Научная статья на тему 'Проблемы социализации современных дошкольников'

Проблемы социализации современных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7169
1148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришаева Н. П.

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребенка к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации современных дошкольников»

Проблемы социализации современных дошкольников

Гришаева Н.П.,

старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ, научный руководитель ОИП ЮЗАО, Москва, Россия

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребенка к школе.

Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Как отмечалось выше, родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребенок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад играть и гулять с детьми. Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) -научить всех читать и писать (при желании ребёнка в основном играть). Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, как отмечалось, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса.

Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определённые личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребёнку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По данным опроса родителей в Москве и Подмосковье лишь 1 % детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям. (Опрос родителей проведен в 52 ДОО в рамках инновационной площадки

Москвы и Подмосковья с целью определения самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в деятельности дома, на улице и в общественных местах.) Самостоятельность детей проявляется, по мнению 60 % родителей, лишь в выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, некоторым соблюдением правил поведения в общественных местах.

Таким образом, ДОО становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность («Формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка» - одна из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, п. 1.6.), а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.

Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся

жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности - предоставление ребенку условий для социального развития.

В данном контексте первоочередной задачей становится определение понятия «социальное развитие дошкольников». За последние несколько лет появилось немало программ и методик социализации детей дошкольного возраста, где в основном рассматриваются вопросы, связанные с определением содержания социальных навыков, знаний и умений, и лишь единичные касаются изменения всей технологии жизни ребенка в ДОО. Например, «Золотой ключик», «Шаг за шагом», «Методика М. Монтессори», «Вальдорфская педагогика» и т.д.

Исходя из проблем социальной жизни в мегаполисе, современных проблем детско-родительских отношений и миссии дошкольной образовательной организации, нами были сформулированы следующие задачи социального развития детей в ДОО:

- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

- развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я - член коллектива, я -член семьи, я - мальчик или девочка; я - москвич или житель того города, где находится ДОО), я - житель России, я - житель Земли, я - часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.

- развитие способности к принятию собственных решений - на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.

Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. (В соответствии с ФГОС ДО, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка.) Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Исследователи Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Несмотря на то что такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность

проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период. Поэтому важнейшей задачей воспитания в детском саду является научение ребёнка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств.

Под способностью старшего дошкольника к саморегуляции мы понимаем развитую способность, связанную с оценкой, организацией и накоплением личностного опыта, приобретаемого в процессе организации совместной с педагогом деятельности. Она определяется возможностью постановки ребёнком личностно значимых смыслов, целей, задач, планированием действий, самоконтролем и коррекцией результатов деятельности. Речь идет об освоении опыта рефлексивного проектирования той сферы жизни личности, которая связана с вхождением старших дошкольников в мир социальных отношений.

Нейропсихологи так определяют условия формирования произвольной саморегуляции. «Для этого необходимы три условия, - пишет А.В. Семенович, -возрастная зрелость всех систем и подсистем организма, актуализация адекватного данному возрасту программы взаимодействия с собой и окружающим миром.

Второе - обогащённость внешней среды, изменчивость и постоянство которой должны находиться в оптимальном соотношении, что позволяет выработать и упрочить наиболее эффективное поведение.

Третье - взрослое окружение ребёнка, дающее адекватные социальные образцы» (Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис. - 2013. -С. 10.

Таким образом, механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОО является:

- создание развивающей трасформируемой среды как предметной, так и среды «Развивающего общения»;

- трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОО значимых образцов социального поведения;

- регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;

- создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социальную значимую деятельность;

- разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в ДОО.

Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию его педагогов, пересмотру всего содержания программы?

Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяет авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательном комплексе. Основная цель технологии - развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоения ими социальных ролей и нравственных позиций.

Литература

1.Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду//Обруч.№3. С.35-38.

2.Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.

3.Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение»//Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.

4.Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов?//Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.

5.Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).

6.Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.

7.Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/index.php/ctp-news/180-5con2011 (дата обращения: 10.11.13).

8. Козлова С.А. «Я-человек. Программа социального развития ребенка» Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание дошкольников» Изд. Школьная пресса 2012

9. Козлова С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.» Коррекционно-развивающее занятие с дошкольниками. Л.И. Катаева. - М.: «Линка-пресс», 2000г. - 224 с.

10. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015. - 184с. - (Тропинки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.