Научная статья на тему 'ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕНИРОВОЧНОЙ МАСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ'

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕНИРОВОЧНОЙ МАСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРА / ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ БИОМЕХАНИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Букреева Н.О., Овчинников Ю.Д., Тарасенко А.А.

В статье рассматриваются эргономические свойства тренировочной маски для развития выносливости в учебно-тренировочном процессе спортсмена. Тренировочная маска выступает технологическим приспособлением для развития дыхательных мышц и легких. Принцип состоит в адаптации организма к стрессу. Одно из преимуществ маски состоит в том, что маска создает стрессовую ситуацию, организм адаптируется и показывает лучшие результаты уже без маски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERGONOMIC PROPERTIES OF THE TRAINING MASK FOR THE DEVELOPMENT OF ENDURANCE

The article discusses the ergonomic properties of the training mask for the development of endurance in the training process of an athlete. The training mask acts as a technological device for the development of respiratory muscles and lungs. The principle is to adapt the body to stress. One of the advantages of a mask is that it creates a stressful situation, the body adapts and shows better results without the mask.

Текст научной работы на тему «ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕНИРОВОЧНОЙ МАСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ»

konf. Udoskonalennia yakosti pidhotovky likariv u suchasnykh umovakh (24 Ber. 2016, Poltava). Poltava: UMSA, 2016. S. 28-29.

4. Datsenko H.V., Suzanska Z.V. Dystantsiine navchannia yak zasib stymuliuvannia samoosvity. Materialy mizhvuzivskoho vebinaru. Dystantsiine navchannia yak suchasna osvitnia tekhnolohiia (31 Ber. 2017, Vinnytsia). Vinnytsia: VTEI KNTEU, 2017. S. 17-20.

5. Morozova L., Morozova O. Dystantsiine navchannia na suchasnomu etapi, novitni tekhnolohii vykladannia movnykh ta pryrodnychykh dystsyplin u vyshakh. Teoriia i praktyka vykladannia ukrainskoi movy yak inozemnoi. 2014. № 10. S. 52-59.

6. Vlasenko I.H. Vprovadzhennia dystantsiinoho navchannia - vymoha suchasnosti. Materialy mizhvuzivskoho vebinaru. Dystantsiine navchannia yak suchasna osvitnia tekhnolohiia (31 Ber. 2017, Vinnytsia). Vinnytsia: VTEI KNTEU, 2017. S.12-14.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТРЕНИРОВОЧНОЙ МАСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ВЫНОСЛИВОСТИ

Букреева Н.О.

Студент,

Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура Профиль подготовки: Спортивная тренировка в избранном виде спорта. Велоспорт, кандидат в мастера спорта.

Овчинников Ю.Д. Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин» Тарасенко А.А. Кандидат педагогических наук, профессор, Первый проректор - проректор по учебной работе, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Краснодар

ERGONOMIC PROPERTIES OF THE TRAINING MASK FOR THE DEVELOPMENT OF

ENDURANCE

Bukreeva N.

Student,

Training direction 49.03.01 Physical culture Training profile: Sports training in your favorite sport. Cycling, candidate for master of sports.

Ovchinnikov Yu.

Candidate of technical Sciences, associate Professor, associate Professor of" Biochemistry, biomechanics and natural science disciplines" Tarasenko A.

Candidate of pedagogical Sciences, Professor, First Vice-rector-Vice-rector for academic Affairs,

Kuban state University physical culture, sports and tourism Russia, Krasnodar

Аннотация

В статье рассматриваются эргономические свойства тренировочной маски для развития выносливости в учебно-тренировочном процессе спортсмена. Тренировочная маска выступает технологическим приспособлением для развития дыхательных мышц и легких. Принцип состоит в адаптации организма к стрессу. Одно из преимуществ маски состоит в том, что маска создает стрессовую ситуацию, организм адаптируется и показывает лучшие результаты уже без маски. Abstract

The article discusses the ergonomic properties of the training mask for the development of endurance in the training process of an athlete. The training mask acts as a technological device for the development of respiratory muscles and lungs. The principle is to adapt the body to stress. One of the advantages of a mask is that it creates a stressful situation, the body adapts and shows better results without the mask.

Ключевые слова: эргономические свойства товара, эргономическая биомеханика, физические качества.

Keywords: ergonomic properties of the product, ergonomic biomechanics, physical qualities.

Проблема выносливости в спорте выполняет практическое назначение в выстраивании учебно-тренировочных методик и анализа прошедших соревнований (Бибяев В.Н.; Махов В.И; .Рахматова Д.Н.)[1,10,11]. Выносливость в понятийном смысле обладает физическими качествами и биомеханическими свойствами индивидуального орга-низма(Волков Н.И., Волков А.Н. ;Собянин Ф.И., Трусова О.В)[2,13]. Сложно определить пределы выносливости, которая представляет собой проведение многофакторного научного анализа[12]. Критерием повышения выносливости может выступить эргономо-технологические факторы спортивного оборудования[7].

Эргономическая биомеханика в спорте выступает компенсирующим фактором позволяющим человеку сохранить свой физический и психоэмоциональный ресурсы. Правильно подобранное тренировочное снаряжение позволяет снизить затратность усилий, таким образом, органы человека используют свой ресурс, с меньшим расходом энергии.

Цель научно-прикладного исследования - рассмотреть эргономические свойства тренировочной маски для развития выносливости. Данный аспект в научной литературе не достаточно изучен и представляет научную и практическую значимость для совершенствования учебно-тренировочного про-цесса[8].

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Букреева Наталья Олеговна, студентка факультета спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, избранный вид спорта «Велоспорт», изучая предмет «Биомеханика двигательной деятельности» провела автоэксперимент по выявлению эргономических свойств тренировочной маски для развития

выносливости. Способствует ли тренирочная маска развитию выносливости, с учетом факторов эргономической биомеханики.

Студенты Вузов спортивного профиля не изучают эргономическую биомеханику отдельным курсом. Эргономическая биомеханика может быть представлена студенту как научно-исследовательское прикладное направление с целью более расширенного понимания сути предмета в логико-компе-тентностном подходе теории и практики, а также выстраивания структурно-дифференцированного подхода в учебном процессе в соответствии с новыми требованиями ФГОС[5].

Для более четкого понимания свойств эргономики и единой системы биомеханики выделим следующие параметры для исследования.

Эргономические свойства тренировочной маски (рис.1).

Визуальные исследования показали, что тренировочная маска имеет структурную схожесть с респиратором, в котором установлены специальные клапаны для дыхания - два входных (по бокам маски) и один выходной (расположен по центру). Респиратор прочно крепится на лице с помощью широких ремней, которые плотно охватывают голову и фиксируются на затылке с помощью липучек. Маска изготовлена из синтетических материалов: полиэстер, неопрен, эластан. В комплекте идут сменные клапаны с разной пропускной способностью. Принцип работы маски аналогичен противогазу, без очищения воздуха.

В новых моделях тренировочных масок ограничение воздуха регулируется прямо на маске без смены клапанов. Это удобно, когда занятие проходит циклами, а для восстановления между подходами нужно открывать доступ к кислороду.

Рис.1. Тренировочная маска: устройство и внешний вид

Выявление фактора функциональности ги-поксической маски.

По мнению создателей, использование маски имитирует тренировку в высокогорье. Следует заметить, что высоко в горах у человека наблюдается эффект кислородного голодания. После тренировок в таких условиях организм адаптируется, что вызывает значительный прирост выносливости после спуска с гор. Для этих целей йоги занимаются развитием дыхания на протяжении многих лет, а профессиональные спортсмены специально выбираются на высокогорье, создавая стрессовую нагрузку на организм.

Тренировочная маска создает сопротивление воздуха, а именно во время вдоха входные клапаны ограничивают поступление воздуха, поэтому в ней придется дышать с напряжением. Клапаны респиратора не дают сделать неглубокие и быстрые вдохи - выдохи. Следует отметить, что тренировки в маске существенно сокращают время занятий. К примеру, двадцатиминутная тренировка по своей интенсивности приравнивается к целому часу работы.

Анализ тренировки маски на уровне высокогорья показывает следующую ситуацию.

В реальности система клапанов лишь затрудняет дыхание, но она никак не может уменьшить атмосферное давление и содержание кислорода во вдыхаемом воздухе. Специалисты отмечают, что маска усложняет тренировки, но с тренировками в горах не существует ничего общего. Маска провоцирует дыхательные мышцы работать мощнее.

В высокогорье (около 3000 м) содержание кислорода в воздухе понижается с 21% до 12-14%. В результате развивается капиллярная сеть в мышцах и повышается кислородная емкость крови (способность усваивать больше кислорода)[4]. В итоге растет показатель максимального потребления кислорода (МПК).

Тренировочная маска сокращает содержание кислорода лишь на 2%, что не может нести существенного эффекта. Те же исследования показали значительное улучшение легочной вентиляции, объема легких и укрепление дыхательных мышц.

Так как в Краснодарском крае преимущественно равнинная местность, и нет высокогорной, то для большего развития выносливости, которая является ведущим физическим качеством в велосипедном спорте, приходится использовать гипокси-ческую маску. Она используется для получения тренировочного эффекта как в горах и высокогорьях. В большей части, к её использованию мы обращаемся в период подготовки к спортивному сезону (ноябрь-февраль), когда основными средствами тренировки являются общие физические упражнения, беговые упражнения.

Основной проблемой является то, что при всех преимуществах маски, она все равно не заменит тренировки в горах и высокогорьях, что является минусом для развития общей и специальной выносливости, в то время, как команды, проживающие в предгорьях имеют несомненное преимущество за счет природных факторов[6,9].

Тренировочная маска выступает эргономико-техническим прибором для развития дыхательных мышц и легких. Принцип состоит в адаптации организма к стрессу. Маска создает стрессовую нагрузку, организм привыкает к создавшейся стрессовой ситуации.

Эргономические свойства тренировочной маски показывают спортсмену его физическое состояние в учебно-тренировочном процессе:

• увеличение объема легких;

• укрепление дыхательных мышц;

• укрепление диафрагмы;

• улучшение легочной вентиляции.

В процессе проведения исследования были выявлены отрицательные факторы, о которых не сообщает производитель в инструкции по использованию. А именно:

• не имитирует условия высокогорья;

• не повышает МПК;

• усвоение кислорода мышцами не прослеживается;

• для начинающих спортсменов представляет опасность в силу неподготовленности организма.

В новых моделях тренировочных масок ограничение воздуха регулируется прямо на маске без смены клапанов. Это удобно, когда занятие проходит циклами, а для восстановления между подходами нужно открывать доступ к кислороду.

ВЫВОДЫ:

1.Начинающему спортсмену от тренировочной маски лучше отказаться. Организм не адаптирован к физическим нагрузкам. Начинать усложнять свои тренировки стоит только спортсменам со стажем - от 1 года регулярных занятий по 3-4 раза в неделю. Следует учитывать важный фактор - переносимости нагрузки. А именно темп движений и частота дыхания при, например при тренировочном беге 10,15,20 км (Ворошин И.Н., Ахметов И.И., Астратенкова И.В.; Сячин В.Д)[3,14].

2.Использование маски в тренировочном процессе показывает особенности ее использования с учетом самочувствия организма.

3.Маска подходит для разных видов спорта, где требуется выносливость: кроссфит, бег, фитнес, боевые виды спорта. В каждом из этих видов спорта в тренировочном процессе важен фактор выносливости.

4.Не следует использовать маску на каждой тренировке. Оптимально тренироваться в маске раз в неделю, чтобы организм успевал восстанавливаться.

5.Необходимо привыкать к маске постепенно избегая интенсивных нагрузок, иначе в организме могут произойти побочные действия: тошнота и головокружение.

6.Сложным и важным биомеханическим фактором является разработка контроля дыхания, с установкой ритма дыхания. Маску, возможно, использовать в различных видах спорта, с разной интенсивностью физических нагрузок, но целесообразно понять комфортность тренировок в маске или

организм воспринимает ее как непонятные и неприятные ощущения. Эргономичность - свойство комфортности и удобства для человека не только на психологическом, но и физическом уровне в определенном месте и определенный момент времени.

Список литературы

1. Бибяев В.Н. Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов Вуза ВДВ//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 5 (51). С. 15-19.

2. Волков Н.И., Волков А.Н. Физиологические критерии выносливости спортсменов//Физиология человека. 2004. Т. 30. № 4. С. 103-113.

3. Ворошин И.Н., Ахметов И.И., Астратенкова И.В. Ассоциация полиморфизмов генов с уровнем развития специальной выносливости у бегунов на 400 метров//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 3 (25). С. 9-15.

4. Дашинорбоев В.Д., Федотова Н.Ю. Совершенствование скоростной выносливости легкоатлетов в условиях среднегорья//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 3 (37). С. 36-39.

5. Доронин А.М., Козлов И.С. Об уровне общей выносливости у студенток и его динамике в течении учебного года//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 10 (32). С. 29-32.

6. Замчий Т.П., Салова Ю.П., Корягина Ю.В. Особенности региональной гемодинамики спортсменов, развивающих выносливость, силу и силовую выносливость//Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2012. № 7 (103). С. 23-27.

7. Кичаев П.Е. Влияние предварительного неупругого деформирования на выносливость дета-

лей с концетратором напряжений//Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2003. № 19. С. 173-176.

8. Козлов И.С. Методика развития общей выносливости у студенток не физкультурных Ву-зов//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 9 (43). С. 30-33.

9. Кузнецов И.А. Физическая выносливость как фактор повышения неспецифической устойчивости личного состава к жаркому климату// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. № 22. С. 15-20.

10. Махов В.И. Экспериментальное обоснование методики развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной спе-циализации//Культура физическая и здоровье. 2011. № 5. С. 53-55.

11.Рахматова Д.Н. Развитие общей выносливости у легкоатлетов 10-12 лет//Педагогические науки. 2010. № 4 (43). С. 62-63.

12. Сейфулла Р.Д., Орджоникидзе З.Г., Ким Е.К., Куликова Е.В. Фармакологические маркеры при тестировании кардиологической выносливости в спорте//Российский кардиологический журнал. 2006. Т. 11. № 5. С. 88-92.

13. Собянин Ф.И., Трусова О.В. Исследование взаимосвязи между индивидуально-типологическими особенностями и развитием выносливости старших школьников//Культура физическая и здоровье. 2008. № 4. С. 31-33.

14. Сячин В.Д. Особенности спортивного отбора юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на выносливость//Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 57.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Pidhirnyi O.

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy State Institution "South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushynsky", Odesa, Ukraine

Abstract

The article presents the analysis of the scientific foundation on the problem of preparation of future teachers of physical culture for self-educational activity. The purpose of the study was to conduct a terminological analysis of the problem of preparing future physical education teachers for self-educational activities. The contents of the basic concepts are defined: self-education (independent cognitive activity of a person, aimed at achieving certain personally-meaningful educational goals; satisfaction of cultural inquiries, cognitive interests in any field of activity, professional development) and self-education competence (the ability to learn throughout life, the basis of lifelong learning in the context of both personal and professional life).

The content of self-education competence consists of the following features: understanding of one's needs based on introspection, self-knowledge, self-accounting of strengths and weaknesses of one's activity; organizing your own knowledge, finding connections, gaps; the ability to develop their own self-education program, taking into account their own and society's needs; critical attitude to any information received, developing one's own position in the process of knowledge acquisition; flexibility of application of knowledge, ability, skills in the conditions of fast changes, search of non-standard solutions on the basis of self-acquired knowledge; ability to solve professional problems on the basis of self-acquired knowledge; availability of information culture (ability to work with information: to select, process, store and use information effectively); organization of own training methods; presentation, justification and protection of the result obtained in the process of self-education; ability to cooperate with others on the basis of dialogue, make decisions on the basis of cooperation, tolerant attitude to the opposition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.