Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРЫЖКАХ НА АКД СТУДЕНТОМ-СПОРТСМЕНОМ'

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРЫЖКАХ НА АКД СТУДЕНТОМ-СПОРТСМЕНОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПРЫЖКИ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ / ПЛАН ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ / ЛОГИКО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АКРОБАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шикунов И.О., Овчинников Ю.Д.

Содержание и методика учебно-тренировочного процесса в прыжках на акробатической дорожке (АКД) актуальное направление научно-педагогических исследований. В статье представлены этапы учебно-тренировочного процесса с видеорядом выполнения акробатических упражнений. В основу научных исследований был взят план тренировочного процесса СДЮСШ № 1 г. Краснодар для мастеров спорта. В результате проведенного анализа были выявлены проблемы, возникающие во время тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шикунов И.О., Овчинников Ю.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TRAINING PROCESS IN AKD JUMPS BY A STUDENT-ATHLETE

The content and methodology of the training process in jumping on an acrobatic track (AKD) is an actual direction of scientific and pedagogical research. The article presents the stages of the training process with a video sequence of performing acrobatic exercises. The research was based on the plan of the training process of SDYUSSH No. 1 in Krasnodar for masters of sports. As a result of the analysis, problems that arise during training were identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРЫЖКАХ НА АКД СТУДЕНТОМ-СПОРТСМЕНОМ»

АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРЫЖКАХ НА АКД СТУДЕНТОМ-

СПОРТСМЕНОМ

Шикунов И.О.

Студент,

Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура

Профиль подготовки: Спортивная тренировка в избранном виде спорта. Прыжки на акробатической дорожке, мастер спорта, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Россия, г. Краснодар Овчинников Ю.Д.

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Россия, г. Краснодар

ANALYSIS OF THE TRAINING PROCESS IN AKD JUMPS BY A STUDENT-ATHLETE

Shikunov I.

Student,

Direction of training 49.03.01 Physical culture Training profile: Sports training in your favorite sport. The jumps on the acrobatic path master of sports,

Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Russia, Krasnodar Ovchinnikov Yu.

Candidate of technical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Biochemistry, biomechanics and natural Sciences Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Russia, Krasnodar

Аннотация

Содержание и методика учебно-тренировочного процесса в прыжках на акробатической дорожке (АКД) актуальное направление научно-педагогических исследований. В статье представлены этапы учебно-тренировочного процесса с видеорядом выполнения акробатических упражнений. В основу научных исследований был взят план тренировочного процесса СДЮСШ № 1 г. Краснодар для мастеров спорта. В результате проведенного анализа были выявлены проблемы, возникающие во время тренировки.

Abstract

The content and methodology of the training process in jumping on an acrobatic track (AKD) is an actual direction of scientific and pedagogical research. The article presents the stages of the training process with a video sequence of performing acrobatic exercises. The research was based on the plan of the training process of SDYUSSH No. 1 in Krasnodar for masters of sports. As a result of the analysis, problems that arise during training were identified.

Ключевые слова: прыжки на акробатической дорожке, план тренировочного процесса, проблемы в учебно-тренировочном процессе, логико-компетентностный подход, физические упражнения, акробатические элементы.

Keywords: jumping on an acrobatic track, training process plan, problems in the training process, logical-competence approach, physical exercises, acrobatic elements.

Введение.

Спортивная тренировка реализует возможности оптимального физического развития спортсменов всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств [3].

Организация и планирование учебно-тренировочного процесса имеют актуальное и социальное значение не только для спорта высших достижений, но и для самосовершенствования личности спортс-мена[2].

Анализ проблем, возникающих в тренировочном процессе позволяет студенту осмысленно под-

ходить к выполняемым упражнениям, учиться применять полученные знания и умения в учебном процессе на спортивное совершенствование с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Цель научного исследования анализ учебно-тренировочного процесса на примере прыжков на акробатической дорожке (АКД).

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Для объективности научного исследования были изучены учебно-методические материалы и проведена видеосъемка учебно-тренировочного процесса мастера спорта Шикунова Игоря Евгеньевича, студента факультета спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Краснодар. Ибо данный научно-

педагогический аспект не изучался и будет педагогически целесообразно представить его с целью совершенствования как учебного, так и тренировочного процесса в учебных заведениях. Данное направление не достаточно представлено в научной литературе (Антонова Е.А., Врублевский Е.П.; Зая-чук Т.В., Савосина М.Н.)[1,4].

Учебно-тренировочный процесс представляет ежедневный многолетний труд, как спортсмена, так и тренера итогом которого является достижение наивысших результатов [6].

Учебно-тренировочный процесс условно можно разделить на три этапа:

Первый этап- планирование тренировки педагогом-тренером. Как показывает практический опыт спортсмену не всегда удается выполнить первый этап из-за того, кого что не был проведен многофакторный анализ учебно-тренировочного процесса с участием спортсмена[9,10].

Второй этап очень важен так как именно на нем происходит системная реализация в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.

Третий этап- наблюдение за ходом подготовки спортсмена.

Изучение учебно-методических материалов, показало логико-компетентностный подход в тренировочном процессе спортсменов-студентов в избранном виде спорта.

Профессиональные тренировки проходят по 3,5 - 4 часа 6 дней в неделю. Система тренировочного процесса имеет структуру постепенного повышения нагрузки с понедельника по среду; а с четверга по субботу нагрузки идут на спад, таким образ организму дается возможность восстановиться к началу следующей недели.

План тренировочного процесса СДЮСШ №1г.Краснодар для мастеров спорта.

Понедельник:

1) Разминка.

2) прохождение «школы» - элементы, которые лежат в основе любой комбинации) - фляки, фляки с темпами, темпы;

3) базовые окончания - группированное сальто, сальто согнувшись, прямое сальто.

В каждый тренировочный день входит разминка. Разминка состоит из следующих этапов:

1. Пробежка.

2. подготовительная часть со следующими элементами:

- растяжка (шпагаты, наклоны сидя (ноги вместе), наклоны сидя (ноги врозь и т.д.)

- прыжковая разминка.

3. Отработка базовых элементов на снаряд.

4. Общая физическая подготовка направлена на укрепление грудных мышц.

Фото 1. Видеоряд выполняемых упражнений: фляки с темпами.

Вторник: 3) Отработка окончаний 4 элементов 2 комби-

1) Разминка. наций - рондат, 3 темпа, фляк, 3 назад; рондат, 3

2) Отработка первых 4 элементов 2 комбина- темпа, фляк, 2 сальто с 2 винтами.

ции (комбинация состоит из 8 элементов) - рондат, 4) Общая физическая подготовка - укрепле-

темп, 2 бланша, темп; рондат, темп, 2 сальто с 2 ние мышц рук. винтами, темп, соответственно.

Фото 2. Видеоряд выполняемых упражнений: два сальто с двумя винтами.

Среда: рондат, темп, 2 сальто с 2 винтами, 3 темпа, фляк, 2

1) Разминка. сальто с 2 винтами в группировке.

2) Отработка полных комбинаций (соедине- 3) Общая физическая подготовка - по 2 ние 8 элементов) - 1) рондат, темп, 2 бланша, 3 упражнения на каждую группу мышц.

темпа, фляк, 3 группированных сальто назад. 2)

Фото 3. Видеоряд выполняемых упражнений: два прямых сальто, три темпа, фляк, три назад.

Четверг:

1) Разминка.

2) Работа на скорость, т.е. «школа» - фляки, фляки с темпами, темпы по 3 подхода, где время каждого следующего подхода должно быть меньше предыдущего.

3) Отработка окончаний - сальто согнувшись, прямое сальто, сальто с поворотом на 360 градусов, 2 сальто в группировке, 2 сальто согнувшись, 2 прямых сальто, 2 прямых сальто с винтом, 2 прямых сальто с 2 винтами, 3 сальто в группировке, 3 сальто согнувшись;

4) Общая физическая подготовка - укрепление икроножной мышцы и мышц бедер[7].

Пятница:

1) Разминка

2) Работа с места (без разбега и первого раз-гоночного элемента) - фляки, фляки с темпами, темпы по 50 раз, где каждое последующее окончание должно быть сложнее предыдущего.

3) Общая физическая подготовка - укрепление мышц пресса и спины.

Суббота:

1) Разминка.

2) Отработка окончаний на возвышение, начиная базовыми, заканчивая самыми сложными элементами.

3) Общая физическая подготовка - ско-ростно-силовая подготовка (3 круга на время)

Фото 4. Видеоряд выполняемых упражнений: два сальто с двумя винтами.

Представленный видеоряд позволяет студенту-спортсмену, тренеру, специалистам-практикам увидеть систематизацию тренировочного процесса в комплексе выполняемых элементов, а наглядность и визуальность выполняемости трудности и артистичности элементов в течении недели. Степень нагрузки по дням показывает эффективность тренировочного процесса в течении дня с одной стороны, с другой стороны, дает возможность уменьшить или усилить физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей спортсмена [5]. А также проследить усложнение выполняемых элементов с учетом биомеханических характеристик в избранном виде спорта [8].

В результате проведенного анализа были выявлены проблемы, возникающие во время тренировки:

1. Регулирование физических нагрузок спортсмена в тренировочном процессе.

2. Погодные условия, которые влияют на температуру в помещении, тем самым могут усложнить условия тренировок.

Например, если в зале слишком холодно, то для продуктивной деятельности нужно потратить большое количество сил и энергии для того чтобы подготовить организм к работе. Если же слишком жарко, то организм быстро утомляется, следствием чего является отдышка, бессилие и тренировка теряет свой смысл

3. Неисправность оборудования. Если оборудование неисправно, то тренироваться на нем невозможно, а новое оборудование выдается редко и это может прямым образом отразиться на подготовленности спортсмена.

4. Травматизм. Из-за больших нагрузок на организм любое неправильно выполненное движение может повлечь за собой травмы, начиная от растяжения связок, заканчивая переломами и более серьезными травмами.

5. Так как прыжки на АКД является высококоординационным видом спорта, то из-за отвлеченности спортсмена или слишком большого психологического давления на него могут происходить неуправляемые движения, которые представляют собой неуправляемый полет и, как показывает практика приводят к травмам.

Заключение.

Анализ учебно-тренировочного процесса, позволяет проследить уровень спортивного мастерства спортсмена в избранном виде спорта, ставить комплексные и индивидуальные задачи к определенному виду соревнований.

Список литературы

1. Антонова Е.А., Врублевский Е.П. Методика скоростно-силовой подготовки прыгунов на акробатической дорожке спортивных разря-дов//Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 2. С. 44-49.

2. Ванесян А.С., Мокеев Г.И., Шестаков К.В. Новые подходы к подготовке спортсменов высшего спортивного мастерства//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 10 (140). С. 232238.

3. Данилова А.М., Красильников А.Н., Воронин А.Д. Спортивное мастерство как фактор формирования успешности подростков в процессе спортивной деятельности//01утР1ш. Гуманитарная версия. 2019. № 2 (9). С. 48-50.

4. Заячук Т.В., Савосина М.Н. Модель применения гимнастических упражнений в тренировочном процессе в различных видах

спорта//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 109.

5. Кивихарью И.В., Бичурин Р.Р. Специальная физическая подготовка в мужских акробатических парах на этапе высшего спортивного мастер-ства//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 162-166.

6. Кожанова О.С., Нестерова Т.В., Гнутова Н.П., Гнутов Е.И. Использование методологического подхода при отборе спортсменок в команды по групповым упражнениям художественной гимнастики с учетом фактора совместимо-сти//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.

2015. № 4. С. 27-32.

7. Колесникова С.С., Павельев И.Г. Акробатические упражнения как фактор развития молодых спортсменов//Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41-1. С. 30-31.

8. Лях, В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 31-36.

9. Мацюсь Н.Ю. Анализ существующих систем отбора и ориентации спортсменов в разных странах//Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры.

2016. № 19. С. 101-110.

10. Morozevich, T. Effect of Training Exercise on Sensomotor Latency in Girl Acrobats / T. Morozevich // Biology of Sport. - 2000. - № 1, Vol. 17. - Р. 57-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Олейник Т.И.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инструментального исполнительства

УДПУ имени Павла Тычины

PROFESSIONAL SELF-EFFICIENCY OF FUTURE PERFORMERS: THEORETICAL ASPECT

Oleynik T.

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Instrumental Performance UDPU named after Pavel Tychyna

Аннотация

В статье рассматривается значение формирования профессинальной самоэффективности будущих музыкнтов-исполнителей в контексте евроинтеграции, анализируется влияние данного образования на саморегуляцию студентов. Указываются факторы и механизмы самоэффективности студентов-музыкантов, анализируется структура исследуемого феномена.

Abstract

The article considers the importance of the formation of professional self-efficacy of future musicians in the context of European integration, analyzes the impact of this education on student self-regulation. Factors and mechanisms of self-efficacy of music students are indicated, the structure of the studied phenomenon is analyzed.

Ключевые слова: самоэффективность, профессиональная самоэффективность будущих музыкнтов-исполнителей, факторы и механизмы профессиональной самоэффективности будущих музыкнтов-испол-нителей, компоненты профессиональной самоэффективности будущих музыкнтов-исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.