Организационно-педагогические условия формирования речевого общения в разновозрастном детском коллективе
Зотова Ирина Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, [email protected]
В статье рассматривается специфика организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастном детском коллективе дошкольных организаций по формированию речевого общения. Раскрыты понятия речевое общение, детский коллектив, разновозрастная группа, взаимообучение. Представлены результаты анкетирования педагогов, с целью выяснения отношения воспитателей к работе в разновозрастных группах, а также анализ планирования работы по развитию речи и речевого общения в разновозрастных группах. Охарактеризованы организационно-педагогические условия формирования речевого общения в разновозрастном детском коллективе дошкольных образовательных организаций. Ключевые слова: речевое общение, разновозрастная группа, детский коллектив, дети дошкольного возраста, взаимообучение, педагогические условия.
Современные научные представления о значимости дошкольного периода детства в развитии человека делают актуальным поиск концепций для построения диалоговых отношений ребёнка-дошкольника с людьми различных возрастов, свободы выбора своей «ниши» в общении. В более широком психолого-педагогическом контексте это обнаруживается в связи с актуальными проблемами науки, которые лежат в сфере многообразных взаимоотношений растущего человека с социальным миром.
Многие исследователи оценивают разновозрастные группы детского сада как оптимальную модель среды детского развития (А. Арушанова, В. Гербова, А. Давидчук, П. Давидович, С. Якобсон и др.). По их мнению, разновозрастной состав группы создаёт благоприятные условия для развития, как старших, так и младших детей и тем самым обеспечивает процесс социализации развития личности [5, с. 42].
В истории развития дошкольного воспитания всегда было место группам, объединяющим детей разного возраста: разновозрастные группы в сезонных и стационарных дошкольных учреждениях сельской местности, круглосуточные группы, санаторные группы, разновозрастные группы в малокомплектных детских садах. В настоящее время -это разновозрастные группы в частных детских садах.
Речевое общение дошкольников в разновозрастном детском коллективе понимаем как специфическую форму речевого взаимодействия разных по возрасту собеседников (коммуникантов) в различных ситуациях общения: «педагог-дети», «дети младшего дошкольного возраста - дети старшего дошкольного возраста», «дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста», объединенные детским коллективом (разновозрастной группой), которые порождают и воспроизводят разные высказывания (тексты) как в спонтанном, так и стимулированном говорении и соответственно их интерпретируют.
Под разновозрастной группой дошкольной образовательной организации понимаем общность детей, которые отличаются паспортным возрастом, уровнем физического, социального и речевого развития, объединенных совместной деятельностью, системой взаимодействий и взаимовлияний основных структурных компонентов (предметно-пространственного, учебно-воспитательного и
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
в) ^
о
сч
01 Z
социального), которые создают зону реализации потенциальных возможностей разновозрастных субъектов.
Детский коллектив - это сложная социально-педагогическая система с определенной структурой межличностных отношений; разновозрастная группа дошкольного учебного заведения - это сочетание детей, разных по возрасту, уровню физического и психического развития.
Взаимообучение в разновозрастной группе -организованный (или стихийный, спонтанный) процесс взаимодействия и общения детей разного возраста, которые находятся на разных уровнях развития. Суть процесса взаимообучения заключается в обмене знаниями, практическими речевыми навыками, социальным опытом общения, также их закреплении и приобретении новых.
На этапе поисково-разведывательного эксперимента принимали участие 100 воспитателей дошкольных учебных заведений Республики Крым. Целью анкетирования было выяснение отношения воспитателей к разновозрастным группам.
Первый вопрос анкеты предусматривал выяснить, в какой группе работают респонденты. Оказалось, что только5% опрошенных воспитателей работают, по их словам, в «смешанной» группе, то есть разновозрастной.
Такие ответы мы получили, в основном, от дошкольных работников сельской местности и частных дошкольных образовательных организаций. Относительно возраста детей (второй вопрос анкеты) были получены такие ответы: 3,4,5,6,7-ой годы жизни - 2%; пятый-седьмой годы жизни-1,5%; от двух лет до семи - 1% опрошенных; от года до трех- 0,5%.
25% педагогов работают «в средней группе», хотя возраст детей указали «четыре-пять лет»; 20% респондентов работают в младшей группе-возраст детей- от двух до четырех лет); 45% воспитателей работают, по их словам, «в старшей группе», хотя все они указали возраст пять-шесть лет(шестой и седьмой годы жизни). 5% респондентов работают в младшей группе с возрастным контингентом «четвертый год жизни» и5% - в средней группе, где возраст детей «пятый год жизни».
Как видим, только10% воспитателей, по сути, работают в одновозрастных группах. Все остальные хотя и писали одновозрастное название группы (младшая, средняя, старшая), но в каждой из этих групп были дети двух-трех смежных возрастов.
На следующий вопрос анкеты «Как относятся старшие дети к более младшим?» ответы были такими: доброжелательно- 42%; снисходительно-4%; «опекают младших» - 4%; «обособленно» -10%; «оказывают помощь» - 42%; «стараются их учить и воспитывать» - 6%; «подменяют воспитателя своим поведением» - 4%; «заботливо с нежностью» - 10%; «равнодушно, как будто не замечают» - 10%; «играют с ними» - 6%; «избегают младших, недружелюбно» - 4% ответов.
На вопрос «Как относятся младшие дети к старшим?» во всех ответах были положительные
ответы: «дети тянутся к старшим, стараются им подражать во всем, наблюдают за ними с интересом, слушаются их во всем; очень переживают, если старшие их не замечают».
Как показал анализ анкет, все младшие дети с интересом и радушием тянутся к старшим. Большинство старших детей также относится доброжелательно к младшим. Нам представляется, что случаи недоброжелательного отношения старших к младшим детям в разновозрастной группе зависят от воспитательного влияния воспитателя этой группы, от воспитательного потенциала группы.
Все респонденты дали адекватные ответы относительно понятия «разновозрастная группа» и её возрастного состава. Все 100% воспитателей считают, что в разновозрастной группе должны быть дети смежного возраста, то есть три-четыре года, четыре-пять лет, шестой-седьмой годы жизни.
По данным анкетирования, в разновозрастной группе приходилось работать только 8% воспитателей. 98% респондентов дали отрицательный ответ относительно возможности работать в разновозрастной группе.
Мотивация такого нежелания работать в разновозрастной группе была такой: «очень трудно работать с детьми всех возрастов» - 98%: из них по причине отсутствия программы и методических рекомендаций для разновозрастных групп» - 50%; «в университете и колледжах не готовят к работе в разновозрастных группах» - 92%; «журналы не печатают материалы по работе в разновозрастных группах»; «очень трудно планировать материал» -8%; «для работы в разновозрастной группе нужен хороший помощник воспитателя, их к этому нужно готовить» - 18% опрошенных. На остальные вопросы анкеты («Что такое «взаимодействие» и «сотрудничество» детей в разновозрастной группе?) были получены адекватные ответы (100%): «дети сопереживают, сочувствуют друг другу, помогают, общаются и т.д.».
Воспитатели, работающие в разновозрастных группах, высказали пожелания: «подготовить и издать программы и методические рекомендации для работы в таких группах», «готовить будущих воспитателей в ВУЗах к работе в разновозрастных группах, проводить переподготовку воспитателей в институтах последипломного образования.
Таким образом, анкетирование показало, что, в общем, наблюдается положительное отношение воспитателей к взаимодействию детей в разновозрастной группе, хотя они, в своем большинстве, предпочитают работать в одновозрастных группах.
На практике большинство старших (подготовительных) групп в дошкольных учреждениях реально являются разновозрастными группами, поскольку объединяют детей двух-трех возрастов, но никто из респондентов не отнес их к разновозрастной группе.
Нами было проанализировано планирование работы с учетом детей разного возраста в повседневной жизни. Нас интересовало, как планируют
педагоги задачи по развитию речи и речевому общению.
Оказалось, что все100% воспитателей старших групп не учитывают возраст детей, планируют работу, как в одновозрастной группе.
В планах работы разновозрастных групп воспитатели планируют, в основном, поручения. Например, «Поручить Оле П. поиграть с младшими детьми Катей Р. и Петей К.»; «Поручить Ире С. повторять потешку с Олегом В.»; «Поручить Лене Н. повторить скороговорку с Олей С.». При этом не указывается, с какой целью дается такое поручение.
Наблюдения за детьми разновозрастных групп показало, что младшие дети проявляют желание общаться и играть со старшими детьми, обижаются и плачут, если их отстраняют (62% случаев); избегают старших детей, боятся их, отказываются общаться - 18% малышей; жалуются воспитателю, если их обижают и отстраняют старшие дети -2% детей; активно настаивают на совместной деятельности со старшими - 8%; равнодушное отношение к старшим наблюдается у10% младших детей.
Поведение старших детей оказалось таким: инициативное, внимательное, заботливое отношение к младшим демонстрируют 36%; периодическая инициативная помощь в бытовой деятельности отмечена у 14% детей; оказание помощи младшим по просьбе воспитателя - 12%; опека над младшими - 8%; резкое игнорирование младших детей - 4%; нейтральное отношение к младшим - 12%; негативное отношение - 14%. Как видим, большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относится к младшим детям.
В исследованиях 80-х годов А. Арушановой, В. Гербовой, А. Давидчук, Т. Дороновой, С. Якобсон и др. убедительно показано на различном содержании, что разновозрастная дошкольная группа имеет значительный развивающий потенциал. Однако он не включается автоматически. Для его реализации необходимы определенные условия [1; 3; 4; 8].
На основании теоретических исследований в данном направлении нами было разработано первое педагогическое условие формирования речевого общения в разновозрастном детском коллективе: организация речевого общения как взаимодействия разновозрастных субъектов в едином развивающем коммуникативно-речевом пространстве. То есть для эффективного формирования речевого общения детей разновозрастной группы необходимо обеспечить их совместную деятельность, в процессе которой будет происходить взаимный обмен информацией, системой речевых актов в едином коммуникативном пространстве в условиях группы.
Е. Смирнова отмечает, что к старшему дошкольному возрасту, другой ребенок, а не взрослый, становится для ребенка не только предпочтительным партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания,
но неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя с другим и противопоставление ему, превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения детей [6].
Разновозрастное взаимодействие и общение детей являются одной из основных качественных характеристик образовательного процесса разновозрастной группы детского сада. Это обусловило разработку второго педагогического условия формирования речевого общения в разновозрастном детском коллективе: организацию взаимообучения речевому общению. То есть для эффективного формирования речевого общения детей необходимо организовать такие виды совместной деятельности детей разного возраста, которые будут способствовать взаимообучению речевому общению старшими детьми младших дошкольников.
Согласно мнению Е. Смирновой, межвозрастное взаимодействие в разновозрастной группе обусловлено самим разновозрастным составом детей.
Многочисленные факты, материалы доказывают, что старшие и младшие дети находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия возраста и жизненного опыта. Понятие «старший» имеет не только описательное, но и ценное социально-статусное значение, определяет некоторое неравенство, асимметрию прав и обязанностей. Понятие «младший» указывает на зависимый, подчиненный статус. Большой жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях обеспечивают старшему ребёнку положение ведущего. Межвозрастное взаимодействие детей приводит к возникновению такого педагогического явления, как взаимообучение [7].
Под взаимообучением Е. Давидович понимает «организованный (стихийный) процесс взаимодействия и общения детей разного возраста, находящихся на различных уровнях развития. Результатом взаимообучения детей разного возраста является взаимный (двусторонний) обмен знаниями, умениями, навыками, опытом, их закрепление и приобретение новых» [2].
Суть процесса взаимообучения состоит в обмене знаниями, социальным опытом, практическими навыками. В работах А. Арушановой, А. Да-видчук, В. Гербовой было установлено, что при объединении детей разного возраста, когда старшие владеют содержанием и способом выполнения деятельности, а малыши только начинают этим овладевать, возникают условия для взаимообучения [1; 4].
Предпосылки организации взаимообучения заключаются в формировании у старших детей осознания и принятия на себя роли учителя, а у малыша - готовности учиться у старшего ребёнка. В процессе взаимообучения на занятиях старшие дети активно пользуются своими знаниями (рассказывают, показывают, объясняют, делают сравнения). Младшие дети активно принимают эти знания от старших детей (задают вопросы, просят
о о и и т
г
т
О
т э
т
й А
X £ т О
х
0
т О
01
и
А
ы о
и А
X X т
рассказать или показать). Е. Давидович [2] выявлено, что процесс взаимообучения между детьми создаёт условия не только для умственного, но и социального развития и старших, и младших дошкольников. В разновозрастной группе взаимообучение возникает как разрешение противоречия между старшими, теми, у которых умственное развитие выше и жизненный опыт богаче(кто умеет, знает больше), и младшими, у которых есть потребность осваивать этот опыт, что невозможно без участия старших.
Однако ведущую роль при взаимообучении речевому общению старшие дошкольники примут на себя при условии наличия положительных стимулов взаимодействия с младшими. Это позволяет сформулировать третье педагогическое условие формирования речевого общения в разновозрастном детском коллективе: наличие положительных стимулов к приобретению опыта речевого общения с младшими (а у малышей - со старшими) детьми [1; 2; 4; 7].
Таким образом, на основании изложенных теорий были разработаны следующие организационно-педагогические условия: организация речевого общения как взаимодействия разновозрастных субъектов в едином развивающем коммуникативно-речевом пространстве; организация взаимообучения речевому общению в разновозрастном детском коллективе; наличие положительных стимулов в разновозрастном детском коллективе к приобретению опыта речевого общения со старшими (младшими) детьми. Названные условия будут способствовать формированию речевого общения детей в разновозрастном детском коллективе.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического мышления / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 128 с.
2. Давидович В. Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: дис.... канд. пед. наук / В. Н. Давидович. - М., 1994. - 166 с.
3. Доронова Т. Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре: Мл. разновозрастная группа: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 134 с.
4. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, А. Н. Да-видчук, Т. Н. Доронова и др. : под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1988. - 271 с.
5. Пронина А. Н. Педагогическая диагностика как средство построения образовательного про-цесса(На примере разновозрастной группы детского сада) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07 / А. Н. Пронина. - Елец, 2003. - 200 с.
6. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие / Е. О. Смирнова М. : Academia, 2000 - 151 с.
7. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учеб.для пед.вузов и училищ / Е. О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 383 с.
8. Якобсон С. Г. Общение людей как социально-психологическая проблема / С. Г. Якобсон. - М. : Знание, 1973. - 320 с.
Organizational and pedagogical conditions of forming speech
communication in a different children's team Zotova I.V.
Crimean engineering- pedagogical university The article discusses the specifics of the organization of the educational process in the children of different age groups of preschool organizations for the formation of verbal communication. The concepts of speech communication, a children's team, a group of different ages, and mutual learning are revealed. The results of a survey of teachers are presented in order to clarify the attitude of educators to work in groups of different ages, as well as an analysis of work planning for the development of speech and speech communication in groups of different ages. The organizational and pedagogical conditions for the formation of verbal communication in the children of different age groups of preschool educational organizations are characterized.
Key words: verbal communication, group of different ages, children's team, preschool children, mutual learning, pedagogical conditions.
References
1. Arushanova A. G. Speech and verbal communication of children:
the development of dialogical thinking / A. G. Arushanova. - M.: Mosaic synthesis, 2005 .-- 128 p.
2. Davidovich V. N. Formation of positive mutual influence of children of preschool age in the process of joint productive activity: dis .... cand. ped Sciences / V.N. Davidovich. - M., 1994 .-- 166 p.
3. Doronova T. N. Teaching children to draw, sculpt, apply in the
game: Ml. age group: A manual for preschool teachers. institutions / T.N. Doronova, S.G. Jacobson. - M.: VLADOS, 2004 .-- 134 p.
4. Incomplete kindergarten: A manual for the teacher of children.
garden / V.V. Gerbova, A.N. Davidchuk, T.N. Doronova and others: ed. M.A. Vasilieva. - M.: Education, 1988 .-- 271 p.
5. Pronina A. N. Pedagogical diagnostics as a means of constructing the educational process (On the example of a different age group of kindergarten): dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01, 13.00.07 / A.N. Pronina. - Yelets, 2003 .-- 200 p.
6. Smirnova E. O. Features of communication with preschoolers: Textbook. allowance / E.O. Smirnova M.: Academia, 2000 - 151 c.
7. Smirnova E. O. Psychology of a child from birth to seven years:
Textbook for pedagogical universities and schools / E. O. Smirnova. - M .: School-Press, 1997 .-- 383 p.
8. Jacobson S. G. Communication of people as a socio-psychological problem / S. G. Jacobson. - M.: Knowledge, 1973. - 320 p.
о
E
e> ^
о
(4
SI
Z