Это указывает на необходимость введения в логопедическую работу по устранению заикания у детей, имеющих общее недоразвитие речи, специальных технологий, направленных не только на формирование у них коммуникативных умений и навыков, но и на развитие языковых средств и их использование в коммуникативной деятельности, что позволит значительно активизировать речевое общение детей и сформировать полноценную речевую коммуникацию.
Список литературы:
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.
2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина П.Б. Шошин. - М.: АРКГИ, 2005. - 224 с.
3. Леоньев А. А. Речевая деятельность / А. А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 34-45.
4. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
5. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. - 4-е изд., пе-рераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.
6. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 220 с.
7. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: пособие для учителей-логопедов. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
© Борисова О.Ф.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск МДОУ № 14, г. Снежинск
В работе рассматриваются особенности формирования социальной компетентности детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения.
* Заведующая МДОУ, аспирантка
В многообразии взаимодействий человека в социуме наиболее распространенными являются взаимодействия в разновозрастных социальных группах. Прежде всего, это семья и семейное окружение, которое бывает очень разнообразным по возрастным характеристикам. Неформальные дворовые детские сообщества сочетают в себе и горизонтальные, и вертикальные связи детей, т.е., дети взаимодействуют и со сверстниками, и с детьми старшего и младшего возраста. По окончании школы подросток попадает не в гомогенную среду сверстников, а начинает свою производственную и учебную деятельность в сообществе людей разных возрастов, разного опыта и интересов. В связи с этим особенно актуальным видится вопрос о готовности выпускников школ строить эффективные отношения, самореализоваться и развиваться в этой ситуации.
Последние годы количество разновозрастных групп в детских садах резко возросло как в городе, так и на селе, где комплектование малокомплектных ДОУ, как правило, велось по разновозрастному принципу. К этому привели разные причины в разных регионах и областях: закрытие детских садов в период снижения рождаемости, организация деятельности групп и детских садов компенсирующего вида, интегрированных групп. Сказалось и освоение в образовательном пространстве страны таких программ дошкольного образования и педагогических технологий как: программы «Из детства - в отрочество», «Золотой ключик», Вальдорфская педагогика, детские сады и группы М. Монтессори, толстовские группы и другие, одним из основных принципов которых является разновозраст-ность групп.
Многие исследователя оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка (Л.С. Байбородова, Б.З. Вульфов, Е.Н. Герасимова, С.Л. Ильюшкина, О.В. Соловьев и др.). Харчев А.Г. отмечает, что если семья объединяет людей различных возрастов, полов, профессий, включает несколько детей, эмоциональное и интеллектуальное развитие их становится более содержательным и всесторонним. Что же касается характера взаимовлияний старших и младших, то роли руководителей, воспитателей, организаторов, советчиков играют старшие, они передают свой опыт младшим, а младшие развиваются более быстро под влиянием опыта старших сестер и братьев [1].
Важность постоянного общения с детьми разных возрастов в том, отмечает Л.И. Божович, что оно создает у ребенка опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, позаботиться о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него организованности, ответственности. Весь этот опыт отношений способствует формированию у детей различных черт ума и характера, способствует их многостороннему развитию [3].
Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. В основе ее лежат фундаментальные исследования вопросов взаимодействия детей разного возраста Л.В. Байбородовой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова, М.И. Лисиной, Г.Ф. Суворовой, Е.И. Гихеевой и др. Существенный вклад в изучение разновозрастных дошкольных объединений внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Г.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и другие.
Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других [5].
Исследовав социально-психологический климат в разновозрастной группе ДОУ, Т.Ю. Кириллова пришла к выводу, что осознание нравственных норм более адекватно у детей из разновозрастной группы. Они правильнее оценивают поведение других детей и мотивируют свою оценку [6].
Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, при этом происходит ориентация на «зону ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего.
Можно выделить следующие функции, которые реализуются разновозрастной группой, точнее, теми взаимоотношениями, которые в ней складываются:
- функция преемственности;
- функция социальной защиты;
- компенсаторная функция
Функция преемственности заключается в том, что старшие дети передают, как на собственном примере, так и через оказание помощи правила сложившегося коллектива, особенности организации жизни группы. В процессе совместной деятельности и общения происходит преобразование имеющегося опыта старших, а также обогащение и развитие опыта младших.
Взаимоотношения в разновозрастной группе выполняют функцию социальной защиты. Прежде всего, это помощь старших младшим в повседневной и учебной деятельности при выполнении непосильной для младших работы. Во-вторых, это поддержка тех детей, которым трудно полностью реализовать свои возможности в соответствии с возрастом в силу особенностей развития. Такие дети комфортнее чувствуют себя среди младших, имеют возможность утвердить себя, получить признание.
Взаимодействие детей в разновозрастной группе обеспечивает компенсаторную функцию. «Свойства младших всегда дополняют свойства старших, и обратно» (И.С. Кон).
Принципы развития социального взаимодействия в разновозрастных группах (по Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкову) [2]:
- интеграция и дифференциация интересов детей;
- вариативность выбора форм взаимодействия старших и младших;
- динамичность и поливариативность ролевого участия детей в социальных отношениях разновозрастной группы;
- референтность и нонконформизм в отношениях участников взаимодействия;
- саморазвитие и самоорганизация жизнедеятельности разновозрастной группы.
В целом современное состояние изученности проблемы организации образовательного пространства и жизнедеятельности разновозрастных групп отличается невысоким уровнем и незначительно по объему. Не полно раскрыты механизмы и специфика развития детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствует концепция системной реализации этих механизмов в образовательном процессе [4].
Анализ особенностей организации образовательного процесса и выстраивания взаимодействия всех его субъектов в группах, работающих по системе М. Монтессори, позволяет определить следующие основания для овладения детьми разного возраста социальных норм, развития социально-значимых качеств:
- формирование групп из детей 3-6 лет в таком соотношении, чтобы дети могли выстраивать как горизонтальные, так и вертикальные отношения: по 5-6 детей каждой возрастной подгруппы и примерно равное гендерное соотношение детей;
- создание социокультурной развивающей среды, в которой каждый ребенок может найти возможности и средства для самореализации, качественного и разнообразного общения, реализации потребностей и нужд в соответствии с возрастом и сензитивным периодом развития;
- готовность воспитателей группы к педагогическому взаимодействию с детьми разного возраста, способности диагностировать возрастные и индивидуальные проявления участников межвозра-стного взаимодействия, их многообразные взаимные влияния, оценивать их педагогическую целесообразность и прогнозировать образовательные результаты;
- создание и поддержание педагогами атмосферы принятия каждого ребенка, доброжелательности, терпимости, толерантности, равноправного участия детей разных возрастов во всех событиях, проектах на уровне своих возможностей и умений;
- соблюдение принятых правил группы всеми членами сообщества, независимо от возраста, оказание более старшими детьми помощи в соблюдении правил более младшими;
- гибкое сочетание индивидуальных, подгрупповых, групповых форм деятельности, в которых реализуются разнообразные виды взаимодействия детей, поддержка совместной деятельности во время свободной работы с дидактическими материалами, особенно тех детей, которые с трудом строят отношения с детьми группы;
- развитие и поддержка наставничества и обучения старшими детьми более младших или сверстников, которым требуется дополнительная помощь в освоении нового знания или навыка, а также развитие умения просить и предлагать помощь;
- постоянная работа с семьями воспитанников, привлечение их к традиционным праздникам, подчеркивание семейного типа построения отношений между субъектами образовательного процесса.
Указанные основания вытекают из гуманистических принципов построения образовательного: признании самоценности личности каждого ребенка, субъектности всех членов сообщества, создании условий для самопостроения личности, свободы выбора и самостоятельности, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, доверия и поддержки, интегративности всех процессов в ДОУ.
Многолетние наблюдения показали, что адаптация детей младшего возраста происходит легче в разновозрастной, чем в гомогенной группе. Этому способствует взятие старшими детьми на себя заботы о малышах, оказание им помощи во всех режимных моментах. С другой стороны, приобретение навыков самостоятельности также происходит быстрее в разновозрастной группе. Одной из причин этого видится стремление младших детей тянуться за старшими, не отставать от них в общих делах. В разновозрастной группе практически отсутствует сравнение детей друг с другом, так как возможности и уровень освоения разных компетенций у всех детей разновозрастной группы различны. Практикуемая оценка достижений ребенка относительно предыдущего уровня, сегодняшнего по сравнению со вчерашним, позволяет детям формировать адекватную самооценку, учиться видеть свои достижения и оценивать их. Предоставляемая свобода выбора партнера по совместной деятельности и по общению, стихийные и организованные педагогами ситуации взаимодействия и решения совместных творческих, бытовых, игровых задач детьми разного возраста, позволяет освоить коммуникативные навыки, разные уровни общения, способы разрешения конфликтных ситуаций. Этому помогает и пример педагога, который, демонстрируя позитивный стиль общения, способы прояснения и проговаривания своих чувств, помогает детям постепенно научиться решать проблемы взаимоотношений, строить их конструктивно.
Ребенок проходит восхождение от попыток использования разных форм взаимодействия к выработке социально позитивных навыков общения.
Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год -сильным, умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они - главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела - например, порезать фрукты и овощи для обеда, организовать игру и т.п. Ребенок становится взрослым, теперь уже он сам помогает воспитателю, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение - что очень важно! - созревает в самом ребенке. Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.
Важными результатами разнопланового общения и взаимодействия детей 3-6 лет мы видим формирование таких значимых социальных качеств, как:
- умение предложить помощь и попросить о помощи;
- эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
- учет и принятие особенностей другого человека, а, следовательно,
- терпимость и толерантность;
- адекватная самооценка;
- уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
- коммуникативные навыки разных уровней и видов и др.
Таким образом, комплектование групп по разновозрастному принципу с учетом реализации гуманистических принципов организации образовательного процесса и выстраивания взаимоотношений между субъектами сообщества приводит к формированию социально значимых качеств личности ребенка и, соответственно, к формированию социальной компетентности дошкольника.
Как видим, разновозрастность групп тесно переплетается с другими условиями формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста - созданием социокультурной развивающей предметно-пространственной среды и готовностью педагогов к реализации принципов гуманистической педагогики. И только вместе они могут дать наиболее позитивный эффект взращивания социально активной и грамотной личности,
способной совершать выбор и брать на себя ответственность, действовать на благо общества.
Список литературы:
1. Анохин Е.В. Психолого-педагогические особенности деятельности детских разновозрастных объединений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rada.kiev.ua/LIBRARY/new.
2. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. - Казань,1994.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
4. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Герасимова. - СПб., 2002. - 339 с.
5. Захарова О. Л. Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе / О.Л. Захарова // Актуальные проблемы психологического знания: сб. науч. трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. -Вып. 2. - С. 55-60.
6. Кириллова Т.Ю. Социально-психологический климат в разновозрастной группе ДОУ [Электронный ресурс] / Т.Ю. Кириллова. - Режим доступа: www.humanities.edu.ru/db.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»
© Верховцев К.Н.*
Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень
В статье излагаются основные аспекты преподавания дисциплины «Психология массовых коммуникаций»: активные и пассивные, приведена их сравнительная характеристика. Приведен опыт использования рейтинговой системы оценки в университете.
Психология массовой коммуникации - новая, современная мета-наука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).
* Доцент кафедры Социальных технологий, кандидат педагогических наук