Научная статья на тему 'Исследование исходного уровня речевого общения детей старшего дошкольного возраста с младшими детьми в современном ДОУ'

Исследование исходного уровня речевого общения детей старшего дошкольного возраста с младшими детьми в современном ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / SPEECH COMMUNICATION / MIXED-AGE GROUP OF CHILDREN / SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN / JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

Освещается актуальная проблема изучения особенностей развития речи современных детей старшего дошкольного возраста в разновозрастном детском коллективе. Определены сущность понятия, критерии и показатели исследуемого феномена. Представлены диагностический инструментарий для определения исходного уровня речевого общения, результаты исследования и педагогические условия, способствующие оптимазиции работы воспитателя в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the urgent issue of studying the peculiarities of speech development of modern senior preschool age children in mixed-age groups of children. There are defined the essence of the notion, the criteria and the indicators of the studied phenomenon. There are presented the diagnostic tools for the research of the initial level of speech communication, its results and pedagogical conditions that provide the optimization of the educator’s work in the direction.

Текст научной работы на тему «Исследование исходного уровня речевого общения детей старшего дошкольного возраста с младшими детьми в современном ДОУ»

И.В. ЗОТОВА (Симферополь)

исследование исходного уровня речевого общения детей старшего дошкольного возраста с младшими детьми в современном доу

Освещается актуальная проблема изучения особенностей развития речи современных детей старшего дошкольного возраста в разновозрастном детском коллективе. Определены сущность понятия, критерии и показатели исследуемого феномена. Представлены диагностический инструментарий для определения исходного уровня речевого общения, результаты исследования и педагогические условия, способствующие оптимазиции работы воспитателя в данном направлении.

Ключевые слова: речевое общение, разновозрастной детский коллектив, дети старшего дошкольного возраста, младшие дошкольники.

В современном мире человек не может полноценно существовать без общения, т. к. именно оно способствует становлению его личности, определяет его взаимоотношения с самим собой и миром, является одним из условий его успешной социализации в обществе. Общение - первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе. Ребенок дошкольного возраста общается со взрослыми и со сверстниками. Группа детского сада -это первичный коллектив, в котором ребенок может общаться с другими детьми одной возрастной категории. Однако в современных реалиях при нехватке мест в государственных детских садах интенсивно развивается негосударственный сектор услуг по уходу за детьми (частные детские сады, детские развивающие центры), где комплектуются группы с межвозрастным составом детей. Учитывая, что социум, который окружает ребенка в жизни, является также разновозрастным, не теряет свою актуальность изучение вопроса об особенностях общения детей дошкольного возраста в разновозрастном детском коллективе.

в отечественной психологии основополагающая мысль об определяющей роли общения в развитии ребенка принадлежит Л. Выготскому, разработавшему культурно-

'КИЕ науки -

историческую концепцию [9]. Позднее идеи ученого были раскрыты и подтверждены в работах Л. Божович, А. Запорожца, А. Петровского, Д. Эльконина и др. Анализ изучения генезиса общения, проводимый разными исследователями (з. Богуславская, А. запорожец, И. Иванец, М. Лисина, А. Рузская и др.), позволяет утверждать, что в дошкольном возрасте общение интенсивно развивается и приобретает различные новые формы как в сфере общения детей со взрослыми, так и в межличностном взаимодействии детей.

Проблема детского коллектива и взаимоотношения детей в группе изучалась в различных направлениях: коллектив как средство воспитания детей и подростков (А. Куракин, А. Макаренко, Л. Новикова, В. Сухомлин-ский); проблемы взаимодействия личности и коллектива (И. Иванов, Б. Лихачев); сущность и содержание коллективных взаимоотношений (В. Залогина, В. Нечаева и др.). Развернувшееся в социальной психологии изучение детских малых групп (Г. Андреева, Н. Аникеева, В. Бехтерев, Г. Лебони др.) дают возможность прийти к выводу о важнейшем значении дошкольного детства в психическом развитии человека. Именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности.

В истории развития дошкольного воспитания всегда было место группам, объединяющим детей разного возраста: разновозрастные группы в сезонных и стационарных дошкольных учреждениях сельской местности, круглосуточные группы, санаторные группы, разновозрастные группы в малокомплектных детских садах. В научно-методической литературе ведутся дискуссии за и против разновозрастных групп. Как свидетельствует практика, негативное отношение к таким группам высказывают в основном практические работники, объясняя это трудностями работы. Ученые (А. Арушанова, Е. Герасимова, А. Давид-чук, А. Михайлова, А. Пронина, Л. Фоменко и др.), положительно оценивая пребывание детей в разновозрастной группе, рассматривают ее как оптимальную модель детского развития, поскольку разновозрастной состав группы обеспечивает взаимодействие разных поколений детей, передачу опыта, в том числе и речевого, от старших детей младшим.

Изучение состояния проблемы формирования речевого общения детей дошкольного возраста в разновозрастном детском коллективе в педагогической теории [6; 8; 19; 28] и прак-

О Зотова И.В., 2019

тике позволяет нам сформулировать содержание данного понятия. Квалифицируем его как

специфическую форму речевого взаимодействия разных по возрасту собеседников (коммуникантов) в различных ситуациях общения: «педагог - дети», «дети младшего дошкольного возраста - дети старшего дошкольного возраста», «дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста», объединенные детским коллективом (разновозрастной группой), которые порождают и воспроизводят разные высказывания (тексты) как в спонтанном, так и стимулированном говорении и соответственно их интерпретируют.

Критериями сформированного речевого общения детей в разновозрастном детском коллективе мы определяем:

1) информационно-коммуникативный (показатели - речевая активность, степень развития связной речи, инициативность, интенсивность общения (частота контактов));

2) эмоционально-коммуникативный (показатели - стиль общения (выражение эмоций), восприятие партнерами друг друга, взаимопонимание);

3) рефлексивно-коммуникативный (показатели - взаимооценка партнеров, самооценка общения с партнером, самовыражение партнеров по общению).

К каждому критерию и показателю были подобраны специальные задания-ситуации (беседа с детьми о любимой игрушке, «Чтобы ты сказал, если бы в группу пришел новенький?»); диагностические методики («Расскажи сказку», «Чтобы ты сделал, если бы увидел, что старший ребенок обидел малыша и тот плачет?»; «Составление рассказа по картинкам» (Н. Чуб); «Это я» (предлагается рассказать о себе младшему ребенку); «Рукавички» (совместная продуктивная деятельность) [25]); а также велось наблюдение за общением детей разновозрастной группы между собой в естественных условиях.

По результатам выполнения детьми заданий и наблюдения были определены степени развития общения по каждому критерию. Соответственно, к каждому показателю по среднеарифметическим расчетам были выделены уровни сформированности речевого общения детей в разновозрастном детском коллективе: достаточный, средний и низкий.

Рассмотрим подробно количественно-качественные результаты, полученные в процессе исследования по каждому выделенному нами критерию.

По и н ф о р м а ц и о н н о - к о м м у н и к а -тивному критерию достаточный уровень сформированности речевого общения выявлен у 5% младших дошкольников, средний -у 26,7%, низкий - у 68,3%. Достаточный уровень сформированности речевого общения выявлен у 28,3% старших дошкольников, средний - у 35%, низкий - у 36,7% детей.

Старшие дети с достаточным уровнем сформированности речевого общения проявляют инициативу общения во всех предложенных ситуациях, активны, в речи используют формы обращения, вежливые слова. Охотно выполняют просьбу педагога - рассказать сказку детям младшего возраста, в рассказе пользуются простыми и сложными предложениями, по собственной инициативе интересуются, понравилась ли сказка малышам и что им понравилось больше. Были выявлены и такие старшие дошкольники, которые пытались перейти на личные темы (например, рассказывали о своей собаке, о кошке при пересказе сказки «Репка»). Младшие дети охотно шли на контакт со старшими, просили рассказать сказку и поясняли какую. Задавали старшему дошкольнику вопросы по ходу сказки, поправляли его.

Дети данного типа самостоятельно могут распределить предложенные картинки и составить историю о жизни своей группы. При рассказе составленной истории другим детям делают акцент на положительные нравственные моменты («дети группы играют дружно, не обижают друг друга»). они с интересом и удовольствием рассказывают о себе младшему ребенку, проявляют заинтересованное участие в ситуации, когда обижают ребенка младшего возраста, идут на контакт с ним, утешают его, предлагают совместно поиграть. Чаще других вступают в контакты с другими детьми группы (у некоторых исследуемых суммарно зафиксировано до 15 раз за день (в играх, при трудовой деятельности в природе, на занятии, в режимных моментах)).

Ребенок младшего возраста жалеет как сверстника, так и младшего, идет на контакт, утешает. Младшие дети активно пытаются взаимодействовать со старшими, рассказать им о себе, своем имени, своих родителях, своих питомцах и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста со средним уровнем сформированности речевого общения проявляют инициативу общения в двух-трех предложенных ситуациях, используют некоторые речевые штампы («здравствуй»); вступают в беседу после побуждаю-

щих действий взрослого. соглашаются рассказать сказку младшим детям группы, пересказывают достаточно подробно, но без эмоциональной окраски речи и стремясь быстрее ее закончить. Неохотно отвечают на вопросы малышей и стараются избежать общения с ними.

Дети данного типа допускают ошибки при выстраивании положительного нравственного сюжета картинок, но сами же их и исправляют. Вместо составления рассказа описывают то, что нарисовано на картинках. О себе рассказывают младшему ребенку только после побудительных действий взрослого, неохотно идут на контакт с детьми младше своего возраста.

Дети младшего возраста просят старшего рассказать сказку, но если последний отказывается или спрашивает о том, какую сказку рассказать, смущаются и уклоняются от речевого контакта.

Ребенок с низким уровнем сформирован-ности речевого общения проявляет инициативность общения в одной-двух предложенных ситуациях, пассивен, вступает в беседу только после побуждающих действий взрослого. Отказывается от речевого взаимодействия с младшими детьми. Приступает к рассказу сказки при помощи взрослого, не обращая внимания на реакцию младшего ребенка. Если младшие дети вставляют реплики (пропустил эпизод в сказке), то бурно реагирует (типичные реакции: «Я рассказываю правильно, потому что я большой и знаю эту сказку, а "малявки" не знают»), прерывает рассказ и уходит играть со сверстниками. На вопрос педагога, почему он не закончил рассказывать сказку, чаше отвечает, что малыши не слушают, потому что они еще глупые и не понимают его, с ними неинтересно.

При выстраивании нравственного сюжета картинок ребенок данного типа либо распределяет картинки с акцентом на изображение, где дети разного возраста конфликтуют, либо с положительным нравственным содержанием только с помощью экспериментатора. Отношения детей, изображенных на картинках, описывает чаще как плохие: «Эти дети играют, но они друг друга не любят, их воспитательница заставляет».

Ребенок данного типа пожалел бы младшего, но не стал бы отвлекаться от своих дел, поясняя, что ему жалко малыша, который плачет, но он сам ничего не может сделать, поэтому зачем ему бросать игру, если он все равно не поможет. Число отмеченных за день кон-

ЖИЕ нАУКИ -

тактов не превышает трех (в игре и в повседневной деятельности), причем чаще всего контакты заканчиваются конфликтом.

Дети младшего возраста с низким уровнем отказываются от контакта со старшим, не хотят просить его рассказать сказку, стараются уклониться от взаимодействия со старшим ребенком, проявляют равнодушие.

По э м о ц и о н а л ь н о - к о м м у н и к а т и в -ному критерию достаточный уровень сформированности речевого общения выявлен у 23,7% детей старшего дошкольного возраста, средний - у 35% и низкий уровень - у 41,3% испытуемых. У младших дошкольников достаточный уровень составляет 5 %, средний уровень - у 28,7 %, низкий уровень - у 66,3% детей.

Дети, которые вошли в группу с достаточным уровнем, проявляют демократизм в общении, воспринимают малышей как полноценных партнеров по общению, учитывают мнение малышей в игре, беседуют с ними как с равными, исправляют их речевые ошибки. В качестве партнеров умеют договариваться друг с другом, действовать по общему плану. Общаются в процессе работы: обсуждают материалы, ход выполнения задания. В речи используют вежливые слова. Конечный продукт совместной деятельности высокого качества. Такой ребенок положительно относится к младшим (старшим) детям, с которыми общается, адекватно их воспринимает, может о них рассказать.

У детей, вошедших в группу среднего уровня, стиль общения с другими детьми определяется конкретной ситуацией (ровно, покровительственно, равнодушно, конфликтно). В ходе беседы эти дети говорят, что им интересно общаться только со сверстниками, поскольку с ними есть о чем поговорить, тогда как с малышами неинтересно, они не могут хорошо разговаривать. Однако некоторые делают оговорку, что младшие дети допускают ошибки при разговоре и они их могут научить говорить правильно.

В процессе совместной деятельности дети данного типа как партнеры пытаются договориться, но не всегда понимают друг друга. старшие при общении пытаются указывать младшим, что делать, объясняют ход работы, не слушая их мнения. В речевом взаимодействии используют речевые штампы («ну пойми ты», «послушай меня»), а не вежливые речевые обороты и выражения. Конечный продукт совместной работы имеет ряд погрешностей.

Ребенок с низким уровнем сформирован-ности речевого общения идентифицирует себя как отверженного от группы, одинокого. Не определяет конкретного партнера по общению. Указывает на то, что не общается ни со сверстниками, ни с младшими детьми.

Дети данной группы пытаются подавлять детей младшего возраста, в речевом общении используют повелительные формы наклонения, указания, действия с применением силы, громкого голоса. общения с малышами напрямую избегают. В качестве партнеров не могут договориться о ходе работы, не могут объяснить друг другу, чего хотят. в работе отмечаются конфликтные ситуации, словесные перепалки, переход на крик. Результат работы отрицательный.

По р е ф л е к с и в н о - к о м м у н и к а т и в -ному критерию достаточный уровень сформированности речевого общения был выявлен у 25% старших дошкольников, средний - у 35% детей, низкий - у 40%. У младших дошкольников достаточный уровень составляет 1,6%, средний уровень у данных детей составляет 35%, низкий уровень выявлен у 63,4% детей.

Достаточный уровень фиксировался у ребенка, у которого в общении с партнером взгляд направлен на собеседника, тон обращения доброжелателен, в речи есть ласковые и вежливые выражения.

Ребенок со средним уровнем сформиро-ванности речевого общения делит детей группы на две части: сверстников и младших (старших), предпочитает сверстников и некоторых детей другого возраста. Первым начинает разговор с партнером, тон обращения либо подавляющий собеседника, либо скованный, не использует вежливых слов и обращений.

Ребенок с низким уровнем предпочитает, чтобы первым заговорил партнер, при высказывании равнодушен, в речи не использует вежливых и ласкательных выражений, обращается не к реальному партнеру, а к персонажу картинки.

Количественные данные сформированно-сти уровней речевого общения у детей разновозрастной группы свидетельствуют, что на достаточном уровне сформированности речевого общения было только 3,9% детей младшего возраста, 25,7% - детей старшего возраста. Средний уровень показали 30,1% младших детей группы и 35% детей старшего возраста группы. Низкий уровень был отмечен у 66% детей младшего возраста и у 39,3% дошкольников старшего возраста.

Результаты целостного анализа исходного уровня речевого общения детей старшего дошкольного возраста с младшими детьми в современном дошкольном образовательном учреждении указывают на необходимость проведения целенаправленной работы по обогащению речевого опыта детей и разработки методических основ для оптимизации деятельности в этом направлении.

Педагогические условия, способствующие успешному формированию речевого общения детей в разновозрастном детском коллективе, выявлены следующие:

• взаимодействие разновозрастных субъектов в едином развивающем коммуникативно-речевом пространстве;

• организация взаимообучения дошкольников речевому общению в разновозрастном детском коллективе;

• наличие у дошкольников положительных стимулов к общению в разновозрастном детском коллективе.

Важно отметить, что успешность формирования речевого общения дошкольников в разновозрастном детском коллективе зависит от умения педагога видеть особенности индивидуального развития каждого ребенка, опираться на его сильные стороны и положительный опыт [16]. Выявленные содержательные и процессуальные условия ориентированы на межличностное взаимодействие детей в малых и больших группах, детей и взрослых в их специфических проявлениях и сочетаниях, что позволяет совершенствовать процесс речевого развития дошкольников в целом, а также интегрировать его с другими образовательными областями.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

3. Арушанова А.Г., Вавилова Е.М., Гербо-ва В.В. [и др.]. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / под ред. А.С. Алексеевой. М.: Просвещение 1990.

4. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

5. Богуславская З.М. Развитие общения дошкольников. М.: Просвещение, 1974.

6. Богуш А.М., Аматьева Е.П., Хаджираде-ва С.К. Культура речевого общения детей дошкольного возраста: метод. пособие. Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2003.

педагогические науки

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

8. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996.

10. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.

11. Давидчук А.Н., Тамбовцева А.Г. Формы организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада. М., 1988.

12. Залогина В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре. Творческие игры в детском саду. М., 1951.

13. Запорожец А.В. Психология общения. М.: Педагогика, 1987.

14. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1997.

15. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. М.: Педагогика, 1982.

16. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

17. Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Таллинн: РИУУ, 1981.

18. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

20. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. М.: ВЛАДОС, 2010.

21. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. Минск: Университетское, 1989.

22. Михайлова А.И., Кушнаренко Е.М., Губанова Н.В. Организация работы с детьми разновозрастных групп. Харьков: Ранок, 2008.

23. Нечаева В.Г., Маркова Г.А., Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1968.

24. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978.

25. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. Ярославль: Академия развития, 2006.

26. Петровский А.В. Коллектив, общение и развитие личности // хрестоматия по возрастной и пе-догической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

27. Пронина А.Н. Педагогическая диагностика как средство построения образовательного про-

цесса (на примере разновозрастной группы детского сада): дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2003.

28. Рояк A.A. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе. М.: Просвещение, 1999.

29. Рузкая А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Просвещение, 1989.

30. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива / пер. с укр. Н. Дангуловой. М.: Мол. гвардия, 1975.

31. Фоменко Л.К. Формирование синтаксического строя речи у дошкольников малокомплектного детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 1998.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008.

* * *

I. Andreeva G.M. Psihologiya social'nogo po-znaniya. M.: Aspekt Press, 1997.

2 Anikeeva N.P. Psihologicheskij klimat v kollektive. M., 1989.

3. Arushanova A.G., Vavilova E.M., Gerbova V.V. [i dr.]. Obuchenie detej v doshkol'nyh uchrezhdeni-yah sela (v usloviyah raznovozrastnoj gruppy) / pod red. A.S. Alekseevoj. M.: Prosveshchenie, 1990.

4. Bekhterev V.M. Izbrannye raboty po social'noj psihologii. M.: Nauka, 1994.

5. Boguslavskaya Z.M. Razvitie obshcheniya doshkol'nikov. M.: Prosveshchenie, 1974.

6. Bogush A.M., Amat'eva E.P., Hadzhiradeva S.K. Kul'tura rechevogo obshcheniya detej doshkol'no-go vozrasta: metod. posobie. Odessa: YUNC APN Ukrainy, 2003.

7. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968.

8. Butenko V.N. Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij v raznovozrastnoj gruppe doshkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000.

9. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech': psiholo-gicheskie issledovaniya. M.: Labirint, 1996.

10. Gerasimova E.N. Pedagogicheskie osnovy postroeniya obrazovatel'nogo processa v raznovoz-rastnyh gruppah detskogo sada: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2002.

II. Davidchuk A.N., Tambovceva A.G. Formy organizacii obucheniya v raznovozrastnoj gruppe sel'skogo detskogo sada. M., 1988.

12. Zalogina V.P. Vospitanie druzhnogo detskogo kollektiva v tvorcheskoj igre. Tvorcheskie igry v detskom sadu. M., 1951.

13. Zaporozhec A.V. Psihologiya obshcheniya. M.: Pedagogika, 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

известия вгпу

14. Ivanec I.I. Pedagogicheskie usloviya razvi-tiya rechevyh kommunikacij starshih doshkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 1997.

15. Ivanov I.P. Vospityvat' kollektivistov: iz opyta raboty shkol Leningrada i Leningradskoj oblasti. M.: Pedagogika, 1982.

16. Kudryavceva E.A. Razvitie individual'nosti rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta v kollektivnyh vzaimootnosheniyah: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2005.

17. Kurakin A.T., Lijmets H.J., Novikova L.I. Kollektiv i lichnost' shkol'nika. Tallinn: RIUU, 1981.

18. Lebon G. Psihologiya narodov i mass. SPb.: Maket, 1995.

19. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii. SPb.: Piter, 2009.

20. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya: spec. kurs. M.: VLADOS, 2010.

21. Makarenko A.S. Proektirovat' luchshee v cheloveke. Minsk: Universitetskoe, 1989.

22. Mihajlova A.I., Kushnarenko E.M., Gubano-va N.V. Organizaciya raboty s det'mi raznovozrastnyh grupp. Har'kov: Ranok, 2008.

23. Nechaeva V.G., Markova G.A., Zhukov-skaya R.I., Pen'evskaya L.A. Formirovanie kollektiv-nyh vzaimootnoshenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta. M.: Pedagogika, 1968.

24. Novikova L.I. Pedagogika detskogo kollektiva. M.: Pedagogika, 1978.

25. Pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej pered postupleniem v shkolu / pod red. T.S. Komarovoj, O.A. Solomennikovoj. Yaroslavl': Akademiya razvi-tiya, 2006.

26. Petrovskij A.V. Kollektiv, obshchenie i razvitie lichnosti // Hrestomatiya po vozrastnoj i pedogicheskoj psihologii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981.

27. Pronina A.N. Pedagogicheskaya diagnosti-ka kak sredstvo postroeniya obrazovatel'nogo processa (na primere raznovozrastnoj gruppy detskogo sada): dis. ... kand. ped. nauk. Elec, 2003.

28. Royak A.A. Formirovanie kommunikativnoj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v obrazovatel'nom processe. M.: Prosveshchenie, 1999.

29. Ruzkaya A.G. Razvitie obshcheniya do-skol'nikov so sverstnikami. M.: Prosveshchenie, 1989.

30. Suhomlinskij V.A. Mudraya vlast' kollektiva: metodika vospitaniya kollektiva / per. s ukr. N. Dan-gulovoj. M.: Mol. gvardiya, 1975.

31. Fomenko L.K. Formirovanie sintaksichesko-go stroya rechi u doshkol'nikov malokomplektnogo detskogo sada: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Elec, 1998.

32. El'konin D.B. Detskaya psihologiya: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu i special'nostyam psihologii / red.-sost. B.D. El'konin. 5-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2008.

Research of the initial level of speech communication of senior preschool age children and junior children in modern preschool educational institutions

The article deals with the urgent issue of studying the peculiarities of speech development of modern senior preschool age children in mixed-age groups of children. There are defined the essence of the notion, the criteria and the indicators of the studied phenomenon. There are presented the diagnostic tools for the research of the initial level of speech communication, its results and pedagogical conditions that provide the optimization of the educator's work in the direction.

Key words: speech communication, mixed-age group of children, senior preschool age children, junior preschool children.

(Статья поступила в редакцию 08.08.2019)

л.в. Сидорова

(якутск)

упражнения для развития познавательных универсальных учебных действий по иностранному языку у учащихся

5-го КЛАССА

Рассматривается формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-го класса на основе смыслового чтения по иностранному языку. Определяются понятие смыслового чтения и уровни понимания. Выделены уровни и критерии сформи-рованности познавательных универсальных учебных действий учащихся по иностранному языку. Описан комплекс упражнений для развития познавательных умений.

Ключевые слова: познавательная деятельность, универсальные учебные действия, смысловое чтение, иноязычное чтение, ИКТ, читательская деятельность, внеучебная деятельность.

Важнейшей целью современного основного среднего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Вопросы формирова-

О Сидорова Л.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.