Научная статья на тему 'ЭРГОНОМИЧНОСТЬ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БИОМЕХАНИКУ ДВИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭРГОНОМИЧНОСТЬ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БИОМЕХАНИКУ ДВИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
эргономичность внешней среды / эргономическая биомеханика / учебно-тренировочный процесс / велоспорт / двигательные действия. / ergonomics of the external environment / ergonomic biomechanics / educational and training process / cycling / motor actions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тон Я.В., Овчинников Ю.Д.

В условиях развивающейся конкуренции многие виды спорта являются культивируемыми, другие менее культивируемые на региональном уровне. Учебно-тренировочный процесс с помощью различных методик показан в разных видах спорта. В данном исследовании авторы показывают эргономические факторы и их влияние на биомеханику движений в методике учебно-тренировочного процесса сборной Краснодарского края по велоспорту (представлен видеоряд). Особенностью педагогического эксперимента является тот факт, что в учебно-тренировочном процессе на всех этапах принимали участие воспитанники клуба «Rider school». Научно-педагогическое исследование имеет прикладной и практико-ориентированный характер с выполнением социальных функций, проведено с использованием природной среды региона, современных высокотехнологичных спортивных объектов, сооруженных для занятий спорта любому желающему человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тон Я.В., Овчинников Ю.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERGONOMICS OF THE ENVIRONMENT AND ITS INFLUENCE ON THE BIOMECHANICS OF MOVEMENTS IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS

In the conditions of developing competition, many sports are cultivated, others are less cultivated at the regional level. The educational and training process with the help of various techniques is shown in various sports. In this study, the authors show ergonomic factors and their influence on the biomechanics of movements in the methodology of the training process of the Krasnodar Territory cycling team (a video series is presented). The peculiarity of the pedagogical experiment is the fact that the pupils of the Rider school club took part in the educational and training process at all stages. The scientific and pedagogical research has an applied nature, a practiceoriented nature with the performance of social functions was carried out using the natural environment of the region, modern high-tech sports facilities built for sports for anyone who wants to.

Текст научной работы на тему «ЭРГОНОМИЧНОСТЬ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БИОМЕХАНИКУ ДВИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ»

pends mostly on their ability to communicate effectively with others in a globalization and communication era [6].

References

1. Buarqoub I.A.S. (2019) Language barriers to effective communication // Utopía y Praxis Latinoamericana, vol. 24, núm. Esp.6, pp. 64-77 https://www.redalyc.org/jour-nal/279/27962177008/html/

2. Definition of dialect in English // Oxford Dictionaries. URL:

http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/ dialect

3. Haidara Y. (2016) Psychological Factor Affecting English Speaking Performance for the English Learners in Indonesia // Universal Journal of Educational Research 4(7): pp. 1501-1505, http://www.hrpub.org DOI: 10.13189/ujer.2016.040701

4. Metcalfe J. Learning from errors// Annual Review of Psychology: Vol.68, 2017. Pp.465-489 https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044022

5. Shariatmadari D. 8 pronunciation errors that made the English language what it is today // The Guardian. URL: http://www.theguardian. com/commentisfree/2014/mar /11/pronunciation-errors-english-language

6. Secret vault of words rejected by the Oxford English dictionary uncovered// The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/newstopics/howabo utthat/7926646/Secret-vault-of-words-rejected-by-the-Oxford-English-Dictionary-uncovered.html

7. Whitefield A.M. (2016) Analysing the importance of striving towards correct spoken language // X International scientific-practical conference «Modern trends in teaching English in a non-linguistic university» (Krasnoyarsk, Siberian Space University of Science and Technology) Pp.118-122.

ЭРГОНОМИЧНОСТЬ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БИОМЕХАНИКУ ДВИЖЕНИЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Тон Я.В.

кандидат в мастера спорта, студент факультета Спорта Овчинников Ю.Д.

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Краснодар

ERGONOMICS OF THE ENVIRONMENT AND ITS INFLUENCE ON THE BIOMECHANICS OF MOVEMENTS IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS

Ton Y.

candidate for Master of Sports, student of the Faculty of Sports

Ovchinnikov Y.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Russia, Krasnodar

Аннотация

В условиях развивающейся конкуренции многие виды спорта являются культивируемыми, другие менее культивируемые на региональном уровне. Учебно-тренировочный процесс с помощью различных методик показан в разных видах спорта. В данном исследовании авторы показывают эргономические факторы и их влияние на биомеханику движений в методике учебно-тренировочного процесса сборной Краснодарского края по велоспорту (представлен видеоряд). Особенностью педагогического эксперимента является тот факт, что в учебно-тренировочном процессе на всех этапах принимали участие воспитанники клуба «Rider school». Научно-педагогическое исследование имеет прикладной и практико-ориентирован-ный характер с выполнением социальных функций, проведено с использованием природной среды региона, современных высокотехнологичных спортивных объектов, сооруженных для занятий спорта любому желающему человеку.

Abstract

In the conditions of developing competition, many sports are cultivated, others are less cultivated at the regional level. The educational and training process with the help of various techniques is shown in various sports. In this study, the authors show ergonomic factors and their influence on the biomechanics of movements in the

methodology of the training process of the Krasnodar Territory cycling team (a video series is presented). The peculiarity of the pedagogical experiment is the fact that the pupils of the Rider school club took part in the educational and training process at all stages. The scientific and pedagogical research has an applied nature, a practice-oriented nature with the performance of social functions was carried out using the natural environment of the region, modern high-tech sports facilities built for sports for anyone who wants to.

Ключевые слова: эргономичность внешней среды, эргономическая биомеханика, учебно-тренировочный процесс, велоспорт, двигательные действия.

Keywords: ergonomics of the external environment, ergonomic biomechanics, educational and training process, cycling, motor actions.

В современном учебно-тренировочном процессе по велоспорту методы тренировки сведены к следующим двум группам: однократная непрерывная работа (равномерная или переменная) и прерывистая работа, повторяющаяся через определенные интервалы отдыха[9,11,12,14].

Выявленная проблема. Проблемой учебно-тренировочного процесса является эффективное восстановление организма спортсменов. Тренер составляет план-комплекс, включающий различные методики с нагрузками для организма, но не всегда учитывается совокупность факторов, составляющих восстановительный период[10]. К таким факторам относится эргономические факторы. В Вузах спортивного профиля эргономическая биомеханика не изучается поэтому данное направление рассматривается как прикладное исследование студентов в индивидуальном задании[5].

Постановка задачи. При изучении биомеханики двигательной деятельности с использованием избранного вида спорта в учебно-тренировочном процессе не учитывается эргономичность внешней среды и каким образом эргономические факторы влияют не только на методики и формы, используемые в учебно-тренировочном процессе, но на восстановительный процесс спортсмена после соревнований. Фактор усталости является биомеханической категорией и его необходимо связывать с эргономической биомеханикой, т.е. двигательными действиями комфортными для организма с помощью природной среды и технологических факторов, находящихся в ней[3].

Природная среда- определенная территория с климатическими условиями (температура воздуха, растительность горы, наличие водоемов).

Эргономические параметры включают следующие составляющие:

- факторы природной среды;

- технологические факторы: модель велосипеда со скоростными параметрами перемещения по заданной траектории, экипировка спортсмена, спортивные сооружения для выполнения специальных элементов.

Эргономико-биомеханические факторы:

- физические упражнения в природных условиях с определенной нагрузкой;

- моделирование специальных элементов по заданным биомеханическим параметрам.

Эргономические параметры позволяют проводить комплексный анализ и видеть специфику восстановительного периода каждого спортсмена с занесением в его личную карточку.

Цель научно-педагогического исследования

- изучение эргономичности среды и ее влияние на биомеханику движений в учебно-тренировочном процессе на примере велоспорта.

В исследовании принимали участие не только студенты, но и дети младшего школьного возраста, занимающиеся велоспортом на базе клуба «Rider school»[3]. Такой педагогический эксперимент взаимосвязи поколений в учебно-тренировочном процессе был проведен впервые и был оправдан. Это не только элементы подражания старшим товарищам, но и выявление индивидуальных двигательных возможностей на каждом этапе тренировки с учетом поставленной двигательной задачи. Более того пригодная среда с различными ее видами не только укрепила общий иммунитет ребенка, но развила фактор выносливости, что важно при занятиях велоспортом[1,2].

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Базой для проведения исследования послужили материалы, предоставленные тренерским составом. С 13 по 19 декабря 2021 года в посёлке Псебай Краснодарского края проходили учебно -тренировочные мероприятия сборной команды Краснодарского края по велоспорту, возраст 14-16, и 17,20 лет. Температура днём до +14 градусов, ночью +3[15,16]. В учебно-тренировочном процессе принимали участи воспитанники клуба «Rider school» (первый тренер Райдан Ахмед, второй тренер Яна Тон)[17].

Учебно-тренировочный процесс включал в себя следующие методики:

Этап 1- утренняя зарядка: медленный бег 1,5 км, разминка 5-7 минут (наклоны головы, туловища, круговые вращения руками вперёд /назад , выпады, махи вперед /назад ). Во время утренней тренировки отслеживали восстановление по ЧСС. У группы Т2 пульс приходил в норму в течении 3х минут после упражнения. У групп ССМ до 2х минут. В поселке Псебай высота над уровнем моря выше, значит акклиматизация и тренировки проходили труднее, но эффективнее. Организму необходимо было больше потребления кислорода, рос кислородный долг и запрос, вентиляция лёгких увеличивалась. Температура воздуха в дневное время достигала до +14 градусов, ночное время +3 градуса.

Этап 2- прыжковый комплекс 20 мин : прыжки на левой /правой ноге через фишку, через 2,3 фишки 3 подхода (прямые ;на двух ногах 3 подхода ; запрыгивание одной ногой на бордюр 25 раз на каждую ногу ; запрыгивание на бордюр со сменной

ноги 25 раз. Пульс на прыжковые тренировки средний 172, максимальный 196 уд/мин[4].

Этап 3- игровой. После прыжковой тренировки игры/эстафеты, проигравшая команда выпрыгивает /отжимается 20 раз.

Этап4- В обед тренировка «поход в горы» 7 км, который включал ходьбу по горам, максимальная высота над уровнем моря 1210 м. Средний пульс 167 уд/мин , максимальный 178 уд/мин.

Этап 5- тренировка на памп-треке в посёлке Мостовской. Парк представляет современную высокотехнологичную инфраструктуру регионального спорта с памп-рампами, спортивной площадкой и скейт-парк. На памп-рампе отрабатывалась

Фото 1. Поход на водопады

техника на велосипеде ВМХ race, задание :не крутя педали «догнать впереди едущего» и так 15 кругов , 1 круг 40 метров.

Этап6-Вечерняя тренировка игра футбол 1час. Выбирав два капитана, составляют команды равные по силам.

Команда пропустившая гол выпрыгивает 20 раз. Средний пульс 172 уд/ мин. максимальный 186 уд/мин.

Этап7- Упражнение «станок» : на шоссейном велосипеде на станке крутим 1 час в среднем темпе 100-110 оборотов в минуту[7].

Фото 2. Пробежка с различным темпом.

Фото 3. Утренняя разминка с различными типами приседаний

Фото 4. Тренировка на памп-треке в посёлке Мостовской. Это самый большой экстрим-парк на Кубани

Спортивное сооружение включает в себя скейт-парк, памп-трек, воркаут-площадку и детскую игровую площадку. Общая площадь парка — более 6 тысяч квадратных метров. Это универсальная зона для начинающих и профессионалов, созданная молодыми активистами Мостовского района. Проектирование скейт-парка проводилось совместно со спортсменами. Спортивное сооружение является современной инфраструктурой, реализуемой в рамках национального проекта ««Спорт - норма жизни» национального проекта».

На учебно-тренировочный процесс влияет технологичность спортивных сооружений. Исследование таких сооружений показывает, что использова-

ние покрытий металла, или текстолита менее приемлемо с точки зрения безопасности, так как данные материалы являются скользящими и создают повышенную травмоопасность особенно для спортсменов занимающимся халф пайпом. Недостатком полностью деревянных конструкций, в первую очередь, является их более низкая износостойкость и долговечность, кроме того, при необходимости их сложнее разобрать и перенести на новую площадку. Выполненные в комбинации металла и дерева спортивно-парковые сооружения, кроме всех описанных преимуществ, имеют легкий, эстетичный вид, который удачно впишется в любое архитектурное решение.

Фото 5. Райдан Ахмед показывает, как нужно выполнять задание воспитанникам клуба «Rider school».

Изучение конструкций спортивных сооружений показало, что мини-рампы довольно популярны, так как позволяют потренироваться прыжкам с меньшим риском, чем Халф и Квотер Пайпы. Ещё одним преимуществом мини-рампы является то, что их использование не ограничивается скейтбордистами. Для любителей велосипедов и

Фото 6.Ребята выезжают на памп-рампу

роликов подобный элемент является наиболее подходящим. Данный элемент напоминает рампу, но чаще всего чуть выше неё и обладает небольшой площадкой перед спуском. Это идеальный элемент для придания ускорения, поэтому он находится чаще всего перед остальными элементами[6].

Фото 6. Памп-трек

Специальная велосипедная трасса, представляющая собой чередование ям, кочек и контр уклонов и не содержащая ровных участков. Особенность памп-треков заключается в том, что набор и поддержка скорости осуществляются не за счёт вращения педалей, а с помощью специальной техники прохождения волн - в ямы велосипед «вжимается», на кочках «расслабляется». Трасса обычно имеет относительно небольшую длину и делается кольцевой. Возможны развилки и перекрёстки для организации разнообразных маршрутов прохождения. Для катания по памп-треку лучше всего подходят лёгкие, дёртовые, горные велосипеды или ВМХ. Соревнования предполагают прохождение определённого маршрута на трассе за минимальное время.

Заключение. Научно-педагогическое исследование имеет прикладной характер проведено с использованием природной среды региона и современных высокотехнологичных спортивных объектов, сооруженных для занятий спорта любому желающему человеку[8]. Такой формат исследований позволяет развивать взаимосвязь теории и практики в профильном предмете «Биомеханика двигательной деятельности» и ориентировать студентов избранного вида спорта (Велоспорта) на выбор профессиональной деятельности в регионе[13]. Более того наука биомеханика приобретает для студента не только практико-ориентированный характер, но и потенциально развивающейся науки в условиях конкурентной рыночной среды.

Список литературы

1. Бабикова А.С., Насыбуллина Г.М. Гигиеническая оценка условий и организации тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах//Здоровье населения и среда обитания -ЗНиСО. 2018. № 12 (309). С. 41-46.

2. Богатырёв С.А., Логинов В.В. Педагогическое содействие в патриотическом воспитании юных спортсменов средствами физкультурной подготовки/Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 1 (31). С. 162-168.

3. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д. Усталость- биомеханическая категория//Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 1. С. 178-183.

4. Литвиченко Е.М., Быков Е.В. Влияние напряжения вегетативной регуляции на ответную реакцию к массажным воздействиям//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

2020. № 4 (182). С. 280-285.

5. Лукьяненко О.В., Овчинников Ю.Д. Скиту-ризм-эргономичность движения в оздоровительных технологиях нового формата//Международный журнал прикладных наук и технологий Integral.

2021. № 3.

6. Налимова Е.В., Сокольская О.Б. Особенности детских площадок и их состояние в урбанизированной среде//Агрофорсайт. 2021. № 6 (37). С. 109-118.

7. Марков К.К., Николаева О.О., Сидорова Е.Н. Современные направления методики спортивной тренировки//Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 131-135.

8. Медников А.Б., Тапунов Ю.Н., Лызарь О.Г.Факторы дифференциации жизненных стратегий обучающихся спортивных школ//Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 1 (51). С. 108-113.

9. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Теоретические и методические аспекты построения тренировочного процесса в циклических видах спорта (Академическая гребля)//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T30. С. 41-45.

10. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активности/Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 157174.

11. Сайкина Е.Г., Ячменев С.С. Внедрение фитнес-технологий в процесс общей физической подготовки юных спортсменов сложнокоординиро-ванных видов спорта//Фундаментальные исследования. 2013. № 10-8. С. 1810-1813.

12. Сбитнева О.А. Виды спорта на выносливость, стимулирующие оздоровительно-тренировочный процесс// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1 (39). С. 138-141.

13. Скрипкина Ю.В., Лалыкина Я.А. Принципы формирования многофункционального центра для занятий экстремальными видами спорта в Курске//Известия Юго-Западного государственного университета. 2018. Т. 22. № 6 (81). С. 92-102.

14. Струганов С.М., Ахматгатин А.А., Агафонов М.П., Балашов А.В. Рациональное планирование учебно-тренировочного процесса на основе функциональной диагностики спортсменов в циклических видах спорта//Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 85-94.

15. Тер-Акопов Г.Н. Новые технологии восстановления спортсменов на учебно-тренировочной базе в условиях среднегорья//Современные вопросы биомедицины. 2017. Т. 1. № 1 (1). С. 1.

16. Тон Я.В., Ахметов С.М., Овчинников Ю.Д. Изучение возможностей поддержания физической формы спортсменов при разных видах нагрузки в учебно-тренировочных сборах по велоспорту ВМХ в горах//Ш Scientific Heritage. 2021. № 60-4 (60). С. 56-61.

17. Халилова А.Ф., Деменев С.В., Финогентова Л.А., Софронова Е.М., Блохин С.А. Использование мобильных физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания студенток Вуза//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 6 (196). С. 350-354.

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ

МИРЕ

Свиридченко Ю. С.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Филиал Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, г. Севастополь

ONLINE LEARNING AS PART OF AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A MULTICULTURAL

WORLD

Sviridchenko Yu.

PhD in Pedagogy Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department Branch of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov in Sevastopol, Sevastopol

Аннотация

В статье представлены проблемы развития поликультурного образования российского общества в условиях информатизации и глобализации. Поиск новых путей формирования у обучающихся готовности к эффективной жизни и деятельности в условиях массовой информатизации.

Abstract

The article presents the problems of development of multicultural education of Russian society in the conditions of informatization and globalization. The search for new ways to form students' readiness to live and work effectively in the conditions of mass informatization.

Ключевые слова: поликультурное образование, образование, глобализация, онлайн-обучение, технология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: multicultural education, education, globalization, online-learning, technology.

Процессы информатизации и глобализации, интенсивно развивающиеся во всем мире, интеграция России в мировое культурное и образователь-

ное пространство, привели к тому, что у людей разных возрастов, социального статуса, образования, вероисповедания и местоположения существенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.