Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я)'

Организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / культурно-досуговые компетенции / additional professional education / cultural and leisure competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манжуева Н.Ф., Лоскина М.Н.

В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я). Формирование культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования залог успешной профессионализации. В связи с этим требуется обеспечение упорядоченного и эффективного функционирования учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манжуева Н.Ф., Лоскина М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions for the formation of cultural and leisure competencies in the system of additional vocational education on the example of the State Budgetary Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) “Resource and Design Center” MK and DR RS (Y)

The article reveals the organizational and pedagogical conditions for the formation of cultural and leisure competencies in the system of additional vocational education on the example of the State Budgetary Institution of the RS (Y) “Resource and Design Center” MK and DR RS (Y). The formation of cultural and leisure competencies in the system of additional professional education is the key to successful professionalization. In this regard, it is required to ensure the orderly and effective functioning of the educational process.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я)»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-187-192

Организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я)

Н.Ф. Манжуева1, М.Н. Лоскина2

1Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, ул. Петра Алексеева, 49/1

State budgetary institution of the Republic of Sakha (Yakutia) “Resource and Design Center” of the Ministry of Culture and Spiritual Development of the Republic of Sakha (Yakutia)

Petra Alekseeva str., 49/1, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk 677000 Russia

2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый) Центр» городского округа «город Якутск»

Республика Саха (Якутия), 677009, г. Якутск, ул. Жорницкого, 7/1

Municipal budgetary educational institution of additional education “Children's (teenage) Center” of the urban district “city of Yakutsk”

Zhornitskogo str., 7/1, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk 677009 Russia

e-mail: loskina_mariya@mail.ru

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, культурно-досуговые компетенции.

Key words: additional professional education, cultural and leisure competencies.

Резюме: В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я). Формирование культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования залог успешной профессионализации. В связи с этим требуется обеспечение упорядоченного и эффективного функционирования учебного процесса.

Abstract: The article reveals the organizational and pedagogical conditions for the formation of cultural and leisure competencies in the system of additional vocational education on the example of the State Budgetary Institution of the RS (Y) “Resource and Design Center” MK and DR RS (Y). The formation of cultural and leisure competencies in the system of additional professional education is the key to successful professionalization. In this regard, it is required to ensure the orderly and effective functioning of the educational process.

[Manzhueva N.F.1, Loskina M.N.2 Organizational and pedagogical conditions for the formation of cultural and leisure competencies in the system of additional vocational education on the example of the State Budgetary Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) “Resource and Design Center” MK and DR RS (Y)]

В современном российском обществе происходят серьезные процессы реформирования всех сфер нашей жизни. Без сомнения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере культуры требует также изменений. Ведь от профессионализма работников зависит и степень удовлетворенности населения (Харченко, 2011). Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) совместно с АУ РС (Я) «АРКТИКА», Сибирским отделением РАН Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера проведен комплексный анализ состояния и тенденций развития культурной политики и социокультурного развития республики, где использован социологический опрос по оценке удовлетворенности населения качеством, спектром предоставляемых услуг по выработке предложений по повышению эффективности деятельности учреждений культуры (Авторский коллектив, 2016). Ведь от состояния кадров, степени их профессиональной подготовки, наличия достаточных фундаментальных теоретических знаний и получения разносторонних практических навыков зависит состояние всей социально-культурной сферы республики. Данные исследования по составу кадров, наличию профильной подготовки, сформированности профессиональных компетенций, организации аттестационного процесса показали наличие острых проблем (Манжуева, 2015).

Исходя из вышеизложенного целью исследования является организационно-педагогические условия формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования на примере ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я).

Исследования проводились в ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» МК и ДР РС(Я). Распоряжение правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2606-р «План мероприятий («дорожная карта») "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" направлено на работу по повышению качества профессиональных кадров, состояние подготовки кадров для отрасли культура. В связи с этим требуется и качественное дополнительное профессиональное образование: повышение квалификации и переподготовка. Произошли изменения в форме и содержании педагогического процесса дополнительного профессионального образования. Широко используются информационные и коммуникационные технологии, которые позволяют проводить разноформатное обучение: вебинары, дистанционное обучение и т.д. Учитывая, специфику системы образования в сфере культуры и искусств, а также природно-климатические и транспортные особенности Республики Саха (Якутия) разрабатываются различные программы дополнительного профессионального образования. Приоритетное значение приобретают вопросы сформированности культурно-досуговых компетенций в определенных организационно-педагогических условиях.

Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) подготовлена целенаправленная программа по вопросам профессионализации кадров. В Республике принято Постановление Правительства РС (Я) от 02.10.2017г. № 320 «О мерах реализации в 2017-2018 годах Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 289 августа 2012 г. «1616 «О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017годы». По реализации данных документов проведен круглый стол «Вопросы профессионализации кадров сферы культуры», где обсуждались проблемы формирования культурно-досуговых компетенций специалистов культуры и пути реализации. В роли экспериментальной базы исследования выступает Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ресурсно-проектный центр» при Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), целью которого является ресурсное обеспечение и систематизация кадровой политики отрасли культуры и искусств. А также учебные центры дополнительного профессионального образования среднего и высшего профессионального образования республики. В сфере культуры существовала система дополнительного профессионального образования для специалистов, но она была недостаточно эффективна. За последнее время наблюдается положительная динамика в организации различных форм повышения квалификации для работников сферы культуры и искусств. «В 2017 году проведено 29 курсов повышения квалификации. С получением лицензии с апреля 2017 года выдано - 1153 удостоверения государственного образца. В 2018 году проведено 46 курсов повышения квалификации, из них 23 выездных курсов повышения квалификации, выдано 1332 удостоверения установленного образца» (Лоскина, 2019). А в 2020 году, несмотря на пандемию, 171 человек получили дипломы по переподготовке и 1598 - повышение квалификации. Ресурсно-проектный центр создает информационную базу специалистов, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку, которая обеспечит полный и всесторонний охват всех специалистов отрасли.

За время существования учреждения проведена диагностика культурно-досуговых компетенций специалистов культуры; осуществлен мониторинг уровня и качества культурно-досуговых компетенций; проведена оценка готовности работников и преподавателей к формированию профессиональных компетенций. Появилась необходимость разработки концептуальных основ применения компетентностного подхода.

Учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования требует определенных педагогических навыков от преподавателей, узких специалистов культуры. С ними проведена работа по оформлению учебно-планирующей документации, организации учебного занятия, контролю сформированности профессиональных компетенций и т.д. На постоянной основе проводится анкетирование слушателей и преподавателей на предмет усвоения материала, разнообразия форм и методов, доступности учебного материала и как следствие качества преподавания.

Отметим авторскую концепцию А.Д. Жаркова (2013), предполагающую активное взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, включенных в процесс достижения цели. В своих научных трудах профессор А.Д. Жарков рассматривает ее следующие компоненты:

- организационный, как наличие штатного расписания, должностных инструкций, отделов, участков работы, планов работы и т.д.;

- методической, как умение создавать сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.;

- психологический, имеющий в своем наличии знания о потребностях, мотивах, интересах психологических установках, досуговых предпочтениях, предметной деятельности (в данном случае хореографической).

В своей деятельности мы ориентировались на рекомендации А.Д. Жаркова, проводя работу по организации учебного процесса, по структуре и содержанию учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия).

Таким образом, мы пришли к выводу что, наше учреждение находится на стадии формирования организационно-педагогических условий, включающую в себя педагогическую готовность преподавателя к профессиональной деятельности и мотивацию обучающихся; практическую направленность обучения; использование современных инновационно- информационных технологий; наличие требований и условий контроля и т.д.. Определив критерии оценки профессиональной деятельности преподавания, можно влиять на процесс самой подготовки, вносить необходимые коррективы. Проведя такие исследования, можно решить возникающие противоречия между требованиями на современном этапе к специалистам и фактической их профессиональной готовностью.

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2013. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. М.: МГУКИ. 456 с.

Комплексный анализ деятельности учреждений культуры Республики Саха (Якутия): итоги научного исследования: авторский коллектив. Якутск, 2016. 164 с.

Лоскина М.Н. 2019. Условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов на примере ГБУ РС (Я) «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Cаха (Якутия). - Мир науки, культуры, образования. 4 (77): 60-62.

Манжуева Н.Ф. 2015. Кадровая политика отрасли культура в Республике Саха (Якутия). - Культурное наследие. 3: 41-45.

Харченко К.В. 2011. «Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований». М.: Альперия. 260 с.

Получена / Received: 06.02.2021

Принята / Accepted: 20.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.