на базовые принципы спортивной подготовки, формируемые с учетом индивидуально-нозологических особенностей спортсмена. Построение тренировочного процесса в паравелоспорте носит индивидуальный подход к оценке уровня достижений спортсмена, лимитируемый имеющимися поражением зрения и вторичными функциональными нарушениями [8, 9].
Анализ практической деятельности ведущих тренеров Тульской области (Кобзаренко В.) показывает, что при подготовке спортсменов-велосипедистов с нарушением зрения необходимо учитывать следующее: • подбор упражнений ОФП и СФП должен строиться с учетом индивидуальных особенностей спортсмена с нарушением зрения, его физических возможностей и первичного дефекта, что проявляется в разной дозировке упражне-
Структура соревновательной деятельности в велоспорте-тандеме
ний, подборе индивидуальных упражнений и технических средств,
• должен проводиться целенаправленный учет антропометрических особенностей спортсмена (рост, вес, длина конечностей, формы грудной клетки и т. п.), а также морфо-функциональных особенностей спортсмена;
• необходимо осуществлять дозированный контроль и подбор упражнений с учетом пола занимающихся (женские и мужские велотандемы).
Принимая во внимание специфику организации спортивной и соревновательной деятельности в велоспорте-тандеме лиц с нарушением зрения, спроектирован вариант практико-ориентированной модели спортивной подготовки, которая состоит из следующих блоков:
• организационно-установочный блок, содержащий цель, задачи, теоретическую основу модели, факторы результативности, планирование спортивной подготовки, комплексный контроль;
• тренировочно-методический блок, включающий формы, методы, приемы, средства, этапы подготовки, методики тестирования, материально-техническую базу;
• контрольно-оценочный блок, содержащий такие показатели, как медицинский, социальный, психологический, физический, моторный;
• результативный блок включает: прикидки и соревнования. Для эффективной подготовки лиц с нарушением зрения
в велоспорте-тандеме к соревновательной деятельности были выявлены организационно-педагогические условия реализации разработанной модели на основе учета индивидуально-психологических и физиологических особенностей спортсменов. К ним относятся: комплектование вело-тандемов с учетом психофизиологических особенностей ведущего спортсмена и спортсмена с нарушением зрения; эффективная подготовка к промежуточным стартам (набору очков) на соревнованиях различного уровня; учет первичного дефекта и вторичных отклонений при построении тренировочных занятий; развитие тактильных, слуховых, вибрационных ощущений и способностей при работе в тандеме; применение тренажерных устройств (велостанка, вакуумных труб и т.п) для обучения и накатки дистанций; объективный контроль уровня физической подготовленности, функционального состояния (ЧСС, АД), объемов и мощности выполняемой работы; психолого-педагогические тренинги и установки по включению лиц и нарушением зрения и всего тандема в тренировочную и соревновательную деятельность; оптимизация целевой профессиональной структуры функционирования Центра адаптивного спорта г. Тулы, на базе которого проходило исследование; проведение и участие в организационно-методических мероприятиях по формированию готовности спортсменов и тренеров к достижению высоких результатов в спортивной деятельности по паравелоспорту.
Предложенная модель прошла апробацию на спортсменах велосипедистах Центра адаптивного спорта г. Тулы, в частности, на двух велотандемах, мужском и женском.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная модель была положена в основу целевой программы подготовки велотандемов с нарушением зрения высокой квалификации «Путь к успеху», реализация которой выразилась в позитивных результатах соревновательной деятельности спортсменов.
На чемпионате России по спорту слепых - велоспорт-тандем-трек, который проходил в Омске 2021 г, тульские спортсмены-велосипедисты установили новые рекорды России. Мужской тандем в составе Артема Еганяна (спортсмен с нарушением зрения) и Павла Ничипуренко (спортсмен-ведущий) поставили рекорд на дистанции 4 км - 04:28 мин,
64
http://www.teoriya.ru
2022 Июнь | Juni
заняв 1 -е место. Женский тандем в составе Евгении Цахило-вой (спортсмен с нарушением зрения) и Ольги Никишиной (спортсмен ведущий) также установили новый рекорд России на дистанции 3 км со временем 03:39 мин, оторвавшись от своих соперников на 20 с [10].
В частности, женским тандемом Цахилова Евгения (спортсмен с нарушением зрения) и Никишина Ольга (спортсмен ведущий) были получены необходимые результаты в процессе соревновательной деятельности в олимпийском цикле подготовки, и они были включены в расширенный список спортсменов на Паралимпийские игры - 2020. По ряду причин спортсмены не вошли в основной список делегации, но продолжают свою подготовку к предстоящим Паралим-пийским играм 2024 года, которые пройдут в г Париж (Франция).
Вывод. Моделирование спортивной подготовки велотан-демов с нарушением зрения на основе учета их психофизиологических особенностей способствует не только восстановлению нарушенных функций организма, но и повышению социализирующего потенциала спортсменов посредством участия в спортивной и соревновательной деятельности, что позволяет им добиваться высоких спортивных результатов.
Литература
1. Баряев, А.А. Научно-методическое сопровождение спортсменов-инвалидов: учебное пособие / А.А. Баряев // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лес-гафта, 2017. - 80 с.
2. Евсеева, О.Э. Организационно-педагогическое обеспечение развития системы подготовки спортивного резерва в паралим-пийских видах спорта: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.04 / О.Э. Евсеева. - СПб., 2018. - 53 с.
3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
4. Евсеев, Д.С. Паралимпийское движение в мире и его организационно-правовые основы / Д.С. Евсеев, С.П. Евсеев, И. Цвок // Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 4 (12). - С. 37.
5. Елисеев, К.И. Развитие паравелоспорта в Тульской области: исторический аспект / К.И. Елисеев, В.Н. Кобзаренко, Л.В. Руднева // Современные технологии в физическом воспитании и спорте. - 2019. - С. 248-252.
6. Мажар, Е.Н. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию / Е.Н. Мажар // Известия БГАРФ. Калининград, 2017. - № 1 (39). - С. 93-100.
7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - Киев: Олимп. лит., 2004. - 808 с.
8. Романов, В.А. Особенности преподавания теоретических основ физической культуры с учетом индивидуальных особенностей
учащихся с ограниченными возможностями здоровья / В.А. Романов, Л.В. Руднева, М.В. Куликова // Международная научная школа психологии и педагогики. - 2015. - № 3 (11). - С. 52-54.
9. Руднева, Л.В. Особенности подготовки велосипедистов-шоссей-ников (тандем) в паравелоспорте (на примере Тульской области) / Л.В. Руднева, Г.В. Валеева, К.И. Елисеев // Адаптивная физическая культура. - 2019. - Т. 80. - №. 4. - С. 16-18.
10. Руднева, Л.В. Новый рекорд России по спорту слепых-велоспорт-тандем-трек / Л.В. Руднева, Н.В. Хаитбаева // Адаптивная физическая культура. - 2021. - Т. 85. - № 1. - С. 54.
References
1. Baryaev A.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie sports-menov-invalidov [Scientific and methodological support of athletes with disabilities]. Study guide. St. Petersburg: NGU im. P.F. Lesgafta publ., 2017. 80 p.
2. Evseeva O.E. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie razvitiya sistemy podgotovki sportivnogo rezerva v paralimpi-jskih vidah sporta [Organizational and pedagogical support for the development of a sports reserve training system in Paralym-pic sports]. Doc. diss. abstract (Hab.): 13.00.04. St. Petersburg, 2018. 53 p.
3. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kultury [Theory and organization of adaptive physical culture]. Textbook. Moscow: Sport publ., 2016. 616 p.
4. Evseev D.S., Evseev S.P., Tsvok I. Paralimpijskoe dvizhenie v mire i ego organizacionno-pravovye osnovy [Paralympic movement in the world and its organizational and legal foundations]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2002. No. 4 (12). p. 37.
5. Eliseev K.I., Kobzarenko V.N., Rudneva L.V. Razvitie paravelosporta v Tulskoj oblasti: istoricheskij aspekt [Development of paracycling in the Tula region: historical aspect]. Sovremennye tekhnologii v fizicheskom vospitanii i sporte. 2019. pp. 248-252.
6. Mazhar E.N. Praktiko-orientirovannaya model professionalnoj podgotovki studentov-lingvistov k mezhkulturnomu vzaimodejstviyu [Practice-oriented model of professional training of linguists for intercultural interaction]. Izvestiya BSAFF. Kaliningrad, 2017. No. 1 (39). pp. 93-100.
7. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte: obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports: general theory and its practical applications]. Textbook for a highly qualified trainer. Kyiv: Olimp. lit. publ., 2004. 808 p.
8. Romanov V.A., Rudneva L.V., Kulikova M.V. Osobennosti prepoda-vaniya teoreticheskih osnov fizicheskoj kultury s uchetom individual-nyh osobennostej uchashchihsya s ogranichennymi vozmozhnosty-ami zdorovya [Features of teaching the theoretical foundations of physical culture, taking into account the individual characteristics of students with disabilities]. Mezhdunarodnaya nauchnaya shkola psi-hologii i pedagogiki. 2015. No. 3 (11). pp. 52-54.
9. Rudneva L.V., Valeeva G.V., Eliseev K.I. Osobennosti podgotovki velo-sipedistov-shossejnikov (tandem) v paravelosporte (na primere Tulskoj oblasti) [Features of the training of road cyclists (tandem) in paracycling (on the example of the Tula region)]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2019. Vol. 80. No. 4. pp. 16-18.
10. Rudneva L.V., Khaitbaeva N.V. Novyj rekord Rossii po sportu slepyh-velosport-tandem-trek [New record of Russia in the sport of the blind-cycling-tandem-track]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2021. Vol. 85. No. 1. p. 54.
НОВЫЕ КНИГИ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ: УЧЕБНИК / В. А. НИКИШКИН, Н. Н. БУМАРСК0ВА, С. И. КРАМСКОЙ [И ДР.]. — МОСКВА: МИСИ - МГСУ, 2021. — 380 С. — iSBN 978-5-7264-2862-8.
Учебник является результатом многолетнего опыта и научных исследований коллективов кафедр физического воспитания и спорта Ассоциации строительных вузов. Содержание учебника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Авторы стремились максимально учесть особенности структурного содержания образовательного процесса в университетах, отразить основные положения теории и практики физической культуры и спорта, методы и средства достижения психофизической готовности специалиста к деятельности в области строительства. Для обучающихся бакалавриата и специалитета по всем УГСН, реализуемым НИУ МГСУ